Научная статья на тему 'Совершенствование методов стимулирования инновационной деятельности в особых экономических зонах'

Совершенствование методов стимулирования инновационной деятельности в особых экономических зонах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / STIMULATION METHODS / INNOVATIVE ACTIVITY / SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипов Ю. А.

Сформирована модель оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в особых экономических зонах. Сформирована целевая функции эффективности стимулирования инновационной деятельности экономических систем в особых экономических зонах. Разработан алгоритм формирования механизмов стимулирования инновационной деятельности экономических систем для особых экономических зон различных видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING METHODS TO STIMULATE INNOVATION IN SPECIAL ECONOMIC ZONES

The model of an estimation of efficiency of tax stimulation of innovative activity in special economic zones Is generated. It is generated target functions of efficiency of stimulation of innovative activity of economic systems in special economic zones. The algorithm of formation of mechanisms of stimulation of innovative activity of economic systems is developed for special economic zones of various kinds.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов стимулирования инновационной деятельности в особых экономических зонах»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Архипов Ю.А.

Сформирована модель оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в особых экономических зонах. Сформирована целевая функции эффективности стимулирования инновационной деятельности экономических систем в особых экономических зонах. Разработан алгоритм формирования механизмов стимулирования инновационной деятельности экономических систем для особых экономических зон различных видов.

Ключевые слова: методы стимулирования, инновационная деятельность, особые экономические зоны.

IMPROVING METHODS TO STIMULATE INNOVATION IN SPECIAL ECONOMIC ZONES

Arkhipov Y.

The model of an estimation of efficiency of tax stimulation of innovative activity in special economic zones Is generated. It is generated target functions of efficiency of stimulation of innovative activity of economic systems in special economic zones. The algorithm of formation of mechanisms of stimulation of innovative activity of economic systems is developed for special economic zones of various kinds.

Keywords: stimulation methods, innovative activity, special economic zones.

В настоящее время в отечественной экономике на государственном уровне поставлена задача возвращения России в мировую элиту экономически развитых стран. На это нацелены среднесрочные и долгосрочные Программы социально-экономического развития Российской Федерации. При этом в программах отмечается, что инновационное развитие экономики на всей территории России является достаточно сложной проблемой, на решение которой уйдет многие годы. Поэтому в указанных программах для максимального ускорения процессов инновационного развития предложено «параллельно с осуществлением мер в рамках всей экономики в ускоренном режиме создавать такие условия в рамках отдельных ограниченных образований - особых экономических зон».

Особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ) исторически являются источниками стимулирования социально-экономического развития, своеобразными точками роста национальной экономики.

В эпоху индустриализации ОЭЗ служили, в первую очередь, источником насыщения рынка. Об этом свидетельствует статистика, согласно которой к концу ХХ века из 2000 находящихся в мире ОЭЗ около 1700 зон являлись таможенными и торговыми. В России в начале 1990-х годов также активно формировались ОЭЗ. К 1993 году на долю формально созданных ОЭЗ приходилось около 1/3 территории России. При этом главная идея создателей российских ОЭЗ в этот период заключалась в получении налоговых льгот (и фактически ухода от налогов) вне зависимости от характера и рода деятельности.

Анализ развития ОЭЗ в 1990-е годы в России выявил немало проблем, среди которых были:

- проблемы законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ, включая вопросы рассмотрения, утверждения и последующего контроля деятельности зон со стороны правительственных органов;

- проблемы фундаментальной подготовки основных элементов хозяйственной системы ОЭЗ, включая производственную инфраструктуру;

- недостаточная проработка концепций развития ОЭЗ, включая учет текущего состояния экономики и инвестиционного климата в стране;

- отсутствие четких критериев отбора проектов создания ОЭЗ;

- и др.

В результате воздействия перечисленных проблем большинство формально созданных ОЭЗ в России в начале 1990-х годов так и не начали функционировать.

