Научная статья на тему 'Совершенствование модели деятельности российского Банка развития'

Совершенствование модели деятельности российского Банка развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РАЗВИТИЯ / ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копнинская Светлана Николаевна, Дворецкий Игорь Николаевич

В статье рассмотрен подход к решению проблемы привлечения софинансирования к проектам Банка развития. Предлагаемая модель «проекта развития» обеспечивает механизм привлечения к участию в проектах Банка ресурсов частного бизнеса, региональных Администраций, федеральных институтов развития и международных банков развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование модели деятельности российского Банка развития»

Совершенствование модели деятельности Российского банка развития

С.Н. Копнинская,

И.Н. Дворецкий

В 2007 г. в Российской Федерации сформирован масштабный институт развития - Банк развития (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) [1]. Одним из важнейших принципов деятельности Банка является мобилизация частного капитала в рамках реализуемых проектов [4, п.4; 5, п.5-7]. Однако на сегодняшний день, доля инвестиционного участия частного сектора является низкой [6, с .11].

В целях совершенствования деятельности Банка развития предлагается модель «проекта развития». Данная модель позволяет привлечь к участию в проектах Банка ресурсы частного бизнеса, региональных Администраций, федеральных институтов развития и международных банков развития.

Проект развития - это частно-государственный инвестиционный проект, обеспечивающий масштабные эффекты в области национального (регионального) экономического раз-

вития1.

Модель проекта развития предполагает привлечения финансирования со стороны следующих заинтересованных сторон/ акционеров (рис.1):

1. Банк развития,

2. частные компании, локализованные на территории региона, в котором реализуется проект,

3. региональные Администрации того региона, в рамках которого осуществляется проект,

4. федеральные институты развития,

5. международные Банки развития.

В соответствие со своими ресурсами и интересами ационеры могут принимать участие в реализации различных компонентов (субпроектов) проекта Банка (рис.1). Следует выделять следующие компоненты проекта развития:

«Ключевой» компонент проекта:

0 формирование/модернизация/ расширение определенного производства (компании), имеющего большое значение для развития экономики региона.

«Поддерживающие» компоненты проекта, формирующие условия успешной реализации «ключевого» компонента:

0 обеспечение вывода продукции «ключевого» проекта на внешние рынки,

0 финансирование производственных программ (долгосрочное финансирование производственных программ с длительным производственным циклом),

0 формирование экономической инфраструктуры (строительство дорог, мостов, расширение энергетических мощностей и т.д.),

0 формирование социальной инфраструктуры (специализированные учебные заведения, жилищный фонд, качество среды обитания и проч.),

0 формирование институциональной инфраструктуры (законодательство, оказывающее благоприятное воздействие на инвестиционный климат в регионе, институты сотрудничества государства (региональной Администрации) и бизнеса, зрелость региональной нормативно-

правовой базы в части использования механиз- На рисунке 1 компоненты проекта пред-

мов частно-государственного партнерства и ставлены фигурами, помещенными в круг, обо-проч.). значающий проект Банка развития.

Рисунок 1

Участники и компоненты (субпроекты) проекта развития

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ

Заинтересованные в реализации проекта развития стороны (участники, акционеры)

Компонент (субпроект) проекта развития

Формирование/ модерниза ция производства

Частные

компании

Формирование

производственных

программ

Выход на внешние рынки

Формирование экономической инфраст руктур ы

і

Формирование социальной инфраструктур ы

Региональная

Администрация

Формирование и нститу ци онал ьной инфраструктуры

!

Международные Институты

Банки развития развития

Источник: Разработан авторами.

Рассмотрим детальней «зоны» и формы участия акционеров в проекте Банка развития.

Банк развития. В соответствие с Меморандумом о финансовой политике Банк развития может принимать участие в реализации следующих компонентов проекта развития [4, п.6]:

0 реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-

коммунального хозяйства, а также туризма;

0 реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие инноваций;

0 участие в реализации проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки;

0 участие в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства (посредством кредитования кредитных организаций и юридических лиц,

осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства);

0 поддержка экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции и услуг;

В рамках принятой классификации компонентов проекта «зонами» участия Банка развития являются:

0 модернизация/ расширение/ формирование определенного производства (компании);

0 финансирование производственных программ;

0 формирование экономической инфраструктуры (в том числе в рамках государственно-частного партнерства);

0 обеспечение вывода продукции «ключевого» проекта на внешние рынки.

