Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмадеев Р.Г., Морозова Т.В., Быканова О.А., Филиппова Н.В.

При помощи налоговой политики осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности, инвестиционной деятельности, формирование хозяйственных отношений субъектов фискальных отношений. В сложившихся макроэкономических обстоятельствах на рубеже 2020-2021 гг. большинство государств ужесточили степень влияния проводимой фискальной политики, несмотря на введение в краткосрочном периоде мер «налогового карантина» в начале пандемии. В частности, в качестве действенных мероприятий являлись: внедрение механизма отсрочки по уплате отельных видов налогов, прямое льготирование наиболее пострадавших отраслей и категорий плательщиков по секторам экономики. Однако в целях смягчения последствий влияния пандемии в среднесрочной перспективе важно предусмотреть дополнительные мероприятия в сфере налогового контроля, способные повлиять на уровень фискальной нагрузки на организацию. Данный аспект является наиболее актуальным по причине ужесточения проводимой политики в пост пандемический период, поскольку при осуществлении налогового планирования предприниматели могут использовать агрессивное построение налоговых схем с использованием способов незаконного уклонения от уплаты налогов. В качестве расширения механизма налогового взаимодействия важно предусмотреть возможность использования прямого доступа к витрине данных плательщика, что в большей мере является одним из наиболее оптимальных и современных способов при переходе к цифровым формам контроля, обеспечивающий финансовую стабильность и безопасность бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TAX CONTROL: IMPACT ON THE FINANCIAL SECURITY OF TAXPAYERS

The formation of economic relations of subjects of fiscal relations is carried out through tax policy, the regulation of foreign economic activity and investment activity. Under the current macro-economic circumstances experienced at the turn of 2020-2021 most countries have dramatically increased the degree of influence of fiscal policy, despite the introduction of short-term measures of "tax quarantine" at the beginning of the pandemic. In particular, the following measures were effective: introduction of the mechanism of deferral of payment of certain types of taxes, direct benefits for the most affected industries and categories of taxpayers by sectors of the economy. However, in order to mitigate the effects of the pandemic in the medium term, it is important to provide additional measures in the field of tax control, directly capable of affecting the level of fiscal burden on the organization. This aspect is most relevant due to the tightening of the policy in the post-pandemic period, because in the implementation of tax planning entrepreneurs can use aggressive methods of illegal tax evasion. As an extension of the mechanism of tax interaction, it is important to envisage the possibility to directly access the payer's data showcase, which to a greater extent is one of the most optimal and modern ways in the transition from existing forms of control to digital ones providing financial stability and business security.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ»

Совершенствование налогового контроля: влияние на финансовую безопасность организации

Ахмадеев Равиль Габдуллаевич

к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, ahm_rav@mail.ru

Морозова Татьяна Викторовна

к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, isfyrmorozova@gmail.com

Быканова Ольга Алексеевна

к.ф.м.н., доцент, кафедра высшей математики, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, bykanova@inbox.ru

Филиппова Наталья Васильевна

к.п.н., доцент, кафедра высшей математики, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, siegfried67@mail.ru

При помощи налоговой политики осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности, инвестиционной деятельности, формирование хозяйственных отношений субъектов фискальных отношений. В сложившихся макроэкономических обстоятельствах на рубеже 2020-2021 гг. большинство государств ужесточили степень влияния проводимой фискальной политики, несмотря на введение в краткосрочном периоде мер «налогового карантина» в начале пандемии. В частности, в качестве действенных мероприятий являлись: внедрение механизма отсрочки по уплате отельных видов налогов, прямое льготирование наиболее пострадавших отраслей и категорий плательщиков по секторам экономики. Однако в целях смягчения последствий влияния пандемии в среднесрочной перспективе важно предусмотреть дополнительные мероприятия в сфере налогового контроля, способные повлиять на уровень фискальной нагрузки на организацию. Данный аспект является наиболее актуальным по причине ужесточения проводимой политики в пост пандемический период, поскольку при осуществлении налогового планирования предприниматели могут использовать агрессивное построение налоговых схем с использованием способов незаконного уклонения от уплаты налогов. В качестве расширения механизма налогового взаимодействия важно предусмотреть возможность использования прямого доступа к витрине данных плательщика, что в большей мере является одним из наиболее оптимальных и современных способов при переходе к цифровым формам контроля, обеспечивающий финансовую стабильность и безопасность бизнеса. Ключевые слова: бюджетная политика, налоговое администрирование, налоговая политика, налоговый мониторинг, бюджет, государственный контроль.

