Научная статья на тему 'Поддержка экономических субъектов налоговыми способами и методами в зарубежных странах и РФ в условиях коронавируса'

Поддержка экономических субъектов налоговыми способами и методами в зарубежных странах и РФ в условиях коронавируса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1122
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / ЛЬГОТА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ТАРИФ / TAX / TAXATION / TAX ADMINISTRATION / TAXPAYER SUPPORT / BENEFIT / DIGITALIZATION / BALANCE OF INTERESTS / INSURANCE PAYMENTS / TAX RATE / TARIFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна

В условиях распространившейся по миру пандемии коронавируса весьма важно обеспечить своевременную поддержку экономических субъектов со стороны государства, в том числе путем использования различных налоговых инструментов. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа информации о поддержке экономических субъектов в различных странах в условиях COVID-19, сопоставления применяемых мер и их трендов с российскими реалиями наметить варианты дальнейшего реформирования отечественной системы налогообложения в целях эффективного преодоления вызовов настоящего исторического момента и выхода из кризиса. Методами исследования являются сравнительный анализ, сопоставление, обобщение лучших практик поддержки бизнеса и граждан в условиях пандемии в России и за рубежом. Выявлен широкий спектр мер по поддержке бизнеса в условиях пандемии: изменение сроков подачи отчетов, освобождение от долгов, перенос соответствующих налоговых действий на более позднее время и др. В Китае принимаемые меры включают снижение ставок НДС и НДФЛ. В России предусматриваются отсрочки по налогам, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса и другие меры. Выявлено, что в России используется большинство из мер поддержки, применяемых зарубежными странами. Ряд мер более четко разработан, чем в других юрисдикциях. В перспективе целесообразно снизить налоговую нагрузку по косвенным налогам и налогообложению труда, развивать цифровизацию деятельности налоговых служб. Российская практика поддержки бизнеса государством в условиях пандемии в целом является адекватной вызовам настоящего момента. Ряд мер необходимо внедрять в ближайшее время, базируясь на успешном опыте их применения другими государствами. Эффективная оцифровка взаимодействия государства с экономическими субъектами позволит продуктивнее решать форс-мажорные проблемы. Обновление отечественной налоговой политики должно проходить с учетом мировых реалий и последних системно-технологических парадигм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF ECONOMIC ENTITIES BY TAX WAYS AND METHODS IN FOREIGN COUNTRIES AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF CORONAVIRUS

At present, in the context of the coronavirus pandemic raging around the world, it is extremely important to ensure timely state support for economic entities, including through the use of various tax instruments. The purpose of the study is to outline options for further reforming the domestic tax system in order to effectively overcome the challenges of this historical moment and exit, based on the analysis of information about the support of economic entities in various countries under COVID-19 conditions, a comparison of applied measures and their trends with Russian realities out of crisis. The research methods are comparative analysis, comparison, generalization of the best practices of supporting business and citizens in a pandemic in Russia and abroad. A wide range of measures has been identified to support business in a pandemic: changing the deadlines for submitting reports, exempting debts, postponing tax actions to a later time and others. In China, measures taken include reducing VAT and personal income tax rates. Russia provides for tax deferrals, support for small and medium-sized businesses, and other measures. As a result, it was revealed that most of the support measures applied by foreign countries are used in Russia. A number of measures are more clearly developed than in other jurisdictions. In the future, it is advisable to reduce the tax burden on indirect taxes and labor taxation, to develop a digitalization of the tax services. The Russian practice of supporting business by the state in a pandemic as a whole is adequate to the challenges of the moment. A number of measures, based on the successful experience of their application by other states, need to be implemented in the near future. Effective digitization of the state’s interaction with economic entities will allow for a more efficient solution of force majeure problems. Updating the domestic tax policy should take into account world realities and the latest system-technological paradigms

Текст научной работы на тему «Поддержка экономических субъектов налоговыми способами и методами в зарубежных странах и РФ в условиях коронавируса»

Экономические науки

УДК 336.233.2

DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-5-54-64

ПОДДЕРЖКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ НАЛОГОВЫМИ СПОСОБАМИ И МЕТОДАМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РФ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА

SUPPORT OF ECONOMIC ENTITIES BY TAX WAYS AND METHODS IN FOREIGN COUNTRIES AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF CORONAVIRUS

В условиях распространившейся по миру пандемии коронавируса весьма важно обеспечить своевременную поддержку экономических субъектов со стороны государства, в том числе путем использования различных налоговых инструментов.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа информации о поддержке экономических субъектов в различных странах в условиях COVID-19, сопоставления применяемых мер и их трендов с российскими реалиями наметить варианты дальнейшего реформирования отечественной системы налогообложения в целях эффективного преодоления вызовов настоящего исторического момента и выхода из кризиса.

Методами исследования являются сравнительный анализ, сопоставление, обобщение лучших практик поддержки бизнеса и граждан в условиях пандемии в России и за рубежом. Выявлен широкий спектр мер по поддержке бизнеса в условиях пандемии: изменение сроков подачи отчетов, освобождение от долгов, перенос соответствующих налоговых действий на более позднее время и др. В Китае принимаемые меры включают снижение ставок НДС и НДФЛ. В России предусматриваются отсрочки по налогам, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса и другие меры.

