экономические науки
Бабаева Зоя Шапиулаховна, Маграмова Хадижат Гадисовна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...
УДК 336.334.7
DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0011
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© 2020
SPIN-код: 5444-1530
AuthorlD: 265496
Бабаева Зоя Шапиулаховна, профессор кафедры бухгалтерский учёт экономического факультета Маграмова Хадижат Гадисовна, магистрант 2 курса направление бухгалтерский учёт, анализ и аудит Дагестанский государственный университет (367000, Россия, Махачкала, улица Гаджиева, 43-а, e-mail: garunova95@bk.ru)
Аннотация. Данная статья написана на довольно актуальную тему, поскольку в настоящее время организации, относящиеся к представителям малого бизнеса, могут пользоваться некоторыми «поблажками» в части ведения бухгалтерского учета. Неотделимой частью экономики Российской Федерации является малое предпринимательство. В связи с этим, для привлечения предпринимателей в малый бизнес государство разрабатывает различные системы налогообложения, которые должны быть более приемлемы и привлекательны. Наиболее актуален этот вопрос для тех юридических лиц, которые используют налоговые специальные режимы. Основной цели которой должны придерживаться специалисты при организации бухгалтерского учета в любой организации - максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных задач. Для малых предприятий это особенно актуально в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность. Частные предприниматели с малым оборотом денежных средств составляют костяк целых отраслей деятельности (торговли, услуг, производства ряда товаров и т.д.). Несмотря на относительную гибкость и количество возможностей, предоставляемых законодательством юридическим лицам, именно этот вид бизнеса по праву считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям и нуждается в особых условиях. Даже небольшая смена курса властей или рыночных тенденций может поставить под удар целые отрасли, поэтому само государство выработало механизмы защиты малых предпринимателей. Их основу составляет ряд специальных режимов налогообложения - альтернативной схемы уплаты отчислений в казну. В работе произведена оценка повышения эффективности использования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: налогообложение, пути совершенствования, малые предприятия бухгалтерский учет, особенности бухгалтерского учета, малые предприятия, малый бизнес, упрощенный бухгалтерский учет.
IMPROVING TAXATION SMALL BUSINESS ENTITY
© 2020
Babayeva Zoya Shapiulachovna, Professor of accounting Department
of the faculty of Economics Magranova Khadizhat Gazizovna, the 2-year Student of the direction of accounting, analysis and audit Dagestan State University (367000, Russia, Makhachkala, Hajiyev street, 43-a, e-mail: garunova95@bk.ru)
Abstract. This article is written on a rather topical topic, because organizations currently belonging to small businesses can enjoy some "indulgences" in terms of accounting. An inseparable part of the economy of the Russian Federation is small business. In this regard, in order to attract entrepreneurs to small business, the state is developing various tax systems that should be more acceptable and attractive. This issue is most relevant for those legal entities that use special tax regimes. The main goal, which should adhere to specialists in the organization of accounting in any organization-the maximum simplification of accounting procedures without prejudice to the implementation of tasks. For small businesses, this is especially important due to limited financial resources, so the effectiveness of the accounting service for them is of particular importance. Private entrepreneurs with a small turnover of money constitute the backbone of entire industries (trade, services, production of a number of goods, etc.). Despite the relative flexibility and number of opportunities provided by the legislation to legal entities, this type of business is considered to be the most unstable to sudden market changes and needs special conditions. Even a small change in the course of the authorities or market trends can put entire industries at risk, so the state itself has developed mechanisms to protect small entrepreneurs. They are based on a number of special tax regimes-an alternative scheme of payment of contributions to the Treasury. The paper assesses the efficiency of the use of the taxation system of small businesses.
Keywords: taxation, ways of improvement, small enterprises accounting, small enterprises, small business.
ВВЕДЕНИЕ
В России малый бизнес развивается сравнительно недолго. Первые кооперативы стали основой строительства малого бизнеса. Малый бизнес или малое предпринимательство - ведущий сектор экономики страны. Он определяет важнейшие аспекты процветания государства, в том числе экономический рост, состояние занятости населения, валовой продукт и его структуру, развитие. А также улучшает структуру экономики, делает ее гибче, ведет к созданию адекватной модели хозяйствования. Все это способствует развитию рынка. Но и сам данный сектор экономики требует от государственных властей поддерживающей внешней и внутренней политики [1].
ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ
Ввиду того, что сам закон в своём содержании не
несёт каких-либо определенных моментов, а также конкретных действий, в нашей статье мы хотим рассмотреть особенности совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства.
