Научная статья на тему 'ОПЫТ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ЮРИСПРУДЕНЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ОПЫТ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ЮРИСПРУДЕНЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КОРРУПЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА / ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штукарев Никита Андреевич

В статье рассматривается опыт российских вузов по формированию антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции, определяются пробелы в реализации профилактических антикоррупционных мероприятий. На основе культурологического подхода как одного из ведущих методологических оснований педагогического исследования очерчиваются идеологические и технологические контуры формирования антикоррупционной культуры. Цель статьи заключается в выявлении и осмыслении опыта российских вузов по формированию антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции, определении перспектив совершенствования антикоррупционных профилактических мероприятий. Проведен анализ антикоррупционных материалов, размещенных на веб-сайтах российских вузов, локальных нормативных актов этих вузов. Это позволило сделать вывод, с одной стороны, об отсутствии однородной унифицированной структуры размещения антикоррупционного контента на вузовском сайте, с другой стороны, о разбалансированной структуре планов антикоррупционных мероприятий, преимущественно ориентированных на управленческий персонал вуза. По мнению автора, успешность совершенствования антикоррупционного контента в образовательном пространстве вузов, обеспечивающих подготовку будущих бакалавров юриспруденции, предопределяется последовательной педагогической интерпретацией текущих культурных процессов по отношению к целям антикоррупционного образования, насыщением образовательного пространства вуза культурологическим содержанием. В заключение делается вывод о наличии двух основных направлений совершенствования формирования антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции - правовом (формально-юридическом) и психолого-педагогическом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штукарев Никита Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE FORMATION OF ANTI-CORRUPTION CULTURE OF A BACHELOR OF LAW: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

The article examines the experience of Russian universities in the formation of an anti-corruption culture of a future bachelor of Law, identifies gaps in the implementation of preventive anti-corruption measures, on the basis of a culturological approach as one of the leading methodological foundations of pedagogical research, outlines the ideological and technological contours of the formation of an anti-corruption culture. The purpose of the article is to identify and comprehend the experience of Russian universities in the formation of the anti-corruption culture of the future bachelor of Law, to determine the prospects for improving anti-corruption preventive measures. The author analyzed anti-corruption materials posted on the websites of Russian universities, local regulations, which, on the one hand, made it possible to conclude that there was no uniform, unified structure for placing anti-corruption content on the university website, on the other hand, about an imbalanced structure of anti-corruption action plans mainly focused on the administrative personnel of the university. The author comes to the conclusion that the success of improving anti-corruption content in the educational space of the universities that provide development for future bachelors of law is predetermined by a consistent pedagogical interpretation of current cultural processes in relation to the goals of anti-corruption education, enriching the educational space of the university with cultural content. It is concluded that there are two main directions in the formation of the anti-corruption culture of the future bachelor of law -formal - legal psychological and pedagogical.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ЮРИСПРУДЕНЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-92-113

Н.А. Штукарев

Оренбургский институт (филиал) Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА),

460000 г. Оренбург, Российская Федерация

Опыт российских вузов в формировании антикоррупционной культуры бакалавра юриспруденции: проблемы и перспективы развития

В статье рассматривается опыт российских вузов по формированию антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции, определяются пробелы в реализации профилактических антикоррупционных мероприятий. На основе культурологического подхода как одного из ведущих методологических оснований педагогического исследования очерчиваются идеологические и технологические контуры формирования антикоррупционной культуры. Цель статьи заключается в выявлении и осмыслении опыта российских вузов по формированию антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции, определении перспектив совершенствования антикоррупционных профилактических мероприятий. Проведен анализ антикоррупционных материалов, размещенных на веб-сайтах российских вузов, локальных нормативных актов этих вузов. Это позволило сделать вывод, с одной стороны, об отсутствии однородной унифицированной структуры размещения антикоррупционного контента на вузовском сайте, с другой стороны, о разбалансированной структуре планов антикоррупционных мероприятий, преимущественно ориентированных на управленческий персонал вуза. По мнению автора,

о

¡5 успешность совершенствования антикоррупционного контента в обра! ¡а зовательном пространстве вузов, обеспечивающих подготовку будущих ш -т § бакалавров юриспруденции, предопределяется последовательной педаго-

Z О I

х 5 2 гической интерпретацией текущих культурных процессов по отношению § ffi ° к целям антикоррупционного образования, насыщением образовательного

Q.-0- ГО о О

ш рэ

Н с о © Штукарев Н.А., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License Q

The content is Licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License Ifc^^B^^I

пространства вуза культурологическим содержанием. В заключение делается вывод о наличии двух основных направлений совершенствования формирования антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции - правовом (формально-юридическом) и психолого-педагогическом.

Ключевые слова: культура, коррупция, формирование антикоррупционной культуры, антикоррупционные ценности, образовательное пространство юридического вуза, высшее юридическое образование

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Штукарев Н.А. Опыт российских вузов в формировании антикоррупционной культуры бакалавра юриспруденции: проблемы и перспективы развития // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 92-113. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-92-113

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-92-113

N.A. Shtukarev

Orenburg Institute (branch)

of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Orenburg, 460000, Russian Federation

Experience of Russian universities

in the formation of anti-corruption culture

of a bachelor of law:

Problems and prospects for development

The article examines the experience of Russian universities in the formation

of an anti-corruption culture of a future bachelor of Law, identifies gaps 0

in the implementation of preventive anti-corruption measures, on the basis | o

of a culturological approach as one of the leading methodological foundations g £

of pedagogical research, outlines the ideological and technological contours | g |

of the formation of an anti-corruption culture. The purpose of the article ^ g [J

is to identify and comprehend the experience of Russian universities

o ° ^

in the formation of the anti-corruption culture of the future bachelor of Law, o.io to determine the prospects for improving anti-corruption preventive measures. ,

The author analyzed anti-corruption materials posted on the websites of Russian universities, local regulations, which, on the one hand, made it possible to conclude that there was no uniform, unified structure for placing anti-corruption content on the university website, on the other hand, about an imbalanced structure of anti-corruption action plans mainly focused on the administrative personnel of the university. The author comes to the conclusion that the success of improving anti-corruption content in the educational space of the universities that provide development for future bachelors of law is predetermined by a consistent pedagogical interpretation of current cultural processes in relation to the goals of anticorruption education, enriching the educational space of the university with cultural content. It is concluded that there are two main directions in the formation of the anti-corruption culture of the future bachelor of law -formal - legal psychological and pedagogical.

