DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-326-328 NIION: 2018-0076-10/21-286 MOSURED: 77/27-023-2021-10-426
МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России,
Москва, Россия, e-mail: g.maу[email protected]
РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
Аннотация. В статье показаны практические особенности раскрытия преступлений в учреждениях российской пенитенциарной системы. Исследуются концептуальные аспекты оперативно-розыскной деятельности среди осужденных. Раскрыты общие вопросы взаимодействия сотрудников правоохранительных органов при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений на территории учреждений уголовно-исполнительной системы. Автор подчеркивает важность поддержания качественной профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений УИС для успешного противостояния преступным проявлениях в этой социальной среде.
Ключевые слова: преступление, осужденный, уголовно-исполнительная система, противодействие, раскрытие, оперативно-розыскная деятельность.
MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,
PhD in Law,
Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
DISCLOSURE OF CRIMES IN THE INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM: ON THE QUESTION
Annotation. The article shows the practical features of solving crimes in the institutions of the Russian penitentiary system. The conceptual aspects of operational-search activity among convicts are investigated. The general issues of interaction of law enforcement officers in the disclosure, investigation and prevention of crimes on the territory of institutions of the penal system are disclosed. The author emphasizes the importance of maintaining high-quality professional training of employees of operational units of the penal system for successfully countering criminal manifestations in this social environment.
Key words: crime, convict, penal enforcement system, counteraction, disclosure, operational investigative activity.
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений является важнейшей задачей оперативно-розыскной деятельности, в том числе и в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Полномочиями по расследованию и раскрытию преступлений наделены специализированные государственные органы, и для эффективного выполнения данных функций они должны уметь своевременно обнаруживать и должным образом нейтрализовывать противодействие раскрытию преступлений.
Противодействие раскрытию преступлений является большой проблемой для субъекта раскрытия, так как создает препятствие, главным
образом, для сбора, получения и формирования доказательственной базы по уголовному делу. Опасность противодействия раскрытию преступлений определяется деятельностью лиц, направленной против осуществления правосудия в стране. Данная деятельность разнообразна по способам и приемам ее реализации, она может осуществляться как правомерно (не запрещенным законом), так и противоправно (путем нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства), гласно, негласно и т.д. [4, с. 60].
Обозначенная проблематика приобретает особую актуальность в учреждениях УИС, что подтверждается несколькими обстоятельствами.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
Во-первых, показатель количества преступлений, совершаемых осужденными и лицами, содержащимися под стражей, в учреждениях УИС, согласно официальным данным, остается на достаточно высоком уровне. Так, за 2020 год было зарегистрировано 857 преступлений, причем по 12 из них следствие было приостановлено в связи с невозможностью установления лиц, подлежащих привлечению к ответственности в качестве обвиняемых. При раскрытии данных преступлений осужденные и лица, содержащиеся под стражей, оказывают противодействие раскрытию преступлений, выражающееся в сокрытии признаков данного общественно опасного деяния и воздействии на других лиц. Это может привести к необъективному формированию доказательственной основы и, в конечном итоге, прекращению производства по уголовному делу. К примеру, за 2020 год по 2 330 материалам были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Противодействие раскрытию преступлений ярко выражено в следственных изоляторах (далее - СИЗО), так как подозреваемые и обвиняемые, в большинстве своем, оказывают противодействие путем воздействия на лиц, находящихся как в изо-ляции,так и на свободе.
Во-вторых, одним из факторов, оказывающим негативное влияние на деятельность учреждений УИС, является противоправная деятельность лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды, выступающих не только носителями преступной идеологии, организаторами противодействия администрации и инициаторами совершения правонарушений, но и непосредственными субъектами противодействия раскрытию. Ввиду того, что осужденные и лица, содержащиеся под стражей, находятся на локальной территории, лидеры и авторитеты уголовно-преступной среды имеют особое влияние на них, в связи с этим противодействие раскрытию преступлений имеет высокую степень опасности как в качественных, так и в количественных показателях [3, с. 250].
По данным ФСИН России, к концу 2020 г. в учреждениях УИС состояли на профилактическом учете 323 лидера и активных участника группировок отрицательной направленности. Объединяя свои противоправные усилия с другими осужденными, а также лицами, оставшимися на свободе, представителями правозащитных организаций, лидеры преступной среды пытаются оказать противодействие раскрытию преступлений сотрудникам оперативных подразделений ФСИН России и лицам, осуществляющим предварительное расследование в процессе раскрытия преступлений.
В-третьих, бурное развитие технического прогресса, а также иные известные всем причины привели к тому, что в учреждениях УИС все чаще
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
появляются средства мобильной связи и другие электронные приборы. Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к уменьшению поступления на территорию учреждений УИС средств мобильной связи, только за первое полугодие 2021 г. при попытке незаконной доставки на территорию учреждений УИС было изъято 12118 средств мобильной связи, что является весьма существенной цифрой. Осужденные и лица, содержащиеся под стражей, могут использовать средства мобильной связи для переговоров с родственниками, соучастниками и другими лицами с целью оказания противодействия раскрытию преступлений, что впоследствии может привести к оказанию психического или физического воздействия на свидетеля, потерпевшего, иных участников уголовного судопроизводства; к уничтожению следов преступления либо иным способом воспрепятствовать собиранию доказательств.