МЕТОДОЛОГИЯ
Методом изучения материала по данному вопросу, а также обобщением полученных выводов мы хотим определить основные моменты систем налогообложения, а также определенные особенности ведения бухгалтерского учета для малого предпринимательства.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В частности, малое предприятие - это некрупное предприятие, управляет ей независимый владелец или назначенный владельцем сотрудник [2]. Так же особенностью малого предприятия является то, что оно не занимает лидирующих позиций в своем секторе эконо-
Babayeva Zoya Shapiulachovna, Magranova Khadizhat Gazizovna IMPROVING TAXATION SMALL BUSINESS ...
economic sceinces
мики и отрасли. Предприятие отвечает установленным законодательным нормам, критериям по численности работников и доходу, полученному в отчетном периоде.
Ореховский П. определяет более узкий смысл малого бизнеса и представляет его как частное, коммерческое предприятие. Оно должно отвечать определенным государством на законодательном и нормативном уровне требованиям и критериям [3].
Так же в различных источниках литературы дается понятие «предпринимательство». Оно подразумевает под собой, что физическое или юридическое лицо ведет определенную рисковую деятельность, которая имеет главную цель - получение и максимизация прибыли. Получение прибыли производится за счет производства, торговли, различных работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской деятельности оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период. Предпринимательская деятельность осуществляется в рамках установленной предприятием организационной формы. Форму выбирают собственники предприятия исходя из личных интересов, профессии, сферы деятельности, наличия денежных средств, состояния рынка.
Определение формы предпринимательства трактуется в различных источниках как - система норм, которые определяют отношения: партнеров внутри предприятия, между предприятиями данной сферы деятельности, отношения с государственными органами. Существуют 3 формы предпринимательства (рисунок 1).
- данные из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- информация из прочих государственных структур.
Федеральная налоговая служба имеет собственный
критерий отнесения предприятий в реестр МСП. Данная информация содержится в Письме от 18.08.2016 № 142-04/0870. Уточнение критериев, как разъясняет налоговая служба, при внесении в реестр с 2016 по 2018 годы, в соответствии с Федеральным № 408-ФЗот 29 декабря 2015 г. субъектов малого и среднего предпринимательства. И поэтому очередное формирование реестра будет происходить 10 августа 2019 года, и изменения будут вноситься по состоянию на 01 июля 2019 года.
Для начинающих предпринимателей данный вопрос очень важен. Поэтому для них предлагается самостоятельно выбрать систему налогообложения, которая бы позволила начать свой бизнес в комфортных и доступных условиях. Особенностью малого бизнеса является его универсальность. Налоговые отчисления таких предприятий занимают наибольшую часть удельного веса финансовых потоков организации. И невнимательное отношение к данной теме может привести предприятие к существенным потерям финансов. Стоит отметить, что налоговая система РФ несовершенна, но разумный подбор наиболее подходящего режима налогообложения возможен. Существующий перечень специальных налоговых режимов позволяет сделать выбор в сторону наиболее подходящего. Российским законодательством установлены два вида налоговых режимов: (рисунок 3).
Рисунок 1 - Формы предпринимательства
П. Ореховский предлагает делить формы предпринимательства на малые, средние и крупномасштабные. Формы деятельности без образования юридического лица называются индивидуальными, то есть индивидуальным предпринимательством. В таких формах деятельности капитал предпринимателя не берется из его личного имущества. То есть в случае возникновения просроченной задолженности индивидуальный предприниматель отвечает своим личным имуществом. В производственном секторе экономики такие формы хозяйствования занимают незначительное место. Так как такой бизнес держится на ручном труде и небольших и штучных производствах, где в меньшей степени используется научно технический прогресс [5].
Рисунок 2 - Субъекты малого предпринимательства в РФ
С 1 августа 2016 года создан общий реестр для предприятий малого и среднего бизнеса. Сокращенное название - МСП. Реестр формирует налоговая служба на основании полученной информации из отчетности малых и средних предприятий:
- сведения о доходах предприятия;
- средняя списочная численность работников предприятия;
Рисунок 3 - Налоговые режимы для малого бизнеса в РФ
Выбор специального режима является добровольным (кроме обязательного выбора такого режима для определенного вида деятельности). Все налоговые режимы имеют законодательно регламентируемые условия и ограничения для применения.
