ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Налоговое регулирование
АКТУАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИИ ФИСКАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ (на примере налога на прибыль организаций)*
Виолетта Викторовна РОЩУПКИНА
доктор экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита, Северо-Кавказский федеральный университет,
Ставрополь, Российская Федерация
kluvil@rambler.ru
История статьи:
Принята 16.06.2015 Одобрена 22.06.2015
УДК 336.22: 332.1
Ключевые слова: налоговый, система, политика, контроль, регион
Аннотация
Тема. Среди налогов, взимаемых с организаций, особое место занимает налог на прибыль. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, это позволяет государству формировать доходную часть федерального и региональных бюджетов, воздействуя на финансовые интересы организаций. В общем объеме налоговых поступлений налог на прибыль занимает значительную, но недостаточно высокую долю. Именно поэтому государство напрямую заинтересовано в адекватной налоговой нагрузке на производителя. Особенно это касается регионов. В настоящее время существует ряд актуальных проблем администрирования налога на прибыль, которые отрицательно сказываются на величине налоговых поступлений в региональный бюджет. В предлагаемом исследовании эти проблемы выявлены и систематизированы.
Цель. Определение целесообразности актуализации направлений налогового контроля в процессе исчисления и сбора налога на прибыль организаций. Аналитическая часть исследования выполнена на материалах Ставропольского края.
Методология. В статье выполнен анализ ситуации, сложившейся в сфере сбора налога на прибыль в исследуемом субъекте Федерации, а также выдвинуты предложения по оптимизации направлений налогового контроля. На разных этапах применялись аналитический, экономико-статистический подходы и аппарат финансовой математики. Результаты. Итогом исследования стали анализ и научное обоснование результативности выполнения установленных параметров налога на прибыль, формулировка предложений по повышению эффективности налогового контроля.
Выводы. Обязательный, императивный характер взыскания налогов закладывает основу взаимодействия участников фискальных отношений при обеспечении поступлений налоговых доходов в бюджетную систему государства. Бесспорность требований необходимости уплаты налогов хозяйствующими субъектами предопределяет совершенствование специализированного института, функционально предназначенного для финансового контроля за осуществлением фискальных отношений. Таким институтом является налоговое администрирование как субъект контроля за выполнением налоговой дисциплины с целью соблюдения интересов государства, других экономических субъектов, которые находятся в финансовой зависимости от бюджетного финансирования.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Налоговый контроль является одним из элементов государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, обязывающих их правильно и своевременно формировать налоговую базу, исчислять и уплачивать налоговые платежи.
Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий органов исполнительной власти по регистрации и учету
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при СевероКавказском федеральном университете.
налогоплательщиков, проверке их отчетности и объектов налогообложения, правильности исчисления и уплаты установленных налогов.
Государственный налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой Российской Федерации. Функции службы разносторонние: регистрация субъектов предпринимательства, учет платежей в разрезе каждого налогоплательщика, принудительное взыскание задолженности и многое другое. Основной формой налогового контроля являются камеральные и выездные налоговые проверки.
В последние годы произошли серьезные изменения в организации контрольной работы. Задача современного отечественного налогового контроля заключается в побуждении плательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств.
В связи с этим все больше внимания уделяется аналитической работе, которая позволяет до составления акта налоговой проверки предупредить налогоплательщика о выявленных у него нарушениях законодательства и предоставить возможность самостоятельно скорректировать налоговые обязательства без уплаты штрафных санкций.
Ярким примером такой превентивной формы контроля являются комиссии по легализации объектов налогообложения. Основными критериями для рассмотрения деятельности организации являются наличие убытков, выплата заработной платы ниже среднего значения, неуплата налога на добавленную стоимость, крайне низкая налоговая нагрузка.
В состав данной комиссии входят представители различных ведомств: администрации муниципального образования, инспекции по труду, правоохранительных органов. Приведем результаты работы в Ставропольском крае названных комиссий касательно налога на прибыль (табл. 1).
