Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО РЕЖИМА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО РЕЖИМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / САНКЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РЫНОК / РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаева Диана Раифовна

Цель работы. Целью статьи является выявление перспективных направлений в обеспечении национальной безопасности России и путей ее укрепления в условиях санкционного режима, способствующей рационализации структуры российского рынка, а также совершенствование методов обеспечения национальной безопасности в долгосрочной перспективе. Метод и методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются эмпирические наблюдения автора за реальным состоянием национальной безопасности в условиях санкционного режима, подкрепленные аналитическими обобщениями доступной информации. Результаты. Аналитически определено, что экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Выявлены и обобщены показатели экономической безопасности - наиболее значимые параметры, которые характеризуют состояние экономической системы страны, ее устойчивость, потенциал роста. Решение проблемы повышения методов обеспечения национальной безопасности России предложено рассматривать с учетом развития российского и мирового рынка. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться при обосновании методов обеспечения экономической безопасности России, а также в разработке на этой основе практических рекомендаций по выбору наиболее перспективных форм и методов обеспечения национальной безопасности России в условиях санкционного режима. Выводы. Необходимо наличие политической воли государства на принятие и, что не менее важно, исполнение решений, направленных на подъем экономики, структурные преобразования, стимулирование экономического роста, повышение благосостояния народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабаева Диана Раифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING METHODS OF ENSURING RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY UNDER THE SANCTIONS REGIME

The purpose of the work. The purpose of the article is to identify promising areas in ensuring Russia's national security and ways to strengthen it under the sanctions regime, contributing to the rationalization of the structure of the Russian market, as well as improving methods of ensuring national security in the long term. The method and methodology of the work. The research is based on a general scientific methodology, which provides for the application of a systematic approach to problem solving. The basis of this work is the author's empirical observations of the real state of national security under the sanctions regime, supported by analytical generalizations of available information. Results. It is analytically determined that the economic security of a country should be ensured primarily by the efficiency of the economy itself, that is, along with the protective measures implemented by the state, it should protect itself on the basis of high labor productivity, product quality, etc. Economic security indicators are identified and summarized - the most significant parameters that characterize the state of the country's economic system, its stability, and growth potential. The solution to the problem of improving the methods of ensuring Russia's national security is proposed to be considered taking into account the development of the Russian and world markets. The scope of the results. The results of the conducted research can be used in substantiating the methods of ensuring Russia's economic security, as well as in developing practical recommendations on this basis for choosing the most promising forms and methods of ensuring Russia's national security in the conditions of the sanctions regime. Conclusions. It is necessary to have the political will of the state to adopt and, no less importantly, implement decisions aimed at boosting the economy, structural transformations, stimulating economic growth, and improving the welfare of the people.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО РЕЖИМА»

Экономическая безопасность

УДК 339.562 БАБАЕВА ДИАНА РАИФОВНА

к.э.н., доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

Россия, г. Махачкала, e-mail: diana_babaeva_76@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2022-2-67-75 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО РЕЖИМА

Аннотация. Цель работы. Целью статьи является выявление перспективных направлений в обеспечении национальной безопасности России и путей ее укрепления в условиях санкционного режима, способствующей рационализации структуры российского рынка, а также совершенствование методов обеспечения национальной безопасности в долгосрочной перспективе. Метод и методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются эмпирические наблюдения автора за реальным состоянием национальной безопасности в условиях санкционного режима, подкрепленные аналитическими обобщениями доступной информации. Результаты. Аналитически определено, что экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Выявлены и обобщены показатели экономической безопасности — наиболее значимые параметры, которые характеризуют состояние экономической системы страны, ее устойчивость, потенциал роста. Решение проблемы повышения методов обеспечения национальной безопасности России предложено рассматривать с учетом развития российского и мирового рынка. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться при обосновании методов обеспечения экономической безопасности России, а также в разработке на этой основе практических рекомендаций по выбору наиболее перспективных форм и методов обеспечения национальной безопасности России в условиях санкци-онного режима. Выводы. Необходимо наличие политической воли государства на принятие и, что не менее важно, исполнение решений, направленных на подъем экономики, структурные преобразования, стимулирование экономического роста, повышение благосостояния народа.

Ключевые слова: экономика, санкции, безопасность, рынок, рост.

