УДК 614.842.847
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ М ОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОСТРОМЕ
А. А. ЛАЗАРЕВ, И. С. АБАКУМОВ, В. Ю. ЕМЕЛИН
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: kgn@edufire37.ru
В рамках проведенного и описанного в статье исследования авторами изучен и проанализирован опыт планирования надзорной деятельности и профилактической работы в Костроме. При этом была рассмотрена проблематика осуществления профилактических мероприятий на объектах надзора, относящихся к категориям среднего, умеренного и низкого риска на территории Костромы, а также выбора вида планового контрольного (надзорного) мероприятия на объектах, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска.
Для проведения исследования использовался метод экспертных оценок. По результатам проведенного анкетирования экспертов было осуществлено составление сводной матрицы рангов, проведен анализ значимости исследуемых факторов, оценка средней степени согласованности мнений всех экспертов с применением коэффициента конкордации, дана оценка его значимости.
В статье также описана усовершенствованная модель внедрения риск-ориентированного подхода к надзорной деятельности в области пожарной безопасности в городе Кострома, которая предусматривает научно обоснованное и сбалансированное сочетание надзорной деятельности и профилактической работы. Данная модель предназначена для категорий среднего, умеренного и низкого рисков содержит в себе дополнительные элементы, включенные для организации проведения профилактических мероприятий в зависимости от функционала объектов с определенной интенсивностью проведения, а также для конкретизации выбора вида планового контрольного (надзорного) мероприятия. Целью реализации представленной схемы в долгосрочной перспективе является снижение риска возникновения пожаров и степени их негативных последствий, а также понижение уровня административного давления на объекты защиты в виду проведения профилактических мероприятий.
Ключевые слова: контрольное (надзорное) мероприятие, государственный пожарный надзор, пожарная безопасность, профилактическое мероприятие.
IM PROVING THE IMPLEMENTATION MODEL OF A RISK-BASED APPROACH TO SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE FIELD OF FIRE SAFETY IN KOSTROMA
A. A. LAZAREV, I. S. ABAKUMOV, V. Yu. EMELIN
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education
«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo E-mail: kgn@edufire37.ru
Within the framework of the research conducted and described in the article, the authors studied and analyzed the experience of planning supervisory activities and preventive work in Kostroma. At the same time, the problems of implementing preventive measures at medium, moderate and low risk surveillance facilities in the territory of Kostroma, choosing the type of planned control (supervisory) measures at medium and moderate risk facilities were considered.
The method of expert assessments was used to conduct the study. Based on the results of the survey of experts, a summary matrix of ranks was compiled, the significance of the factors studied was analyzed, the average degree of consistency of the opinions of all experts was assessed using the concordance coefficient, and its significance was assessed.
© Лазарев А. А., Абакумов И. С., Емелин В. Ю., 2022
53
The article also describes an improved model for implementing a risk-based approach to supervisory activities in the field of fire safety in the city of Kostroma. This model provides for a scientifically sound and balanced combination of supervisory activities and preventive work. This model is designed for the categories of medium, moderate and low risks and contains additional elements. These elements are included for the organization of preventive measures, depending on the functionality of facilities with a certain intensity of implementation, to specify the choice of the type of planned control (supervisory) event. The purpose of the implementation of the presented scheme in the long term is to reduce the risk of fires and the degree of their negative consequences, to reduce the level of administrative pressure on the objects of protection in view of preventive measures.
Key words: control (supervisory) event, state fire supervision, fire safety, preventive measure.
6 декабря 2021 года существенно изменился подход к проведению плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) в области пожарной безопасности (далее - в ОПБ)
при определении их вида и периодичности с уче-
1
том присваиваемой категории риска .
Вместе с тем, ранее аспекты регулирования отношений в данной области неоднократно рассматривались в различных исследованиях. Принципы осуществления КНМ в области безопасности дорожного движения были рассмотрены Сорокиной К. А. [1] Проблемы соотношения доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях и КНМ изучались Карпухиным Д. В. и Куракиным А. В. [2,3]. О развитии контрольно-надзорной деятельности органов федерального казначейства с учетом реализации риск-ориентированного подхода (далее -РОП) подготовлена публикация Карани-ной Е. В. [4]. РОП в деятельности налоговых органов рассматривался Березиной А. П., Лисицыным А. А., Гуровой С. Ю. [5]. Пути развития РОП к КНМ изучены Матвеевой Е. Е. [6]. Киселева А. А., Савенко Н. Е. исследовали КНМ в отношении цифровых средств массовой информации [7]. Различные аспекты КНМ в ОПБ рассмотрены Вахмистровой С. И., Вах-мистровым В. П. Хрыкиным Е. А., Зенко-вой И. Ф., Виноградовой И. О., Шараповым М. А. и другими [8-10].
