Научная статья на тему 'Роль финансовых инстит утов развития в реализации государственных антикризисных программ'

Роль финансовых инстит утов развития в реализации государственных антикризисных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БАНК РАЗВИТИЯ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT BANK / ANTI-CRISIS MEASURES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Владимир Александрович

В статье в качестве объекта исследования рассматриваются банки развития как важный элемент национальной системы финансовых институтов развития. Предметом исследования является деятельность банков развития по устранению кризисных явлений и их последствий. Представлено теоретическое обоснование участия банков развития в антикризисных инициативах. Приведен анализ роли российского банка развития - Внешэкономбанка в реализации антикризисных мер Правительства. Сформулированы выводы о перспективных направлениях деятельности Внешэкономбанка по повышению устойчивости национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FINANCIAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN GOVERNMENT ANTI-CRISIS PROGRAMME IMPLEMENTATION

The article investigates as the research object development institutions, particularly development banks as key actors of national system of financial development institutions. Subject of research is development bank-s activity aimed at mitigating crisis issues. This paper identifies theoretical arguments for development banks ’ existence and rationale for their participation in anti-crisis measures implementation. The analysis of Russian development bank ’ Vnesheconombank ’ and its role in anti-crisis government programs is presented. Based on that, the paper puts forward a few concluding remarks aimed at improving bank-s performance to ensure a balanced and sustainable development of national economy.

Текст научной работы на тему «Роль финансовых инстит утов развития в реализации государственных антикризисных программ»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

УДК 336.711

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ

ДМИТРИЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ,

доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН), научный руководитель факультета «Международные экономические отношения», заведующий кафедрой «Государственно-частное партнерство» Финансового университета при Правительстве РФ, председатель Внешэкономбанка, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье в качестве объекта исследования рассматриваются банки развития как важный элемент национальной системы финансовых институтов развития. Предметом исследования является деятельность банков развития по устранению кризисных явлений и их последствий. Представленo теоретическое обоснование участия банков развития в антикризисных инициативах. Приведен анализ роли российского банка развития -Внешэкономбанка в реализации антикризисных мер Правительства. Сформулированы выводы о перспективных направлениях деятельности Внешэкономбанка по повышению устойчивости национальной экономики. Ключевые слова: банк развития; антикризисные меры; устойчивое развитие.

ROLE OF FINANCIAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN GOVERNMENT ANTI-CRISIS PROGRAMME IMPLEMENTATION

VLADIMIR A. DMITRIEV,

Doctor of Economics, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences.

'International Economic Relations' Faculty Scientific Advisor, 'Public-Private Partnership' Chair Dean,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Vnesheconombank Chairman, Moscow, Russia

ABSTRACT

The article investigates as the research object development institutions, particularly development banks as key actors of national system of financial development institutions. Subject of research is development bank-s activity aimed at mitigating crisis issues. This paper identifies theoretical arguments for development banks ' existence and rationale for their participation in anti-crisis measures implementation. The analysis of Russian development bank ' Vnesheconombank ' and its role in anti-crisis government programs is presented. Based on that, the paper puts forward a few concluding remarks aimed at improving bank-s performance to ensure a balanced and sustainable development of national economy.

Keywords: development bank; anti-crisis measures; sustainable development.

1. ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Целесообразность государственного вмешательства в экономические процессы служила предметом дискуссий долгие годы как в научном сообществе, так и в среде экспертов-практиков.

На современном этапе эволюции экономической мысли можно констатировать признание необходимости участия государства в стимулировании экономического роста и устойчивого пространственного развития страны.

Ретроспективный анализ существующей экономической литературы демонстрирует ряд оснований для использования государственных механизмов и инструментов поддержки экономического роста:

• обеспечение долгосрочных инвестиций в экономику;

• нивелирование «провалов» рынка в части высокорисковых и низкодоходных отраслей и сегментов;

• комплексное влияние на факторы устойчивого экономического роста при одновременном решении возникающих социальных и экологических проблем.

Подобное участие требуется на протяжении всех экономических циклов вне зависимости от уровня развития страны.

При этом, безусловно, этап развития, на котором находится страна в определенный момент времени, определяет стратегические цели государственного воздействия и соответствующие им инициативы.

В большинстве стран мира одним из субъектов, реализующих данные инициативы, являются финансовые и нефинансовые институты развития, в том числе национальные банки развития.

Идея создания государством системы поддержки сбалансированного устойчивого развития экономики на основе формирования институтов развития получила практическое воплощение в глобальном масштабе [1].

Фундаментальным теоретическим основанием для вмешательства государства в экономические процессы являются основы теории

кейнсианства, теории развития, социальной теории, концепции устойчивого развития [2, 3] и др.

