Научная статья на тему 'Участие банков развития в модернизации национальной экономики'

Участие банков развития в модернизации национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / РЕСУРС / КАПИТАЛОЕМКИЙ / БАНК / РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенко К. Б., Ильин А. А.

В международной практике для решения проблем привлечения финансовых ресурсов в капиталоемкие отрасли используется способ проектного финансирования. В нашей стране механизм проектного финансирования не получил развития. Основной причиной этого явилось отсутствие в нашей стране банков развития. В России проект банка развития обрел популярность в результате накопления государством избытка ликвидности. В 2007 г. был принят Федеральный закон «О банке развития», который регламентирует основы деятельности банка развития Внешэкономбанка. В статье описаны принципы функционирования Внешэкономбанка и отраслевые приоритеты его инвестиционной деятельности, выделены наиболее значимые проекты с его участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие банков развития в модернизации национальной экономики»

участие банков развития в модернизации национальной экономики

Н.Б. ГРИЩЕНКО, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредит»

А.А. ИЛЬИН,

главный специалист отдела регионального бизнеса филиала ОАО Банк ВТБ (г. Барнаул), ассистент кафедры «Финансы и кредит» Алтайский государственный университет

В настоящее время Россия вместе с мировым сообществом стоит на пути глобального пересмотра фундаментальных основ функционирования мировой экономики. Проводимая в последние годы Правительством РФ экономическая политика преследовала цель интегрировать экономику России в мировой хозяйственный процесс как путем вступления в международные экономические институты, так и способом создания транснациональных корпораций и концентрации банковского капитала.

Экономический смысл данного направления деятельности государства понятен: недостаточная вовлеченность в мировой экономический процесс в значительной степени тормозит достаточно очевидный и необходимый процесс активизации ряда российских предприятий, способных оказать конкуренцию на внешних рынках, но в силу различных причин, находящихся в стадии модернизации или реформирования1.

По многим показателям (темп роста ВВП, профицит федерального бюджета, сокращение государственного долга, размер золотовалютных резервов) у России имеется потенциал для развития национальной экономики. Однако имеется ряд факторов, сдерживающих развитие некоторых отраслей народного хозяйства. Авторы считают, что в условиях наметившихся в последнее время кризисных тенденций, ставится под сомнение выход данных отраслей на конкурентоспособный уровень.

1 Имеются в виду предприятия нефтегазовой отрасли, электроэнергетики, отрасли телекоммуникаций, черногй и цветной металлургии.

Говоря о негативных факторах, авторы, прежде всего, имеют в виду нарастающую зависимость от импорта, огромный износ основных фондов, стагнацию высокотехнологичных производств, недостаточность инвестиций в основной капитал. Так, в 2007 г. наметилась устойчивая тенденция превышения темпов роста импорта (136,84 %) над экспортом (116,54 %), причем основными статьями экспорта по-прежнему остаются минеральное сырье и полуфабрикаты (около 80 %), а импортирует Россия, прежде всего, машины, оборудование, транспортные средства, продовольственные товары, продукцию химической промышленности, текстиль, т. е. готовые продукты, произведенные, в большинстве случаев, из предметов экспорта.

Удельный вес полностью изношенных основных фондов в секторе добычи полезных ископаемых составляет 21,9 %, в обрабатывающей промышленности — 17 %. Средний возраст оборудования составляет более 20 лет. Даже флагман развития отечественной экономики — нефтяная промышленность, бедствует от нехватки инвестиций, стареет оборудование (в нефтепереработке износ основных фондов превысил 80 %), изнашиваются трубопроводы [1, с. 33].

Высокотехнологичные производства находятся в упадке. Удельный вес российских машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме мирового экспорта машинотехнических изделий не превышает 0,3 %, доля информатизационного оборудования составляет 0,04 % мирового экспорта [1, с. 38].

В международной практике для решения проблем привлечения финансовых ресурсов в капиталоемкие

отрасли экономики используется способ проектного финансирования, при котором осуществляется привлечение долгосрочного заемного капитала для крупных проектов, основанного на займе под денежный поток, создаваемый только самим проектом.

В последнее время на страницах экономической печати освещалась тема необходимости развития проектного финансирования в нашей стране. Однако, несмотря на наличие достаточно большого числа публикаций на данную тему, вышеобозна-ченный инструмент не получил пока должного развития и масштабного использования, в связи с чем следует подробнее рассмотреть аспекты, которые оказывают влияние на становление системы проектного финансирования.

На наш взгляд, существует ряд причин, не позволяющих использовать в полной мере механизм проектного финансирования. В первую очередь авторы считают, что необходимо выделить такой фактор, как отсутствие в нашей стране опыта функционирования банков развития.

