Научная статья на тему 'Оперативно-розыскная деятельность как средство обеспечения личной безопасности осужденных в местах лишения свободы'

Оперативно-розыскная деятельность как средство обеспечения личной безопасности осужденных в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / OPERATIONAL INVESTIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исиченко А.П., Фумм А.М.

Авторами рассматриваются вопросы обеспечения личной безопасности осужденных к лишению свободы с использованием возможностей оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исиченко А.П., Фумм А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operational investigations as a means of personal safety protection of convicts in places of detention

The authors consider the issues of conduction of personal security of convicts with the help of operational investigations.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскная деятельность как средство обеспечения личной безопасности осужденных в местах лишения свободы»

А. П. ИСИЧЕНКО A. P. ISICHENKO

старшии научный сотрудник

ФКУ НИИ ФСИН России,

заслуженный юрист Российской Федерации

А. М. ФУММ A. M. FuMM

главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, майор внутренней службы

Оперативно-розыскная деятельность как средство обеспечения личной безопасности осужденных в местах лишения свободы

Operational investigations as a means of personal safety protection of convicts in places of detention

Аннотация. Авторами рассматриваются вопросы обеспечения личной безопасности осужденных к лишению свободы с использованием возможностей оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: безопасность, оперативно-розыскная деятельность, исправительные учреждения.

Abstract. The authors consider the issues of conduction of personal security of convicts with the help of operational investigations.

Key words: safety, operational investigations, correctional institutions.

В предмет регулирования Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», как известно, входит определение основных принципов и содержания деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной, экологической безопасности, безопасности личности и иных видов, предусмотренных законодательством Российской Федерации [1]. К сожалению, законодатель отказался от определения общего понятия безопасности, которая раньше лаконично трактовалась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [2]. Применительно к исправительным учреждениям реальность таких угроз обусловлена специфическими обстоятельствами их функционирования, прежде всего, концентрацией в ограниченном и замкнутом пространстве лиц, совершивших преступления, и

действием в их среде неформальных норм криминальной субкультуры.

Общими целями оперативно-розыскной деятельности (ОРД) являются защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств [3].

Цели ОРД достигаются путем решения ее задач. Примечательно, что в перечне задач ОРД в исправительных учреждениях (ч. 1 ст. 84 УИК РФ) на первом месте стоит обеспечение личной безопасности осужденных, персонала указанных учреждений, иных лиц.

Понятие личной безопасности осужденных, на наш взгляд, охватывается приведенной законодательной формулой о защите «жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина» за изъятиями, вытекающими из самого факта лишения свободы как следствия совершения уголовно наказуемого деяния. В литературе

это понятие рассматривается в узком смысле и определяется как «состояние защищенности лица от психологического, физического и иного насильственного посягательства» [4].

Таким образом, оперативно-розыскное законодательство содержит четкие предписания, указывающие на то, что ОРД как вид правоохранительной деятельности является одним из средств или инструментов обеспечения (защиты) [5] личной безопасности осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

Оперативно-розыскная деятельность, как вытекает из ее законодательного определения ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД), реализуется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), которые справедливо квалифицируются как методы ОРД в действии [6]. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется в определенных организационных и тактических формах. Особый интерес в связи с обеспечением безопасности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, представляет такая организационно-тактическая форма ОРД, как оперативно-розыскная профилактика преступлений, а применительно к пенитенциарной преступности - и злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания, поскольку такие нарушения, будучи ее фоновыми явлениями, нередко становятся непосредственными причинами совершения преступлений в местах лишения свободы [7].

Отталкиваясь от ранее проведенных исследований оперативно-розыскной профилактики (предупреждения) пенитенциарных преступлений, ее в общем виде можно определить как основанную на законе и подзаконных нормативных правовых актах организационно-тактическую форму ОРД, представляющую собой систему целенаправленных оперативно-розыскных и иных правовых мер, осуществляемых в целях выявления лиц, подлежащих профилактическому воздействию, предотвращения замышляемых и подготавливаемых пенитенциарных преступлений, а также использования оперативно-розыскной информации в общей профилактике пенитенциарных правонарушений. При этом под пенитенциарными правонарушениями подразумеваются любые нарушения правовых предписаний и запретов в сфере исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, влекущие юридическую

ответственность виновных лиц и иные неблагоприятные последствия для правонарушителей.

