Раздел III
Информационные технологии и разработки УДК 378.14:004 © Е. В. Куликова
Е. В. Куликова
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки будущих IT-специалистов в вузе на базе применения интерактивных методов обучения, направленных на активизацию мышления, на самостоятельное принятие обоснованных решений при решении профессионально-ориентированных задач. Раскрывается значимость овладения студентами умениями и навыками коммуникативного взаимодействия, обосновывается эффективность предлагаемой методики обучения.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные методы, взаимодействие, профессиональная компетенция, IT-специалист.
Стремительно развивающиеся рыночные отношения, сопровождающиеся процессами глубокой информатизации, заставляют обратить пристальное внимание на совершенствование подготовки будущих 1Т-специалистов в вузе, сфера профессиональной деятельности которых критически важна для современного общества. Она включает системный анализ предметной области, формализацию решения прикладных задач и процессов информационных систем (ИС); разработку требований к созданию и развитию ИС и ее компонентов; технико-экономическое обоснование проектных решений; разработку проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов; реализацию проектных решений с использованием современных информационно-коммуникационныхтехнологий и технологий программирования; сопровождение и эксплуатацию ИС; обеспечение качества автоматизации и информатизации решения прикладных задач [7].
Традиционный объект-субъектный подход, отдающий деятельностный приоритет преподавателю и не предполагающий равноправное участие студента в процессе обучения, не может обеспечить активное творческое развитие будущего 1Т-специалиста. Схема обучения, предполагающая передачу студентам готовых знаний, оказывается неэффективной.
Современные подходы к подготовке специалистов в вузе основаны на субъект-субъектных отношениях, в которых преподаватель и студент находятся на одном уровне взаимодействия в процессе активного достижения
образовательных целей. Без такого взаимодействия очень сложно решать задачи повышения мотивации к обучению, активизации мышления, установления диалогических отношений, содействия проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремления к сотрудничеству и социальной активности.
В философии активность рассматривается как универсальное, всеобщее свойство материи, характеризующее способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни с целью самосохранения. Активность же человека имеет социальную природу и выступает как способ поведения и деятельности, результатом которого являются социально и личностно значимые изменения и преобразования действительности.
В теории развития высших психических функций активность рассматривается как ведущая характеристика человека, концентрирующая социальный опыт.
Деятельность и активность тесно связаны друг с другом. Определяя деятельность как активность субъекта, направленную на мир объектов во взаимодействии с другими субъектами, М.С. Каган выделяет такие виды деятельности, как преобразовательную, познавательную, коммуникативную и другие. Ввиду того, что каждый вид деятельности характеризуется своим предметным содержанием, то и видов активности столько, сколько существует видов деятельности. Специфика активности зависит не только от предметного содержания деятельности, но и от особенностей личности, ее направленностью [3].
Любая профессиональная деятельность
включает познавательную активность, которая развивается из потребности в познании предметов и явлений окружающего мира и присуща каждому человеку в той или иной степени. Она представляет собой движущую силу достижения целей обучения как целенаправленного, планомерно организованного процесса, направленного на формирование профессиональных умений, навыков и компетенций. Обучение эффективно, когда студент «осознает необходимость своего обучения, не только принимает цели занятия, но и ставит собственные, участвуя в планировании и организации своей деятельности, осуществляет ее осознание, самоконтроль и самооценку» [2].
Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся остро ставилась в разное время многими авторами и нашла отражение в исследованиях М.И.Махмутова, И.Я. Лернера, М.М. Новик, Д.В. Чернилевского и других ученых, положивших начало одному из мощнейших направлений современной педагогической науки - активному обучению.
Указанные выше авторы к особенностям активного обучения относят: принудительную активизацию мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (в течение всего занятия); самостоятельную творческую выработку решений, повышенную степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Мощный импульс развитию активного обучения дало появление интерактивных методов как способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия преподавателя и обучающегося по созданию оптимальных условий обучения.
С.С. Кашлев определяет взаимодействие в интерактивном обучении как непосредственную межличностную коммуникацию, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия [4]. Атрибутами совместной деятельности преподавателя и студентов становятся пространственное и временное соприсутствие участников образовательного процесса, создающее возможность личного контакта между ними;
наличие общей цели, ожидаемого результата деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Интерактивные методы усиливают усвоение необходимых знаний и умений, способствуют эффективному формированию профессиональных компетенций. Опыт обучающегося становится главным источником учебного познания [1].
Стремительность развития информационных технологий, динамика изменений, происходящих в современном обществе, объясняют необходимость применения интерактивных методов обучения в процессе подготовки будущих 1Т-специалистов. Эти методы призваны активизировать мышление, вынуждая студентов в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения, развивая партнерские отношения, причем результативность обучения повышается не за счет увеличения передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки [5].