Key words: culture, corruption, the formation of an anti-corruption culture of a law student, anti-corruption values, the educational space of a law university, law education

CITATION: Shtukarev N.A. Experience of Russian universities in the formation of anti-corruption culture of a bachelor of law: Problems and prospects for development. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2. Pp. 92-113. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-92-113

CK

В современном исследовательском дискурсе коррупция рассматривается в качестве одной из угроз национальной безопасности. Следствием коррупционных деяний является не столько значительный материальный ущерб, наносимый экономическим интересам общества и государства, сколько разрушение культурного-этического плана нравственной устойчивости Человека, выраженное в деформации его сознания и ментальных параметров морально-нравственных императивов, детерминирующих поведение.

Анализируя влияние коррупции на социально-нравственные добродетели (трудолюбие, гражданственность, гуманность и др.), В.В. Горбова пришла к заключению об изменении роли морально-нравственных

го ^ ^ о

X I

о ^ императивов в культуре российского социума: «...в современной куль

Ш I ~ Z о

туре произошла трансформация содержания и функционального назна-у 2 чения морали... в результате чего появилась моральная среда, наиболее ^.д. ¡^ благоприятная для процветания коррупции... она проявляется в том, что о.ю население становится морально толерантным к феномену массовой кор-

рупции» [5, с. 144].

Аналогичной позиции придерживается Н.Н. Меньшенина, убежденная в том, что «сформировалась своеобразная "двойная мораль" при обсуждении вопросов коррупции в обществе: граждане, говоря о коррупции, подразумевают преступления чиновников на государственном уровне, а не в повседневной жизни - подношения и подарки врачам, учителям, сотрудникам ГИБДД, пожарникам и пр., не осознавая, что все это создает реальную угрозу национальной безопасности...» [3, с. 42].

Некоторые исследователи выражают свою научную позицию в более категоричных формулировках. Размышляя о генерализации коррупции в сознании российского гражданина, Н.В. Сюзева утверждает, что «коррупционное поведение зачастую не оценивается общественным мнением как постыдное, морально осуждаемое» [18, с. 3].

Выводы исследователей подтверждаются результатами социологического интернет-опроса, согласно которому «более 95% опрошенных считают дачу взятки преступлением, но только 17% признали, что не готовы ее дать. На вопрос "Как Вы оцениваете общественную опасность бытовой коррупции?" ответы распределились следующим образом: высокая общественная опасность - 12%; средняя общественная опасность - 31%; невысокая общественная опасность - 43%, не общественно опасное деяние - 5%; 9% - затруднились с ответом» [14, с. 165].

Подобная репрезентация коррупции в сознании российского гражданина позволяет утверждать об устойчивости (традиционности) сложившейся практики взаимодействия граждан с публичной властью, направленной на необоснованное получение преимуществ в обход формальных процедур, установленных законом, и что более важно, ее практичности для сторон коррупционных отношений. Традиционность коррупционных отношений, их нормативность, избирательность обыденного сознания при определении фактов коррупции приводит нас к убеждению о формировании особой культуры - коррупционной.

В педагогических и социологических исследованиях последних лет (Е.Г. Каменский, О.В. Фролов и др.) анализируется термин «коррупционная культура», которая «имеет собственную ценностную систему, оказывающую влияние на изменение господствующих в обществе культурных стандартов» [21, с. 132]. Мы придерживаемся указанной точки зрения, поскольку коррупция, по нашему мнению, имеет устойчивые культурные формы коррупционного поведения.

Исследуя герменевтику культурных текстов, Н.П. Копцева выя-

го

^ о

X I

4 £ о 5

¡Г ?

ф I X 2 § 1

вила культурные основания коррупционного поведения в современ- ^ у 2

ной России, которые характеризуются дуальной природой - традиции ¡^-д- £

о о а.

дара, пирования, покровительства, с одной стороны, и социалисти- ш ало

ческое художественное представление о человеке, с другой стороны:

Fco

95

«современные стратегии коррупционного поведения россииских граждан опираются как на традиционный патернализм доиндустриально-го общества, так и на его художественное моделирование в советской мифологической картине мира, закрепленной в соответствующих знаках, образах, символах, в разнообразных культурных текстах» [10].

Признавая за коррупцией статус культурной проблемы, учитывая формирование в российском обществе особой коррупционной культуры, создающей угрозу деформации социальной и индивидуальной жизни, размывающей морально-этические представления граждан о должном социальном порядке, мы пришли к выводу о необходимости выработки культурно-образовательных и культурно-правовых мер противостояния ей.

Обзор отечественной и зарубежной культурологической, педагогической и юридической литературы относительно способов преодоления коррупционного поведения в студенческой среде показывает, что в исследовательской лексике последних лет утверждаются такие терминологические категории, как антикоррупционная культура (А.Р. Хам-деев), антикоррупционная субкультура образовательной организации (Н.В. Сюзева), антикоррупционные ценности, антикоррупционное воспитание, (С.А. Днепров, В.В. Никоряк), антикоррупционное образование (P.S. Hadi, A.D. Widiantora, H. Prasetya), антикоррупционная компетентность (Е.А. Шарапова), антикоррупционное просвещение (Е.А. Акунченко, П.А. Вырва, И.А. Дамм, П.А. Кабанов), антикоррупционная направленность личности (Д.А. Рыбалкин), антикоррупционная среда (О.А. Загвязинская, О.В. Павленко).

Процесс активной разработки указанных научных категорий, осмысление терминологических аспектов их взаимодействия актуализирует потребность в разработке новой отрасли педагогического знания - антикоррупционной педагогики, «которая, как пограничная научная дисциплина, будет включать в себя результаты познания философии, культурологии, права, социологии, психологии, наконец, экономической теории и истории» [24, с. 192]. Сквозной методологической категорией нового направления в педагогике выступает концепт «антикоррупцион-0 ная культура», опыт формирования которой в российских вузах неодно-| о значен и требует совершенствования.