BABAEVA DIANA RAIFOVNA

Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory, Dagestan State Technical University,

Russia, Makhachkala, e-mail: diana_babaeva_76@mail.ru

IMPROVING METHODS OF ENSURING RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY UNDER THE SANCTIONS REGIME

Abstract. The purpose of the work. The purpose of the article is to identify promising areas in ensuring Russia's national security and ways to strengthen it under the sanctions regime, contributing to the rationalization of the structure of the Russian market, as well as improving methods of ensuring national security in the long term. The method and methodology of the work. The

research is based on a general scientific methodology, which provides for the application of a systematic approach to problem solving. The basis of this work is the author's empirical observations of the real state of national security under the sanctions regime, supported by analytical generalizations of available information. Results. It is analytically determined that the economic security of a country should be ensured primarily by the efficiency of the economy itself, that is, along with the protective measures implemented by the state, it should protect itself on the basis of high labor productivity, product quality, etc. Economic security indicators are identified and summarized — the most significant parameters that characterize the state of the country's economic system, its stability, and growth potential. The solution to the problem of improving the methods of ensuring Russia's national security is proposed to be considered taking into account the development of the Russian and world markets. The scope of the results. The results of the conducted research can be used in substantiating the methods of ensuring Russia's economic security, as well as in developing practical recommendations on this basis for choosing the most promising forms and methods of ensuring Russia's national security in the conditions of the sanctions regime. Conclusions. It is necessary to have the political will of the state to adopt and, no less importantly, implement decisions aimed at boosting the economy, structural transformations, stimulating economic growth, and improving the welfare of the people. Keywords: economy, sanctions, security, market, growth.

Введение. В настоящее время вопросы, связанные с национальной и экономической безопасностью чаще всего обсуждаются. И это связано с тем, что наше государство за последние годы открыто провоцируют, выставляя мировым агрессором. Наше государство переживает трудное время. Со стороны Запада на Россию накладываются многочисленные санкции, и для того, чтобы стать экономически независимым государством, необходимо перестроиться во всех сферах жизнедеятельности, и желательно в короткие сроки. Изменения должны коснуться различных сфер функционирования государства, таких как: экономическая, политическая, социальная и т. д., обеспечения жизнедеятельности государства. Таким образом, изучение методов, с помощью которых можно обеспечить экономическую безопасность нашего государства, является актуальным на сегодняшний день.

С 17 марта 2021 года в отношении России были введены санкции США, связанные с событиями на Украине. И вот уже семь лет наше государство функционирует в условиях санкцион-ного режима. В отношении России также ввели санкции и другие страны Евросоюза. Среди них: Канада, Япония, Швейцария, Новая Зеландия, Украина. Наше государство не осталось безучастным и ввела ответные санкции. Данные проблемы требуют своевременного решения, и поэтому исследуемая тема актуальна на сегодняшний день.

Степень изученности проблемы. Совершенствование методов обеспечения экономической безопасности России в период санкционного режима была изучена многими учеными. Наиболее весомый вклад в исследование этой темы был внесен Аганиным А. Д., Ахмедзяно-вым Э. Р., Басовым Ф.А., Вербицкой Т.В., Дащенко А. В., Лифиренко Ю. О., Пасько Н. А. и другими.

В то же время в исследованиях по совершенствованию методов обеспечения экономической безопасности России в условиях, когда в отношении нашего государства введен санкци-онный режим, недостаточно изучены вопросы, связанные с оценкой приоритетности и эффективности их реализации в России. В том числе вопросы, связанные с мерами, способствующими повышению методов обеспечения экономической безопасности России.

Целью статьи является выявление перспективных направлений, связанных с обеспечением национальной безопасности России и путей ее укрепления в условиях санкционного режима, способствующей рационализации структуры российского рынка, а также совершенствование методов обеспечения национальной безопасности на долгосрочный период.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи: теоретически обоснованы объективные основы национальной безопасности России; выявлено значение санкци-онного режима в обеспечении национальной безопасности России и раскрыты проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях санкционного режима; рассмотрены и совершенствованы методы обеспечения национальной безопасности России в условиях

санкционного режима.

Объектом статьи выбраны основные методы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях санкционного режима. Предметом исследования выступает национальная безопасность России.

