Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫХ ЛИЦ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫЕ ЛИЦА / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гилязетдинов Марат Рамилевич, Денисов Алексей Дмитриевич

В представленной статье обосновываются предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства в сфере раннего предупреждения правонарушений среди осужденных к лишению свободы. По мнению авторов, предложенные изменения позволят сотрудникам оперативных подразделений УИС наиболее эффективно организовать и проводить работу по раннему предупреждению правонарушений, замышляемых осужденными, в том числе неоднократно отбывающими наказание в виде лишение свободы, что, в конечном счете, будет являться залогом их успешной ресоциализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гилязетдинов Марат Рамилевич, Денисов Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE LEGISLATION AS A PREREQUISITE FOR SOLVING THE PROBLEM OF RE-SOCIALIZATION OF REPEATEDLY CONVICTED PERSONS

The presented article substantiates proposals for improving operational investigative legislation in the field of early warning of offenses among those sentenced to imprisonment. According to the authors, the proposed changes will allow the employees of the operational units of the penal system to most effectively organize and carry out work on early prevention of offenses planned by convicts, including those repeatedly serving sentences in the form of imprisonment, which, ultimately, will be the key to their successful re-socialization

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫХ ЛИЦ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_232 УДК 343.8

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕОДНОКРАТНО СУДИМЫХ ЛИЦ IMPROVEMENT OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE LEGISLATION AS A PREREQUISITE FOR SOLVING THE PROBLEM OF RESOCIALIZATION REPEATEDLY CONVICTED PERSONS

ГИЛЯЗЕТДИНОВ Марат Рамилевич,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин

ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН».

Россия, Пермский край, г. Пермь ул. Карпинского, 125.

E-mai l: gil iazetdinovmarat@ya. ru ;

ДЕНИСОВ Алексей Дмитриевич,

научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1. E-mail: denisovalexey@ya.ru;

GILYAZETDINOV Marat Ramilevich,

Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service. 125 Karpinsky str., Perm. E-mai l: gil iazetdinovmarat@ya.ru ;

DENISOV Alexey Dmitrievich,

Researcher at SIC-1 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Moscow, Narvskaya str., 15 «a», p.1. E-mail: denisovalexey@ya.ru

Краткая аннотация: в представленной статье обосновываются предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства в сфере раннего предупреждения правонарушений среди осужденных к лишению свободы. По мнению авторов, предложенные изменения позволят сотрудникам оперативных подразделений УИС наиболее эффективно организовать и проводить работу по раннему предупреждению правонарушений, замышляемых осужденными, в том числе неоднократно отбывающими наказание в виде лишение свободы, что, в конечном счете, будет являться залогом их успешной ресоциализации

Abstract: the presented article substantiates proposals for improving operational investigative legislation in the field of early warning of offenses among those sentenced to imprisonment. According to the authors, the proposed changes will allow the employees of the operational units of the penal system to most effectively organize and carry out work on early prevention of offenses planned by convicts, including those repeatedly serving sentences in the form of imprisonment, which, ultimately, will be the key to their successful re-socialization

Ключевые слова: исправительные учреждения, неоднократно судимые лица, осужденные, профилактика правонарушений, ресо-циализация.

Keywords: correctional institutions, repeatedly convicted persons, convicts, prevention of offenses, resocialization.

Дата направления статьи в редакцию: 08.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Предупреждение преступности - это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоци-ализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений. В данном случае задачи, поставленные перед оперативными подразделениями системы исполнения наказаний, и задачи ресоциализации являются по сути идентичными, учитывая, что, выполняя функции по выявлению преступлений и лиц, их совершивших, оперативно-розыскные аппараты одновременно осуществляют оперативно-розыскное обеспечение процесса ресоциализации лиц, отбывающих наказание.

Указанная деятельность осуществляется в соответствии с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства, которыми являются: исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Правовые основания деятельности оперативных подразделений в исправительных учреждениях УИС также содержатся в статье 84 УИК РФ, в соответствии с которой задачами оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях являются обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Поскольку деятельность оперативных подразделений ФСИН России должна быть направлена на исполнение действующего законодательства, указанные цели и задачи будут определять также сферу их деятельности.

Как было отмечено ранее, анализ причин и условий повторной преступности среди лиц, освободившихся и вновь поступивших в 2020

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

году в исправительные колонии строгого режима, позволил выявить следующую закономерность. Так, у 85,5% повторно осужденных к лишению свободы по первой судимости имелись нарушения установленного порядка и условий отбывания наказания.

Необходимо отметить, что выявленная нами закономерность несет в себе весьма опасный криминогенный потенциал, который в условиях предельно высокой концентрации наиболее криминально пораженной части осужденных (неоднократно судимых лиц) может привести, а зачастую и приводит, не только к пенитенциарным конфликтам, но и повторным преступлениям как во время исполнения лишения свободы, так и после освобождения из исправительного учреждения, о чем свидетельствуют не только данные официальной статистики, но и результаты проведенного нами исследования. Нетрудно предвидеть, что по мере увеличения количества, а также ухудшения криминологических характеристик такой категории осужденных как неоднократно судимые лица интенсивность нарушений, порождающих преступления, будет увеличиваться.

В связи с этим, считаем целесообразным, в отношении лиц, имеющих нарушения режима и намерения заниматься противоправной деятельностью после освобождения из исправительного учреждения, проводить комплекс мероприятий, в том числе, оперативно-розыскных (наблюдение, опрос), направленных на предупреждение и пресечение возможных преступлений с их стороны, в целях их ресоциализации.