Формами участия Банка развития в проектах являются [1, п.3]:

0 финансирование капитальных вложений в рамках инвестиционных проектов;

0 долгосрочное финансирование производственных программ с длительным производственным циклом;

0 предоставление платежных гарантий по обязательствам российских предприятий, реализующих инвестиционные проекты за счет привлечения инвестиционных кредитов;

0 приобретение долей/акций в уставных капиталах производственных, проектно-инжиниринговых или технологических компаний;

0 экспортное и предэкспортное финансирование операций, направленных на увеличение объемов экспорта промышленной продукции и услуг российского производства;

0 предоставление различных видов гарантий (возврата авансовых платежей, гарантий исполнения контрактных обязательств, тендерных гарантий и др.) по контрактам российских предприятий.

Таким образом, основными инструментами являются кредиты, гарантии и поручительства, участие в уставных капиталах, финансовая, гарантийная и страховая поддержка экспорта, финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Региональные Администрации. Администрация субъекта РФ может принимать участие в реализации «поддерживающих» компонентов проекта:

0 формирование экономической инфраструктуры,

0 формирование социальной инфраструктуры,

0 формирование институциональной инфраструктуры.

Следует выделять два формата участия Администраций субъектов РФ: финансовая поддержка проекта развития (в рамках реализации отдельных компонентов), связанная с использованием бюджета субъекта, и косвенная поддержка проекта, связанная с формированием привлекательных инвестиционных условий для частного сектора и использованием инструментов фискальной политики.

Источником ресурсов финансовой поддержки проекта со стороны субъектов РФ является перераспределение средств из регионального бюджета. В частности, в пользу реализации компонентов проекта развития могут быть перераспределены ресурсы, используемые в рамках:

0 региональных целевых программ,

0 региональных адресных инвестиционных программ,

0 бюджетных инвестиций,

0 бюджетных кредитов,

0 областных государственных гарантий,

0 субсидий юридическим лицам на компенсацию процентов за пользование заемными средствами,

0 субсидий на совместное финансирование инвестиционных проектов и иных статей регионального бюджета.

Перераспределение данных ресурсов на реализацию компонентов проекта развития позволит увеличить их полезность для развития региона (за счет эффекта синергии между компонентами проекта).

Так, например, в Программу развития образования может быть внесено изменение, связанное с поддержкой среднего профессионального учебного заведения, выпускники которого необходимы и будут востребованы на формируемом в рамках проекта производстве. В Программу развития транспортной инфраструктуры могут быть внесены изменения, обеспечивающие строительство инфраструктуры, требуемой проектом.

Методами косвенной (нефинансовой) поддержки проекта развития являются:

0 предоставление земельных участков, находящихся в областной собственности, в пользование, аренду (на льготных условиях) или в собственность ключевым участникам проекта развития;

0 налоговые льготы;

0 инвестиционные налоговые кредиты;

0 гарантии в случае изменения законодательства области («дедушкина оговорка»).

Отдельно стоит отметить другие методы косвенной нефинансовой поддержки проекта, связанные с формированием благоприятной для инвестиционного климата нормативно-правовой базы в регионе.

Можно выделить следующие статьи консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые - в рамках своих целевых задач - могут рассматриваться в качестве потенциального источника софинансирования проектов развития:

0 статья «национальная экономика» (18,2% консолидированных бюджетов субъектов РФ в среднем в период 2005-2008 гг.) [2];

0 отчасти статья «жилищно-коммунальное хозяйство» (16,3%) [3];

0 подстатья «образование» статьи «со-цио-культурные мероприятия» (20,7%) [3].

Частный бизнес. Можно выделить два принципиально разных источника инвестиций, привлекаемых со стороны частного сектора: инвестиционный ресурс компаний (бизнес как инвестор) и бюджеты корпоративной социальной ответственности (КСО).

Ориентирами участия бизнеса как инвестора в проекте является получение прибыли, соответственно инвестиционные ресурсы бизнеса могут использоваться только в компонентах проекта, обеспечивающих доходность:

0 модернизация/ расширение/ формирование производства («ключевой» компонент проекта),

0 финансирование производственных программ,

0 обеспечение вывода продукции «ключевого» проекта на внешние рынки,

0 формирование экономической инфраструктуры (в рамках реализации проектов го-

сударственно-частного партнерства).

Перед проектами (прогрессивной) корпоративной социальной ответственности стоят другие задачи; их ориентиром является обеспечение масштабного эффекта в области развития территории присутствия бизнеса. Российский бизнес демонстрирует высокую заинтересованность в решении социально-экономических проблем территории присутствия [11]. Сегодня по количественным критериям уровень социальной ответственности крупных российских компании сопоставим с аналогичными показателями в странах со зрелой практикой, ежегодный бюджет корпоративной социальной ответственности (КСО) оценивается в 3,5 млрд долл., ежегодный рост бюджетов КСО в период 2000-2007 гг. составил 20% [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Зонами» использования ресурсов КСО в проекте развития могут стать [12]:

0 формирование экономической инфраструктуры,

0 формирование социальной инфраструктуры.