Введение. В мировой практике налогообложения применение на государственном уровне мер социальной поддержки для ликвидации последствия влияния COVID-19 на предпринимательскую деятельность является достаточно гибким инструментом. Вместе с тем, по данным исследований экономистов [1], большинством стран проводится стратегия реализации программ налоговой поддержки для бизнеса, в большей степени учитывающих меры на время пандемии [8, 12, 13]. Однако, по итогам макроэкономической стабилизации к концу налогового периода 2020 года большинство государств ужесточили степень влияния проводимой фискальной политики, в связи с тем, что низкие процентные ставки способствовали формирование «окна налоговых возможностей для бизнеса» [18]. В результате на фоне пандемии в 2021 году накопление долговых обязательств в корпоративном секторе экономики, несомненно, потребует немедленного принятия ответных фискальных мероприятий [20, 22]. В тоже время, долгосрочные прогнозы по странам ЕС, приведенные экономистами [5, 6] выявлены значительные фискальные дисбалансы, особенно между государствами, расположенными по границам стран средиземноморского бассейна [3, 4], в большей степени усиливающие тенденцию экономической поляризации в отношении различных групп налогоплательщиков.

С другой стороны, в научных исследованиях [2, 7] для восстановления и перезапуска экономики, с учетом смягчения неблагоприятных распределительных последствий глобального шока, вызванного как снижением мировых цен на энергоносители, так и пандемией, важная роль должна быть отведена центральным банкам, осуществляющим важную роль в содействии налогово-бюджетному реагированию [9, 11]. Следовательно, поддержка проводимой фискальной политики со стороны центральных банков в краткосрочном периоде не должна заменить политику долгосрочного отказа от достижения основных целей проводимой денежно-кредитной политики. В этой связи, пандемия коронавируса, являясь крупномасштабной проблемой социально-значимого аспекта, непосредственно затронула во всех странах экономическую составляющую, а для российской экономики ее последствия также послужили катализатором, поступательно затронув снижение доходов налогоплательщиков [15]. В этой связи, в целях смягчения последствий влияния пандемии в среднесрочной перспективе важно предусмотреть различного рода финансовые инструменты поддержки экономики, включая меры налогового характера для всех категорий налогоплательщиков, непосредственно влияющие на уровень фискальной нагрузки на предприятие [23].

Однако, по причине ужесточения проводимой фискальной политики в период постпандемического шока, налогоплательщики, по большей мере, при осуществлении налогового планирования могут использовать или легальную оптимизацию, или посредством агрессивного построения на основе незаконного уклонения от уплаты

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

<

т О X X

налогов [16]. Данные подходы в большей степени моделируются в качестве стратегического взаимодействия для различных категорий плательщиков: чем больше налогоплательщиков оптимизирует, тем ниже результат оптимизации как следствие ужесточения правительством налогового законодательства [24]. Вместе с тем при агрессивном налоговом поведении компании риск повышения вероятности проведения проверок со стороны фискальных органов повышен. Говоря о налоговой оптимизации, важно отметить, что она представляет собой совокупность различных схем, методик и инструментов, которые индивидуально «подбираются» для решения в каждом конкретном случае [19].

Осуществление оптимизации налогообложения на основе законных методов, в совокупности с формированием соответствующих риск-прогнозных значений, способно обеспечить значительную помощь в образовании устойчивого положения компании. Данный способ помогает избежать чрезмерных издержек в процессе ведения хозяйственной деятельности [17]. При этом интересы налогоплательщиков, реализуются благодаря выбору различных легальных инструментов в качестве действенных способов снижения налоговой нагрузки на предприятие. С учетом того, что цифровые сервисы взаимодействия налогоплательщиков и контролирующих органов находятся на стадии активного развития, но в недостаточной степени реализованы, цель исследования определена как рассмотрение возможностей расширения цифровых контентов в докамеральный период.