С учетом анализа вышеописанных исследований рассматривалась проблематика осуществления профилактических мероприятий (далее - ПМ) на объектах надзора, относящихся к категориям среднего, умеренного и низкого риска на территории Костромы, а также выбора вида планового КНМ на объектах, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска.
Актуальность проведенного исследования обусловлена противоречием между со-
1
Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
циальным заказом на совершенствование модели внедрения РОП к надзорной деятельности в ОПБ в Костроме и отсутствием соответствующих рекомендаций.
Отмечается также, что существующая модель РОП в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации входит в действующую динамическую систему оценки степени риска при РОП и рассматриваемые ПМ законодательством1 строго не ограничены по виду и периодичности их проведения для объектов, отнесенных к категории среднего, умеренного и низких рисков. При этом выбор вида КНМ на объектах, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска осуществляется контрольным (надзорным) органом самостоятельно. Указанное обстоятельство создает предпосылки к усовершенствованию вышеуказанной модели. В усовершенствованную модель предлагается включить проведение ПМ с определенной периодичностью до этапа планирования. Проведение ПМ позволит динамической системе оценки степени риска при РОП быть более гибкой и усиленно ориентированной на объект.
Применение действующей модели вызывает ряд проблем. Объекты защиты, которым присвоены категории чрезвычайно-высокого, высокого и значительного рисков охвачены плановыми КНМ и обеспечение ПБ находится на необходимом уровне, закрепленный инспекторский состав имеет полное понимание о существующих нарушениях и «слабых» местах. Однако, объекты, отнесенные категории к среднего и умеренного риска могут выходить из «поля зрения» надзорных органов на период времени от 5 до 6 лет, а объекты, отнесенные категории низкого риска, не подлежат плановым КНМ вовсе, уровень информированности о состоянии в ОПБ на объектах защиты отнесенных к «наиболее низкой» категории риска существенно ниже, чем об объектах, отнесенных к
«наиболее высокой» категории риска. В данном
2
случае и действующее законодательство строго регламентирует порядок взаимодействия с контролируемыми лицами.
При повторении цикла при реализации существующей модели до момента включения объекта защиты «наиболее низкой» категории риска проходит значительное время. В указанный период возможно проведение ПМ. Необходимость указанных мер обусловлена тем, что основными причинами пожаров на объектах защиты служит «человеческий фактор», то есть к пожарам приводят допущенные в ходе работы на объектах защиты нарушения в ОПБ режимного характера. Данные нарушения в большинстве своем не требуют вложений значительных финансовых средств и регламентируются правилами поведения человека, порядком организации производства.
Проведение в данном случае ПМ позволит свести к минимуму риск возникновения пожаров, травматизм и гибель на них, а в зависимости от полноты их проведения, типа объекта и присвоенной категории риска осуществлять выбор планового КНМ в зависимости, что в свою очередь позволит снизить трудовые затраты на их проведение, как со стороны контрольного (надзорного) органа, так и контролируемого лица.
На рисунке представлена схема усовершенствованной модели РОП в ОПБ для категорий среднего, умеренного и низкого рисков. Заштрихованные блоки на схеме являются дополнительными элементами, предлагаемыми для усовершенствования существующей модели. Совершенствование заключается в реализации предложений по проведению ПМ на определенных объектах, на которых не часто проводятся КНМ, а также осуществление выбора вида планового КНМ на объекте исходя из его особенностей и результатов проведенных ПМ.
Принципиальным отличием в предлагаемой модели является то, что проведение ПМ организуется на регулярной основе в зависимости от типа объектов с учетом разработанных предложений по их виду и интенсивности проведения, а также далее на этапе планирования предусматривается конкретизация выбора вида планового КНМ. Реализация представленной схемы в долгосрочной перспективе позволит снизить риск возникновения пожаров и степень их последствий, а также снизить административное давление на объекты защиты в виду проведения ПМ.
