Научная статья на тему 'Направления совершенствования проверок работоспособности локальных систем оповещения'

Направления совершенствования проверок работоспособности локальных систем оповещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛОКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / RISK-THE FOCUSED APPROACH / CONTROL AND SUPERVISING ACTIVITY / PUBLIC CONTROL / THE LOCAL WARNING SYSTEM / EXPERT ESTIMATES / SCHEDULED MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев Александр Александрович, Емелин Владимир Юрьевич, Кокурин Алексей Константинович, Бросалова Лидия Алексеевна

В статье приведены результаты анализа направлений совершенствования проверок локальных систем оповещения. К указанным направлениям авторы относят: внедрение риск-ориентированного подхода в надзорную деятельность; проведение самоаудита данных систем; аутсорсинг услуг по проверке данных систем; обучение населения действиям по соответствующему сигналу; общественный контроль. Все вышеперечисленные направления тесно взаимноинтегрированы. так как риск-ориентированный подход предполагает замену надзорных мероприятий профилактическими мерами. В этих условиях возрастает значение проведения профилактических мероприятий, направленных на предотвращение неработоспособности технических средств оповещения, с одной стороны, и фактов нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации, с другой. Кроме того, внедрение риск-ориентированной модели проводится в соответствии с паспортом приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». В связи с этим общественный контроль, аудит и самоаудит дополняют проверки надзорных органов. Различия этих двух форм работы заключаются в степени зависимости контролирующих лиц от администрации объекта. При этом необходимым является обучение населения, попадающего в зоны поражающих факторов чрезвычайной ситуации, действиям при получении соответствующего сигнала. Отсутствие необходимых знаний и навыков резко снижают результативность оповещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазарев Александр Александрович, Емелин Владимир Юрьевич, Кокурин Алексей Константинович, Бросалова Лидия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF OPERATIONS OF LOCAL WARNING SYSTEMS

The article presents the results of the analysis of areas for improving the checks of local warning systems. The authors refer to these areas: introduction of a risk-based approach in supervisory activities; conducting self-audit of these systems; outsourcing of services to verify these systems; training of the population in actions on the corresponding signal; public control. All of the above areas are closely mutually integrated. since the risk-based approach involves the replacement of supervisory measures with preventive measures. In these conditions, the importance of carrying out preventive measures aimed at preventing the inoperability of technical warning equipment, on the one hand, and facts of violation of the norms of the current legislation of the Russian Federation, on the other, is growing. In addition, the introduction of a risk-based model is carried out in accordance with the passport of the priority program «Reform of control and supervisory activities». In this regard, public control, audit and self-audit complement the checks of supervisory authorities. The differences between these two forms of work are the degree of dependence of controlling persons on the administration of the facility. At the same time, it is necessary to train the population falling into the zones of the damaging factors of the emergency, how to receive the appropriate signal. Lack of the necessary knowledge and skills dramatically reduces the effectiveness of alerts.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования проверок работоспособности локальных систем оповещения»

УДК 34.096

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕРОК РАБОТОСПОСОБНОСТИ

ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

А. А. ЛАЗАРЕВ, А. К. КОКУРИН, В. Ю. ЕМЕЛИН, Л. А. БРОСАЛОВА

ФГБУО ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: gosnadzor37@gmail.com

В статье приведены результаты анализа направлений совершенствования проверок локальных систем оповещения. К указанным направлениям авторы относят: внедрение риск-ориентированного подхода в надзорную деятельность; проведение самоаудита данных систем; аутсорсинг услуг по проверке данных систем; обучение населения действиям по соответствующему сигналу; общественный контроль. Все вышеперечисленные направления тесно взаимноинтегрированы. так как риск-ориентированный подход предполагает замену надзорных мероприятий профилактическими мерами. В этих условиях возрастает значение проведения профилактических мероприятий, направленных на предотвращение неработоспособности технических средств оповещения, с одной стороны, и фактов нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации, с другой. Кроме того, внедрение риск-ориентированной модели проводится в соответствии с паспортом приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». В связи с этим общественный контроль, аудит и самоаудит дополняют проверки надзорных органов. Различия этих двух форм работы заключаются в степени зависимости контролирующих лиц от администрации объекта. При этом необходимым является обучение населения, попадающего в зоны поражающих факторов чрезвычайной ситуации, действиям при получении соответствующего сигнала. Отсутствие необходимых знаний и навыков резко снижают результативность оповещения.

