Научная статья на тему 'Инвестирование территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа'

Инвестирование территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PRIORITY SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT AREA / РЕЗИДЕНТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / РИСКИ / RISK / RESIDENT ALIEN / RESIDENT INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красникова Е. И., Белкина А. Е., Оганесян В. М.

Предмет. Механизмы привлечения инвестиций в территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) Дальневосточного федерального округа. Анализируются изменения в объемах привлеченных инвестиций в 2016 г. относительно 2015 г. Центральное место отводится источникам финансирования инвестиционных проектов. Выявлены наиболее инвестиционноемкие проекты, находящиеся на территории Амурской области. Определяется роль инвестиций в создании и развитии территорий опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, в частности в Амурской области, рост ВРП. Отражаются ключевые ориентиры инвестирования с учетом стратегии развития субъектов Дальневосточного федерального округа. Цели. Исследование особенностей инвестирования территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа. Методология. Использовались методы логического, статистического анализа, системного подхода. Результаты. Проведен анализ источников инвестирования территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа. Выявлены наиболее привлекательные для отечественных и иностранных инвесторов регионы. Определена тенденция к увеличению китайских инвестиций в проекты Дальневосточного федерального округа, что во многом обусловливается созданием территорий опережающего социально-экономического развития. Выводы. Развитие такого инструмента, как территории опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе сопряжено с рядом рисков, в частности касающихся кредитования российских компаний за рубежом. Проекты ТОР Амурской области инвестируются за счет привлечения частных инвестиций и являются наиболее инвестиционноемкими среди территорий опережающего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment in priority social and economic development areas of the Far Eastern Federal District

Importance The article deals with the mechanisms of attracting investment in the priority social and economic development areas of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation. The paper analyzes the changes in volume of attracted investment in 2016 relative to 2015. Objectives We have conducted our own research of the investing in the priority social and economic development areas of the Far Eastern Federal District. Methods The research involves the methods of logical and statistical analyses. Results The article presents the results of analysis of the sources of investment of the Far East priority social and economic development areas. It identifies the most attractive regions for Russian and foreign investors. Conclusions and Relevance The development of such a tool as the PDA in the Far Eastern Federal District entails a number of risks. It involves lending to Russian companies abroad. The largest volumes are invested in the Amur oblast, in comparison with budgetary investment to other regions.

Текст научной работы на тему «Инвестирование территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа»

pISSN 2071-4688 Инвестиционная деятельность

eISSN 2311-8709

ИНВЕСТИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Екатерина Ивановна КРАСНИКОВА3^, Анастасия Евгеньевна БЕЛКИНАЬ, Виктория Манвеловна ОГАНЕСЯН

а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и экспертизы, Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация [email protected]

ь студентка бакалавриата, направление подготовки «Торговое дело», профиль «Коммерция», Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация [email protected]

с студентка магистратуры, направление подготовки «Реклама и связи с общественностью», профиль «Экспертиза рекламных и PR-продуктов», Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 18.07.2017 Получена в доработанном виде 08.08.2017 Получена в доработанном виде 21.09.2017 Одобрена 17.10.2017 Доступна онлайн 29.11.2017

УДК 332.122 (571.6) JEL: Е22, F31, R11, R58

Ключевые слова:

территории опережающего социально-экономического развития, резиденты, инвестиции, риски

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Аннотация

Предмет. Механизмы привлечения инвестиций в территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) Дальневосточного федерального округа. Анализируются изменения в объемах привлеченных инвестиций в 2016 г. относительно 2015 г. Центральное место отводится источникам финансирования инвестиционных проектов. Выявлены наиболее инвестиционноемкие проекты, находящиеся на территории Амурской области. Определяется роль инвестиций в создании и развитии территорий опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, в частности - в Амурской области, рост ВРП. Отражаются ключевые ориентиры инвестирования с учетом стратегии развития субъектов Дальневосточного федерального округа.

Цели. Исследование особенностей инвестирования территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа. Методология. Использовались методы логического, статистического анализа, системного подхода.

Результаты. Проведен анализ источников инвестирования территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа. Выявлены наиболее привлекательные для отечественных и иностранных инвесторов регионы. Определена тенденция к увеличению китайских инвестиций в проекты Дальневосточного федерального округа, что во многом обусловливается созданием территорий опережающего социально-экономического развития. Выводы. Развитие такого инструмента, как территории опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе сопряжено с рядом рисков, в частности касающихся кредитования российских компаний за рубежом. Проекты ТОР Амурской области инвестируются за счет привлечения частных инвестиций и являются наиболее инвестиционноемкими среди территорий опережающего развития.

Для цитирования: Красникова Е.И., Белкина А.Е., Оганесян В.М. Инвестирование территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 43. - С. 2592 - 2606. https://doi.org/10.24891/fc.23.43.2592

В настоящее время в научной литературе рассматривается по различным направлениям. процесс создания и функционирования К.И. Степанов и С.Л. Орлов определяют территорий опережающего развития формирование территорий опережающего

2592

развития как «новую парадигму в национальной системе управления» [1]. И.И. Курков и Т.В. Скрыль - как «инструмент регулирования» и «элемент устойчивого экономического развития» регионов России [2, 3]. С.Л. Орлов - «как важнейший фактор укрепления евразийской интеграции» [4].