Проведенное исследование показало, что в экономически развитых странах работа банков развития получила широкое распространение. В Западной Европе и Японии они сыграли важную роль в послевоенном восстановлении. По мере укрепления частного банковского сектора финансовые ресурсы банков переключались на решение других задач. Банки развития поныне продолжают работать в Германии, Португалии, Испании, Японии и ряде других стран. Однако характер их деятельности изменился: теперь они являются специализированными организациями, предназначенными для реализации низкоэффективных проектов и предоставления помощи за рубежом.

Главная цель, которая должна стоять перед любым банком развития, заключается в формировании рыночной среды в секторах экономики, непривлекательных для частных банков. Исходный принцип деятельности банка развития — это отказ от конкуренции с частными банками. Если его заемщиками, имеющими низкий первоначальный уровень платежеспособности, капиталоемкие и долгосрочные проекты, начинает интересоваться частный сектор, значит, работа банка развития завершена и он должен уходить с рынка. Сфера деятельности банков развития ограничивается производственной инфраструктурой и низкорентабельными, хотя и социально значимыми сегментами рынка. В частности, за рубежом банки развития нацелены на работу с электроэнергетикой, дорожно-транспортным строительством, проектами в

области здравоохранения, защиты окружающей среды и пр.

Особенность российского случая заключается в кардинальном различии исходных условий создания банков развития. В отличие от других развивающихся стран, вынужденно обратившихся к идее банков развития в связи с дефицитом инвестиций и экономическим кризисом, в России проект банка развития обрел популярность в результате неэффективного накопления государством избытка ликвидности. Чтобы его ресурсы не были потрачены впустую, функции банка развития в нашей экономике уже на начальной стадии должны быть четко оговорены.

17 мая 2007 г. был принят Федеральный закон «О банке развития», который регламентирует правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности банка развития — государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [2, 3].

Необходимо отметить, что это не первый опыт создания банков развития в нашей стране. С середины 1990-х гг. в России статус банков развития имели ОАО «Российский банк развития» и ЗАО «Росэксимбанк». Не останавливаясь на результатах деятельности данных банков и не проводя оценку их работы, скажем лишь о том, что согласно названному закону акции данных организаций переданы в качестве вклада в уставный капитал Внешэкономбанка. Кроме того, особый статус банка, осуществляющего поддержку развития аграрного сектора нашей страны, имеет ОАО «Россельхоз-банк» (во многом созданный по прототипу китайского Банка развития сельского хозяйства Китая). Данная кредитная организация имеет идентичные признаки банка развития, вместе с тем он является коммерческой структурой (хотя и находящейся в собственности государства), а значит, не может в полной мере отражать статус «банка развития».

Внешэкономбанк с точки зрения нормативного обеспечения создан в полном соответствии с международным опытом создания подобного рода институтов развития:

— во-первых, Внешэкономбанк является государственной корпорацией и представляет собой некоммерческую организацию, действующую в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики России. На некоммерческий характер деятельности данного института указывает также то, что извлечение прибыли не является целью деятельности Внешэкономбанка;

— во-вторых, Внешэкономбанк имеет особый банковский статус. Данный признак проявляется в более мягкой форме регулирования со стороны законодательства о банках и банковской деятельности. На деятельность Внешэкономбанка не распространяются положения вышеназванного законодательства по регистрации, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, ликвидации или реорганизации, предоставлению информации о деятельности кредитной организации, обеспечения требований к устойчивости и финансовой надежности, соблюдения иных обязательных требований и нормативов;

— в-третьих, Внешэкономбанк в своей деятельности отдает предпочтение проектам, реализация которых основана на принципах частногосударс-твенного партнерства.

Часть перечисленных признаков законодательно закреплена в качестве принципов деятельности Внешэкономбанка.

Выбор Внешэкономбанка в качестве Банка развития вполне обоснован его особым статусом, репутацией на международных финансовых рынках, активной деятельностью в сфере кредитования проектов, имеющих общенациональное значение. Общим признаком операций Внешэкономбанка является их инвестиционная направленность. Значительная часть соглашений, подписанных за период с момента создания Банка развития, ориентирована на содействие развитию в России механизма частногосударственного партнерства.

Среди основных отраслевых приоритетов инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на 2007 — 2010 гг. названы: авиастроение и ракетно-космический комплекс, судостроение, электронная промышленность, атомная промышленность, машиностроение, металлургия, деревообрабатывающая промышленность и оборонно-промышленный комплекс.

