Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ ФСИН РОССИИ ПО ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛИДЕРАМ УГОЛОВНО-ПРЕСТУПНОЙ СРЕДЫ ПРИ РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ ФСИН РОССИИ ПО ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛИДЕРАМ УГОЛОВНО-ПРЕСТУПНОЙ СРЕДЫ ПРИ РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ / ПРОФИЛАКТИКА / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЛИДЕР УГОЛОВНО-ПРЕСТУПНОЙ СРЕДЫ / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / УГОЛОВНЫЕ ТРАДИЦИИ / КОМПРОМЕТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пьянков Матвей Николаевич

В статье рассматриваются основные способы и методы противодействия лицам, содержащихся в учреждениях и следственных изоляторах УИС, из числа лидеров уголовно-преступной среды и активных участников групп, осужденных отрицательной направленности, содержащихся в учреждениях и следственных изоляторах УИС что способствуют улучшению эффективности отдельных направлений деятельности оперативных аппаратов УИС по применению оперативно-розыскных средств, при обеспечении уголовного преследования. Выявленные и описанные основные типовые модели деятельности оперативных подразделений УИС в исследуемой сфере. Автор указывает факторы, определяющие необходимость применения оперативно-розыскной тактики при раскрытии преступлений, совершаемых в учреждениях и следственных изоляторах УИС, и раскрывает требования деятельности по раскрытию преступлений оперативными аппаратами УИС. Указаны особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы. Сформулированы предложения по повышению эффективности раскрытия преступлений оперативными подразделениями УИС с учетом условий, способствующих раскрытию преступлений, а также нейтрализации препятствующих раскрытию преступлений факторов. Изложенные в статье предложения, направлены на совершенствование законодательства, нормативной базы и методики применения оперативно-розыскных мер по обеспечению уголовного преследования в отношении преступлений, совершаемых на объектах УИС, а также прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пьянков Матвей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE TASKS OF THE OPERATIONAL APPARATUSES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA ON OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE SUPPORT OF CRIMINAL PROSECUTION TO COUNTERACT THE LEADERS OF THE CRIMINAL ENVIRONMENT IN THE DISCLOSURE OF CRIMES COMMITTED IN INSTITUTIONS AND PRE-TRIAL DETENTION FACILITIES OF THE PENAL SYSTEM

The article discusses the main ways and methods of countering persons held in institutions and pre-trial detention centers of the criminal justice system, from among the leaders of the criminal environment and active participants of groups, convicted of a negative orientation, held in institutions and pre-trial detention centers of the criminal justice system, which contribute to improving the effectiveness of certain areas of activity of the operational apparatus of the criminal justice system for the use of operational investigative means, while ensuring criminal prosecution. Identified and described the main typical models of the activities of the operational units of the UIS in the field under study. The author points out the factors determining the need for the use of operational-search tactics in the detection of crimes committed in institutions and pre-trial detention centers of the penitentiary system, and reveals the requirements for the detection of crimes by the operational apparatus of the penitentiary system. The features of carrying out operational search activities in places of deprivation of liberty are indicated. Proposals are formulated to improve the efficiency of crime detection by the operational units of the criminal justice system, taking into account the conditions that contribute to the detection of crimes, as well as the neutralization of factors that prevent the detection of crimes. The proposals set out in the article are aimed at improving the legislation, the regulatory framework and the methodology for applying operational investigative measures to ensure criminal prosecution in relation to crimes committed at the facilities of the penitentiary system, as well as past years.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ ФСИН РОССИИ ПО ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛИДЕРАМ УГОЛОВНО-ПРЕСТУПНОЙ СРЕДЫ ПРИ РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_126 УДК 343.9

ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ ФСИН РОССИИ ПО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛИДЕРАМ УГОЛОВНО-ПРЕСТУПНОЙ СРЕДЫ

ПРИ РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ SEPARATE TASKS OF OPERATIONAL UNITS OF THE FEDERAL PENITENTIARY

SERVICE OF RUSSIA ON OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE SUPPORT OF CRIMINAL PROSECUTION TO COUNTERACT THE LEADER OF THE CRIMINAL ENVIRONMENT IN THE DISCLOSURE OF CRIMES COMMITTED IN INSTITUTIONS AND PRE-TRIAL DETENTION CENTERS OF THE PENITENTIARY SYSTEM