Следует отметить, что объективные условия деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений ограничивают возможность широкого использования всех ОРМ, перечень которых установлен ст. 6 Закона об ОРД. Неоднократные анкетные опросы различных категорий оперативных сотрудников УИС показывают одну и ту же картину: чаще всего в местах лишения свободы проводятся такие ОРМ, как опрос, наведение справок и наблюдение. Относительно часто проводится прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, снятие информации с технических каналов связи. Однако объективность этих данных вызывает сомнение, так как есть основания полагать, что перечисленные ОРМ просто смешиваются с соответствующими режимными мероприятиями или подменяются ими. Редко или крайне редко используются возможности таких ОРМ, как оперативное внедрение, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативный эксперимент, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка и контролируемая поставка.

Таким образом, можно констатировать, что потенциал ОРД как средства решения оперативно-служебных задач исправительных учреждений, включая обеспечение личной безопасности осужденных, используется не в полной мере и далеко не исчерпан.

Между тем пенитенциарно-криминологиче-ская характеристика современного спецконтингента довольно неблагоприятна: подавляющее большинство так называемого тюремного населения - это лица, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Нередко они объединяются в группы отрицательной направленности, которые стремятся навязать свою волю другим осужденным, а то и администрации исправительных учреждений, добиваясь послабления режимных ограничений и утверждения своей неформальной власти в уголовной среде. Практика показывает, что в исправительные учреждения нелегально поставляются спиртные напитки, наркотические средства и психотропные вещества, мобильные телефоны и другие запрещенные предме-

ты. Поэтому любые отступления от режима как нормативно установленного порядка не только отбывания, но и исполнения наказания в виде лишения свободы, а тем более злоупотребления в процессе реализации режимных требований чреваты негативными последствиями [8].

В этой связи значение оперативно-розыскной профилактики пенитенциарных преступлений и иных правонарушений трудно переоценить. И если предупреждать такие правонарушения в сфере исполнения наказаний - задача прежде всего подразделений собственной безопасности, то в сфере отбывания лишения свободы - непосредственная обязанность оперативных подразделений исправительных учреждений.

Необходимо обратить внимание на то, что прямых указаний относительно оперативно-розыскной профилактики преступлений вообще и пенитенциарных, в частности, ни Закон об ОРД, ни ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности, в том числе в исправительных учреждениях, не содержат. В указанных нормативно-правовых актах, в одних случаях, используется термин «предупреждение преступлений», в других - «профилактика правонарушений». Тем не менее, оперативно-розыскная профилактика преступлений и иных правонарушений в них подразумевается [9].

В приведенной дефиниции оперативно-розыскной профилактики пенитенциарных преступлений рассмотрим ее отдельные элементы с позиций обеспечения личной безопасности осужденных.

Выявление лиц, подлежащих профилактическому воздействию, осуществляется в процессе повседневного проведения оперативно-розыскных и режимных мероприятий, в которых участвуют сотрудники оперативных подразделений. Помимо этого, как видно из их функций в сфере профилактики правонарушений, при поступлении в оперативное подразделение рапортов сотрудников учреждения о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет оперативные работники проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности сведений, изложенных в таких рапортах. Оперативники учреждений УИС и сами могут инициировать постановку конкретных лиц на профилактический учет. При этом осужденные, допускающие правонарушения или намеревающиеся их совершить, согласно

предписаниям упомянутой Инструкции выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной как самими оперативниками, так и сотрудниками других подразделений, а также поступающей из других источников, в том числе из заявлений осужденных, результатов цензуры корреспонденции, изучения записей в предусмотренной в учреждениях УИС оперативно-служебной документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях осужденных.