Исследования значимости функционирования территорий опережающего развития в качестве стимула для улучшения демографической ситуации в Дальневосточном федеральном округе представлены в научных работах

B.К. Заусаева и Н.А. Кручака [5], Н.А. Норкиной, Е.Р. Мысевой и А.Д. Малых [6], М.В. Рязанцевой [7].

Определение территорий опережающего развития как «факторов инвестиционной привлекательности», а «проектного

финансирования» в качестве ключа к становлению центров и осей развития» ТОР представлено в работах И.С. Кришталя, М.Ю. Андреевой и Л.И. Вотинцевой1, Т.С. Ремизовой, Т.В. Скрыль, Ф.Ф. Шарипова и А.В. Садкова [8-11].

Поиск новых механизмов улучшения инвестиционного климата в стране в последние годы приобрел особую значимость. В рамках формирования новой модели развития Дальнего Востока, ориентированной на Азиатско-Тихоокеанский рынок, в качестве одного из приоритетных направлений привлечения инвесторов предложен новый инструмент в виде создания территорий опережающего развития, конкурентных территорий с особым налоговым и административным режимом [12].

В 2016 г. с помощью различных механизмов на Дальний Восток привлечено инвестиций на общую сумму 1 313 млрд руб., из которых 25% составляют зарубежные инвестиции2.

Из анализа притока инвестиций следует, что в целом по ДФО приток инвестиций в 2016 г.

1 Андреева М.Ю., Вотинцева Л.И. Проектное финансирование - ключ к становлению центров и осей развития территорий опережающего развития Дальнего Востока России // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 17.

C. 1015-1032.

2 Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. URL: https://minvr.ru/opendata/2721194275-investstat/

сократился на 2,5% по сравнению с 2015 г. (табл. 1).

В Сахалинской области и Еврейской автономной области приток иностранных инвестиций по остаткам, накопленным по состоянию на отчетную дату, увеличился на 100,9% и 145,6% соответственно. Привлечение инвестиций в Магаданскую область в 2016 г. сократилось в 97 раз и составило 21 млн долл. США.

Если анализировать поступление иностранных инвестиций по остаткам, накопленным в уставном капитале предприятий прямого инвестирования по отдельным регионам, можно выделить: Амурскую область и Еврейскую автономную область, где приток инвестиций увеличился в 2,9 раза.

Прямые иностранные инвестиции в долговых инструментах по ДФО уменьшились на 23,6%. Одновременно поступление инвестиций по Республике Саха (Якутия) и Хабаровскому краю увеличились в 45 и в 74 раза соответственно.

По результатам исследования различий в привлекательности российских регионов для отечественных и иностранных инвесторов, проведенного О.В. Кузнецовой, из 13 регионов - лидеров по отношению отечественных внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП (более 26%) 4 региона (44% от общего числа) относятся к ДФО [13]. Значение показателя по Сахалинской области составляет менее 14%, но при этом удельный вес организаций с участием иностранного капитала (УОИК) достигает максимального значения - 9,5%.

В пятерку регионов - лидеров по отношению внебюджетных инвестиций (по сумме отечественных и иностранных инвестиций) входят Еврейская автономная область и Амурская область - 40,8% и 39,8% соответственно [13].

За последние 10 лет наблюдался значительный рост величины прямых зарубежных инвестиций из КНР. На сегодняшний день Китай занимает второе место в мире по общей сумме инвестиций - свыше 100 млрд долл. США в иностранные проекты [14].

2593

В сравнении с мировым объемом внешних инвестиций, который ежегодно уменьшался с 2011 по 2014 г. на 8%, среднегодовой темп роста привлечения инвестиций из Китая достиг 16%. Китайские инвесторы в 2014 г. инвестировали в 6 128 иностранных компаний из 156 стран3.

Китайская народная республика финансирует 23 проекта в Амурской области на сумму более 1 млрд долл. США. КНР вложила в ТОР 163 млрд руб.

Приток инвестиций, в том числе иностранных, на Дальний Восток во многом обусловлен созданием территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР).

Территории опережающего развития -это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения4.

ТОР - это один из ключевых инструментов по созданию условий для опережающего развития макрорегиона. В ТОР устанавливается благоприятный режим предпринимательской деятельности, направленный на снижение рисков и повышение доходности инвестирования.

В Российской Федерации создано 32 ТОР, из них 17 - на Дальнем Востоке. Основные характеристики ТОР ДФО представлены в табл. 2.

В 2015 г. при организации первых территорий опережающего развития, например ТОР «Хабаровск», якорными

3 Шелковый путь XXI века: мировая экспансия китайских инвесторов. Обзор китайских инвестиций на зарубежных рынках (данные EY), Март 2015. 28 с.