Ключевые слова: риск-ориентированный подход, контрольно-надзорная деятельность, общественный контроль, локальная система оповещения, экспертные оценки, профилактическая работа.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF OPERATIONS OF LOCAL WARNING SYSTEMS

A. A. LAZAREV, V. Yu. YEMELIN, A. K. KOKURIN, L. A. BROSALOVA

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo E-mail: gosnadzor37@gmail.com

The article presents the results of the analysis of areas for improving the checks of local warning systems. The authors refer to these areas: introduction of a risk-based approach in supervisory activities; conducting self-audit of these systems; outsourcing of services to verify these systems; training of the population in actions on the corresponding signal; public control. All of the above areas are closely mutually integrated, since the risk-based approach involves the replacement of supervisory measures with preventive measures. In these conditions, the importance of carrying out preventive measures aimed at preventing the inoperability of technical warning equipment, on the one hand, and facts of violation of the norms of the current legislation of the Russian Federation, on the other, is growing. In addition, the introduction of a risk-based model is carried out in accordance with the passport of the priority program «Reform of control and supervisory activities». In this regard, public control, audit and self-audit complement the checks of supervisory authorities. The differences between these two forms of work are the degree of dependence of controlling persons on the administration of the facility. At the same time, it is necessary to train the population falling into the zones of the damaging factors of the emergency, how to receive the appropriate signal. Lack of the necessary knowledge and skills dramatically reduces the effectiveness of alerts.

Key words: risk-the focused approach, control and supervising activity, public control, the local warning system, expert estimates, scheduled maintenance.

© Лазарев А. А., Кокурин А. К., Емелин В. Ю., Бросалова Л. А., 2019

52

Вопрос создания, поддержания в готовности, сопряжения локальных систем оповещения (далее - JICO) является весьма актуальным как при осуществлении надзора в области гражданской обороны (далее - ГО), так и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЗНТ от ЧС) [1,2].

Проблематичность проверок JICO обусловлена сложностью квалификации правонарушений, связанных с эксплуатацией JICO [3, 4]. Однако важно не просто констатировать и так признаваемый факт, а определить при помощи философско-правовой методологии направления совершенствования надзорной деятельности в данной области, а также связь с конкретной методологией научного познания, которая является организационной основой юридического знания, в том числе и требований к JICO.

Осуществляя рефлексию правосознания требований к JICO, мы рассматриваем не только их содержание, но и потенции, что в свою очередь позволяет получить взгляд на эту проблему с внутренней стороны «оболочки» [5]. Данный процесс не только раздвигает границу познаваемого изнутри, но и обогащает наше понимание правовых аспектов совершенствования надзора за JICO.

Методологическое значение заключается в том, что позволяет реализовать познавательный интерес и достичь цели, а также способно организовывать процесс исследования надзорной деятельности в отношении JICO и внесению корректировки каждый раз, когда это будет необходимо. Принципы, методы, средства познавания, система сложившихся знаний о JICO, понимание формы постижения предмета исследования, идеи (суждения) о предмете, программные предположения, концептуальные модели, парадигмы, концепты -всё это имеет методологическое значение для рационализации надзорной деятельности в рассматриваемой области. Следовательно, выделим три сегмента элементов методологии, как специфической области теоретического исследования надзора за JICO: сегмент логики познания, концептуальных идей и концептов теории создания, поддержания в готовности, сопряжения JICO [6, 7]; сегмент принципов; сегмент методов познания. В первый сегмент входят элементы, связанные с определением пределов познавания. Входящие во второй сегмент элементы описывают процесс познавания надзорной деятельности в отношении JICO. Элементы третьего сегмента раскрывают содержательную часть предмета исследования [5].

