Научная статья на тему 'Проектное финансирование - ключ к становлению центров и осей развития территорий опережающего развития Дальнего Востока России'

Проектное финансирование - ключ к становлению центров и осей развития территорий опережающего развития Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PROJECT FINANCING / SPATIAL ECONOMICS / PRIORITY DEVELOPMENT AREA / PLANNING / INVESTMENT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева М.Ю., Вотинцева Л.И.

Предмет. Обоснование роли проектного финансирования в решении задачи обеспечения устойчивого экономического роста Дальнего Востока на основе создания новых форм пространственного размещения производительных сил в виде территорий опережающего социально-экономического развития. Цели. Анализ инструмента стимулирования регионального развития посредством создания территорий с особыми режимами ведения бизнеса. Выявление особенностей проектного финансирования, определяющих его первостепенное значение в реализации проекта «ТОР» и задачи формирования полюсов и осей роста на Дальнем Востоке России. Методология. В ходе исследования применялись методы эмпирического исследования: сравнение, описание, измерение; и общелогические методы: обобщение, индукция, системный подход; статистические методы и приемы. Теоретической и методологической основой представленной работы послужили научные результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. Информационной основой статистические и аналитические материалы, находящиеся в открытом доступе. Результаты. Обосновано приоритетное использование проектного финансирования в качестве источника реализации инвестиционных проектов резидентами «ТОР». Произведена оценка потребностей в ссудном капитале инвестиционных проектов «ТОР» и его соответствие имеющимся ресурсам проектного финансирования специализированных фондов и целевым кредитам банков (на примере ПАО «Сбербанк»). Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в работе территориальных инвестиционных агентств, отделов развития, инвестиций и стратегического планирования кредитных организаций. Выводы. Формирование института территорий опережающего развития основывается на базовых концепциях регионального роста: экономического районирования (Н. Колосовский); полюсов роста (Ф. Перру); осей развития (П. Потье), кластерного подхода (М. Портер). Определены особенности проектного финансирования, обеспечивающие его приоритетное использование в качестве источника реализации инвестиционных проектов «ТОР». Сделан вывод о достаточности капитала специализированных фондов и банков в осуществлении заявленных резидентами «ТОР» инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project financing as a key to creating centers and axes of development for priority development areas in the Russian Far East

Subject The article provides a rationale for the role of project financing in sustainable economic growth of the Far East through new forms of spatial distribution of productive forces, namely priority social and economic development areas. Objectives The aims are to analyze tools for stimulating regional development by means of creation of territories with special business regimes; to reveal specifics of project financing, determining its paramount importance in implementing the priority development area project and setting-up centers and axes of growth in the Russian Far East. Methods The study rests on empirical research methods (comparison, description, measurement) and general logical methods (generalization, induction, systems approach, statistical methods and techniques. Results We substantiate the priority use of project financing as a source of investment project realization by residents of priority development areas. The paper includes estimation of needs of priority development area investment projects for borrowed funds, and their conformity to available resources of specialized funds and targeted bank loans (on the Sberbank of Russia case). Conclusions The formation of the institution of priority development area rests on basic concepts of regional growth. We define the specifics of project finance, which provides for its priority use as a financial resource to implement investment projects for priority development areas.

Текст научной работы на тему «Проектное финансирование - ключ к становлению центров и осей развития территорий опережающего развития Дальнего Востока России»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Инвестиционная деятельность

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - КЛЮЧ К СТАНОВЛЕНИЮ ЦЕНТРОВ И ОСЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ*

Марина Юрьевна АНДРЕЕВА3', Людмила Ивановна ВОТИНЦЕВАЬ

а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов предприятия, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Российская Федерация andreevamarin@yandex.ru

ь доктор экономических наук, профессор базовой кафедры современного банковского дела, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация luda-skr@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 05.12.2016 Принята в доработанном виде 07.03.2017 Одобрена 21.03.2017 Доступна онлайн 15.05.2017

УДК 332.14, 332.02, 336.02, 338.2

JEL: Е62, Е66, Н71, Р21, R11

https://doi.org/10.24891/fc.23.17.1015

Ключевые слова:

проектное финансирование, пространственная экономика, территории опережающего развития, территориально-отраслевое планирование, инвестиционный потенциал

Аннотация

Предмет. Обоснование роли проектного финансирования в решении задачи обеспечения устойчивого экономического роста Дальнего Востока на основе создания новых форм пространственного размещения производительных сил в виде территорий опережающего социально-экономического развития. Цели. Анализ инструмента стимулирования регионального развития посредством создания территорий с особыми режимами ведения бизнеса. Выявление особенностей проектного финансирования, определяющих его первостепенное значение в реализации проекта «ТОР» и задачи формирования полюсов и осей роста на Дальнем Востоке России.

Методология. В ходе исследования применялись методы эмпирического исследования: сравнение, описание, измерение; и общелогические методы: обобщение, индукция, системный подход; статистические методы и приемы. Теоретической и методологической основой представленной работы послужили научные результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. Информационной основой - статистические и аналитические материалы, находящиеся в открытом доступе.

