Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Факов Азамат Мухажидович

В статье анализируется национальная безопасность в условиях интеграции России в мировую экономику. Отмечается, что интеграция России в мировую экономическую систему расширяет и усложняет экономические связи и взаимодействие между государствами, а также обусловливает риски экономического и социально-политического характера. Установлено, что национальные интересы являются смыслом существования нации, где главными компонентами выступают гарантированное выживание нации и развитие России как государства, а также упрочение ее национальной безопасности. При этом структуру национального интереса составляют потребности и ценности. Источниками угрозы национальной экономической безопасности выступают имущественное расслоение общества, рост безработицы, сокращение производства в жизненно важных отраслях экономики, рост внешнего долга страны, криминализация властных структур и т. п. Сделан вывод, что для устранения угроз национальной экономической безопасности страны необходима грамотная государственная экономическая политика, включающая увеличение внутренних инвестиций и стимулирование иностранных инвестиций, повышение уровня и качества услуг в образовании и науке, повышение деловой активности в кризисных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING NATIONAL ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF RUSSIA’S INTEGRATION INTO THE WORLD ECONOMIC SYSTEM

The article analyzes national security in the context of Russia’s integration into the world economy. It is noted that the integration of Russia into the world economic system expands and complicates economic ties and interaction between states, as well as causes risks of an economic and socio-political nature. It has been established that national interests are the raison d’etre of the nation, where the main components are the guaranteed survival of the nation and the development of Russia as a state, as well as the strengthening of its national security. In this case, the structure of national interest is made up of needs and values. The sources of threats to national economic security are the property stratification of society, the growth of unemployment, the reduction in production in vital sectors of the economy, the growth of the country’s external debt, the criminalization of power structures, etc. , including an increase in domestic investment and stimulation of foreign investment, an increase in the level and quality of services in education and science, an increase in business activity in a crisis.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_2_111 УДК 330.3:339.9:343

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ

Факов Азамат Мухажидович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

В статье анализируется национальная безопасность в условиях интеграции России в мировую экономику. Отмечается, что интеграция России в мировую экономическую систему расширяет и усложняет экономические связи и взаимодействие между государствами, а также обусловливает риски экономического и социально-политического характера. Установлено, что национальные интересы являются смыслом существования нации, где главными компонентами выступают гарантированное выживание нации и развитие России как государства, а также упрочение ее национальной безопасности. При этом структуру национального интереса составляют потребности и ценности. Источниками угрозы национальной экономической безопасности выступают имущественное расслоение общества, рост безработицы, сокращение производства в жизненно важных отраслях экономики, рост внешнего долга страны, криминализация властных структур и т. п. Сделан вывод, что для устранения угроз национальной экономической безопасности страны необходима грамотная государственная экономическая политика, включающая увеличение внутренних инвестиций и стимулирование иностранных инвестиций, повышение уровня и качества услуг в образовании и науке, повышение деловой активности в кризисных условиях.

Ключевые слова: национальная экономическая безопасность; интеграция; внешние и внутренние угрозы.

UDC 330.3:339.9:343

ENSURING NATIONAL ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF RUSSIA'S INTEGRATION INTO THE WORLD ECONOMIC

SYSTEM

Fakov Azamat Mukhazhidovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Internal Affairs Bodies in Special Conditions, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

The article analyzes national security in the context of Russia's integration into the world economy. It is noted that the integration of Russia into the world economic system expands and complicates economic ties and interaction between states, as well as causes risks of an economic and socio-political nature. It has been established that national interests are the raison d'être of the nation, where the main components are the guaranteed survival of the nation and the development of Russia as a state, as well as the strengthening of its national security. In this case, the structure of national interest is made up of needs and values. The sources of threats to national economic security are the property stratification of society, the growth of unemployment, the reduction in production in vital sectors of the economy, the growth of the country's external debt, the criminalization of power structures, etc. , including an increase in domestic investment and stimulation of foreign investment, an increase in the level and quality of services in education and science, an increase in business activity in a crisis.

Keywords: national economic security; integration; external and internal threats.

Современная геополитическая модель международных отношений предопределяет необходимость изучения проблем обеспечения национальной экономической безопасности в условиях интеграции России в мировую экономическую систему под воздействием процессов глобализации. В указанном аспекте можно сказать, что интеграция расширяет и усложняет экономические связи и взаимодействие между государствами и создает определенные затруднения при формировании общего информационного пространства, мирового рынка капитала, товаров, рабочей силы и услуг. Не следует отбрасывать и риски экономического и социально-политического характера.

Национальные интересы выступают смыслом существования нации, где главными компонентами являются гарантированное выживание нации и развитие России как государства, а также упрочение ее безопасности. В структуре национального интереса следует выделить потребности и ценности [9; 10].

Потребностью является желание и стремление обретения чего-либо. Ценностью является «любое материальное или идеальное явление, имеющее значение для субъекта» [8], которое обладает определенной полезностью. Прикладывание усилий к сбережению ценностей является потребностью. Удовлетворение потребностей является интересом субъекта. Соответственно, национальные интересы - это удовлетворение основных потребностей наций, обеспечивающих ее существование. При этом задачу обеспечения национальной экономической безопасности не следует рассматривать в качестве автономной. Она интегрируется в общий контекст стратегического управления обеспечением национальной безопасности.