Это, в свою очередь, подчеркивает многообразие описания подходов с учетом философско-правовой методологии для определения направления совершенствования надзорной деятельности в данной области.

Как известно, ЛСО создаются для оповещения не только объектовых аварийно-спасательных формирований, персонала и руководящего состава гражданской обороны и объектового звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) самого объекта, где произошла чрезвычайная ситуация, но и руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, находящихся вблизи, а также населения, попадающего в зоны поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Проблемам создания ЛСО посвящены исследования Гаврилова A.B., Меньшенина В.Б. [3], Филимонова A.A., Филимонова М.А. [4], Войце-ховского В.Ф., Чуракова P.A. [9], Моисеева М.А. [10], и других. Правовые аспекты создания ЛСО рассматривались Лаптевым Д.В., [1], Ба-бусенко М.С. [8], Филипповым А.Г. [11], и другими. Вопросы усовершенствования J1CO изучались Романцовым И.И., Зянкиной A.C. [12], Выболдиным Ю.К.[13], Тарасовым A.C. [14], Сивковой A.B. [15], Хабибуллиным Р.З., Сте-пущенко O.A., Николаевым Ю.М. [16], Моховым В.Н., Хворенковым В.В. [17] и другими. Сопряжению ЛСО посвящены исследования Галиней Д.Б., Комарова В.Д., Костылева В.А., Саксаган-ского И.А. и других [7]. Вместе с тем практически отсутствуют исследования проблем совершенствования проверки ЛСО.

На рисунке представлены структурно-логическая схема направлений совершенствования проверки ЛСО.

Указанная деятельность осуществляется при реализации следующих принципов:

- презумпции добросовестности;

- презумпции невиновности;

- верховенства закона;

- разумной достаточности.

На указанном рисунке представлены направления совершенствования проверок ЛСО:

внедрение риск-ориентированного подхода в надзорную деятельность;

- проведение самоаудита ЛСО;

- аутсорсинг услуг по проверке ЛСО;

- обучение населения действиям по сигналу ЛСО;

- общественный контроль.

Рисунок. Направления совершенствования проверки JICO

Все вышеперечисленные направления тесно взаимноинтегрированы. Риск-ориентированный подход предполагает организацию и осуществление государственного контроля в зависимости о деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) с периодичностью 1 раз в 2, 3 или 5 лет. В этих условиях возрастает значение проведения профилактических мероприятий, направленных на предотвращение неработоспособности технических средств оповещения, с одой стороны, и фактов нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации, с другой. В связи с этим общественный

контроль, аудит и самоаудит дополняют проверки надзорных органов. Различия этих двух последних форм работы заключается в степени зависимости контролирующих лиц от администрации объекта. При этом важным, на наш взгляд, направлением является обучение населения, попадающего в зоны поражающих факторов чрезвычайной ситуации, действиям по сигналу ЛСО. Отсутствие соответствующих знаний и навыков резко снижают результативность применения ЛСО.

Значительным отличием профилактической работы, проводимой представителями надзорного органа, от иных видов такой рабо-

ты заключается в вероятном принятии мер административного воздействия в случае выявления недостатков. При обнаружении угрозы для жизни или здоровья людей может быть инициирована внеплановая выездная проверка опасного объекта, в том числе с целью проверки наличия на нем и работоспособности ЛСО, по итогам которой могут быть выданы предписания и назначены административные наказания. При выявлении менее значимых недостатков надзорный орган может ограничиться предостережением (как видно, здесь речь идет о нарушениях, связанных с эксплуатацией ЛСО: если будет доказано инспектором, что есть угроза для жизни и здоровья людей, то будет организована внеплановая проверка. Если это не будет доказано, то будет внесено предостережение, а это - профилактическая мера).

