Научная статья на тему 'Совершенствование мыслительных операций у будущих бакалавров юриспруденции путем анализа контентов социальных сетей с юридическими услугами'

Совершенствование мыслительных операций у будущих бакалавров юриспруденции путем анализа контентов социальных сетей с юридическими услугами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
совершенствование мыслительных операций / будущие бакалавры юриспруденции / анализ контентов / социальные сети / юридические услуги / кейс / контент / модератор. / improvement of mental operations / future bachelors of law / content analysis / social networks / legal services / case / content / moderator.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Настуев Э.Б.

Цель исследования – описание процесса совершенствования мыслительных операций у будущих бакалавров юриспруденции путем анализа контентов социальных сетей юридической направленности. Научная новизна состоит в характеристике педагогических решений, обеспечивающих совершенствование когнитивных функций бакалавров юридического профиля средствами кейс-метода с применением цифровых образовательных ресурсов. Результатом исследования является комплекс авторских кейсов, ориентирующих студентов на анализ цифровых площадок, их возможностей для совершенствования своих профессиональных компетенций. Путем такого анализа у них развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Настуев Э.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving mental operations in future bachelors of law by analyzing the content of social networks with legal services

The purpose of the study is to describe the process of improving the mental operations of future bachelors of law by analyzing the content of legal social networks. The scientific novelty lies in the characterization of pedagogical solutions that ensure the improvement of the cognitive functions of bachelors of law by means of a case method using digital educational resources. The result of the study is a set of author's cases that orient students to the analysis of digital platforms, their opportunities to improve their professional competencies. Through such an analysis, they develop the mental operations of analysis, synthesis, comparison, abstraction and generalization.

Текст научной работы на тему «Совершенствование мыслительных операций у будущих бакалавров юриспруденции путем анализа контентов социальных сетей с юридическими услугами»

Improving mental operations in future bachelors of law by analyzing the content of social networks with legal services

Nastuev Eduard Borisovich, Senior Lecturer, North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic

The purpose of the study is to describe the process of improving the mental operations of future bachelors of law by analyzing the content of legal social networks. The scientific novelty lies in the characterization of pedagogical solutions that ensure the improvement of the cognitive functions of bachelors of law by means of a case method using digital educational resources. The result of the study is a set of author's cases that orient students to the analysis of digital platforms, their opportunities to improve their professional competencies. Through such an analysis, they develop the mental operations of analysis, synthesis, comparison, abstraction and generalization.

Keywords: improvement of mental operations; future bachelors of law; content analysis; social networks; legal services; case; content; moderator

Цитировать: Настуев Э.Б. Совершенствование мыслительных операций у будущих бакалавров юриспруденции путем анализа контентов социальных сетей с юридическими услугами // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 296-300. EDN: PDULTM. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.53

Настуев Эдуард Борисович, старший преподаватель, Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, Нальчик, Кабардино-Балкарская республика

Цель исследования – описание процесса совершенствования мыслительных операций у будущих бакалавров юриспруденции путем анализа контентов социальных сетей юридической направленности. Научная новизна состоит в характеристике педагогических решений, обеспечивающих совершенствование когнитивных функций бакалавров юридического профиля средствами кейс-метода с применением цифровых образовательных ресурсов. Результатом исследования является комплекс авторских кейсов, ориентирующих студентов на анализ цифровых площадок, их возможностей для совершенствования своих профессиональных компетенций. Путем такого анализа у них развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения.

Ключевые слова: совершенствование мыслительных операций; будущие бакалавры юриспруденции; анализ контентов; социальные сети; юридические услуги; кейс; контент; модератор.

УДК 378

ВАК 5.8.7

Настуев Э.Б.

Совершенствование мыслительных операций у будущих бакалавров юриспруденции путем анализа контентов социальных сетей с юридическими услугами

Введение

Компетентный и высокоценный юрист характеризуется не только комплексными, доскональными знаниями в области законодательства, но и способностью ориентироваться в области психологии, конфликтологии, иметь навыки в сфере применения информационных технологий. Кроме того, успешные бакалавры юриспруденции отличаются глубокими аналитическими способностями, умением решать сложные профессиональные и жизненные задачи. Они умеют «продвигать» свои услуги, выигрышно позиционировать себя в реальном и виртуальном пространстве. Все перечисленные характеристики являются необходимыми атрибутами современных специалистов, работающих в сфере «человек-человек» и консультирующих людей по вопросам права.