В научной литературе представлены различные взгляды на антикор-■г о 1 рупционную культуру: способность человека умственно и морально х у 2 противостоять коррупции (А.Р. Хамдеев), система знаний, ценностных §_ -е- ¡^ ориентиров, качеств и способностей, обеспечивающих морально-психо-

о О О.

о-ю логический настрой личности на неприятие коррупции и противодействие ей (Ю.Ю. Панина, А.Ю. Маевский, М.В. Генрихс), совокупность

опыта, знаний, навыков, способностей к самоорганизации, связанных с антикоррупционной деятельностью (Ю.С. Алексеева).

Опора на предложенные научные трактовки концепта «антикоррупционная культура» позволяет нам сформулировать собственную исследовательскую позицию относительно этого феномена. Под антикоррупционной культурой нами понимается совокупность ценностей, норм и правил поведения, обладающих антикоррупционным потенциалом и направленных на предупреждение практик коррупционного взаимодействия, усвоение которых связано с переориентацией личности на активное противодействие коррупции, а также практические умения и навыки действия в потенциально коррупциогенной ситуации.

Необходимость формирования антикоррупционной культуры в педагогическом процессе вузов, обеспечивающих подготовку бакалавров юриспруденции, и обобщения вузовского опыта в противостоянии паттернам коррупционного поведения обусловлена несколькими обстоятельствами.

Во-первых, рассогласованностью позиций участников социального заказа (государства, бизнеса, институтов гражданского общества, педагогического сообщества и обучающихся) на антикоррупционное образование.

Складывается парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, государство и общество заинтересованы в формировании нетерпимости к любому проявлению коррупции, что находит отражение в нормативных правовых актах и, в частности, во ФГОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция»: «способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста, выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению», а с другой стороны, обучающиеся, их родители не в полной мере осознают важность получения антикоррупционного образования, и, в конечном итоге - сформированной антикоррупционной культуры.

Результаты исследования, проведенного Е.В. Демкиной, свидетельствуют о том, что «82,4% опрошенных родителей студентов не считают антикоррупционную образованность обязательной для современного 0 профессионала, и ожидают от вуза формирования у своих детей профес- | о сионально значимых качеств и умений, необходимых для построения карьеры. Анализ запросов студентов к высшему образованию показал ^ §

невостребованность антикоррупционных знаний на этапе получения ^ у ш

высшего образования» [6, с. 11]. ¡1-&го

Во-вторых, кризисом коррумпированности правоохранительной ^ системы, что вызвано хроноцентрическими аберрациями в культурном

сознании человека-носителя власти, когда понимание права сводится к «пластичной субстанции, из которой некие силы "лепят" нечто произвольное и не детерминированное ничем, кроме собственной выгоды» [13, с. 24].

Рассматривая ценностные ориентации сотрудников правоохранительных органов, С.М. Николаев утверждает, что «деятельность правоохранительных органов в государстве ассоциируется не только с защитой граждан от преступлений, но и с наивысшими показателями коррупции в их деятельности» [14, с. 4].

Коррумпированность правоохранительной системы, формирование коррупционной культуры в профессиональной юридической среде приводит нас к выводу о наличии изъянов в процессе профессиональной подготовки будущих юристов и требует определения путей и способов совершенствования опыта формирования антикоррупционной культуры в вузах, реализующих программы подготовки бакалавров юриспруденции, к характеру и интенсивности проводимых антикоррупционных мероприятий, а также к мотивации участников образовательного процесса в контексте получения антикоррупционного образования, сущность которого сводится к «интериоризации, т.е. переводу антикоррупционных требований общества во внутренние ценностные установки и убеждения каждого обучающегося» [1, с. 67].

Методологическую основу исследования составил контент-анализ антикоррупционных мероприятий, предусмотренных локальными нормативными актами пяти ведущих российских вузов, в том числе со статусом «национальный исследовательский университет» и «федеральный университет»: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ им. Н.И. Лобачевского), Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Казанский федеральный университет (КФУ); изучение культурологической, социологической, педагогической и философской литературы по проблеме исследования.

Основные результаты исследования

Проведенный контент-анализ наполнения разделов «Противодей-

П) ° "

¿.д.™ ствие коррупции» сайтов российских вузов позволяет сделать вывод о.ю' об отсутствии однородной унифицированной структуры, размещенной

го ^

^ о

X I

d £

° 5

t: ? ^

ф I X

Z о I х го

х Н m ск

в этих разделах информации (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Наполнение раздела «противодействие коррупции» на сайтах российских вузов

Российские вузы Структура раздела «противодействие коррупции»

Санкт-Петербургский государственный университет Публикации, действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, международные правовые акты, локальные нормативные акты, антикоррупционная экспертиза, научные статьи и выступления, методические материалы, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ректора и проректоров, раздел «Сообщите о коррупции»

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции, раздел «Антикоррупционная экспертиза», методические материалы, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, информация о деятельности Комиссии по академической этике

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции, локальные акты в сфере противодействия коррупции, планы мероприятий по реализации положений антикоррупционного законодательства, формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения, раздел «Обратная связь»

Казанский федеральный университет Антикоррупционные комиссии КФУ, нормативно-правовая база, внутренние документы КФУ, видеоархив, литература по антикоррупции, памятки и материалы для использования в работе, раздел «Студенчество против коррупции», Контакты, Комиссия по соблюдению ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции, локальные нормативные акты и методические материалы, антикоррупционные мероприятия, антикоррупционная экспертиза, памятка по противодействию коррупции, Совет по противодействию коррупции, Комиссия, ответственные по профилактике коррупционных нарушений, сообщить о коррупции, телефон доверия

о

го |_

^ о

X I

Ч .0

о

н го к

Ol I X

Z о I

X X и го m

CK X с^ и Ol о m го

о о

ш о_ю

н- с о

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 октября 2013 г. № 540Н (с изменениями и дополнениями от 26 июля 2018 г. № 490Н), определены требования к структуре раздела «Противодействие коррупции», которые условно можно разделить на две группы: стандартные, указываемые в обязательном порядке всеми вузами, а также субсидиарные, размещаемые образовательной организацией в инициативном порядке.