Описание данных и методов исследования. В основе исследования определены электронно-цифровые сервисы взаимодействия контролирующих органов и налогоплательщиков. В процессе проведения исследования применены сравнительный анализ, системный и формально-юридический подходы на основе действующего налогового законодательства.

Результаты исследования. В правовом аспекте термин «налоговая оптимизация» означает совокупность различных методов, инструментов и подходов для качественного и эффективного планирования сумм налогов, которые перечисляются в государственный бюджет [10, 14]. В качестве цели осуществления оптимизации налогообложения можно обозначить сокращение размеров налогов, относительно которых у налогоплательщика изменяются соответствующие обязательства, с учетом минимизации штрафных санкций со стороны государственных налоговых органов и, как следствие, снижение налоговых рисков. Вместе с тем приоритетной целью налоговой оптимизации можно выделить механизм, связанный с отсрочкой по уплате налогов. Следовательно, важно выделить в качестве основных к применению мероприятий, связанных с оптимизацией по налогам в организациях:

1) по виду исчисляемых к уплате налогов (НДС, налог на имущество, налог на прибыль, НДФЛ и т.д.);

2) по сферам деятельности налогоплательщиков (страховые организации, банковский сектор, розничная и оптовая торговля и т. д.);

3) в зависимости от различных категорий субъектов налоговых отношений (крупнейшие налогоплательщики, субъекты малого и среднего предпринимательства).

При осуществлении налоговой оптимизации выделяют во временном аспекте на перспективную, долгосрочную или текущую формы. При осуществлении текущей по сроку налоговой оптимизации, сущность заклю-

чается в применении совокупных методов. Данные способы позволяют осуществить минимизацию в сфере налогообложения за установленный налоговый период.

При применении долгосрочной налоговой оптимизации - вид оптимизации налогов, при которой плательщики вправе уменьшить налоговую базу с учетом осуществления деятельности в перспективном периоде. Экономическая сущность заключается в применении соответствующих инструментов, которые позволяют минимизировать налоговые выплаты в периоде фактической деятельности компании. Данный вид налоговой оптимизации достигается с помощью четкого построенной учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, а также возможного применения налоговых льгот и освобождений, а также сформированной амортизационной политики. Амортизационная политика является одним из ключевых элементов оптимизации налогообложения. Деятельность организации основана на определенной учетной политике, то есть выборе способов решения основных задач. Амортизационная политика является одной из основных частей общей учетной политики каждой организации, так как именно амортизация значительно влияет на ее финансовую составляющую деятельности.

Вместе с тем амортизационная политика необходима организации для эффективного управления амортизационными отчислениями посредством закрепленного регламента, внутренними нормативными актами. То есть именно амортизационная политика определяет способ переноса стоимости активов на себестоимость продукции, товаров и услуг и при этом организации стараются применить такой способ, чтобы эта стоимость вернулась как можно скорее и ее можно было бы использовать для реорганизации. Вместе с тем при формировании амортизационной политики необходимо принять во вынимание следующие факторы: уровень инфляции; план компании и ее инвестиционные возможности; состав активов и их корреляция; количество материальных и нематериальных активов на балансе компании; методы оценки амортизационных фондов; период использования амортизируемых активов; метод начисления амортизации.

Амортизационная политика каждой копании индивидуальна, поскольку каждая компания решает вопрос о соотношении расходов на развитие производства и скоростью создания источников финансирования, которые делают возможным обновление активов без использования ресурсов извне. При ускоренной амортизации в целях налогообложения актив быстро амортизируется в начале своей службы и замедляется в конце. Таким образом, получается, что чем больше срок эксплуатации актива, тем меньше потеря его дальнейшей стоимости. В основном это происходит из-за неэффективного использования активов. Обычно данный способ реализуется за счет нелинейного способа начисления амортизации или при использовании повышающих коэффициентов. Эффективность амортизационной политики оценивается посредством анализа того, насколько у компании получается «балансировать» между получением свободных средств и экономией прибыли и минимизации налогов.