Результаты. Обосновано приоритетное использование проектного финансирования в качестве источника реализации инвестиционных проектов резидентами «ТОР». Произведена оценка потребностей в ссудном капитале инвестиционных проектов «ТОР» и его соответствие имеющимся ресурсам проектного финансирования специализированных фондов и целевым кредитам банков (на примере ПАО «Сбербанк»).

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в работе территориальных инвестиционных агентств, отделов развития, инвестиций и стратегического планирования кредитных организаций. Выводы. Формирование института территорий опережающего развития основывается на базовых концепциях регионального роста: экономического районирования (Н. Колосовский); полюсов роста (Ф. Перру); осей развития (П. Потье), кластерного подхода (М. Портер). Определены особенности проектного финансирования, обеспечивающие его приоритетное использование в качестве источника реализации инвестиционных проектов «ТОР». Сделан вывод о достаточности капитала специализированных фондов и банков в осуществлении заявленных резидентами «ТОР» инвестиционных проектов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Вопросы пространственного размещения производительных сил являются важными для

* Результаты были получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России от 26.01.2014 № 26.1478.2014/К «Структурные преобразования экономики России посредством интеграционного встраивания в отраслевые рынки АТР».

руководства любой страны мира. В России данной проблеме уделяется особое внимание как в системе государственного управления, так и в научных исследованиях. Феномен большинства национальных пространственно-экономических образований заключается в том, что устойчивость и безопасность

развития их непосредственно зависит от преодоления исторически заложенных противоречий в механизмах эффективной организации территорий. В силу объективных причин, обусловленных ускоренным созданием платформы для инновационного конкурентоспособного производства совокупного продукта, в российских регионах в настоящее время осуществляются институциональные трансформации с радикальной перестройкой системы жизнеобеспечения и механизмов воспроизводства ее на качественно новой основе.

Системное решение задач устойчивого развития предполагает переход отечественной экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному и пространственно сбалансированному типу развития. Такой подход позволит обеспечить рациональное использование и приумножение конкурентных преимуществ каждого региона. Ключевыми, опорными понятиями в связи с этим определены «устойчивое развитие» и «инновационное развитие».

Реализуемая в настоящее время в Дальневосточном Федеральном округе концепция территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) опирается на базовые теории экономического районирования Н. Колосовского [1]; полюсов роста Ф. Перру [2]; осей развития П. Потье [3]; кластерного подхода М. Портера [4]; концепцию «центр-периферия» Д. Фридмана [5]. Особое значение для Дальнего Востока приобретают исследования Х.Р. Ласуэна, обосновавшего возможность регионального узла предприятий выступать не только полюсом роста, но и инициатором экспортной составляющей территории [6]. Реализация инновационного сценария регионального развития предполагает использование положений теории диффузии инноваций, базирующейся на пространственно-временной модели Т. Хагерстранда [7], дополненной применительно к особым экономическим зонам, в исследованиях Т.Р. Гареева,

Н.А. Елисеевой, рассмотревших модель товарных потоков «переходного периода» особой экономической зоны [8]. Нормативной базой функционирования ТОР является Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, постановления Правительства РФ о создании конкретных ТОР. Вместе с тем существует опасность того, что новые территориальные образования повторят опыт особых экономических зон. Для того чтобы этого не произошло, необходимые условия должны быть подкреплены достаточными институциональными и финансовыми ресурсами. В качестве одного из таких ресурсов финансового обеспечения авторы предлагают использовать проектное финансирование как наиболее адекватный вид заемного капитала при осуществлении прямого финансирования вновь создаваемых объектов производственного и рекреационного назначения.

Сущностные особенности проектного финансирования как условие применения инструмента для реализации проекта территорий опережающего развития

Очевидно, что потенциальные возможности становятся реальностью при применении соразмерных задачам и достаточным по размерам инвестициям. Рыночные условия предполагают использование различных инструментов финансирования. Применительно к глобальным проектам типа ТОР можно выделить три основных группы: бюджетное, корпоративное и проектное финансирование. Каждый из названных источников капитала имеет свои плюсы и минусы (табл. 1), задача финансового менеджера - сформировать оптимальную структуру финансирования, использовать плюсы и снизить риски каждой составляющей.

С позиции якорных инвесторов, созданных ТОР, основой для реализации долгосрочных инвестиций, в частности строительства

заводов по переработке сельхозпродуктов (ТОР «Михайловский»), туристических объектов (ТОР «Горный Воздух»), многопрофильной производственно-логистической площадки типа «гринфилд» (ТОР «Надеждинский») и т.д., может стать именно проектное финансирование. Это обусловлено тем, что бюджетные средства расходуются на создание инфраструктуры, корпоративное финансирование не способно решить названные задачи по причине недостаточности объемов, малых сроков и высокой стоимости.