Особо следует отметить такие основополагающие признаки интерактивного обучения как проблемность, стимулирующая студентов самостоятельно формировать новые знания для решения поставленных задач; индивидуализация организации учебно-познавательной деятельности с учетом способностей и возможностей обучающегося; гибкость, предусматривающая возможность оперативной коррекции и вариативности подготовки; элективность, позволяющая осуществлять самостоятельный выбор траектории обучения; контекстность как подчинение содержания, форм и методов обучения интересам будущей профессиональной деятельности; сотрудничество.
Важно, чтобы учебно-познавательная деятельность студентов была адекватна характеру будущих практических (профессиональных) задач и функций, что позволит формировать у них эмоционально-личностное восприятие будущей профессиональной деятельности. Особенно это касается вопросов служебных коммуникаций, взаимодействия и общения, что является «слабым звеном» многих 1Т-специалистов.
Д.В. Чернилевский, классифицируя методы активного обучения, выделяет имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные [8].
Активность в неимитационных методах достигается за счет отбора проблемного материала для рассмотрения его на лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятиях. Проведение интерактивных лекций с использованием метода «вопрос-ответ», проведение коротких презентаций, подготовленных студентами, которые раскрывали бы один из вопросов, поставленных в изучаемой теме, организация «лекций вдвоем» - все это способствует росту интереса студентов к своей будущей профессии.
На активизацию мыслительных способностей студентов направлено применение метода проблемного изложения, частично-поискового (эвристического) метода, исследовательского метода, метода запланированных ошибок, метода проектов и др. Особенностью этих методов является наличие учебной проблемы как поисковой задачи, для решения которой обучающемуся необходимы новые знания для получения нового образовательного продукта (креативного результата). Важно, чтобы перед обучающимися ставились вопросы, ответы на которые в явном виде сложно найти в учебных пособиях или в источниках, в том числе в сети Internet.
Принимая во внимание то, что компетент-ностный подход предполагает развитие и оценку различных компетенций через решение студентами профессионально-ориентированных задач, разработан банк заданий, содержание которого определяется функциями поставленных задач и при необходимости корректируется в ходе процесса обучения. Ведущим принципом определения содержания профессионально-ориентированных учебных задач является ориентация на модель профессиональной деятельности будущего IT-специалиста. Моделируются ситуации, требующие от обучающихся глубоких теоретических знаний и продуманных практических действий.
Предлагаемый студентам банк заданий включает:
□ задания, направленные на формирование способности проводить расчет и оценку экономической эффективности разработки и внедрения информационных продуктов;
□ тестовые задания для определения уровня сформированности профессиональной компетенции по оценке экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач.
При составлении банка заданий, мы руководствовались такими методическими принципами как профессиональная целесообразность подбора задач, сочетание доступности и нестандартности заданий. Доступность обеспечивается четкой формулировкой условий, не допускающей разночтений, а нестандартность - включением элементов научных исследований [6]
В процессе обучения доказали свою эффективность игровые интерактивные формы, например, стажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловая игра.
Стажировка с выполнением должностной роли предполагает решение обучающимся конкретных профессиональных задач в реальных условиях профессиональной деятельности (например, учебно-производственная практика).
Имитационный тренинг позволяет отрабатывать определенные специализированные навыки и умения по работе с различными средствами и устройствами. В этом случае имитируется стандартная или нестандартная ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само средство (тренажеры, приборы, программные средства и т.д.). Так, на занятиях по дисциплине «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» преподавателями Сибирского института бизнеса и информационных технологий организуется тренинг, в ходе которого студентами с помощью реального программного средства (предмета деятельности) воссоздается и анализируется процесс его создания.
Разыгрывание ролей направлено на развитие поведенческих умений профессионального и социального характера в условиях профессиональных ситуаций, при изучении проблем взаимоотношений в коллективе. Игровое проектирование является одной из форм обучения в команде при выполнении группового проекта в игровых условиях. Его отличает высокая степень сочетания индивидуальной и совместной работы. Игровое проектирование часто трансформируется в реальное проектирование при решении производственных задач1.
Опыт работы со студентами Сибирского института бизнеса и информационных технологий по специальности «Прикладная информатика в экономике» показывает, что особый интерес у будущих 1Т-специалистов вызывают именно
Там же
игровые методы обучения, погружающие студентов в квазипрофессиональную деятельность.
Нами широко практикуется проведение деловых игр, предполагающих анализ и решение как типичных, так и нестандартных ситуационных задач, дискуссионное обсуждение актуальных вопросов, моделирование какого-либо реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации, при решении которой ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, что создает у студентов потребность в их пополнении.
Деловая игра представляет собой своеобразную технологию групповой психотерапии, так как на каждого участника оказывает сильнейшее воздействие атмосфера группы, коллективного сотрудничества. Ценность этой технологии заключается не только в ее способности служить целям обучения и воспитания, но и в том, что она позволяет эти цели переводить в реальные результаты. В процессе игры перед студентом ставится цель вжиться в образ специалиста, роль которого он будет выполнять (программиста, пользователя, системного администратора, руководителя информационного отдела, инженера-электронщика).