Результат работы комиссий - за три года минимальными трудозатратами на проведение контрольных мероприятий бюджет пополнен налогом на прибыль в размере 70 млн руб. Но наиболее значимым достижением является уменьшение убытка на сумму 3 667 млн руб. Кроме того, предотвращено незаконное уменьшение налогооблагаемой прибыли на указанную сумму, что обеспечит поступление налога на прибыль в краевой
бюджет в последующие периоды на 660 млн руб.
Мероприятия налогового органа по проведению камерального контроля за налоговыми декларациями по прибыли ограничены рамками Налогового кодекса Российской Федерации. Истребовать документы у организации для подтверждения данных, отраженных в налоговой декларации в анализируемом периоде, разрешалось только при заявлении льгот. Во всех остальных случаях можно было ожидать лишь пояснений налогоплательщика по выявленным расхождениям, а организация обязана была представить пояснения и имела право подкреплять их подтверждающими документами.
С 2014 г. ситуация изменилась в пользу налоговых органов. Пояснения и документы стало возможным истребовать у организации в случае заявления убытков, а также предоставления уточненной декларации с суммой налога к доплате в меньшем размере, чем в первичной налоговой декларации.
Несмотря на ограничения, налоговым органам Ставропольского края в ходе камеральных налоговых проверок удалось выявить неправомерное занижение налога на прибыль в краевой бюджет в 2012 г. на сумму 131 млн руб., в 2013 г. - на 88,1 млн руб., в 2014 г. - на 60,7 млн руб.
Как уже отмечалось, большая роль в контрольной работе отводится аналитической работе и проведению риск-анализа при отборе субъектов предпринимательской деятельности для проведения выездной налоговой проверки. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности плательщика и, как следствие, на отказ от тотального контроля и переход к проверке, основанной на критериях риска.
Федеральная налоговая служба разработала Концепцию планирования выездных налоговых
Таблица 1
Результаты работы комиссий по легализации объектов налогообложения в 2012-2014 гг.
Показатель 2012 2013 2014 2013 к 2012, % 2014 к 2013, %
Количество убыточных предприятий, ед. 1 509 1 442 1 255 95,6 87,1
Сумма заявленного организациями убытка, млн руб. 10 398 11 780 12 938 113,3 109,8
Количество убыточных организаций, рассмотренных на комиссиях, ед. 1 486 1 439 1 232 96,8 85,6
Количество организаций, увеличивших норматив Н0 (уменьшивших убыток), ед. 378 305 285 80,7 93,4
Увеличение налогооблагаемой базы по прибыли, млн руб. 47,6 38,6 267 81,1 -700
Исчисленный налог на прибыль, млн руб. 9,5 7,7 53,4 81,1 -700
Уменьшенный убыток, млн руб. 973 738 1 956 75,8 -260
Резервы поступления налога на прибыль с суммы уменьшенного убытка, млн руб. 194 148 391 75,8 -260
проверок, которая определяет новый подход к построению системы отбора объектов контроля.
Согласно указанному документу, планирование выездных налоговых проверок - открытый процесс, построенный на отборе плательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Каждый налогоплательщик имеет возможность просчитать наличие у него критериев риска и, в случае необходимости, уточнить налоговые обязательства, избежав таким образом процедуры выездного контроля.
В результате выявления нарушений на стадии риск-анализа из года в год снижается количество проводимых выездных налоговых проверок при росте их эффективности. В среднем они проводятся в настоящее время в отношении 1,7% организаций края (табл. 2).
Таким образом, наблюдаются снижение доначислений в ходе контрольной работы и увеличение результатов аналитической работы, что соответствует общероссийскому тренду налоговой службы.
Обобщив результаты контрольно-аналитической работы, можно рассчитать ее эффективность на формирование доходной части бюджета по налогу на прибыль.
Результаты контрольно-аналитической работы оказали положительное влияние на доходную часть краевого бюджета в части налога на прибыль с учетом уменьшения убытков в 2012 г. на 12,8% от общей суммы поступлений по налогу на прибыль, в 2013 г. - на 8,9%, в 2014 г. - 9,0%.