4 Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ

«О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

инвесторами стали ГК «Технониколь» (производство металлургических изделий для строительства) и местное ООО «Торэкс» (производство изоляционных материалов). В «парке «Авангард» построен комплекс теплиц для выращивания овощей совместным российско-японским предприятием JGC Everreen.

Базовая специализация ТОР «Комсомольск» основана на кооперационных связях с действующими высокотехнологичными предприятиями авиастроения, судостроения и машиностроения. На первом этапе на территории запланировано пять инвестиционных проектов.

В ТОР «Надеждинская» планируется создание мультимодального транспортно-логистического комплекса. Якорными резидентами ТОР выступают компании «Инком ДВ», «Приморский кондитер», «Невада-Восток».

Якорный инвестор ТОР «Михайловская» -компания «Мерси Трейд» - предложила проект семи свиноводческих комплексов. Помимо свинокомплексов в программу входят предприятия по глубокой переработке мяса, новый элеватор для хранения зерна и комбикормовый завод.

Специализацией ТОР «Камчатка» является туристско-рекреационный кластер. В пределах ТОР предусматривается создание нескольких промышленно-логистических зон портового типа.

ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы» создана на базе «Индустриального парка «Кангалассы» - это совместный проект администрации Якутска и ГАУ «Технопарк «Якутия». Особенность ТОР заключается в использовании местного сырья для изготовления конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. Производства, размещенные в ТОР, будут способствовать импортозамещению.

Ключевым инвестиционным проектом ТОР «Беринговский» является разработка месторождений Беринговского каменноугольного бассейна. Реализация инвестпроектов ТОР позволит в 2030 г. достичь роста объемов

2594

налоговых доходов консолидированного бюджета региона от угольной промышленности в 60 раз по отношению к 2013 г. и прироста ВРП - более чем на 600%.

ТОР «Горный воздух» на Сахалине создается на базе одноименной горнолыжной базы. В ТОР также войдут санаторий «Синегорские минеральные воды», прибрежная зона города Невельска и остров Монерон.

В рамках ТОР «Южная» Сахалинской области планируется создать крупные животноводческие комплексы, бройлерные производства, а также развивать овощеводство.

Отличительной особенностью ТОР «Большой камень» является использование процедуры свободной экономической зоны, установленной правом Евразийского экономического союза5.

ТОР - это сложный проект, в котором невозможны быстрые сроки окупаемости. Сложность объясняется зачастую полным отсутствием инфраструктуры на месте ее создания.

Проводя классификацию ТОР ДФО по размеру инвестиций, следует, что по сумме бюджетных инвестиций 53% ТОР входят в первую группу, которую составляют ТОР с размером инвестиций до 2 млрд руб. Территории опережающего развития, которые инвестируются за счет бюджетных средств, превышающих 4 млрд руб., занимают 29% от общего количества ТОР. Крупнейшей ТОР по объему бюджетных инвестиций является ТОР «Нефтехимический» - 137 млрд руб. В ТОР «Приамурская», «Горный воздух», «Амуро-Хинганская» и «Южная Якутия» привлечение бюджетных средств не планируется (табл. 3).

По сумме частных инвестиций выделены две группы ТОР. В 70% ТОР размер частных инвестиций составляет до 40 млрд руб. Минимальный объем в ТОР «Николаевск» -3 млрд руб., максимальный - ТОР «Свободный» - 1 227,5 млрд руб [15]. Структура инвестиций в ТОР по источникам финансирования представлена на рис. 1.

5 Красникова Е.И., Красникова В.С., Оганесян В.М. Организация и функционирование территорий опережающего развития: Россия и Китай в АТР: трансграничное взаимодействие. Благовещенск: АмГУ, 2016. С. 153-157.

В ТОР «Горный воздух» на Сахалине сумма бюджетных инвестиций в полтора раза превышает частные. Частные вложения в ТОР «Михайловская» Приморского края и в ТОР «Комсомольск» Хабаровского края превышают бюджетные в 9 раз6.

По состоянию на 01.05.2017 в АО «Корпорация развития Дальнего Востока» поступило 372 заявки об осуществлении деятельности на территориях 17 ТОР, созданных на территории ДФО, общим объемом инвестиций свыше 2,6 трлн руб., с созданием более 27 200 новых рабочих мест7.

Самые значимые инвестиционные проекты в ТОР представлены в табл. 4.

Наиболее значимым проектом по всем территориям является строительство Амурского газоперерабатывающего завода мощностью 49 млрд м3 в год в ТОР «Свободный» Амурской области, сумма инвестиций составит 702,8 млрд руб. В состав ГПЗ также войдет крупнейшее в мире производство гелия - до 60 млн м3 в год. Для создания завода будут использованы технологии немецкой компании Linde.

Второй по размеру инвестиций проект в сумме более 520,4 млрд руб. якорного резидента компании ПАО «СИБУР Холдинг» ТОР «Свободный» Амурской области - это проект строительства Амурского газохимического комбината до 2 400 000 т этилена в год.