Результатом действия механизма государственной поддержки является уменьшение уровня трансакционных издержек субъектов, вследствие чего повышается эффективность экономики в целом и создается почва для ее дальнейшего устойчивого развития [4].

2. ЦЕЛИ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Важнейшей задачей институтов развития, наряду с выполнением функций по стимулированию устойчивого экономического роста, становится антикризисная поддержка национальной экономики в кризисные периоды [5].

В соответствии с этой задачей им отводится ведущая роль в реализации планов и программ антикризисного характера правительств развитых и развивающихся стран.

В периоды финансово-экономических кризисов банки развития реализуют антикризисные программы, разработанные и принятые правительствами или другими органами государственной власти, используя выделяемые им для этих целей централизованные финансовые ресурсы.

При этом с помощью специально создаваемых финансовых инструментов банки развития способствуют:

• обеспечению кредитами реального сектора экономики страны, в том числе сегмента малого и среднего предпринимательства (далее — МСП);

• реализации крупных инфраструктурных проектов;

• расширению номенклатуры и увеличению объемов экспорта;

• продвижению инновационных программ;

• поддержанию стабильности в финансовом секторе.

Для стабилизации финансового положения в условиях кризиса применяются как традиционные инструменты денежно-кредитной политики, так и экстренные меры государственного регулирования, в том числе через финансовые институты развития.

Среди основных антикризисных мер, используемых финансовыми институтами развития, можно выделить следующие:

• поддержка кредитно-банковской системы путем повышения ее капитализации и обеспечения дополнительной ликвидности банковского сектора;

• поддержка фондового рынка;

• поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики посредством льготного кредитования, предоставления гарантий и др.;

• поддержка и санация системообразующих и градообразующих предприятий и кредитных организаций.

Эффективность институтов развития в реализации отдельных антикризисных мер была продемонстрирована в условиях мирового экономического кризиса 2008 г., когда их оперативная работа по доведению средств до стратегически важных секторов, отраслей и субъектов национальных экономик позволила значительно снизить отрицательные последствия острой фазы кризиса.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

В периоды нарушения равновесия экономической системы национальные и региональные банки развития при поддержке системы национальных институтов развития оказывают антициклическую антикризисную поддержку государств.

Так, финансовые институты развития, в первую очередь банки развития, стали ключевыми субъектами реализации антикризисных планов и программ правительств зарубежных

стран в период глобального экономического кризиса 2008-2009 гг.

а. Бразильский банк развития

В соответствии с антикризисной программой Правительства Бразильскому банку развития (BNDES) была выделена дополнительная кредитная линия для кредитования МСП с целью пополнения их оборотных средств и для поддержки экспорта.

Кроме того, Бразильский банк развития обеспечил открытие кредитной линии для «промежуточного» финансирования (bridge financing) инфраструктурных проектов при условии фиксированной процентной ставки по таким кредитам.

Необходимо отметить, что даже в кризисные годы определенная доля выданных Бразильским банком развития кредитов была направлена на реализацию проектов в области устойчивого развития страны - в частности, проекты повышения энергетической эффективности зданий, сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу и адаптации жилого пространства к потребностям пожилых людей.

Другими словами, цель достижения социальных и экологических эффектов служит ориентиром для Бразильского банка развития не только в периоды экономического роста, но и в период кризисных явлений и экономического спада.

b. Немецкий банк развития

Немецкий банк развития (KfW) являлся основным оператором антикризисных программ правительства Германии, отвечавшим за эффективное использование выделенных правительством финансовых средств.

В рамках реализации антикризисных программ 2009-2011 гг. государство обеспечило фондирование Немецкого банка развития посредством увеличения его пассивов на 80% с целью создания дополнительных финансовых инструментов поддержки национальной экономики.

В частности, Немецкий банк развития существенно расширил свое участие в инновационных программах и программах повышения энергетической эффективности, обеспечил инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, имеющие государственное значение.

Немецкий банк развития также участвовал в реструктуризации банковской системы страны - в частности, в санации Немецкого промышленного банка. Немецким банком развития были предложены дополнительные финансовые инструменты для кредитования экономики, в частности малого и среднего бизнеса, в объеме до 15 млрд евро.

Покрытие соответствующих банковских рисков было обеспечено государственными гарантиями. Ежегодное финансирование программ поддержки МСП было увеличено с 5 млрд евро в 2007 г. до 8 млрд в 2009-2010 гг.

с. Банк индустриального развития Индии

В рамках мер по преодолению кризисных явлений правительство Индии увеличило размер кредитных ресурсов, доступных государственным банкам развития, для оказания поддержки корпоративному сектору.