ПЬЯНКОВ Матвей Николаевич,

научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников

уголовно-исполнительной системы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];

PYANKOV Matvey Nikolaevich,

Research associate of the Department of Psychological Support of Professional activity of employees of the Penal Enforcement System of the Center for Research of Problems of Execution of Criminal Penalties and Psychological support of professional activity of employees of the Penal Enforcement System of the Federal State Institution of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются основные способы и методы противодействия лицам, содержащихся в учреждениях и следственных изоляторах УИС, из числа лидеров уголовно-преступной среды и активных участников групп, осужденных отрицательной направленности, содержащихся в учреждениях и следственных изоляторах УИС что способствуют улучшению эффективности отдельных направлений деятельности оперативных аппаратов УИС по применению оперативно-розыскных средств, при обеспечении уголовного преследования. Выявленные и описанные основные типовые модели деятельности оперативных подразделений УИС в исследуемой сфере. Автор указывает факторы, определяющие необходимость применения оперативно-розыскной тактики при раскрытии преступлений, совершаемых в учреждениях и следственных изоляторах УИС, и раскрывает требования деятельности по раскрытию преступлений оперативными аппаратами УИС. Указаны особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы. Сформулированы предложения по повышению эффективности раскрытия преступлений оперативными подразделениями УИС с учетом условий, способствующих раскрытию преступлений, а также нейтрализации препятствующих раскрытию преступлений факторов. Изложенные в статье предложения, направлены на совершенствование законодательства, нормативной базы и методики применения оперативно-розыскных мер по обеспечению уголовного преследования в отношении преступлений, совершаемых на объектах УИС, а также прошлых лет.

Abstract: The article discusses the main ways and methods of countering persons held in institutions and pre-trial detention centers of the criminal justice system, from among the leaders of the criminal environment and active participants of groups, convicted of a negative orientation, held in institutions and pre-trial detention centers of the criminal justice system, which contribute to improving the effectiveness of certain areas of activity of the operational apparatus of the criminal justice system for the use of operational investigative means, while ensuring criminal prosecution. Identified and described the main typical models of the activities of the operational units of the UIS in the field under study. The author points out the factors determining the need for the use of operational-search tactics in the detection of crimes committed in institutions and pre-trial detention centers of the penitentiary system, and reveals the requirements for the detection of crimes by the operational apparatus of the penitentiary system. The features of carrying out operational search activities in places of deprivation of liberty are indicated. Proposals are formulated to improve the efficiency of crime detection by the operational units of the criminal justice system, taking into account the conditions that contribute to the detection of crimes, as well as the neutralization of factors that prevent the detection of crimes. The proposals set out in the article are aimed at improving the legislation, the regulatory framework and the methodology for applying operational investigative measures to ensure criminal prosecution in relation to crimes committed at the facilities of the penitentiary system, as well as past years.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное обеспечение, уголовное преследование, преступление, документирование, оперативно-розыскные меры, профилактика, оперативные подразделения, раскрытие преступлений, лидер уголовно-преступной среды, криминальная субкультура, уголовные традиции, оперативные подразделения, компрометация.

Keywords: operational-search activity, operational-search support, criminal prosecution, crime, documentation, operational-search measures, prevention, operational units, crime detection, leader of the criminal-criminal environment, criminal subculture, criminal traditions, operational units, compromise.

Дата направления статьи в редакцию: 11.07.2021

Дата публикации: 30.09.2021

Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД), будучи специфическим видом правоохранительной деятельности, есть главная составляющая общественного противодействия преступности. Протекающие в обществе и в местах лишения свободы процессы демократизации, реформирования системы исполнения наказаний и соответствующей правовой базы, существенным изменением в негативную сторону состава осужденных, среди которых все больший удельный вес приобретают неоднократно судимые лица, совершившие тяжкие и опасные преступления, без каких-либо положительных социальных связей, характеризующиеся высоким уровнем криминального профессионализма. Указанные вопросы в полном объёме касаются деятельности оперативными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний России, которая осу-

ществляется для обеспечения безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыска осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействия в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Осужденные, отбывающие наказание в местах лишения совершают преступления различной степени тяжести. Как правило, такие деяния тщательно подготавливаются, совершаются тайно, а действующие нормы криминальной субкультуры способствуют осуществлению противодействия на всех стадиях уголовного судопроизводства.