Научная новизна статьи состоит в системном подходе к оценке и анализу методов обеспечения национальной безопасности России и направлений ее совершенствования на современном этапе, и исходя из этого в разработке практических рекомендаций, связанных с выбором перспективных форм и методов развития экономики на долгосрочную перспективу. Среди наиболее значимых результатов, которые получил автор, можно выделить следующие: аналитически определено, что экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.; для того, чтобы обеспечить оптимальный уровень экономической безопасности государства, необходимо, чтобы это государство имело политическую волю, так необходимую для выполнения решений, направленных на то, чтобы поднять экономику, провести кардинальные структурные преобразования, улучшить жизнь своих граждан, стимулировать экономический рост; автором предложены меры, способствующие повышению методов обеспечения национальной безопасности России. В качестве теоретической основы исследования были взяты разработки, сделанные отечественными и зарубежными учеными-экономистами, занимающимися вопросами, связанными с обеспечением экономической безопасности страны. В работе был применен статический и сравнительный анализ, а также регрессивный и факторный анализ и методы экспертных оценок.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы в процессе разработки принципов, которые позволят обеспечить экономическую безопасность нашего государства в условиях санкционного режима.

В качестве информационной базы были использованы статистические данные, статьи в сфере национальной безопасности, данные Министерства экономики и территориального развития РФ, а также законодательные акты, связанные с внешнеторговым сотрудничеством России.

Основная часть. Национальная безопасность - это сложная система элементов, которые взаимосвязаны между собой. Данная система имеет определенные положения и установки, социально-политические и правовые институты, располагает определенными средствами, методами и формами, с помощью которых обеспечивается адекватная реакция при возникновении опасностей или военных угроз, обеспечивается мобилизационная подготовка и мобилизация; конституционная, экономическая, оборонно-промышленная, информационная и обще-

Рис. 1. Классификация видов национальной безопасности [17].

Классификацию национальной безопасности можно рассмотреть с различных позиций. Так, например, исходя из сфер жизнедеятельности национальная безопасность бывает: политической, экономической, социальной, духовной, информационной, военной. Исходя из субъекта защиты безопасность в отношении личности, общества, государства.

Важная составляющая национальной безопасности - экономическая безопасность, способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях, т. е. совокупность внутренних и внешних условий, которая благоприятно влияет на эффективный динамический рост экономики, на способность национальной экономики соответствовать потребностям общества и государства, создавать образ конкурентоспособного субъекта на внешнем и внутреннем рынках.

Экономическая безопасность страны обеспечивается не только государственными ведомствами, но и всей системой и структурой государственных органов.

В этом аспекте, например, очень большое значение приобрели Таможенные органы РФ в обеспечении национальной безопасности, в частности экономической безопасности в условиях санкционного режима.

В 2020 году за период в 11 месяцев таможенными органами было возбуждено более 2 тыс. уголовных дел, за такое же время только в 2019 году было возбуждено 1,9 тыс. дел (рост на 4,4 %). Значительная часть этих дел связана с контрабандой. Предметом контрабанды стали сильнодействующие вещества, стратегические товары и ресурсы, оружие и боеприпасы. Общее количество дел составило 804 дела на общую сумму около 8 млрд руб.

Общее количество уголовных дел, связанных с контрабандой алкогольной продукции и табачных изделий за период в 11 месяцев 2020 года, составило 101 на общую сумму 366 млн руб., также таможенные органы выявили 12,8 млн единиц контрафактной продукции народного потребления. Кроме того, таможенными органами был предотвращен вывоз более 356 тонн средств, необходимых для индивидуальной защиты (маски, респираторы, дезинфицирующие средства). Данная операция была проведена в рамках введенных временных ограничений, на которые действовали отдельные товары.

Санкции, применяемые США и странами Европейского союза в отношении России, влияют не только на нашу страну, но и в целом на политический и экономический климат в мире. Санкции в отношении нашего государства с каждом годом не сокращаются, а наоборот, только продлеваются, и их список расширяется. Их продление происходит ежегодно, а список постепенно, но неуклонно расширяется. Санкции можно классифицировать следующим образом. Санкции финансового характера выражаются в отказе отечественным банкам в выдаче кредитов иностранными банками. К санкциям личного характера относятся отказ российским видным деятелям бизнеса и политики в открытии счета за границей и въезде в некоторые зарубежные страны. Санкции экспортного характера выражаются в запрете ввозить высокотехнологические и военные продукты.