Как показывает практика, наиболее часто выявляются нарушения следующего характера: неправильное методологическое применение норм гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, применение агрессивных схем ухода от налогообложения с созданием видимости хозяйственных операций с привлечением в качестве контрагентов фирм-однодневок, незаконная минимизация налогов с использованием дробления бизнеса (табл. 3).
Одним из резервов повышения эффективности налогового контроля является контрольная работа в сфере трансфертного ценообразования.
Таблица 2
Результаты выездных налоговых проверок по налогу на прибыль за 2011-2013 гг.
Показатель 2012 2013 2014 2013 к 2012, % 2014 к 2013, %
Количество проверок организаций по налогу на прибыль, ед. 662 479 359 72,4 74,9
Выявлено нарушений, ед. 490 362 246 73,9 68
Доначисленный налог на прибыль, млн руб. 872 746 323 85,6 43,2
Уменьшенный в ходе проверок убыток, млн руб. 1 289 342 1 370 26,5 -400
Резерв поступления налога на прибыль с суммы уменьшенного убытка, млн руб. 257 74 274 26,5 -400
Таблица 3
Результаты контрольно-аналитической работы налоговых органов Ставропольского края в 2012-2014 гг., млн руб.
Показатель 2012 2013 2014 2013 к 2012, 2014 к 2013, %%
Сумма налога на прибыль, поступившая в краевой бюджет 11 714 13 409 12 230 114,4 91,2
Сумма налога на прибыль, доначисленная по результатам контрольно-аналитической работы налоговых органов 1 128 193 962 106 469 977 85,3 48,8
В том числе: - доначислено по результатам проверок - представлено налогоплательщиками самостоятельно в период проведения налоговых проверок 1 004 486 123 707 834 146 127 960 384 461 85 516 83,0 46,1 103,4 66,8
Сумма убытков, уменьшенных по результатам контрольно-аналитической работы налоговых органов 2 112 665 1 311 344 3 501 42 62,1 267,0
В том числе: - уменьшение убытков по результатам проверок (за минусом восстановленного) - уменьшение убытков налогоплательщиками самостоятельно 1 289 314 823 351 342 170 969 174 1 370 306 2 131 536 26,5 400,5 117,7 219,9
В полномочия территориальных налоговых органов входит проверка ценообразования между взаимозависимыми лицами по сделкам, которые не являются контролируемыми (проверка цен по контролируемым сделкам - это полномочия исключительно ФНС России).
В данном направлении поле деятельности довольно широкое. Наиболее часто встречаются следующие нарушения по неконтролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами:
- сдача в аренду имущества по заниженным (завышенным) ценам;
- предоставление беспроцентных (по завышенным, заниженным ставкам) займов;
- реализация товаров (работ, услуг) по ценам, отличным от рыночных, взаимозависимому лицу, применяющему специальный налоговый режим.
Так, в крае за изучаемый период доначислен налог на прибыль в размере 9 млн руб. обществу с ограниченной ответственностью, которое предоставило беспроцентные заемные средств физическому лицу, взаимозависимому по отношению к обществу, т.е. по цене ниже рыночной. Тем самым общество занизило налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и не уплатило налога.
Приведем пример выявленного манипулирования ценами реализации товаров по заниженным ценам взаимозависимым лицам организации. Учитывая, что реализация газа осуществлялась по различным ценам лицам, являющимся взаимозависимыми, и сторонним покупателям, налоговый орган на основании метода сопоставимых рыночных цен определил соответствие цены, примененной в сделке, рыночной, доначислив налог на прибыль в размере 6 млн руб.
Суммы пока не велики, но это лишь первые шаги в сфере налогового контроля за применением трансфертного ценообразования. Это будущее контрольной работы налоговых органов в части выявления заниженных сумм налога на прибыль к уплате в бюджет, их взыскания и, соответственно, повышения эффективности налогообложения прибыли.