Выявлено, что в России используется большинство из мер поддержки, применяемых зарубежными странами. Ряд мер более четко разработан, чем в других юрисдикциях. В перспективе целесообразно снизить налоговую нагрузку по косвенным налогам и налогообложению труда, развивать цифровизацию деятельности налоговых служб.

Российская практика поддержки бизнеса государством в условиях пандемии в целом является адекватной вызовам настоящего момента. Ряд мер необходимо внедрять в ближайшее время, базируясь на успешном опыте их применения другими государствами. Эффективная оцифровка взаимодействия государства с экономическими субъектами позволит продуктивнее решать форс-мажорные проблемы. Обновление отечественной налоговой политики должно проходить с учетом мировых реалий и последних системно-технологических парадигм

Ключевые слова: налог; налогообложение; налоговое администрирование; поддержка налогоплательщиков; льгота; цифровизация; баланс интересов, страховые взносы; налоговая ставка; тариф

At present, in the context of the coronavirus pandemic raging around the world, it is extremely important to ensure timely state support for economic entities, including through the use of various tax instruments.

The purpose of the study is to outline options for further reforming the domestic tax system in order to effectively overcome the challenges of this historical moment and exit, based on the analysis of information about the support of economic entities in various countries under COVID-19 conditions, a comparison of applied measures and their trends with Russian realities out of crisis.

© E. С. Вылкова, 2020 54

E. Vylkova,

North-West Institute of Management of the Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Peterburg

Е. С. Вылкова,

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Санкт-Петербург [email protected]

The research methods are comparative analysis, comparison, generalization of the best practices of supporting business and citizens in a pandemic in Russia and abroad. A wide range of measures has been identified to support business in a pandemic: changing the deadlines for submitting reports, exempting debts, postponing tax actions to a later time and others. In China, measures taken include reducing VAT and personal income tax rates. Russia provides for tax deferrals, support for small and medium-sized businesses, and other measures.

As a result, it was revealed that most of the support measures applied by foreign countries are used in Russia. A number of measures are more clearly developed than in other jurisdictions. In the future, it is advisable to reduce the tax burden on indirect taxes and labor taxation, to develop a digitalization of the tax services.

The Russian practice of supporting business by the state in a pandemic as a whole is adequate to the challenges of the moment. A number of measures, based on the successful experience of their application by other states, need to be implemented in the near future. Effective digitization of the state's interaction with economic entities will allow for a more efficient solution of force majeure problems. Updating the domestic tax policy should take into account world realities and the latest system-technological paradigms

Keywords: tax; taxation; tax administration; taxpayer support; benefit; digitalization; balance of interests, insurance payments; tax rate; tariff

Б ведение. Ситуация с коронавирусной пандемией мирового масштаба требует от всех стран оперативного комплексного реагирования и грамотного использования всех возможных инструментов, в том числе в сфере налогообложения в целях преодоления кризисной ситуации и успешного выхода из нее. Поэтому актуальным является исследование передового опыта в части налоговых инструментов, применяемых различными странами в условиях COVID-19 и возможностей их внедрения в РФ.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа информации о поддержке экономических субъектов в различных странах в условиях COVID-19, сопоставления применяемых мер и их трендов с российскими реалиями наметить варианты дальнейшего реформирования отечественной системы налогообложения в целях эффективного преодоления вызовов настоящего исторического момента и успешного выхода из кризиса.

Объект исследования - инструменты налоговой политики.

Задачи исследования:

- обобщить применяемые в различных странах меры поддержки экономических субъектов налоговыми способами и методами в условиях пандемии 2020 г и выявить основные тренды в данной сфере;

- наметить варианты совершенствования налоговой политики в РФ по преодолению кризисной ситуации и успешному выходу из нее.

Методология и методы исследования. Используя методы сравнительного анализа, сопоставления и обобщение, для целей

максимально не предвзятого рассуждения о действенности мер поддержки бизнеса и домохозяйств со стороны Правительства РФ в сложившихся условиях, автор проанализировал сведения о поддержке экономических субъектов различных странах на основе информации, содержащейся на сайте ОЭСР, где собираются данные, проводится анализ и даются примерные рекомендации, касающиеся проблем здравоохранения, экономики, финансов и общества, связанных с воздействием коронавируса (СО^-19) [20; 23-27], и сопоставил применяемые меры и их тренды с российскими реалиями.

Результаты исследования и область их применения. Научная база исследования. В публикациях по экономической тематике достаточно часто рассматриваются вопросы форс-мажорных обстоятельств. Слово форс-мажор, согласно данным сайта "е-И-brary.ru", содержится в названиях, аннотациях, ключевых словах около 200 книг и журналов, в том числе в 75 публикациях, изданных с 2017 г Исследования посвящены изучению мировых кризисов [7], различных аспектов деятельности предприятий [1], в том числе банков [8], рискам на мезо- и макроуровне и другим аспектам. В силу объективных причин научные публикации по исследованию экономических аспектов мировой пандемии COVID-19 практически отсутствуют, а если и существуют, то не внесены в базу электронной библиотеки. При изучении неопределенности следует принимать во внимание исследование Талеба Насим Николаса [15].

Для эффективного осуществления управления налогообложением экономи-

ческим субъектам важна поддержка государства и в условиях периодов роста и стабилизации, и особенно - в трудные периоды кризисных ситуаций, коей является пандемия коронавируса.