Санкции негативно повлияли на инвестиционную деятельность крупных предприятий, которые были вынуждены ее сократить и тем самым увеличились расходы федерального бюджета на то, чтобы поддержать эти предприятия. На слайде 6 вашему вниманию представлено влияние санкций на экономику РФ.

Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. На рисунке 5 вашему вниманию представлены основные направления обеспечения экономической безопасности. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

Состояние экономической системы любого государства определяется показателями экономической безопасности. На рисунке 2 представлены показатели экономической безопасности.

Исходя из представленной классификации можно не только определить индикаторы и показатели экономической безопасности, но и произвести расчет уровня их пороговых величин [9]. Реальная экономика, финансовая сфера, социальная сфера, внешнеэкономическая сфера

являются четырьмя проекциями системы индикаторов экономической безопасности. Такая система позволит в ходе создания стратегического планирования социально-экономического развития проанализировать тенденции развития экономики государства, сделать прогноз и

К.шгспфнкяшкжнын при пик сошнл ШНМ'ТЬ iiоки 1п11\|Г|1

1. У|ММ№ обмКТ! <МШ»Ч||'|(ч'К11|| гк- шпаинн I н 1 Макроэкономические - чарактери пннцие шономику ь с||ыш.1 в целом 2. Гс1 нон.ш.ные и ли щрш. мевые - характер« лютне жмамнку субъектов Федерации н отраслей Я Мнк|к> иачюмическис - \apakiepH пюнше «хшшнкч .пен юн рынка фирм предприятии. учреждений, акционерных сн'чие банков 4 Уровни ccmi.ii ii личине 41 • харамери пынше натоми'ихкую осюпаеность каждой гражданина «.фаны С1 т.

Стнкш. щнчимогтн ппижм»! 1 < Х'кцие чакр» 1коиомнчсскис пока «не 1И

2. 2 Башвме иакрсгжомочичеекие пока «не »1 3. Частые «оначнчсскне пика tate.ni Н|ччгин\зсI венные и социальные

Л. ПсрИн 1 11*111 НИШ >| р«| и II\ ||р«| 1111 ШрпКЛННИ 1 Краткрччныс 2 Среднесрочные 3. Дал »срочные_

-1 Напракк'нни пнкИишт ни шимщ_ 1 Ннмренние 2 Внешние

5. ( (к ип мрщ. \НрИК~|(*р II членпнн игрищ нщ» чшгрЛм щ и\ 1 Ко ШЧсстсиныс 2 Качественные

ВОП«"||СТВПЯ

Рис. 2. Показатели экономической безопасности [14].

Иоюктг.т Нарншиим- фмпшти« I ШНННШГНШ'

««к'ммшиу

I Ьн.1 ч НИИ М>1 1МЫ* И1К«.К1Н1Я. < |>Г ЯНГМИрММИ с |1И1 25 «а.»

Дала К Н|Н»Чи1111ГН1111Н Н|ММН1Н1К1Н1 м'||шЪ||.ШИН1|ГН ирочыш. И«И«С III. *• 7» 5* 11.71

До.« ч.ниишм 1 |*<>Р11МЯ « |||ИА||,||Ц 1ГНН11М нр«н| «о Н III*. % 2« 15 0.75

ОйкП 1и нныч ниши. * • к ВВП 25 1 и о.*

1'.И \<1 11.1 ИИ МНЧ'1И1НГ №1.11 ЦЩДННН. % к ВВП 2 ».5 0.25

Д«.1н Ц41ВЫ1 1М1|<>*1 1||М>. ПЫШИ * 2.6 0.43

. 1«.м ШИ1 1 Н1V 1> и VП1 11111Г пр»МИи*1111И1> ЧШШШШ 7 3»

М|Ь. 1» [«НТГ1Ы11НII. мнми. ним 7« »4 0.91

1'|Н|1ив тим масмл! |<|\» iim.iv н нтки |и\«| iiii.iv |р*пп 11.111 111111 я рщ я 12.« 0>2