Вопросам теории проектного финансирования посвящены многочисленные исследования зарубежных авторов, в частности, E. Yescombe разработал основные принципы проектного финансирования [9]; B.C. Esty показал особенности применения проектного финансирования в различных странах и отраслях [10]; S. Gatti, акцентируя внимание на рисках проектного финансирования, провел анализ структуры и функций имитационной модели [11]. Вопросы развития и проблемы проектного финансирования в России рассмотрены И.А. Никоновой [12], особенностям внедрения проектного финансирования на государственном уровне посвящена работа Г.С. Пановой [13], задачи и методология оценки рисков кредитования инвестиционных проектов освещены в исследовании С.Э. Петюкова [14].

В теории финансового управления встречаются различные определения понятия проектного финансирования. B.C. Esty трактует последнее как способ мобилизации различных источников финансирования и комплексного использования разнообразных инструментов и оптимального распределения рисков [10]. И. Никонова определяет проектное финансирование как мультиинструментальную форму финансирования, специально созданную для реализации проекта компании, при которой будущие денежные потоки проекта являются основным обеспечением возврата заемных средств и выплаты доходов инвесторам [12]. Ф.М.-Г. Тапсахалова подчеркивает, что проектное финансирование

представляет собой особую форму финансового обеспечения реализации крупномасштабных проектов на основе мобилизации внешних финансовых ресурсов (заемных и привлеченных с рынка капитала) в целях получения прибыли от денежных потоков, генерируемых вновь создаваемым предприятием [15]. По мнению Е. Yescombe, проектное финансирование - это метод привлечения долгосрочного заемного финансирования для крупных проектов посредством «финансового инжиниринга», данный метод основан на заимствовании под денежный поток, генерируемый только самим проектом [9].

Приведенные определения позволяют выделить следующие отличительные черты проектного финансирования:

— финансирование независимого объекта;

— предоставление займов не под существующие, а под генерируемые денежные потоки и активы;

— создание особой структуры по реализации инвестиционного проекта;

— возможность обособления денежных потоков проекта от других денежных потоков.

В структуре проектного финансирования выделяются две составляющие: собственный капитал, предоставленный инвесторами проекта, и заемный капитал. Как правило, проектное финансирование используется для реализации крупных инвестиций и позволяет распределить риски между участниками как со стороны заемщика, так и со стороны кредитных организаций и специализированных фондов. Значительное число инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования, имеют государственную поддержку. Инвестиционные проекты, осуществляемые на территориях опережающего социально-экономического развития, отвечают всем требованиям применения проектного финансирования: независимость проекта от других видов операционной деятельности и

финансовых потоков, предоставление займа под будущий денежный поток, создание обособленной структуры реализации проекта.

Практические аспекты применения проектного финансирования для осуществления инвестиций резидентов ТОР

С начала реализации стратегии стимулирования региональной экономики Дальнего Востока посредством создания территорий опережающего развития появилось 12 ТОР, расположенных в семи субъектах ДВФО. Общеизвестно, что развитие бизнеса требует инвестиций. Такие территории представляют собой долгосрочные инвестиционные проекты с государственной поддержкой, максимальным для РФ набором льгот и дерегулированием бизнеса (табл. 2).

Традиционно крупномасштабные проекты государственной значимости в развитых с тр а н ах ф и н ан с и р о в ал и с ь п у те м государственных заимствований, а проекты частного сектора - средствами крупных компаний, которые привлекали корпоративные займы. В развивающихся странах на этапах становления проекты финансировались государством с привлечением средств на международном банковском рынке при посредничестве Всемирного банка и МВФ или с использованием экспортных кредитов. Однако эти подходы начали изменяться, поскольку приватизация и снижение государственного контроля за протеканием экономических процессов преобразили подход к финансовому инвестированию в значимые проекты, существенная доля финансирования была переложена на частный сектор. Подобные тенденции прослеживаются как в России, так и в других странах, что подтверждается исследованиями R. Morrison [16], L. Moberg [17], Е.А. Коротковой, Т.В. Соколовой [18], А.О. Шайдурова [19].

Для финансирования ТОР планируется привлечь частные инвестиции в сумме более 83 млрд руб. (табл. 3), что составляет около 4% субфедерального бюджета ДВФО в

годовом измерении. Секьюритизация финансовых средств всех участников инвестиционного процесса может быть достигнута посредством использования проектного финансирования.

Преимущества проектного финансирования как метода привлечения долгосрочного заемного капитала для крупных проектов обусловлены возможностями предоставления займов под денежный поток, генерируемый только самим проектом. Успешность проектного финансирования зависит от детальной оценки содержания проекта, обоснования финансово-экономических показателей эффективности, операционных рисков и рисков дохода и их распределения между участниками.

До 2014 г. проектное финансирование в России, в отличие от зарубежной практики, не имело требуемой законодательной базы. Ситуация коренным образом изменилась после принятия Федеральных законов от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Принятые документы ввели ряд новых для российского законодательства понятий и инструментов, позволяющих реализовать основополагающие принципы проектного финансирования:

— новый механизм уступки прав и обязанностей по договору, в частности уступка прав на будущую выручку, денежный поток, создаваемые активы;

— новые виды залогов (прав по договору, будущего объекта недвижимости, будущих прав);

— соглашение кредиторов;

— создание специализированных обществ (аналог проектных компаний);

— создание института, управляющего залогом;

— введение новых видов счетов, обеспечивающих контроль денежных потоков проекта и права кредиторов и акционеров.