Банк индустриального развития Индии активно участвовал в поддержке реального сектора экономики путем расширения кредитования значимых для экономики Индии предприятий, испытывавших серьезные трудности.

Например, Банк увеличил кредитование ведущей индийской компьютерной фирмы Satyam Computer, столкнувшейся с проблемой выполнения своих платежных обязательств.

Банк предлагал кредитные ресурсы и другим компаниям, занятым в сфере информационных технологий. Девелоперским компаниям предлагались кредитные ресурсы по льготным ставкам.

Кроме того, Банком индустриального развития Индии был создан специальный Фонд стабилизации проблемных активов (Stressed Asset Stabilization Fund), который занимался покупкой ценных бумаг и неконвертируемых долговых обязательств небанковских финансовых компаний.

Для поддержки микро-, малых и средних предприятий, обеспечивающих, по оценкам экспертов, вклад в ВВП на уровне 8% и долю в экспорте на уровне 40%, был создан специальный Банк развития малых предприятий Индии.

Средства новому банку на поддержку МСП в стране были выделены Резервным банком

Индии. Данные средства предоставлялись под фиксированный процент.

При этом Банк развития малых предприятий Индии обеспечивал реструктуризацию кредитов, уже выданных с целью поддержки МСП, а также обеспечивал эти кредиты гарантийной поддержкой.

Китайский банк развития

В реализации антикризисных мер правительства КНР активное участие принимали китайские институты развития - государственные банки и государственные корпорации, в том числе Китайский банк развития.

Банк выступал оператором и контролером осуществляемых правительством Китая проектов, участвовал в разработке конкретных мер по преодолению кризисных явлений как на государственном уровне, так и на уровне предприятий.

Китайскому банку развития были поручены финансирование на льготных условиях инфраструктурных проектов, поддержка предприятий экспортной ориентации и реализация мероприятий по расширению внутреннего спроса.

В конце декабря 2008 г. было объявлено о намерениях Китайского банка развития осуществить крупные инвестиции в строительство жилищных объектов и скоростных автодорог в ряде провинций Китая.

Кроме того, Китайский банк развития в условиях кризиса продолжал поддерживать деятельность инвестиционных фондов, созданных им ранее для стимулирования приоритетных отраслей национальной экономики.

е. Банк развития Японии и Японский банк международного сотрудничества

Как и в большинстве стран мира, в Японии основными операторами реализации антикризисных программ правительства, отвечающими за оперативное и эффективное использование финансовых ресурсов, являлись национальные банки развития.

В Японии успешно функционируют два национальных банка развития: Банк развития Японии и Японский банк международного сотрудничества.

В рамках реализации антикризисных планов Банк развития Японии был уполномочен предоставлять кредиты средним и крупным предприятиям, испытывающим финансовые трудности.

Банк развития Японии участвовал в программе выкупа корпоративных ценных бумаг (привилегированных и обыкновенных акций) японских компаний. В случае банкротства компаний - эмитентов ценных бумаг Банк развития Японии получал компенсацию из государственного бюджета.

С целью оказания помощи японским компаниям в условиях мирового финансового кризиса

Японским банком международного сотрудничества было предложено два новых банковских продукта с целевой направленностью:

• кредиты японским производителям, экспортирующим свою продукцию в развивающиеся страны;

• кредиты крупным национальным компаниям для осуществления инвестиционных проектов в развивающихся странах.

Вместе с Международной финансовой корпорацией в условиях кризиса Японский банк международного сотрудничества создал Фонд рекапитализации банков. Фонд оказывал финансовую помощь в первую очередь банкам из развивающихся стран, прежде всего в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, а также банкам в странах Азии и Африки.

Таким образом, антикризисная поддержка национальных экономик осуществлялась зарубежными банками развития преимущественно по направлениям, обсуждаемым выше: поддержка реального сектора экономики, финансового сектора, МСП, а также национального экспорта.

При этом проведенный анализ показал, что участие банков развития в подобных инициативах было эффективным антикризисным механизмом не только в развивающихся странах, но и в развитых.

4. УЧАСТИЕ ГРУППЫ ВНЕШЭКОНОМБАНКА В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР

В период глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. российский банк развития - Внешэкономбанк также стал

одним из ключевых экономических агентов,

деятельность которого позволила нивелировать риски дальнейших разрушительных последствий кризиса в российской экономике, обеспечив ускоренное посткризисное восстановление экономики страны [6].

Рассмотрим поэтапно роль российского банка развития в реализации антикризисной программы Правительства 2008-2009 и 20142015 гг., проанализируем данные инициативы с точки зрения теоретической и практической целесообразности.

а. Роль Внешэкономбанка в реализации антикризисной программы Правительства РФ 2008-2009 гг.

