Научная статья на тему 'Разработка дополнительных нормативных заданий и их временных показателей к работе со штурмовой лестницей'

Разработка дополнительных нормативных заданий и их временных показателей к работе со штурмовой лестницей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ШТУРМОВАЯ ЛЕСТНИЦА / УЧЕБНАЯ БАШНЯ / НОРМАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ / ВРЕМЕННОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОХРАНА ТРУДА / FIRE AND DRILL TRAINING / ASSAULT LADDER / EDUCATIONAL TOWER / NORMATIVE TASK / TIME INDICATOR / TEACHING METHODS / FIRE SAFETY / OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилов Роман Михайлович, Казанцев Семен Григорьевич, Давиденко Антон Сергеевич, Шалявин Денис Николаевич

Упражнения со штурмовой лестницей проводятся с целью обучения и тренировки пожарных в правилах работы с лестницами, выработки и закрепления у них навыков работы на высоте, воспитания выносливости, силы, воли, смелости и ловкости. Современное развитие организации учебного процесса зависит от эффективности использования новых средств и методов в процессе обучения. Исходя из этого, в статье обсуждаются вопросы обеспечения подготовки пожарных к выполнению норматива по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке «Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни», как одному из обязательных для выполнения при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, а также на контрольных занятиях. Впервые для обеспечения процесса обучения к работе со штурмовой лестницей, в соответствии с условиями выполнения упражнений, их сложностью, необходимых затрат и с учетом определенных требований, предлагается использовать дополнительные нормативные задания. Проведены исследования по определению временных показателей предлагаемых нормативных заданий. Определены количественные и качественные показатели выполнения разработанных нормативных заданий. Разработан проект сборника нормативов к работе со штурмовой лестницей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипилов Роман Михайлович, Казанцев Семен Григорьевич, Давиденко Антон Сергеевич, Шалявин Денис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADDITIONAL REGULATORY TASKS AND THEIR TEMPORAL INDICATORS TO WORK WITH A STORM LADDER

Exercises with an assault ladder are carried out with the aim of training and training firefighters in the rules of working with ladders, working out and securing their skills of working at height, bringing up endurance, strength, will, courage and dexterity. The modern development of the organization of the educational process depends on the effective use of new tools and methods in the learning process. Based on this, the article discusses the issues of ensuring the preparation of firefighters to fulfill the standard for fire-fighting and tactical-special training "Lifting the assault ladder to the 4th floor of the training tower", as one of the mandatory inspections during the inspection territorial bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia, divisions of the Federal Border Guard Service, as well as on control classes. For the first time, to ensure the learning process for working with the assault ladder, in accordance with the conditions of the exercises, their complexity, the necessary expenses and taking into account certain requirements, it is proposed to use additional normative tasks. Conducted research to determine the temporal indicators of the proposed regulatory tasks. The quantitative and qualitative indicators of the implementation of the developed normative tasks were determined. A draft compilation of standards for working with assault ladders.

Текст научной работы на тему «Разработка дополнительных нормативных заданий и их временных показателей к работе со штурмовой лестницей»

УДК 614.847.12

РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ И ИХ ВРЕМЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ СО ШТУРМОВОЙ ЛЕСТНИЦЕЙ

Р. М. ШИПИЛОВ, С. Г. КАЗАНЦЕВ, А. С. ДАВИДЕНКО, Д. Н. ШАЛЯВИН

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: rim-sgpu@rambler.ru, skorpsem@yandex.ru

Упражнения со штурмовой лестницей проводятся с целью обучения и тренировки пожарных в правилах работы с лестницами, выработки и закрепления у них навыков работы на высоте, воспитания выносливости, силы, воли, смелости и ловкости. Современное развитие организации учебного процесса зависит от эффективности использования новых средств и методов в процессе обучения. Исходя из этого, в статье обсуждаются вопросы обеспечения подготовки пожарных к выполнению норматива по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке «Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни», как одному из обязательных для выполнения при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, а также на контрольных занятиях. Впервые для обеспечения процесса обучения к работе со штурмовой лестницей, в соответствии с условиями выполнения упражнений, их сложностью, необходимых затрат и с учетом определенных требований, предлагается использовать дополнительные нормативные задания. Проведены исследования по определению временных показателей предлагаемых нормативных заданий. Определены количественные и качественные показатели выполнения разработанных нормативных заданий. Разработан проект сборника нормативов к работе со штурмовой лестницей.

