КОМПЛЕКС ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Архипов Ю.А., аспирант ИМПЭ им.А.С.Грибоедова
Определена совокупность факторов стимулирования инновационной деятельности в особых экономических зонах на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях посредством создания сырьевых, продуктовых, технологических, организационных и рыночных групп инноваций. Сформирована модель оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в особых экономических зонах.
Ключевые слова: Комплекс инструментов стимулирования инновационной деятельности экономических систем
A SET OF TOOLS OF INNOVATION ECONOMIES
Arkhipov Y., the post-graduate student, IMPE under the name of A. Griboedov
Set of ^factors of stimulation of innovative activity in special economic zones on makro - meso- and microeconomic levels by means of creation of raw, grocery technological, organizational and market groups of innovations Is defined. The model of an estimation of efficiency of tax stimulation of innovative activity in special economic zones is generated.
Keywords: the Complex of tools of stimulation of innovative activity of economic systems.
В настоящее время в отечественной экономике на государственном уровне поставлена задача возвращения России в мировую элиту экономически развитых стран. На это нацелены среднесрочные и долгосрочные Программы социально-экономического развития Российской Федерации. При этом в программах отмечается, что инновационное развитие экономики на всей территории России является достаточно сложной проблемой, на решение которой уйдет многие годы. Поэтому в указанных программах для максимального ускорения процессов инновационного развития предложено «параллельно с осуществлением мер в рамках всей экономики в ускоренном режиме создавать такие условия в рамках отдельных ограниченных образований - особых экономических зон».
Особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ) исторически являются источниками стимулирования социально-экономического развития, своеобразными точками роста национальной экономики.
В эпоху индустриализации ОЭЗ служили, в первую очередь, источником насыщения рынка. Об этом свидетельствует статистика, согласно которой к концу ХХ века из 2000 находящихся в мире ОЭЗ около 1700 зон являлись таможенными и торговыми. В России в начале 1990-х годов также активно формировались ОЭЗ. К 1993 году на долю формально созданных ОЭЗ приходилось около 1/3 территории России. При этом главная идея создателей российских ОЭЗ в этот период заключалась в получении налоговых льгот (и фактически ухода от налогов) вне зависимости от характера и рода деятельности.
Анализ развития ОЭЗ в 1990-е годы в России выявил немало проблем, среди которых были:
- проблемы законодательно-правового обеспечения процессов создания и функционирования ОЭЗ, включая вопросы рассмотрения, утверждения и последующего контроля деятельности зон со стороны правительственных органов;
- проблемы фундаментальной подготовки основных элементов хозяйственной системы ОЭЗ, включая производственную инфраструктуру;
- недостаточная проработка концепций развития ОЭЗ, включая учет текущего состояния экономики и инвестиционного климата в стране;
- отсутствие четких критериев отбора проектов создания ОЭЗ;
- и др.
В результате воздействия перечисленных проблем большинство формально созданных ОЭЗ в России в начале 1990-х годов так и не начали функционировать.
В эпоху информатизации, сопровождающую глобализацию мировой экономики, и создания инновационного общества помимо решения уже перечисленных проблем развития ОЭЗ возникла необходимость активно стимулировать их инновационную деятельность.
Таким образом, стимулирование инновационной деятельности в ОЭЗ, предусматривающей, в том числе, стимулирование развития наукоемких производств в особых экономических зонах (технико-внедренческих зонах), является актуальной научной задачей,
имеющей важное народнохозяйственное значение.
При анализе факторов стимулирования инновационной деятельности в особых экономических зонах в работе был задействован как отечественный, так и мировой опыт.
Проведенные исследования показали, что после 1990-го года российская экономика пережила глубокий социально-экономический кризис, в результате которого валовой продукт сократился в 1,7 раза, капиталовложения снизились более чем в 3,5 раза. Резко снизилось финансирование научно-технической сферы, в результате чего численность научных работников за последние 10 лет сократилась более чем в 2 раза. Расходы на науку составляют 0,34 % от ВВП, тогда как по данным мировой статистики, этот уровень не должен быть менее 2 %.
Одновременно почти полностью сократилось использование результатов НИОКР в промышленности. Большинство владельцев приватизированных предприятий «выжимали» из морально и физически устаревших технологических линий максимальный доход, не заботясь об обновлении оборудования и технологий. В итоге удельный вес наукоемкой продукции в российском экспорте не превышает 1,5 %, что в 20 раз ниже, чем в среднем по Европе.