Постановления Правительства РФ и приказы Минэкономразвития России определили механизм требования к участникам, регламенты реализации проектного финансирования. В нормативную базу вошли постановление Правительства РФ от

11.10.2014 № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования» (в ред. постановления Правительства РФ от

21.02.2015 № 154), постановление Правительства РФ от 09.12.2014 № 1341 (ред. от 17.03.2015) «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования», приказ Минэкономразвития России от 12.12.2014 № 793 «Об утверждении Порядка ведения реестра инвестиционных проектов, отобранных для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования».

В рамках реализации Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования, Минэкономразвития России провело конкурс и утвердило перечень уполномоченных банков, в который вошли девять российских банков, Международный инвестиционный банк и Евразийский банк развития (ЕАБР) (табл. 4).

Реестр инвестиционных проектов включает 42 проекта сроком реализации от 5 до 15 лет, ставка привлечения кредитных ресурсов является единой и определяется на основании

постановления Правительства РФ1 на уровне 9% годовых. Общая сумма одобренного кредита составляет 235 535 млн руб. Отбор проектов осуществляется на основании поданных заявок, включая паспорт инвестиционного проекта. В реестр вошли две созданные ТОР. Территория опережающего развития «Михайловский», объем

заимствований - 12 650 млн руб., срок 7 лет 10 мес., кредит предоставлен АО «Альфа-банк», участники проекта ООО «Группа Компаний «Русагро», ООО «Белгородский бекон», ООО «Тамбовский бекон», ОАО «Группа «Русагро», ООО «Русагро-Сахар». ТОР «Белогорск» -средства в сумме 800 млн руб. предоставил ОАО «Банк ВТБ» сроком на семь лет под поручительство акционеров, поручительство компаний группы, залог прав на возводимый имущественный комплекс.

Для привлечения инвестиций в экономику региона и финансирования проектов ТОР созданы Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, Российско-Китайский фонд агропромышленного развития, разработаны специализированные банковские продукты.

Одним из ключевых механизмов финансовой поддержки проектов на Дальнем Востоке и формой государственного проектного финансирования является Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ), предоставляющий доступное возвратное финансирование. Фонд является государственным финансовым институтом развития, обеспечивающим гибкий подход к структурированию и финансированию проектов. Он осуществляет инвестиции в создание новых предприятий и объектов инфраструктуры, которые обладают значимым социально-экономическим эффектом для

1 Процентная ставка, устанавливаемая Банком России при предоставлении уполномоченным банкам кредитных средств в целях рефинансирования кредитов, выданных уполномоченными банками конечным заемщикам в рамках Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2014 № 1044. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagm ent/investprojectprogramme/reestr/, www.cbr.ru/press/pr.aspx? file=25042014 134515ref.htm

развития экономики региона. Общий размер уставного капитала составляет 17,1 млрд руб. Главным акционером фонда выступает государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» ему принадлежат 100% акций. Банк обеспечивает поддержку проектов как путем предоставления кредитов и займов, в том числе совместно с другими финансовыми институтами, так и посредством предоставления гарантий и поручительств. Приоритетными для фонда являются проекты, реализация которых основана на механизмах государственно-частного партнерства со значительным мультипликативным эффектом. В соответствии с постановлением Правительства РФ Внешэкономбанк является Государственной управляющей компанией по инвестированию пенсионных накоплений граждан и агентом Правительства РФ по управлению внешним и внутренним валютным долгом. На октябрь 2016 г. одобрено участие Фонда в проектах общей стоимостью 87,8 млрд руб., включая инвестиции со стороны Фонда -11,3 млрд руб.2

Совместный Российско-Китайский фонд агропромышленного развития (РКФАР), создан для финансирования проектов сельскохозяйственной направленности,

включая проекты, реализуемые в рамках ТОР. РКФАР является примером проектного финансирования с использованием

иностранного капитала. Он был создан при участии ФРДВ и УК Азиатско-Тихоокеанского продовольственного Фонда (КНР) в рамках договоренностей о совместном развитии сельскохозяйственного производства на Дальнем Востоке. На первоначальном этапе капитал фонда составил 13 млрд руб. с последующим увеличением до 10 млрд долл. США. На всех этапах развития фонда 90% капитала формируют китайские инвесторы, 10% - российские. Свою заинтересованность в реализации проектов фонда выразили Сельскохозяйственный банк Китая, Строительный банк Китая, ICBC, корпорация Sinolight. Реализуемые проекты имеют ряд ограничений: право собственности на землю

2 По материалам официального сайта. URL: http://www.fondvostok.ru

для ведения сельского хозяйства на Дальнем Востоке предоставляется только российским компаниям, доля российских работников должна составлять не менее 80% от общего числа занятых. Обязательным условием финансирования является использование современных аграрных технологий, обеспечивающих рациональное и экологичное использование сельскохозяйственных земель. На сегодняшний день РКФАР предлагает наиболее льготные условия проектного финансирования (табл. 5).