Внешэкономбанк активно участвовал в реализации антикризисной программы Правительства РФ, осуществляя значительную часть мер по стабилизации финансового сектора, поддержке реального сектора и стимулированию экономического роста.

В рамках реализации антикризисных мер по поддержке российской экономики Внешэкономбанку были поручены новые функции:

• поддержка фондового рынка;

• рефинансирование внешнего корпоративного долга;

• поддержка банковского сектора путем предоставления субординированных кредитов банкам и их сопровождения;

• финансовое оздоровление и санация системообразующих кредитных организаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• управление проблемными активами;

• исполнение агентских функций по предоставлению и исполнению государственных гарантий Российской Федерации.

В период кризиса средства Фонда национального благосостояния (далее — ФНБ) России в размере 162 млрд руб. были направлены Внешэкономбанком на поддержание российского фондового рынка путем приобретения акций и корпоративных облигаций.

В рамках рефинансирования внешнего корпоративного долга Внешэкономбанк предоставил кредитов ведущим российским компаниям на сумму более 11 млрд долл. США.

Ряд заемщиков полностью или частично погасили основной долг. При этом ситуация в

экономике и на рынках капитала не позволила некоторым заемщикам своевременно исполнить свои обязательства по погашению кредитов. В этой связи от ряда компаний поступили заявки на пролонгацию кредитов.

Внешэкономбанком была оказана системная поддержка российскому банковскому сектору посредством предоставления субординированных кредитов на общую сумму более 400 млрд руб., что позволило повысить его капитализацию и расширить объемы кредитования реального сектора экономики.

Внешэкономбанк принял участие в осуществлении селективных мер по санации нескольких системообразующих кредитных организаций, в частности АО КБ «Гло -бэксбанк», ПАО АКБ «Связь-Банк», и финансовом оздоровлении украинского ПАО АКБ «Проминвестбанк».

Также Внешэкономбанк участвовал в программе предоставления государственных гарантий предприятиям оборонно-промышленного комплекса и другим предприятиям, входящим в перечень приоритетных.

Кроме того, Внешэкономбанк увеличил

финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства, а также ряда крупных проектов стратегически важных наиболее чувствительных к кризису отраслей российской экономики, в том числе в агропромышленном комплексе.

Функциональные и структурные изменения в период глобального финансово-экономического кризиса привели Внешэкономбанк к положению, при котором антикризисная деятельность Банка стала сопоставима по масштабам операций с основной деятельностью по финансированию проектов развития.

В этой связи в стратегии развития Внешэкономбанка на период 2011-2015 гг. был выделен специальный раздел, посвященный реализации антикризисных мер Правительства РФ.

Ь. Роль Внешэкономбанка в реализации антикризисной программы Правительства РФ 2014-2015 гг.

В сегодняшних кризисных условиях высоких геополитических и экономических рисков накопленный опыт в реализации

антикризисных мер, а также уникальные компетенции Внешэкономбанка играют особую роль в решении антикризисных задач.

В рамках принятого Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р) (далее — План), включающего перечень из 60 первоочередных мероприятий (далее — Перечень), Внешэкономбанк является исполнителем по антикризисным инициативам в части увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики и поддержки экспорта.

¡. Кредитование реального сектора

Планом предусмотрено предоставление средств ФНБ (до 300 млрд руб.) для увеличения объемов кредитования организаций реального сектора Внешэкономбанком (п. 4 Перечня).

В соответствии с решением Правительства России средства ФНБ Внешэкономбанк получит на конкретные проекты реального сектора, одобренные наблюдательным советом Банка. Средства, скорее всего, будут выделены к концу 2015 г.

При этом одним из направлений поддержки реального сектора является реализация масштабных инвестиционных проектов, в том числе в сфере инфраструктуры. Как правило, инфраструктурные проекты поддерживаются банками развития ввиду их высокой капиталоемкости и длительных сроков окупаемости.

При этом реализация масштабных инфраструктурных проектов, безусловно, дает импульс экономическому росту страны, что может стать одним из факторов, способствующих выходу страны из кризиса.

Подобная позиция основывается на аргументах неоклассического подхода к экономическому росту и поддерживается Всемирным банком. Так, эксперты Всемирного банка рекомендуют инвестировать в государственный инфраструктурный капитал как ключевой фактор экономического роста территорий, обеспечивающий повышение

производительности трудовых ресурсов и капитала, что приводит к росту деловой активности, мобильности факторов производства, связи периферийных территорий с центрами производства и концентрации ресурсов [7].

По оценке экспертов Института современного развития, увеличение инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры от 1% от ВВП обеспечивает рост национального производства примерно на 0,4% в том же году и еще примерно на 1,5% в течение четырех лет после вложений в эту сферу.