Студенты являются главными действующими лицами в деловой игре, которая позволяет усвоить новые теоретические положения, овладеть практикой использования теоретического материала в почти реальной ситуации. Они сами формулируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем, а роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения. Существенным является то обстоятельство, что анализ проблемных ситуаций значительно влияет на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и положительную мотивацию по отношению к учебе.
Так, при изучении темы «Качество программного продукта как объект управления» на дисциплине «Управление качеством программного продукта» студентам предлагается принять участие в деловой игре «Пойми меня!». Объектом моделирования является процедура нахождения, описания, ранжирования и оценки требований к качеству программного продукта со стороны разработчика и со стороны заказчика (потребителя). Игроками обыгрываются конфликтные ситуации, наиболее распространенные в профессиональной деятельности 1Т-специалистов, а именно: неумение объяснить свою позицию; неспособность объективно
оценить свою деятельность; нежелание понять точку зрения противоположной стороны (разработчик-заказчик); необходимость соблюдать регламентированные сроки разработки.
Обязательным этапом деловой игры является её разбор, в процессе которого подробно анализируется как полученный результат (например, качество создания, внедрения и эксплуатации программного продукта), так и деятельность игроков.
В высокой степени эффективно включение в практику ведения лекционных и семинарских занятий метода анализа конкретных ситуаций и решения творческих задач. Дискуссии, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении материала, стимулируют студентов к формированию собственного взгляда на проблему. Особого внимания заслуживает метод кейс-стади, в основе которого лежит обсуждение конкретных практических ситуаций (кейсов). Сущность данного метода заключается в том, что студенты знакомятся с подробным описанием ситуации, касающейся определенных аспектов профессиональной деятельности, исследуют суть проблемы и ее причины, предлагают пути ее решения. Такой подход у обучению заставляет студентов творчески мыслить, учит их анализировать материал и формулировать выводы.
Так, на практических занятиях по дисциплине «Экономика 1Т-отрасли» студентам предлагается принять обоснованное решение по назначению руководителя информационного отдела, оценив управленческие навыки кандидата: как будущий руководитель ставит задачу, ориентируется ли он при этом на уровень квалификации сотрудников, как намерен использовать инструменты материальной и нематериальной мотивации и так далее. Требуется проанализировать следующую ситуацию: Вы - руководитель информационного отдела. Николай - опытный сотрудник отдела, профессионал высокого уровня. Вас неожиданно отправляют в командировку, но при этом срочно нужно сдать в эксплуатацию программный проект. Вы понимаете, что Николай - единственный человек, которому вы можете доверить эту ответственную работу. Также вы знаете, ему, скорее всего, придется поработать сверхурочно. Вы предвидите бурную отрицательную реакцию сотрудника, но других вариантов нет. Вы пригласили его к себе в кабинет с тем, чтобы поставить перед ним эту
задачу. Ваши дальнейшие действия?
Использование кейс-стади позволяет определить уровень сформированное™ у студентов профессиональных компетенций, эффективно оценить способность к анализу, отбору наиболее важных фактов и их классификации с учетом важности и срочности.
Таким образом, интерактивное обучение является своеобразным инструментом, с помощью которого будущие 1Т-специалисты отрабатывают свои навыки и умения в условиях, максимально приближенных к реальности, что способствует проявлению, формированию и развитию их профессиональных компетенций.
Библиографический список
1. Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация [Текст] / Х. Абельс. - СПб.: Алтейя, 2000. - 268с
2. Борытко, Н. М. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 496 с.
3. Каган, М.С. Философия теории ценностей [Текст]/ М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997.
- 205с.
4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод.пособие [Текст] / С.С.Кашлев.
- Минск: ТетраСистемс, 2011. - 224с.
5. Мухина, С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения [Текст] / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 360 с.
6. Сорока, Е.Г. К вопросу об обучении будущих IT-специалистов экономическим аспектам качества программных продуктов [Текст] // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». - Омск: ОмГТУ, 2012. - №3. - С.165-168.
7. Прикладная информатика: Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «бакалавр»); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 783. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m783.html (дата обращения: 15.02.2014).
8. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.
APPLICATION OF METHODS OF INTERACTIVE LEARNING IN THE PROCESS OF PREPARATION OF FUTURE IT-SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATION
Elena V. Kulikova,
senior lecturer, Siberian Institute of business and Information technologies
Äbstract. The article considers the issues of improving the training of future IT-specialists in higher education on the basis of application of interactive teaching methods aimed at promotion of thinking, independence in making informed decisions when solving professionally-oriented tasks. Reveals the importance of mastering by students of skills of communicative interaction, the substantiation of the effectiveness of the proposed methodology.
Keywords: interactive learning, interactive methods, interaction, professional competence, IT-specialist.
Сведения об авторе:
Куликова Елена Васильевна — старший преподаватель кафедры информационных технологий Сибирского института бизнеса и информационных технологи (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.03.2014.