Чтобы характеризоваться всеми перечисленными качествами, будущим бакалаврам юриспруденции необходимо развивать свои когнитивные функции, совершенствовать мыслительные операции, лежащие в основе профессиональной деятельности. Аналитические способности развиваются путем сопоставительного анализа, который может происходить на материале различных данных, размещенных в социальных сетях. Исследуя и оценивая информацию, размещенную в открытых информационных источниках, студенты юридического профиля смогут усовершенствовать свое профессиональное мышление, освоить новые стратегии оказания юридической помощи гражданам.

В соответствии с целью задачами исследования являются: 1) обзор научных трудов, посвященных вопросам развития мышления; 2) исследование возможностей цифровых ресурсов, в том числе социальных сетей для неформального обучения личности; 3) описание педагогических кейсов, применяемых для совершенствования мыслительных операций у будущих бакалавров юриспруденции.

Анализ теоретических оснований исследования. Изучение мышления, его влияния на продуктивность личности, условий развития мыслительных операций интересует исследователей не одно столетие. Ученые пишут, что «мыслительные операции отражают процессуальный характер мышления, так как являются обобщенными способами разрешения задач» [1, с. 22]. Они «порождаются изначально в качестве практических действий и лишь в последующем переходят в сферу теоретического мышления» [Там же, с. 24]. Среди мыслительных операций выделяются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение [2, c. 220]. Такие операции формируются на основе восприятия и переработки информации, путем вовлечения человека в реальные взаимоотношения. Соответственно, чтобы развивать мыслительные операции личности, ее необходимо погружать в определённое информационное поле, учить перерабатывать имеющиеся данные, выделять главное, обсуждать свои выводы с профессионалами.

Сегодня большое количество информации содержится в Интернет-пространстве, посредством которого люди общаются, обучаются, работают, удовлетворяют бытовые потребности. Повсеместная цифровизация различных отраслей экономики и социальной сферы способствовала трансформации многих подходов к организации жизни и профессиональной деятельности граждан, повлияла на способы обучения человека.

Исследователи в связи с этим отмечают, что цифровизация является одним из ведущих направлений развития современного образования, соответствует принципам демократизации, открытости, доступности [3, с. 42]. Она обеспечивает возможность непрерывного образования, расширения неформальных способов обучения представителей различных профессией: педагогов, экономистов, юристов и пр.

Профессиональное общение между специалистами сегодня выходит за стены конкретных организаций, преодолевает физические границы. Взаимодействие осуществляется на различных цифровых платформах, в сетевых профессиональных сообществах, на которых происходит интенсивный обмен знаний, онлайн общение [4, с. 36]. Однако такое общение важно выстраивать на основе профессиональной этики. Поэтому разрабатываются правила и принципы работы сетевых сообществ: модерируемость, предметная направленность, корректность, опора на научные источники, верифицируемость, доказательность [5, с. 25].

Исследователи отмечают, что на данный момент в социальных сетях по запросу «юрист» обнаруживается более 30 000 страниц. Переход юридических услуг в виртуальное пространство способствует развитию неофициального профессионального дискурса между специалистами юридической сферы. В сетевых сообществах юристы выбирают неформальные способы коммуникации, высказывают свои мнения, утверждают профессиональную идентичность, продвигают юридические услуги [6]. Однако отмечается, что в сети Интернет формируется образ юриста как специалиста, который оказывает качественные услуги только за высокое финансовое вознаграждение, что может расцениваться обществом достаточно негативно. В связи с этим разрабатываются правила поведения адвоката в сети «Интернет», такие как соблюдение адвокатской тайны, сдержанность и корректность в онлайн-общении, соблюдение требований к безопасности: защита от взломов страницы в социальной сети, недопустимость экстремистского поведения [7]. Поэтому вполне очевидно, что уже будущих юристов необходимо готовить к профессиональной коммуникации в новой реальности. Следует содействовать им в освоении цифровых ресурсов, которые могут развивать не только когнитивные операции, но и различные виды мышления, например правового [8], ризоматического [9]. На данном основании предлагаются авторские решения по совершенствованию мыслительных операций у будущих бакалавров юриспруденции путем анализа контентов социальных сетей с юридическими услугами.