В обычных условиях налоговыми способами и методами стимулирования и поддержки всех или отдельных категорий налогоплательщиков являются льготы по НИОКР, инвестициям и другим направлениям деятельности фирм и физических лиц, в том числе социально-незащищенных, отсрочки и рассрочки и т. п. [3; 5; 22].

Налоговая нагрузка экономическим субъектам представляется тяжелой, налоговые обязанности - обременительными в любых обстоятельствах. При этом в условиях форс-мажорных обстоятельств, к которым следует отнести COVID-19, налоговое бремя становится действительно тяжелым для экономических субъектов, и они закономерно ждут действенных мер поддержки со стороны Правительства своего государства. Особую значимость приобретает вопрос достижения баланса интересов бизнеса и власти в вопросах налогообложения [2; 6], когда практически все экономические субъекты достаточно быстро становятся социально-незащищенными перед лицом эпидемиологических и, как следствие, экономических угроз и вызовов.

Для понимания исследуемой проблематики весьма важно, что пандемия произошла в условиях развивающихся процессов цифровизации налогообложения в различных странах, что позволяет относительно оперативно реагировать на происходящие изменения внешней и внутренней среды и осуществлять новации в налоговом администрировании. Названные вопросы исследуются зарубежными и отечественными авторами. Так, С. Геринджер [21] рассматривает налогообложение цифрового бизнеса в Европе; работа А. Кокфилда, У. Хеллерштейна, М. Ламенша [18] ориентирована на анализ данных вопросов для глобальной цифровой экономики. А. Тинг и С. Грей [28] рассматривают вызовы цифровизации для бизнес-единиц и для налогового администрирования.

Отечественные авторы очерчивают отдельные направления совершенствования налогообложения под влиянием цифровиза-ции, различные аспекты цифровизации налогового администрирования и применения в нем ИКТ, исследуют цифровизацию учет-

но-регистрационных процедур в России и зарубежных странах [17].

Практика налогообложения в настоящее время опережает теорию, в этой связи необходимо предметное изучение налоговых способов и методов поддержки экономических субъектов, используемых в различных странах и РФ, чтобы обоснованно определить тренды и внести предложения по совершенствованию российской налоговой политики.

Налоговая политика зарубежных стран в условиях пандемии COVID-19. Чрезвычайная ситуация с COVID-19 влияет на жизнь многих людей во всем мире, и правительства стран предпринимают многосторонние действия для поддержки своих граждан, предприятий и предоставления жизненно важных общественных услуг. Варианты политики для устранения экономических последствий можно сгруппировать в три блока.

1. Для граждан (домохозяйств):

- увеличение ресурсов и финансирования для сектора здравоохранения;

- увеличение временных денежные трансфертов наиболее уязвимым домохо-зяйствам;

- проведение мер по обеспечению занятости, включая кратковременные схемы работы.

2. Для фирм:

- уменьшение или перенесение на более поздние сроки налоговых платежей для организаций, действующих в наиболее пострадавших отраслях экономики;

- расширение ликвидности и доступности кредитов для предприятий;

- сокращение задолженности государственного сектора перед бизнес-структурами.

3. Меры в сфере макрополитики:

- увеличение ликвидности банков;

- обеспечение денежной политики, отвечающей экстремальным условиям рыночных отношений;

- включение автоматических стабилизаторов и развитие государственных инвестиций.

Форум по налоговому администрированию ^ТА) ОЭСР, в состав которого в настоящее время входят представители 53 стран, в том числе Россия, имеет своей главной целью улучшение обслуживания налогоплательщиков и соблюдение налоговых норм, помогая налоговым администрациям повысить эффективность, действенность и справедливость налогового администрирования

и снизить затраты на соблюдение требований. Для того чтобы гарантировать доступность результатов работы FTA как можно большему числу налоговых администраций, публикуются результаты ключевых исследований в форме отчетов, информационных листков или руководящих указаний в серии руководств для налоговых администраций. Форум собирает вместе руководителей не только стран ОЭСР, но и стран G-20.

Для того чтобы по всему миру помогать налоговым представителям более эффективно бороться с последствиями коронави-руса, FTA использует следующие основные способы:

1) созданы две виртуальные группы для сбора экспертов - людей, которые непосредственно участвуют в решении названных вопросов: как не только поддерживать налогоплательщиков, но и обеспечивать непрерывность в вопросах ведения бизнеса и заблаговременно готовить меры для их реализации на стадии выхода из кризиса;

2) чтобы оказать содействие налоговым администрациям стран в их усилиях по поддержке граждан и бизнеса во время пандемии COVID-19, FTA разработал ряд справочных документов. Размещение документов на сайте ОЭСР имеет задачей отметить соображения, которые могут быть положены в основу работы, и привести примеры, какие конкретные меры принимают налоговые органы различных стран (формируются в национальном контексте и с учетом юридических возможностей различных стран): меры государственной политики, использование имеющихся ресурсов, развитие новых аспектов в налоговой сфере. Данные документы постоянно обновляются.

Наиболее важными для целей исследования являются два документа, сформированных на основе данных, получаемых от представителей FTA.

1. По мерам поддержки налогоплательщиков, которые способны помочь им оставаться «на плаву».