Невозможно переоценить значение общественного контроля ЛСО. Общественный контроль может выступить инициатором проверки опасного объекта, в части проверки наличия и работоспособности ЛСО, а также проводить пропаганду среди населения по действиям при получении сигнала оповещения об опасности или в случае угрозы ЧС. К этой работе могут быть привлечены территориальные общественные самоуправления1, различные некоммерческие объединения предпринимателей и другие.

Посредством анкетирования 30 сотрудников надзорных органов МЧС России по 15 субъектам Российской Федерации была проведена экспертная оценка периодизации и продолжительности различных элементов проверки ЛСО. Результаты проделанной работы представлены в таблице.

Таблица. Результаты экспертной оценки периодизации и продолжительности различных элементов проверки ЛСО

Вопрос Баллы Вариант ответа Ответы экспертов

Сколько рабочих дней (в среднем) Вы затрачиваете на проверку ЛСО объекта I класса опасности? 0 один рабочий день 0

1 до 5 рабочих дней 11

2 свыше 5, но до 10 рабочих дней 1

3 свыше 10, но до 15 рабочих дней 0

4 свыше 15 0

Сколько рабочих дней (в среднем) Вы затрачиваете на проверку ЛСО объекта II класса опасности? 0 один рабочий день 1

1 до 5 рабочих дней 11

2 свыше 5, но до 10 рабочих дней 0

3 свыше 10, но до 15 рабочих дней 0

4 свыше 15 0

Сколько рабочих дней (в среднем) Вы затрачиваете на проверку ЛСО особо радиационно опасного объекта? 0 один рабочий день 0

1 до 5 рабочих дней 11

2 свыше 5, но до 10 рабочих дней 1

3 свыше 10, но до 15 рабочих дней 0

4 свыше 15 0

Сколько рабочих дней (в среднем) Вы затрачиваете на проверку ЛСО объекта ядерно опасного производства? 0 один рабочий день 1

1 до 5 рабочих дней 11

2 свыше 5, но до 10 рабочих дней 0

3 свыше 10, но до 15 рабочих дней 0

4 свыше 15 0

Сколько рабочих дней (в среднем) Вы затрачиваете на проверку ЛСО гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности? 0 один рабочий день 0

1 до 5 рабочих дней 11

2 свыше 5, но до 10 рабочих дней 1

3 свыше 10, но до 15 рабочих дней 0

4 свыше 15 0

Сколько рабочих дней (в среднем) Вы затрачиваете на проверку ЛСО гидротехнических сооружений высокой опасности? 0 один рабочий день 1

1 до 5 рабочих дней 11

2 свыше 5, но до 10 рабочих дней 0

3 свыше 10, но до 15 рабочих дней 0

1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 27.

55

Вопрос Баллы Вариант ответа Ответы экспертов

4 свыше 15 0

Как Вы считаете: проверки ЛСО как часто необходимо проводить? 0 1 раз в год 12

1 1 раз в месяц 0

2 2 раза в месяц 0

3 еженедельно 0

4 ежедневно 0

Как Вы считаете: мероприятия по подготовке личного состава к проверкам ЛСО в целях повышения их качества (результативности) как часто необходимо проводить? 0 1 раз в год 11

1 1 раз в месяц 1

2 2 раза в месяц 0

3 еженедельно 0

4 ежедневно 0

Как Вы считаете: есть ли необходимость при проверке определять работоспособность каждого средства оповещения ЛСО? 0 никогда 0

1 скорее иногда 0

2 иногда 0

3 скорее всегда 0

4 всегда 12

Как Вы считаете: есть ли необходимость при проверке делать замер сопротивления изоляции электросети ЛСО? 0 никогда 11