Как видно из табл. 1, не все российские вузы используют единую структуру, предписываемую нормативным правовым актом. Более того, не всегда выполняется требование о размещении раздела «Противодействие коррупции» на главной странице сайта, что затрудняет процессы поиска, сбора и обобщения информации о состоянии антикоррупционной деятельности образовательной организации, и не согласуется с процессами актуализации антикоррупционного просвещения и образования.

Вузовские антикоррупционные планы предусматривают различные мероприятия, адресованные администрации вуза, профессорско-преподавательскому составу и обучающимся. Анализ запланированных мероприятий антикоррупционной направленности (табл. 2) свидетельствует о том, что не всеми вузами выдержана сбалансированная структура плана, предполагающая вовлечение в антикоррупционные мероприятия всех участников образовательного процесса в равной степени. Зачастую в планах преобладают мероприятия, направленные на управленческий персонал, что свидетельствует о недостаточном внимании вузов к процессу формирования антикоррупционной культуры студентов.

С одной стороны, предложенный российскими вузами перечень антикоррупционных мероприятий является достаточно разнообразным, но с другой стороны, не в полной мере структурирован, а в некоторых случаях характеризуется полным отсутствием структуры (например, на сайте СПбГУ). По нашему мнению, планы антикоррупционных мероприятий должны быть построены по критерию их адресатов: руководство вузов, профессорско-преподавательский состав и студенты.

Мероприятия, направленные на формирование антикоррупционной культуры студентов, являются основанием для обмена опытом, обновления профилактических мероприятий, реализуемых в конкретных о вузах. Например, на базе НИУ ВШЭ функционирует учебно-проектная I ° лаборатория антикоррупционной политики (https://lap.hse.ru/), резуль-о ¡^ татом деятельности которой стал разнообразный антикоррупционный ■г о ü контент (коррупционные кейсы, проектная антикоррупционная деятельность, летняя антикоррупционная школа и другое). Показательным

о_-е-го является опыт КФУ по созданию специализированных студенческих о о ^ ш ало F с о

CK

8 о.ю' организаций по борьбе с коррупцией (например, студенческая антикор-

рупционная комиссия).

Таблица 2

Перечень антикоррупционных мероприятий в российских вузах

Российский вуз Приоритетность адресатов антикоррупционных мероприятий Программа антикоррупционных мероприятий и их количество по плану (указано в скобках)

Санкт- Петербургский государственный университет Управленческий персонал - Проведение публичных мероприятий (круглых столов, открытых лекций, конференций) по вопросам противодействия коррупции; - проведение научных исследований, посвященных антикоррупционной тематике; - совершенствование образовательных программ, учебно-методических и иных материалов с целью повышения уровня правосознания и воспитания у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению; - мероприятие «Прошу нарушить правила» (13)

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Управленческий персонал - Разработка и утверждение кодексов этики; - обеспечение обратной связи по фактам коррупционных правонарушений; - обеспечение взаимодействия с институтами гражданского общества по вопросам антикоррупционной деятельности; - взаимодействие со СМИ; - мониторинг публикаций в средствах массовой информации о фактах проявления коррупции в НИУ ВШЭ. Деятельность ПУЛ антикоррупционной политики (23), в том числе: - летняя антикоррупционная школа; - организация студенческих проектов по борьбе с коррупцией; - организация антикоррупционных студенческих круглых столов; - методическое обеспечение, включающие в себя: коррупционные кейсы, базы данных антикоррупционных онлайн-ресурсов, литературу по антикоррупции, интервьюирование исследователей о коррупции, публикация исследования молодых ученых и ВКР по антикоррупционной тематике, составления дайджеста, вовлечение студентов в разработку образовательных программ и курсов антикоррупционной направленности и т.п.

Теория и методика

профессионального

образования

С

о

м

Теория и методика

профессионального

образования

Г

Окончание табл. 2

о о

Российский вуз

Приоритетность адресатов антикоррупционных мероприятий

Программа антикоррупционных мероприятий и их количество по плану (указано в скобках)

Национальный

исследовательский

Нижегородский

государственный

университет

имени

Н.И. Лобачевского

Управленческий персонал

- Актуализация агитационных плакатов и листовок по противодействию коррупЦии;

- взаимодействие с органами прокуратуры, в том числе: подготовка видеосюжетов о деятельности прокуратуры области, лекции сотрудников правоохранительных органов по антикоррупционной тематике.

Меры по правовому просвещению и повышению антикоррупционной компетентности:

- проведение конкурсов творческих работ по антикоррупционной тематике;

- проведение мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с коррупцией;

- информирование об обратной связи о любых проявлениях коррупции;

- включение в учебные планы специальных курсов по противодействию коррупции;

- анализ нормативно-правовых актов обучающимися на соответствие антикоррупционному законодательству;

- проведение юридических консультаций по вопросам разъяснения антикоррупционного законодательства (37)

Казанский

федеральный

университет

Студенчество

Организационно-управленческие мероприятия:

- ознакомление студентов с мерами, предпринимаемыми для борьбы с коррупцией;

- организация контроля процесса ликвидации академической задолженности;

- организация деятельности студенческого совета по антикоррупционной деятельности;

- информирование о проводимых антикоррупционных мероприятиях, размещение соответствующих стендов;

- публикация статей антикоррупционной направленности;

- организация активного участия студентов и работников вуза в общественных мероприятиях антикоррупционной направленности;

- организация взаимодействия с правоохранительными органами;

- включение антикоррупционной номинации в студенческие мероприятия;

- подготовка памяток и другой наглядной агитации;

- участие в ежегодном республиканском конкурсе студенческих работ; - анкетирования студентов для проверки состояния антикоррупционности. Антикоррупционное просвещение: - участие студентов в международных молодежных конкурсах антикоррупционной социальной рекламы, проведение деловых игр к Международному дню борьбы с коррупцией, проведение студенческий акций, организация круглых столов и встреч с сотрудниками госудаоственных органов; - проведение просветительской лекции для иностранных студентов; - реализация антикоррупционных проектов; - организация деятельности студенческих антикоррупционных комиссий; - формирование студенческих отрядов безопасности по недопущению коррупционных правонарушений (45)