Примером крупного проекта транспортной инфраструктуры с участием Внешэкономбанка является магистраль Москва - Санкт-Петербург (участок на пересечении Ленинградской области с сопредельными областями, 100 км с лишним), где участие Банка составляет 6,5 млрд руб.

В этой связи для Внешэкономбанка инфраструктурные проекты, снимающие ограничения в развитии транспорта, энергетики, услуг ЖКХ и раскрывающие экономический потенциал регионов, являются приоритетными.

В соответствии со стратегией развития Банка в части портфеля проектов банка развития, помимо инфраструктурных проектов, приоритетными на период 2015-2020 гг. будут являться:

• проекты по модернизации экономики и созданию новых производств продукции с высокой добавленной стоимостью в отраслях промышленности, имеющих значительный потенциал развития, включая производство инновационной продукции;

• проекты в области импортозамещения, в том числе в отраслях ВПК и АПК, а также софинансирование программ финансового оздоровления ряда ведущих компаний ВПК;

• «зеленые» проекты, характеризующиеся высокой степенью социальной и экологической значимости;

• проекты по повышению энергоэффективности.

м. Поддержка российского экспорта

Антикризисным планом предусмотрено участие Внешэкономбанка в следующих мерах по поддержке российского экспорта:

• совершенствование системы предоставления государственных гарантий Российской Федерации (п. 17 Перечня);

• предоставление субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации на цели докапитализации АО «Росэксимбанк» (п. 19 Перечня);

• субсидирование процентной ставки АО «Росэксимбанк» по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции (п. 20 Перечня).

Таким образом, Банк продолжит выполнение функций агента Правительства Российской Федерации по предоставлению государственных гарантий.

При этом если в правительственном антикризисном пакете 2008-2009 гг. меры по стимулированию экспорта (особенно высокотехнологичного) практически не были представлены, антикризисным планом 2015 г. предусмотрено упрощение условий и процедур и расширение действия системы государственных гарантий в целях поддержки экспорта. Внешэкономбанк является одним из ответственных исполнителей по данному вопросу.

В целях поддержки экспорта высокотехнологичной продукции антикризисным планом также предусмотрено увеличение уставного капитала АО «Росэксимбанк» в размере 10 млрд руб. Докапитализация будет осуществлена Внешэкономбанком за счет имущественного взноса Российской Федерации.

Учитывая опыт в сфере организации экспортного финансирования и особое значение Внешэкономбанка в качестве института финансовой поддержки экспорта в Российской Федерации, Внешэкономбанк определен Правительством в качестве единственного получателя субсидии по компенсации процентной ставки по экспортным кредитам.

Использование механизма субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым иностранным покупателям российской продукции, является инструментом, широко используемым в практике ВТО и ОЭСР.

Отраслевые приоритеты поддержки экспорта соответствуют Меморандуму о финансовой

политике Внешэкономбанка и включают такие отрасли, как авиационная, ракетно-космическая, атомная энергетика, электроэнергетика, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс.

В декабре 2014 г. Президент России В. В. Путин поручил Агентству стратегических инициатив при участии Внешэкономбанка, Российского фонда прямых инвестиций и заинтересованных министерств обеспечить разработку организационного и финансового механизма содействия ускоренному развитию средних несырьевых компаний, имеющих экспортный потенциал.

В рамках реализации мер по поддержке экспорта подписано Распоряжение Правительства РФ (от 19 февраля 2015 г. № 267-р) «О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на совершенствование механизмов страховой поддержки экспорта российских товаров». Проект федерального закона предусматривает изменения в части 6-8 статьи 3 Федерального закона «О банке развития».

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования системы государственной финансовой поддержки экспорта в части механизмов страховой поддержки экспорта российских товаров (работ, услуг).

Подобные изменения позволят расширить полномочия дочернего общества Внешэкономбанка — АО «ЭКСАР» в рамках страховой поддержки экспорта, усилит конкурентные позиции российских экспортеров при реализации международных проектов.

В настоящее время ведется работа по созданию Национального экспортного центра (далее — Центр), которое займется комплексной поддержкой российского экспорта.

В рамках данной работы разработан проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон "О банке развития"» (далее — законопроект), который определяет основные направления деятельности Центра, АО «ЭКСАР» и АО «Росэксимбанк», а также закрепляет функции по организации финансовой, страховой, гарантийной и другой поддержки экспорта за Внешэкономбанком и Центром.

Указанный документ позволит усовершенствовать деятельность Внешэкономбанка как ключевого института государственной системы поддержки экспорта и создаст необходимую правовую среду для функционирования Центра, который обеспечит внедрение обновленной системы «единого окна» по комплексной поддержке экспортеров.