Рисунок. Схема усовершенствованной модели РОП в ОПБ
2
для категорий среднего, умеренного и низкого рисков
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В рамках исследования использовался метод экспертных оценок. По результатам проведенного анкетирования экспертов было осуществлено составление сводной матрицы рангов, проведен анализ значимости исследуемых факторов, оценка средней степени согласованности мнений всех экспертов с применением коэффициента конкордации, дана оценка его значимости. Расчет данных показателей осуществлялся отдельно для информирования, профилактического визита и определению вида планового КНМ. По итогам полученных расчетов коэффициент конкордации для информирования составил 0,54, для профилактического визита 0,68, виду планового
КНМ 0,62, что во всех случаях говорит о наличии средней степени согласованности мнений экспертов. При оценке значимости полученных коэффициентов установлено, что их величина не случайная, полученные результаты имеют смысл и могут использоваться в дальнейших исследованиях.
На основании данных, полученных в ходе исследования, распределение интенсивности проведения информирования и профилактических визитов на объектах защиты, отнесенных к категориям среднего, умеренного и низкого риска на территории города Костромы по разному типу представлено в табл. 1.
Таблица 1. Периодичность проведения профилактических мероприятий
№ п.п. Вид ПМ Количество объектов
Информирование Профилактический визит
Периодичность
Средняя категория риска 252
1 Объекты образования и объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей 10
Раз в год Раз в год
2 Объекты здравоохранения 10
Раз в год Раз в год
3 Объекты культурно-досугового назначения 24
Раз в год Раз в 2 года
4 Объекты торговли 48
Раз в год Раз в 3 года
5 Объекты общественного питания 56
Раз в год Раз в 3 года
6 Объектов бытового обслуживания и предоставления услуг населению 2
Раз в 3 года Раз в 3 года
7 Объекты транспортной инфраструктуры 56
Раз в 3 года Раз в 3 года
8 Объекты административного назначения 44
Раз в 3 года Раз в 3 года
9 Объектов складского назначения 2
Раз в 3 года Раз в 3 года
Умеренная категория риска 83
10 Объекты образования и объектов, на которых осуществляется деятельность детских лагерей 0
Раз в год Раз в год
№ п.п. Вид ПМ Количество объектов
Информирование Профилактический визит
Периодичность
11 Объекты культурно-досугового назначения 4
Раз в 3 года Раз в 3 года
12 Объекты торговли 54
Раз в 3 года Раз в 3 года
13 Объекты бытового обслуживания и предоставления услуг населению 3
Раз в 3 года Раз в 3 года
14 Объекты транспортной инфраструктуры 4
Раз в 3 года Раз в 3 года
15 Объектов административного назначения 18
Раз в 3 года Раз в 3 года
16 Многоквартирные дома высотой до 28 метров 968
Раз в 3 года Раз в 3 года
Низкая категория риска Свыше 1000
17 Объекты культурно-досугового назначения
Раз в 3 года Раз в 3 года
18 Объекты торговли
Раз в 3 года Раз в 3 года
19 Объектов бытового обслуживания и предоставления услуг населению
Раз в 3 года Раз в 3 года
20 Прочие объекты, которым не присвоена категория риска
Раз в 3 года Раз в 3 года
Учитывая количественное распределение объектов по функционалу внутри каждой категории риска, а также одинаковую периодичность для разных типов объектов была проведена их классификация в сводных группах объектов, в отношении которых информирование и профилактические визиты предлагается проводить с одинаковой периодичностью. Путем объединения данных типов получается 5 групп, представленных в табл. 2.
При этом ПМ на объектах образования, здравоохранения, культурно-досугового назначения информирование целесообразно осуществлять путем взаимодействия с профильными ведомствами, департаментами и управлениями путем направления в их адрес сведений об изменениях в нормативных документах, действующих в ОПБ, порядке отнесения объектов защиты к категориям риска, перечень
индикаторов риска нарушений обязательных требований, сведения о возможности получения консультаций в контрольном (надзорном) органе. Информирование для многоквартирных дома высотой до 28 метров предпочтительно осуществлять путем направления информационных писем на официальную электронную почту управляющих организаций. Перечень организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, необходимо поддерживать актуальным за счет межведомственного взаимодействия с государственной жилищной инспекцией Костромской области. При незначительном количестве объектов одного типа информирование необходимо осуществлять точечно для каждого объекта с учетом закрепленных по территориальному признаку инспекторов.
