Научная статья на тему 'Инструменты налоговой политики по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций'

Инструменты налоговой политики по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОРОНАВИРУС / ФОРС-МАЖОР / TAX / TAXATION / TAX POLICY / TAX ADMINISTRATION / TAXPAYER SUPPORT / EMERGENCY / DIGITALIZATION / CORONAVIRUS / FORCE MAJEURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна

Актуальность исследования объясняется необходимостью осмысления нововведений в налоговой политике зарубежных стран в условиях чрезвычайных ситуаций, выразившихся в 2020 г. в пандемии коронавируса. Предмет исследования - налоговые меры, принимаемые для успешного преодоления кризисных ситуаций. Цель работы - определение вариантов дальнейшего реформирования налоговой политики в Российской Федерации для преодоления последствий коронавируса COVID-19 на основе анализа информации о налоговых инструментах, применяемых за рубежом, и возможности их адаптации к российским реалиям для скорейшего выхода из кризисных ситуаций. Практическая значимость и научная ценность настоящего исследования состоят в предложении направлений дальнейших новаций российской налоговой политики в условиях COVID-19. Сделаны выводы о том, что в начале эпидемии Российская Федерация опаздывала в принятии мер налоговой политики в условиях чрезвычайной ситуации, отставая от многих стран по перечню задействованных налоговых инструментов, по которым были введены преференции для поддержки налогоплательщиков и обеспечения непрерывности бизнес-процессов. В статье сформулированы предложения по введению и расширению диапазона мер налоговой политики в условиях чрезвычайных ситуаций, направленных на увеличение денежных потоков бизнеса и домохозяйств; поддержку здравоохранения и сопряженных с ним отраслей; содействие сохранению уровня занятости, потребления и инвестиций. Обоснована целесообразность заимствования успешного опыта зарубежных стран при разработке мер поддержки налогоплательщиков путем реформирования налогообложения прибыли организаций; снижения ставок НДС; предоставления дополнительных преференций по налогу на доходы физических лиц; увеличения продолжительности сроков отсрочек и рассрочек по налогам. Намечены пути дальнейшего развития отечественной налоговой политики в условиях системно-технологических трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POLICY TOOLS FOR DEALING WITH THE CONSEQUENCES OF EMERGENCIES

The relevance of the research is explained by the need to understand innovations in the tax policy of foreign countries in emergency situations, which were expressed in the coronavirus pandemic in 2020, the need to determine global trends and develop directions for the development of Russian tax policy. The subject of the research is tax measures taken to successfully overcome crisis situations. The purpose of this work is to identify options for further reform of tax policy in the Russian Federation to overcome the consequences of COVID-19 coronavirus based on the analysis of information about tax instruments used abroad and the possibility of their adaptation to Russian realities for an early exit from crisis situations. The practical significance and scientific value of this research consists in offering directions for further innovations in Russian tax policy in the context of COVID-19. Conclusions are made that at the beginning of the epidemic, the Russian Federation was late in taking tax policy measures in an emergency situation, lagging behind many countries in the list of tax instruments involved, which were introduced preferences to support taxpayers and ensure business continuity. The article contains proposals for introducing and expanding the range of tax policy measures in emergency situations aimed at increasing the cash flows of businesses and households; supporting healthcare and related industries; promoting the maintenance of employment, consumption and investment levels. The article substantiates the need to borrow the successful experience of foreign countries in the development of measures to support taxpayers by reforming the taxation of corporate profits; reducing VAT rates; providing additional preferences for personal income tax; property taxation; increasing the duration of delays and installments on taxes. The ways of further development of the national tax policy in the conditions of system-technological transformations are outlined.

Текст научной работы на тему «Инструменты налоговой политики по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

(CC) (

DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-136-143 УДК 336.221(045) JEL H21, Н 23, Н30

Инструменты налоговой политики по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций

Е. С. Вылкова

Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

https://orcid.org/0000-0002-3736-9683 Scopus Author ID: 57208473007

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования объясняется необходимостью осмысления нововведений в налоговой политике зарубежных стран в условиях чрезвычайных ситуаций, выразившихся в 2020 г. в пандемии коронавируса. Предмет исследования — налоговые меры, принимаемые для успешного преодоления кризисных ситуаций. Цель работы -определение вариантов дальнейшего реформирования налоговой политики в Российской Федерации для преодоления последствий коронавируса COVID-19 на основе анализа информации о налоговых инструментах, применяемых за рубежом, и возможности их адаптации к российским реалиям для скорейшего выхода из кризисных ситуаций. Практическая значимость и научная ценность настоящего исследования состоят в предложении направлений дальнейших новаций российской налоговой политики в условиях COVID-19. Сделаны выводы о том, что в начале эпидемии Российская Федерация опаздывала в принятии мер налоговой политики в условиях чрезвычайной ситуации, отставая от многих стран по перечню задействованных налоговых инструментов, по которым были введены преференции для поддержки налогоплательщиков и обеспечения непрерывности бизнес-процессов. В статье сформулированы предложения по введению и расширению диапазона мер налоговой политики в условиях чрезвычайных ситуаций, направленных на увеличение денежных потоков бизнеса и домохозяйств; поддержку здравоохранения и сопряженных с ним отраслей; содействие сохранению уровня занятости, потребления и инвестиций. Обоснована целесообразность заимствования успешного опыта зарубежных стран при разработке мер поддержки налогоплательщиков путем реформирования налогообложения прибыли организаций; снижения ставок НДС; предоставления дополнительных преференций по налогу на доходы физических лиц; увеличения продолжительности сроков отсрочек и рассрочек по налогам. Намечены пути дальнейшего развития отечественной налоговой политики в условиях системно-технологических трансформаций.

Ключевые слова: налог; налогообложение; налоговая политика; налоговое администрирование; поддержка налогоплательщиков; чрезвычайная ситуация; цифровизация; коронавирус; форс-мажор; цифровизация

BY 4.0

Для цитирования: Вылкова Е. С. Инструменты налоговой политики по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(3):136-143. DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-136-143

ORIGINAL PAPER

Tax Policy Tools for Dealing with the Consequences of Emergencies

E. S. Vylkova

North-Western Institute of management RANEPA under the President of the Russian Federation,

Saint Petersburg, Russia https://orcid.org/0000-0002-3736-9683 Scopus Author ID: 57208473007

ABSTRACT

The relevance of the research is explained by the need to understand innovations in the tax policy of foreign countries in emergency situations, which were expressed in the coronavirus pandemic in 2020, the need to determine global trends and develop directions for the development of Russian tax policy. The subject of the research is tax measures taken to successfully overcome crisis situations. The purpose of this work is to identify options for further reform of tax policy in

© Вылкова E. С., 2020

the Russian Federation to overcome the consequences of COVID-19 coronavirus based on the analysis of information about tax instruments used abroad and the possibility of their adaptation to Russian realities for an early exit from crisis situations. The practical significance and scientific value of this research consists in offering directions for further innovations in Russian tax policy in the context of COVID-19. Conclusions are made that at the beginning of the epidemic, the Russian Federation was late in taking tax policy measures in an emergency situation, lagging behind many countries in the list of tax instruments involved, which were introduced preferences to support taxpayers and ensure business continuity. The article contains proposals for introducing and expanding the range of tax policy measures in emergency situations aimed at increasing the cash flows of businesses and households; supporting healthcare and related industries; promoting the maintenance of employment, consumption and investment levels. The article substantiates the need to borrow the successful experience of foreign countries in the development of measures to support taxpayers by reforming the taxation of corporate profits; reducing VAT rates; providing additional preferences for personal income tax; property taxation; increasing the duration of delays and installments on taxes. The ways of further development of the national tax policy in the conditions of system-technological transformations are outlined.

Keywords: tax; taxation; tax policy; tax administration; taxpayer support; emergency; digitalization; coronavirus; force majeure; digitalization

For citation: Vylkova E. S. Tax policy tools for dealing with the consequences of emergencies. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2020;13(3):136-143. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-136-143

ВВЕДЕНИЕ

Мировое сообщество, отдельные государства в своей истории неоднократно сталкивались с чрезвычайными ситуациями, обстоятельствами непреодолимой силы: стихийными бедствиями, техногенными катастрофами. Пандемия корона-вируса 2020 г., бесспорно, является чрезвычайной ситуацией мирового масштаба.