Полагаем, что использование опыта и потенциала АО «ЭКСАР» и АО «Росэксимбанк» позволит создаваемой структуре максимально эффективно использовать вложенные бюджетные средства в целях поддержки организаций, экспортирующих отечественные технологии, машины, оборудование, комплектующие, программное обеспечение, используемые в сфере ТЭК, и оказывающих услуги добывающим организациям.

Таким образом, в период 2015-2020 гг. антикризисные меры по поддержке экспорта будут дополнены системными решениями, направленными на значительное увеличение роли Группы Внешэкономбанка в повышении экспортного потенциала российской экономики и конкурентоспособности российских экспортеров на мировых рынках.

ш. Поддержка инновационных проектов

Инновационная активность государства — это, безусловно, один из факторов пространственного экономического роста и развития.

В этой связи важной функцией банка развития является стимулирование экономического роста на инновационной основе, что

обеспечивает его устойчивость даже при изменении внешних факторов роста.

Необходимость инвестиций в инновационные проекты подтверждается не только теорией, но и эконометрическими исследованиями, направленными на выявление причинно-следственной связи между экономическим ростом территории и различными детерминантами, обеспечивающими данный рост.

Инновационные процессы чрезвычайно ресурсоемкие и требуют длительных сроков для получения положительных эффектов, в связи с чем подобные инвестиции должны осуществляться систематично и комплексно.

Поэтому деятельность Внешэкономбанка по финансированию инновационных проектов и участие Банка в создании инновационной инфраструктуры страны играет особую роль в преодолении кризисных явлений и снижении рисков последующих спадов российской экономики.

В рамках расширения участия Внешэкономбанка в проекте создания инновационного центра «Сколково» в 2011 г. Банком был создан «Фонд-оператор программы финансового содействия инновационным проектам Фонда "Сколково"» (Фонд «ВЭБ-Инновации»).

Основной целью деятельности Фонда «ВЭБ-Инновации» является содействие развитию инновационных программ Правительства Российской Федерации, создание инфраструктуры инноваций в России, привлечение высокорисковых (венчурных) инвестиций в российские инновационные компании, содействие привлечению в Российскую Федерацию зарубежных передовых технологий, продвижение российских инновационных разработок на мировой рынок.

Основной инвестиционный фокус Фонда «ВЭБ-Инновации» направлен на поддержку проектов из пяти кластеров модернизации экономики: информационные технологии, биомедицинские технологии, энергоэффективные технологии, космические технологии и телекоммуникации, ядерные технологии.

Таким образом, поддержка инноваций — важнейшее инвестиционное направление деятельности Внешэкономбанка, задача которого заключается в стимулировании экономического роста страны.

Данный фактор играет особую роль в условиях инновационной (постиндустриальной) стадии развития страны, в которую вошли развитые страны и к которой подходит Россия.

¡V. Привлечение иностранных инвестиций

Привлечение иностранных инвестиций также является важным фактором развития страны, в том числе в условиях кризиса и масштабного оттока капиталов. Это важно не только потому, что тем самым обеспечиваются дополнительные денежные потоки, но и ввиду сопутствующих положительных

эффектов, связанных с иностранными инвестициями.

В частности, иностранные инвестиции обеспечивают территориальный «переток» знаний, технологий и кадров, что формирует потенциал для будущего экономического роста и пространственного развития страны [7].

Для решения задачи по привлечению иностранного капитала в развитие экономики России в 2011 г. был создан Российский фонд прямых инвестиций (ЗПИФ «РФПИ») и учреждена управляющая компания «РФПИ».

Основной целью создания ЗПИФ «РФПИ» является привлечение средств иностранных инвесторов в проекты, направленные на развитие и модернизацию существующих и создание новых производственных мощностей в ключевых отраслях российской экономики.

Российский фонд прямых инвестиций совместно с партнерами уже инвестировал в российскую экономику более 400 млрд руб., из них 50 млрд руб. — средства РФПИ и более 350 млрд руб. — средства соинвесторов и банков. РФПИ также привлек более 15 млрд долл. иностранного капитала в российскую экономику путем организации ряда долгосрочных стратегических партнерств.

V. Антикризисная поддержка регионов

В условиях кризиса особое значение приобретает антикризисная поддержка регионов, что подчеркнул 24 февраля 2015 г. на заседании президиума Госсовета глава государства В. В. Путин.

Региональное развитие является одним из стратегических приоритетов деятельности Внешэкономбанка.

Так, в рамках содействия развитию и диверсификации экономики моногородов под управлением Банка в октябре 2014 г. организован Фонд поддержки моногородов.