В этой связи, при использовании термина «минимизация налогов», важно выделить с правовой точки зрения как прямые, целевые действия налогоплательщика, которые предоставляют право частично уменьшить его выплаты в бюджет в виде налогов, сборов и взносов. Налоговая оптимизация существует как система, а потому включает в себя различные элементы в виде:

1) совокупности уплаты налогов, сборов и взносов в бюджет, с учетом соответствующего контроля в отношении исчисленных сумм налогов;

2) улучшения положения налогоплательщика, которое измеряется величиной налоговых обязательств, а также уровня налоговой нагрузки за налоговый период;

3) препятствия к образованию дебиторской задолженности при применении договорных обязательств по

реализованным товарам (работам, услугам) в течении максимального срока, превышающего для подачи иска;

4) применения положений в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, предоставляющих возможность получить четкие сведения в отношении порядка деятельности организации при осуществлении налогового планирования (рис. 1).

I этап - юридическое оформление

для создания компании, выбор организационно-правовой формы деятельности

II - поиск выгодного расположения предприятия, руководящих органов и филиалов (с налоговой точки зрения), выбор применяемого налогового режима, получение налоговых кредитов

III этап - выбор актуальной организационно-правовой формы юридического лица, выстраивание цели и задач организации

IV этап - проработка и анализ использования предоставляемых налоговым законодательством льгот и префренций

V этап - анализ возможных форм сделок, осуществляемых в деятельности организации (учитывается подход с применением минимизации налогообложения)

VI этап - обсуждение соответствующего размещения активов и финансовых средств

компании для получения максимальной суммы дохода

Рис. 1. Основные этапы применения налогового планирования организации

Риски совершения налоговых нарушений в отдельных отраслях • внедрении методов риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщиков, ведущих деятельность в конкретных отраслях

Риск совершения действий незаконного возмещения НДС • ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, позволяющего анализировать риск совершения (участия в совершении) действий, направленных на

незаконное возмещение НДС, повышение эффективности налогового контроля

• включение в план выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих максимальные зоны налоговых рисков (не менее 30% от числа налогоплательщиков, включенных в план выездных налоговых проверок)

Риск "дробления" бизнеса и уклонения от уплаты налогов

Отклонение цен от рыночных, риск занижения налоговой базы • направление рекомендательного письма в финансовое ведомство по организации контрольно-аналитической работы по расчету рыночной оценки цены (рентабельности) в сделках

между лицами, признаваемыми взаимозависимыми

X X О го А С.

X

го т

о

Рис. 2. Применение риск-ориентированного подхода в организации контрольной деятельности налоговой службы

Вместе с тем в применении налоговой оптимизации можно отметить как сторону налогоплательщика, так и со стороны государства в целом. Данный подход заключается в следующем аспекте: свободные оборотные

средства, которые остаются благодаря снижению налоговой нагрузки обычно направляются обратно в производство, а значит, это позволяет компании увеличить величину прибыли, что в конечном итоге стимулирует к обеспечению роста поступлений в государственный

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

<

т О X X

бюджет. В этом можно отметить философский подход двух противоположностей - налогового контроля и налоговой оптимизации [21].

В целях повышения эффективности использования инструментов налогового контроля, основным направлением которого является мотивация плательщиков к добровольной уплате налогов, сборов и взносов, развитие инструментов риск-анализа и автоматизированного контроля направлено на повышение эффективности выявления схем по оптимизации налогообложения, включая незаконные способы (рис. 2).

Налоговая служба, в этой связи, предпринимает различные попытки выявить потенциальных нарушителей, которые не выполняют свои налоговые обязательства. При этом в терминологии «нелегальная налоговая оптимизация» важно отметить, что это любые действия налогоплательщика по минимизации налогов, которые не предусмотрены действующим законодательством. Следует выделить наиболее распространенные в практике налогоплательщиков схемы по нелегальному способу применения оптимизации налогообложения:

1. Посреднические сделки - данный прием реализуется за счет посредников, основанный на использовании договоров комиссии, поручения или иных способов. В данном случае, используя посредника, организации заменяют искусственно по обычной реализации, а в части налогообложения - уплата только с величины комиссионного вознаграждения.