Приоритетным направлением в деятельности оперативных подразделений является предотвращение и пресечение преступлений, что ни в коей степени не говорит о том, что эти преступления надо выявлять и раскрывать. При этом следует отметить, что оперативные подразделения являются составными частями системы органов, участвующих в силу своих полномочий в раскрытии преступлений, призванных обеспечивать противодействие преступникам, привлечение виновных к уголовной ответственности, а также осуществление правосудия по уголовным делам. Для выявления и раскрытия преступления необходимо установить и обнаружить сведения о подготавливаемых, совершаемых или совершенных, но в силу различного рода причин, оставшихся нераскрытыми, используя оперативно-розыскные силы и средства. Помимо этого, необходимо установить все обстоятельства, способствующие установлению истины по уголовному делу.

Под оперативно-розыскным обеспечением уголовного преследования», предлагается понимать «комплекс оперативно-розыскных мер, организуемых и осуществляемых оперативными аппаратами ФСИН России, направленных на выявление, учет и принятие соответствующих решений в отношении преступлений, совершаемых на объектах УИС, а также преступлений прошлых лет». Объектами деятельности оперативных подразделений УИС по обеспечению уголовного преследования две группы преступлений: преступления, совершаемые на объектах УИС и находящиеся в пределах компетенций ФСИН России (совершаемые как лицами, содержащимися в учреждениях УИС и находящимися под контролем УИИ); преступления «прошлых лет» совершенные осужденными и обвиняемыми до ареста, оставшиеся нераскрытыми. Основные типовые модели деятельности оперативных подразделений УИС в исследуемой сфере, представляющие собой комплекс оперативно-розыскных и иных мер в соответствии с действующим законодательством.

К таковым моделям относятся:

1) выявление (в случае неочевидности, пресечение, раскрытие и сопровождение в ходе уголовного судопроизводства по преступлениям совершаемым на объектах УИС;

2) выявление в инициативном порядке преступлений прошлых лет, совершенных осужденными и лицами, содержащимися под стражей в СИЗО, направление информации для проверки по подведомственности, проведение оперативно-розыскных мероприятий или осуществление отдельных следственных действий во взаимодействии с другими следственными органами, органами дознания и предварительного следствия;

3) проведение оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователей в отношении осужденных, а также следственно-арестованных, содержащихся в следственных изоляторах;

4) проведение оперативно-розыскных мероприятиям по заданиям правоохранительных органов. Во всех случаях специфическими функциями, свойственными оперативным подразделениям учреждений и органов УИС в части обеспечения уголовного преследования являются: информационное обеспечение с использованием возможностей в том числе и подразделений оперативно-розыскной информации территориальных органов УИС; обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства из числа лиц содержащихся в учреждениях УИС в том числе и осуществление мер государственной защиты в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года №119 ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей иных участников уголовного судопроизводства»; преодоление противодействия уголовному преследованию со стороны групп осужденных отрицательной направленности и лидеров уголовно-преступной среды; розыск лиц уклоняющихся от уголовного преследования.

В настоящее время в деятельности оперативных подразделений акцент несколько смещен в сторону профилактики преступлений, совершаемых на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов. Говоря иными словами, складывается впечатление, что оперативные подразделения только пресекают и предотвращают преступления, а ничего не выявляют и не раскрывают. С учетом развития инженерно-технических средств надзора и охраны, совершенствование деятельности отделов безопасности, такой подход несколько нивелирует роль оперативных подразделений УИС в общегосударственной системе противодействия преступности и не в полной мере отвечает требованиям закона по обеспечению принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступлений.

В качестве приоритетной задачи оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в сфере противодействия преступности, на наш взгляд, необходимо признать выявление и раскрытие преступлений совершаемых в учреждениях и органах УИС, как инициативно, так и по заданиям других субъектов ОРД.

Суть раскрытия преступлений, совершаемых в учреждениях и органах УИС, заключается в установлении, обнаружении, выявлении общественно опасных деяний, запрещенных уголовным законом, а также лиц, их совершающих, с помощью оперативно-розыскных мероприятий, оперативных сил, средств и методов.