В Амурской области в настоящее время создано три ТОР. Площадь ТОР «Белогорск» занимает чуть больше половины площади ТОР «Приамурская» - 705 и 1 252,5 га соответственно. В трех ТОР будет создано 6 531 новых рабочих мест, из них - 72% в ТОР «Свободный» (табл. 5).

Создание ТОР предполагает участие федерального, областного и местного бюджетов в строительстве необходимой инфраструктуры.

6Хмелевская Л. ТОРы и Свободный порт: отложенный прок // Дальневосточный капитал. 2017. № 2.

7 Основные результаты работы Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в 2015 году. URL: http://government.ru/dep_news/22608/

2595

Бюджеты области и города будут задействованы в ТОР «Белогорск» наряду с частными инвестициями, а все объекты «Приамурской» будут возводиться за счет инвесторов.

Бюджетные инвестиции в строительстве Амурского газоперерабатывающего завода (ГЗП) в ТОР «Свободный» незначительны и составляют 32,9 млн руб. В состав ГПЗ также войдет крупнейшее в мире производство гелия - до 60 млн м3 в год. Для создания завода будут использованы технологии немецкой компании Linde.

Также в ТОР «Свободный» инвестиции якорного резидента компании ПАО «СИБУР Холдинг» при строительстве Амурского газохимического комбината мощностью до 2,4 млн т этилена в год составляют 520,4 млрд руб.

Инвестиции в создание ТОР «Белогорск» составляют 1,4 млрд руб., из них 95% -частные инвестиции.

В ТОР «Приамурская» наиболее значимым проектом является строительство нефтеперерабатывающего завода. Стоимость проекта - 123,1 млрд руб.8.

Уникальность проекта нефтеперерабатывающего завода ТОР «Приамурская» не только в том, что он международный, российско-китайский, а в том, что он реализуется на двух берегах реки Амур на территории Амурской области и в соседней с ней китайской провинции Хэйлунцзян. Проект знаковый, так как речь идет не об экспорте сырой нефти, а о поставках продукции с добавленной стоимостью. НПЗ включен в китайский перечень основных проектов Шелкового пути.

Капитал созданной для реализации проекта «Амурской энергетической компании» поделен как - 40-50-10. Доля в 10% у российской компании - «ИнтерРосОйл», 40% - у китайской компании «Мэн Лань Синь». В свою очередь компания «Мэн Лань Синь» учредила компанию «АмурНефтехим»,

8 Красникова Е.И., Белкина А.Е. Функционирование территорий опережающего развития в Амурской области: Россия и Китай в АТР: трансграничное взаимодействие. Благовещенск: АмГУ, 2016. С. 179-182.

которой принадлежит 40% капитала «Амурской энергетической компании».

По мнению В.С. Загашвили, «как показала практика, китайские банки подходят к кредитованию российских компаний очень осторожно. Из-за высокой оценки наших рисков они требуют дорогостоящих гарантий и часто обусловливают выдачу кредита покупкой китайских товаров» [16].

Что касается проекта инвестирования строительства нефтеперерабатывающего завода в Амурской области, то наблюдается несколько иное отношение со стороны КНР. У китайской компании «Мэн Лань Синь» есть разрешение Комитета по реформам КНР о вывозе 9 млрд юаней в Россию.

В настоящее время уже около 3 млрд руб. из общей суммы инвестировано в проект, реализация которого включает три этапа:

1) подготовительные работы, инфраструктура, «городок» - 2017 г.;

2) сдача первой очереди установок - 2020 г.;

3) выход на проектную мощность - 2023 г.9.

Проектирование комплекса осуществляют два китайских и три российских проектных института. НПЗ будет производить 55 тыс. т бензина Евро-5, 130 т сжиженного газа, 150 тыс. т нефтекокса, из которого изготавливаются электроды, до 85% которых Россия сейчас закупает в Китае. Пятая часть произведенной продукции будет реализовываться на территории России, в первую очередь в Амурской области.

По сумме заявленных частных инвестиций две ТОР: «Приамурская» и «Свободный» являются наиболее инвестиционноемкими из числа ТОР, созданных на Дальнем Востоке.

Таким образом, анализ источников финансирования территорий опережающего развития в РФ показал, что из 17 ТОР, по которым доступна информация, в шести (35,3%) источниками финансирования являются частные инвестиции. В семи ТОР

9 Гордеев А.В. Сегодня купить нефть в России проблемы не составляет // Деловое Приамурье. 2016. № 8. С. 17.

2596

(41,2%) на долю частных инвестиций приходится 80-95%.

В ближайшие годы правительство России планирует выделить из бюджета страны 30 млрд руб. на создание и развитие ТОР, еще 20 млрд руб. направят из других источников. Также до 2025 г. планируется, что число инвестиционных проектов в ДФО составит 475, будет создано 103 300 новых рабочих мест10.

Модель опережающего развития ДФО настолько значима для России XXI в., что в ее реализацию будет вложено 639,5 млрд руб. частных и 37,78 млрд руб. государственных инвестиций.