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина Студенчество Организационные мероприятия: - обсуждение вопросов по противодействию коррупции на заседании Ассоциации студентов университета; - организация конкурса на лучшую студенческую работу по антикоррупционной тематике; - встреча руководящего состава вуза со студентами по организации обучения, в том числе антикоррупционной тематики. Методическое сопровождение: - подготовка антикоррупционных памяток для студентов; - подготовка анкет для ежегодных социологических исследований по вопросам противодействия коррупции. Общественные мероприятия: - организация встреч студенчества с представителями правоохранительных органов; - проведение круглых столов, научно-практических конференций по теме коррупции (в год минимум 7 мероприятий). Профилактические мероприятия: - организация проведения ежегодного анкетирования студентов по тематике противодействия коррупции; - пропаганда борьбы с коррупционными правонарушениями. Акции: - проведение конкурса социальной рекламы; - организация концерта-акции к Международному дню борьбы с коррупцией; - распространение антикоррупционных листовок (28)

О)

д

о

СП "О

о

1 Теория и методика профессионального образования

С

Но это только формальные замечания. Исследование опыта проведения мероприятий, направленных на формирование нетерпимого отношения к коррупции, в рамках вузовской образовательной среды ставит два важных вопроса: о достаточности и полноте указанных мероприятий; об их комплексности, способности создать кумулятивный эффект, «стать местом получения опыта ценностного взаимодействия» [22, с. 46] будущего бакалавра юриспруденции в жизненных ситуациях с повышенной коррупциогенностью.

Не претендуя на универсализм в разрешении указанных проблем, обозначим некоторые пути и способы их разрешения.

Разрешение проблемы достаточности и полноты антикоррупционных мероприятий требует понимания того, что технологическая составляющая формирования антикоррупционной культуры студента, отраженная в планах, не является чем-то застывшим и неподвижным. Потенциалом расширения и качественного обновления предусмотренных антикоррупционными планами вузов мероприятий, направленных на формирование антикоррупционной культуры, является анализ культурного мейнстрима современного российского общества, его культурных тенденций, которые могут быть использованы в качестве антикоррупционного ресурса.

К таковым культурным трендам относятся цифровизация и медиатизация культурного пространства.

И.Д. Тузовский выявил некоторые тренды развития цифровой эпохи, к которым отнес повышение контроля гражданского общества над политической сферой, информационную проницаемость границ, повышение уровня кооперации и самоорганизации человеческих сообществ [19].

Е.Н. Шапинская, характеризуя состояние современной культуры, обозначила ряд культурных тенденций, оказывающих воздействие на образование как «институт формирования гносеологических способностей и аксиологических приоритетов»: информатизация, дигитализация, медиатизация [23, с. 2].

Анализируя содержание и направленность современных культурных процессов, Т.А. Семилет, В.В. Витвинчук, А.Р. Голубева установили тренды и перспективы современной культурной динамики - гомогенизацию культурного ландшафта планеты, виртуализацию и симуляцию

аг ко ин

о ^ социокультурной системы, формирование и бурное развитие галактики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(и I X 2 11

у т Указанные культурные тренды расширяют возможности вузов

ск

¿-е- £ по формированию антикоррупционной культуры. Молодежь может о о ^ ш ало F с о

социально-сетевой коммуникации [15].

быть вовлечена в процесс интериоризации антикоррупционных ценностей не только с использованием консервативных педагогических

технологий, в основе которых репродукция, шаблонное воспроизведение учебного и внеучебного материала и, как следствие, «позитивистски ориентированное сознание, с его фетишизацией эмпирического факта, сводящее все к плоской дихотомии причины и следствия» [13, с. 23], но и через актуализацию в образовательном процессе юридического вуза антикоррупционного потенциала указанных культурных трендов.

Этот потенциал в условиях образовательной среды юридического вуза может быть реализован в двух аспектах: идеологическом и технологическом.

Идеологический аспект

Цифровизация и медиатизация культурного пространства делают частную жизнь объектом публичного пространства, происходит абсолютизация принципа транспарентности, фетишизация цифровой прозрачности.

Рассматривая положение человека в цифровом мире с этико-аксио-логической позиции, А.В. Суслов подчеркивает, что «в мире высоких технологий трудно что-либо сохранить в тайне или что-то спрятать, исчезает приватность. Каждый человек, вовлеченный в социум через систему глобальных коммуникаций, оставляет после себя цифровой след в виде большого массива данных... Будучи аккумулированы и систематизированы, эти данные делают человека прозрачным для тех, кто владеет ими» [17]. Медиареальность создает условия для появления новых регуляторов или моральных ограничителей, к которым относится «публичная принудительность», приобретающая «позитивную этическую значимость только в условиях равного и свободного доступа к информационному пространству для всех участников дискурса» [Там же].

Мы придерживаемся позиции, что механизм использования потенциала цифровой прозрачности как данности современной медиакульту-ры имеет несомненный антикоррупционный ресурс и может выступать сдерживающим фактором коррупционного поведения субъектов образовательного процесса, ибо «кастовость, корпоративность, закрытость выступают важнейшими детерминантами коррупции» [24, с. 175].

о

го ^

о

Технологический аспект i í

° 5

m ? к

По нашему мнению, виртуальное пространство, интернет-коммуни- -т о i кация, сетевая инфраструктура могут быть действенными источниками х ц g повышения мотивационной составляющей процесса антикоррупцион- ^-e-íS ного образования. Педагогическому сообществу нужно быть «откры- (<В тым» к культурным перспективам - широко использовать возможности ,

социальных сетей, блогов, видеохостингов, других интернет-ресурсов, обладающих образовательным потенциалом, поскольку «ценностное отношение к деятельности быстро и эффективно формируется в среде, понятной и близкой студентам. Такой средой для них являются социальные сети» [9, с. 84].

