Научная статья Original article УДК 355.233.22
DOI 10.55186/26584964_2022_5_7_2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПОЗИЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS FROM THE STANDPOINT OF
PHYSICAL CULTURE
БШ
Назиров Егор Гаязович, Студент, БашГу Россия, г.Уфа Калимуллин Артем Робертович, Студент, БашГу Россия, г.Уфа Ягудин Денис Радикович, Старший преподаватель кафедры физвоспитания БашГу, Россия, г.Уфа
Nazirov Egor Gayazovich, Student, BASHGU Russia, Ufa Kalimullin Artem Robertovich, Student, BASHGU Russia, Ufa Denis Radikovich Yagudin, Senior lecturer of the Department of Physical Education of BASHGU, Russia, Ufa
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос совершенствования образовательного процесса в РФ с позиции укрепления значимости физической культуры. Проанализированы действия правительства страны в данной области. Отмечена возможность введения понятия «экологии физической культуры», что способно эффективно развернуть «культурный вектор понятия физической культуры». Сделаны выводы, что 1) проблемы использования физической культуры в образовательной программе российской школы остаются крайне важными для действий со стороны
7380
руководства России, если приоритет здорового общества становится основой возможных социально-экономических изменений, вызванных последними событиями в мире; 2) умственное развитие необходимо гармонизировать с развитием физическим; 3) соответствующие действия правового характера выполняются.
Annotation. The article considers the issue of improving the educational process in the Russian Federation from the position of strengthening the importance of physical culture. The actions of the government of the country in this area are analyzed. The possibility of introducing the concept of "ecology of physical culture" is noted, which is able to effectively deploy the "cultural vector of the concept of physical culture". It is concluded that 1) the problems of the use of physical culture in the educational program of the Russian school remain extremely important for actions by the leadership of Russia, if the priority of a healthy society becomes the basis of possible socio-economic changes caused by recent events in the world; 2) mental development must be harmonized with physical development; 3) appropriate legal actions are carried out.
Ключевые слова: физкультура, педагогика, учащиеся, здоровье, инновации Keywords: physical education, pedagogy, students, health, innovation
Последние годы вопросы, связанные со здоровьем учащихся школ, часто поднимаются масс-медиа. Спорт и физическая культура - одни из самых действенных средств, способствующих здоровью населения, - пользуются активной поддержкой российского правительства и считаются делом государственной важности. Именно поэтому столь актуальна тема данной статьи, предполагающая изучение вопросов, связанных с совершенствованием образовательного процесса с позиции физической культуры. В первую очередь, необходимо подчеркнуть тот факт, что, чем больше человек думает, тем меньше двигается. Это в результате ведет к депрессированию активности мозга. Данное утверждение верно и по отношению к школьникам.
7381
Как показывают исследования российских психологов, стабильно учащийся на «четыре» и «пять» ученик начальных классов в среднем проводит дома за уроками порядка 3 часов в день, ученик средних классов - 3-4 часа, школьник старшей ступени - более 6 часов, и это не считая уроки в самой школе. Таким образом, нормой для детей становится малоподвижный образ жизни. Именно здесь актуализируется вопрос необходимости занятий физической культурой в должной мере. Стоит раскрыть здесь саму сущность этого явления.
Если рассматривать физическую культуру как явление социальное, то ее зарождение и первые, целенаправленные фазы развития, восходящие к первичному периоду истории человечества, определялись бытием, формировавшим общественное сознание [6, с. 564].
Главным средством физкультуры, оказывающим гармонизирующее и развивающее влияние на все стороны онтологии человека как биологического организма, являются всевозможные сознательные телесные движения и физические упражнения. Все они были придуманы и/или усовершенствованы самими людьми. Подобные упражнения имеют своим принципом постепенный, начиная с зарядки и разминки, рост физических нагрузок: сначала к тренировке, потом - переход к играм и спортивным соревнованиям, затем, по мере роста собственных возможностей - к амбициям человека, завязанным на достижении личных или общих рекордов. Физкультура позволяет закалять организм к трудностям существования человека, гармонично развивать тело, поддерживая его в форме, используя систематически такие силы природы, как вода, воздух, солнце, а также соблюдая режим отдыха, гигиену и принципы правильного питания. Необходима такая структура урока, которая обеспечила бы школьнику возможность посредством игры получить необходимые физические нагрузки и связала бы развлечение и спорт. Часто у детей формируются отвращение к урокам физкультуры и желание их избежать из-за высоких требований
7382
учителя, частой сдачи всевозможных нормативов и жёсткости упражнений при отсутствии возможности играть в игры. Необходима продуманная организация уроков физкультуры с целью обеспечить такую подготовленность школьников, которая соответствует их возрасту [4, с. 39]. Целью спортивных занятий является, в единстве духовно-нравственным воспитанием, оптимизация физической стороны человеческого развития, усовершенствование всевозможных телесных качеств и соотносящихся с этими качествами способностей индивида, необходимым для получения из человека социально активной общественной единицы.