2. Вексельная схема - для данного приема используется механизм возврата при осуществлении реализации товаров не денежными средствами, а векселями третьих лиц.

3. Применение пониженных ставок по НДС - этот подход осуществляется посредством закупки сырья и последующей передачи на переработку на давальче-ской основе с применением пониженных ставок налога.

4. Трансфертное ценообразование с использованием взаимозависимых и не взаимозависимым лиц, с учетом не превышения пороговых годовых значений в отношении контролируемых лиц. В частности, если одна их сторон сделки применяет специальный налоговый режим по уплате единого сельскохозяйственного налога.

5. Использование в практике доверительных схем имущества с регистрацией в низконалоговых юрисдик-циях на компании, которые в последствии осуществляют передачу в аренду имущества. В свою очередь возврат денежных средств в Россию осуществляется в форме займов.

Следует отметить применение в практике налогообложения множества вариаций в виде фиктивного экспорта, заведомо неисполнимого договора, фиктивного займа и т.д., суть которых заключается в незаконных нарушениях, которые влекут последствия в отношении лиц, участвующих в них, вплоть до назначения уголовной ответственности в особо крупных размерах. В качестве основной цели налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений и преступлений, с учетом привлечения нарушителей к ответственности по законодательству.

Для выполнения цели налогового контроля следует выделить ряд макроэкономических задач, направленных на:

1) поддержание экономической безопасности государства и обеспечение соответствующего контроля при формировании доходной части бюджетов всех уровней;

2) использование механизмов для улучшения функционирования деятельности налоговых органов, контроль за целевым использованием налоговых льгот;

3) выполнение мероприятий по пресечению и профилактике в финансово-налоговой сфере по различным правонарушениям.

Реализация механизма налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов. Осуществление функций контроля происходит благодаря обоснованным конкретным методам и инструментам, которые являются основой формирования налогового контроля. При осуществлении налогового контроля запрещены любые действия, связанные с информацией о налогоплательщике, которая выявляется в ходе проведения проверки. В зависимости от времени поведения, в данном аспекте можно выделить три вида:

1) предварительный;

2) текущий (оперативный);

3) последующий.

Если рассматривать каждый из этих видов отдельно, то следует отметить, что первичный (предварительный) налоговый контроль выполняется до отчетного периода и проводится по отдельно взятому налогу. Именно отчетный налоговый период и подразумевает под собой проведение текущего налогового контроля. Основное отличие этого вида контроля заключается в том, что само проведение осуществляется в процессе работы налогопл ательщика.

Текущий налоговый контроль базируется на бухгалтерском и налоговом учете, первичных документах и прочим элементах, которые способствуют налоговым органам в проверке. Касательно последующего фискального контроля, важно отметить, что он проводится уже после прекращения предыдущего этапа, а реализация на практике осуществляется посредством анализа и проверки бухгалтерской и налоговой документации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем в качестве современных цифровых технологий, используемых ФНС России при осуществлении форм и методов реализации налогового контроля можно сгруппировать по следующим направлениям.

Группа 1. Автоматизированные информационно-информационные системы и системы контроля, в которую включены:

- автоматизированная информационно-информационная система и НДС автоматизированная система управления;

- онлайн-обмен данными между розничными точками и налоговой службы с использованием контрольно-кассовой техники нового поколения (онлайн КРР);

- государственная информационная система маркировки товаров и контроля за их оборотом;

- единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- автоматизированные системы, направленные на повышение эффективности налогового контроля, выявления схем уклонения по уплате налогов, сборов и взносов.

Группа 2 включает электронно-цифровые сервисы (свыше 50), основными из которых являются: личный кабинет налогоплательщиков (физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), налоговый офис интернет-компаний, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; государственная

регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; "Бизнес-риски: проверьте себя и контрагента"; "Прозрачный бизнес", "Уплата налогов и сборов"; налоговые калькуляторы; справочная информация и т.д.