Эффективность деятельности по раскрытию и предупреждению преступлений зависит от решения целого ряда организационных и тактических вопросов, в том числе от качественной организации оперативно-розыскной деятельности оперативных аппаратов исправительных

учреждений. Целью оперативных подразделений является получение, фиксация максимально полной, достоверной и объективной информации о замышляемых, готовящихся или совершенных преступлениях, на основе которой можно в установленном законом порядке принять к фигурантам меры правового характера. Для того чтобы к виновным лицам были применены, предусмотренные законом меры, нужно получить такие данные, которые указывали бы на их причастность к подготовке или совершению преступления. Необходимо также, чтобы эти данные можно было использовать для получения доказательств путем проведения определенных следственных действий. Целью оперативных подразделений в сочетании сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, является получение таких данных, которые могут быть использованы для предупреждения и раскрытия преступлений и выявлению и установлению лиц, их совершивших, для принятия к ним мер, предусмотренных действующим законодательством. Говоря иными словами, оперативные подразделения осуществляют документирование преступных действий.

Обязательность документирования преступных действий лиц обусловлена рядом факторов, среди которых необходимо выделить следующие:

- требования Уголовного Кодекса, согласно которому уголовной ответственности подлежит только лицо, виновное в совершении преступления. Событие преступления, виновность лица в его совершении и другие, связанные с этим фактом обстоятельства устанавливаются путем доказывания, то есть собирания, проверки и оценки доказательств органами дознания, следствия и суда. Доказательствами могут быть любые фактические данные, на основе которых в установленном законом порядке органы, в пределах своих компетенций, устанавливают наличие или отсутствие события преступления, лицо, совершившего это общественно опасное деяние, его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для установления истины по уголовному делу.;

- характерные особенности поведения лиц, которые, совершая, в основном, неочевидные преступления, осуществляют действия по их маскировке, уничтожению следов и вещественных доказательств, запугиванию возможных очевидцев совершения преступления, которые, в последствии, могут стать свидетелями, чтобы избежать, предусмотренной законом ответственности.

В связи с этим оперативные аппараты исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС должны использовать силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности, таким образом, чтобы выявить не только преступные намерения, но и фактические данные, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве доказательств. Необходимо учесть, что документирование направлено на обнаружение оперативно-розыскным путем тех источников доказательств, использование которых в уголовном процессе не приведет к расшифровке оперативно-розыскных сил, средств и методов. Выявленные в процессе документирования фактические данные требуют обязательной проверки, так как в силу различных обстоятельств они могут быть недостоверными (добросовестное заблуждение, преднамеренное искажение истины и т. д.). Это позволит собрать не вызывающие сомнения фактические данные и тем самым, с одной стороны, избежать необоснованного возбуждения уголовного дела, а с другой - не дать преступнику уйти от ответственности).

Среди основных факторов, противодействия оперативным работникам и следователям при расследовании преступлений, совершенных в учреждениях и следственных изоляторах УИС, следует отметить противоправную деятельность лидеров уголовно-преступной среды. Нейтрализация данного противодействия является частью оперативно-розыскного обеспечения уголовного преследования.

В рамках действующего уголовного кодекса невозможно охватить все действия лидеров уголовно-преступной среды, содержащихся в учреждениях УИС, несмотря на то, что они обладают очевидной общественной опасностью и способствуют совершению преступлений.

К таким действиям следует отнести:

1. Пропаганда и продвижение уголовных традиций - это деятельность, имеющая общественно-опасный характер, направленная на осложнение оперативной обстановки в учреждениях и органах УИС, путем осуществления различного рода противодействия администрации учреждения с целью послаблений установленного порядка отбывания наказания в виде лишения свободы и получения необоснованных льгот для осужденных отрицательной направленности. В связи с этим, лидерами уголовно-преступной среды, а также лидерами групп осужденных отрицательной направленности проводятся мероприятия направленные на создание криминального «общака» для материального обеспечения жизнедеятельности групп осужденных, подозреваемых и обвиняемых отрицательной направленности, их, оказания поддержки лицам, содержащихся в запираемых помещениях, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и осуществляющим противодействие администрации учреждения. Помимо этого, организована четкая иерархическая структура строгого подчинения между лицами, содержащихся в учреждениях. Предпринимаются попытки дискредитации деятельности администрации учреждения, посредством распространения заведомо ложных сведений в средствах массой информации, в сети интернет, активно используя возможности лжеправозащитных организаций.