Наряду со средствами специализированных фондов коммерческие банки также предлагают продукты в рамках проектного финансирования. Ведущим участником финансового рынка Дальнего Востока является ПАО «Сбербанк». В результате подписания соглашения о стратегическом сотрудничестве между ПАО «Сбербанк» и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока банк закреплен уполномоченным экспертом по оценке инвестиционных проектов в ДВФО. На его долю приходится более 44% инвестиционного портфеля региона. ПАО «Сбербанк» реализует инвестиционные проекты в Магаданской области на сумму 0,75 млрд руб., в Камчатском крае - 1,9 млрд руб., в Амурской области - 0,8 млрд руб., в Хабаровском крае -26 млрд руб. в Сахалинской области - 1,8 млрд руб., в Приморском крае - 10,8 млрд руб., в Еврейском АО - 0,5 млрд руб. Ссудный портфель банка обеспечивает возможность финансирования проектов в размерах, о гр а н и ч е н н ы х и с к л ю чи т е л ь н о

кредитоспособностью заемщика, однако стоимость кредитных ресурсов превышает с тои м о с ть з аи м с т в о в ан и й в

специализированных фондах (табл. 6). В банке разработан специализированный кредитный продукт «Индустриальный парк», предназначенный для финансирования создания и развития площадок по размещению промышленных и инновационных производств. Финансирование ТОР также осуществляется в рамках этого продукта. Интерес для резидентов территорий опережающего развития, операционная деятельность которых связана с агропромышленным направлением,

представляет проектное финансирование сельхозпроизводителей и кредитование сезонно-полевых работ под залог будущего урожая. Специфика кредитов для данной отрасли базируется на возможности погашения основного долга в течение трех лет и возможности выплаты процентов раз в полгода. Коэффициент покрытия долга составляет 1,2, что уменьшает риски для банка, однако снижает для заемщика возможность получения кредита в требуемом объеме.

Наряду с поддержкой крупнейших участников рынка принятые программы создают условия для участия в тендерах по отбору инвестиционных проектов, предприятий малого и среднего бизнеса. Это особенно важно для резидентов ТОР и активизации экономики дальнего Востока. Сопоставление заявленных резидентами ТОР требуемых инвестиций в суммарном объеме 83,3 млрд руб. (табл. 3) с величиной ресурсов специализированных фондов и средств государственной программы проектного финансирования оценочной стоимостью 265 млрд руб. показывают, что имеется значительный ресурсный потенциал для расширения инвестиционной деятельности территорий опережающего развития.

Выводы

Проведенный анализ нормативной базы и теоретических исследований по

вопросу пространственного размещения производительных сил позволяет сделать вывод о том, что формирование территорий опережающего развития, создает необходимые условия для стабильного поступательного экономического роста и является эффективным инструментом стимулирования региональной экономики. Формирование законодательной базы наряду с выполнением Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования формируют необходимые ресурсы, позволяющие перевести потенциальные возможности в реальные результаты. Особую роль инструменты проектного финансирования, реализуемые через финансовые институты в форме специализированных фондов и специализированные банковские продукты, приобретают при осуществлении проекта ТОР на Дальнем Востоке. Анализ потребностей финансирования проектов, заявленных резидентами ТОР, и величины совокупного ссудного портфеля проектного финансирования показал, что его величина достаточна по размеру для обеспечения стратегии высокотехнологичного индустриального

развития территорий. Ключевым становится вопрос соединения необходимых и достаточных условий с последующим воплощением в полюсах и осях роста, созданием пропульсивных кластеров, передающих импульсы роста на все территории Дальнего Востока.

Таблица 1

Сравнительная характеристика источников финансирования инвестиционных проектов

Table 1

Comparison of sources of investment project financing

Вид финансирования Преимущества Недостатки

Бюджетное финансирование Минимальная стоимость заимствования. Длительные сроки. Минимальное вложение собственных средств. Отсутствие требования залога, гарантий, поручительств Риск получения средств в полном заявленном объеме. Асинхронность поступлений. Сложность получения

Проектное финансирование Финансовая независимость реализуемых проектов. Значительные объемы инвестиций. Длительный срок финансирования. Распределение риска между участниками Жесткий контроль за исполнением проекта. Необходимость согласования интересов всех участников. Особые требования к представлению проекта

Корпоративное финансирование Снижение налогооблагаемой базы. Минимальные сроки получения займов. Гибкие схемы финансирования Короткий срок заимствования. Требования залога, поручительств, гарантий. Ухудшение отдельных финансовых показателей

Источник: составлено авторами

Source: Authoring

Таблица 2

Сравнительный анализ условий ведения бизнеса при общей практике резидентами ТОР и Свободного порта Владивосток

Table 2

Comparative analysis of business environment under general practice by residents of Priority Development Area and Free Port of Vladivostok

Вид преференций Общая практика ТОР Свободный порт Владивосток

Применение заявительного - + +

порядка на возмещение

НДС в течение 10 дней

Освобождение от НДС при ввозе/вывозе товаров под — + +

таможенную процедуру «Свободная таможенная

зона»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оплата таможенных - + +

пошлин

Финансирование объектов инфраструктуры — + +

Представление объектов инфраструктуры — + +

Приоритетное подключение к объектам инфраструктуры - + +

Земельный налог + — —

Налог на прибыль 20% 0% первые 5 лет; 12% следующие 5 лет 0% первые 5 лет; 12% следующие 5 лет

Налог на имущество 2,2 0% первые 5 лет; 0,5% следующие 5 лет 0% первые 5 лет; 0,5% следующие 5 лет

Страховые взносы 30% 7,6% в течение 10 лет 7,6% в течение 10 лет

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Таблица 3

Источники финансирования созданных ТОР

Table 3

Sources of financing the created priority development areas

Доходы Планируемые инвестиции в ТОР

консолидиро- млн руб. 2015-2017 * гг.