Примеры поддержки налогоплательщиков приведены на основе информации, представленной налоговыми администрациями стран (полный их перечь содержит более 60 страниц текста, раскрывающих различные практики) [27]. В этом документе также содержатся мнения о том, должны ли мероприятия касаться всех (тогда ими легче управ-

лять, администрировать их) или они должны быть направлены на какие-то решения по конкретным ситуациям и сложностям, с которыми тот или иной налогоплательщик может столкнуться в условиях коронавируса.

Затем анализируются негативные последствия: насколько они могут менять определенные решения, сроки, на которые можно откладывать, переносить какие-то мероприятия. В некоторых странах возникает разрыв между сроками и возможностью оплаты налогов. Страны должны понимать, насколько долго можно откладывать поступление в бюджет налогов и сборов, учитывая возможную длительность кризиса и не допуская неконтролируемого накопления налогового долга.

Существуют вопросы, касающиеся мошеннических действий. Такие явления могут возникать в условиях, когда сроки исполнения сокращаются. Также в документе FTA отмечается необходимость изучения степени, в которой возможно перевести в цифровое пространство работу налоговых органов, а также способов отслеживания в этом пространстве каких-либо действий.

В сфере поддержки налогоплательщиков можно выделить 4 основных направления:

1) первая группа вопросов (мер): сколько требуется дополнительного времени для решения налоговых вопросов и вопросов налогового администрирования. В условиях стремительного развития событий в мире возникают сложности со сбором доказательной информации. Необходимо решать вопросы по срокам подачи отчетов, освобождению от долгов, переносе соответствующих налоговых действий на тот или иной срок. Аналогичные инициативы принимаются в большом количестве стран;

2) приоритизация в возмещении налогов и их уплате, в связи с тем, что многие физические и юридические лица не имеют доходов в настоящий момент;

3) изменение в политике налоговых инспекций с тем, чтобы быстрее обеспечить уверенность и наличие информации о достоверности налогового статуса (учет и регистрация);

4) в странах ОЭСР отмечаются попытки улучшить качество обслуживания и поддержки налогоплательщиков. Налоговые администрации во многих странах вводят инициативы в области общения и коммуникации, чтобы люди все больше переходили на вза-

имодействие с налоговыми органами в цифровом формате: возникают новые сервисы, приложения, новые вопросы коммуникации, которые способствуют максимально быстрому обмену информацией.

2. Непрерывность бизнес процессов рассматривается во втором документе, который составляется в режиме постоянного обновления FTA [26].

Это особо значимый момент в вопросах взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Многие планы, которые составляли налогоплательщики, оказались недоступными для реализации с учетом условий, возникших в результате коронавирусной инфекции. На это в большой степени повлиял риск передачи вируса. Так, ограничения и карантины, вводимые властями, существенным образом сказались на экономических субъектах, в особенности, в отдельных отраслях.

В этой связи документ содержит целесообразные к использованию налоговыми органами соображения по ряду позиций: как укрепить мероприятия и их последующий эффект, каким образом быстро приводить их в действие; рассмотрение различных сценариев, анализ влияний кризиса, в особенности определение возможности быстрого переключения между сценарными вариантами (в некоторых странах события развиваются взрывным образом); определение критических и не критических налоговых функций. Важно понимание верной расстановки приоритетов, критических уязвимостей, стратегий по нивелированию негативных эффектов каких-либо чрезвычайных ситуаций.

Следует уделять внимание безопасности работников налоговых инспекций, особенно когда критические функции невозможно осуществлять удаленно. Вопросы удаленного формата работы следует решать предупредительно, учитывая безопасность не только сотрудников, но и информационных систем.

Следует решить вопрос мотивации сотрудников к сохранению концентрации, пониманию критической важности стратегии внешних коммуникаций, обмена информацией и контроля за процессами передачи информации, переподготовки, перемещения сотрудников. В ряде стран задача оказалась нерешимой, поскольку ограничения в рамках государственной политики вводились быстрыми темпами, работники налоговых

органов не успевали адаптироваться, в особенности при осуществлении критических функций.

Следует оказывать поддержку налогоплательщикам в рамках не только налоговой, но и прочих государственных политик.

Не менее интересен опыт Китая в части применения налоговых способов и методов, используемых для решения экономических проблем, возникающих в условиях пандемии, так как он первым столкнулся со сложностями подобной форс-мажорной ситуации, и в настоящее время достаточно успешно выходит из кризиса. Хуанг Сухуа - заместитель Генерального директора Департамента международного налогообложения Государственного налогового управления КНР, выступая 10 апреля 2020 г. на международном Санкт-Петербургском юридическом форуме [14], привел примеры деятельности налоговых органов Китая в области борьбы с последствиями коронавируса и обеспечения последовательного развития бизнеса в условиях распространения пандемии.

Во-первых, он отметил, что для обеспечения непрерывности потока денежных средств экономических субъектов им предоставлена возможность в течение трех месяцев не уплачивать НДС (генерирующий приблизительно 40 % доходов бюджета) в эпицентре эпидемии, малым предприятиям налоговые каникулы предоставили во всех регионах страны. Бремя малого бизнеса снизилось с 3 до 1 %. По подоходному налогу организаций в транспортных компаниях, в кейтеринге и т. д. предоставлена отсрочка в виде возможности распределить выплаты на 8 лет (обычная практика составляет 5 лет). Ряд компаний освобождены от уплаты страховых взносов: малые и средние предприятия получили освобождение на 5 месяцев, для ряда компаний размер выплат реально снижен на 50 %.