Ключевые слова: пожарно-строевая подготовка; штурмовая лестница; учебная башня; нормативное задание; временной показатель; методика обучения; пожарная безопасность; охрана труда.

DEVELOPMENT OF ADDITIONAL REGULATORY TASKS AND THEIR TEMPORAL INDICATORS TO WORK WITH A STORM LADDER

R. M. SHIPILOV, S. G. KAZANTSEV, A. S. DAVIDENKO, D. N. SHALYAVIN

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo E-mail: rim-sgpu@rambler.ru, skorpsem@yandex.ru

Exercises with an assault ladder are carried out with the aim of training and training firefighters in the rules of working with ladders, working out and securing their skills of working at height, bringing up endurance, strength, will, courage and dexterity. The modern development of the organization of the educational process depends on the effective use of new tools and methods in the learning process. Based on this, the article discusses the issues of ensuring the preparation of firefighters to fulfill the standard for fire-fighting and tactical-special training "Lifting the assault ladder to the 4th floor of the training tower", as one of the mandatory inspections during the inspection territorial bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia, divisions of the Federal Border Guard Service, as well as on control classes. For the first time, to ensure the learning process for working with the assault ladder, in accordance with the conditions of the exercises, their complexity, the necessary expenses and taking into account certain requirements, it is proposed to use additional normative tasks. Conducted research to determine the temporal indicators of the proposed regulatory tasks. The quantitative and qualitative indicators of the implementation of the developed normative tasks were determined. A draft compilation of standards for working with assault ladders.

Key words: fire and drill training; assault ladder; educational tower; normative task; time indicator; teaching methods; fire safety; occupational safety and Health.

© Шипилов P. M., Казанцев С. Г., Давиденко А. С., Шалявин Д. Н., 2019

106

Первостепенной задачей подготовки пожарного в аспекте успешного выполнения поставленных задач является формирование его профессионального мастерства, технической подготовленности, постоянной готовности и слаженности действий, формирование высокого уровня развития физических, психических, волевых и профессиональных качеств. Они в свою очередь обеспечивают успешное выполнение пожарным задач при ликвидации ЧС, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Одним из условий подготовки пожарного являются учебно-тренировочные занятия на полигонах и тренажеров. Именно занятия способствуют успешному овладению профессиональных компетенций.

Проанализировав исследования Те-ребнева A.B. (2000), Самсонова Д.А. (2005), Бортнева Д.А. (2005), Динаева Б.М. (2009) выяснилось, что на сегодняшний день недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с разработкой методик проведения учебно-тренировочных занятий, обеспечивающих совершенствование техники выполнения упражнений с пожарным оборудованием и инструментом [1, 2]. Одним из упражнений, которым пожарный должен владеть в совершенстве является подъем по штурмовой лестнице (далее - ЛШ) на четвертый этаж учебной башни (далее - УБ). Данное упражнение является прикладным и включено как обязательная дисциплина в учебной программе [3, 4]. Упражнение является показателем физической и психологической готовности пожарного к выполнению работ по спасению людей на пожаре. Для выполнения упражнения пожарный должен обладать хорошим здоровьем, высоким уровнем силовых, скоростных, координационных способностей, а также ловкостью. Наряду с этим упражнение выполняется на высоте, что позволяет формировать у пожарного психологическую устойчивость к боязни высоты в условиях ограниченного времени, а также формировать морально-волевые качества. Чтобы установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава и пожарно-спасательных подразделений по завершению обучения выполняется контрольный норматив 5.71.

Как показывает практика в программе учебной дисциплины «Пожарно-спасательная подготовка», подъём по ЛШ на четвертый этаж УБ является одним из самых сложных в освое-

и

Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы. М.: МЧС России, 2011.

нии обучающимися упражнений, так как по виду локомоции является сложно-координированным в плане выполнения. Этому способствует ряд факторов.

1. Страх перед работой на высоте, особенно на начальных этапах, является одним из ключевых.

2. Страх в надежности конструкции лестницы (крепления крюка).

3. Сложности маневрирования (нахождения центра тяжести лестницы), удержания габаритной лестницы на весу.

4. Вертикальный подъем по лестнице является одним из самых энергозатратных, расход энергии составляет 1200 ккал/час.