В отличие от России в странах с рыночной экономикой уже с 1970-х годов активно рассматривался вопрос оценки вклада науки в реальное развитие экономики и решение социальных проблем. В связи с этим в большинстве стран разрабатывалась национальная инновационная система, главной идеей которой является создание условий для активизации вклада науки и техники в экономическое развитие за счет введения рыночных принципов в эту сферу и реструктуризации ее организационной структуры. При этом сфера науки рассматривается как составляющая единого рынка с потребителями и ценами.
Европейские инновационные проекты с участием не менее 2 партнеров из различных стран на 50 % финансируются из централизованного фонда. Средства выдаются целевым образом: до 30 %
— в начале, последующие 70% платеже осуществляются под результаты.
Обобщая европейский опыт, следует признать, что во многом благодаря системе поддержки инновационной деятельности со стороны Европейского Союза к 2010 году этот союз стал наиболее передовым в экономическом отношении. На его долю приходится 20% валового мирового продукта. Это результат комплекса мер по поощрению предпринимательства, включая: продвижение инноваций, получение результатов от внедрения передовых технологий не только за счет разработки отраслевых программ, но и за счет развития ОЭЗ.
Совокупность выделенных в процессе исследований факторов стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ на макро-, мезо- и микроэкономическом уровне приведена на рис.1.
Проведенные исследования позволили выделить факторы, оказывающие наибольшее влияние на стимулирование инновационной деятельности в части реализации сырьевых, продуктовых, технологических, организационных и рыночных инноваций на макро-, мезо- и микроэкономическом уровне.
Результаты ранжирования ключевых факторов по видам инноваций на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях приведены в табл.1.
Из выделенных факторов более детальному рассмотрению были повергнуты факторы налогового стимулирования.
Мировой опыт показывает, что прибыль, направляемая на внедрение новых технологий, финансирование НИОКР, целесообразно освобождать от налогообложения в полном объеме. Сверх того, существует практика, при которой от налога освобождается 20 % от суммы, уже освобожденной от налогообложения прибыли. А в ряде случаев предусматривается возможность зачета необлагаемой налогом прибыли в счет будущих налоговых платежей. Исходя из проведенного рассмотрения в работе была обоснована необходимость исследования особенностей налогового стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ.
Рассмотрение особых экономических зон РФ (ОЭЗ), целью создания которых является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и
санаторно-курортной сферы, показывает, что в отношении их резидентов законодатель предусматривает:
- налоговые каникулы по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам;
- пониженные ставки единого социального налога и налога на прибыль организаций;
- возможность применения установленного специального коэффициента (но не выше двух) при расчете амортизационных отчислений, что позволяет списывать стоимость основных средств вдвое быстрее;
- возможность без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР.
По мнению большинства руководителей инновационных предприятий - участников ОЭЗ, наиболее действенным стимулом для повышения инновационной активности предприятия является значительное сокращение налоговых обязательств для тех, кто намерен вкладывать собственные средства в высокие технологии и заниматься развитием и усовершенствованием стадий всего производства.
Сырьевые
инновации
Продуктов
ые
инновации
Технология
еские
инновации
Организац
ионные
инновации
Рыночные
инновации
Факторы Уровень
стимулирования стимулирования
К - предоставление компенсационной продукции инвестору; - предоставление валовой доли прибыльной продукции инвестору; - выплаты государству за использование недр; - доля государства в прибыли; - развитость транспортной инфраструктуры и обрабатывающих производств
> ,
V
к - информационная поддержка исследований; - бюджетная поддержка разработки инноваций; - инвестиционное обеспечение внедрения инноваций; - административная поддержка диффузии инноваций
) ,
V
к - передача технологий в рамках частно-государственного партнерства; - передача технологий в аренду; - предоставление гарантий при лизинге технологий; - технологическое взаимодействие с контрагентами
) ,
V
к - льготная аренда площадей; - предоставление особого налогового режима (снижение ставок налога на прибыль и социальных взносов, освобождение от земельного и транспортного налогов на 5 лет); - снижение административных барьеров (принцип «одного окна»)
) )
V
к - предоставление таможенных льгот; - предоставление необходимой инфраструктуры (энергии, воды, информационных сетей, квалифицированного обслуживающего персонала); - гарантии неизменности преференций Правительством РФ
) ,
Рис.1. Факторы стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ.