Важно учитывать, что основанием для постановки осужденного (равно как и подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей) на профилактический учет является наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и другие показания. С учетом этого на профилактический учет может быть поставлен строго определенный круг осужденных, уточненный и исчерпывающий перечень категорий которых содержится в Инструкции. В соответствии с ее предписаниями на профилактический учет ставятся осужденные:

■ склонные к совершению побега;

■ лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других осужденных;

■ организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;

■ склонные к употреблению и приобретению наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;

■ признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;

■ склонные к совершению суицида и членовредительству;

■ организующие азартные игры или активно участвующие в них с целью извлечения материальной или иной выгоды;

■ склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;

■ изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;

■ отбывающие наказание за дезорганизацию деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;

■ склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;

■ склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

Предотвращение замышляемых и подготавливаемых пенитенциарных преступлений и правонарушений, в целом [10], осуществляется преимущественно в рамках оперативно-розыскного производства. При наличии оснований, предусмотренных ведомственными нормативно-правовыми актами об организации и о тактике ОРД в учреждениях УИС, сотрудники их оперативных подразделений заводят соответствующие дела оперативного учета и проводят ОРМ по выявлению и документированию конкретных фактов подготовки и совершения преступлений и обеспечению их предотвращения (предупреждения) или изобличению виновных лиц и привлечению их к уголовной или иной юридической ответственности. Об оперативно-профилактическом значении дел оперативного учета можно судить по тому, что значительное число опрошенных оперативных сотрудников прекращают такие дела по основаниям, которые можно отнести к профилактическим. Особенно показательно это для оперативных подразделений исправительных учреждений, где отбывают наказание бывшие работники судов и правоохранительных органов. Подавляющее большинство (85,7 %) опрошенных оперативных сотрудников этих учреждений, с их слов, практикуют заведение дел оперативного учета в отношении осужденных. При этом с привлечением проверяемых (разрабатываемых) к уголовной ответственности (31,7 % ответов респондентов) такие дела прекращаются в связи с отказом осужденных от совершения противоправных действий (73 %), разобщением группы (28,6 %) или за отсутствием подтверждения данных, послуживших основанием для заведения дела (14,3 %) [11].

При критической оценке результатов опроса необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, для осужденных из числа бывших работников судов и правоохранительных органов характерно совершение не преступлений, а почти исключительно иных правонарушений, главным образом, нарушений режима. Во-вторых, как это ни странно, стаж оперативной работы в УИС до трех лет включительно имеют немногим более трети (34,9 %) опрошенных оперативников, а в занимаемых должностях оперсостава - две трети

(66,7 %), и это могло привести к тому, что респонденты в своих ответах невольно «накладывали» на текущую практику предшествующий опыт своей ОРД. В-третьих, нельзя исключать и сознательного приукрашивания реального положения дел [12]. При этом в двух перечисленных основаниях прекращения дел оперативного учета, каким бы ни было их реальное наполнение, присутствует оперативно-профилактический аспект -это разобщение группы и, в меньшей степени, отказ от совершения противоправных действий.

Таким образом, посредством оперативно-розыскной профилактики пенитенциарных преступлений и иных правонарушений, особенно злостных нарушений режима отбывания наказания в виде лишения свободы, неопределенное множество осужденных - потенциальных жертв преступлений и иных правонарушений ограждается от насильственных посягательств на их жизнь и здоровье, честь и достоинство, чем обеспечивается их личная безопасность.

Исключительно важно, что оперативно-розыскная практика приходит к осознанию важности и необходимости виктимологиче-ской профилактики пенитенциарных преступлений. По данным упомянутого опроса, более четверти (27 %) респондентов используют оперативно-розыскную информацию для профилактического воздействия на потенциальных жертв и устранения (нейтрализации) виктимогенных факторов пенитенциарной преступности. При этом виктимологическая профилактика как составная часть оперативно-розыскной профилактики пенитенциарных преступлений осуществляется разными способами, к которым относятся:

■ перевод потенциальных жертв в другой отряд, бригаду, смену, корпус и т. д. (30,2 %);

■ специальное наблюдение и контроль за их поведением и (или) поведением их ближайшего окружения (28,6 %);

■ одновременное гласное и негласное профилактическое воздействие на потенциальных преступников и их возможных жертв (28,6 %);

■ оперативно-профилактическое воздействие на потенциальных преступников (27 %) и проведение профилактических бесед с потенциальными жертвами (27 %);

■ помещение потенциальных жертв в безопасное место (20,6 %);

■ выявление и отдельный учет потенциальных жертв (11,1 %).