Вследствие глобальной чрезвычайной ситуации, возникшей из-за пандемии коронавируса:

1) уменьшилась деловая активность экономических субъектов в результате волатильности рынков и курсов валют; падения цен на нефть и газ; оттока капиталов; изоляции рынков, выразившейся в ограничении перемещения товаров и передвижения людей; разрыве цепочек поставки товаров; банкротстве части предприятий, повлекшем лишение их работников средств к существованию; снижении объемов торгов на фондовых биржах; резком росте цен на противовирусные препараты, санитарные маски, дезинфицирующие средства;

2) мировая экономика стала более уязвимой в результате ослабления торговли и негативных политических тенденций из-за снижения доверия населения к властям, что может привести к социальным волнениями и даже революциям;

3) правительства государств вынуждены действовать оперативно и даже на опережение в части увеличения ресурсов, направляемых в сектор здравоохранения и наиболее уязвимые отрасли экономики; обеспечения необходимых для выжи-

вания уровней ликвидности пострадавших отраслей по всему миру; координации мер поддержки в области денежно-кредитной и фискальной политики экономических субъектов.

Современные вызовы человечеству не только требуют новых алгоритмов решений и технологий, но и открывают перед государствами новые возможности. Вчерашние предсказания футурологов быстро становятся реалиями сегодняшнего дня. Человечество распадается на компактные сообщества, которые связаны глобальными цифровыми процессами. Мы уже сейчас сталкиваемся с реалиями будущего, выражающимися в компактных производствах, «умных» технологиях, широчайшем развитии коммуникационных сервисов. Не без оснований предрекается переход к Холосу — коллективному интеллекту всех людей в сочетании с коллективным поведением всех машин, природы и любого поведения, которое следует из этого [1, с. 324-329].

Инструменты и алгоритмы могут приобретать необычный облик и не всегда быть комфортными по условиям их применения.

В сложившихся экстраординарных условиях существенное значение имеет вклад академической науки в осмысление новых явлений и возможности их налогового регулирования в России.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Налоговая политика как сложный процесс давно и многопланово изучается различными автора-

ми. Д. Брэдбэри и П. Рейли раскрывают особенности фискальных реформ в различных странах [2]. М. Петерсоне и К. Кетнерс анализируют варианты совершенствования таможенного и налогового администрирования [3]. С. Ходжич занимается нало-гово-административными проблемами цифровой экономики [4]. Книга А. Кокфилда, В. Хеллерстейна и М. Ламенша посвящена вопросам налогообложения глобальной цифровой торговли [5]. Коллективом авторов в монографии под редакцией И. А. Майбурова и Ю. Б. Иванова [6] теоретически обоснованы различные аспекты налоговых реформ, рассмотрен опыт реформирования налоговой политики, в том числе в контексте антикризисного налогового регулирования. Е. А. Ермакова исследует специфику налогообложения в условиях глобализации [7]. Н. А. Львова, Н. В. Покровская, Н. С. Воронова пишут о парадоксальности налоговых явлений в кризисной ситуации [8]. Л. И. Гонча-ренко с соавторами посвящают свое исследование актуальным проблемам налогообложения в условиях цифровой экономики [9].

Однако в ситуации, сложившейся весной 2020 г. в результате пандемии коронавируса, от налоговых администраций государств потребовалось оперативное решение задач, которые раньше не только не ставились, но даже не прогнозировались.

Необходимо было в срочном порядке приступать к разработке и внедрению новых стандартов налоговой политики, обусловленных тем, что налогоплательщики стали испытывать объективные трудности в соблюдении процедур налогового администрирования, представлении в налоговые органы информации. Во время пандемии коронавируса от налоговых администраций требуется уделять больше внимания применению мер налоговой ответственности и обеспечению исполнения налоговых обязанностей в условиях, когда прерывается трудовой процесс, приостанавливается деятельность предприятий, сокращается потребление ряда товаров, работ и услуг, обуславливая необходимость своевременного предоставления экономическим субъектам налоговых преференций на основе развития применительно к кризисным условиям имеющихся наработок, содержащихся в публикациях С. С. Быкова и Х. Циммермана [10], Е. С. Вылковой и В. И. Красавина [11] и других авторов.

Следует отметить, что имеющиеся в экономической литературе исследования форс-мажорных обстоятельств носят общий характер. Так, М. А. Зин-

ковский [12] раскрывает особенности обстоятельств непреодолимой силы в условиях финансового кризиса. Талеб Нассим Николас посвятил свой бестселлер «Черный лебедь» [13] раскрытию особенностей возникновения и последствий обстоятельств непреодолимой силы в различных отраслях науки и практики.