Во-вторых, в Китае оказывается существенная адресная поддержка системе здравоохранения. В части личного подоходного налога выплачиваемые в условиях ко-ронавируса бонусы не облагаются НДФЛ. Инвестиции в оборудование для улучшения работы медицинских учреждений полностью освобождаются от налогообложения. Для предприятий, производящих продукцию и оборудование для системы здравоохранения предусмотрено получение компенсаций.

Жесткие меры по проверкам в настоящее время полностью сняты.

В полном объеме не облагаются налогом благотворительные организации (без установления каких-либо ограничений, которые имеют место в обычных условиях).

В-третьих, в КНР осуществляется значимая поддержка потребителей. НДС в некоторых областях не взимается или снижен до 6 %. Льготный режим в части НДС предусмотрен для организаций кейтеринга, туризма, общественного транспорта, здравоохранения, быстрой доставки продуктов, работающих с социально-незащищенными слоями населения, гостиницам и др. Налоговые послабления только в феврале 2020 г. оцениваются в 23 млрд долл.

В-четвертых, принимаются меры по обеспечению последовательности и непрерывности бизнеса. Создан комитет по реагированию на COVID-19, часть работников которого работает удаленно по гибкому графику. Все документы обрабатываются онлайн, осуществляется работа с большим количеством информации с целью ежедневного обеспечения правительства аналитическими данными.

На момент исследования на сайте ОЭСР актуальной являлась информация по состоянию на 20 апреля 2020 г. и более ранние даты. В этой связи в целях обеспечения сопоставимости данных для сравнительного анализа и по российской практике реагирования на вызовы COVID-19 также взята информация по состоянию на 20 апреля 2020 г.

Налоговая политика РФ в условиях пандемии COVID-19. В России налоговые меры в ситуации с коронавирусом отражаются не столько в Налоговом кодексе РФ (НК РФ), сколько в постановлениях правительства. В этой связи ему предоставлены полномочия путем внесения соответствующих поправок в положения ст. 4 НК РФ. Правительство и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ 1 апреля 2020 г. получили полномочия издавать нормативные правовые акты по широкому спектру налоговых вопросов, 2 апреля 2020 г. издано и введено в действие Постановление Правительства РФ № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», затем ряд других подзаконных актов по государственным мерам поддержки бизнеса в условиях пандемии. По состоянию на

20 апреля обзор мер в связи с COVID-19, осуществленный в юридической правовой системе «КонсультантПлюс», занимает около 100 страниц текста, имея многочисленные отсылочные нормы.

Спектр мер, введенных в РФ в условиях пандемии, достаточно широк.

Среди основных мер по поддержке бизнеса следует назвать снижение нагрузки по кредитам для малого и среднего бизнеса; установление в отдельных сферах деятельности для конкретных категорий экономических субъектов, в том числе МСП, льготного периода и отсрочки погашения основного долга и процентов по кредитам; реструктуризация долгов в период форс-мажорных обстоятельств в условиях пандемии; поддержка со стороны государства кредитных организаций; регулирование процедур банкротства, включая отсрочки; осуществление лицензирования в 2020 г с учетом особенностей текущего момента; снижение арендных платежей в части недвижимости и их отсрочка, в том числе в части аренды госимущества малым и средним бизнесом.

Кроме этого введен достаточно большой комплекс налоговых мер поддержки бизнеса: освобождение ввоза ряда товаров первой необходимости от налоговых и таможенных пошлин и платежей; в разрезе конкретных налогов установление сроков переноса их уплаты и сдачи соответствующей отчетности; определение перечня категорий налогоплательщиков, имеющих право на отсрочку по налогам и взносам (прежде всего для предприятий малого и среднего бизнеса); снижение тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса; приостановление мер по взысканию налоговых платежей.

Меры поддержки бизнеса, оказавшегося в трудной экономической ситуации аккумулируются в специальном ресурсе, созданном на сайте ФНС России [9], где каждый налогоплательщик может узнать в интерактивном режиме, какие меры действуют на соответствующую дату конкретно для него исходя из отраслевой принадлежности, размера активов, отнесения бизнеса к наиболее пострадавшим отраслям и других факторов.

Государственная поддержка физических лиц осуществляется в РФ в условиях корона-вирусной инфекции по следующим основным направлениям: регулирование кредитной за-

долженности; поддержка ипотечных заемщиков; оказание материальной помощи отдельным категориям граждан (работающим в сфере медицины, социально-незащищенным слоям населения, безработным и т. п.).

Таким образом, в мире и в РФ реализуется достаточно большой перечень мер для поддержки бизнеса в условиях коронавирус-ной инфекции. Требуется осмысление того, насколько нововведения, принятые Правительством РФ, находятся в тренде преобразований, осуществляемых в других странах, и определение возможных направлений совершенствования мер поддержки экономических субъектов налоговыми способами и методами в среднесрочной перспективе, а также инструментов, посредством которых этого возможно достигнуть.

Правительство РФ использует большинство из мер поддержки, применяемых странами ОЭСР и государствами партнерами данной организации. Ряд мер является более четко разработанным и прописанным в законодательных актах, чем в других юрис-дикциях.

Однако все меры принимаются оперативно с учетом имеющихся наработок и успешных практик в этом вопросе в других странах, которые уже несколько месяцев борются с коронавирусом и пытаются поддерживать в этих условиях своих экономических субъектов.