Методологическая основа научной работы. В качестве ведущего методологического основания исследования будем использовать идеи Л.С. Выготского о единстве обучения и развития личности, а также его утверждения о взаимосвязи мышления и речи. Концептуальные положения ученого развиваются в данном исследовании следующим образом. Изучая материалы своих коллег, размещенные в социальных сетях, анализируя их, обучаясь новым способам работы с клиентами, будущие бакалавры юриспруденции развиваются в общекультурном, коммуникативном и интеллектуальном аспектах. Обсуждая со своими одногруппниками имеющиеся данные юридического профиля, представленные в сети Интернет, а также выстраивая профессиональные дискурсы, студенты учатся анализировать, обобщать собственные юридические решения и идеи других. Для этого преподавателю необходимо предложить педагогические средства, активизирующие мышление и речь студентов.

Результаты научного исследования

Для совершенствования мыслительных операций у будущих бакалавров юриспруденции нами были разработаны специальные кейсы. В них предлагались различные задания, связанные с поиском и анализом виртуального контента с юридическими услугами. Задания необходимо было выполнить в групповой работе и сделать соответствующие выводы. Всего было разработано и реализовано 5 кейсов (таблицы 1-5), опишем их краткое содержание.

Кейс 1. «Анализ профессионального сообщества юриста». Проанализируйте профили профессиональных сообществ юристов, размещенные в социальных сетях (не менее 5). Вам необходимо описать характеристику профессионального сообщества, которое курируется данным специалистом, его популярность, каким образом представляется данное сообщество и оценить профессиональный образ юриста: его образование, опыт, компетентность и пр. (табл. 1).

Таблица 1 – Анализ профессионального сообщества юриста

№ Название сообщества Число подписчиков Описание сообщества Профессиональный образ модератора

Кейс 2. «Оценка юридической компетентности специалиста». Исследуйте характер проводимых онлайн-запросов и консультаций в ранее исследуемых социальных сетях. Рассмотрите не менее 7-ми обращений за юридической помощью. Укажите: с какой проблемой обратился клиент, какие он получили рекомендации юриста. Также оцените, каким образом юрист визуально оформляет свои материалы: текст, аудио, видео, фото (картинки). Обратите внимание на комментарии, которые размещаются под постом в адрес юриста, какого они характера: положительные или отрицательные (табл. 2).

Таблица 2 – Оценка юридической компетентности специалиста

Кейс 3. «Изучение цифровых ресурсов с юридическими услугами». Вам необходимо проанализировать различные цифровые контенты, на которых представлены юридические услуги: информационно-правовые базы данных, правовые СМИ, правозащитные организации и пр. Далее дать им общую характеристику, указать характер размещаемой информации: новости, статьи, «разбор обращений» и пр. (табл. 3).

Таблица 3 – Цифровые ресурсы с юридическими услугами

Правовые информационные ресурсы Название, адрес веб-страницы Характер размещаемой информации:

Сайты государственных органов по правозащите

Информационно-правовые базы данных

Правовые СМИ в сети

Сайты по праву

Правозащитные организации и юридические фирмы

Другое

Кейс 4. «Обзор юридических журналов в социальных сетях». Выберите несколько журналов юридического профиля, укажите их название. Проанализируйте их сайт и сравните представленность в различных социальных сетях. Определите, какая информация и каким образом размещается на различных цифровых площадках по следующим параметрам: количество пользователей, объем информации, оперативность размещения информации, контакт с аудиторией и пр. (табл. 4).

Таблица 4 – Юридические журналы в сети Интернет

Параметры сравнения Сайт ВКонтакте Телеграмм

Количество пользователей

Объем информации

Оперативность размещения информации

Контакт с аудиторией

другое

Кейс 5. «Сравнение виртуальных образов популярных юристов». Выберите фамилии достаточно известных в стране юристов, проанализируйте способы их самопрезентации и самопродвижения на различных цифровых площадках. Оцените его по следующим параметрам: дизайн страницы, самопрозентация, оказываемые услуги (специализация), отзывы, социальная активность юриста: участие в различных мероприятиях, волонтерские практики и пр. (табл. 5).