С учетом того, что цифровые сервисы взаимодействия налогоплательщиков и контролирующих органов находятся на стадии активного развития, но в недостаточной степени реализованы, для определенной группы налогоплательщиков оптимальным выходом было бы предоставление возможности доступа онлайн к информационной системе. Это устранит аспекты в идентификации сделок и их классификации, что будет способствовать решению спорных вопросов в докамеральный период и обеспечит финансовую стабильность и безопасность бизнеса.

Заключение. Формирование в России цифровой модели государственного налогового управления, основанного на внедрении инновационных продуктов, в большей мере сочетает современные информационные технологии, с учетом развития электронного взаимодействия субъектов фискальных отношений для осуществления мероприятий налогового контроля и пресечения незаконных способов использования способов уклонения от уплаты налогов. В свою очередь налоговая оптимизация требует от организации дополнительной квалификации также и обоснованного подхода, так как при допущении ошибок в ведении бухгалтерского и налогового учета, могут привести к претензиям со стороны фискальных органов, с учетом начисления штрафных санкций. Вместе с тем, используемые в практике налогового администрирования современные цифровые технологий государственного налогового управления направлены на совершенствование бюджетной эффективности за счет следующих факторов.

Во-первых, при увеличении налоговых поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость за счет снижения необоснованных налоговых вычетов, по налогу на прибыль посредством уменьшения необоснованных расходов, принимаемых в уменьшении налогооблагаемой базы. Во-вторых, при сокращении государственных расходов вследствие расширения механизма налогового мониторинга за счет снижения пороговых значений, соответственно, рассматривая его в качестве альтернативы форм выездных налоговых мероприятий.

Таким образом, в качестве расширенного налогового взаимодействия, при котором плательщики предоставляют доступ в режиме реального времени, особенно в периоде влияния пандемии, является обоснованным. При этом расширение цифрового взаимоотношения посредством предоставления прямого доступа к витрине данных плательщика являются наиболее оптимальным и современным способом перехода от действующих форм контроля, обеспечивающий финансовую стабильность и безопасность для бизнеса.

Литература

1. Abdoul-Azize, H.T., El Gamil, R. (2021) Social Protection as a Key Tool in Crisis Management: Learnt Lessons from the COVID-19 Pandemic. Global Social Welfare Vol. 8, pp. 107-116.

2. Auerbach, A.J., Gale, W. (2020) The effects of the COVID pandemic on the federal budget outlook. Journal of Business Economics Vol. 55, pp. 202-212

3. Bajaj, A., Datt, G. (2020) Financing of fiscal response to COVID-19: a pragmatic alternative. Indian Economic Review Vol.55, pp.149-160.

4. Diaz, A. (2020) Common Fiscal Capacity Is Needed to Strengthen Risk Sharing. Intereconomics Vol 55, pp. 215219.

5. Ghosh, J. (2020) A critique of the Indian government's response to the COVID-19 pandemic. Journal of Industrial and Business Economics Vol. 47, pp. 519-530 (2020).

6. Grabner, C., Heimberger, P., Kapeller, J. (2020) Pandemic pushes polarisation: the Corona crisis and macroeconomic divergence in the Eurozone. Journal of Industrial and Business Economics Vol. 47, pp.425-438.

7. Lorenz, J. (2019) Population dynamics of tax avoidance with crowding effects. Journal of Evolutionary Economics Vol.29, pp. 581-609.

8. Ponomareva, N. V., Zvereva, A. O., Golubtsova, E. V., & Ilyashenko, S. B. (2019). Tax incentives for use of alternative energy sources in the russian federation. International Journal of Energy Economics and Policy, 9(4), 144-148.

9. Sell, S.K. (2020) What COVID-19 Reveals About Twenty-First Century Capitalism: Adversity and Opportunity. Development Vol.63, pp. 150-156.

10. Shtefan Ya.G., Zimakova L.A., Vakhrushina M.A., Malitskaya V.B., Chirkova M.B. (2017) Meat processing companies. Espacios. Vol. 38(49), p. 16.