1 скорее иногда 1

2 иногда 0

3 скорее всегда 0

4 всегда 0

Из приведенной таблицы виден довольно значительный уровень согласованности точек зрения экспертов, привлекаемых для оценки периодизации и продолжительности различных элементов проверки ЛСО. Большинство экспертов приходят к выводу, что продолжительность проверок ЛСО в основном требует временных затрат до 5 рабочих дней. При этом периодичность таких проверок, по мнению экспертов, должна быть 1 раз в год. Отметим, что в настоящее время объекты надзора высокого риска проверяются 1 раз в 2 года как в области ГО, так и в области ЗНТ от ЧС. При этом эксперты согласились с необходимостью определять работоспособность каждого средства оповещения ЛСО при проверке. А необходимость при проверке делать замер сопротивления изоляции электросети ЛСО -наоборот отвергли.

В рамках исследования также было уточнено понятие проведения профилактических обследований ЛСО. К данной деятельности следует отнести мероприятия, направленные на предупреждение неисправности ЛСО, проводимые совместно с органами местного самоуправления, надзорными органами, ответственными за готовность ЛСО должностными лицами, а также с иными лицами (представителями общественных организаций; например, Российского союза спасателей), заинтересованного в обеспечении работоспособности ЛСО.

Для организации работы и проведения профилактических мероприятий, приказом руководителя должны назначаться ответственные исполнители.

В своей деятельности лица, ответственные за работоспособность ЛСО, должны:

- осуществлять мероприятия эксплуа-тационно-технического обслуживания системы оповещения (техническое обслуживание, текущий ремонт) путем ежегодного детального обследования зданий и прилегающей территории, ведь ЛСО располагается именно на зданиях или территориях;

- планировать и проводить учет эксплуатации и ремонта системы оповещения;

- вести регистрацию, учет случаев отказов ЛСО и предлагать руководству опасного объекта мероприятия по улучшению условий содержания и эксплуатации ЛСО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- давать заключения по проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта ЛСО в части соответствия их предъявляемым требованиям комплексной безопасности;

- осуществлять надзор в ходе реконструкции и капитального ремонта ЛСО за соблюдением всех установленных требований безопасности;

- участвовать в работе приемной комиссии при сдаче ЛСО в эксплуатацию;

- организовывать систематическое обучение персонала опасного объекта по задействованию ЛСО и способам поведения при

получении сигнала оповещения, а также лиц, ответственных за обслуживание этих систем;

- организовывать и вести подготовку специалистов по эксплуатационно-техническому обслуживанию и текущему ремонту ЛСО;

- составлять проекты приказов и распоряжений руководства объекта по вопросам работоспособности ЛСО.

По результатам проведения профилактических обследований лицо, ответственное за работоспособность ЛСО, должно иметь право давать рекомендации (поручения):

- научному и административно-техническому персоналу объекта о проведении необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;

- о приостановлении работы на отдельных участках предприятия в случаях, когда ее продолжение создает опасность для жизни и здоровья работающих лиц и населения с немедленным сообщением об этом руководству объекта.

- не допускать эксплуатацию неисправного оборудования, инструмента, приспособлений;

Список литературы

1. Лаптев Д. В. Правовые аспекты создания локальных информационных систем оповещения потенциально опасных объектов // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 91-92.

2. Бросалова Л. А., Кокурин А. К. Проблемы нормативного регулирования создания локальных систем оповещения на опасных объектах // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году гражданской обороны. 2017. С. 13-17.

3. Гаврилов А. В., Меньшенин В. Б. Построение локальных систем оповещения гидротехнических сооружений на основе современных устройств управления // Вестник Самарского отраслевого научно-исследовательского института радио. 2006. № 2. С. 27-29.

4. Филимонов А. А., Филимонов М. А. Применение информационных технологий при создании локальных систем оповещения // Производственные, инновационные и информационные проблемы развития региона 2014. С. 259-260.

- ходатайствовать перед руководством объекта о привлечении к ответственности лиц, нарушающих правила, нормы и инструкции по эксплуатации ЛСО.