Оценить влияние на формирование доходной части бюджета результатов контроля за ценами по контролируемым сделкам невозможно в связи с отсутствием данных. Пока ФНС России только завершила первые проверки по данному направлению, но, по данным Организации
экономического сотрудничества и развития, в ряде европейских стран доля выявленных нарушений в сфере налогообложения по контролируемым сделкам составляет около 10% от налоговых доходов.
В проведении выездных налоговых проверок наряду с налоговыми органами могут принимать участие и правоохранители. В Ставропольском крае сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции участвуют в каждой второй выездной проверке. Это в 2,5 раза выше среднероссийского показателя. Как правило, результаты оперативно-розыскных мероприятий служат неоспоримой доказательной базой в судебных инстанциях.
Главной целью мероприятий налогового контроля является взыскание в бюджет доначисленных платежей. И в случае отсутствия добровольной оплаты производится принудительное взыскание задолженности.
Но довольно часто на практике встречается неисполнение решения налогового органа, и доначисленные платежи остаются неоплаченными, предприятие признает себя несостоятельным (банкротом), скрываются должностные лица, предприятие мигрирует в другой регион.
Но эти незаконные меры не позволят должнику избежать ответственности. В случае непогашения задолженности налоговые органы предают в следственные органы материалы для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьями 198, 199, 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов с ноября 2014 г. получили право самостоятельно выявлять налоговые нарушения и направлять в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Результаты такой работы в Ставропольском крае приведены в табл. 4.
Это является также одним из направлений повышения эффективности налогообложения, в том числе и по налогу на прибыль. За истекший год зарегистрировано 26 инициативных материалов МВД, возбуждено 16 уголовных дел, по которым заявлены налоговыми органами гражданские иски для взыскания в последующем с руководителей организаций суммы ущерба, причиненного государству.
Государство не останавливается на достигнутом, принимая все новые меры для повышения эффективности пополнения доходной части
Таблица 4
Результаты работы налоговых органов Ставропольского края по привлечению должников к уголовной ответственности
Материалы, направленные на рассмотрение Возбуждено уголовных дел Уголовные дела, направленные в суд х ы н н е а s й в3 я£
Год Количество Сумма, млн руб. Количество % от направленных Сумма, млн руб. Количество Сумма, млн руб. д I о о отв ^ е V = л ^ Сумма ущерба искам налогов органов, признан возмещению суд млн руб.
2012 65 13 022 12 18,46 3 746 2 3 773 2 201,10
2013 99 10 353 30 30,30 9 332 4 12 583 1 1,50
2014 83 1 340 40 48,19 2 995 17 2 467 6 2 049,00
бюджета налогом на прибыль, ведь это один из значимых источников поступления налоговых платежей в бюджет.
Так, в ноябре 2014 г. принят так называемый закон о деофшоризации, или закон о контролируемых иностранных компаниях. По своей значимости он беспрецедентный и впервые вводит механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний (прежде всего офшорных) путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц - резидентов Российской Федерации, а также ответственность налогоплательщиков за неисполнение соответствующих обязанностей; изменяет правила признания организаций налоговыми резидентами Российской Федерации, вводя критерий «места фактического управления».
Закон вступил в силу с 1 января 2015 г. Он содержит три основных направления деофшоризации.
1. Концепция контролируемых иностранных компаний. Она направлена на борьбу с потерей государством налогов от прибыли, которая скопилась за рубежом.
2. Концепция бенефициарного собственника, или лица, имеющего фактическое право на доход (по тексту законопроекта). Эта концепция направлена на борьбу со схемами, связанными с созданием промежуточных компаний (прослоек) в тех странах, с которыми у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, исключительно для получения всевозможных льгот (в том числе нулевых или пониженных ставок налога на доходы иностранных организаций).
3. Расширение статуса налогового резидента России для организаций. Таким образом, законодательными и исполнительными органами власти постоянно принимаются меры различной направленности для повышения эффективности налогообложения в Российской Федерации. При этом используется как опыт, накопленный в стране, так и наиболее экономически выгодные, проверенные временем методы налогообложения зарубежных стран. Такая работа приносит результат - ежегодное увеличение поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Список литературы
1. Варакса Н.Г. Методика налогового прогнозирования поступлений по отрасли «сельское хозяйство» // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 7. С. 60-68.