Изучая потенциал социальных сетей для высшего образования, А.В. Кирьякова приходит к заключению, что «социальные сети являются полноценной технологической платформой для организации и ведения обучения студентов, их педагогической поддержки и сопровождения, а также организации отдельных курсов дистанционного обучения, т.е. обладают аксиологическим образовательным потенциалом» [Там же, с. 86].

Характеризуя цифровизацию образования как актуальное культурное направление, аксиологи образования усматривают в этом процессе значительные возможности для организационно-технологического обновления образовательного процесса: «роль ресурсов сети Интернет состоит в том, что они обладают большим комплексом информационных, интерактивных, технологических и организационно-методических возможностей для повышения эффективности образовательного процесса» [8, с. 38].

Помимо культурных трендов цифровизации и медиатизации, открывающих возможности для расширения технологической и идеологической составляющей формирования антикоррупционной культуры студента юридического вуза, в культурной ткани российского социума можно обнаружить и другие культурные тенденции. В частности, не менее важным культурным направлением, на которое делают акцент представители культурологического сообщества, является игрофикация культуры. Роль и место игры в образовании существенно изменились. Как отмечают исследователи, «игровые приемы применялись в образовании и раньше, но носили вспомогательный характер, сегодня же они становятся центром образовательных практик, к которому можно присоединить некоторые обучающие стратегии» [23, с. 8].

Вполне допустимо, по нашему мнению, создание антикоррупционных ролевых игр, которые позволили бы студенту самостоятельно принимать решения в смоделированной коррупциогенной ситуации. Более того,

го ~ ^ о

X I

такие игры могут служить диагностическим задачам, стоящим перед

^ ? к

^ § Ц педагогом, в том числе в определении коррупционной виктимности.

ск

у 2 Контекст настоящего исследования не предполагает исчерпывающее

^-О- ¡2 перечисление культурных тенденций. Важно показать их предпосылоч-о о о.

ш о-ю ность в экспликации антикоррупционных мероприятий, реализуемых

m и-ш

г- С О 106

в вузовском образовательном пространстве.

Следует исходить из понимания, что культура, по справедливому замечанию А.Я. Флиера, «постоянно обновляет свои конкретные формы, адаптируя их к меняющимся условиям социальной активности человека» [20, с. 37]. Таким образом, оценка векторов культурного развития позволяет обновлять как идеологическую, так и технологическую составляющие формирования антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции.

Актуальность проблемы комплексности антикоррупционных мероприятий объясняется тем, что, с одной стороны, обозначенные в планах вузов антикоррупционные мероприятия формально систематизированы, с другой стороны - содержательно, т.е. с точки зрения результата, малоэффективны.

В исследовательском дискурсе констатируется следующее: «действующая система подготовки кадров для службы в правоохранительных органах оказывается не всегда готовой к формированию во время обучения у обучающихся осознанного выбора неприятия коррупционных отношений и активного противодействия данному явлению современности. Зачастую понимание закона как общеобязательного правила поведения основывается на изучении его фактического содержания без формирования личностного понимания у обучаемых сотрудников сущности нормативно-правового акта и необходимости его исполнения» [14, с. 5].

В то же время это не единственная причина, иллюстрирующая неэффективность вузовских антикоррупционных мероприятий. По нашему мнению, существенным фактором, обладающим объяснительным потенциалом, выступает игнорирование культурных оснований коррупции при планировании учебно-методических мероприятий, в том числе в процессе преподавания юридических дисциплин, включающих антикоррупционные блоки, а также антикоррупционных учебных курсов.

В конечном итоге, представления российского студенчества о феномене коррупции сужаются: характеризуется неоднозначностью и зачастую одномерностью. В.С. Лукина и Т.Ф. Ларионова, рассматривая социальные представления студентов (юристов и психологов) о корруп- 0 ции, выделили в их структуре центральное ядро (идейная компонента) | о и периферийную систему (ситуативная компонента). В результате про-

тая

веденного прототипического анализа данных исследователи пришли ^ § ц к выводу об устойчивости ассоциативных связей коррупции с такими ^ у 2 понятиями, как «взятка» и «деньги» [12, с. 150-151]. Включенность этих ^-д- £

о о а.

понятий в ядро социальных представлений студенчества о коррупции ^ ¡ро подтверждает наши доводы о наличии некоторого упрощения/редукции

при изучении коррупции, акцентуации на ее формально-юридическом аспекте и игнорировании культурологических знаний о данном феномене, что предполагает совершенствование системы профилактических антикоррупционных мероприятий.

Мы считаем, что преодоление этого противоречия достижимо только в условиях создания в вузе культуросообразной образовательной среды, придающей цельность антикоррупционным образовательным практикам и устраняющей нарочито-назидательный, пропагандистский характер антикоррупционного образования. В связи с этим определяющим становится вопрос о правомерности средового (культурологического) подхода в контексте антикоррупционного образования в юридическом вузе.

Исследуя существующие научные подходы к ценностному воспитанию, И.Д. Фрумин отметил средовой подход как наиболее релевантное условие интериоризации культурных ценностей. В качестве его преимуществ ученый-педагог обозначил естественность усвоения и освоения культурных норм, «наличие внутренних механизмов переноса на другие практики» и «целостность правильно устроенной жизни» [21, с. 45].

Обоснованность средового подхода как условия формирования антикоррупционной культуры студента в образовательном пространстве юридического вуза предопределена его целевыми ориентирами, поскольку «в высшем юридическом образовании необходимо сформировать не только знания, но и неприятие коррупции как общественного явления, и главное, - неприемлемость коррупционного стиля индивидуального поведения будущего юриста как специалиста по защите законных прав и интересов граждан» [7, с. 198].