Субъект ванных бюджетов Дефицит/профицит бюджета, млн руб. Средства БСРФ, МБ, Частные

в 2014 г., бюджета РФ** ВБИ инвестиции***

млн руб.

Республика Саха 172 333 -5 034 113,2 87 2 200

(Якутия)

Сахалинская 155 478 +23 107 - 11 491 18 700

область

Приморский край 102 598 -3 345 7 357,1 4 205,1 7 528

Хабаровский 98 449 -15 180 2 160,6 1 103,11 4 500

край

Камчатский край 62 400 -1 127 5 727,5 2 737,44 28 101

Амурская 53 778 -11 649 - 46,2 12 890

область

Магаданская 26 832 -4 357 ТОР не - -

область создано

Чукотский АО 21 385 -955 - Не определено 9 400

Еврейская АО 11 387 -1 994 ТОР не создано - -

Итого по ДВФО 704 640 -20 534 15 358,4 15 464,75 83 319

* Составлено на основании постановлений Правительства РФ о создании соответствующих ТОР и справок по создаваемым ТОР.

** Средства выделяются в рамках государственной программы развития ДВ и Байкальского региона.

*** Оценка авторов. Выполнено по материалам официальных сайтов инвестиционных агентств субъектов ДВФО.

Источник: составлено авторами

Source: Authoring

Таблица 4

Перечень уполномоченных банков для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования

Table 4

List of banks authorized to participate in the Program for Investment Projects Support implemented in the Russian Federation based on project finance

Банк Размер собственных средств, млрд руб.

ПАО «Сбербанк» 2 265,73

АО «Россельхозбанк» 280,17

АО «АЛЬФА-БАНК» 258,62

Банк ВТБ (ПАО) 718,15

ПАО «Промсвязьбанк» 119,72

АО «Газпромбанк» 502,99

ОАО АКБ «Банк Москвы» 195,27

ПАО Банк «ФК Открытие» 147,34

Международный инвестиционный банк 67,33%*

Евразийский банк развития (ЕАБР) 51,75%

Государственная корпорация «Банк Агент Правительства РФ по вопросам предоставления и исполнения

развития и внешнеэкономической государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым

деятельности (Внешэкономбанк)» российскими юридическими лицами в целях реализации ими инвестиционных проектов на основе проектного финансирования

* Одним из критериев отбора международной финансовой организации для участия в программе в качестве уполномоченного банка является наличие уровня достаточности капитала на последнюю отчетную дату не ниже 20%. Источник: составлено авторами

Source: Authoring

Таблица 5

Сравнительные характеристики условий проектного финансирования Фонда развития Дальнего Востока, Российско-китайского агропромышленного фонда и проектов, включенных в реестр Минэкономиразвития России

Table 5

Comparison of conditions for project finance of the Far East Development Fund, the Russian-Chinese Fund for Agro-Industrial Development, and Projects, included in the register of the Ministry of Economic Development

Показатели ФРДВ РКФАР Реестр проектов Мнэкономразвития России

Размер уставного капитала (ссудного 17,1 13 Максимальная сумма ограничена только финансовым состоянием

портфеля), млрд руб. заемщика и бюджетом проекта

Основной акционер В нешэкономбанк Азиатско-Тихоокеанский продовольственный фонд (КНР) и ФРДВ Уполномоченные российские и международные банки

Условия До 1/3 от общего 10% стоимости Собственные средства

предоставления займов объема средств, требуемых для реализации проекта (остальное -собственные средства инициатора, средства банков, финансовых и отраслевых инвесторов) проекта - средства РКФАР; 10% -инициаторы проектов, 80% стоимости -кредиты банков КНР заемщика не менее 20%

Процентная ставка 5 6 9

по займам, %

Срок займа, лет 7-10 7-10 3-20

Минимальная сумма 500 млн руб. Не определена 1 млрд, но не более 20 млрд руб.