Таблица 2. Группы объектов по периодичности проведения ПМ
Информирование Группа объектов, периодичность
1) Объекты образования и объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей, средней и умеренной категорий риска; 2) Объекты здравоохранения средней категории риска; 3) Объекты культурно-досугового назначения средней категории риска; 4) Объекты торговли средней категории риска; 5) Объекты общественного питания средней категории риска. Аинф, один раз в год
1) Объекты бытового обслуживания и предоставления услуг населению средней, умеренной и низкой категорий риска: 2) Объекты транспортной инфраструктуры средней и умеренной категорий риска; 3) Объекты административного назначения средней и умеренной категорий риска; 4) Объекты складского назначения средней категории риска; 5) Объекты культурно-досугового назначения умеренной и низкой категорий риска; 5) Объекты торговли умеренной и низкой категорий риска; 6) Многоквартирные дома высотой до 28 метров; 7) Прочие объекты, которым не присвоена категория риска. Бинф, один раз в 3 года
Профилактический визит
1) Объекты образования и объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей средней и умеренной категорий риска; 2) Объекты здравоохранения средней категории риска. Впр, один раз в год
1) Объекты культурно-досугового назначения средней категории риска. Гпр, один раз в 2 года
1) Объекты торговли средней, умеренной и низкой категорий риска; 2) Объекты общественного питания средней категории риска; 3) Объекты бытового обслуживания и предоставления услуг населению средней, умеренной и низкой категории риска; 4) Объекты транспортной инфраструктуры средней и умеренной категорий риска; 5) Объекты административного назначения средней и умеренной категорий риска; 6) Объекты складского назначения средней категории риска; 7) Объекты культурно-досугового назначения умеренной и низкой категорий рисков; 8) Многоквартирные дома высотой до 28 метров; 9) Прочие объекты, которым не присвоена категория риска. Дпр, один раз в 3 года
В рамках профилактических визитов проводятся профилактические беседы. При этом, их возможно реализовать путем использования видеоконференцсвязи на базе профильных ведомств, департаментов и управлений. В ходе профилактических визитов представляются разъяснения по вопросам в ОПБ, которые для контролируемого лица будут носить рекомендательный характер. Перед проведением профилактических визитов необходимо сформировать перечень вопросов для уточнения сведений при отнесении объектов защиты к категориям риска. Проведение данной работы позволит более гибко и своевременно актуализировать информацию о при-
сваиваемой категории риска объектам защиты и внесению изменений в соответствующие документы. Если при проведении профилактического визита установлено, что на объекте защиты допускаются нарушения в ОПБ, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, либо такой вред (ущерб) причинен, необходимо незамедлительно принимать меры для организации в установленном порядке проведения внепланового КНМ. При этом охраняемые законом ценности следует рассматривать в с пунктом 59 Положения1, в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2022 года.
Для проведения планового КНМ, в рам-
1
ках действующего законодательства , могут быть реализованы такие мероприятия как инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка. В случае своевременного предварительного проведения ПМ при активном участии контролируемых лиц, с соблюдением предлагаемой периодичности, и при наличии сведений о необходимом уровне пожарной безопасности на объекте контролируемого лица, представляется необходимым замена проведения выездных проверок на инспекционный визит. Такой выбор позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому объекту защиты и может быть рассмотрен при должном законодательном оформлении в качестве меры стимулирования добросовестности контролируемых лиц. Это также позволяет рационально распределить трудовые ресурсы,
как должностных лиц контрольного (надзорного) органа, так и контролируемых лиц.
Точкой отсчета для определения даты начала проведения ПМ предлагается считать момент вынесения решений о присвоении объектам защиты категорий риска, осуществляемого перед планированием КНМ на следующий год. Таким образом, к следующей корректировке перечня объектов по категориям риска и закрепления их решением руководителя территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Костромы, будет собрана и получена актуальная информация об объектах защиты.
На основании данных, полученных в ходе исследования, предлагается осуществлять выбор вида планового КНМ на объектах защиты, отнесенных к категориям среднего и умеренного рисков на территории города Костромы, исходя из их функционала (табл. 3).
Тип (функционал) объекта Вид планового КНМ Количество объектов
Объекты, отнесенные к средней категории риска 252
Объекты образования и объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей Выездная проверка 10
Объекты здравоохранения Выездная проверка 10
Объекты культурно-досугового назначения Выездная проверка 24
Объекты торговли Выездная проверка 48
Объекты общественного питания Выездная проверка 56
Объекты бытового обслуживания и предоставления услуг населению Инспекционный визит 2
Объекты транспортной инфраструктуры Выездная проверка 56
Объекты административного назначения Инспекционный визит 44
Объекты складского назначения Выездная проверка 2
Объекты, отнесенные к умеренной категории риска 83
Объекты образования и объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей Выездная проверка 0
Объекты культурно-досугового назначения Инспекционный визит 4
Объекты торговли Выездная проверка 54
Объекты бытового обслуживания и предоставления услуг населению Инспекционный визит 3
Объекты транспортной инфраструктуры Инспекционный визит 4
Объекты административного назначения Инспекционный визит 18
Многоквартирные дома высотой до 28 метров Инспекционный визит 968
Таблица 3. Выбор вида планового КНМ
Учитывая количественное распределение объектов по типу (функционалу) внутри каждой категории риска, а также одинаковый
Таблица 4. Группы объ
вид КНМ для разных объектов с различным функционалом была проведена перегруппировка объектов (табл. 4).