Безопасность в данном случае является базовой категорией проблематики, содержание которой задает вектор решения практических задач по ее обеспечению.

При трактовке понятия «экономическая безопасность» многие ученые, выражая солидарность, подразумевают «совокупность условий и факторов, направленную на обеспечение независимости национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, а также способности к постоянному обновлению и совершенствованию» [4; 5; 10].

Из данного определения можно заключить, что обеспечение гарантированной защиты национальных интересов государства, состоящих в его социально направленном развитии в целом, достаточном оборонном потенциале и благоприятных условий для интенсификации внутренних и внешних процессов, выступает залогом экономической безопасности и задачей институтов власти.

В числе главных источников угрозы для устойчивости национальной экономики следует назвать:

- имущественное расслоение общества;

- рост безработицы, обусловливающий социальную нестабильность в обществе;

- сокращение производства в жизненно важных отраслях экономики или его свертывание, что еще более негативно сказывается на национальной экономической безопасности;

- приобретение иностранными компаниями российских предприятий, что приводит к вытеснению отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынка страны;

- рост внешнего долга страны, увеличение расходования бюджетных ассигнований на его погашение;

- проникновение криминальных структур в различные властные структуры и как результат рост организованной преступности;

- ослабление системы государственного контроля и расширение деятельности криминалитета на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций [3; 4; 9].

Сегодня в условиях интеграции России в мировую экономическую систему государство сталкивается с новыми вызовами и угрозами как внешнего, так и внутреннего порядка, которые отражают мировые тенденции.

Первым вызовом является рост глобальной конкуренции, которая состоит в наращивании геополитического соперничества, в том числе контроля над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами. Вместе с тем конкуренция распространилась на традиционные рынки товаров, капиталов, технологий, рабочей силы, а также на системы национального управления, поддержку инноваций и развитие человеческого потенциала. Отсюда можно обусловить, что трансформационные процессы

мировой экономики создают для России новые возможности развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала.

В качестве второго вызова следует отметить технологические изменения, повышающие значимость инновационных разработок в социально-экономическом развитии страны и снижающие влияние определенных традиционных факторов роста. Сегодня можно наблюдать большой скачок, совершенный экономическими системами развитых страна в сторону формирования нового высокотехнологичного уклада, фундаментом которого являются достижения в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий. Так, развитие новой технологической базы влечет за собой возрастание роли человеческого капитала в качестве основного фактора экономического развития.

Результатом второго вызова являются негативные тенденции в развитии человеческого потенциала - третий вызов. Он состоит в сокращении уровня занятости в экономике, растущей конкуренции с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров, снижении доступности социальных услуг, в том числе в сфере образования и здравоохранения, низком качестве этих услуг.

Четвертым вызовом может стать исчерпание экспортно-сырьевого потенциала. Так, сегодня мы можем наблюдать снижение доходности от экспорта энергоресурсов по причине повышения требований к их качеству, ослабление роли России в топливно-энергетическом балансе. Стало быть, топливно-энергетическому комплексу требуется модернизация, что диктует необходимость вливания значительных финансовых ресурсов, а это неминуемо влечет за собой повышение уровня экономических издержек. В данном случае одним из негативных факторов стали детерминированные новые вызовы экономической безопасности любой страны, обусловленные открытостью и уязвимостью национальной экономики, что привело к обострению проблем развития внутреннего и внешнего рынка страны. Россия, как страна с переходной экономикой, столкнулась с большими трудностями в этом процессе, в отношении ее со стороны США и ЕС были вве-

дены односторонние экономические санкции на фоне событий, произошедших в 2014 г. Именно поэтому в числе приоритетных задач по обеспечению внешнеэкономической безопасности России в условиях интеграции в мировую экономическую систему был выбран путь, направленный на совершенствование системы управления в новых экономи -ческих и политических условиях [3; 5; 6].

Анализируя внешнюю политику России, следует отметить ее направленность на наиболее полное и эффективное обеспечение национальных интересов, содержанием которых выступают:

- стратегические и геополитические интересы, цель которых состоит в обеспечении национальной безопасности России и защиты ее политической независимости;

- экономические интересы, интегрирующие экономику России в мировое хозяйство, в том числе включение в международные экономические организации на условиях полноправного партнерства в целях развития науки и инновации;

- региональные, субрегиональные, локальные интересы, обеспечивающие разнообразные специфические потребности внутреннего развития России, в числе которых обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг на международных рынках, а также ускорение структурной перестройки экономики - главного компонента оптимизации внешнеторговых связей [2; 7; 8].