>Р«М1ГМЬ Пр«СрШМ1С1И |'Ш|'-1» нрмнщпми №1 ИМ 1ЫС. И.КС К*Н1Ш 1. 1ЫС. 4 «дз

> Р<И1ГИЬ *11|м1м||1ны 111« чг1*«1>.1«1 МИ МОТ|. *• у м 0.7»

>|11«ги1. ш|ф 1ИНШ1 м 1*1. % 2« 24 ио

ОЙЫ'Ч кинршм!» 111.14 11. Чм НВ11 н и 11.4

ойьс« мшииги кии, "« к ВВП 15 л ■Я

, 1<!1Я НШШНт ИШМШМЮНИИИ к Ш»к|>1.111111 Гмцшики» и^ишщ. 3« 45 <1.м>

(Мп.14 И.) и|'11И1И ИН*К1|>ИНИ«М1 М.1КШ К 1МЪПИ 1Ы.1И1И1И\ р^Л|Р||. % 25 1110 0.25

Дмвгжинн мисси. * • к ВВП м 12 0.24

Д«.1я НШ11>|114 Н41 >1111 1 |МН11Гм ||||||ийи 111111, "и кп« III 1114 'mlt.ll М|1и.|1ИЫ1.11.1 1 ы1и 1 &ЯИл О.ЧиОЛЗ!

Рис. 3. Пороговые показатели экономической безопасности.

Данное соотношение фактического и порогового значений нормировано относительно порогового значения и условно принимается за единицу.

Расчет производится путем отношения фактического к пороговому при увеличении соответствующего показателя экономической безопасности, и наоборот, при его снижении.

Для того, чтобы обеспечить оптимальный уровень экономической безопасности государства, необходимо, чтобы это государство имело политическую волю, так необходимую для выполнения решений, направленных на то, чтобы поднять экономику, провести кардинальные структурные преобразования, улучшить жизнь своих граждан, стимулировать экономический рост.

Угрозы национальной безопасности страны включают широкий спектр потенциальных угроз - это политические, социальные, экономические, военные, экологические и другие угро-

Фнкторы представляющие потсиима.рьиыс угрозы внсшншкономмчсскопбеюпасн ости

• 1 Здороне и пчллкнк оСртктши К^-жски. в тч скцреки 1фщрппн1лкп жичпт (ГЙ1Ы1. ЧВСТО Ци'хисКШНИ П^кунш, |Ч1ъ'[Т|\1<.']|Ч||Ш111<Ч-11. Ы1Ч 1% КфООЖЧ!) ШСБТСШН)

■ 2 ' ркии т|чла (49 место р. в I ч иттру;инчесп*} ципмш-шмч раоотшк -

рлюкмлс.Нк. щоынчмЛ кшчеил: ШИШ«« нгкемна ЫасНЬШШ 1

реГю!с нчиц1.1 1и и|««|о:1:н1чи.11>ныП мсн.',щч1'н1. СНоообЫскИ* с 1]\1ии спешил и- и.инш С№и>|'1№Ч'П< >:]|ины ирц^оал. ишпи

* ' Течяачогичссиж ■цщшоапсявопъ (62-мс<:то> втч яктупвосП-вовейшнх ттаваютй. а£«ф<нщя панвюгнй й троне фцм. сушг шкч'фэнные шгтл-ипиш и тротк^Кт

№ШИ(>Ш11 ИНК-^к-И!^1111" ..■ Ш<>Д1К<[|> КШ/КМГОе.И

• А Зрелость омчнеса к I ч шшчеоии млиш\ жкчиыцныж. ри-щшш ияЛСрОВ, Г^бшв ЦгПНкН ОИфШИ ЛЯНОСП, ИНИКШКГИ! ^.«.'тр^ки ь ИинЬтмчЧИн

* 3 НеШиИЩШГ 1^1-41144 1 нтч ЦКГИ^ШЩЩЦНЛ итрпн Н1НС4 Н> цсскл^инш Ер^ичти. пхуврсгвснныс »кки кртхчт! тшяс^и'й прлтчпии

Рис. 4. Потенциальные угрозы внешнеэкономической безопасности.

Между угрозами национальной безопасности и национальными интересами государства прямая связь.

В современном мире ни одно государство не может считать себя независимым, если оно не может обеспечить себе внешнеэкономическую безопасность, которая является гарантом длительного сохранения своих позиций на мировом рынке. А по сему «внешнеэкономическая безопасность» является частью национальной безопасности.