2. Создание «общака», своеобразного фонда денег, продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных предметов (наркотических и сильнодействующих средств, спиртного и др.), который формируется якобы в целях оказания помощи осужденным, попавшим в трудные условия, - содержащихся в запираемых помещениях, переведенными в тюрьму или больницу, находящимся в карантинном отделении. Помимо этого денежные средства, выделяемые из «общака» используют для организации и финансирования каналов поставки запрещенных предметов на территорию учреждений, подкупа сотрудников администрации, оплаты деятельности адвокатов, правозащитников, представителей СМИ, органов власти, коммерческих и общественных организаций, имеющих криминальные связи с лидерами УПС и используемых для осложнения обстановки, либо иного противодействия администрации учреждений УИС, формирования негативного образа уголовно-исполнительной системы РФ, создания привилегированных условий, получения незаконных льгот и послаблений режима содержания лидерам УПС и лицам отрицательной направленности.

3. Организация четкой иерархической структуры и взаимоотношений лиц, относящихся к осужденным отрицательной направ-

ленности. (рассылка «прогонов», «постанов», назначение «смотрящих» за зонами и т.п.);

4. Организация мероприятий, направленных ухудшение оперативной обстановки, (совершения актов массового членовреди-

тельства, написание необоснованных жалоб на администрацию учреждения, массовые голодовки) с целью получения от администрации учреждения необоснованных льгот.

Среди представителей высшего слоя преступной следует выделить:

«Вор в законе» - лицо, занимающее высшее положение в уголовно-преступной среде, имеющее высокий статус и преступный опыт, осуществляющее руководство преступной организацией (в местах лишения свободы группировками осужденных отрицательной направленности, определяющее ее стратегию, имеющее криминальные связи, формирующее и распоряжающееся материальной базой (ресурсами) необходимыми для ее жизнедеятельности, разрабатывающее планы и принимающее решение в ее интересах, активно пропагандирующее традиции и обычаи криминальной субкультуры.

«Положенец» - лицо, входящее в иерархическую лестницу уголовно-преступной среды, назначаемое «ворами в законе» и являющееся их доверенным, активно пропагандирующее традиции и обычаи криминальной субкультуры, формирующее так называемый «общак», в отсутствии «воров в законе», осуществляющее руководство преступной группой (в местах лишения свободы группировками осужденных отрицательной направленности), разрешающее конфликтные ситуации и принимающее определенные решения, отвечающее общее положение в исправительном учреждении.

«Бродяга» - лицо, имеющее признание лидеров уголовно-преступной среды и высокое положение в преступной иерархии, активно пропагандирующее традиции и обычаи криминальной субкультуры, наделяемое указанным статусом «вором в законе» и являющееся его правой рукой, разрешающее конфликтные ситуации, но не стремящееся занять положение т.н. «вора в законе».

«Смотрящий за учреждением» - лицо, входящее в иерархическую лестницу уголовно-преступной среды, выбираемое лидерами преступной организацией или осужденными отрицательной направленности, имеющее криминальный авторитет, активно пропагандирующее традиции и обычаи криминальной субкультуры, формирующее так называемый «общак», в отсутствии «воров в законе», осуществляющее руководство преступной организацией (в местах лишения свободы группировками осужденных отрицательной направленности), разрешающее конфликтные ситуации и принимающее определенные решения.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные представители уголовно-преступной среды, содержащиеся в учреждениях УИС, строго придерживаются криминальной идеологии и активно пропагандируют традиции обычаи криминальной субкультуры.

Под «идеологией криминальной субкультуры» следует понимать систему идей, представлений, взглядов, характеризующих противоправную деятельность представителей уголовного мира, направленную на описание, объяснение, оправдание, популяризацию и продвижение уголовных традиций. Основным содержанием работы оперативных аппаратов ИУ с группами осуждённых отрицательной направленности является пресечение их противоправной деятельности. Одним из основных направлений этой работы является развенчание авторитета путем его компрометации. Под компрометацией понимается распространение сведений до ближайшего окружения лиц, представляющих оперативный интерес, конкретных фактов, исключающих возможность в дальнейшем занятия ими лидирующего положения среди отрицательно ориентированной части осужденных.