В эпоху информатизации, сопровождающую глобализацию мировой экономики, и создания инновационного общества помимо решения уже перечисленных проблем развития ОЭЗ возникла необходимость активно стимулировать их инновационную деятельность.

Таким образом, стимулирование инновационной деятельности в ОЭЗ, предусматривающей, в том числе, стимулирование развития наукоемких производств в особых экономических зонах (технико-внедренческих зонах), является актуальной научной задачей, имеющей важное народнохозяйственное значение.

Рассмотрение особых экономических зон РФ (ОЭЗ), целью создания которых является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторнокурортной сферы, показывает, что в отношении их резидентов законодатель предусматривает:

- налоговые каникулы по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам;

- пониженные ставки единого социального налога и налога на прибыль организаций;

- возможность применения установленного специального коэффициента (но не выше двух) при расчете амортизационных отчислений, что позволяет списывать стоимость основных средств вдвое быстрее;

- возможность без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР.

По мнению большинства руководителей инновационных предприятий - участников ОЭЗ, наиболее действенным стимулом для повышения инновационной активности предприятия является значительное сокращение налоговых обязательств для тех, кто намерен вкладывать собственные средства в высокие технологии и заниматься развитием и усовершенствованием стадий всего производства.

Таким образом, меры государства по развитию инновационной деятельности, а также содействию субъектам, которые ее осуществляют, могут быть реализованы посредством:

- улучшения и модернизации механизмов совершенствования и упрощения процедур налогообложения в ОЭЗ,

-применения субъектами предпринимательской деятельности ОЭЗ режимов налогообложения, наиболее выгодных и удобных, как для них самих, так и для инновационной экономики страны в целом.

Для оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ предлагается критерий Fh вида:

S.;

Nf

N1 f ' (l)

где Бд - ставка налогообложения в рассматриваемой ОЭЗ по 1-ой составляющей налогов;

Б . - ставка налогообложения в эталонной ОЭЗ по 1-ой составляющей налогов;

N - налогооблагаемая база в рассматриваемой ОЭЗ по 1-ой составляющей налогов;

Кд - суммарная налогооблагаемая база в рассматриваемой ОЭЗ; п - количество составляющих налогообложения в рассматриваемой ОЭЗ;

- доля прибыли, направляемая в рассматриваемой ОЭЗ на осуществление инновационной деятельности;

Э - доля прибыли, направляемая на осуществление инновационной деятельности в эталонной ОЭЗ.

Таким образом, предложенная модель (1) предполагает комплексирование рычагов налогового стимулирования в зависимости от типа ОЭЗ.

В качестве дополнительного стимулирующего фактора предложено введение дифференцированной шкалы дополнительных льгот налогообложения (Д Б^) участников к ОЭЗ в зависимости от уровня новизны и масштабов деятельности по созданию инноваций. При этом уровень дополнительных льгот предлагается оценивать из соотношения:

AS » =ZASя в,

(2)

где вj - весомость (доля) инноваций j-го уровня новизны (радикальности) у к-го участника, определяемая из соотношения:

N.

(3)

* X

где N - налогооблагаемая база к-го участника ОЭЗ, связанная с созданием инновационной продукции j-го уровня новизны;

X - суммарная налогооблагаемая база к-го участника ОЭЗ.

Тогда приращение эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ ’Т будет определяться критери-

ем вида:

D f

AF =-»

н D„

i=1

V

S

N

/

N

(4)

Формирование целевой функции эффективности стимулирования инновационной деятельности особых экономических зонах осуществлялось с учетом вида инноваций, уровня их новизны, границ диффузии, а также типа ОЭЗ.

Анализ сложившихся подходов к оценке эффективности особых экономических зон демонстрирует, что в них не отражена целевая направленность на оценку эффективности инновационной деятельности.

В основу формируемой модели целевой функции эффективности стимулирования инновационной деятельности особых экономических зонах были положены две взаимодополняющие концепции: бюдже-тирование, ориентированное па результат (БОР) и сбалансированная система показателей (ССП) П.Нортона и Р.Каплана.