При формировании антикоррупционной культуры, одним из определяющих свойств которой является «целостное, системное видение коррупции - во всех ее нравственных, юридических, экономических, политических, ресурсовых, технологических, экологических, социально-психологических аспектах, связях и опосредствованиях» [2, с. 15], значимость средового подхода приобретает особую ценность, что обусловлено спецификой «культуроцентрической модели образования как интегративной совокупности культур в разнообразных сферах бытия и деятельности личности, поэтапно формируемых в процессе реализации системы непрерывного образования и развиваемых при разнообразном функционировании среды обитания индивида» [11, с. 60]. j—g' Применительно к юридическому образованию культуроцентриче-ская модель образования «восполняет» антикоррупционную культуру

го ^

^ о

X I

d £ -

Н ГО

Ш I

Z о

— го

U Ш

и -

Ol

недостающими компонентами, составляющими основу других видов культур - правовой, нравственной, профессиональной. В этом смысле антикоррупционная культура приобретает цельный ландшафт. Следовательно, при определении юридическим вузом форм и содержания антикоррупционных мероприятий в качестве целевой установки необходимо учитывать правовой, нравственный и профессиональный аспекты антикоррупционной деятельности будущих бакалавров юриспруденции.

Заключение

Формализованный анализ практики формирования антикоррупционной культуры будущих бакалавров юриспруденции в вузовском образовательном пространстве позволяет сделать некоторые существенные обобщения. Реализуемые в вузах антикоррупционные мероприятия не отличаются цельностью, зачастую исполняются формально, а потому малоэффективны и нерезультативны, хотя и поливариативны. Эффективное формирование антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции предполагает разрешение двух блоков задач, которые условно можно подразделить на правовые и психолого-педагогические.

Правовой блок формирования антикоррупционной культуры заключается в совершенствовании локальных нормативных актов, определяющих антикоррупционные меры профилактики в вузе, в том числе решение следующих задач: выверенное структурирование планов антикоррупционных мероприятий по критерию их отношения к участникам образовательного процесса; учет профессиональной специфики студента-юриста при определении перечня антикоррупционных мероприятий (в настоящее время профилактика коррупции в российских вузах не дифференцирована относительно направления подготовки студента); соблюдение требований законодательства в области актуализации антикоррупционных материалов, размещаемых на сайте вуза, и другие формальные требования.

Психолого-педагогический блок формирования антикоррупционной культуры студента-юриста требует разрешения вопросов: эктазии технологической и идеологической составляющих формирования антикор- ^ о рупционной культуры, в основе которой - прагматичный подход, заклю- ¡а чающийся в выявлении и «правильной» педагогической интерпретации | | х культурных процессов в контексте антикоррупционного образования; х 5 2 формирование культуросообразной вузовской образовательной среды, направленной на опосредованное, «мягкое» освоение студентами - о.ю'

будущими юристами антикоррупционных ценностей.

Библиографический список / References

1. Абдрасилов Б.С., Нарбинова М.М., Джусупова Р.С.-А. Основы антикоррупционной культуры / Под общ. ред. Б.С. Абдрасилова. Астана, 2016. [Abdrasilov B.S., Narbinova M.M., Dzhusupova R.S.-A. Osnovy antikorruptsionnoy kultury [Bases of anti-corruption culture]. B.S. Abdrasilov (ed.). Astana, 2016.]

2. Акунченко Е.А., Вырва П.А., Дамм И.А. Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования / Под ред. И.А. Дамм, Н.В. Щедрина. Красноярск, 2016. [Akunchenko E.A., Vyrva P.A., Damm I.A. Osnovy antikorruptsionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya [Fundamentals of anti-corruption education education]. I.A. Damm, N.V. Shchedrin (eds.). Krasnoyarsk, 2016.]

3. Бейдина Т.Е., Быстрянцев С.Б., Захаров Н.Л. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, технологии, противодействие / Под общ. ред. Н.Н. Меньшениной. Екатеринбург, 2014. [Beydina T.E., Bystryantsev S.B., Zakharov N.L. Korruptsiya v Rossiyskoy Federatsii: genezis, formy, tekhnologii, protivodeystviye [Corruption in the Russian Federation: Genesis, forms, technologies, opposition]. N.N. Menshenina (ed.). Yekaterinburg, 2014.]

4. Горбова В.В. Коррупция как деформация социально-нравственных добродетелей // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Вып. 33. № 14 (211). С. 142-147. [Gorbova V.V. Corruption as deformation of the social and moral virtues. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2015. Vol. 33. No. 14 (211). Pp. 142-147. (In Russ.)]

5. Демкина Е.В. Социальный заказ на антикоррупционное образование // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 10-12. [Demkina E.V. Social demand for anticorruption education. Society: Sociology, Psychologу, Pedagogy. 2017. No. 1. Pp. 10-12. (In Rus.)]

6. Днепров С.А., Никоряк В.В. Можно ли сформировать антикоррупционные ценности у будущих правоведов? // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 198-211. [Dneprov S.A., Nikoryak V.V. Is it possible to form anti-corruption values of the law department graduates? Pedagogical Education in Russia. 2016. No. 7. Pp. 198-211. (In Russ.)]

7. Кирьякова А.В., Гараева Е.А. Ресурсы сети интернет в профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 5 (223). С. 32-39.

£ § DOI: 10.25198/1814-6457-223-32 [Kiryakova A.V. Garaeva E.A. Internet

§ i resources in vocational education activity of the teacher of higher education

fc ?

ш x x

Z о I x TO

x H rn

o;

Oi

institution. Bulletin of Orenburg State University. 2019. No. 5 (223). Pp. 32-39. DOI: 10.25198/1814-6457-223-32 (In Russ.)] 8. Кирьякова А.В., Южанинова Е.Р. Аксиологический потенциал социаль-о-"0- го^ ных сетей для высшего образования // Вестник Оренбургского государ-

с^о ственного университета. 2017. № 10 (210). С. 83-87. [Kiryakova A.V.,

IYuzhaninova E.R. Axiological potential of social networks for the higher

education]. Bulletin of Orenburg State University. 2017. No. 10 (210). Pp. 83-87. (In Russ.)] 9. Копцева Н.П. К вопросу о культурных основаниях коррупционного поведения в современной России // Человек и культура. 2014. № 3. С. 23-50. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.3.12905 [Kopceva N.P. On the issue of cultural grounds of corruption behavior in modern Russia. Man and Culture. 2014. No. 3. Pp. 23-50. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.3.12905 (In Russ.)]