Инвестиционная политика России

ориентирована на привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику посредством установления преференциального режима в отношении налогов, ослабление государственно-бюрократического контроля, носящего процедурный характер, а также реформирования громоздкого и ограничительного законодательства. Принятие закона о ТОР свидетельствует о стратегических приоритетах России в азиатско-тихоокеанском регионе, где формируется новый центр мировой экономики и политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По прогнозам экспертов к 2030 г. валовой региональный продукт вырастет в 2,47 раза, что станет результатом, с одной стороны, невысокой экономической базы, а с другой -усилий, направленных на развитие региона, в том числе на основе государственной поддержки. Доля ВРП ДФО в российской структуре будет последовательно

увеличиваться и составит к 2030 г. 6,2%.

Наибольшими темпами роста ВРП будут характеризоваться южные регионы округа: Приморский край (367%), Амурская область (309%), Хабаровский край (269%), а также Чукотский автономный округ (318%).

Высокие темпы роста ВРП в ДФО планируется обеспечить за счет высоких темпов роста инвестиций в основной капитал округа (61%), который потребуется для дальнейшего инфраструктурного обустройства территории.

При этом успех от проекта создания ТОР зависит как от самих инвесторов-резидентов, так и от состояния экономики России. Немалое значение имеет и деятельность аппарата управления непосредственно в ДФО. Она должна быть направлена на содействие и поддержку государственных мер. При совместной работе всех заинтересованных ведомств и министерств, предпринимателей и граждан больше вероятности добиться успеха в более сжатые сроки. Основной задачей сегодня наряду с привлечением инвестиций считается обеспечение населения работой. Для реализации этой задачи необходимо создать оптимальные трудовые условия на новых и уже действующих предприятиях, что предполагает установление дополнительных государственных гарантий для населения, и в целом - нормальное функционирование созданного института [17].

Проведение грамотной политики и учет специфики нашей страны позволит сформировать территории опережающего развития, которые не только будут прибыльными, но и поспособствуют ускорению научно-технического прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции [18]. Также ТОР позволят обеспечить инвестиционную привлекательность моногородов, сформировать и ускоренно развивать высокотехнологичные кластеры по перспективным направлениям, увеличить объем производства импортозамещающей продукции, создать новые высокопроизводительные рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней и снизить зависимость местных бюджетов от градообразующих предприятий.

10 Восточный экономический форум. URL: https://foramvostok.ru/na-razvitie-dalnego-vostoka-budet-vydeleno-466-mlrd-rublej/

2597

Таблица 1

Привлечение инвестиций на территорию ДФО в 2015-2016 гг. Table 1

Attracting investments to the territory of the Far Eastern Federal District in 2015-2016

Наименование субъекта РФ Значение отчетного периода, млн долл. США

По состоянию на 01.01.2016 По состоянию на 01.01.2017

Прямые иностранные инвестиции в экономику из-за рубежа: остатки, накопленные по состоянию на

отчетную дату, всего

Сахалинская область 34 940 35 244

Республика Саха (Якутия) 1 428 1 210

Приморский край 1 243 1 175

Амурская область 1 003 880

Хабаровский край 634 555

Чукотский автономный округ 438 349

Еврейская автономная область 57 83

Камчатский край 41 39

Магаданская область 775 21

ДФО 40 558 39 556

Прямые иностранные инвестиции в экономику из-за рубежа: остатки, накопленные по состоянию на

отчетную дату в уставном капитале предприятий прямого инвестирования

Сахалинская область 34 347 34 657

Республика Саха (Якутия) 780 100

Приморский край 608 553

Амурская область 236 691

Хабаровский край 176 168

Чукотский автономный округ 45 144

Еврейская автономная область 27 64

Камчатский край 6 25

Магаданская область 208 1

ДФО 36 434 36 403

Прямые иностранные инвестиции в экономику из-за рубежа: остатки, накопленные по состоянию на

отчетную дату в долговых инструментах

Сахалинская область 1 220 587

Республика Саха (Якутия) 768 1 110

Приморский край 635 622

Амурская область 593 190

Хабаровский край 223 387

Чукотский автономный округ 202 205

Еврейская автономная область 14 19

Камчатский край 12 13

Магаданская область 458 21

ДФО 4124 3 153

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2598

Таблица 2

Характеристика территорий опережающего развития

Table 2

Characteristics of priority development areas

Наименование ТОР Площадь, га Географическое месторасположение Количество рабочих мест, чел. Специализация

1. Хабаровск 716,4 Хабаровск, Хабаровский р-н, Ракитненское сельское поселение 3 000 Сельское хозяйство, транспортно-логистический комплекс, промышленность, металлургия, пищевая промышленность

2. Комсомольск 210 Комсомольск-на-Амуре 3 000 Промышленность

3. Надеждинская 806,7 Надеждинский р-н, Приморский край 1 600 Транспортно-логистический комплекс, промышленность