Ряд описанных мер, которые используются в других странах, российское правительство до сих пор не задействовало.

Это, прежде всего, снижение налоговой нагрузки по НДС. Имея успешные наработки по эффективному сбору данного налога в последние годы в результате внедрения АИС-НДС в очередной версии названной платформы, возможно рассмотрение вариантов снижения ставки этого косвенного налога и введение в действие других преференций.

Внимание следует уделить также вариантам льгот по НДФЛ с целью ослабить налоговое бремя для отдельных категорий налогоплательщиков, в частности для медицинских работников, работников наиболее пострадавших отраслей, работников системообразующих предприятий, предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность, и других категорий физических лиц, путем оперативного внесения изменений в НК РФ.

Оперативно внесены поправки в НК РФ в части обложения процентов по вкладам населения, превышающим 1 млн р.

Особое значение для успешного решения вопросов по борьбе с пандемией и выходу из кризисной ситуации имеют и призваны иметь в дальнейшем достижения в области цифровизации деятельности налоговых служб, которые отмечены во введении. Практика государственной налоговой политики в мире, и особенно в РФ, развивается сверхбыстрыми темпами, за которыми далеко не всегда поспевает экономическая мысль отечественных ученых. Будучи руководителем ФНС, продолжая и развивая наработки своих предшественников, М. В. Мишустин со своей командой сумел создать в ФНС РФ одну из лучших в мире цифровых платформ, широко используя в налоговом администрировании новейшие цифровые технологии

[11], искусственный интеллект [13], большие данные и другие инструменты, рассказывая об этом не только работникам налоговых органов и представителям бизнес сообщества РФ, но и на выступлениях на международных площадках (Форум по налоговому администрированию ОЭСР [16], Всемирный конгресс по информационным технологиям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12], Сообщества цифровой трансформации налоговых органов в штаб-квартире ОЭСР в Париже [10] и др.).

Д. В. Егоров на посту руководителя ФНС в современных условиях продолжает активные новации в сфере информатизации деятельности ФНС РФ. Так, 30 марта 2020 г внесены изменения в утвержденный план информатизации ФНС РФ, согласно которому предусмотрено финансирование из средств федерального бюджета на 2020 г. 6,4 млрд р., в 2021 и 2022 гг. - приблизительно по 4 млрд р. При этом следует указать, что ФНС отменила запуск некоторых технологических процессов в АИС «Налог-3» вследствие приостановления мер взыскания в отношении налогоплательщиков, работающих в сфере авиаперевозок, туризма и др.

Заключение. Российская практика поддержки бизнеса со стороны государства в условиях пандемии в целом является адекватной вызовам настоящего момента. При этом существует ряд мер, которые следует внедрять в ближайшее время в России, базируясь на успешном опыте их применения другими государствами.

Чем эффективнее государство оцифрует взаимодействие с экономическими субъектами, тем продуктивнее оно будет решать форс-мажорные проблемы в дальнейшем, не снижая темпов и усилий в вопросах цифрови-зации, при этом учитывая ту нагрузку, которую получили налогоплательщики в условиях коронавируса, и принимая во внимание необходимую скорость и гибкость в вопросах налогового администрирования. Цифрови-зация закладывает основы для того, чтобы по завершении кризиса существовала возможность значительного повышения качества взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также того, что

Список литературы _

в будущем правительства стран будут готовы к непредвиденным обстоятельствам, кризисам и т. п., оснащены всем необходимым для решения любых проблем.

Обновление отечественной налоговой политики должно происходить с учетом мировых реалий и последних технико-экономических парадигм, концепций, технологий [4; 19].

Правительству и ФНС России следует сделать ряд полезных выводов, необходимо предпринять все возможные меры, чтобы налогоплательщики не испытывали чрезмерное административное давление там, где этого не требуется, как во время пандемии, так и по мере выхода из кризисной ситуации.

1. Буркова А. Ю. Форс-мажорные обстоятельства в коммерческих отношениях // Законодательство и экономика. 2015. № 3. С. 55-59.

2. Вылкова Е. С., Киселева Е. А. Нивелирование дисбаланса интересов участников управления налогообложением при его осуществлении на уровне коммерческой организации. СПб.: КультИнформ-Пресс, 2016. 181 с.

3. Вылкова Е. С., Красавин В. И. Формирование налоговых льгот в субъектах Российской Федерации (на примере СЗФО). СПб.: Центр подготовки персонала Федеральной налоговой службы, 2011. 277 с.

4. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Будущее российской налоговой системы // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2018. № 2. С. 5-15.

5. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 6. С. 95-100.

6. Ермакова Е. А. Государство как хозяйствующий субъект рыночных отношений и новые подходы к управлению государством // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 3. С. 120-123.

7. Зинковский М. А. Мировой финансовый кризис: обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор), доказательственный или общеизвестный факт? // Юрист. 2012. № 4. С. 21-27.

8. Конягина М. Н. Функциональное реформирование банковской системы: альтернативный взгляд // Финансы и кредит. 2012. № 27. С. 30-37.