11. Аввакумова И.В., Сидорова Е.Е., Тимошенко Л.П., Циликова М.С. Банки и банковское дело: тематический модуль, Реклама: тематический модуль // ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова. Саранск. - 2016.

12. Баранова Л.Г., Федорова В.С. Налоговый контроль и налоговая оптимизация - единство и борьба противоположностей // Бюллетень результатов научных исследований. 2019. № 3. С. 102-110.

13. Бобошко Н.М. Пути решения проблемы разграничения законной и незаконной налоговой оптимизации // Вестник университета. 2008. № 11 (21). С. 34-38.

14. Ващекина И. В. Перспективы реформирования организационной структуры платежной системы в России // Наука и практика. - № 4 (16). - 2014. - С. 5-14.

15. Глубокова Н.Ю., Гордиенко М.С., Сычева Е.И. Обновленный механизм восстановления НДС в бюджетно-налоговой системе России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 4A. С. 219-231.

16. Дворецкая Ю.А., Кузнецова О.Н., Ермакова Л.В. Проблемы развития малого предпринимательства в условиях налоговых преобразований // Научные исследования и разработки. Экономика. 2020. Т. 8. № 2. С. 3136.

17. Дмитриева А.Б. К вопросу о спорах, связанных с излишне уплаченными таможенными платежами и налогами // Таможенное дело. 2015. № 3. С. 6-9.

18. Егорова А.О. Влияние налогового планирования на рыночную стоимость российских публичных компаний // Российский экономический интернет-журнал. 2020. № 1. С. 17.

19. Клейменова Ю.А., Тищенко Е.С. Совершенствование налоговой политики как фактора повышения финансовой эффективности организации // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 1005-1010.

20. Лагутина Л.Г. Дробление бизнеса как угроза налоговой безопасности государства // Экономические науки. 2019. № 180. С. 61-64.

21. Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. 2017. №11. С. 134-140.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

22. Понкратов В.В., Поздняев А.С., Воронцов А.Н. Анализ налогового режима в рамках соглашений о разделе продукции в России // Финансовая жизнь. 2018. №4. С. 27-31.

23. Самсонов Е.А. Налоговые поступления в бюджет: планирование и прогнозирование перспектив роста // Экономика и предпринимательство. 2020. № 8 (121). С. 223-228.

24. Харакоз Ю.К. Информационное обеспечение управленческого учета // Аудитор. - 2012. - № 3 (205). -С. 36-39.

Improvement of tax control: impact on the financial security of taxpayers

Akhmadeev R.G., Morozova T.V., Bykanova O.A., Philippova N.V.

Plekhanov Russian University of Economics

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34 The formation of economic relations of subjects of fiscal relations is carried out through tax policy, the regulation of foreign economic activity and investment activity. Under the current macro-economic circumstances experienced at the turn of 2020-2021 most countries have dramatically increased the degree of influence of fiscal policy, despite the introduction of short-term measures of "tax quarantine" at the beginning of the pandemic. In particular, the following measures were effective: introduction of the mechanism of deferral of payment of certain types of taxes, direct benefits for the most affected industries and categories of taxpayers by sectors of the economy. However, in order to mitigate the effects of the pandemic in the medium term, it is important to provide additional measures in the field of tax control, directly capable of affecting the level of fiscal burden on the organization. This aspect is most relevant due to the tightening of the policy in the post-pandemic period, because in the implementation of tax planning entrepreneurs can use aggressive methods of illegal tax evasion. As an extension of the mechanism of tax interaction, it is important to envisage the possibility to directly access the payer's data showcase, which to a greater extent is one of the most optimal and modern ways in the transition from existing forms of control to digital ones providing financial stability and business security. Keywords: budget policy, tax administration, tax policy, tax monitoring, budget, state control.

CN

0 СЧ

PO

01

References

1. Abdoul-Azize, H.T., El Gamil, R. (2021) Social Protection as a Key Tool in

Crisis Management: Learnt Lessons from the COVID-19 Pandemic. Global Social Welfare Vol. 8, pp. 107-116.