4. Михайловский 3 885 Михайловский, Черниговский, Спасский р-ны, Приморский край 2 500 Сельское хозяйство

5. Камчатка 4 242,7 Петропавловск-Камчатский, Елизовский район, Камчатский край 3 000 Портовая деятельность, промышленность, туристический кластер, металлургия

6. Индустриальный парк Кангалассы 83 Якутск 350 Промышленность

7. Беринговский 871,05 Анадырь, Анадырский р-н, Чукотский автономный округ 2 500 Портовая деятельность, транспортно-логистический комплекс, добыча полезных ископаемых

8. Горный воздух 531 Сахалинская область 5 000 Туристическо-рекреационное

9. Южная 19 438,9 Сахалинская область 450 Сельское хозяйство

10. Большой Камень 334,1 Приморский край 5 500 Судостроение, промышленное производство

11. Приамурская 1 252,5 Благовещенский р-н, Амурская область 1 530 Промышленность, транспортно-логистический комплекс

12. Белогорск 705 Белогорск, Амурская область 325 Сельское хозяйство, пищевая промышленность

13. Амуро-Хинганская 520,2 Биробиджан, Ленинский, Октябрьский муниципальные р-ны, Еврейская автономная область 1 042 Добыча полезных ископаемых, промышленное производство, сельское хозяйство

14. Нефтехимический 1 300 Партизанский муниципальный район, Приморский край 3 500 Промышленность

15. Южная Якутия 23 200 Нерюнгринский район, Республика Саха (Якутия) 2 700 Горнодобывающая промышленность

16. Николаевск 531 300 Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край 1 395 Рыбный промысел и рыбообработка

17. Свободный 1 450 Свободный, Амурская область 4 730 Газохимическая промышленность

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

2599

Таблица 3

Классификация ТОР ДФО по размеру инвестиций Table 3

Classification of PDAs in the Far Eastern Federal District in terms of investing

Наименование ТОР Сумма бюджетных инвестиций, млрд руб. Сумма частных инвестиций, млрд руб.

«Приамурская» 0 140

«Белогорск» 0,07 12

«Хабаровск» 2,4 39,4

«Комсомольск» 1,2 16,2

«Надеждинская» 4 6,7

«Михайловский» 4,4 39

«Большой камень» 3,15 139,9

«Индустриальный парк «Кангалассы» 1,2 202,2

«Южная» 1,46 6,3

«Горный воздух» — 6,1

«Беринговский» 11,5 8

«Камчатка» 8,4 28

«Амуро-Хинганская» 0 17,1

«Свободный» 32,9 1 227,5

«Нефтехимический» 137 564

«Южная Якутия» 0 24,7

«Николаевск» 0,8 3,95

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 4

Наиболее значимые инвестиционные проекты в ТОР ДФО Table 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The most significant investment projects for the PDA in the Far Eastern Federal District

Наименование региона Наименование ТОР Инвестиционные проекты Сумма инвестиций, млн руб.

Амурская область «Свободный» Строительстве Амурского газоперерабатывающего завода 702 800

Строительство Амурского газохимического комбината 520 400

Амурская область «Приамурская» Строительство нефтеперерабатывающего завода 123 100

Приморский край «Михайловский» Строительство группы свинокомплексов 20 300

Хабаровский край «Комсомольск» Создание ДВ центра глубокой переработки древесины в Амурске 8 800

Хабаровский край «Хабаровск» Строительство ТРК на прилегающей к аэропорту Хабаровска территории 8 100

Чукотский автономный округ «Беринговский» (Чукотский ресурсный кластер) Беринговский каменноугольный бассейн 8 000

Камчатский край «Камчатка» «Гостиничный ТРК» 7 340

Сахалинская область «Горный воздух» Строительство аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинска 4 200

Сахалинская область «Южная» Создание животноводческого комплекса 4 036,5

Приморский край «Надеждинская» Кондитерская фабрика 3 000

Амурская область «Белогорск» Завод по глубокой переработке сои 1 500

Республика Саха (Якутия) «Индустриальный парк «Кангалассы» Строительство металлургического завода 300

Производство керамических кирпичей и блоков 300

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2600

Таблица 5

Характеристика территорий опережающего развития в Амурской области

Table 5

Characteristics of the priority development areas in the Amur oblast

Наименование ТОР Частные инвестиции, млрд руб. Бюджетные инвестиции, млн руб. Площадь, га Количество инвесторов, ед. Якорные инвесторы Количество новых рабочих мест, чел. Специализация

«Приамурская» 140 Не требуется 1 252,5 2 ООО «Амурская Энергетическая компания», ООО «С Технология» 1 381 Промышленная, логистическая

«Белогорск» 12 0,07 705 3 ООО «Маслоэкстрак-ционный завод «Амурский», ООО «Амурский завод металлических конструкций», ООО «Белхлеб» 420 Агропро-мышлен-ная

«Свободный» 1 227,5 32,9 1 450 3 ООО «Газпром», ОАО «Технолизинг», ПАО «СИБУР Холдинг» 4 730 Газохимическая промышленность

Итого 1 379,5 32,97 1 559 8 - 6 531 -

Источник: авторская разработка Source: Authoring

2601

Рисунок 1

Структура инвестиций в ТОР по источникам финансирования Figure 1

A structure of investment in the PDA by source of financing

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Степанов К.И., Орлов С.Л. Новая парадигма в национальной системе управления: формирование территорий опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе // Проблемы современной экономики. 2015. № 1. С. 203-204. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5309

2. Курков И.И. Территории опережающего развития как инструмент регулирования социально-экономического развития регионов России // Проблемы экономики и менеджмента. 2015.