9. Меры поддержки бизнеса. URL: https://www.nalog.ru/rn78/business-support-2020 (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

10. Михаил Мишустин провел пленарное заседание Сообщества цифровой трансформации налоговых органов в штаб-квартире ОЭСР в Париже. URL: https://www.nalog.ru/m77/news/activities_fts/9393120 (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

11. Михаил Мишустин рассказал о новейших цифровых технологиях в налоговом администрировании на совместном международном семинаре ОЭСР и IOTA. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/ activities_fts/6967758 (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

12. Михаил Мишустин рассказал об опыте цифровизации российских налоговых органов в рамках Всемирного конгресса по информационным технологиям (WCIT). URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/ international_activities/9146369 (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

13. Об искусственном интеллекте в налоговом администрировании и налоговиках будущего программе «Налоги» рассказал глава ФНС России Михаил Мишустин. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/ activities_fts/7084090 (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

14. Онлайн-форум LF 9 1/2: законы коронавируса. URL: https://lfacademy.ru/course/2882886 (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

15. Талеб Нассим Николас. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри, 217. 736 с.

16. Цифровая трансформация налоговых органов стала главной темой XII пленарного заседания Форума по налоговому администрированию ОЭСР. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_ fts/8587982 (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

17. Цифровые технологии налогового администрирования / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 263 с.

18. Cockfield A., Hellerstein W., Lamensch M. Taxing global digital commerce. Kluwer, 2020. 154 р.

19. Dyrina E. N., Bannova K. A. Improvement in implementation of fiscal policy of Russia Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. P. 58.

20. Flyer on taxpayer measures. URL: https://oecd.dam-broadcast.com/pm_7379_119_119698-4f8bfne-goj.pdf (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

21. Geringer S. National digital taxes: lessons from Europe // South African Journal of Accounting Research. 2020. 236 р.

22. Ivanov V. V., Lvova N. A., Pokrovskaia N. V., Naumenkova S. V. Determinants of tax incentives for investment activity of enterprises // Journal of Tax Reform. 2018. Vol. 4, No. 2. P. 125-141.

23. New OECD outlook on the global economy. URL: https://www.oecd.org/economic-outlook (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

24. OECD secretariat analysis of tax treaties and the impact of the COVID-19 Crisis. URL: https://www. oecd.org/coronavirus/en (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

25. Tackling the coronavirus: OECD forum on tax administration publishes actions that tax administrations are currently taking to support taxpayers. URL: https://www.oecd.org/tax/administration/tackling-the-coronavi-rus-oecd-forum-on-tax-administration-publishes-actions-that-fta-tax-administrations-are-currently-taking-to-support-taxpayers.htm (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

26. Tax administration responses to COVID-19: Business continuity considerations, OECD, Paris. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=128_128290-cy6mbvet5x&title=Tax-administration-responses-to-co-vid-19-business-continuity-consideration (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

27. Tax administration responses to COVID-19: Measures taken to support taxpayers, OECD, Paris. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=126_126478-29c4rprb3y&title=Tax_administration_responses_to_ COVID-9_Measures_taken_to_support_taxpayers (дата обращения: 10.05.2020). Текст: электронный.

28. Ting A., Gray S. J. The rise of the digital economy: Rethinking the taxation of multinational enterprises // Journal of International Business Studies. 2019. Vol. 50, No. 9. P. 1656-1667.

References _

1. Burkova A. Yu. Zakonodatelstvo iekonomika (Legislation and Economics), 2015, no. 3, pp. 55-59.

2. Vylkova E. S., Kiseleva E. A. Nivelirovanie disbalansa interesovuchastnikovupravleniya nalogooblozhe-niem pri ego osushchestvlenii na urovne kommercheskoi organizatsii (Leveling the imbalance of interests of tax management participants in its implementation at the level of a commercial organization). St. Petersburg: CultlnformPress, 2016. 181 р.

3. Vylkova E. S., Krasavin V. I. Formirovanie nalogovyh lgot v subektah Rossiyskoy Federatsii (na primere SZFO) (Formation of tax incentives in the constituent entities of the Russian Federation (for example, NWFD). St. Petersburg: Training Center for the Federal Tax Service, 2011. 277 p.

4. Evstigneev E. N., Viktorova N. G. Izvestia Dalnevostochnogo federalnogo universiteta. Ekonomika i up-ravlenie (Bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management), 2018, no. 2, pp. 5-15.

5. Evstigneev E. N., Viktorova N. G. Ekonomika. Nalogi. Pravo (Economy. Taxes. Law), 2014, no. 6, pp. 95-100.

6. Ermakova E. A. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta (Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University), 2007, no. 3, pp. 120-123.

7. Zinkovsky M. A. Yurist (Lawyer), 2012, no. 4, pp. 21-27.

8. Konyagina M. N. Finansyikredit (Finance and Credit), 2012, no. 27, pp. 30-37.

9. Mery podderzhki biznesa (Business support measures). URL: https://www.nalog.ru/rn78/business-support-2020 (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

10. Mihail Mishustin provel plenarnoye zasedaniye Soobshchestva tsifrovoy transformatsii nalogovyh or-ganovvshtab-kvartire OESR vParizhe (Mikhail Mishustin held a plenary meeting of the Community for the Digital Transformation of Tax Authorities at the OECD headquarters in Paris). URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/ activities_fts/9393120 (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

11. Mihail Mishustin rasskazal o noveyshih tsifrovyh tehnologiyah v nalogovom administrirovanii na sovmestnom mezhdunarodnom seminare OESR i IOTA (Mikhail Mishustin spoke about the latest digital technologies in tax administration at a joint international seminar of the OECD and IOTA). URL: https://www.nalog.ru/ rn77/news/activities_fts/6967758 (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

