28 (265) - 2014 УДК 378.14
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
совершенствование
образовательной среды в условиях использования активных методов обучения в вузе
Г. Е. ГОЛКИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
прикладной информатики в экономике Е-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МэСИ)
Одной из основных тенденций мирового образования является переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности, которая предусматривает индивидуализированный характер образования. В статье обосновываются необходимость пересмотра старых методов и поиск новых подходов в обучении, способствующих самореализации и развитию человека. Сделан вывод, что наиболее подходящим для этого средством является обучение студентов на базе активных методов, учитывающих возможности каждого конкретного обучающегося.
Ключевые слова: тенденции мирового образования, образовательная среда, новые подходы в обучении, активное обучение, методы активного обучения
Образование в XXI в. стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, однако его состояние в современном мире достаточно сложно и противоречиво. С одной стороны, огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, с другой - расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострением проблем в этом направлении. В последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят ра-
дикальные изменения в этой сфере, формируется новая образовательная система. Одна из основных тенденций мирового образования - это переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Она предусматривает индивидуализированный характер образования, учитывающий возможности каждого конкретного человека, способствует его самореализации и развитию [4, 7].
Актуальность данной проблемы заключается в том, что, во-первых, привычные методы преподавания уже не приводят к тем результатам, которые они давали прежде. Это подтверждается все большим количеством исследований по теории обучения, которые ставят под сомнение традиционные представления о преподавании. Во-вторых, меняются и сами студенты, у них появляются другие ожидания от обучения и новые образовательные потребности. Такая ситуация меняет традиционные представления о процессах преподавания и усвоения знаний, а все вместе требует пересмотра старых методов обучения и поиска новых подходов в преподавании [1, 11-13]. Прежде всего необходимо создать среду активного обучения в вузе, разработать образовательные программы в соответствии с различными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей, перейти от модели обучения
«преподаватель в центре» к модели, ориентированной на студентов, и от традиционных лекций к методикам активного преподавания.
Для реализации обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность понятия «активное обучение», описать его основные элементы, необходимые для создания среды активного обучения в вузе, выполнить анализ возможностей образовательного процесса в условиях инновационной деятельности для подготовки студентов и разработать рекомендации по организации процесса активного обучения студентов с учетом имеющегося у вуза потенциала. Исходя из государственных решений, основным направлением развития системы образования в вузах являются
[9, 10]:
• информатизация процессов обучения различных групп обучаемых;
• получение обучаемыми необходимого, определенного государственными образовательными уровнями, знаний, умений и навыков;
• создание информационной инфраструктуры учебного заведения;
• информатизация процессов управления образованием и научных исследований и разработок, проводимых в системе образования вуза во взаимосвязи с производством;
• оснащение системы образования современными информационно-коммуникационными технологиями;
• создание и развитие современной системы дистанционного обучения;
• создание учебно-методической базы (электронные учебники, виртуальные стенды, автоматизированные тестирующие комплексы, видеоконференции и т.д.) системы дистанционного обучения;
• использование компетентностного подхода в учебном процессе на базе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой в целях формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В этой связи основными направлениями концепции совершенствования учебно-методической и научной деятельности вуза являются: - обеспечение учебного процесса современными сетевыми компьютерными классами, ориен-
тированными на изучение и использование передовых современных информационно-коммуникационных технологий;
- перестройка учебного процесса с учетом особенностей использования информационно-коммуникационных технологий и активных методов в обучении;
- подготовка и переподготовка кадров;
- обеспечение учебного процесса, научных исследований и управления в вузах вычислительными и информационными ресурсами;
- создание единой корпоративной сети высшего учебного заведения и ее интеграция в национальные глобальные информационные системы и сети.
Необходимо учитывать, что в процесс обучения вовлекаются различные категории населения, в том числе люди немолодого возраста. При этом в плане доступа к информации различного характера стираются грани между людьми, живущими в отдаленных регионах страны, и теми, кто проживает в больших городах, между богатыми и малообеспеченными, здоровыми и ограниченными в своих возможностях.
Главное, чего следует ожидать от массового использования информационно-коммуникационных технологий в вузах, - это прямая выгода (сокращение времени обучения, повышение его эффективности, качества и результативности, сокращение нерациональных затрат умственного труда обучаемых) и удобство их использования (сокращение затрат труда обучаемых, относительно невысокие требования к специальной подготовке, надежность компьютерной техники, доступность). Для эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс вуза и повышения качества образования в настоящее время разрабатывается комплекс специализированных компьютерных программных продуктов и электронных учебников. При этом при разработке программного обеспечения автоматизации процесса обучения необходимо использовать единую методику управления данными. Эта методика предусматривает классификацию данных (локальные, общие), права доступа, технологию формирования данных в системе управления и способ доступа к ним. С помощью информационно-коммуникационных технологий в этих условиях ведущими преподавателями вуза разрабатываются и постоянно обновляются учебные курсы.
Информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, электронные учебники, виртуальные стенды, несомненно, вносят весомый вклад в повышение эффективности и качества системы образования вуза, поскольку выступают в качестве необходимого инструментария в образовательном процессе. На взгляд автора, сегодня уже настал момент, когда в этих условиях миссией вуза становится не преподавание как таковое, а избирательное обучение каждого студента с использованием наиболее подходящего для этого средства [9]. Таким средством, в первую очередь, является подготовка студентов на базе активных методов.
Методы активного обучения - это совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, активизирующие познавательную деятельность и мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности [3].
Учащиеся нуждаются в предоставлении им возможностей для включения в познавательную деятельность (с преподавателем, сокурсниками, индивидуальными материалами), что помогает им создать собственные ментальные структуры, испытать их и получить лучшее представление об окружающем мире. В собственно образовательном процессе в явном виде проявляются три типа активности: мышление, действие и речь. Кроме того, один тип проявляется в неявном виде - эмоционально-личностное восприятие информации. Эти элементы задействуют познавательные виды деятельности, которые позволяют студентам уяснить материал, сформулировать вопрос, консолидировать и присвоить новое знание.
В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятиях может реализовы-ваться либо один из приведенных видов деятельности, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие из четырех видов активности проявляются на занятии. Например, на лекции используется в основном мышление (в первую очередь, память), на практическом занятии - мышление и действие, в дискуссии - мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре -все виды активности, на экскурсии - только эмоционально-личностное восприятие. Такой подход согласуется с экспериментальными данными, кото-
рые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании вслух - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90% изучаемого материала. В качестве методов обучения могут использоваться и самостоятельные педагогические разработки, и традиционные образовательные методики [5].
Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. Чаще всего выделяют следующие признаки активных методов обучения.
1. Проблемность. Основная задача здесь состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний. В этом случае обучаемый вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем практическом опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи -это та, решение которой неоднозначно даже для специалиста и преподавателя.
2. Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря реализации данного принципа возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися своей профессиональной деятельности. Наиболее полно данный подход изложен в теории контекстного обучения.
3. Взаимообучение. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуализации обучения, но требует его разумного сочетания и умелого использования. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей показали, что использование коллективных форм обучения оказывает даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.
4. Индивидуализация. Данный признак предполагает требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Он
также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения, самостоятельного исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация этого признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
5. Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении преподаватель исполняет роль своеобразного «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения педагог отходит на уровень обучающихся, и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом. В идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
6. Мотивация. Активность индивидуальной, коллективной, самостоятельной и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов для обучающихся выступают профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности образовательной деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности (в данном случае - познавательной).
В настоящее время существуют различные подходы к классификации методов активного обучения. В качестве их отличительных признаков используются степень активизации слушателей, характер учебно-познавательной и игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение, тип используемой имитационной модели и многие другие.
Так, например, по характеру учебно-познавательной деятельности (чаще всего используют именно эту классификацию) методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы,
базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. Первые, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые приемы и процедуры, тренинги в активном режиме. К игровым процедурам и приемам относят средства реализации отдельных, единичных принципов, и в первую очередь различные формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. К этой же категории относятся лекции с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации, осуществляемой преподавателем, лекции с запланированными ошибками, лекции вдвоем, проблемные лекции, творческие задачи, реализующие принцип проблемности, лекции-пресс-конференции, лекции-дискуссии, лекции-беседы, в основе которых лежит принцип диалогового общения.
Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении. Сюда же относятся ситуации, используемые для ролевых игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, однако деятельность участников формализована, т.е. имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.
Имитационная модель - это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассматривать весь комплекс методов активного обучения, то в основе других игровых форм могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступают методы активного обучения: организация участников игрового действия (этот элемент игры отражается в способах формировании команд, определении и распределении ролей) и игровое взаимодействие (порядок, вид и способы действий участников определяются правилами, которые описываются
отдельно или в сценарии игры). Совокупность всех игровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель. К деловым играм, соответственно, относятся методы, реализующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для методов активного обучения.
Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу.
Необходимо признать, что нельзя достигнуть эффективных результатов просто через разговор, слушание, написание, чтение и рефлексию, если эти виды деятельности не будут правильно структурированы и не проходят под контролем преподавателя. Только в последнем случае активное обучение имеет смысл.