№ 5. С. 74-81. URL: http://icnp.ru/sites/default/files/PEM/PEM_45.pdf

3. Скрыль Т.В. Механизм территорий опережающего развития как элемент устойчивого экономического развития // Экономика образования. 2016. № 2. С. 135-147.

4. Орлов С.Л. Создание территорий опережающего развития в России - важнейший фактор укрепления евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. 2016. № 2.

С. 27-30. URL: URL: https://cyberieninka.m/artide/n/sozdanie-territoriy-operezhayuschego-razvitiya-v-rossii-vazhneyshiy-faktor-ukrepleniya-evraziyskoy-integratsii

5. Заусаев В.К., Кручак Н.А. Территории опережающего развития и демографические процессы // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. № 1. С. 23-32.

6. Норкина А.Н., Мысева Е.Р., Малых А.Д. Стратегия развития территорий опережающего развития как регулирующий фактор миграционной политики на территориях Дальнего Востока // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика

2602

и право. 2016. № 12. С. 30-37. URL: http://www.nauteh-joumal.ru/index.php/ru/—ep16-12/3038-a

7. Рязанцева М.В. Стимулирование притока трудовых ресурсов на территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока // Российское предпринимательство.

2015. Т. 16. № 18. С. 3091-3102. URL: https://creativeconomy.ru/lib/9344

8. Кришталь И.С. Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности региона: особенности и проблемы развития // Инновации и инвестиции.

2016. № 10. С. 148-153. URL: http://innovazia.ucoz.ru/_ld/0/65_10-2016.pdf

9. Ремизова Т.С. Обоснование бюджетных расходов на создание территорий опережающего развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 1. С. 70-78. URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Joumal/Archive/2016/1/fm_2016_1.pdf

10. Скрыль Т.В. Территории опережающего развития: новые возможности для бизнеса или инвестиции в неопределенность // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7. С. 115-124.

11. Шарипов Ф.Ф., Садков А.В. Создание территорий опережающего социально-экономического развития как инструмент привлечения инвестиций в производственную инфраструктуру регионов Российской Федерации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2016. № 4. С. 107-112.

URL: http://vestnik.guu.ru/wp-content/uploads/sites/17/2016/07/Вестник-№4-2.pdf

12. Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 2. С. 569-585.

13. Кузнецова О.В. Различия в привлекательности российских регионов для отечественных и иностранных инвесторов // Вопросы экономики. 2016. № 4. С. 86-102.

14. Шелухин А.А. Китайские инвестиции в глобальной экономике // Международная экономика. 2016. № 8. С. 29-38.

15. Троценко А.Н. Сравнительный анализ методов исследования конъюнктуры рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 16-26.

16. Загашвили В.С. Диверсификация российской экономики в условиях санкций // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 6. С. 52-60.

URL: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/06_2016/52-60_Zagashvili_.pdf

17. Бандурина Н.В., Коростелев Д.А. К вопросу о создании и развитии территорий опережающего социально-экономического развития в современных условиях // Государственный аудит. Право. Экономика. 2015. № 4. С. 99-104.

18. Чимитова С.Ж., Лихачева В.В. Проблемы и перспективы развития территорий опережающего развития // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 39-1. С. 62-67.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

2603

pISSN 2071-4688 Investing

elSSN 2311-8709

INVESTMENT IN PRIORITY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AREAS OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Ekaterina I. KRASNIKOVAa% Anastasiya E. BELKINAb, Viktoriya M. OGANESYANc

a Amur State University, Blagoveshchensk, Amur Oblast, Russian Federation [email protected]

b Amur State University, Blagoveshchensk, Amur Oblast, Russian Federation [email protected]

c Amur State University, Blagoveshchensk, Amur Oblast, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history:

Received 18 July 2017 Received in revised form 8 August 2017 Received in final form 21 September 2017 Accepted 17 October 2017 Available online 29 November 2017

JEL classification: E22, F31,

R11, R58

Keywords: priority social-economic development area, resident alien, resident individual, investment, risk

Abstract

Importance The article deals with the mechanisms of attracting investment in the priority social and economic development areas of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation. The paper analyzes the changes in volume of attracted investment in 2016 relative to 2015.

Objectives We have conducted our own research of the investing in the priority social and

economic development areas of the Far Eastern Federal District.

Methods The research involves the methods of logical and statistical analyses.