займа

Форма займа Долговой либо Долговой либо Долговой либо акционерный

акционерный капитал акционерный капитал капитал

Обеспечение займа Залоги, поручительства Залоги, Залоги, поручительства и

и гарантии инициатора и/или иных кредитоспособных поручителей поручительства и гарантии инициатора и/или иных кредитоспособных поручителей гарантии инициатора и/или иных кредитоспособных поручителей, в том числе гарантии государства не более 25% от суммы кредита

Целевое назначение Создание нового или Кредитование Приобретение/реконструкция/

расширение предприятий строительство объектов

существующего агропромышленного недвижимости, инженерной и/или

предприятия сектора транспортной инфраструктуры; финансирование затрат на вхождение в проект, в том числе приобретение прав на реализацию проекта, объектов незавершенного строительства, приобретение акций/долей участия в компаниях, владеющих активами

Требования к Финансово устойчивая Финансово устойчивая Финансово устойчивая компания

заемщику компания с доказанным отраслевым опытом компания с доказанным отраслевым опытом с доказанным отраслевым опытом

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Таблица 6

Основные характеристики специализированных кредитных продуктов ПАО «Сбербанк», осуществляемых на основе проектного финансирования

Table 6

Major characteristics of specialized loan products of PAO Sberbank based on project financing

Показатели Специализированный кредитный продукт «Индустриальный парк (ТОР)» ПАО Сбербанк Проектное финансирование агропромышленного комплекса

Размер ссудного портфеля, млн руб. Максимальная сумма ограничена только финансовым состоянием заемщика и бюджетом проекта Максимальная сумма ограничена только финансовым состоянием заемщика и бюджетом проекта

Структура финансирования Величина собственных средств без господдержки - 25%; субсидирование из целевых государственных программ - 20% Собственные средства заемщика - 20% от инвестиционного бюджета проекта, в том числе до выдачи кредита - не менее 5%. Кредит - 80% от инвестиционного бюджета проекта

Процентная ставка по займам, % от 10,72 Льготный период по уплате основного долга: до трех лет

Особые условия по кредиту График погашения кредита -ежеквартально, для проектов по растениеводству - раз в полугодие

Срок займа, лет Без господдержки - 12 лет. С господдержкой - 14 лет До 10 лет с возможностью пролонгации на срок, позволяющий сохранить господдержку, до 15 лет - в случае наличия господдержки по таким кредитам

Минимальная сумма займа, млн руб. Не определена Не определена

Форма займа Единовременный кредит, не возобновляемая кредитная линия, рамочная кредитная линия Единовременный кредит, не возобновляемая кредитная линия, рамочная кредитная линия

Обеспечение займа Залог прав требования на строящиеся объекты недвижимости и инфраструктуры. Залог активов проекта - земля, помещения, инфраструктура. 100% акций (долей). Государственные гарантии, гарантии субъектов РФ, имущество залоговых фондов, поручительства Кредит должен быть полностью обеспечен, коэффициент покрытия долга - 1,2

Целевое назначение Финансирование индустриальных парков (ТОР) Финансирование затрат по агропромышленному инвестиционному проекту

Требования к заемщику Финансово устойчивая компания с доказанным отраслевым опытом Юридическое лицо из числа предприятий АПК, применяющих стандартную (не упрощенную) систему бухгалтерского учета и отчетности, осуществляющее инвестиционную деятельность и пользующееся государственной поддержкой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено авторами

Source: Authoring

Список литературы

1. Колосовский Н.Н. Избранные труды. Смоленск: Ойкумена, 2006. 336 с.

2. Perroux F. Note on the Concept of Growth Poles. In: Economic Policy for Development: Selected Reading. Paris, Harmondsworth, Penguin, 1971.

3. Polarized Development and Regional Policies: Tribute to Jacques Boudeville. The Hague, Mouton Publishers, 1981.

4. Porter M. Clusters and the new economics of competition. Harvard Business Review, 1998, no. 76(6), pp. 77-90.

5. Friedmann J. A General Theory of Polarized Development. Santiago, Ford Foundation Program of Urban and Regional Development in Chile, 1967, 156 p.

6. Lasuen J.R. Urbanisation and development - the temporal interaction between geographical and sectoral clusters. Urban studies, 1973, vol. 10, no. 2, pp. 163-188.

7. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago, University of Chicago Press, 1967, 350 p.

8. Гареев Т.Р., Елисеева Н.А. Модель товарных потоков эксклавного региона: в поисках ренты «переходного периода» особой экономической зоны // Балтийский регион. 2014. № 1. С. 72-90.

9. Yescombe E.R Principles of project finance. Academic Press, 2002, 344 p.

10.Esty B.C. Modern Project Finance: A Casebook. John Wiley & Sons, 2003, 544 p.

11. Gatti S. Project finance in theory and practice: designing, structuring, and financing private and public projects. Academic Press, 2012, 496 р.

12.Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альпина Паблишер, 2012. 154 c.

13. Панова Г.С. Внедрение проектного финансирования на государственном уровне: теория и практика. Саарбрюккен: Palmarium Academic Publishing, 2012. 256 с.

14. Петюков С.Э. Кредитование инвестиционных проектов в Российской Федерации. Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 88 с.

15. Тапсахалова Ф.М.-Г. Инвестиции. URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=40.

16.MorrisonR. (ed.). Principles of project finance. Routledge, 2016, 529 p.

17. Moberg L. The political economy of special economic zones. Journal of Institutional Economics, 2015, vol. 11, no. 01, pp. 167-190.