2. Варакса Н.Г. Формирование учетно-налоговой макросистемы в рамках финансовой системы государства // Управленческий учет. 2011. № 6. С. 90-96.
3. Варакса Н.Г. Аналитические процедуры при взаимодействии информационных потоков и элементов учетно-налоговой системы // Управленческий учет, 2011. № 3. С. 22-32.
4. Варакса Н.Г. Модель информационной учетно-налоговой системы // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 10. С. 22-28.
5. ВараксаН.Г. Структурные элементы налогового анализа по налогу на прибыль: макроэкономический аспект // Экономические и гуманитарные науки, 2010. № 8. С. 122-128.
6. Дьякова Е.Б. Теоретические основы финансового механизма бюджетного регулирования территориального развития // Актуальш проблеми розвитку соцiально-економiчних систем: матерiали Мiжнар. наук.-практ. конф. студепв i молодих учених (м. Бердянск, 18-19 квгтня 2011 р.): в 2-х т. Т. 2. Донецьк: Видавництво «Донбас», 2011. С. 116-117.
7. Дьякова Е.Б. Концептуальные основы бюджетного регулирования территориального развития на основе формирования регионального фискального пространства. URL: http://www.vlgr.ranepa.ru/files/ izd/vestnik/2011/Научный%20Вестник%20ВАГС.%20Экономика.%201-5-2011.pdf#page=20.
8. Дьякова Е.Б. Совершенствование механизма бюджетного регулирования неналоговых доходов бюджетов. URL: http://www.rusnauka.com/11_EISN_2011/Economics/3_84692.doc.htm.
9. Дьякова Е.Б. Сущность и содержание бюджетного регулирования территориального развития в современных условиях URL: http://www.rusnauka.com/13_NMN_2011/Economics/3_85798.doc.htm.
10. Коростелкина И.А. Формирование налоговой политики на мезоуровне // Интеграция учетно-аналитических и налоговых процессов на макро- и микроуровнях: монография / под общ. ред. Л.В. Поповой. М.: Финпресс, 2010. 430 с.
11. Коростелкина И.А. Обоснование структурных параметров корпоративной налоговой политики // Теория и практика гармонизации информационных потоков в учетно-налоговой системе на макро- и микроуровне: монография / под общ. ред. Л.В. Поповой. Орел: ГУ-УНПК, 2011. 430 с.
12. Коростелкина И.А. Налоговые индикаторы макро- и микроуровня // Финансы и кредит, 2010. № 46.
13. Кочаненко Е.П. Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2011. № 12. С. 5-20.
14. Тюпакова Н.Н. Проблемы косвенного налогообложения специальных налоговых режимов: монография // Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: к эффективной и нравственной экономике. Краснодар: ЮИМ, 2009. 417 с.
15. Тюпакова Н.Н. Налоговое бремя как индикатор эффективности налогового механизма // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2011. Вып. № 1. С. 48-52.
16. Тюпакова Н.Н., Бочарова О. Ф. Особенности функционирования налогового механизма в транзитивной экономике // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 2. URL: http://ej.kubagro.ru/2011/02/pdf/41.pdf.
17. Тюпакова Н.Н. Особенности налогового механизма распределения добавленной стоимости на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 12. C. 43-47.
18. Тюпакова Н.Н. Бочарова О. Ф. Налоговый механизм как фактор развития инновационной деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 13. С. 23-31.
19. Тюпакова Н.Н. Проблемы налогового регулирования инвестиционных процессов в экономике России. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/2/ekonomika/tyupakova.pdf.
20. Угрюмова А.А., Шрамко О.Г. Резервы налогового потенциала как фактор экономической безопасности региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 13. С. 43-47.
С.43-49.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Tax Regulation
UPDATING THE AREAS OF FISCAL CONTROL AT THE LEVEL OF THE REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION (A CASE STUDY OF CORPORATE INCOME TAX)
Violetta V. ROSHCHUPKINA
North Caucasian Federal University, Stavropol, Stavropol Krai, Russian Federation kluvil@rambler.ru
Article history: Abstract
Received 16 June 2015 Importance Corporate income tax takes a special position among taxes charged on companies.