Среди наиболее значимых с общенациональной точки зрения проектов с участием Внешэкономбанка, следует выделить:

1. Строительство Богучанского целлюлозно-бумажного комбината в Красноярском крае. Соглашение о финансировании в размере от 800 млн до 1 млрд долл. США было подписано в мае 2008 г. с Корпорацией развития Красноярского края. Общая стоимость проекта оценивается в 41,4 млрд руб., срок окупаемости проекта 14 лет. Данный проект является частью более широкой программы развития Нижнего Приангарья. Принимая во внимание общий объем предполагаемых инвестиций (более

13 млрд долл. США); данная программа, очевидно, станет в обозримой перспективе одним из крупнейших проектов в области частногосударственного партнерства в России. Кроме того, Комплексной программой развития Нижнего Приангарья предусмотрена реализация ряда инфраструктурных проектов с использованием средств Инвестиционного фонда РФ на сумму более 34 млрд руб.;

2. Участие в инвестиционном проекте «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Стоимость данного проекта оценивается в 22,14 млрд руб. (в том числе средства Инвестиционного фонда — 5,13 млрд руб.). Участие Внешэкономбанка выражается в форме присутствия (с долей 19,9 %) в уставном капитале ОАО «Евразийский» — компании, реализующей проект.

3. Внешэкономбанк выступает консультантом-экспертом в проекте по строительству платной скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр (ЗСД)». Реализация данного проекта должна обеспечить связь морского порта Санкт-Петербурга с 13 федеральными и территориальными дорогами в направлении Финляндии, Эстонии, Украины, Белоруссии и соседних регионов России. Общая стоимость проекта составляет 82,86 млрд руб., общая протяженность трассы — 466 км, пропускная способность 78 тыс. автомобилей в сутки. В составе ЗСД предусматривается сооружение 14 транспортных развязок на разных уровнях и уникальных мостовых сооружений с подмостовыми габаритами над корабельным фарватером 55 и 35 м, строительство которых будет осуществляться в России впервые.

4. Создание аэровокзального комплекса «Ше-реметьево-3». В рамках реализации данного проекта Внешэкономбанком заключено кредитное соглашение с ОАО «Терминал», предусматривающее представление кредитной линии в размере 211 млн долл. США сроком на 13 лет. Необходимо отметить, что Внешэкономбанком проект финансируется полностью, в результате его реализации пропускная способность аэровокзального комплекса должна составить 12 млн пассажиров в год, 90 % пассажиров будут обслуживаться с использованием пассажирских телескопических трапов. В начале 2009 г. данный проект должен быть завершен2.

2 В рамках реализации данного проекта в августе 2008 г. открыто движение по новому участку железной дороги, соединяющей центр Москвы и аэропорт Шереметьево. Кроме того, в скором времени планируется открытие первого участка скоростного шоссе Москва — Санкт-Петербург вблизи аэропорта Шереметьево.

5. Проект реконструкции и расширения пассажирского терминала в аэропорту «Храброво» (г. Калининград). В рамках реализации данного проекта Внешэкономбанк осуществляет финансирование на сумму 34 млн долл. США сроком до 7,5 лет. Новый терминал аэропорта «Храброво» является основой реализуемого ОАО «КД-авиа» проекта создания авиатранспортного узла между Европой и Россией. Пропускная способность терминала составит около 5 млн пассажиров в год.

Кроме обозначенных проектов Внешэкономбанк участвует во внешнеэкономической деятельности российских экспортоориентированных предприятий:

1) банк является одним из инвесторов проекта по созданию пассажирского регионального самолета Sukhoi Super Jet, а также будет организовывать финансирование продаж самолетов, причем как российским, так и зарубежным заказчикам;

2) Внешэкономбанк в составе синдиката российских банков осуществляет финансирование поставки воздушных судов Ил-96-300 и Ту-204-100 на Кубу;

3) банк профинансировал приобретение одним из крупнейших российских авиаперевозчиков венгерской национальной авиакомпании Malev Hungarian Airlines, выступив не только финансирующей стороной, но и консультантом по дальнейшему развитию Malev.

Общий объем финансирования, предоставленного Внешэкономбанком по этим трем проектам, составил 102 млн евро.

Кроме того, Внешэкономбанк принимает участие в реализации проектов, связанных с поддержкой экспорта российской машиностроительной продукции и технологий (строительство ГЭС «Шонла» и судоремонтной верфи «Фарынг» во Вьетнаме), общей стоимостью более 450 млн долл. США.

1 июня 2006 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Внешэкономбанком и ЗАО «Атомстройэкспорт», реализующее межгосударственные и межправительственные соглашения Российской Федерации о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. В рамках соглашения Внешэкономбанку отводится роль организатора финансирования строительства и модернизации атомных электростанций в России и за рубежом. ЗАО «Атомстройэкспорт» реализует проекты по строительству АЭС в Китае, Индии, Иране, а также планирует реализацию проектов в Болгарии, Белоруссии, Чехии. Участие в указанных

проектах позволит не только увеличить экспортный потенциал России за счет поставки атомных технологий, но и поддержать высокий уровень производственной и научно-технической базы отечественного машиностроительного комплекса.