Хотя деятельность по поддержке моногородов не включена в антикризисный план, эта работа направлена на укрепление промышленного сектора, повышение занятости населения, привлечение инвестиций в моногорода

с наиболее сложной социально-экономической ситуацией, что является важнейшей задачей в условиях кризиса.

Для диверсификации экономики, создания альтернативных рабочих мест на новых и модернизируемых производствах 49 моногородов России получили государственную поддержку на общую сумму 24 млрд руб., в том числе для создания объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры, предусмотренных комплексными инвестиционными планами модернизации, — 17 млрд руб.

В целом оказанная поддержка позволила достичь следующих результатов в указанных 49 моногородах:

• за период с 31.12.2010 по 31.12.2014 создать 108 220 дополнительных постоянных рабочих мест;

• за период с 31.12.2010 по 31.12.2014 снизить средний показатель уровня регистрируемой безработицы с 2,6 до 1,7%.

Кроме того, в рамках обеспечения равномерного пространственного развития страны Внешэкономбанк в 2010 г. учредил ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», в 2011 г. — Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Главными приоритетами работы подобных региональных институтов развития являются привлечение в регион инвестиций и создание новых рабочих мест.

Банк также участвует в работе и ряда других региональных институтов развития, оказывает инвестиционную и консультационную поддержку.

Доказательством эффективности подобного сотрудничества являются результаты работы ОАО «Корпорация развития Калужской области». Системное применение новых механизмов развития позволило решить основные социально-экономические проблемы Калужской области и существенно повысить инвестиционную привлекательность региона.

Подобная работа институтов развития в период экономической стабильности значительно снижает риски региональных экономик в условиях кризиса, что, безусловно, является лучшей антикризисной мерой.

ук Развитие государственно-частного партнерства

Внешэкономбанк — активный участник процессов, способствующих развитию инвестиционной деятельности на принципах и с применением различных форм и механизмов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) в отраслях экономики, традиционно относимых к «зоне ответственности» государства. Как правило, это транспортная, инженерная и социальная инфраструктура.

Так, осуществляя функции банка развития, а также реализуя антикризисные меры Правительства РФ, Внешэкономбанк, как и банки развития других стран, становится уникальным инструментом коммуникаций между государством и частным сектором [7], обеспечивающим определенный леверидж на государственный капитал путем привлечения частных инвестиций.

Это позволяет повысить уровень доступности и качества публичных услуг, диверсифицировать риски участников подобных соглашений и привлечь дополнительные инвестиции в социально значимые проекты.

ум. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства

Банк продолжает оказывать поддержку проектам МСП. Основным оператором поддержки МСП в Группе Внешэкономбанка является дочернее общество — ОАО «МСП Банк». В современных кризисных условиях ОАО «МСП Банк» делает акцент на стимулирование поддержки в регионах со сложной экономической обстановкой.

Объем средств, доведенных до субъектов МСП в рамках Программы финансовой поддержки МСП, осуществляемой через ОАО «МСП Банк», на конец 2020 г. должен составить примерно 225-265 млрд руб. в соответствии с модернизационным сценарием стратегии развития Внешэкономбанка на период 2015-2020 гг.

В рамках повышения эффективности государственной поддержки МСП, в том числе в условиях кризиса, в настоящее время ведется работа по формированию интегрированного центра — единой корпорации по развитию

МСП, в состав которой будет включено ОАО «МСП Банк».

Так, в настоящее время подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», в соответствии с которым в России создается и наделяется соответствующим функционалом АО «Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства».

5. ОТ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ К СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Внешэкономбанк, как и другие российские институты развития, использует все возможные инструменты и механизмы для преодоления кризисных явлений и поддержки экономики страны.

При этом следует отметить, что любой кризис, в том числе и текущий, нужно рассматривать как закономерное явление в динамике развития экономической системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объективные противоречия, которые имманентны любой экономической системе, на определенном этапе достигают критической точки, выливаясь в финансовый, отраслевой или системный кризис.

Однако познавательная функция кризиса позволяет оценить существующие законы и отдельные механизмы хозяйственной системы с новой стороны и преобразовать действительность с учетом выявленных диспропорций.

Кризисные явления во многом обусловливают «шумпетерианские» нововведения -изменения, основанные на принципах созидательного разрушения, т.е. приводящие к новаторским комбинациям располагаемых ресурсов [8].

В момент перехода системы на качественно новый уровень общественного развития институты развития становятся локомотивом подобных изменений.

В этой связи, помимо перечисленных выше селективных и ситуационных решений в части антикризисной поддержки государства, важнейшей мерой по преодолению кризисных явлений становится ежедневная работа

институтов развития по достижению миссии созидания.

Активация деятельности институтов развития должна происходить не только по антициклическому сценарию во времена экономического спада, а планомерно и систематически стимулировать устойчивый экономический рост, основываясь на стратегии социально-экономического развития страны.