Налоговые режимы: Общий, Специальные, Упрощенная система налогообложения (УСНО) Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) Патентная система налогообложения Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Начнем рассмотрение налоговых систем с самой традиционной системы, которая потому и считается основной. ОСНО - это общая система налогообложения. Данный налоговый режим назначается всем предприятиям и индивидуальным предпринимателям (ИП) автоматически, если не подано заявление о системе налогообложения, которое планирует практиковать предприятие [5].
По мнению Н.А.Зверевой, У.Н.Солодовниковой, ОСНО является наиболее трудоемким и тяжелым режимом налогообложения. Это связано с уплатой налогов и ведения бухгалтерской и финансовой отчетности. В обязательном порядке пользоваться ОСНО должны предприниматели и предприятия, не имеющие основания для применения льготных налоговых режимов. К таким относятся: большая численность работников или превышающие доступные пределы дохода за год. Находясь на данной системе налогообложения малый бизнес платит налоги.
К данному списку добавятся следующие налоги:
- акцизы;
- страховые взносы с выплат в пользу работников и
экономические науки
Бабаева Зоя Шапиулаховна, Маграмова Хадижат Гадисовна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...
за свое страхование;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых.
Так же существует ряд местных и региональных налогов:
- региональный - транспортный налог;
- местный - земельный налог.
В ситуации, когда предприятие переходит на общую систему уведомлять налоговые органы не нужно. Это связано с тем, что данная система действует в РФ как основная и не имеет ограничений по видам деятельности, то есть применяется по умолчанию. Таким образом, малое предприятие, не заявившие о переходе на специальный режим, будет работать по общей системе.
Малое предприятие, которое не удовлетворяет требованиям льготной системы налогообложения, автоматически становится плательщиком по ОСНО. К примеру, малое предприятие работает на патенте. Если по нему не будет произведена оплата в срок, все доходы от деятельности в специальной книге будет облагаться налогами в соответствии с ОСНО [3].
На данную систему не наложены ограничения по видам деятельности, доходам, полученным за период, количеству сотрудников, стоимости имущества предприятия и т.д. Стоит отметить, что все крупные предприятия работают на ОСНО и, соответственно, являясь плательщиками НДС, работают с теми предприятиями, которые его платят.
Так же существует один нюанс: ОСНО не совместим с такими льготными система налогообложения, как УСНО и ЕСХН. Но ОСНО может совмещаться с ЕНВД. Индивидуальные предприниматели могут совмещать три налога: ОСНО, ПСН и ЕНВД, но при условии, что деятельность по каждому виду разная.
Упрощенная система налогообложения - сокращенное название - УСНО. Данный специальный режим малое предприятие применяет вместе с иными режимами налогообложения, которые предусмотрены законодательством РФ о налогах и сборах, на основании ст. 346.11 НК РФ. Такая система объединяет два разных варианта налогообложения, отличающихся налоговой базой, налоговой ставкой и порядком расчета налогов [8]:
1) «Доходы» - налог платят со всех полученных денег. Затраты на покупку товаров, оборудования, зарплату сотрудников не учитываются. В большинстве регионов налог составляет 6% от доходов. Но в некоторых действует пониженная ставка - от 1% до 6%. Например, в Крыму 4%.
2) «Доходы минус расходы». Налог платят с разницы между доходами и расходами. Здесь ставка налога выше от 5% до 15%, устанавливается законами в регионах.
Необходимо выделить права малого предпринимательства на неприменение ряда положений бухгалтерского учета. В качестве примера можно привести положение, при котором субъект малого бизнеса не применяет стандартом налог на прибыль. Это же касается и заемных средств, которые субъекты малого бизнеса списывают как иные доходы. В то время как другие представители, имеющие отношение к малому бизнесу, обязаны учитывать их совершенно отдельно. Так, например, как расходы по кредитам или займам, а также средства, которые были потрачены на приобретение каких-либо активов.
Также к особенностям можно отнести возможность всех субъектов малого бизнеса исправлять ошибки ведения бухгалтерского учета вне зависимости от того насколько серьёзной данная ошибкой является - в течение базисного периода. При этом необходимость пересчитывать определенные показатели отсутствует [5].
Говоря более конкретно, хочется отметить, что такое упрощенный бухгалтерский учет для субъектов
предпринимательства малого бизнеса. В соответствии с сокращенным бухгалтерским учетом субъекты малого бизнеса имеют установленное законом право использовать из плана не все счета, отбросив лишнее.