Таблица 1. Факторы, оказывающее наибольшее влияние на стимулирование инновационной деятельности в ОЭЗ на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях
Уровень воздействия
Инновации Микроэкономический Мезоэкономический Макроэкономический
Сырьевые (Ранг-1) Предоставление валовой доли прибыльной продукции инвестору (Ранг-2) Развитость транспортной инфраструктуры и обрабатывающих производств (Ранг-3) Регулирование доли государства в прибыли
Продуктовые (Ранг-2) Инвестиционное обеспечение внедрения (Ранг-3) Административная поддержка диффузии инноваций (Ранг-1) Бюджетная поддержка разработок
Т ехнологические (Ранг-3) Т ехнологическое взаимодействие с контрагентами (Ранг-2) Предоставление гарантий при лизинге технологий (Ранг-1) Передача технологий в рамках частногосударственного партнерства
Организационные (Ранг-2) Предоставление льгот по аренде площадей (Ранг-3) Реализация принципа «одного окна» (Ранг-1) Предоставление особого налогового режима
Рыночные (Ранг-2) Предоставление необходимой инфраструктуры (Ранг-1) Предоставление таможенных льгот (Ранг-3) Гарантии неизменности преференций Правительством РФ
Таким образом, меры государства по развитию инновационной деятельности, а также содействию субъектам, которые ее осуществляют, могут быть реализованы посредством:
- улучшения и модернизации механизмов совершенствования и упрощения процедур налогообложения в ОЭЗ,
-применения субъектами предпринимательской деятельности ОЭЗ режимов налогообложения, наиболее выгодных и удобных, как для них самих, так и для инновационной экономики страны в целом.
Для оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ предлагается критерий Fн вида:
F.
=
D
п
X
І = 1
S,. - S
\
V
N
7
N X f
(1)
где $н - ставка налогообложения в рассматриваемой ОЭЗ по І-ой составляющей налогов;
S . - ставка налогообложения в эталонной ОЭЗ по і-ой составляющей налогов;
N - налогооблагаемая база в рассматриваемой ОЭЗ по і-ой составляющей налогов;
N - суммарная налогооблагаемая база в рассматриваемой ОЭЗ;
п - количество составляющих налогообложения в рассматриваемой ОЭЗ;
Df - доля прибыли, направляемая в рассматриваемой ОЭЗ на осуществление инновационной деятельности;
De - доля прибыли, направляемая на осуществление инновационной деятельности в эталонной ОЭЗ.
Таким образом, предложенная модель (1) предполагает комп-лексирование рычагов налогового стимулирования в зависимости от типа ОЭЗ.
В качестве дополнительного стимулирующего фактора предложено введение дифференцированной шкалы дополнительных
льгот налогообложения (Д 8. участников к ОЭЗ в зависимости от уровня новизны и масштабов деятельности по созданию инноваций. При этом уровень дополнительных льгот предлагается оценивать из соотношения:
ASf, =XASя ßj
(2)
где в, - весомость (доля) инноваций _|-го уровня новизны (радикальности) у к-го участника, определяемая из соотношения:
ßk
= Nk
N
(3)
где N. - налогооблагаемая база к-го участника ОЭЗ, связанная с созданием инновационной продукции _|-го уровня новизны;
N к ^ - суммарная налогооблагаемая база к-го участника
ОЭЗ.
Тогда приращение эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в ОЭЗ ’Тн будет определяться критерием вида:
D f
AF = н D
X
i=1
rAS f Л
f i
S
N
7
N
Xf
(4)
Таким образом, исследование комплекса инструментов стимулирования инновационной деятельности экономических систем позволяет сформировать целевую функцию эффективности стимулирования инновационной деятельности экономических систем в особых экономических зонах.
Литература:
1. Кристенсен К., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
2. Кузнецов Б.Т. Управление инвестициями. - Благовест-В, 2004.
3. Кузьмин Е.В. Управление сбалансированным развитием научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ при создании изделий радиоэлектроники. - М.: ГА-СИС. Дис. канд. экон. наук. 2008.
4. Леонтьев С. В. , Масютин С. А. , Тренев В. Н. Стратегия успеха: обобщение опыта реформирования российских промышленных предприятий. - М.: “Новости”, 2000.
5. Львов Д ., Макаров В. , Клейнер Г. Экономика России на перепутье веков. М ., 2000.