Важно развивать это направление оперативно-розыскной профилактики пенитенциарных преступлений и правонарушений в целом, потому что сочетание превентивного воздействия на потенциальных правонарушителей и их возможных жертв способствует повышению эффективности профилактической работы.

Непременным условием успешного использования оперативно-розыскной информации в общей профилактике пенитенциарных правонарушений в местах лишения свободы является централизация накопления, обработки, анализа и практического использования оперативно-розыскных, оперативно-справочных и статистических сведений.

Основными формами накопления и хранения информации являются дела оперативного учета, накопительные дела, журналы, локальные справочные и профилактические данные учета, которые показали недостаточную эффективность в силу разрозненности содержащихся в них сведений.

Очевидно, необходимо более активное формирование централизованных электронных баз данных на местном и региональном уровнях управления оперативными подразделениями УИС. При этом следует учитывать, что основным программным средством сбора, обработки, анализа и хранения информации оперативно-розыскного назначения служит инструментальная система управления базами данных Cronos Plus.

Для совершенствования сбора и учета информации о преступлениях, совершенных в период отбывания наказания в виде лишения свободы создана электронная база данных «Учет преступлений среди осужденных».

Наконец, в УИС функционируют картотеки учета обвиняемых и подозреваемых, находящихся и находившихся в следственных изоляторах (ПТК АКУС СИЗО).

В целях информационно-аналитического обеспечения ОРД в исправительных учреждениях следует также активнее использовать возможности автоматизированной информационно-вычислительной системы (АИВС) «Статистика УИС», предназначенной для сбора и обработки статистической информации о деятельности учреждений и органов ФСИН России.

Таковы некоторые соображения по поводу использования возможностей ОРД как одного из средств обеспечения личной безопасности осужденных в местах лишения свободы. ^

1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 2.

2. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769 (утратил силу).

3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1) // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3349. С изм. и доп. в ред. от 21.12.2013.

4. Годунов И. В. Энциклопедия противодействия организованной преступности. - М. 2005. - С. 69.

5. Термины «обеспечение» и «защита» в контексте приведенных норм оперативно-розыскного законодательства можно рассматривать как идентичные, тем более что в отдельных значениях русского литературного языка эти слова совпадают.

6. Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания (проблемы теории и практики): автореф. дис... д-ра юрид. наук. - М. 1995. - С. 36-37.

7. Исиченко А. П. Противодействие нарушениям порядка отбывания наказания как задача оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и отправной пункт оперативно-розыскной профилактики пенитенциарных преступлений // Пенитенциарная преступность и ее предупреждение: материалы круглого стола. - М. 2008. С. 118-124.

8. Такие последствия наблюдаются даже в относительно спокойных исправительных учреждениях, предназначенных для отбывания наказаний бывшими работниками судов и правоохранительных органов, о чем свидетельствуют недавние события в одной из исправительных колоний строгого режима ГУФСИН России по Иркутской области.

9. В частности, п. 16 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, новая редакция которой утверждена приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72, определяет полномочия оперативных отделов учреждений УИС.

10. Ст. 84 УИК РФ в числе других задач ОРД, как известно, предусматривает выявление и предупреждение готовящихся и совершаемых нарушений установленного порядка отбывания наказания.

11. Превышение общей суммы изложенных данных относительно стопроцентного показателя обусловлено тем, что респонденты прекращают дела оперативного учета по различным основаниям.

12. О порочной практике формирования статистически благополучных показателей ОРД в УИС см.: Бахарев Д. В. Оперативно-розыскная деятельность в учреждениях уголовно-исполнительной системы: фантом или реальность? // Научная сеть Криминологи.рф. [Электронный ресурс]. URL: http: crimpravo.ru. (дата обращения 28.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.