5. Сложная техника подъема для восприятия и выполнения на первоначальном этапе изучения.

6. Сложность в координации движений, балансировании на высоте с лестницей [5].

Успех в подъёме по ЛШ достигается за счет обеспечения такого педагогического принципа обучения, как принципа доступности и прочности. Решающее значение в реализации этих принципов имеет совершенствование изучаемых приемов и действий, то есть многократное повторение элементов упражнения.

Необходимо отметить, что не знание и не понимание хотя бы одного из элементов, резко снижает вероятность выполнения норматива в целом. Технически не правильное выполнение одного элемента, как правило, не исправляется самостоятельно. Наоборот, эта ошибка будет выполняться постоянно и исправление ее преподавателем займет много времени.

На формирование навыка влияют:

- формирование модели всего упражнения в целом, по элементам и приемам

- мотивация, которая также будет зависеть от прогресса в усвоении упражнения;

- уровень личного развития;

- доступности объяснения практической значимости

- полнота усвоения содержания материала, постепенность перехода от простого уровня овладения к сложному по определенным показателям.

Для оценки качества подготовки подъема по ЛШ на четвертый этаж УБ предусматривается три норматива. Два промежуточных и один основной.

Промежуточные:

1. Переноска и подвеска ЛШ в окно второго этажа УБ (рис.1 (а)).

Начало. ЛШ лежит 7-й ступеней на стартовой линии. Обучающийся находится в положении низкого старта, не касаясь руками

или ногами линии старта и не поднимая ЛШ от земли.

Окончание. ЛШ подвешена за подоконник второго этажа УБ на всю длину крюка. Результат фиксируется по постановке правой/левой ноги на 1-ю ступень ЛШ.

2. Подъем по подвешенной ЛШ на четвертый этажУБ (рис.1 (б)).

Начало. ЛШ подвешена за подоконник второго этажа УБ на всю длину крюка. Обучающийся правой/левой ногой встал на 1-ю ступень ЛШ, руками держится за тетивы.

Окончание. ЛШ подвешена за подоконник четвертого этажа УБ на всю длину крюка. Обучающийся двумя ногами коснулся пола четвертого этажа УБ. Результат фиксируется по касанию пола обеими ногами.

Основной

1. Подъем по ЛШ на четвертый этаж УБ (Рис.1 (в)).

Рис. 1. Промежуточные нормативы в подъеме по ЛШ на четвертый этажУБ

Начало. ЛШ лежит 7-й ступеней на стартовой линии. Обучающийся находится в положении низкого старта, не касаясь руками или ногами линии старта и не поднимая ЛШ от земли.

Окончание. ЛШ подвешена в окно четвертого этажа УБ на всю длину крюка. Обучающийся обеими ногами коснулся пола четвертого этажа УБ. Результат фиксируется по касанию двух ног пола этажа.

Говоря о промежуточных нормативах, мы должны определить их границы и временные показатели.

Таким образом, сравнивая два промежуточных норматива можно прийти к выводу, что они не только отличаются по временным показателям, но и значительно отличаются в техническом плане. Основную сложность выполнения упражнения представляет «вертикальный марш (подъем)» по лестнице. Он

включает в себя выполнение таких элементов как:

1. 3 раза марш (подъем) по лестнице;

2. 2 раза выполнение посадки (седа) на этажи;

3. 2 раза выброс лестницы вертикально вверх, подхват лестницы за тетиву, поочередные перехваты лестницы за тетивы и подвеска лестницы за подоконник вышележащих этажей У Б;

4. финиширование (выход с лестницы на балкон этажа).

Очевидно, что для оценки качества подготовки - такого количества промежуточных нормативов недостаточно. Таким образом существует необходимость в разработке дополнительных заданий (нормативов) с целью более качественной подготовки пожарных

Цель работы - на основании проведенного анализа существующих нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке (далее - ПС и ТСП) разработать и предложить научно обоснованные дополнительные нормативные задания и их временные показатели для выполнения упражнения подъема по ЛШ на четвертый этаж УБ, используя экспериментальный метод.

Гипотеза исследования заключается в том, что дополнительные нормативы позволят обеспечить объективно равные возможности при выполнении упражнений в целом, что окажет существенное влияние на профессиональную готовность обучающихся образовательных организаций МЧС России.