Accepted 22 June 2015 It has big fiscal significance and regulatory potential, thus enabling the State derive revenue for
federal and regional budgets and influence financial interests of companies. Corporate income tax accounts for a considerable portion of fiscal revenue. However, the revenue is still not that high. That is why the State is directly interested in imposing adequate tax burden on producers. It especially refers to regions. Currently, there are a number of actual issues of income tax administration, which affect the amount of tax revenue in the regional budget. This research identifies and systematizes the problems.
Objectives The objective of the research is to determine whether it is reasonable to update the scope of tax control in assessing and collecting corporate income tax. The analytical part of the
Keywords: tax, system, policy, research is based on materials of the Stavropol Krai.
control, region Methods The article analyzes the collection of income tax in the Russian region under study. It
also provides proposals for optimizing areas of tax control. At various stages, I applied analytical, economic and statistical approaches and the financial mathematics apparatus. Results The research analyzes and substantiates whether income tax parameters are effectively performed, and provides proposals on making tax control more efficient. Conclusions and Relevance Taxes are charged in a compulsory and imperative manner, thus laying the basis for interaction of parties to the fiscal relations. Whereas it is undisputable that business entities must pay taxes on their income, it enhances a specialized institution that is functionally designated for financial control over fiscal relations. The institution is represented with tax administration as a controller over the tax discipline compliance so to ensure interests of the State, other business entities, which financially depend on budgetary finance.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was provided by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center at the North-
Caucasian Federal University.
References
1. Varaksa N.G. Metodika nalogovogo prognozirovaniya postuplenii po otrasli sel'skoe khozyaistvo [Methods for projecting tax revenue from agriculture]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic Sciences and Humanities, 2011, no. 7, pp. 60-68.
2. Varaksa N.G. Formirovanie uchetno-nalogovoi makrosistemy v ramkakh finansovoi sistemy gosudarstva [Formation of the accounting and fiscal macrosystem as part of the State financial system]. Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2011, no. 6, pp. 90-96.
3. Varaksa N.G. Analiticheskie protsedury pri vzaimodeistvii informatsionnykh potokov i elementov uchetno-nalogovoi sistemy [Analytical procedures in interaction of information streams and elements of the accounting and tax system]. Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2011, no. 3, pp. 22-32.
4. Varaksa N.G. Model' informatsionnoi uchetno-nalogovoi sistemy [The accounting and tax information system model]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic Sciences and Humanities, 2010, no. 10, pp. 22-28.
5. Varaksa N.G. Strukturnye elementy nalogovogo analiza po nalogu na pribyl': makroekonomicheskii aspekt [Structural elements of the tax analysis on income tax: macroeconomic aspects]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic Sciences and Humanities, 2010, no. 8, pp. 122-128.
6. D'yakova E.B. [Theoretical bases of the financial mechanism for budgetary regulation of territorial development]. Агауальш проблеми розвитку сощально-екожмчних систем: матерiали Мiжнар. наук.-практ. конф. студет!в i молодих учених. Donetsk, Видавництво Донбас, 2011, pp. 116-117.
7. D'yakova E.B. Kontseptual'nye osnovy byudzhetnogo regulirovaniya territorial'nogo razvitiya na osnove formirovaniya regional'nogo fiskal'nogo prostranstva [The conceptual framework of budgetary regulation of territorial development through formation of the regional fiscal space]. Available at: http://www.vlgr.ranepa.ru/ files/izd/vestnik/2011/Nauchnyi%20Vestnik%20VAGS.%20Ekonomika.%201-5-2011.pdf#page=20. (In Russ.)
8. D'yakova E.B. Sovershenstvovanie mekhanizma byudzhetnogo regulirovaniyanenalogovykh dokhodov byudzhetov [Improving the mechanism for budgetary regulation of non-fiscal revenue of budgets]. Available at: http://www. rusnauka.com/11_EISN_2011/Economics/3_84692.doc.htm. (In Russ.)