Для интегральной оценки эффективности инновационной деятельности особых экономических зонах, в работе, с учетом критерия оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ предлагается критерий Рн (1) предложена модель (Б) вида:

D » ”

f = D-[«і-I

De i=1

+ «

Sfi - Sei

S

V

N

N

■+«

» I

q=1

fq ei

fQ

N

+

f I

W

W= 1

r=1

Efw - Eew

N

■+aA

fI

l=1

-, Ґ

C - C

Cfl Cel

C

KPf

+

fr

N

- + a.

fI

g=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Afg Aeg

A„

+ «

v=1

Hfv - Hev

H„,

(5)

>Ff- Xf •Yf

R

где Т^ - время преодоления административных барьеров вхождения в рассматриваемую ^ую ОЭЗ,

Те^ - время преодоления административных барьеров вхождения в ОЭЗ принятой за эталон,

Q - количество составляющих административных барьеров;

^ - недополученная выгода участника ОЭЗ, связанная с преодолением q-го административного барьера; Е^ - эффективность режима таможенной зоны в рассматриваемой ^ой ОЭЗ,

Е - эффективность режима таможенной зоны в ОЭЗ принятой за эталон,

W - количество оцениваемых составляющих таможенной зоны;

Сп - доступность квалифицированных кадровых ресурсов в рассматриваемой £ой ОЭЗ,

Се1 - доступность квалифицированных кадровых ресурсов в ОЭЗ принятой за эталон,

КРГ - оценка кадрового потенциала в рассматриваемой ^ой ОЭЗ,

1РГ - оценка инновационного потенциала в рассматриваемой ОЭЗ,

Zfw - издержки участника ОЭЗ, связанные с "-ой составляющей режима таможенной зоны;

I - уровень предоставляемых условий инфраструктуры в рассматриваемой £ой ОЭЗ,

I - уровень предоставляемых условий инфраструктуры в ОЭЗ, принятой за эталон,

Я - количество оцениваемых составляющих условий инфраструктуры;

Zfr - издержки участника ОЭЗ, связанные с г-ой составляющей использования инфраструктуры в ОЭЗ;

А^ - надежность гарантий предоставляемых преференций в рассматриваемой £ой ОЭЗ,

АГе - надежность гарантий предоставляемых преференций в ОЭЗ, принятой за эталон,

Н^ - эффективность системы управления в рассматриваемой £ой ОЭЗ,

Ну - эффективность системы управления в ОЭЗ, принятой за эталон, (Х^

- весомости налоговых стимулов, административных барьеров, режимов таможенных зон, доступность квалифицированных кадровых ресурсов, уровня предоставляемых условий инфраструктуры, надежности гарантий предоставляемых преференций, эффективность системы управления в ОЭЗ технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного или портового типов;

- оценка эффективности иновационной деятельности непосредственно £ой ОЭЗ;

Хг - коэффициент индуцирующего влияния инновационной деятельности £ой ОЭЗ на региональную экономику, определяемый из выражения:

где Хп - относительное приращение валового регионального продукта за счет непосредственного (внутреннего) и контрагентского (внешнего) участия субъектов £ой ОЭЗ в создании продукции (товаров, работ, услуг);

Х£2 - относительное сокращение валового регионального продукта за счет снижения сбора налогов, сборов, пошлин и т.д. с участников £ой ОЭЗ в бюджет субъекта федерации в результате предоставления им льгот;

Yf - коэффициент индуцирующего влияния инновационной деятельности £ой ОЭЗ на государственную экономику, определяемый из выражения:

где Yf1 - относительное приращение валового внутреннего продукта (кроме валового регионального продукта) за счет контрагентского (вне региона) участия субъектов £ой ОЭЗ в создании продукции (товаров, работ, услуг);

Yf2 - относительное сокращение валового внутреннего продукта за счет снижения сбора налогов, сборов, пошлин и т.д. с участников £-ой ОЭЗ в федеральный бюджет в результате предоставления им льгот.