В учреждениях УИС функция по противодействию раскрытию преступлений возлагается на оперативные подразделения, поскольку в соответствии с действующим законодательством одной из основных их задач является раскрытие преступлений [1]. На современном этапе развития общества деятельность оперативных подразделений УИС в сфере преодоления противодействия раскрытию преступлений имеет определенные трудности в осуществлении данной деятельности, связано это, во-первых, с недостаточным закреплением ее на законодательном уровне; во-вторых, с неразработанными методическими рекомендациями по данному направлению деятельности; в-третьих, со слабой организацией деятельности оперативных подразделений УИС по преодолению противодействия и, в-четвертых, с имеющим некомплектом оперативных сотрудников и большой текучестью кадров [5, с. 136].
Впервые термин противодействие раскрытию преступлений образовался для обозначения психологического контакта противоборствующих сторон (стороны обвинения и стороны защиты). Рассмотрение явления в данном ключе и установления связи этого с этимологическим анализом позволяет автору рассматривать данный феномен как негативный процесс, который приводит к возникновению всякого рода препятствий в ходе раскрытия и расследования преступлений. В результате исследования автор приходит к выводу, что данное явление имеет исторические корни: тюремные общины являлись основной движущей силой противодействия не только администрации учреждения в целом, но и непосредственно субъектам раскрытия совершенных на территории учреждения преступлений.
Актуальность и важность изучения противодействия предварительному расследованию первым обосновал С.Н. Карагодин, исследование которого послужило основой для дальнейших научных разработок в рассматриваемой области. Анализируя множество существующих подходов к определению сущности противодействия раскрытию преступлений, автор выявил основные признаки противодействия, к числу которых следует относить целенаправленный характер; структурный элемент конфликтного поведения между участниками уголовного судопроизводства; осуществление как в активной, так и в пассивной форме, не только лицами, имеющими причастность к совершению преступлений, но и другими лицами (потерпевшим, свидетелем и т.д.) [2, с. 159].
При этом противодействие раскрытию преступлений в исправительных учреждениях и СИЗО наполняется самостоятельным содержанием и приобретает ряд особенностей, что обусловлено специфическими условиями их функционирования. К ним следует отнести: размещение на незначительной территории большого количества осужденных и лиц, содержащихся под стражей; сложившуюся внутри учреждения иерархию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также их криминальное прошлое.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности проблемы преодоления противодействия раскрытию преступлений в учреждениях УИС, о необходимости ее специального изучения и разработки мер по повышению эффективности данного процесса.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. № 33. Ст. 3349 (в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 252-ФЗ).
[2] Бондаренко С.В. Криминологическая характеристика групповой преступности в пенитенциарных учреждениях и меры противодействия ей: дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2016. - 235 с.
[3] Пономарева В.С. Массовые беспорядки в учреждениях уголовно-исполнительной системы как вид социального протеста. В сб.: В поисках
социальной истины. Материалы I Межд. научно-практической конференции / под общ. ред. В.А. Решетникова. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019. - С. 249-255.
[4] Семенов В.В. Некоторые особенности организации оперативно-розыскного преодоления противодействия раскрытию преступлений, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Современное государство и право: проблемы теории и практики: сб. науч. статей. - Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2015. - С. 59-72.
[5] Сенатов А.В., Шиков А.А. Взаимодействие оперативных подразделений и следователей при расследовании коррупционных преступлений // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. 2017. № 1(42). - С. 135138.
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 avgusta 1995 g. № 33. St. 3349 (v red. Federal'nogo zakona ot 1 iyulya 2021 g. № 252-FZ).
[2] Bondarenko S.V. Kriminologicheskaya har-akteristika gruppovoj prestupnosti v penitenciarnyh uchrezhdeniyah i mery protivodejstviya ej: dis. ... kand. yurid. nauk. - Samara, 2016. - 235 s.
[3] Ponomareva V.S. Massovye besporyadki v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy kak vid social'nogo protesta. V sb.: V poiskah social'noj istiny. Materialy I Mezhd. nauchno-prakticheskoj kon-ferencii / pod obshch. red.
V.A. Reshetnikova. - Irkutsk: Irkutskij gosu-darstvennyj universitet, 2019. - S. 249-255.
[4] Semenov V.V. Nekotorye osobennosti organizacii operativno-rozysknogo preodoleniya protivodejstviya raskrytiyu prestuplenij, sovershaemyh v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Sovremennoe gosudarstvo i pravo: problemy teorii i praktiki: sb. nauch. statej. - Vladimir: Vladimirskij yuridicheskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2015. - S. 59-72.
[5] Senatov A.V., SHikov A.A. Vzaimodejstvie operativnyh podrazdelenij i sledovatelej pri rassledo-vanii korrupcionnyh prestuplenij // Vestnik Vladimir-skogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii. 2017. № 1(42). - S. 135-138.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021