Для перехода на УСНО необходимо в органы налоговой инспекции подать уведомление о переходе и подать либо с документами на регистрацию, либо в течение 30 дней после государственной регистрации. Если предприятие не уложилось в указанный срок, то будет автоматически переведено на основной режим налогообложения - самый сложный и невыгодный для субъектов малого и среднего предпринимательства. А перейти на УСНО возможно только с 1 января следующего года. Для этого необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года. В связи с тем, что организации в заявлении должны указывать доход, полученный за 9 месяцев (по состоянию на 1 октября) заявление они могут подать не ранее 1 октября.
По окончании отчетного периода нужно производить авансовые платежи: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев. Таким образом, за год происходит 3 платежа, а по окончании года производится перерасчет и окончательный расчет по налогу. В ситуации, когда малое предприятие получило убыток в отчетном периоде, то платится минимальный налог в размере 1% от полученных доходов. При этом убыток можно будет включить в расходы в следующем году или в течение одного из последующих 10 лет (после чего он 47 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117- ФЗ (ред. От 29.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) аннулируется). Если убыток был не один, то они переносятся в том же порядке, в котором были получены.
В ситуации, когда предприятие совмещает налоговые режимы, то оно должно разделять и учитывать отдельно доходы, практика показывает, что в данной ситуации трудностей не возникает. А вот по учету расходов возникают некоторые вопросы. Так как существуют расходы, которые нет возможности однозначно отнести ни к УСНО, ни к прочей деятельности. К примеру, зарплата работников, относящихся к управленческому персоналу (директор, бухгалтер и пр.). В таком случае расходы делятся на две равные части с нарастающим итогом за весь период деятельности малого предприятия.
ВЫВОДЫ
Хочется отметить положение всех вышеописанных «специальных налоговых режимов», по сути они созданы для максимального упрощения жизни гражданам занимающихся бизнесом. Все реформы, производимые государством, направлены на максимальное их упрощение и упрощение интеграции их в налоговую систему общего учёта и налогообложения. Множество этих реформ носили как статус простых доработок, так и кардинально изменяли положения системы. В свою очередь это говорит о том, что государство максимально старается улучшить.
Изменения в законодательстве, касающиеся УСНО, ЕДВН для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, а также проблемы, связанные с этими режимами, говорят о том, что государство и по сей день находится в поиске решений поставленных задач. Однако, в процессе устранения противоречий иногда возникают новые проблемы или проявляется старая проблема, находящаяся под новым ракурсом. Такие проблемы в какой-то мере демонстрируют несовершенство налоговой системы в области регулирования деятельности малого и среднего бизнеса.
В условиях современных Российских реалий наиболее актуально сформировать такую систему налогообложения, которая одновременно будет максимально эффективной, а также будет соответствовать условиям множества регионов. В наше время особенно актуальным становится применение подобной «стимулирующей» системы налогообложения каждым из регионов. Учитывая всё выше отмеченное, хочется обозначить не-
Babayeva Zoya Shapiulachovna, Magranova Khadizhat Gazizovna IMPROVING TAXATION SMALL BUSINESS ...
economic sceinces
обходимость перехода самой системы налогообложения по функциональности от фискальной к активной и стимулирующей. Подобная реформа позволит стимулировать развитие субъектов малого предпринимательства, а также всячески усилить непосредственно социальную значимость малого бизнеса.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении: Рассматривая особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства, можно первую очередь выделять различные формы ведения бухгалтерского учета, которые направлены на упрощение ведение бухгалтерской отчётности. В свою очередь упрощённая форма ведения бухгалтерской отчётности регулируются государством довольно неоднозначно и требуют уточнения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Налоговый кодекс РФ (НКРФ) 2019 последняя редакция
2. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 2017.
3. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск № 4 от 02.11.19.
4. Оноприенко В. И. «Малые предприятия: Опыт, проблемы» М.: Профиздат, 2017.
5. Певзнер А. Г. «Новое о малых предприятиях»М.: АО «Факт», выпуск 2, 2016.
6. Федорова А. Ю. Формирование налоговой составляющей доходов областного бюджета // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - N 3-4. - С. 290-294.
7. Хромова О. С. Сравнительная характеристика и анализ применения специальных налоговых режимов в РФ //Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 4. — С. 437-443. — URL: http://e-koncept. ru/2017/770372. htm.
8. Чернышова О. Н. Основные подходы к совершенствованию налогообложения в России // Социально-экономические явления и процессы. -2018. - N1-2. - С. 235-239
Статья поступила в редакцию 09.12.2019
Статья принята к публикации 27.02.2020