Поставленной цели можно достичь, решив следующие задачи:

- проанализировать научную и специальную учебно-методическую литературу по изучаемой теме;

- подобрать испытуемых с целью выявления чистоты исследования;

- разработать и обосновать использование предлагаемых дополнительных нормативных заданий.

Разработка нормативных заданий по ПС и ТСП включает в себя следующие этапы:

1) подготовительная работа;

2) исследование процесса для которого определяются нормативы и его описание;

3) установление нормативных зависимостей путем проведения эксперимента;

4) проверка нормативных заданий в реальных условиях;

5) корректировка нормативов по результатам проверки.

На первом этапе определяются и обосновываются нормативные задания, где будут проводиться исследования. Подбираются участники эксперимента, исходя из условия

примерно равной физической работоспособности и подготовленности.

Второй этап заключается в изучении процесса упражнения в целом и в разбитом на отдельные элементы (приемы). Осуществляется сбор исходных данных о необходимых затратах труда и факторах, определяющих их величину.

На следующем этапе устанавливаются зависимости между необходимыми затратами труда и влияющими на них факторами. При этом используются графические и аналитические методы, основой которых являются методы математической статистики.

Четвертый этап заключается в оформлении таблиц, из которых составляется сборник нормативов и их условий выполнения.

На пятом этапе, на основе результатов проверки, вносятся необходимые изменения и дополнения.

Для апробации утверждений об эффективности использования в учебном процессе дополнительных нормативных заданий, в период с 2016 по 2018 годы на базе ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России было проведено исследование. В исследовании приняли участие курсанты третьего года обучения в количестве 324 человек, прошедшие курс дисциплины «По-жарно-спасательная подготовка». У всех испытуемых было одинаковое количество занятий по дисциплине «Пожарно-спасательная подготовка». Все участники обучались по одной программе.

Начальный этап исследования заключался в выявлении анатомических показателей, физической подготовленности и физической работоспособности (табл. 1).

В качестве анатомических показателей определялись рост и вес испытуемых. Для частоты эксперименты был выбран усредненный весо-ростовой показатель равный 73,2+8,4 кг / 173,8+5,1 см. Данному показателю соответствует 267 участника исследования.

Дальнейшим этапом проведения исследования был мониторинг физической подготовленности 267 обучающихся, которые выполняли следующие контрольные нормативы: подтягивание из виса на высокой перекладине, комплексное силовое упражнение, бег 100 м и челночный бег 10x10 м. Анализ полученных результатов позволил констатировать, что по уровню физической подготовленности обучающиеся в целом не имеют достоверных различий (р<0,05). Только 18 обучающихся не смогли выполнить контрольные нормативы на положительную оценку.

Следующим этапом проведения исследования являлся оценка показателей физиче-

ской работоспособности обучающихся с определением частоты сердечных сокращений (далее - ЧСС). Результаты исследования выявили, что в показателях физической работоспособности у обучающихся в целом достоверных различий не наблюдается. Были определены следующие средние показатели (табл. 2). Величина Р\Л/С170 соответствовала значению для 223 обучающимся.

Таблица 1. Показатели уровня физической подготовленности участников исследования

№ п/п Показатели Результаты

1 Подтягивание на высокой перекладине (раз) 12,4+3,1

2 Комплексное силовое упражнение (повторений) 4,3+0,4

3 Бег дистанция 100 м (секунд) 13,68+0,59

4 Челночный бег дистанция 10x10 м (секунд) 26,25+0,86

Таблица 2. Показатели уровня физической работоспособности участников исследования

№ п/п Показатели Результаты

1 Р1 78,8+6,84 ударов в минуту

2 Р2 111,2+7,86 ударов в минуту

3 N1 256,8+28,45

4 N2 585,9+64,41

5 PWC170 18,2+2,53

С целью необходимого понимания технически правильных действий при подъёме по штурмовой лестнице в четвертый этаж УБ и оценки отдельных приемов и элементов были сформулированы 5 дополнительных нормативных заданий [6].

1. Подъем по ЯШ на второй этаж УБ (рис. 2 (а)). Начало. ЛШ лежит 7-й ступеней на стартовой линии. Обучающийся находится в положении низкого старта, не касаясь руками или ногами линии старта и не поднимая ЛШ от земли. Окончание. ЛШ подвешена за подоконник второго этажа УБ на всю длину крюка. Обучающийся обеими ногами коснулся пола второго этажа УБ. Результат фиксируется по касанию двух ног пола этажа.