Results The article presents the results of analysis of the sources of investment of the Far

East priority social and economic development areas. It identifies the most attractive

regions for Russian and foreign investors.

Conclusions and Relevance The development of such a tool as the PDA in the Far Eastern Federal District entails a number of risks. It involves lending to Russian companies abroad. The largest volumes are invested in the Amur oblast, in comparison with budgetary investment to other regions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Krasnikova E.I., Belkina A.E., Oganesyan V.M. Investment in Priority Social and Economic Development Areas of the Far Eastern Federal District. Finance and Credit, 2017, vol. 23, iss. 43, pp. 2592-2606. https://doi.org/10.24891/fc.23.43.2592

References

1. Stepanov K.I., Orlov S.L. [A new paradigm in the national administration system: formation of territories of advanced development in the Far East Federal okrug]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2015, no. 1, pp. 203-204.

URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5309 (In Russ.)

2. Kurkov I.I. [The territory of advanced development as an instrument of regulation of socioeconomic development of regions in Russia]. Problemy ekonomiki i menedzhmenta, 2015, no. 5, pp. 74-81. (In Russ.)

3. Skryl' T.V. [The territory of advanced development mechanism as an element of sustainable economic growth]. Ekonomika obrazovaniya = Economics of Education, 2016, no. 2,

pp. 135-147. (In Russ.)

4. Orlov S.L [Creating of advanced development territories in Russia as a key factor of strengthening the Eurasian integration (Russia, Moscow)]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2016, no. 2, pp. 27-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-

2604

territoriy-operezhayuschego-razvitiya-v-rossii-vazhneyshiy-faktor-ukrepleniya-evraziyskoy-integratsii (In Russ.)

5. Zausaev V.K., Kruchak N.A. [Territories of accelerated development and demodraphic processes]. Aziatsko-Tikhookeanskii region: ekonomika, politika, pravo = Pacific Rim: Economics, Politics, Law, 2015, no. 1, pp. 23-32. (In Russ.)

6. Norkina A.N., Myseva E.R., Malykh A.D. [Development strategy of priority development territories as a migrational policies regulatory factor in the Far East]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: ekonomika ipravo = Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Law and Economics, 2016, no. 12, pp. 30-37. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/—ep16-12/3038-a (In Russ.)

7. Ryazantseva M.V. [Stimulation of the labor resources inflow on the territory of the rapidly developing (in social and economic terms) Far East]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = The Russian Journal of Entrepreneurship, 2015, vol. 16, iss. 18, pp. 3091-3102.

URL: https://creativeconomy.ru/lib/9344 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Krishtal' I.S. [Priority development areas as a factor of investment attractiveness of a region: special features and prospects of development]. Innovatsii i investitsii = Innovation & Investment, 2016, no. 10, pp. 148-153. URL: http://innovazia.ucoz.ru/_ld/0/65_10-2016.pdf (In Russ.)

9. Remizova T.S. [Justification of Budget Expenditures for the Establishment of the Territories of Priority Development]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2016, no. 1, pp. 70-78.

URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2016/1/fm_2016_1.pdf (In Russ.)

10. Skryl' T.V. [Territory of priority development: new opportunities for business or investment in uncertainty]. VestnikNGIEI, 2016, no. 7, pp. 115-124. (In Russ.)

11. Sharipov F.F., Sadkov A.V. [The creation of the zones of priority development as an instrument of investments attraction in the Russian Federation regions industrial infrastructure development]. Vestnik universiteta, 2016, no. 4, pp. 107-112. (In Russ.) URL: http://vestnik.guu.ru/wp-content/uploads/sites/17/2016/07/BecTHHK-№4-2.pdf

12. Kashina N.V. [Priority Development Areas: a New Tool for Attracting Investment in the Far East of Russia]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2016, vol. 12, no. 2, pp. 569-585. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.17059/2016-2-21

13. Kuznetsova O.V. [Differences in Russian regions attractiveness for foreign and domestic investors]. Voprosy Ekonomiki, 2016, no. 4, pp. 86-102. (In Russ.)

14. Shelukhin A.A. [Chinese investment in the global economy]. Mezhdunarodnaya ekonomika = The World Economics, 2016, no. 8, pp. 29-38. (In Russ.)

15. Trotsenko A.N. [Comparative analysis of investigation methods of market conditions]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2013, no. 1, pp. 16-26. (In Russ.)

16. Zagashvili V.S. [Diversification of Russian economy under sanctions]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2016, vol. 60, iss. 6, pp. 52-60. URL: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/06_2016/52-60_Zagashvili_.pdf (In Russ.)

17. Bandurina N.V., Korostelev D.A. [To a question of creation and development of territories of the advancing social and economic development in modern conditions]. Gosudarstvennyi audit. Pravo. Ekonomika = State Audit. Law. Economics, 2015, no. 4, pp. 99-104. (In Russ.)

2605

18. Chimitova S.Zh., Likhacheva V.V. [The issues and development prospects of advanced special economic zones]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad, 2016, no. 39-1, pp. 62-67. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

2606

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.