Однако, приходится констатировать, что в настоящее время в законодательных актах практически отсутствует надлежащая нормативно-правовая база для организации и осуществления раннего предупреждения преступлений сотрудниками оперативно-розыскных аппаратов ФСИН России.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон) задачами оперативно-розыскной деятельности, в том числе, в исправительных учреждениях являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Наряду с этим, статья 84 УИК РФ со ссылкой на российское законодательство определяет, что задачами ОРД в исправительных учреждениях являются: выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительном учреждении преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

По замыслу законодателя достижение обозначенных задач должно осуществляться посредствам проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), исчерпывающий перечень которых указан в ст. 6 Закона, по основаниям, предусмотренным статьей 7 Закона.

Результаты компаративного анализа норм приведенных нормативно-правовых актов выявил ряд пробелов и несоответствий в регламентации вопросов оперативно-розыскной деятельности.

Во-первых, сопоставление целей и задач ОРД в Законе (ст.ст. 1 и 2) и УИК РФ (ст. 84) показывает их смысловое расхождение. Для оперативных подразделений осуществляющих ОРД в исправительных учреждениях предусмотрены дополнительные задачи, которые не входят в перечень задач, установленных Законом.

Во-вторых, среди оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе, в исправительных учреждениях, законодатель выделяет сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В связи с этим, возникает закономерный вопрос: «Вправе ли оперативный сотрудник осуществлять работу по раннему предупреждению и раскрытию готовящихся в исправительном учреждении преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания, если нет оснований указанных в ст. 7 Закона?

Полагаем, что нет. Имея в своем распоряжении лишь информацию о намерении лица совершить противоправные действия, оперативный работник не вправе проводить мероприятия, обозначенные в ст. 6 Закона. Более того, как справедливо отмечается в научной литературе, это может повлечь юридическую ответственность сотрудников оперативных подразделений., поскольку «перейдя границу» данные лица легко могут стать субъектом преступления [1. С.117]. Рассматриваемая ситуация характерна прежде всего для соблюдения при проведении оперативно-розыскных мероприятий норм уголовного закона, которые относятся к институтам неоконченного преступления, соучастия в преступлении и обстоятельств, исключающих преступность деяния [2. С.128].

Между тем в теории оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) раннее предупреждение преступлений признается самостоятельной организационно-тактической формой ОРД [3. С.166], которая определяется как система целенаправленных и иных предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания на них профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также использования негласной информации в общепрофилактической работе [4. С.132-133].

На наш взгляд, рассматриваемая задача ОРД не может сводиться к обнаружению лишь совершенных, то есть оконченных преступлений. Закон ориентирует оперативные подразделения государственных органов, осуществляющих ОРД, на выявление не только совершенных, но и подготавливаемых, а также совершаемых преступлений. Теория и практика ОРД идут еще дальше, признавая объективную необходимость выявления замышляемых преступлений [5. С.9]. Указанное обстоятельство требует внесение в действующий Закон, в части расширения имеющихся возможностей раннего предупреждения правонарушений. В связи с этим часть 2 статьи 7 Закона (основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий) предлагаем изложить в следующей редакции:

ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: намерении лиц совершить противоправное деяние, признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавлива-

ющих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Полагаем, что предложенные изменения позволят сотрудникам оперативных подразделений УИС наиболее эффективно организовать и проводить работу по раннему предупреждению правонарушений, замышляемых осужденными, в том числе неоднократно отбывающими наказание в виде лишение свободы, что, в конечном счете, будет являться залогом их успешной ресоциализации.

Библиогра фия:

1. Шкабин Г.С. Реализация норм уголовного права при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Право и государство: теория и практика. 2017.

№ 7 (151).

2. Шкабин Г.С., Плешаков А.М. Формы реализации норм уголовного права при осуществлении оперативно-разыскной деятельности // Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Горяинова Константина Константиновича. Москва. 2021.

3. Алексеев А.И., Синилов Г.К. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М.: ВНИИ МВД СССР, 1973.

4. Лукашов В. А. Проблемы оперативно-розыскной деятельности: избранные работы / Сост. К. К. Горяинов, А. П. Исиченко, А. С. Вандышев. — М., 2005.

5. Исиченко А.П. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях // Ведомости УИС. 2012. № 1.

References (transliterated):

1. SHkabin G.S. Realizaciya norm ugolovnogo prava pri osushchestvlenii operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2017. № 7 (151).

2. SHkabin G.S., Pleshakov A.M. Formy realizacii norm ugolovnogo prava pri osushchestvlenii operativno-razysknoj deyatel'nosti // Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati zasluzhennogo deyatelya nauki Rossijskoj Federacii, doktora yuridicheskih nauk, professora Goryainova Konstantina Konstantinovicha. Moskva. 2021.

3. Alekseev A.I., Sinilov G.K. Aktual'nye problemy teorii operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del. M.: VNII MVD SSSR, 1973.

4. Lukashov V. A. Problemy operativno-rozysknoj deyatel'nosti: izbrannye raboty / Sost. K. K. Goryainov, A. P. Isichenko, A. S. Vandyshev. — M., 2005.

5. Isichenko A.P. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Vedomosti UIS. 2012. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.