9. D'yakova E.B. Sushchnost'i soderzhanie byudzhetnogo regulirovaniya territorial'nogo razvitiya v sovremennykh usloviyakh [Substance and content of budgetary regulation of territorial development in the current circumstances]. http://www.rusnauka.com/13_NMN_2011/Economics/3_85798.doc.htm. (In Russ.)
10. Korostelkina I.A. Formirovanie nalogovoipolitiki na mezourovne. Vkn.: Integratsiya uchetno-analiticheskikh i nalogovykh protsessov na makro- i mikrourovnyakh: monografiya [Setting up a tax policy at the meso-level. In: Integration of accounting, analytical and tax processes at the macro-and microlevels: a monograph]. Moscow, Finpress Publ., 2010, 430 p.
11. Korostelkina I.A. Obosnovanie strukturnykh parametrov korporativnoi nalogovoi politiki. V kn.: Teoriya i praktika garmonizatsii informatsionnykh potokov v uchetno-nalogovoi sisteme na makro- i mikrourovne: monografiya [Substantiating the structural parameters of corporate tax policy. In: The theory and practice of harmonizing the information flows within the accounting and tax system at the macro-and microlevels: a monograph].Orel, GU-UNPK Publ., 2011, 430 p.
12. Korostelkina I.A. Nalogovye indikatory makro- i mikrourovnya [Tax indicators of the macro-and microlevels].
Finansy i kredit = Finance and Credit, 2010, no. 46, pp. 43-49.
13. Kochanenko E.P. Nekotorye aspekty optimizatsii struktury i polnomochii organov gosudarstvennogo finansovogo kontrolya sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [Some aspects of optimizing the structure and authority of the State financial control bodies of Russian regions]. Zakonodatel'stvo i ekonomika = Legislation and Economy, 2011, no. 12, pp. 5-20.
14. Tyupakova N.N. Problemy kosvennogo nalogooblozheniyaspetsial'nykh nalogovykh rezhimov: monografiya. V kn.: Ekonomiko-pravovye aspekty strategii modernizatsii Rossii: k effektivnoi i nravstvennoi ekonomike [Issues of indirect taxation as part of special tax treatments: a monograph. In: Economic and legislative aspects of the strategy for modernizing Russia: towards effective and ethic economy]. Krasnodar, Yuzhny Institute of Management Publ., 2009, 417 p.
15. Tyupakova N.N. Nalogovoe bremya kak indikator effektivnosti nalogovogo mekhanizma [Tax burden as an indicator of the tax mechanism efficiency]. Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Proceedings of Kuban State Agrarian University, 2011, no. 1, pp. 48-52.
16. Tyupakova N.N., Bocharova O.F. [Features of tax mechanism in transitive economy]. NauchnyizhurnalKubGAU, 2011, no. 2. (In Russ.) Available at: http://ej.kubagro.ru/2011/02/pdf/41.pdf.
17. Tyupakova N.N. Osobennosti nalogovogo mekhanizma raspredeleniya dobavlennoi stoimosti na regional'nom urovne [The specifics of the tax mechanism for allocating added value at the regional level]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2011, no. 12, pp. 43-47.
18. Tyupakova N.N., Bocharova O.F. Nalogovyi mekhanizm kak faktor razvitiya innovatsionnoi deyatel'nosti [Tax mechanism as a factor of innovative activity development]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2011, no. 13, pp. 23-31.
19. Tyupakova N.N. Problemy nalogovogo regulirovaniya investitsionnykhprotsessov v ekonomike Rossii [Problems of tax regulation of the investment process in the Russian economy]. Available at: http://teoria-practica.ru/rus/ files/arhiv_zhurnala/2011/2/ekonomika/tyupakova.pdf. (In Russ.)
20. Ugryumova A.A., Shramko O.G. Rezervy nalogovogo potentsiala kak faktor ekonomicheskoi bezopasnosti regiona [Reserves of tax potential as a factor for the region's economic security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 13, pp. 43-47.