по виду планового КНМ
Инспекционный визит Группа объектов
1) Объекты бытового обслуживания и предоставления услуг населению средней и умеренной категории риска; 2) Объекты административного назначения средней и умеренной категории риска; 3) Объекты культурно-досугового назначения умеренной категории риска; 4) Объекты транспортной инфраструктуры умеренной категории риска; 5) Многоквартирные дома высотой до 28 метров. ИВ
Выездная проверка
1) Объекты образования и объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей средней и умеренной категории риска; 2) Объекты здравоохранения средней категории риска; 3) Объекты культурно-досугового назначения средней категории риска; 4) Объекты торговли средней и умеренной категории риска; 5) Объекты общественного питания средней категории риска; 6) Объекты транспортной инфраструктуры средней категории риска; 7) Объекты складского назначения средней категории риска. ВП
Следует отметить, что возможность осуществления выбора вида КНМ при помощи табл. 4 обусловлена тем, что ПМ на объектах защиты были проведены в полном объеме с рекомендуемой в табл. 2 периодичностью.
Таким образом, совершенствование модели внедрения РОП к надзорной деятельности в ОПБ в Костроме предусматривает научно обоснованное сочетание КНМ и ПМ с периодичностью, определяемой не только на основании требований законодательства, но и рекомендаций, сформулированных по итогам проведенной экспертной оценки. Усовершенствованная модель РОП в ОПБ для
категорий среднего, умеренного и низкого рисков содержит в себе дополнительные элементы, включенные для организации проведения ПМ в зависимости от функционала объектов с определенной интенсивностью проведения, а также для конкретизации выбора вида планового КНМ. Реализация представленной схемы в долгосрочной перспективе позволит снизить риск возникновения пожаров и степень их последствий, а также снизить административное давление на объекты защиты в виду проведения ПМ.
Список литературы
1. Сорокина К. А. Принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности в области безопасности дорожного движения // Российская юстиция. 2020. № 2. С. 52-56.
2. Карпухин Д. В., Куракин А. В. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях и контрольно-надзорных мероприятиях: проблемы соотношения // Современное право. 2020. № 2. С. 2835.
3. Куракин А. В., Карпухин Д. В. Проблемы правового закрепления доказательств контрольного мероприятия реализуемого в бюджетной сфере // Полицейская и следственная деятельность. 2020. № 1. С. 26-34.
4. Каранина Е. В. Развитие контрольно-надзорной деятельности органов федерального казначейства на основе риск-ориентированного подхода // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник научных статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. Киров, 2020. С. 418-433.
5. Березина А. П., Лисицын А. А., Гурова С. Ю. Риск-ориентированный подход в деятельности налоговых органов // Россия — 2035: наука и практика в фокусе инновационного развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2020. С. 103-106.
6. Матвеева Е. Е. Развитие риск-ориентированного подхода контрольно-
надзорных мероприятий // Наука Красноярья.
2020. Т. 9. № 2-4. С. 90-96.
7. Вахмистрова С. И., Вахмистров В. П. «Регуляторная гильотина» в нормативно-правовой практике МЧС России // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2020. № 4 (49). С. 49-54.
8. Формы проверочных листов и порядок обязательного применения при осуществлении федерального государственного пожарного надзора / Е. А. Хрыкин, И. Ф. Зенкова, И. О. Виноградова [и др.] // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2021. № 4 (10). С. 28-31.
9. Киселева А. А., Савенко Н. Е. Контроль и надзор за деятельностью цифровых средств массовой информации // Интернаука.
2021. № 44-4 (220). С. 76-77.
10. Лазарев А. А., Абакумов И. С. О видоизменении подхода к определению категории риска объектов защиты в 2021 году в сравнении с 2020 годом // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия, 2021. С.203-207.