Таблица 5 – Виртуальный образ популярных юристов

Параметры Сайт юриста ВКонтакте Телеграмм

Дизайн страницы

Самопрозентация

Услуги

Отзывы

Социальная активность

Представленные кейсы реализовывались со студентами, обучающимися по направлению профессиональной подготовки 40.03.01 Юриспруденция. При решении данных кейсов, студенты обращались к различным интернет-ресурсам: сайтам с юридическим содержанием, социальным сетям, разрешенным для применения в Российской Федерации.

Работа велась в подгруппах, примерным составом по пять человек. Будущие бакалавры юриспруденции выполняли задание, описанное в кейсе, заполняли соответствующие таблицы, в которых указывались параметры для анализа. Затем они обсуждали полученные результаты в группе. Преподаватель комментировал их ответы, корректно указывал на имеющиеся неточности, консультировал по вопросам выполнения заданий, выстраивал и модерировал дискуссию.

Таким образом, будущим бакалаврам юриспруденции было предложено 5 кейсов: 1) «Анализ профессионального сообщества юриста»; 2) «Оценка юридической компетентности специалиста»; 3) «Изучение цифровых ресурсов с юридическими услугами; 4) «Обзор юридических журналов в социальных сетях»; 5) «Сравнение виртуальных образов популярных юристов». В процессе решения данных кейсов у студентов развивались различные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Кроме того, они учились бесконфликтно организовывать работу в группе, оформлять отчётные материалы, грамотно распределять время, отведенное на решение каждого кейса. Данные кейсы решались в рамках учебной дисциплины «Информационные технологии в юриспруденции».

Заключение

Уровень развития когнитивных процессов личности определяет успешность ее профессиональных решений. Для будущих бакалавров юриспруденции очень важно уметь работать с информацией, обобщать, анализировать, синтезировать имеющиеся данные. В современную эпоху стремительного развития цифровых технологий и перехода многих услуг в виртуальное пространство будущим бакалаврам необходимо уметь вести профессиональный дискурс в социальных сетях. Для этого образовательный процесс в вузе важно переориентировать на развитие критического мышления обучающихся, совершенствование их мыслительных операций.

Изучение контентов социальных сетей с юридическими услугами позволяет студентам быть в курсе современных трендов в области юриспруденции, понимать актуальные потребности граждан, новые методы правового консультирования. Преподаватель, разрабатывая специальные педагогические средства, например кейсы, позволяет студентам учиться анализировать, обобщать, сравнивать, то есть думать. Предложенные кейсы могут быть полезны для преподавателей юридических вузов.

Литература:

1. Берберян Э.С. Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления / Э.С. Берберян // Российский психологический журнал. – 2016. – № 13 (1). – С. 19-28.

2. Шадриков В.Д. Мышление, мысль, одаренность / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 6. – С. 212-227.

3. Елизарова М.А. Формирование правового мышления студента юриста как условие становления будущего профессионала / М.А. Елизарова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1. – С. 336-341.

4. Донской А.Г. Профессиональные сетевые сообщества как ресурс неформального повышения квалификации педагогических работников / А.Г. Донской, О.А. Сахно, В.Н. Макашова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2021. – № 2(47). – С. 15-30. – С. 21.

5. Ильясов Д.Ф. Принципы разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, основанных на применении цифровых технологий / Д.Ф. Ильясов, К.С. Буров, Е.А. Селиванова // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 2(145). – С. 41-51.

6. Селиванова Е.А. Готовность педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде / Е.А. Селиванова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2021. – № 2(47). – С. 31-39.

7. Девяткин Г.С. Актуальные вопросы Правил поведения адвоката в сети «Интернет» / Г.С. Девяткин // Мир науки и образования. – 2016. – № 3 (7). – С. 10.

8. Хустенко А.А. Профессиональный дискурс юристов: неофициальные формы коммуникации (на материале сообществ социальных сетей) / А.А. Хустенко, Н.А. Мишанкина // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 473. – С. 89-100.

9. Трегубова Т.М. Формирование ризоматического мышления у будущих юристов в контексте цифровизации их профессии / Т.М. Трегубова, И.Н. Айнутдинова, К.А. Айнутдинова // Вестник Самарского юридического учреждения. – 2021. – №4 (45). – С. 97-106.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь: сборник / Л.С. Выготский; [предисл., сост.: Е. Красная]. – М.: АСТ; Хранитель, 2008. – 668 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.