Защита национальных интересов, выраженная в решении комплекса упорядоченных задач, является доктриной национальной безопасности. Существуют 3 основных принципа экономи-

НгШ11ки«И1|'11. формируется \ровснк жономнкн по поиюшп! наименьшим обра юч (авнсстьот др\ш\ государств и мирового рынка

СшГш. ii.him.ii- УСТОЙЧИВОСТЬ. ИСК 1ЮЧСМИС кр тисов, социальных потрясений. криминала совершенствование системы. со панне условий хм работы граждан снижение у ровна бс (работника ра (работка уннкаткныч продуктов. раянтмс промыш 1снност11

Угшичнным |ик 1 наймом» и.мои жомоммки

Рис 5. Принципы экономической безопасности. Нормальная жизнедеятельность граждан и статус надежного государства могут быть обес-

печены концепцией экономической безопасности России, в которой будут представлены положения, направленные на рост экономических показателей и экономическую устойчивость страны. Возникновение политических конфликтов приводит к серьезным проблемам в экономике и бьет по благосостоянию граждан, поэтому так важно обеспечить экономическую безопасность государства.

Приоритетное направление государственной политики заключается в защите национальной безопасности и интересов России. Экономическая безопасность - это ни нечто абстрактное, а необходимое условие независимого существования на современном этапе. Экономическая безопасность предполагает разработку конкретных мер в определенных сферах. На рисунке 5 отражены основные направления экономической безопасности в настоящее время. Исходя из рисунка мы видим, что экономическая безопасность страны обеспечивается путем проведения: грамотной аналитики, на основе которой выявляются слабые места в экономике; многогранным изучением проблем с применением опыта прошлых лет (как своего, так и опыта развитых стран); прогнозированием, которое заключается в анализе рисков появления угроз безопасности, включая прогнозирование предполагаемого исхода; разработкой стратегии на долгосрочную перспективу и выработкой конкретных мероприятий, направленных на снижение угроз; созданием независимых источников как в научной, так и в технологической сфере; нор-

Рис. 6. Основные направления экономической безопасности России на современном этапе.

Выработанная стратегия до 2030 года нацелена на решение многих проблем. Внешнеэкономическая безопасность государства обеспечивается устойчивым экономическим развитием, качеством конкурентной среды с учетом показателей экономик развитых стран. Кроме того, Россия нуждается в национальной концепции международной конкурентоспособности страны, которая должна быть разработана с учетом мнений выдающихся ученых страны, а также бизнес-сообществ и общественных организаций.

Результаты. В результате проведенного исследования аналитически определено, что экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики; доказано, что для того, чтобы обеспечить оптимальный уровень экономической безопасности государства, необходимо, чтобы это государство имело политическую волю, так необходимую для выполнения решений, направленных на то, чтобы поднять экономику, провести кардинальные структурные преобразования, улучшить жизнь своих граждан, стимулировать экономический рост; предложены меры, способствующие повышению методов обеспечения национальной безопасности России.

Выводы. Таким образом, защита национальных интересов государства и обеспечение его безопасности - приоритетные направления развития государственной политики. Выработан-

ная стратегия до 2030 года нацелена на решение многих проблем. Внешнеэкономическая безопасность государства обеспечивается устойчивым экономическим развитием, качеством конкурентной среды, с учетом показателей экономик развитых стран. Кроме того, Россия нуждается в национальной концепции международной конкурентоспособности страны, которая

Литература

1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена Указом президента РФ от 13.05.2017 No 208) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. Аганин А. Д. Волатильность курса рубля: нефть и санкции / А. Д. Аганин, А. А. Пересецкий // Прикладная эконометрика. - 2018. - Т. 52. - С. 5-21.

3. Архипова В. В. Экономические санкции против России: проклятие или перспектива роста? // Экон. стратегии. - 2018. - Т. 20, № 8. - С. 14-23.

4. Ахмедзянова Э. Р. Современные вопросы экономической безопасности организации в России / Э. Р. Ахмедзянова // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития. - 2019. -С. 51-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Басов Ф. А. Антироссийские санкции как тест для общей внешней политики Eвросоюза // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т. 62, № 10. - С. 55-63.