References
1. Sorokina K. A. Printsipy osushchestvleniya kontrol'no-nadzornoy deyatel'nosti v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Principles for the implementation of control and supervision activities in the field of road safety]. Rossiyskaya yustitsiya, 2020, issue 2, pp. 52-56.
2. Karpuhin D. V., Kurakin A. V. Doka-zatel'stva v proizvodstve po delam ob administra-tivnykh pravonarusheniyakh i kontrol'no-nadzornykh meropriyatiyakh: problemy soot-nosheniya [Evidence in Proceedings on Cases of Administrative Offenses and Control and Supervisory Measures: Correlation Problems]. Sov-remennoe pravo, 2020, issue 2, pp. 28-35.
3. Kurakin A. V., Karpuhin D. V. Problemy pravovogo zakrepleniya dokazatel'stv kontrol'nogo meropriyatiya realizuyemogo v byudzhetnoy sfere [Problems of legal consolidation of evidence of control measures implemented in the public sector]. Politseyskaya i sledstvenna-ya deyatelnost, 2020, issue 1, pp. 26-34.
4. Karanina E. V. Razvitie kontrolno-nadzornoy deyatelnosti organov federalnogo
kaznacheystva na osnove risk-orientirovannogo podhoda [Development of control and supervisory activities of Federal Treasury bodies based on a risk-based approach]. Aktualnyie voprosyi sov-remennoy nauki i obrazovaniya: sbornik nauch-nyih statey po materialam XVIII mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Kirov, 2020, pp. 418-433.
5. Berezina A. P., Lisitsyin A. A., Gurova S. Yu. Risk-orientirovannyiy podhod v deyatelnosti nalogovyih organov [Risk-based approach in the activities of tax authorities]. Rossiya - 2035: nauka i praktika v fokuse innovatsionnogo razvitiya: sbornik materialov Mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Cheboksary: CHKI RUK, 2020, pp. 103-106.
6. Matveeva E. E. Razvitiye risk-oriyentirovannogo podkhoda kontrol'no-nadzornykh meropriyatiy [Development of a risk-based approach to control and supervisory activities]. Nauka Krasnoyarya, 2020, vol. 9, issue 2-4, pp. 90-96.
7. Vahmistrova S. I., Vahmistrov V. P. «Regulyatornaya gil'otina» v normativno-pravovoy praktike MCHS Rossii [«Regulatory guillotine» in the legal practice of the EMERCOM of Russia]. Pravo. Bezopasnost. Chrezvyichaynyie situatsii. 2020, vol. 4 (49), pp. 49-54.
8. Formy proverochnykh listov i poryadok obyazatel'nogo primeneniya pri osushchestvlenii federal'nogo gosudarstvennogo pozharnogo nad-zora [Forms of checklists and the procedure for mandatory use in the implementation of federal state fire supervision] / E. A. Hryikin, I. F. Zenkova, I. O. Vinogradova [et al.] Aktualnyie voprosyi pojarnoy bezopasnosti, 2021, issue 4 (10), pp. 28-31.
9. Kiseleva A. A., Savenko N. E. Kontrol' i nadzor za deyatel'nost'yu tsifrovykh sredstv massovoy informatsii [Control and supervision of digital media activities]. Internauka, 2021, issue 44-4(220), pp. 76-77.
10.Lazarev A. A., Abakumov I. S. O vidoizmenenii podhoda k opredeleniyu kategorii riska obyektov zaschityi v 2021 godu v sravnenii s 2020 godom [On the modification of the approach to determining the risk category of objects of protection in 2021 in comparison with 2020]. Ak-tual'nyye voprosy sovershenstvovaniya inzhe-nernykh sistem obespecheniya pozharnoy bezopasnosti ob"yektov: sbornik materialov VIII Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ivanovo: Ivanovskaya pojarno-spasatelnaya akademiya, 2021, pp. 203-207.
Лазарев Александр Александрович
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново кандидат педагогических наук, доцент E-mail: kgn@edufire37.ru Lazarev Alexander Alexandrovich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo
candidate of pedagogical sciences, associate professor E-mail: kgn@edufire37.ru
Абакумов Игорь Сергеевич
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
магистрант
E-mail: gambik_87@mail.ru Abakumov Igor Sergeevich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
undergraduate
E-mail: gambik_87@mail.ru
Емелин Владимир Юрьевич
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
Российская Федерация, г. Иваново
старший преподаватель
E-mail: emelin78@mail.ru
Emelin Vladimir Yuryevich
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
senior lecturer
E-mail: emelin78@mail.ru