18. Короткова Е.А., Соколова Т.В. Различия между проектным и прямым финансированием парков развития (из опыта развитых западных стран) // Сибирская финансовая школа. 2006. № 4. С. 9-14.

19.Шайдуров А.О. Мировой и российский подход к проектному финансированию // Инновационное развитие экономики. 2012. № 2. С. 40-43.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8709 (Online) Investing

ISSN 2071-4688 (Print)

PROJECT FINANCING AS A KEY TO CREATING CENTERS AND AXES OF DEVELOPMENT FOR PRIORITY DEVELOPMENT AREAS IN THE RUSSIAN FAR EAST

Marina Yu. ANDREEVAa% Lyudmila I. VOTINTSEVAb

a Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russian Federation andreevamarin@yandex.ru

b Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation luda-skr@mail.ru

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 5 December 2016 Subject The article provides a rationale for the role of project financing in sustainable Received in revised form economic growth of the Far East through new forms of spatial distribution of productive

7 March 2017 forces, namely priority social and economic development areas.

Accepted 21 March 2017 Objectives The aims are to analyze tools for stimulating regional development by means Available online of creation of territories with special business regimes; to reveal specifics of project

15 May 2017 financing, determining its paramount importance in implementing the priority

development area project and setting-up centers and axes of growth in the Russian Far JEL classification: E62, E66, East.

H71, P21, R11 Methods The study rests on empirical research methods (comparison, description,

https://doi.org/i0.2489i/fc.23.i7.i°i5 measurement) and general logical methods (generalization, induction, systems approach,

statistical methods and techniques.

Results We substantiate the priority use of project financing as a source of investment project realization by residents of priority development areas. The paper includes estimation of needs of priority development area investment projects for borrowed funds, and their conformity to available resources of specialized funds and targeted bank loans (on the Sberbank of Russia case). Keywords: project financing, Conclusions The formation of the institution of priority development area rests on basic

spatial economics, priority concepts of regional growth. We define the specifics of project finance, which provides for development area, planning, its priority use as a financial resource to implement investment projects for priority investment p°tential development areas.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The research results were obtained within the State job of the Ministry of Education and Science of Russia No. 26.1478.2014/K dated 26.01.2014 Structural Transformations of Russian Economy through Integration into the Asia-Pacific Regon Markets.

References

1. Kolosovskii N.N. Izbrannye Trudy [Selected works]. Smolensk, Oikumena Publ., 2006, 336 p.

2. Perroux F. Note on the Concept of Growth Poles. In: Economic Policy for Development: Selected Reading. Paris, Harmondsworth, Penguin, 1971.

3. Polarized Development and Regional Policies: Tribute to Jacques Boudeville. The Hague, Mouton Publishers, 1981.

4. Porter M. Clusters and the new economics of competition. Harvard Business Review, 1998, no. 76(6), pp. 77-90.

5. Friedmann J. A General Theory of Polarized Development. Santiago, Ford Foundation Program of Urban and Regional Development in Chile, 1967, 156 p.

6. Lasuen J.R. Urbanisation and Development - the Temporal Interaction between Geographical and Sectoral Clusters. Urban Studies, 1973, vol. 10, no. 2, pp. 163-188

7. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago, University of Chicago Press, 1967, 350 p.

8. Gareev T.R., Eliseeva N.A. [A model of commodity flows of the exclave region: Seeking the rent of 'transition period' of special economic zone]. Baltiiskii region = Baltic Region, 2014, no. 1, pp. 72-90. (In Russ.)

9. Yescombe E.R. Principles of Project Finance. Academic Press, 2002, 344 p.

10. Esty B.C. Modern Project Finance: A Casebook. John Wiley & Sons, 2003, 544 p.

11. Gatti S. Project Finance in Theory and Practice: Designing, Structuring, and Financing Private and Public Projects. Academic Press, 2012, 496 p.

12. Nikonova I.A. Proektnyi analiz iproektnoefinansirovanie [Project analysis and project financing]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2012, 154 p.

13.Panova G.S. Vnedrenie proektnogo finansirovaniya na gosudarstvennom urovne: teoriya i praktika [Introduction of project finance at the State level: Theory and practice]. Saarbrücken, Palmarium Academic Publishing, 2012, 256 p.

14.Petyukov S.E. Kreditovanie investitsionnykh proektov v Rossiiskoi Federatsii [Investment project financing in the Russian Federation]. Saarbrücken, LAP Lambert Academic Publishing, 2014, 88 p.

15. Tapsakhalova F.M.-G. Investitsii [Investment]. Available at: https://monographies.ru/ru/book/view?id=40. (In Russ.)

16. Morrison R. The Principles of Project Finance. Routledge, 2016, 529 p.

17.Moberg L. The political economy of special economic zones. Journal of Institutional Economics, 2015, vol. 11, no. 1, pp. 167-190.

18.Korotkova E.A., Sokolova T.V. [Differences between the project and direct financing of development parks (the experience of developed Western countries)]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2006, no. 4, pp. 9-14. (In Russ.)

19. Shaidurov A.O. [International and Russian approach to project finance]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2012, no. 2, pp. 40-43. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.