6. Вербицкая Т. В. Могут ли санкции носить политический характер // Вестник развития науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 11-16.

7. Дащенко Ю. Ю. Экономическая безопасность России / Ю. Ю. Дащенко, А. В. Лифиренко, Ю. О. Пасько, Н. А. Лиманская //Актуальные вопросы управления, экономики и права. Наука на современном этапе: вопросы, достижения, инновации. Томск, 2019. - С. 192-196.

8. Дыхова А. Л. Значение финансовой системы в обеспечении экономической безопасности России / А. Л. Дыхова // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 3 (104). - С. 170-174.

9. Давыдов А. А. О новом санкционном режиме США против Ирана / А. А. Давыдов, С. В. Кислицын // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т. 62, № 2. - С. 28-36.

10. Клинова М. В. Экономические санкции Запада против России: развитие ситуации / М. В. Клинова, E. А. Сидорова //Пробл. прогнозирования. - 2019. - № 3. - С.159-170.

11. Кузнецов С. В. Неопределенность навсегда: перспективы развития европейской и российской экономик в условиях взаимных санкционных режимов //Инновации. - 2016. - № 5. - С. 34-36.

12. Кусков А. Н. Анализ экономической безопасности России и направления ее обеспечения / А. Н. Кусков, А. П. Кускова //Актуальные вопросы права, экономики и управления. - 2019. - С. 141-143.

13. Матюшок В. М. О методологических аспектах формирования экономической стратегии России в условиях западных санкций // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т.13, вып. 12. - С. 2273-2290.

14. Мартиновская Д. А. Экономическая безопасность России в условиях глобализации /Д. А. Мартинов-ская, Н. С. Смирнова //Вектор экономики. - 2019. - № 3 (33). - С. 26.

15. Обухова E. Восстать из ада / E. Обухова, К. Пахунов, П. Скоробогатый // Эксперт. - 2018. - № 34. - С. 12-17.

16. Рыхлицкий E. А. Экономическая безопасность страны и проблемы ее обеспечения в России / E. А. Рыхлицкий // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития. - 2019. - С. 808-811.

17. Сафина И. И. Об угрозах экономической безопасности России во внешнем аспекте / И. И. Сафина, Э. Ф. Мухамадиева // Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности государства, регионов, предприятий. - 2019. - С. 146-149.

18. Свирина М. В. Анализ причин снижения экономической безопасности России /М. В. Свирина //Мировая экономика: проблемы безопасности. - 2019. - № 1. - С. 34-36.

19. Скиданов Ю. Антироссийские санкции: промышленность возрождается, село дает рекордные урожаи //Рос. Федерация сегодня. - 2018. - № 3. - С. 44-49.

20. Чеботарев С. С. Экономико-правовые проблемы экономической безопасности современной России и пути их преодоления / С. С. Чеботарев, К. Б. Доброва // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 1 (45). - С. 198-205.

21. Шахов Д. С. Экономическая безопасность современной России: состояние и тенденции /Д. С. Шахов, Р. В. Долгих // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2019. - С. 195-197.

22. Шаваев А. К. Национальная безопасность как сложная комплексная система, ее сущность и структура //Безопасность. - 2019. - № 1-2. - 256 с.

23. [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: http://wwwww.review.uz (журнал «Экономическое обозрение»), своб. - Загл. с экрана.

References:

1. Strategiya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 g. (utverzhdena Ukazom prezidenta RF ot 13.05.2017 No 208) [Elektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus».

2. Aganin A. D. Volatil'nost' kursa rublya: neft' i sankcii / A. D. Aganin, A. A. Pereseckij // Prikladnaya ekonometrika. - 2018. - T. 52. - S. 5-21.

3. Arhipova V. V. Ekonomicheskie sankcii protiv Rossii: proklyatie ili perspektiva rosta? // Ekon. strategii. -

2018. - T. 20, № 8. - S. 14-23.

4. Ahmedzyanova E. R. Sovremennye voprosy ekonomicheskoj bezopasnosti organizacii v Rossii / E. R. Ah-medzyanova //Ekonomicheskaya bezopasnost': problemy, perspektivy, tendencii razvitiya. - 2019. - S. 51-58.