12. Mihail Mishustin rasskazal ob opyte tsifrovizatsii rossiyskih nalogovyh organov v ramkah Vsemirnogo kongressa po informatsionnym tehnologiyam (WCIT) (Mikhail Mishustin spoke about the digitalization experi-

ence of the Russian tax authorities in the framework of the World Congress on Information Technologies (WCIT)). URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/international_activities/9146369 (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

13. Ob iskusstvennom intellekte v nalogovom administrirovanii i nalogovikah budushchego programme «Nalogi» rasskazal glava FNS Rossii Mikhail Mishustin (The head of the Federal Tax Service of Russia Mikhail Mishustin spoke about the artificial intelligence in tax administration and tax authorities of the future Taxes program). URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7084090 (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

14. Onlayn-forum LF9 1/2: zakonykoronavirusa (Online forum LF 9 1/2: the laws of the coronavirus). URL: https://lfacademy.ru/course/2882886 (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

15. Taleb Nassim Nicholas. Chernyi lebed. Pod znakom nepredskazuemosti (The Black Swan. Under the sign of unpredictability). Moscow: Colibri, 2017. 736 p.

16. Tsifrovaya transformatsiya nalogovyh organovstala glavnoy temoyXII plenarnogo zasedaniya Foruma po nalogovomu administrirovaniyu OESR (The digital transformation of tax authorities has become the main theme of the XII plenary meeting of the OECD Tax Administration Forum). URL: https://www.nalog.ru/rn77/ news/activities_fts/8587982 (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

17. Tsifrovye tekhnologii nalogovogo administrirovaniya (Digital technologies of tax administration) / eds. I. A. Mayburov, Yu. B. Ivanov. Moscow: UNITY-DANA, 2019. 263 p.

18. Cockfield A., Hellerstein W., Lamensch M. Taxing global digital commerce (Taxing global digital commerce). Kluwer, 2020. 154 p.

19. Dyrina E. N., Bannova K. A. Social and Behavioral Sciences (Social and Behavioral Sciences), 2015, vol. 166, pp. 58.

20. Flyer on taxpayer measures (Flyer on taxpayer measures). URL: https://oecd.dam-broadcast.com/ pm_7379_119_119698-4f8bfnegoj.pdf (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

21. Geringer S. South African Journal of Accounting Research (South African Journal of Accounting Research), 2020, 236 p.

22. Ivanov V. V., Lvova N. A., Pokrovskaia N. V., Naumenkova S. V. Journal of Tax Reform (Journal of Tax Reform), 2018, vol. 4, no. 2, pp. 125-141.

23. New OECD outlook on the global economy (New OECD outlook on the global economy). URL: https:// www.oecd.org/economic-outlook (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

24. OECD Secretariat Analysis of Tax Treaties and the Impact of the COVID-19 (OECD Secretariat Analysis of Tax Treaties and the Impact of the COVID-19). URL: Crisis https://www.oecd.org/coronavirus/en (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

25. Tackling the coronavirus: OECD Forum on Tax Administration publishes actions that tax administrations are currently taking to support taxpayers (Tackling the coronavirus: OECD Forum on Tax Administration publishes actions that tax administrations are currently taking to support taxpayers). URL: https://www.oecd.org/tax/ administration/tackling-the-coronavirus-oecd-forum-on-tax-administration-publishes-actions-that-fta-tax-administrations-are-currently-taking-to-support-taxpayers.htm (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

26. Tax administration responses to COVID-19: Business continuity considerations, OECD, Paris (Tax administration responses to COVID-19: Business continuity considerations, OECD, Paris). URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=128_128290-cy6mbvet5x&title=Tax-administration-responses-to-covid-19-business-continuity-consideration (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

27. Tax administration responses to COVID-19: Measures taken to support taxpayers, OECD, Paris (Tax administration responses to COVID-19: Measures taken to support taxpayers, OECD, Paris). URL: https:// read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=126_126478-29c4rprb3y&title=Tax_administration_responses_to_COVID-9_ Measures_taken_to_support_taxpayers (Date of access: 10.05.2020). Text: electronic.

28. Ting A., Gray S. J. Journal of International Business Studies (Journal of International Business Studies), 2019, vol. 50, no. 9, pp. 1656-1667.

Коротко об авторе_ Briefly about the author

Вылкова Елена Сергеевна, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС), г. Санкт-Петербург, Россия. Область научных интересов: финансы, налоги, управление налогообложением [email protected]

Elena Vylkova, doctor of economic sciences, professor, professor of the Economics department, North-West Institute of Management of the Presidential Academy of National Economy and Public Administration (NWIM RANEPA), St. Petersburg, Russia. Research interests: finance, taxes, tax management

Образец цитирования_

Вылкова Е. С. Поддержка экономических субъектов налоговыми способами и методами в зарубежных странах и РФ в условиях коронавируса // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, №. 5. С. 54-64. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-5-54-64.

Vylkova E. S. Support of economic entities by tax ways and methods in foreign countries and the Russian Federation in the conditions of coronovirus // Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 5, pp. 54-64. DOI: 10.21209/2227-92452020-26-5-54-64.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2020 г. Статья принята к публикации: 29.05.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.