Однако комплексные исследования вопросов неопределенности и действий участников налоговых отношений в условиях наличия обстоятельств непреодолимой силы применительно к налоговой сфере практически отсутствуют. Научных статей по налоговым вопросам в условиях чрезвычайных ситуаций не имеется. Крайне востребованными в таких условиях становятся исследования практики налогообложения в условиях COVID-19 (от англ. COronaVIrus Disease 2019) в зарубежных странах, посвященные выявлению трендов развития налоговой политики в краткосрочной и среднесрочной перспективах с целью поддержки экономических субъектов и обеспечения непрерывности бизнес-процессов.

В настоящее время необходимо установление того, какие страны являются лидерами в формировании и реализации государственной экономической, в том числе фискальной политики, и обоснование того, почему их опыт следует перенимать и как это правильнее делать с учетом национальных особенностей ментального характера того или иного народа. Достаточно скептически воспринимавшийся ранее опыт Китая позволил этой стране эффективно бороться с распространением коронавируса и выходить из кризисной ситуации. Это дает основания полагать, что опыт КНР заслуживает внимания для целей его тиражирования в других государствах.

Ситуация, в которой оказались все страны, — беспрецедентна, не имеет аналогов, поэтому реакция на нее должна быть оперативной и проявляться в применении конкретных инструментов, выработанных на основе предложений или решений, которые уже приняты различными юрисдикциями в условиях пандемии.

Таким образом, необходимо формирование новой части научного публикационного ландшафта, постепенно расширяя методологические аспекты налоговой политики на основе систематизации и осмысления практического опыта зарубежных стран и Российской Федерации по налоговому администрированию в условиях чрезвычайной ситуации пандемии коронавирусной инфекции.

В условиях пандемии коронавируса государства идут своим путем. Но при этом они учитывают рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), которая является лидером в разработке стандартов налогообложения на основе обобщения и анализа опыта своих членов.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ВЕСНОЙ 2020 Г.

Форумом по налоговому администрированию (Forum on Tax Administration, далее — FTA) ОЭСР собирается информация о финансовых и налоговых мероприятиях, проводимых для урегулирования чрезвычайной ситуации в связи с распространением пандемии COVID-19. ФНС России, являясь полноправным членом FTA, активно участвует в работе названной организации, регулярно предоставляя необходимые сведения и информацию. На одном из подразделов сайта ОЭСР, посвященном мерам, принимаемым членам ОЭСР против пандемии COVID-19 (Tax Administration Responses to COVID-19: Business continuity considerations), отражена информация не только по решению проблем локализации негативных последствий пандемии, но и по мерам, направленным на возвращение экономик к нормальным условиям существования по мере того, как государства переходят от принятия чрезвычайных мер к обычной деятельности, восстанавливая на устойчивой основе формирование достаточного объема денежных средств с целью решения комплекса социально-экономических задач и обеспечения перехода к экономическому росту. Вся информация размещается в справочных документах на основе сведений налоговых администраций государств.

В настоящей статье проанализированы и систематизированы содержащиеся в названном сайте сведения1, сопоставлены применяемые меры налоговой политики и их тренды с российскими реалиями по состоянию на 10 апреля 2020 г. Ввиду того

1 См. Tax Administration Responses to COVID-19: Business continuity considerations, OECD, Paris. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=128_128290-cy6mbvet5x&title=Tax-administration-responses-to-covid-19-business-continuity-consideration; Tax Administration Responses to COVID-19: Measures Taken to Support Taxpayers, OECD, Paris. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=126_126478-29c4rprb3y&title=Tax_administration_responses_to_COVID-9_ Measures_taken_to_support_taxpayers (дата обращения: 20.04.2020).

что ситуация с коронавирусом в мире постоянно меняется, практика налогообложения трансформируется под влиянием происходящих событий. Но нам важно выявить сами тренды изменения практики налогообложения в чрезвычайных ситуациях, чтобы можно было принимать взвешенные решения в подобных ситуациях в будущем, избегая возможных ошибок.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ COVID-19 СОГЛАСНО ПОЗИЦИИ РТА

1. Обеспечение поддержки бизнесу там, где имеется поток денежных средств или встречаются трудности с их получением. Выражается позиция, что необходима такая поддержка работников, чтобы они были обеспечены работой и сохраняли нормальный уровень занятости. Налоговые и неналоговые меры в этой сфере включают как непосредственную поддержку работников и бизнеса деньгами, так и принятие административных мер: перенос уплаты налогов на более поздний срок, снижение налоговых ставок, освобождение от налогов и т.д. Поддерживаются, прежде всего, те сектора экономики, которые больше всего пострадали от пандемии COVID-19: авиаперевозки, туристические организации, транспортные компании и т.п.