5. Basov F. A. Antirossijskie sankcii kak test dlya obshchej vneshnej politiki Evrosoyuza //Mirovaya ekonomika i mezhdunar. otnosheniya. - 2018. - T. 62, № 10. - S. 55-63.

6. Verbickaya T. V. Mogut li sankcii nosit' politicheskij harakter // Vestnik razvitiya nauki i obrazovaniya. -2016. - № 4. - S. 11-16.

7. Dashchenko YU. YU. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii / YU. YU. Dashchenko, A. V. Lifirenko, YU. O. Pas'ko, N. A. Limanskaya //Aktual'nye voprosy upravleniya, ekonomiki i prava. Nauka na sovremennom etape: voprosy, dostizheniya, innovacii. Tomsk, 2019. - S. 192-196.

8. Dyhova A. L. Znachenie finansovoj sistemy v obespechenii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii / A. L. Dy-hova //Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2019. - № 3 (104). - S. 170-174.

9. Davydov A. A. O novom sankcionnom rezhime SSHA protiv Irana/A. A. Davydov, S. V. Kislicyn //Mirovaya ekonomika i mezhdunar. otnosheniya. - 2018. - T. 62, № 2. - S. 28-36.

10. Klinova M. V. Ekonomicheskie sankcii Zapada protiv Rossii: razvitie situacii / M. V. Klinova, E. A. Si-dorova //Probl. prognozirovaniya. - 2019. - № 3. - S. 159-170.

11. Kuznecov S. V. Neopredelennost' navsegda: perspektivy razvitiya evropejskoj i rossijskoj ekonomik v usloviyah vzaimnyh sankcionnyh rezhimov //Innovacii. - 2016. - № 5. - S. 34-36.

12. Kuskov A. N. Analiz ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii i napravleniya ee obespecheniya / A. N. Kuskov, A. P. Kuskova //Aktual'nye voprosy prava, ekonomiki i upravleniya. - 2019. - S. 141-143.

13. Matyushok V. M. O metodologicheskih aspektah formirovaniya ekonomicheskoj strategii Rossii v usloviyah zapadnyh sankcij //Nac. interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2017. - T.13, vyp. 12. - S. 2273-2290.

14. Martinovskaya D. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii v usloviyah globalizacii / D. A. Martinovskaya, N. S. Smirnova // Vektor ekonomiki. - 2019. - № 3 (33). - S. 26.

15. Obuhova E. Vosstat' iz ada /E. Obuhova, K. Pahunov, P. Skorobogatyj //Ekspert. - 2018. - № 34. - S. 1217.

16. Ryhlickij E. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' strany i problemy ee obespecheniya v Rossii / E. A. Ry-hlickij //Ekonomicheskaya bezopasnost': problemy, perspektivy, tendencii razvitiya. - 2019. - S. 808-811.

17. Safina I. I. Ob ugrozah ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii vo vneshnem aspekte /1. I. Safina, E. F. Mu-hamadieva // Aktual'nye problemy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstva, regionov, predpriyatij. - 2019. - S. 146-149.

18. Svirina M. V. Analiz prichin snizheniya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii / M. V. Svirina // Mirovaya ekonomika: problemy bezopasnosti. - 2019. - № 1. - S. 34-36.

19. Skidanov YU. Antirossijskie sankcii: promyshlennost' vozrozhdaetsya, selo daet rekordnye urozhai // Ros. Federaciya segodnya. - 2018. - № 3. - S. 44-49.

20. CHebotarev S. S. Ekonomiko-pravovye problemy ekonomicheskoj bezopasnosti sovremennoj Rossii i puti ih preodoleniya / S. S. CHebotarev, K. B. Dobrova // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2019. - № 1 (45). - S. 198-205.

21. SHahov D. S. Ekonomicheskaya bezopasnost' sovremennoj Rossii: sostoyanie i tendencii /D. S. SHahov, R. V. Dolgih // Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii. - 2019. - S. 195-197.

22. SHavaev A. K. Nacional'naya bezopasnost' kak slozhnaya kompleksnaya sistema, ee sushchnost' i struktu-ra //Bezopasnost'. - 2019. - № 1-2. - 256 s.

23. [Elektronnyj resurs]. [Rezhim dostupa]: http://wwwww.review.uz (zhurnal «Ekonomicheskoe obozrenie»), svob. - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.