То есть итоговой целью физкультуры является подготовка индивида к трудовой деятельности и сопутствующим занятиям. Для этого на уроках ставится и решается ряд соответствующих возрасту и готовности учеников, а также универсальности процесса образования конкретных задач. Данные задачи делятся на две части:
1) оптимизационные задачи в сфере физического развития ученика;
2) задачи общеобразовательного характера [6, с. 563].
Однако регламентирование занятий физической культурой в образовательном процессе занимаются соответствующие государственные органы. Подчас, когда ситуация становится критичной, вмешивается непосредственно руководитель страны.
Так, Президентом РФ В.В. Путиным было дано поручение правительству РФ такой коррекции школьного аттестирования к июлю текущего года, которая ликвидировала бы в уроках физкультуры т.н. «зачетную» систему оценивания. Для этого должны быть внесены изменения в регламентирующие порядок получения аттестатов о среднем и основном общем образовании нормативные акты, которые исключат по предмету «Физкультура» возможность получения отметки «зачтено» в качестве итоговой отметки. Стоит отметить, что данное изменение не касается случаев с отнесенными к спецгруппе для занятий физкультурой по медицинским показателям учениками. Срок выполнения
7383
этого поручения - 30 июня 2022 года. Также Путиным поручено кабинету министров изучение вопроса о включении в программу по физкультуре новых видов спорта [3].
Недаром утверждается, что «физическая культура ... отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры» [5, с. 5].
Вообще, формирование здорового образа жизни - крайне непростой системный процесс, в чей охват попадает множество компонентов образа жизни современного общества [1, с. 10]. И который требует быстрой и эффективной реакции на изменения в мире.
Так, Н.Г. Михайлов по данному поводу заявил, что сегодня необходимо задуматься о введении понятия «экологии физической культуры», что единственное способно эффективно развернуть «культурный вектор понятия физической культуры» [2, с. 175]. В заключение стоит сделать следующие выводы.
Проблемы использования физической культуры в образовательной программе российской школы остаются крайне важными для действий со стороны руководства России, если приоритет здорового общества становится основой возможных социально-экономических изменений, вызванных последними событиями в мире. Умственное развитие необходимо гармонизировать с развитием физическим. Как видим, соответствующие действия правового характера выполняются.
Список использованных источников
1. Джолиев И.М.О. и др. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни студентов вуза // Молодежь и наука. - 2019. - .№3. - С. 10.
2. Михайлов Н.Г., Неверкович С.Д. Культура как системообразующее понятие в физической культуре и спорте // Мир психологии. - 2020. -№4(104). - С. 171-178.
3. Путин поручил изменить «зачетную» систему оценок по физкультуре // ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/sport/12616267
7384
4. Ушакова Л.Х. физкультура в школе: спорт или развлечение? // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - Чебоксары: Интерактив Плюс, 2017. - С. 38-40.
5. Физическая культура и спорт: Учебное пособие для всех направлений и профилей подготовки / Сост. Гужова Т.И., Титова И.А. - Тверь: ТГУ, 2019. - 129 с.
6. Эльдербиева Х.А., Уджуху И.А. Теория и методика физического воспитания // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2021. - С. 562-565.
List of sources used
1. Dzholchiev I. and others. Physical culture as a means of forming a healthy lifestyle of university students // Youth and Science. - 2019. - No. 3. - p. 10.
2. Mikhailov N.G., Neverkovich S.D. Culture as a system-forming concept in physical culture and sport // World of Psychology. - 2020. - №4(104). - P. 171-178.
3. Putin instructed to change the "credit" system of assessments in physical education // TASS. Access mode: https://tass.ru/sport/12616267
4. Ushakova L.H. physical education at school: sport or entertainment? // Education and training: theory, methodology and practice. Cheboksary: Interactive Plus, 2017. - pp. 38-40.
5. Physical culture and sport: A textbook for all areas and profiles of training / Comp. Guzhova T.I., Titova I.A. - Tver: TSU, 2019. - 129 p.
6. Elderbieva H.A., Ujuhu I.A. Theory and methodology of physical education // Psychology and pedagogy of the XXI century: topical issues, achievements and innovations. - Orekhovo-Zuyevo: GSTU, 2021. - pp. 562-565.
© Назиров Е.Г., Калимуллин А.Р., Ягудин Д.Р. 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2022
Для цитирования: Назиров Е.Г., Калимуллин А.Р., Ягудин Д.Р. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПОЗИЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №7/2022
7385