2. Поддержка домохозяйств, особенно тех из них, которые более всего пострадали от коронавируса, посредством непосредственных выплат или трансфертов денежных средств.

В зависимости от построения налоговой системы конкретной страны предусматривается возможность расширения уже имеющихся инструментов налоговой политики с акцентом на мотивацию бизнеса и работников и скорость предоставления помощи.

3. Принятие мер, направленных на стимулирование инвестиций и потребления. Хотя на первом этапе эти меры не выглядят столь эффективными, как другие, в дальнейшем по мере восстановления экономики они, например благодаря ускорению амортизации, будут способствовать более быстрому и успешному выходу страны из кризиса.

4. Целенаправленная поддержка сектора здравоохранения, работники которого находятся на передовой линии борьбы с пандемией.

Для этого в их отношении снижаются взносы в страховые фонды, предоставляются более высокие бонусы, чем в обычное время. Имеются примеры уменьшения ставки НДС, таможенной, импортной

пошлины для сектора здравоохранения. В ряде стран поддерживаются не только медицинские, но и благотворительные организации, помогающие в решении сложившейся чрезвычайной ситуации.

Крайне важно, чтобы во время кризиса готовилась стратегия выхода из него в целях скорейшего возврата страны к устойчивому развитию экономики. Для этого должны заблаговременно разрабатываться варианты изменения налогово-бюджетной политики на средне- и долгосрочную перспективу.

Принятые государствами инструменты (меры) по борьбе с коронавирусом систематизированы в статье по количеству принятия мер, следуя нижеприведенным признакам.

А. Систематизация принятых мер в разрезе их типов по уровню активности применения (количеству использованных инструментов) позволяет сделать следующие выводы:

1. Наибольшее количество стран предпочитает применять инструменты, направленные на увеличение денежных потоков бизнеса. Из 106 государств только в 9 странах эти инструменты не были задействованы по состоянию на 10 апреля 2020 г. В США принято 13 мер; в Швейцарии, Норвегии — 10; в Португалии, Бельгии — 9; Словакии, Мальте — 8; в Китае, Чили и ряде других стран — 7. В России — 4 меры, что свидетельствует о значительных резервах для совершенствования отечественного законодательства в этой части.

2. 33 страны стимулируют увеличение денежных потоков домохозяйств. Так, Австралия, Перу применяют с этой целью 3 меры, Мальта, Мьянма, Португалия, ЮАР, США — 2 меры. Остальные государства приняли по одной мере данного типа. Что касается Российской Федерации, то ее на рассматриваемую дату в этом списке нет.

3. 22 страны применяют инструменты, предусматривающие поддержку системы здравоохранения. В США применяются с этой целью 10 мер; в Австрии, КНР — 4 меры; Бельгии, Бразилии, Польше — 3 меры. В остальных странах — 2 или 1 мера. Российской Федерации на рассматриваемую дату в этом списке нет.

4. 17 стран увеличили размер денежных трансфертов. В Перу с этой целью применяются 9 мер; в Аргентине, Сингапуре, Великобритании — 3 меры; Израиле, Пакистане, ОАЭ — 2 меры. В остальных странах — 1 мера.

5. 25 стран используют другие инструменты налоговой политики.

Кроме этого, в незначительном числе государств осуществляется денежно-кредитная поддержка

бизнеса; расширяются права на получение пособий; поддерживаются доходы наиболее незащищенных слоев населения; производится долгосрочная поддержка доходов работников, которые теряют работу или в отношении которых введена сокращенная рабочая неделя.