Следует отметить, что персонал, осуществляющий техническое обслуживание ЛСО, в иерархии всего персонала опасного объекта находится не на первом, руководящем месте. В целях избегания искажения информации о работоспособности ЛСО соответствующее должностное лицо должно докладывать непосредственно руководителю предприятия о возникающих проблемах. В свою очередь, проверка работоспособности ЛСО может проводиться как в формате самоаудита, так и при аутсорсинге. По мнению большинства экспертов, эти проверки, как и подготовка в целях повышения их качества (результативности) должны проходить ежегодно. Эти и ряд иных обстоятельств проверки ЛСО должны стимулировать исследования практико-методологических факторов в формировании нормативной основы эксплуатации ЛСО.

5. Философия социальных и гуманитарных наук: учебное пособие для вузов / Лебедев С. А. [и др.]. М.: Академический проект, 2006. 912 с.

6. Бросалова Л. А., Кокурин А. К., Еме-лин В. Ю., Кокурина Г. Н. Проблемы обеспечения сопряжения систем оповещения // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. № 1 (9). С. 48-50.

7. Сопряжение систем оповещения / Галиней Д. Б. [и др.]. // Вопросы радиоэлектроники. 2010. Т. 3. № 4. С. 102-106.

8. Бабусенко М. С. Порядок создания локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах // Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации». МЧС России, 2016. С. 99-104.

9. Войцеховский В. Ф., ЧураковР.А., Снегур А. В. Реализация некоторых структур локальной системы оповещения // Моделирование сложных процессов и систем. Приоритетные направления развития инфокоммуни-кационных технологий, систем связи и опове-

щения РСЧС и ГО: объединенный сборник трудов секций №12 и №14 XXVIII Международной научно-практической конференции. Академия гражданской защиты МЧС России, 2018. С.80-83.

10. Моисеев М. А. Современные локальные системы оповещения // Водоснабжение и санитарная техника. 2015. № 11. С. 66-70.

11. Филиппов А. Г. Локальные системы оповещения потенциально опасных объектов, актуальные проблемы // Актуальные проблемы пожарной безопасности. Материалы XXVII Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МЧС России в 3 частях. 2015. С. 299-302.

12. Романцов И. И., Зянкина А. С. Действие локальных систем оповещения и их усовершенствование на объектах энергетики // Энергетика: эффективность, надежность, безопасность. Материалы трудов XXI Всероссийской научно-технической конференции. В 2 томах. 2015. С. 238-239.

13. Выболдин Ю. К. Беспроводная локальная система оповещения // Инновации на транспорте и в машиностроении. Сборник трудов IV международной научно-практической конференции. 2016. С. 38-41.

14. Тарасов А. С. Исследование алгоритмов повышения эффективности систем дальнего локального оповещения // Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика. Материалы Х1_1 Международной научно-практической конференции. 2017. С.32-36.

15. Сивкова А. В. Дистанционное автоматизированное управление средствами локальной системы оповещения // Социальные и экономические аспекты использования информационных технологий в условиях инновационного развития регионов России. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 226-228.

16.Хабибуллин Р. 3., Степущенко О. А., Николаев Ю. М. Локальные системы оповещения производственно опасных объектов экономики - один из сегментов создания аппарат-но- программного комплекса «безопасный город» // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2016. С.539-543.

17.Мохов В. Н., Хворенков В. В. Разработка технологических схем функционирования и взаимодействия локальной системы оповещения «Боткинской ГЭС» по интеграции ее в региональную автоматизированную систему

централизованного оповещения Удмуртской республики // Молодые ученые - ускорению научно-технического прогресса в XXI веке. Сборник трудов II Всероссийской научно-технической конференции аспирантов, магистрантов и молодых ученых с международным участием. Ижевск, 2013. С. 548-551.