2. Auerbach, A.J., Gale, W. (2020) The effects of the COVID pandemic on

the federal budget outlook. Journal of Business Economics Vol. 55, pp. 202-212

3. Bajaj, A., Datt, G. (2020) Financing of fiscal response to COVID-19: a

pragmatic alternative. Indian Economic Review Vol. 55, pp. 149-160.

4. Díaz, A. (2020) Common Fiscal Capacity Is Needed to Strengthen Risk

Sharing. Intereconomics Vol 55, pp. 215-219.

5. Ghosh, J. (2020) A critique of the Indian government's response to the

COVID-19 pandemic. Journal of Industrial and Business Economics Vol. 47, pp. 519-530 (2020).

6. Grabner, C., Heimberger, P., Kapeller, J. (2020) Pandemic pushes

polarization: the Corona crisis and macroeconomic divergence in the Eurozone. Journal of Industrial and Business Economics Vol. 47, pp. 425-438.

7. Lorenz, J. (2019) Population dynamics of tax avoidance with crowding

effects. Journal of Evolutionary Economics Vol. 29, pp. 581-609.

8. Ponomareva, N. V., Zvereva, A. O., Golubtsova, E. V., & Ilyashenko, S. B.

(2019). Tax incentives for use of alternative energy sources in the russian federation. International Journal of Energy Economics and Policy, 9 (4), 144-148.

9. Sell, S.K. (2020) What COVID-19 Reveals About Twenty-First Century

Capitalism: Adversity and Opportunity. Development Vol. 63, pp. 150156.

10. Shtefan Ya.G., Zimakova L.A., Vakhrushina M.A., Malitskaya V.B., Chirkova M.B. (2017) Meat processing companies. Espacios. Vol. 38 (49), p. 16.

11. Avvakumova I.V., Sidorova E.E., Timoshenko L.P., Tsilikova M.S. Banks

and banking: thematic module, Advertising: thematic module // FGBOU VO "PRUE im. G.V. Plekhanov. Saransk. - 2016.

12. Baranova L.G., Fedorova V.S. Tax control and tax optimization - unity and struggle of opposites // Bulletin of scientific research results. 2019.No. 3.P. 102-110.

13. Boboshko N.M. Ways of solving the problem of distinguishing between legal and illegal tax optimization // University Bulletin. 2008. No. 11 (21). S. 34-38.

14. Vashchekina IV Prospects for reforming the organizational structure of the

payment system in Russia // Science and Practice. - No. 4 (16). - 2014.

- S. 5-14.

15. Glubokova N.Yu., Gordienko M.S., Sycheva E.I. Updated mechanism for VAT recovery in the budgetary and tax system of Russia // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2018.Vol. 8.No. 4A. S. 219-231.

16. Butler Yu.A., Kuznetsova O.N., Ermakova L.V. Problems of small business development in the context of tax reforms // Scientific research and development. Economy. 2020.Vol. 8.No. 2.P. 31-36.

17. Dmitrieva A.B. On the issue of disputes related to overpaid customs duties

and taxes // Customs. 2015. No. 3. S. 6-9.

18. Egorova A.O. The influence of tax planning on the market value of Russian public companies // Russian Economic Internet Journal. 2020.No. 1.P. 17.

19. Kleimenova Yu.A., Tishchenko E.S. Improving tax policy as a factor in increasing the financial efficiency of an organization // Economics and Entrepreneurship. 2019. No. 8 (109). S. 1005-1010.

20. Lagutina L.G. Business fragmentation as a threat to the tax security of the state // Economic sciences. 2019.No 180. S. 61-64.

21. Ponkratov V.V., Kuznetsov N.V. Tax incentives for investment activity in Russia // Bulletin of the University. 2017. No. 11. S. 134-140.

22. Ponkratov V.V., Pozdnyaev A.S., Vorontsov A.N. Analysis of the tax regime within the framework of production sharing agreements in Russia // Financial life. 2018. No. 4. S. 27-31.

23. Samsonov E.A. Tax receipts to the budget: planning and forecasting growth prospects // Economics and Entrepreneurship. 2020. No. 8 (121). S. 223-228.

24. Kharakoz Yu.K. Information support of management accounting // Auditor.

- 2012. - No. 3 (205). - S. 36-39.

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.