Следует также выделить среди типов налоговых инструментов:

• меры по поддержке занятости, применяемые в 20 странах: Алжир, Андорра, Аргентина — 3 меры; Австралия, Бельгия, Белиз, Бермуды, Бутан — 2 меры; Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Болгария, Камбоджа, Камбоджа, Канада, Кипр, Чили, Колумбия, Острова Кука, Коста Рика, Хорватия, Чили — 1 мера. Российской Федерации на рассматриваемую дату в этом списке нет;

• меры по поддержке потребления, введенные в 18 странах: в Корее — 3 меры, Норвегии — 2 меры, в остальных странах: Аргентине, Германии, Казахстане, Катаре, Кении, Кипре, КНР, Малайзии, Маврикии, Молдове, Норвегии, ОАЭ, США, Узбекистане, Швеции, Ямайке, Российской Федерации — 1 мера;

• меры по поддержке инвестиций, применяемые в 11 странах: в Алжире — 3 меры, Андорре, Аргентине, Австрии, Австралии, Бельгии, Белизе — 2 меры, Бермудах, Бутане, Боливии, Боснии и Герцеговине — 1 мера. Российской Федерации на рассматриваемую дату в этом списке нет.

Б. Систематизация инструментов поддержки налогоплательщиков в разрезе видов налогов по уровню активности их применения.

1. Изменения в корпоративный налог (аналог российского налога на прибыль организаций) внесены в 61 юрисдикцию: 11 изменений — в Фиджи; 5 — в Сингапуре, 4 — в Новой Зеландии, Словакии, США, Чили. Например, в США согласно Закону «О сокращении налогов и рабочих мест» изменения включают предоставление преференций пенсионным компаниям; отмену альтернативного корпоративного минимального налога (AMT); продление сроков переноса чистых операционных убытков (NOL); предприятиям предоставлено право использовать на оплату труда и отпусков средства, которые они в противном случае уплатили бы в Налоговое управление США (IRS) в качестве налогов на труд. В Российской Федерации приняты 2 меры: отсрочка выплаты дивидендов до шести месяцев для государственных компаний (каждый случай рассматривается в индивидуальном по-

рядке) и отсрочка уплаты налога для компаний в сфере туризма и авиаперевозок.

2. Изменения в налогообложение доходов физических лиц (PIT) внесены в 49 странах. Больше всего поправок внесено в США — 10 изменений; в Австрии и Египте — 5; Узбекистане — 3; в остальных государствах — по 2 или 1 изменению. Среди мер, введенных в США 27 марта 2020 г., следует назвать изменение правил учета убытков и банкротства; увеличение размера вычетов по благотворительным взносам и плате за обучение и другие.

Однако наряду с ужесточением режима налогообложения для офшорных юрисдикций в России была принята непопулярная мера по увеличению налогового бремени физических лиц: крайне оперативно были внесены поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) по увеличению налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) в части обложения процентов по вкладам населения, превышающей 1 млн руб. Вызывает недоумения явная поспешность в принятии этого решения. Согласно положениям ст. 5 НК РФ подобную правку не поздно было бы вносить вплоть до 1 декабря 2020 г. К тому же деньги от данного нововведения поступят в бюджет только в конце 2022 г. Поэтому вряд ли можно расценивать внесение этой правки в рамках поиска средств для оперативного решения проблем, возникших вследствие пандемии. Подобную меру следует, по нашему мнению, отнести к обеспечительным инструментам для успешного выхода из кризисной ситуации.

3. Изменения в обложении НДС (VAT) внесены в 46 странах. В Китае приняты с этой целью 4 меры, среди которых более гибкая система уплаты налога, прежде всего для индивидуальных предпринимателей, и продление до 36 месяцев срока, в течение которого возмещается НДС по экспорту; изменение ставок НДС: освобождение от НДС продаж «мелкими налогоплательщиками» в провинции Хубэй и уменьшение ставки НДС для всех налогоплательщиков на этой территории; ускорение возврата налога, прежде всего предприятиям, занимающимся производством расходных материалов для защиты и локализации COVID-19; отказ от НДС или снижение ставки этого налога до 6% по услугам жизнеобеспечения, включая оказание медицинских услуг. 4 меры приняты в Португалии; по 3 меры введено в Перу и Польше. В остальных странах — по 2 или 1 мере. В Российской Федерации на рассматриваемую дату мер по поддержке налогоплательщиков в части НДС принято не было.

4. Изменения в уплату страховых взносов (систему социального страхования — SSCs) внесены в 37 странах: в Португалии — 4 изменения; в Греции, Ирландии, Бельгии, США — 3; в остальных странах — 2 или 1 изменение. В Российской Федерации приняты 2 решения: по снижению тарифов страховых взносов для ряда категорий плательщиков и отсрочке по уплате взносов до трех месяцев для микробизнеса.