Для оценки эффективности каждого из семи рассмотренных инструментов стимулирования инновационной деятельности особых экономических зонах по модели (5) необходимо по аналогии с критерием (4) рассчитать приращение эффективности стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ:

1) при сокращении административных барьеров

Таком образом, предложенная целевая функция позволяет оценить эффективность стимулирования инновационной деятельности в особых экономических зонах различных типов.

При разработке системы механизмов стимулирования инновационной деятельности для особых экономических зон различных видов за основу была принята интегральная оценка Б эффективности инновационной деятельности в особых экономических зонах (5).

С одной стороны с помощью интегральной оценки Б, через показатель оценки эффективности иновационной деятельности непосредственно £ой ОЭЗ Ff (выражение (5)) можно определить приращение эффективности при использовании дополнительных инструментов стимулирования налогового, административного, таможенного, кадрового, инфраструктурного, преференционного и управленческого характера в соответствии с выражениями (4), (8) - (13). При этом при расчете приращения эффективности стимулирования инновацион-

Xf=Xfi'Xf2,

(6)

Yf=Yfi-Yf2,

(7)

(8)

2) при повышении эффективность режима таможенной зоны:

(9)

3) при доступности квалифицированных кадровых ресурсов:

V

/

(10)

4) при повышении уровня предоставляемых услуг инфраструктуры:

(11)

5) при повышении уровня гарантий предоставляемых преференций:

/

]

(12)

6) при повышении эффективности системы управления рассматриваемой ОЭЗ:

Рис.1. Формирование системы механизмов стимулирования инновационной деятельности для особых экономических зон различных видов.

ной деятельности в ОЭЗ через соотношение ^ можно учесть приращение высвобожденных в результате получения дополнительных

е

льгот средств участников £-ой ОЭЗ, направляемых на инновационную деятельность АО^ .

С другой стороны с помощью коэффициентов индуцирующего влияния инновационной деятельности £-ой ОЭЗ на региональную и государственную экономику (параметры Х и Y соответственно в выражении (5)) можно оценить:

во-первых, приращение валового продукта за счет участия субъектов £-ой ОЭЗ в создании продукции (товаров, работ, услуг); во-вторых, сокращение валового продукта за счет снижения сбора налогов, сборов, пошлин и т.д. с участников £-ой ОЭЗ в результате предоставления им льгот.

Разработанный в результате проведенных исследований алгоритм формирования системы механизмов стимулирования инновационной деятельности для особых экономических зон различных видов представлен на рис.1.

Таким образом, формирование системы механизмов стимулирования инновационной деятельности для особых экономических зон различных видов представляет собой решение оптимизационной задачи на основе сопоставления интегральных критериев эффективности инновационной деятельности ОЭЗ при циклической оценке приращений эффективности, при использовании тех или иных инструментов стимулирования инновационной деятельности, с учетом:

приращения валового продукта за счет участия субъектов £-ой ОЭЗ в создании продукции, с одной стороны,

и сокращения валового продукта за счет снижения сбора налогов, сборов, пошлин и т.д. с участников £ой ОЭЗ в результате предоставления им льгот, с другой стороны.

На заключительном этапе исследований была проведена апробация механизма стимулирования инновационной деятельности для особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Апробация проводилась в форме численного эксперимента на примере приращения эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ ’Т (4). Проведенные расчеты показывают, что эффективность стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ в размере более 5% достигается при уровне относительной привлекательности льгот по налогообложению прибыли по сравнению с эталонной ОЭЗ в 8%, либо в 6% при относительном уровне прибыли, направляемой в рассматриваемой ОЭЗ на осуществление инновационной деятельности по сравнению с эталонной ОЭЗ не менее 1.