Необходимо помнить, что максимальная эффективность институтов развития может быть достигнута при условии предельной концентрации ограниченных ресурсов по стратегически важным направлениям, обеспечивая при этом сбалансированное распределение инвестиций по отраслям, секторам и регионам [7].

Таким образом, Внешэкономбанк является важнейшим участником системы обеспечения и активации экономического роста и пространственного развития страны.

Уникальность банка развития заключается в способности данного института выполнять задачи не только антикризисного управления, но и способствовать устойчивому и национальному экономическому росту и развитию.

Внешэкономбанком на пути к переходу к модели устойчивого роста сделано многое. Банк находится на пути снижения ресурсных расходов, укрепляет отношения с клиентами, которые придерживаются аналогичных взглядов относительно устойчивого развития и экологической безопасности нашей страны и мира в целом.

Внешэкономбанк планирует и в дальнейшем быть проводником инициатив в области устойчивого экономического роста и пространственного развития на базе их интеграции в деятельность банка как на уровне каждого инвестиционного проекта, так и в части продвижения принципов устойчивого развития в деловой среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегическое управление в зарубежных финансовых институтах развития / колл. авторов; под ред. В. Д. Андрианова. М.: Консалтбанкир, 2012. 272 с.

2. Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1962. 456 p.

3. Stiglitz J. The Role of the State in Financial Markets, in Proceedings of the World Bank Annual Conference on Development Economics 1993. Washington, DC: The World Bank, 1994. Pp. 19-61.

4. Киндзерский Ю. В. Институты развития: принципы формирования и проблемы использования в экономических преобразованиях // Общество и экономика. 2010. № 7. С. 57-78.

5. Levy-Yeyati E., Micco A., Paniz-za U. Should the Government be in the Banking Business? The Role of State-Owned and Development Banks. Working Paper 517. Washington, DC: Inter-American Development Bank, 2004. 43 p.

6. Информационно-аналитический доклад «Антикризисные программы зарубежных стран и роль институтов развития в их реализации» / Департамент стратегического анализа и разработок, Внешэкономбанк. 2010. 60 с. http://www.veb.ru. Официальный портал государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

7. Селявина Е. А. Формирование системного и сбалансированного подхода к пространственному развитию как рекомендация по повышению эффективности национальных банков развития // Горизонты экономики. 2015. № 1 (20). С. 51-59.

8. Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. London: G. Allen & Unwin, 1943. 437 p.

REFERENCES

1. Strategicheskoe upravlenie v zarubezh-nyh finansovyh institutah razvitija [Strategic management in overseas financial development institutions] / kollektiv avto-rov [group of authors]; pod red. V. D. An-drianova [ed. by V. D. Andrianov]. M.: Izdatel'stvo «Konsaltbankir» [Consult-banker Publishing], 2012. 272 p. (In Russ.)

2. Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1962. 456 p.

3. Stiglitz J. The Role of the State in Financial Markets, in Proceedings of the World Bank Annual Conference on Development Economics 1993. Washington, DC: The World Bank, 1994. Pp. 19-61.

4. Kindzerskij Ju. V. Instituty razvitija: principy formirovanija i problemy ispol'zovanija v jekonomicheskih preobrazovanijah [Development institutions: principles for establishment and implementation issues in economic system reforms] // Obshhestvo i jekonomika. 2010. № 7. Pp. 57-78. (In Russ.)

5. Levy-Yeyati E., Micco A., Panizza U. Should the Government be in the Banking Business? The Role of State-Owned and Development Banks. Working Paper 517. Washington, DC: Inter-American Development Bank, 2004. 43 p.

6. Informacionno-analiticheskij doklad: «Antikrizisnye programmy zarubezhnyh stran i rol' institutov razvitija v ih real-izacii» [Analytical report 'Overseas anticrisis programs: the role of development institutions in their implementation'] // Departament strategicheskogo analiza i razrabotok, Vneshjekonombank [Strategic Research and Development Department, Vnesheconombank]. 2010. 60 p. / http://www.veb.ru Oficial'nyj portal gos-udarstvennoj korporacii «Bank razvitija i vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti (Vneshjekonombank)»

7. Selyavina E. A. Formirovanie sistemnogo i sbalansirovannogo podhoda k prostrans-tvennomu razvitiju kak rekomendacija po povysheniju jeffektivnosti nacional'nyh bankov razvitija [Systematic and balanced approach to territorial economic development as a recommendation for increasing effectiveness of national development banks] // Gorizonty jekonomiki [The Horizons of Economics]. 2015. № 1 (20). Pp. 51-59.

8. Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. London: G. Allen & Unwin, 1943.437 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.