5. Поддержка бизнесу и домохозяйствам предоставлена по имущественным налогам в 19 государствах; в Сингапуре приняты 4 меры; в Чили — 3 меры, в остальных юрисдикциях — 2 или 1 мера. В число мер поддержки бизнеса и домохозяйств, включаются отсрочка по налогам, снижение ставок и др. В Российской Федерации на рассматриваемую дату бизнесу подобной поддержки не оказывалось.

6. Изменения в обложение другими налогами на потребление внесены в 23 странах: по 2 меры приняты в Саудовской Аравии, Пакистане, Бразилии. В остальных странах принято по 1 мере. В Российской Федерации установлены ввозные пошлины с нулевой ставкой, применимые к определенным социально значимым товарам.

7. В 50 странах применяются меры, которые FTA идентифицирует как «другие», направленные на успешное решение проблем, возникших в результате пандемии: в США, Греции приняты 17 таких мер; в Швейцарии — 15; ОАЭ — 10, Эстонии и Швеции — 9 и т.д. Например, во Франции введена государственная кредитная гарантия с марта до конца 2020 г. общим объемом 300 млрд евро с покрытием до 90% суммы кредита. В Российской Федерации на рассматриваемую дату подобные меры не использовались.

Проведенный анализ показывает, что по состоянию на 10 апреля многие меры, применяемые в других странах, в Российской Федерации не были задействованы. По нашему мнению, нет необходимости слепо копировать чей-то опыт, а только целесообразно его учитывать в практике формирования отечественной налоговой политики в условиях чрезвычайных ситуаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в статье анализ налоговых мер, принимаемых государствами ОЭСР в условиях COVID-19, показал, что Российская Федерация в начале распространения коронавируса отставала от многих стран как по перечню задействованных инструментов, так и по видам налогов, по

которым введены преференции для поддержки налогоплательщиков и обеспечения непрерывности бизнес-процессов. В дальнейшем ситуация стала исправляться, применяемые инструменты по ликвидации последствий СОУЮ-19 стали более полными.

В России есть возможности и резервы для успешного осуществления налоговой политики в условиях пандемии.

Очевидно, что налоговое администрирование все больше будет переходить в цифровой формат, обеспечивая дистанционное общение с налогоплательщиками. Чем эффективнее и быстрее государство сможет оцифровать свое взаимодействие с экономическими субъектами, тем успешнее в будущем оно сможет осуществлять налоговую политику как в обычных условиях, так и в случае возникновения

форс-мажорных обстоятельств, проявляя скорость и гибкость в осуществлении нововведений.

По нашему мнению, дальнейшее развитие отечественной налоговой политики в долгосрочной перспективе должно происходить с учетом мировых реалий и трендов [14].

Преодолев вызовы в условиях СОУЮ-19 и системный кризис цивилизации, страны должны сделать необходимые выводы, предпринять все возможные меры, чтобы экономические субъекты ощущали государственную поддержку налоговыми методами как во время пандемии, так и по мере выхода из кризисной ситуации. Полученный опыт и накопленный инструментарий создают основу для оперативного и грамотного решения проблем в условиях чрезвычайных ситуаций в будущем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Келли К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее.— Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018.- 352 с.— ISBN 978-5-00117-593-3.

2. Bradbury D., O'Reilly P. Inclusive fiscal reform: ensuring fairness and transparency in the international tax system. International Tax and Public Finance. 2018;25(6):1434-1448. DOI: 10.1007/s10797-018-9507-2

3. Pеtersone M., Ketners K. Improvement of customs and tax administration ict system performance. Research for Rural Development, 2017;(2):263-269. DOI: 10.13165/VPA-16-15-4-06

4. Hodzic S. Tax administrative challenges of the digital economy: the croatian experience. Journal of Tax Research. 2019;16(3):762-779. URL: http://www5.austlii.edu.au/au/journals/eJlTaxR/2019/22.html.

5. Cockfield A., Hellerstein W., Lamensch M. Taxing global digital commerce. Kluwer; 2020. 554 p. ISBN 13:9789041167095.

6. Налоговые реформы. Теория и практика. Монография для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. Майбурова И. А., Иванова Ю. Б.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА,2015-463 с.— ISBN 978-5-238-01902-4.

7. Ермакова Е. А. Финансовая система России в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.— 2017. — Т. 15.— № 1.— С. 75-79.— ISSN 1994-5094.