Для создания рабочей атмосферы активного обучения в группе преподаватель должен перед первым занятием рассмотреть следующие четыре элемента процесса обучения, а именно:
1) прояснить цели и содержание курса;
2) создать позитивный тон общения в аудитории;
3) определить образовательное пространство;
4) более глубоко познакомиться со студентами.
Для студентов важно конспективное видение
целей курса во время первого занятия, они должны получить четкое представление о том, как будет использовано время в аудитории, как будет оцениваться работа на занятии. Фокусировка на результатах курса помогает прояснить содержание и уточнить стратегию обучения.
Необходимо сократить время на раскрытие содержания, не сокращая при этом объема материала. Высвободившееся время лучше посвятить ответам на вопросы и фокусировку внимания студентов на ключевых моментах темы, на стимулировании дискуссии, а не на повторении того, что студенты могут прочитать в учебнике. Все это требует перестройки содержания таким образом, чтобы оно включало навыки и понимание наравне с собственно информацией [8]. Представляемые материалы и рекомендуемая литература призваны расширять и пояснять ключевые концепции, понимание и навыки, которые должны усвоить студенты.
Таким образом, формат лекций в условиях использования активных методов обучения отличается от традиционных занятий тем, что преподаватель
старается стимулировать активную познавательную деятельность студентов. Излагая материал, он должен ставить проблемные и дискуссионные вопросы, освещать различные научные подходы, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.
Для формирования саморазвивающейся информационно-ресурсной среды необходимо использование специализированных интерактивных технологий обратной связи, таких как лекция-«провокация» (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия. Кроме того, для организации учебного процесса следует использовать специализированную программную среду и технические средства работы с информацией [6]: делать краткие презентации, демонстрировать учебный материал в различных формах восприятия (иллюстративных, графических, в виде аудио- и видеоматериалов). Все лекционные материалы и презентации необходимо разместить в электронной среде.
В условиях использования активных методов обучения практические занятия могут также проходить в форме практикума, когда организация учебной работы направлена на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студентов применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.
Также занятия можно проводить на основе кейс-метода, когда обучение строится в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной или общественной деятельности. В этом случае обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или максимально приближены к реальной ситуации. Кроме того, целесообразно использовать игровые технологии, когда каждая малая группа студентов моделирует различные реальные ситуации, обсуждает вопросы в режиме «мозгового штурма» в целях выработки и принятия совместных решений.
Для поэтапного решения проблемной задачи и выполнения учебного задания можно использовать технологии проектного обучения. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность малой группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов,
определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы. Результаты проектной или исследовательской деятельности представляются в виде презентации с использованием специализированных программных средств.
Практические занятия должны быть сфокусированы на обсуждении прочитанного материала, размещение которого возможно в электронной среде. Каждое занятие необходимо начинать с письменного решения задачи, связанной с темой, обсуждаемой в аудитории. Затем группа студентов разбивается на подгруппы, и организуются коллективная дискуссия и обсуждение какого-либо спорного вопроса, в процессе которых обозначаются проблемы, выявляются мнения каждой подгруппы, происходят их осмысление и рефлексия. Кроме того, необходимы анализ процесса обучения и оценка позитивного и негативного мнений. Нужно анализировать, что нового узнали студенты и какие навыки получили в ходе активного обучения. Присутствие на занятиях обязательно для всех; если будет пропущено более двух занятий, слушателю необходимо выполнить дополнительное задание.
Для осуществления учебного процесса с помощью активных методов обучения необходимо:
• позволить студентам каждой группы взять на себя большую ответственность за собственное образование;
• поставить студентов в ситуации, в которых они будут вынуждены вносить вклад в собственное учение и обучение других;
• дать студентам больше времени, для того чтобы они пришли к собственному пониманию сути изучаемых проблем и предметов.
В этих условиях преподаватель должен выступать в роли фасилитатора*, помогающего студентам выработать свои собственные идеи, выразить словами и конкретизировать свои формирующиеся знания. Таким образом, происходит изменение роли преподавателя в аудитории: он в меньшей степени находится в роли выступающего и обучающего, а больше времени - вне образовательной среды и процесса обучения в роли наблюдающего за этим процессом [2].
* Фасилитатор (англ. facilitator) - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. В данном контексте - тот, кто помогает группе обучающихся понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели.
Кроме того, активное обучение в аудитории позволяет использовать сильные стороны, не связанные со способностями лектора, например ведение дискуссии, провоцирование вопросов, мотивация и поддержка студентов, разработка деятельности и распределение задач, которые ведут к открытию. Использование новых стратегий обучения позволяет преподавателю решить, какая образовательная стратегия лучше всего подходит для его аудитории.