Среди инвестиционных проектов, в которых будет задействован Банк развития в ближайшие годы, первое место по значимости занимают вложения в высокотехнологичные отрасли. Так, Внешэкономбанк будет кредитовать программы Объединенной авиационной корпорации по увеличению выпуска гражданской авиационной техники. В рамках проекта предполагается организовать проведение работ по модернизации и техническому перевооружению авиационных заводов ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» и ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск). Кроме того, проект предполагает переход от единичного производства по индивидуальным заказам к серийному выпуску воздушных судов Ан-148, Ту-204 и Ил-96.

Еще одно направление инвестиций Внешэкономбанка — инфраструктурные проекты. В частности, Внешэкономбанк совместно со Сбербанком России рассматривает возможность создания инфраструктурного фонда для финансирования проектов по развитию транспортной системы РФ. За счет средств такого фонда могут быть профинансированы проекты, которые не вошли в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010 — 2015гг.» и были отложены на более поздний срок.

Но, несмотря на очевидные успехи в организации проектного финансирования различных отраслей экономики, остаются нерешенными многие проблемы, которые не позволяют Банку развития в нашей стране в значительной мере обеспечить потребности российских предприятий в расширении и модернизации.

Во-первых, наиболее остро, на наш взгляд, стоит проблема финансирования Банка развития. Напомним, что, помимо средств, переданных государством в уставный капитал Внешэкономбанка (180 млрд руб.), Внешэкономбанк является государственной управляющей компанией по управлению пенсионными средствами граждан. В настоящее время управление средствами происходит не так эффективно (убыточность пенсионных накоплений, переданных в управление Внешэкономбанку, за 2008 г. составила — 0,33 %) 3, тогда как «длинные» пенсионные деньги могли бы послужить

3 Ведомости. - 2009. - № 8.

источником финансирования долгосрочных проектов, реализуемых через Банк развития.

Найти прочие источники «длинных» денег самостоятельно Банку развития представляется довольно проблематичным, так как законодательно банку запрещено привлекать во вклады средства физических лиц, а средства юридических лиц могут быть приняты в качестве депозитов только от предприятий, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка.

Дополнительными источниками средств, на наш взгляд, могли бы послужить средства Фонда национального благосостояния, как части Стабилизационного фонда, а также средства Агентства по страхованию вкладов, которые могут быть переданы в доверительное управление Внешэкономбанку.

Во-вторых, необходимо снять с Внешэкономбанка обязательства, которые ранее рассматривались как основные, но теперь не отвечают его основному предназначению. Имеются в виду его функции по обслуживанию внешнего госдолга России. Предполагается, что данная обязанность будет упразднена к концу 2012г. К этому времени заканчиваются все товарные поставки в счет погашения внешнего долга, и дальше будет необходима только техническая банковская работа по проведению платежей. Эти платежи могло бы осуществлять Федеральное казначейство через любой банк.

В-третьих, особое внимание следует уделить тому, чтобы Банк развития не оказался политизирован. Российская власть склонна к использованию госбанков в политических целях. Чтобы Банк развития не оказался вовлечен в проекты с высокими рисками, его руководство должно обладать независимостью при принятии операционных решений. Власти должны влиять на Банк развития только в рамках уточнения федерального закона и его целевых установок.

Данные меры могли бы послужить дополнительными факторами, которые обеспечат развитие Внешэкономбанка. В современных условиях вложение средств в проекты, имеющие социально-экономическую значимость для страны, является

первоочередной задачей государственной корпорации. Данные проекты менее охотно финансируются частными коммерческими банками в связи с их низкой доходностью и высокими рисками.

Не последнюю роль в дальнейшем развитии инвестиционных операций Внешэкономбанка сыграют кризисные явления, обозначившиеся в последнее время в мировой экономике. На современном этапе отдельные отрасли российской экономики (ранее считавшиеся инвестиционно привлекательными) находятся на грани выживания. В данных условиях разговор о модернизации, интенсивном развитии отечественных предприятий как бы отодвигается на второй план: в первоочередных задачах правительства стоит сохранение экономического потенциала страны.

Тем не менее кризис не может длиться вечно. Рано или поздно предприятия вернутся к ранее свернутым инвестиционным программам, и для их реализации потребуются немалые средства, предоставить которые по силам только мощным кредитным организациям, и в первую очередь имеется в виду Внешэкономбанк как Банк развития РФ, который со временем сможет взять на себя функции основного представителя интересов государства в национальном банковском секторе.

список литературы

1. Желобанов Д. Потерянный миллиард // Ведомости. - 2009. - № 8.

2. Федеральный закон «О банке развития» от 17.05.2007 № 82-ФЗ.

3. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.07.2007 №1007-р.

4. Цветков В. Подкрепить инновационное развитие промышленной политикой // Экономист. — 2008. - № 3.

5. URL:http://www.veb.ra/ra.

6. URL:http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.