Компрометация таких лиц преследует цель подорвать или полностью развенчать авторитет, в результате чего лидер лишается возможности осуществлять свои организаторские функции. Содержание этих функций в основном сводится к контролю за неукоснительным соблюдением воровского «кодекса», вовлечению новых членов, выбору оптимальных направлений групповой криминальной деятельности, осуществлению взаимодействия с другими преступными группами в учреждении за его пределами, наблюдению за разделом сфер влияния между различными группами и их границами, организации использования «общаковых» средств и др.

В этой связи оперативный состав должен создать вокруг лидера такую обстановку, в которой он практически не сможет исполнять свои «обязанности». Что впоследствии приведет к возникновению к нему «вопросов» со стороны лидеров УПС, находящихся за пределами учреждения. На этом этапе оперативные сотрудники должны прогнозировать дальнейшие развитие ситуации, в части появления возможного преемника, с целью разработки комплекса оперативно-профилактических, проводимых в отношении него в дальнейшем.

Использование данных приемов содержит определенный оперативный риск, выражающийся в возможности наступления негативных последствий для компрометируемого лица, в связи с чем оперативными работниками должны приниматься соответствующие меры предосторожности.

Необходимо иметь в виду, что сведения о порочащих фактах должны быть достоверны, для чего требуется их тщательная проверка. Вместе с тем недопустимо оперирование вымышленными фактами, поскольку такой прием в своей основе содержит серьезный изъян морально-этнического порядка и, кроме того, может повлечь негативные последствия.

Конкретный способ компрометации выбирается с учетом личности лидера, его авторитета у окружения и других членов группы, степ е-ни тяжести нарушения воровских «законов», сложившейся оперативной обстановки.

В связи принятием Федерального закона от 01.04.2019 №46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности», оперативным подразделениям необходимо проводить мероприятия, направленные на выявление и документирование преступных деятельности лиц, занимающие высшее положение в преступной иерархии, негативно влияющих на состояние оперативной обстановки в учреждениях УИС. Как показывает практика,

одно из эффективных мероприятий, проводимого сотрудниками оперативных подразделений, является изъятие нелегальной переписки так называемых «прогонов», «точковок», исходящих от лидеров преступных группировок. Зачастую, данные нелегальной переписки, после их изучения, позволяют установить лиц, к которым предъявляются, как правило, противоправные требования, что в совокупности с иными сведениями, полученных в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных и технических мероприятий, могут послужить основой для уголовного дела, предусмотренного ст. 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Не менее эффективным мероприятием по документированию признаков состава преступления, предусмотренного ст. 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации является установление номеров банковских карт и счетов, на которые переводятся денежные средства, направляемых в так называемый «общак» из учреждений УИС, а также лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, в адрес которых перечисляются указанные денежные средства.

Высокая вероятность возникновения преступных группировок в учреждениях УИС обуславливают необходимость проведения с ними целенаправленной и активной работы, ведущая роль в которой должна отводиться оперативным аппаратам. Имея на вооружении специальные силы, средства и методы, при тесном взаимодействии с сотрудниками других структурных подразделений, а также оперативных аппаратов иных правоохранительных органов, оперативные работники располагают большими возможностями в получении необходимой информации и проведении на ее основе конкретных мероприятий по противодействию лидерам уголовно-преступной среды при раскрытии преступлений, совершаемых в учреждениях и следственных изоляторах УИС.

Библиогра фия:

1. Сумин А.А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: актуальные проблемы теории и практики. - М., 2015.

2. Ткачук Т.А., Лапутина Е.А. Формирование доказательств с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности в условиях противодействия расследованию: целесообразность и особенности // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. 2018. № 4 (49). С. 135-140.

References (transliterated):

1. Sumin A.A. Ispol'zovanie rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti v dosudebnyh stadiyah ugolovnogo sudoproizvodstva: aktual'nye problemy teorii i praktiki. - M., 2015.

2. Tkachuk T.A., Laputina E.A. Formirovanie dokazatel'stv s ispol'zovaniem rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti v usloviyah proti-vodejstviya rassledovaniyu: celesoobraznost' i osobennosti // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii. 2018. № 4 (49). S. 135-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.