Помимо еженедельных заданий по решению проблем важно использовать широкий спектр методов оценки знаний студентов в соответствии с их собственным пониманием проблемы и целей своей деятельности. Согласно нормативным документам [9, 10], в учебном процессе необходимо использовать следующие традиционные типы контроля за успешностью освоения программы студентами и выпускниками: текущий контроль за успеваемостью, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация.
При текущем контроле успеваемости устанавливается подробная, реальная картина студенческих достижений и успешности усвоения ими учебной программы на данный момент времени. При сессионном промежуточном мониторинге акцент делается на подведении итогов работы студента в семестре или за год и определенных административных выводах из этого (перевод или неперевод на следующий курс, назначение или лишение стипендии и т.д.). Итоговая государственная аттестация служит для проверки результатов обучения в целом. Лишь она в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций.
При проектировании оценочных средств в условиях использования активных методов обучения необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Кроме того, помимо индивидуальных оценок необходимо использовать групповые и взаимные оценки, например отзывы о работах друг друга, оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ, экспертные оценки группами. При этом в условиях использования активных методов обучения, с одной стороны, педагоги должны дать понять студентам,
что они хотят от них и как включают их в процесс обучения, а с другой стороны, - дать им четкие критерии оценки их собственного прогресса.
Для оценивания знаний студентов должны быть использованы как традиционные оценки (отметки), так и балльно-рейтинговая система оценки знаний, разработанная и применяемая в вузах. Основным показателем балльно-рейтинговой системы является количество баллов, которые набирает студент при соответствующем выполнении задания.
Для конкретной группы необходимо разместить в электронной среде в рабочей области расписание занятий и темы с еженедельным списком предлагаемой литературы, даты подачи письменных работ, итоговых заданий, проектов, экзаменов. Затем можно повторить свои ожидания при первой встрече, подчеркнув важность присутствия всех студентов при работе в малых группах, поскольку чтение лекций будет сведено до минимума. Главной задачей преподавателя в условиях осуществления учебного процесса с помощью активных методов обучения является научить студентов следующему:
- формулировать вопросы, раскрывающие суть изучаемых проблем и предметов и стимулирующих активное обучение;
- эффективно общаться, обмениваясь накопленным опытом и знаниями по рассматриваемой проблеме;
- находить источники информации, используемые для изучения конкретной темы, и критически их анализировать;
- исследовать изучаемые вопросы;
- анализировать выводы и предлагать свои варианты решения проблемы;
- признавать множественность вариантов решения проблемы.
Эффективно сформированная среда активного обучения, как и сам процесс активного обучения, позволяют сформировать предрасположенность слушателей к учебе и выработать у них стремление к самосовершенствованию.
Для создания среды активного обучения в вузе и осуществления учебного процесса с помощью активных методов обучения необходимо прежде всего позволить студентам взять на себя большую ответственность за собственное образование и поставить их в ситуации, в которых они будут вынуждены вносить вклад в собственное учение и обучение других. Слушателям необходимо дать больше времени, чтобы они пришли к собственному
пониманию предметов. Важно использовать более широкий спектр методов оценки знаний студентов в соответствии с пониманием ими целей их деятельности. Необходимо в той или иной степени делегировать функцию оценки знаний самим студентам, четко сформулировав при этом критерии оценки.
Список литературы
1. Бар Р.Б., Таг Дж. От обучения к учению -новая парадигма высшего образования / В сб. «Дидактика высшей школы». Минск: Изд-во БГУ, 2005, С. 3-33.
2. Гронский А.В., Пушкина Т.П. Дидактическая модель работы с групповым процессом / В сб. «Российский гештальт». Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2002, С. 57-79.
3. Жак Д. Прекратите оправдывать неприемлемое / В сб. «Дидактика высшей школы». Минск: Изд-во БГУ, 2005, С. 34-40.
4. Курьянов М.А., Половцев В.С. Активные методы обучения: методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2011, 80 с.
5. Мейерс Ч., Джонс Т.Б. Активное обучение как понятие / В сб. «Дидактика высшей школы». Минск: Изд-во БГУ, 2005, С. 40-58.
6. Никулина И.Е. Образование в инновационном вузе: проблемы и перспективы развития // Инновации в образовании. 2009. № 1. С. 14-16.
7. Педагогические технологии: учебное пособие. Ростов-на-Дону: ИЦ «МарТ», 2010, 336 с.