Институты развития. Государственные институты развития — это специализированные государственные или квазигосударствен-ные организации, деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны [9, с.26].

Основными направлениями деятельности институтов развития являются:

0 развитие инфраструктуры,

0 развитие инноваций,

0 развитие малого и среднего бизнеса,

0 развитие несырьевого экспорта,

0 развитие аграрного сектора,

0 сокращение региональных диспропорций.

Сегодня система российских институтов включает развития 11 финансовых институтов: ГК «Банк развития», ОАО «Российская венчурная компания», ГК «Российская корпорация нанотехнологий», ГК «Ростехнологии», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ОАО «Россельскохозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Росинфокомин-вест», ОАО «Особые экономические зоны», Инвестиционный фонд.

Деятельность данных институтов развития направлена на финансовую поддержку инвестиционных проектов, имеющих значимые эффекты для социально-экономического развития страны. Различия между ними определяются сферами или целевыми отраслями деятельности и набором используемых инструментов.

Ресурсы институтов могут быть использованы для реализации соответствующих их назначению компонентов проекта. В целом, финансовый ресурс системы институтов развития может быть использован для реализации таких компонентов как:

0 модернизация/ расширение/ формирование определенного производства (компании),

0 формирование экономической инфраструктуры,

0 формирование социальной инфраструктуры,

0 формирование институциональной инфраструктуры.

Международные Банки развития. Для софинансирования проектов Банка могут быть также привлечены ресурсы международных Банков развития - Мирового банка (World Bank), Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation) и др. Важно отметить, что факт участия Банка развития повышает привлекательность проекта для данной группы потенциальных акционеров (за счет снижения рисков проекта). Это то свойство Банка развития, которое необходимо учитывать и использовать при привлечении инвестиций в проект.

Таблица 1

«Зоны» участия акционеров в реализации проектов развития

Участники (акционе- ра) проекта Формы участия акционеров Компоненты проекта развития

формирование / модернизация/ расширение производства* финансиро- вание производ- ственных программ** обеспече- ние вывода продукции на внешние рынки формиро- вание экономии- ческой инфрастру ктуры формиро- вание социальной инфраструк- туры формиро- вание институ- циональной инфраструк- туры

Банк развития - кредиты - участие в УК юридических лиц - гарантии

Региональ- ная админис- трация - бюджетные расходы - инструменты налоговой политики

Частный бизнес - инвестиции

Частный бизнес: ксо*** - проекты КСО

Институты развития - кредиты - участие в УК юридических лиц и проч.

Финансо -вые институты - кредиты - участие в УК юридических лиц - гарантии

Примечания к таблице:

* формирование/модернизация/ расширение производства (компании), имеющей большое значение для развития экономики региона (ключевой компонент проекта)

** долгосрочное финансирование производственных программ с длительным производственным циклом

*** КСО - корпоративная социальная ответственность

О

- «зоны» участия стейкхолдеров Источник: таблица разработана авторами.

«Зонами» потенциального участия международных Банков развития в проекте являются [13]:

0 модернизация/ расширение/ формирование определенного производства (компании),

0 финансирование производственных программ,

0 формирование экономической инфраструктуры.

В таблице 1 сведены данные по «зонам» участия акционеров. Таблица демонстрирует, что все компоненты проекта развития выполняются в рамках данного состава акционеров. В реализацию каждого компонента проекта может быть вовлечено несколько участников, что позволит разделить инвестиционный бюджет и риски между участниками. Так, в компоненте «формирование экономической инфраструктуры» могут принимать участие частные компании (в рамках механизма государственно-частного партнерства), региональные Администрации, институты развития, специализирующиеся на устранении инфраструктурных провалов, международные Банки развития.

Таким образом, модель проекта развития позволяет привлечь к участию в проектах Банка ресурсы частного бизнеса, региональных Администраций, федеральных институтов развития и международных банков развития и обеспечить комплексную реализацию задач крупного инвестиционного проекта.

Примечания:

1 Определение авторов.

Библиография:

1. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»

2. «Финансы России-2008», Федеральная служба государственной статистики

3. «Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2008 г.», Федеральное казначейство Российской Федерации

4. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. № 1007-р

5. Стратегия развития Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на период 2008-2012 гг.

6. Отчет Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» за 2008 г.

7. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. Н. А.Платоновой, В.А. Шумаева, И.В.Бушуевой. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М., 2008. -653 с. (с.206)

8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М.: ИНФ-РА-М, 2003. - 972 с.

9. Доклад «О задачах институтов развития по диверсификации экономики Российской Федерации», Министерство экономического развития Российской Федерации, 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.