10. Кустов Ю.А. Культурологический подход к формированию общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе вуза // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания: Сборник научных трудов. Самара, 2016. С. 8-16. [Kustov Yu.A. Cultural approach to formation all-professional competences of students in the educational process of the university. Obshcheprofessionalnyye kompetentsii studentov v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya: opyt formirovaniya i otsenivaniya]. Samara, 2016. Vol. 2. Pp. 8-16. (In Russ.)]

11. Лукина В.С., Ларионова Т.Ф. Социальные представления студентов о коррупции // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. С. 147-154. [Lukina V.S., Larionova T.F. Social representations of students about corruption. Applied Law Psychology. 2017. No. 1. Pp. 147-154. (In Russ.)]

12. Николаев С.М. Ценностные ориентации противодействия коррупции у сотрудников правоохранительных органов. Псков, 2016. [Nikolaev S.M. Cennostnye orientacii protivodejstviya korrupcii u sotrudnikov pravoohrani-telnyh organov [Value orientations anti-corruption against employees law enforcement]. Pskov, 2016.]

13. Пелипенко А.А. Постижение культуры: в 2 ч. Ч. 1. Культура и смысл. М., 2012. [Pelipenko A.A. Postizhenie kultury [Comprehension of culture]. Part 1. Culture and meaning. Moscow, 2012.]

14. Семилет Т.А., Витвинчук В.В., Голубева А.Р. Тренды и перспективы современной культурной динамики // Философия и культура. 2017. № 11. С. 10-19. DOI: 10.7256/2454-0757.2017.11.24683 [Semilet T.A., Vitvinchuk V.V., Golubeva A.R. Trends and prospects of modern cultural dynamics. Philosophy and Culture. 2017. No. 11. Pp. 10-19. DOI: 10.7256/24540757.2017.11.24683 (In Russ.)]

15. Сидоренко Э. Л. Состояние и динамика бытовой коррупции в Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. № 6. С. 154-167. [Sidorenko E.L. Condition and dynamics of petty corruption in the Russian ro 2 Federation. Journal of Russian Law. 2017. No. 6. Pp. 154-167. (In Russ.)] ¡| J

16. Суслов А.В. Цифровое общество в этико-аксиологическом контексте: ° го к от постмодерна к обществу высоких технологий // Философия и культура. z о х 2020. № 10. С. 12-23. DOI: 10.7256/2454-0757.2020.10.33079 [Suslov A.V. * « g Digital society in an ethical and axiological context: From postmodernism ¡^-9- <S to a high-tech society. Philosophy and Culture. 2020. No. 10. Pp. 12-23. DOI: (<В jog 10.7256/2454-0757.2020.10.33079 (In Russ.]

17. Сюзева Н.В. Антикоррупционная субкультура образовательной организации: Aвтореф. дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2016. [Syuzeva N.V. Antikorruptsionnaya subkultura obrazovatelnoy organizatsii [Anti-corruption subculture of an educational organization]. PhD thesis. Chelyabinsk, 2016.]

18. Тузовский И.Д. Гуманистические тренды информационного общества // Философия и культура. 2018. № 10. С. 18-27. DOI: 10.7256/24540757.2018.10.27897 [Tuzovskiy I.D. The humanistic trends of the information society. Philosophy and Culture. 2018. No. 10. Pp. 18-27. DOI: 10.7256/24540757.2018.10.27897 (In Russ.)]

19. Флиер А.Я. Культура как предмет научного познания // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 2. С. 27-40. [Fliyer A.Ya. Culture as an object of scientific cognition. Informatsionnyy gumanitarnyy portal «Znaniye. Ponimaniye. Umeniye». 2016. No. 2. Pp. 27-40. (In Russ.)]

20. Фролов О.В. Коррупционная культура в контексте этической проблематики современной педагогической деятельности // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: Сб. статей Международной научно-практической конференции: В 3 ч. Уфа, 2017. Ч. 3. С. 131-133. [Frolov O.V. Corruption culture in the context of ethical issues of modern pedagogical activity. Psikhologiya, pedagogika, obrazovaniye: aktualnyye i prioritetnyye napravleniya issledovaniy. Vol. 3. Ufa, 2017. Pp. 131-133. (In Russ.)]

21. Фрумин И.Д. Интеллектуальная нищета высоких стремлений // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 27-52. [Frumin I.D. Intellectual poverty of high aspirations. Educational Studies Moscow. 2011. No. 4. Pp. 27-52. (In Russ.)]

22. Шапинская Е.Н. Образование в эпоху цифры: учение или развлечение? // Культура культуры. 2019. № 2. С. 7. [Shapinskaya E.N. Education in the age of "numbers": Teaching or entertainment? Culture of Culture. 2019. No. 2. P. 7. (In Russ.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Шедий М.В. Технологии активизации антикоррупционного потенциала российского общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 3. С. 173-182. DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-3-173182 [Shedij M.V. Technologies of activation of the anti-corruption potential of the Russian society. Central Russian Journal of Social Sciences. 2017. Vol. 12. No. 3. Pp. 173-182. (In Russ.). DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-3173-182]

24. Штукарев Н.А. Терминологические аспекты взаимодействия основных категорий формирования антикоррупционной культуры бакалавра юриспруденции // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 181-197. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-181-197 [Shtukarev N.A. Terminological aspects of interrelation of main categories of forming the anti-

го ^ ^ о

X I ^ £

о ¡^

ш I х corruption culture of the bachelor of laws. Problems of Modern Education.

Z о

— го и m

ск

n TJ го

о О о. ш ОЛО F 1= о

2020. No. 1. Pp. 181-197. (In Russ.). DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1181-197]

Статья поступила в редакцию 22.09.2020, принята к публикации 18.12.2020 The article was received on 22.09.2020, accepted for publication 18.12.2020

Сведения об авторе / About the author

Штукарев Никита Андреевич - преподаватель отделения неприрывного и дополнительного образования, Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Nikita A. Shtukarev - teacher at the Department of Continuing and Additional Education, Orenburg Institute (branch) of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

E-mail: shtukarev.nikita@mail.ru

о ro ^

^ о x x

4 £ ° 5 t: ? ^ ф I X SOX

x S s * 8 ° n tr TO

о ° ^

id

F i= о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.