References

1. Laptev D. V. Pravovyie aspektyi soz-daniya lokalnyih informatsionnyih sistem opo-vescheniya potentsialno opasnyih obyektov [Legal aspects of creating local information systems for warning potentially dangerous objects], Nauka i obrazovanie v XXI veke sbornik nauchnyih trudov po materialam Mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 17 chastyah. M.: 2014, pp. 91-92.

2. Brosalova L. A., Kokurin A. K. Prob-lemy normativnogo regulirovaniya sozdaniya loka-I'nyh sistem opoveshcheniya na opasnyh ob"ektah [Problems of regulatory regulation of the creation of local warning systems at hazardous facilities], Aktual'nye voprosy sovershenstvovani-ya inzhenernyh sistem obespecheniya pozharnoj bezopasnosti ob"ektov. Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyash-chennoj God и grazhdanskoj oborony. Ivanovo: 2017, pp. 13-17.

3. Gavrilov A. V., Men'shenin V. B. Postroenie lokal'nyh sistem opoveshcheniya gidrotekhnicheskih sooruzhenij na osnove sov-remennyh ustrojstv upravleniya [Construction of local warning systems for hydraulic structures based on modern control devices], Vestnik Sa-marskogo otraslevogo nauchno-issledovatel'skogo instituta radio. Samara: 2006, issue 2, pp. 27-29.

4. Filimonov A. A., Filimonov M. A. Primenenie informacionnyh tekhnologij pri soz-danii lokal'nyh sistem opoveshcheniya [The use of information technology in the creation of local warning systems], Proizvodstvennye, inno-vacionnye i informacionnye problemy razvitiya regiona. Tomsk: 2014, pp. 259-260.

5. Filosofiya social'nyh i gumanitarnyh nauk [Philosophy of social sciences and humanities] / LebedevS. A. [et al.]. M.: Akademicheskij proekt, M.:2006, p. 912.

6. Problemy obespecheniya soprya-zheniya sistem opoveshcheniya [Problems of interfacing warning systems] / Brosalova L. A. [et al.]. Sovremennye tekhnologii obespecheniya grazhdanskoj oborony i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij, 2018, vol. 1 (9), pp. 48-50.

7. Sopryazhenie sistem opoveshcheniya [Interfacing warning systems] / Galinei D. B. [et

al.]. Voprosy radioelektroniki, 2010, vol. 3, issue 4, pp. 102-106.

8. Babusenko M. S. Poryadok sozdaniya lokal'nyh sistem opoveshcheniya na potencial'no opasnyh ob"ektah. Sovershenstvovanie gra-zhdanskoj oborony v Rossijskoj Federacii [The procedure for creating local warning systems at potentially dangerous facilities], Materialy Vse-rossijskogo soveshchaniya s rukovoditelyami fed-eral'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i organov ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii po problemam grazhdanskoj oborony i zashchity naseleniya i XII Nauchno-prakticheskoj konfer-encii «Sovershenstvovanie grazhdanskoj oborony v Rossijskoj Federacii». Moscow, 2016, pp. 99-104.

9. Vojcekhovskij V. F., Churakov R. A., Snegur A. V. Realizaciya nekotoryh struktur loka-I'noj sistemy opoveshcheniya [The implementation of some structures of the local warning system], Modelirovanie slozhnyh processov i sistem. prior-itetnye napravleniya razvitiya infokommu-nikacionnyh tekhnologij, sistem svyazi i opoveshcheniya RSCHS i GO: ob"edinennyj sbornik tru-dov sekcij №12 i №14 HKHVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moscow, 2018, pp. 80-83.

10.Moiseev M. A. Sovremennye lokal'nye sistemy opoveshcheniya [Modern local warning systems], Vodosnabzhenie i sanitarnaya tekhnika, 2015, issue 11, pp. 66-70.

11 .Filippov A. G. Lokal'nye sistemy opoveshcheniya potencial'no opasnyh ob"ektov. ak-tual'nye problemy [Local warning systems of potentially dangerous objects, actual problems], Ak-tual'nye problemy pozharnoj bezopasnosti. Materialy XXVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 25-letiyu MCHS Rossii v 3 chastyah. SPb., 2015, pp. 299-302.