При уровне относительной привлекательности льгот по налогообложению прибыли по сравнению эталонной ОЭЗ в минус 10%, проигрыш привлекательности льгот по налогообложению прибыли по сравнению эталонной ОЭЗ составит более 5%.

Таким образом, предложенный механизм стимулирования инновационной деятельности для особых экономических зон позволяет оценить ожидаемую эффективность при использовании тех или иных инструментов стимулирования.

Литература:

1. Акопова Е.С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2006.

2. Богданова С. ОЭЗ: новый инструмент развития территорий // Туризм. 2006. N 1.

3. Н. А. Гайнутдинов, Ю. Б. Иванов, И. И. Меламед. Особые экономические зоны как инструмент развития морских портов Российской Федерации. - М.: Современная экономика и право, 2008.

4. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. - М.: Благовест-В, 2007.

5. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Грант, 2006.

МЕТОДЫ МНОГОУРОВНЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

Стручкова Е.С. заместитель декана Финансового факультета, доцент кафедры Налогов и налогообложения ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

В статье рассматриваются методы исследования управления промышленным производством, выявлена необходимость проведения многоуровнего исследования функционирующих производственных систем.

Ключевые слова: метод исследования, факторы управления производственной деятельностью, управление производственными процессами.

METHODS OF MULTILEVEL STUDIES FOR MANAGEMENT OF INDUSTRIAL PRODUCTION

Strouchkova E., Deputy Dean of the Finance department, Associate Professor of Tax and Taxation department

Russian Plekhanov University of Economics

Article examines the methods of investigation formanagement of industrial production, identified the necessityofa multilevel study of functioning production systems.

Keywords: research methods, factors ofmanagement of production activities, management of production processes.

Особенности производственных процессов зачастую выступают причинами (условиями и факторами) друг друга. Так, чем масштабнее процесс во времени, тем больше факторов оказывает на него воздействие, чем он масштабнее в пространстве, тем он более уникален.

Особенности производственных процессов можно проиллюстрировать на примере такого процесса, как годовая деятельность фирмы. На эту деятельность оказывает влияние множество внешних факторов (неожиданные изменения цен на новые товары фирмы, цен на используемые фирмой ресурсы, налогов и пр.) и множество внутренних факторов (отклонения в работе подразделений фирмы в связи с инновациями). Факторы действуют на годовую деятельность фирмы совместно, т.е. влияние следующего фактора начинается до того, как изменилась текущая деятельность фирмы под воздействием предыдущего фактора (вернее, под воздействием мер хозяйственной политики в ответ на влияние факторов).

Условия и факторы управления производственной деятельностью фирмы находятся в процессе постоянного изменения. Изменяется сама фирма и объекты ее внешней среды (в них создаются новые подразделения, меняется ассортимент и качество выпускаемой продукции и т.д.); факторы, действующие на деятельность фирмы в текущем году, отличаются от тех, которые действовали на нее в

прошлом году, меняются традиционные факторы (например, одни и те же покупатели задерживают оплату счетов фирмы в текущем и прошлом году по-разному). Условия и факторы, от которых зависит производственная деятельность фирмы в течение года, оказывают влияние друг на друга. Так, внедрение инноваций в производство требует расширения смежных цехов, причем, такого, которое требует корректировки первоначального плана расширения первого цеха.

Процесс управления производственной деятельностью фирмы во всей совокупности его характеристик является уникальным в том смысле, что точно такими же показателями и параметрами не характеризуется деятельность никакой другой фирмы. Состав фирмы в течение года постоянно изменяется, в связи с чем производственная деятельность фирмы может составляться из процессов, соответствующих элементам фирмы, которые на момент исследования отсутствуют в ее составе. Так, элементом производственной деятельности фирмы может выступать деятельность цеха или отдела, которого уже нет или еще нет в составе фирмы на момент исследования.

Рассмотренные выше особенности отличают управление производственными процессами от большинства других процессов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.