8. Свиницки М.Д., Диксон Н.М. Модификация модели Колба для организации учебного занятия студентов / В сб. «Дидактика высшей школы». Минск: Изд-во БГУ, 2005, С. 77-83.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «Бакалавр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 № 783.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «Магистр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 № 762.
11. Хрусталёв Е.Ю. Теоретические основы построения семантической системы знаний об инновационном развитии экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 8. С. 2-13.
12. Хрусталёв Е.Ю., Баранова Н.М. Интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35. С. 2-10.
13. Хрусталёв Е.Ю., БарановаН.М. Семантико-
ориентированная методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 21. С. 11-18.
National interests: priorities and security Modern technology of education
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN TERMS OF ACTIVE TEACHING METHODS IN UNIVERSITY
Galina E. GOLKINA
Abstract
One of the major trends in the world of education is the shift from the concept of functional training to the concept of personal development, which provides individualized education. The article substantiates the need to revise the old methods and the search for new approaches in education that promote self-expression and human development. The author makes a conclusion that the most appropriate way is to train students on the basis of active methods tailored to the capabilities of each individual student.
Keywords: trends, global education, educational environment, new approaches, active teaching, methods
References
1. Barr R.B., Tagg J. Ot obucheniya k ucheniyu -novaya paradigma vysshego obrazovaniya. Vsb. "Di-daktika vysshei shkoly" [From Teaching to Learning -A New Paradigm for Undergraduate Education. In: Didactics of the Higher School]. Minsk, BSU Publ., 2005,pp.3-33.
2. Gronskii A.V., Pushkina T.P. Didakticheskaya model'raboty s gruppovymprotsessom. Vsb. "Rossi-iskii geshtal't" [The didactic model of work with group process. In: Russian Gestalt]. Novosibirsk, Scientific Training Center of Psychology of NSU Publ., 2002, pp. 57-79.
3. Jacques D. Prekratite opravdyvat'nepriemlem-oe. Vsb. "Didaktika vysshei shkoly" [Stop Justifying an Unacceptable. In: Didactics of the Higher School]. Minsk, BSU Publ., 2005, pp. 34-40.
4. Kur'yanov M.A., Polovtsev V.S. Aktivnye metody obucheniya: metodicheskoe posobie [Active learning methods: a manual]. Tambov, TSTU Publ., 2011, 80 p.
5. Meyers C., Jones T.B. Aktivnoe obuchenie kak ponyatie. V sb. "Didaktika vysshei shkoly " [Promoting Active Learning. In: Didactics of the Higher School]. Minsk, BSU Publ., 2005, pp. 40-58.
6. Nikulina I.E. Obrazovanie v innovatsionnom vuze: problemy i perspektivy razvitiya [Education in the innovative university: problems and prospects]. Innovatsii v obrazovanii - Innovation in education, 2009, no. 1, pp. 14-16.
7. Pedagogicheskie tekhnologii: uchebnoe posobie [Educational technology: a manual]. Rostov-on-Don, IC MarT Publ., 2010, 336 p.
8. Svinitsky M.D., Dixon N.M. Modifikatsiya modeli Kolba dlya organizatsii uchebnogo zanyatiya studentov. V sb. "Didaktika vysshei shkoly" [Kolb's model modification for the organization educational occupation of students. In: Didactics of the Higher School]. Minsk, BSU Publ., 2005, pp. 77-83.
9. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "The Federal State educational standard of higher education in preparation of 230700 Applied information scientists (qualification (degree) "Bachelor") of December 22, 2009 № 783. (In Russ.)
10. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "The Federal State educational standard of higher education in preparation of 230700 Applied information scientists (qualification (degree) "Master") of December 21, 2009 № 762. (In Russ.)
11. Khrustalev E.Yu. Teoreticheskie osnovy pos-troeniya semanticheskoi sistemy znanii ob innovat-sionnom razvitii ekonomiki [Theoretical base for the semantic system of knowledge about the innovative development of the economy]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 8, pp. 2-13.
12. Khrustalev E.Yu., Baranova N.M. Intellektual'nye semanticheskie modeli dlya povy-sheniya kachestva obrazovatel'nykh i nauchno-issledovatel'skikh protsessov [An intelligent semantic model to improve the quality of educational and research processes]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no.35, pp.2-10.
13. Khrustalev E.Yu., Baranova N.M. Semantiko-orientirovannaya metodologiya obucheniya studentov v informatsionno-kommunikativnoi srede universiteta [A semantic-oriented methodology for teaching students in information and communication environment of University]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' - National interests: priorities and security, 2011, no. 21, pp. 11-18.
Galina E. GOLKINA
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Moscow, Russian Federation [email protected]