12.Romancov I. I., Zyankina A. S. Dejstvie lokal'nyh sistem opoveshcheniya i ih usovershenstvovanie na ob"ektah energetiki [The effect of local warning systems and their improvement at energy facilities], Energetika: effek-tivnost', nadezhnost', bezopasnost'. Materialy tru-dov XXI Vserossijskoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii. V 2 tomah. Tomsk, 2015, pp. 238-239.

13.Vyboldin Yu .K. Besprovodnaya loka-I'naya sistema opoveshcheniya [Wireless local

alert system], Innovacii na transporte i v mashi-nostroenii. Sbornik trudov IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb., 2016, pp. 38-41.

14.Tarasov A. S. Issledovanie algoritmov povysheniya effektivnosti sistem dal'nego loka-I'nogo opoveshcheniya [The study of algorithms to improve the effectiveness of long-range local warning systems], Innovacionnye tekhnologii na transporte: obrazovanie, nauka, praktika. Materialy XLI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Almaty, 2017, pp. 32-36.

15.Sivkova A. V. Distancionnoe avtoma-tizirovannoe upravlenie sredstvami lokal'noj sistemy opoveshcheniya [Remote automated control of the local warning system], Social'nye i ekonomicheskie aspekty ispol'zovaniya infor-macionnyh tekhnologij v usloviyah innovacion-nogo razvitiya regionov Rossii. Sbornik nauchnyh statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol', 2017, pp. 226-228.

16.Habibullin R. Z., Stepushchenko O. A., NikolaevYu. M. Lokal'nye sistemy opoveshcheniya proizvodstvenno opasnyh ob"ektov ekonomiki -odin iz segmentov sozdaniya apparatno- pro-grammnogo kompleksa «bezopasnyj gorod» [Local warning systems for industrial hazardous facilities of the economy are one of the segments for creating the hardware and software complex "Safe City"]. Sovremennye problemy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: intellektual'nye transportnye sistemy. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2016, pp. 539-543.

17. Mohov V. N., Hvorenkov V. V. Raz-rabotka tekhnologicheskih skhem funkcionirovani-ya i vzaimodejstviya lokal'noj sistemy opoveshcheniya «Votkinskoj GES» po integracii ee v re-gional'nuyu avtomatizirovannuyu sistemu central-izovannogo opoveshcheniya Udmurtskoj respu-bliki [Development of technological schemes for the functioning and interaction of the local warning system «Votkinskaya HPP» to integrate it into the regional automated centralized warning system of the Udmurt Republic], Molodye uchenye - usko-reniyu nauchno-tekhnicheskogo progressa v XXI veke. Sbornik trudov II Vserossijskoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii aspirantov, magistran-tov i molodyh uchenyh s mezhdunarodnym uchas-tiem. Izhevsk: 2013, pp. 548-551.

Лазарев Александр Александрович

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

E-mail: kgn@edufire37.ru

Lazarev Aleksandr Aleksandrovich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

candidate of pedagogic sciences, assistant professor of chair E-mail: kgn@edufire37.ru

Емелин Владимир Юрьевич

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

старший преподаватель

E-mail: emelin78@mail.ru

EmeHn Vladimir Yurevich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

senior lecturer

E-mail: emelin78@mail.ru

Кокурин Алексей Константинович

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

ученый секретарь Ученого совета

кандидат исторических наук

E-mail: kokurin@mail.ru

Kokurin Alexey Konstantinovich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

Scientific Secretary of the Academic Council

E-mail: kokurin@mail.ru

Бросалова Лидия Алексеевна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

магистрант

E-mail: kgn@edufire37.ru Brosalova Lidiya Alekseevna

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

undergraduate

E-mail: kgn@edufire37.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.