8. Львова Н. А., Покровская Н. В., Воронова Н. С. Концепция финансовых парадоксов: предпосылки становления и траектории развития // ЭКО.— 2017.— № 6.— С. 164-177.— ISSN 0131-7652.

9. Гончаренко Л. И., Малкова Ю. В., Адвокатова А. С. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики // Экономика. Налоги. Право.— 2018.— Т. 11.— № 2.— С. 166-172.— ISSN 19998490.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bykov S. S., Zimmermann H. Tax Expenditure as a problem in intergovernmental relations. Journal of Tax Reform, 2018;4(1):27-44. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.043

11. Вылкова Е. С., Красавин В. И. Формирование налоговых льгот в субъектах Российской Федерации (на примере СЗФО). — Санкт-Петербург: Центр подготовки персонала Федеральной налоговой службы, 2011.— 277 с.— ISBN 978-05-8392-0592-5.

12. Зинковский М. А. Мировой финансовый кризис: обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор), доказательственный или общеизвестный факт? // Юрист.— 2012.— № 4.— С. 21-27.— ISSN 1812-3929.

13. Талеб Нассим Николас. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. — Москва: КоЛибри, 2017. — 736 с.— ISBN 978-5-389-04641-2.

14. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Будущее российской налоговой системы // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. — 2018.—Т. 86.— № 2.— С. 5-15.— ISSN 2311-2271.

REFERENCES

1. Kelly K. Inevitably. 12 technological trends that determine our future / Kevin Kelly; trans. from English. 2nd ed. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber; 2018. 352 p. (In Russ.).

2. Bradbury D., O'Reilly P. Inclusive fiscal reform: ensuring fairness and transparency in the international tax system. International Tax and Public Finance. 2018;25(6):1434-1448. DOI: 10.1007/s10797-018-9507-2

3. Patersone M., Ketners K. Improvement of customs and tax administration ict system performance. Research for Rural Development. 2017;(2):263-269. DOI: 10.13165/VPA-16-15-4-06

4. Hodzic S. Tax administrative challenges of the digital economy: the croatian experience. eJournal of Tax Research. 2019;16(3):762-779. URL: http://www5.austlii.edu.au/au/journals/eJlTaxR/2019/22.html.

5. Cockfield A., Hellerstein W., Lamensch M. Taxing global digital commerce. Kluwer; 2020 554 p.

6. Tax reforms. Theory and practice monograph for undergraduates studying in the field of "Finance and Credit", "Accounting, Analysis and Audit", ed. Mayburova I. A., Ivanova Yu. B. Moscow: UNITY-DANA; 2015 463 p. (In Russ.).

7. Ermakova E. A. The financial system of Russia in the context of globalization. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2017;15(1):75-79 (In Russ.).

8. Lvova N. A., Pokrovskaya N. V., Voronova N. S. The concept of financial paradoxes: prerequisites for the formation and development trajectory. Ekonomika i organizatsiya promyshlennogo proizvodstva = EKO. 2017;6:164-177. (In Russ.).

9. Goncharenko L. I., Malkova Yu.V., Advokatova A. S. Actual problems of the tax system in the digital economy. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & low. 2018;11(2):166-172. (In Russ.).

10. Bykov S. S., Zimmermann H. Tax expenditure as a problem in intergovernmental relations. Journal of Tax Reform. 2018;4(1):27-44. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.043

11. Vylkova E. S., Krasavin V. I. Formation of tax incentives in the constituent entities of the Russian Federation (for example, NWFD). SPb: Training Center for the Federal Tax Service. St. Petersburg; 2011. 277 p. (In Russ.).

12. Zinkovsky M. A. The global financial crisis: force majeure (force majeure) evidence or a well-known fact? Yurist = Lawyer. 2012;4:21-27. (In Russ.).

13. Taleb Nassim Nicholas. The black swan. Under the sign of unpredictability. Moscow: Colibri; 2017. 736 p. (In Russ.).

14. Evstigneev E. N., Viktorova N. G. The future of the russian tax system. Izvestiya Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. 2018;86(2):5-15. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Елена Сергеевна Вылкова — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия vylkova-es@ranepa.ru

ABOUT THE AUTHOR

Elena S. Vylkova — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Economics, North-Western Institute of Management,

RANEPA, Saint Petersburg, Russia

vylkova-es@ranepa.ru

Статья поступила 20.04.2020; принята к публикации 25.05.2020. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 20.04.2020; accepted for publication 25.05.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.