2. Подвеска ЛШ со второго на третий этаж УБ (рис. 2 (б)). Начало. ЛШ подвешена за подоконник второго этажа УБ на всю длину крюка. Обучающийся в положении седа на подоконнике второго этажа удерживает 11-ю ступень ЛШ обратным хватом. Окончание. ЛШ подвешена за подоконник третьего этажа УБ на всю длину крюка. Результат фиксируется по постановке правой/левой ноги на 1-ю ступень ЛШ.

Рис. 2. Дополнительные нормативные задания в подъеме по ЛШ на четвертый этажУБ

3. Подъем по ЛШ со второго на третий этаж УБ (рис. 2 (в)). Начало. ЛШ подвешена за подоконник второго этажа УБ на всю длину крюка. Обучающийся в положении седа на подоконнике второго этажа удерживает 11-ю ступень ЛШ обратным хватом. Окончание. ЛШ подвешена за подоконник третьего этажа УБ на всю длину крюка. Обучающийся обеими ногами коснулся пола 3-го этажа УБ. Результат фиксируется по касанию двух ног пола этажа.

4. Подъем по подвешенной ЛШ на третий этажУБ (рис. 2 (г)). Начало. ЛШ подвешена за подоконник второго этажа УБ на всю длину

крюка. Обучающийся правой/левой ногой встал на 1-ю ступень ЛШ, руками держится за тетивы. Окончание. ЛШ подвешена за подоконник третьего этажа УБ на всю длину крюка. Обучающийся обеими ногами коснулся пола третьего этажа УБ. Результат фиксируется по касанию двух ног пола этажа.

5. Подъем по ЛШ на третий этаж УБ (рис. 2 (д)). Начало. ЛШ лежит 7-й ступеней на стартовой линии. Обучающийся находится в положении низкого старта, не касаясь руками или ногами линии старта и не поднимая ЛШ от земли. Окончание. ЛШ подвешена за подоконник третьего этажа УБ на всю длину крюка. Обучающийся обеими ногами коснулся пола третьего этажа УБ. Результат фиксируется по касанию двух ног пола этажа.

Нормативные задания направлены на подготовку в части касающейся выполнения вертикального марша. При этом два нормативных задания №2 и №3 направлены на оценку качества подготовки ключевых элементов всего упражнения в целом, которые помимо всего прочего выполняются дважды за все упражнение, разница заключается лишь на какой высоте выполняется элемент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В строгом соответствии с разработанными дополнительными нормативными заданиями обучающиеся выполняли эти упражнения на время.

С целью определения разницы временных показателей между участниками исследования полученные значения были переведены в среднестатистические (табл. 3). На основании полученных данных определены временные показатели дополнительных нормативных заданий для упражнений со штурмовой лестницей (табл. 4).

№ Значения Подъем по Подвеска ЛШ Подъем по Подъем по Подъем по

л/л ЛШ на второй со второго ЛШ со второ- подвешенной ЛШ на третий

этаж УБ, с на третии го на третии ЛШ на третий этаж УБ, с

этаж УБ, с этаж УБ, с этаж УБ, с

1 ср знач X 13,0 3,5 9,5 12,9 21,9

2 ст откп b 1,4 0,9 1,4 1,5 2,0

3 ст ош m 0,2 0,2 0,25 0,2 0,2

4 X+b 13,0+1,4 3,5+0,9 9,5+1,4 12,9+1,5 21,9+2,0

Таблица 3. Временные показатели между участниками по дополнительным нормативным заданиям в подъеме по ЛШ на 4-й этажУБ

Таблица 4. Временные показатели дополнительных нормативных заданий для упражнений со штурмовой лестницей

№ Оценка Подъем по Подвеска Подъем по Подъем по Подъем по

n/n ЛШ на вто- ЛШ со вто- ЛШ со вто- подвешен- ЛШ на тре-

рой этаж рого рого ной ЛШ на тий этаж

УБ, с на третии на третии трети и этаж УБ, с

этаж УБ, с этаж УБ, с УБ, с

1 отлично 11,6 2,6 8,1 11,4 19,9

2 хорошо 13,0 3,5 9,5 12,9 21,9

3 удовлетворительно 14,4 4,4 10,9 14,4 23,9

В результате проведенных исследований, дополнительно к двум имеющимся на сегодняшний день промежуточным нормативам по подъему по ЛШ на четвертый этаж УБ, были разработаны пять дополнительных нормативных задания, а также определены временные показатели их выполнения. Таким образом, при подготовке к выполнению обязательного норматива № 5.7 «Подъем по ЛШ на четвертый этажУБ» обучающийся должен выполнить

Список литературы

1. Шарабанова И. Ю., Шипилов Р. М., Харламов А. В. Применение новых методов подготовки и обучения спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2014. № 4. С. 90.

2. Шипилов Р. М., Шарабанова И. Ю., Зейнетдинова О. Г., Кокурин А. К. Особенности адаптации курсантов образовательных организаций высшего образования к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций // В мире научных открытий. 2017. Т. 9. № 1. С. 78-89.

3. Теребнёв В. В., Грачёв В. А., Ше-хов Д. А. Подготовка спасателей-пожарных. По-жарно-строевая подготовка. Екатеринбург: Калан, 2013. 300 с.

4. Теребнёв В. В., Грачёв В. А., Шуры-гин М. А. Специальная профессионально-прикладная подготовка пожарных. Екатеринбург: ООО «Калан», 2013. 216 с.

5. Казанцев С. Г. К вопросу об оптимизации методики подготовки к работе со штурмовой лестницей с учетом дополнительных нормативных заданий // Актуальные проблемы пожарной безопасности: тезисы докладов XXX Международной научно-практической конференции. 2018. № 1 (131). С. 18-22.

6. Казанцев С. Г., Шалявин Д. Н., Сухов А. А. Использование промежуточных временных нормативов в пожарно-строевой подготовке // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XII Международной

7 промежуточных дополнительных нормативов. Необходимо отметить, что увеличение количества нормативов с двух до семи не повлияет на изменения количества отводимых учебных часов на подготовку или не усложнит методику подготовку. Наоборот, увеличение количества промежуточных нормативов при выполнении упражнений с ЛШ обучающимися позволит своевременно реагировать на выполнение ими как отдельных приемов и элементов, так и упражнения в целом.

научно-практической конференции. Иваново, 2017. С.295-297.

References

1. Sharabanova I. Yu., Shipilov R. M., Kharlamov A. V. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2014, issue 4. P. 90.

2. Shipilov R. M., Sharabanova I. Yu., Zeynetdinova O. G., Kokurin A. K. In the world of scientific discoveries, 2017, vol. 9, issue 1, pp. 7889.

3. Terebnev V. V., Grachev V. A., Shekhov D. A. Podgotovka spasatelej-pozharnyh. Pozharno-stroevaya podgotovka [Firefighter rescue training. Fire drill], Ekaterinburg: Kalan, 2013. 300 p.

4. Terebnev V. V., Grachev V. A., Shur-ygin M. A. Special'naya professional'no-prikladnaya podgotovka pozharnyh [Special professionalapplied training of firefighters], Ekaterinburg: Kalan, 2013 216 p.

5. Kazantsev S. G. Aktual'nye problemy pozharnoj bezopasnosti: tezisy dokladov XXH Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii, 2018, vol. № 1 (131), pp. 18-22.

6. Kazantsev S. G., Shalyavin D. N., Su-khov A. A. Pozharnaja i avarijnaja bezopasnost': sbornik materialov XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ivanovo, 2017, pp. 295297.

Шипилов Роман Михайлович

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, доцент

E-mail: rim-sgpu@rambler.ru,

Shipilov Roman Mlkhallovlch

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo candidate of pedagogical Sciences, associate Professor E-mail: rim-sgpu@rambler.ru

Казанцев Семен Гоигорьевич

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

старший преподаватель кафедры

E-mail: skorpsem@yandex.ru

Kazantsev Semen Grigorievich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo senior lecturer

E-mail: skorpsem@yandex.ru Давиденко Антон Сергеевич

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

начальник кафедры

E-mail: david88-2004@mail.ru

Davidenko Anton Sergeevich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State

Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of

Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo

head of department

E-mail: david88-2004@mail.ru

Шалявин Денис Николаевич

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

преподаватель

E-mail: sharap1897@rambler.ru Shalyavin Denis Nikolaevich

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo teacher

E-mail: sharap1897@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.