Для эффективной реализации указанных интересов необходимо в полном объеме использовать возможности международных экономических отношений и обязательно учитывать риски, сопровождающие мировые интеграционные процессы, а также последствия мирового финансового кризиса, от которого Россия очень сильно пострадала. И здесь в рамках обеспечения национальной экономической безопасности России необходимо сделать основной упор:

- на достижение энергетической независимости путем создания инновационных систем поставок нефти и газа, которые в результате составят основу независимых источников энергоресурсов для нашего государства;

- защиту национальных экономических интересов в финансовой, банковской и денежной сферах путем реализации государ-

ственной поддержки частных инвестиций, банковского сектора, улучшения делового климата;

- развитие малого и среднего предпринимательства, частной собственности. При этом фискальную политику следует переориентировать на курс развития государственных капиталовложений, уделяя значительное внимание сохранению финансовой дисциплины [1; 2; 8].

Изложенное позволяет сделать вывод, что грамотная государственная экономическая политика призвана оказывать значительное воздействие на экономический рост. Поэтому правительству необходимо нацелится на решение задач, связанных с ускорением производительности, экономическим ростом и повышением уровня жизни граждан. Решению указанных задач способствует реализация ряда мер, в числе которых:

- увеличение внутренних и стимулирование иностранных инвестиций. Следует понимать, что рост запаса капитала оказывает самое непосредственное влияние на увеличение производительности труда, поэтому стимулирование внутренних инвестиций и сбережений являются базовым условием экономического роста. А увеличению запасов капитала в экономике будет способствовать политика, направленная на снижение его оттока за границу. В свою очередь, приток иностранного капитала может оказать большое стимулирующее воздействие на освоение передовых технологий, так как именно в

этой сфере в российском производстве наблюдается кризис, износ основных фондов, ослабленная технологическая база и низкий уровень инноваций;

- повышение уровня и качества услуг в об -разовании и науке. Финансирование данной области - это инвестиции в человеческий капитал, который является основным детерминантом развития потенциала каждого гражданина и повышения производительности экономики в целом. Повышение технологического потенциала страны обеспечивается за счет вклада в науку и тем самым появляются возможности для повышения уровня жизни населения. Стимулирование образования и науки следует производить путем оказания финансовой поддержки, в том числе в виде грантов на исследования и разработки, снижения налогового бремени, а также патентами, устанавливающими временные права собственности на исследования;

- повышение деловой активности в кризисных условиях. Качество функционирования налоговой системы и уровень защиты прав собственности требуют постоянного совершенствования. Государство должно обеспечивать возможности для свободного распоряжения людьми своими ресурсами. Также необходимо стимулировать у людей желание работать, накапливать капитал, инвестировать, изобретать, чтобы они были уверены в том, что результаты их трудовой деятельности и их собственность будут сохранены, а все соглашения будут выполнены [1; 7; 10].

Список литературы_

1. Бородин, М. С. Экономическая безопасность и устойчивое развитие / М. С. Бородин // Индустриальная экономика. - 2020. - № 3. - С. 53-57.

2. Братченко, С. А. Качество государственного управления и обеспечение экономической и национальной безопасности России / С. А. Братченко // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития : мате -риалы Восьмого Международного форума. - 2019. - С. 155-159.

3. Гайсумов, А. С. Влияние глобализации на экономическую безопасность государств / А. С. Гайсумов // Globus: Экономика и юриспруденция. - 2020. - № 2 (38). - С. 26-28.

4. Дзодзикова, Ф. В. Экономическая безопасность - новые подходы в контексте глобализации / Ф. В. Дзодзи-кова // Экономические и гуманитарные науки. - 2019. - № 12 (335). - С. 98-105.

5. Евсеев, П. В. Обеспечение национальной экономической безопасности России в условиях рыночной экономики / П. В. Евсеев // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2018. -№ 6-2(65). - С. 63-65.

6. Ивановский, Б. Г Стратегия безопасности национальной экономики: понятие, критерии, угрозы / Б. Г Ивановский // Экономические и социальные проблемы России. - 2017. - № 1. - С. 10-43.

7. Коротько, Т. В. Влияние глобализации на экономику России / Т. В. Коротько, Е. В. Кужовник, И. А. Лепетюха // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 4 (117). - С. 46-48.

8. Максимцов, М. М. Экономическая безопасность в условиях глобализации / М. М. Максимцов, О. В. Сарад-жева // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 1. - С. 276-278.

9. Махмутов, А. И. Проблемы экономической безопасности / А. И. Махмутов // Молодой ученый. - 2020. -№ 34 (324). - С. 63-65.

10. Чекмарев, Вл. В. Социально-экономическое развитие России: к обеспечению экономической безопасности государства / Вл. В. Чекмарев, В. В. Чекмарев // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник: материалы XX Национальной научной конференции с международным участием. - Москва, 2021. - С. 239-244.

References _

1. Borodin M.S. Ekonomicheskaya bezopasnost' i ustojchivoe razvitie. Industrial'naya ekonomika. 2020. № 3. S. 53-57.

2. Bratchenko S.A. Kachestvo gosudarstvennogo upravleniya i obespechenie ekonomicheskoj i nacional'noj bezopasnosti Rossii. Rossiya vXXI veke: global'nye vyzovyiperspektivyrazvitiya. Materialy Vos'mogo Mezhdunarodnogo foruma. 2019. S. 155-159.

3. Gajsumov A.S. Vliyanie globalizacii na ekonomicheskuyu bezopasnost' gosudarstv. Globus: Ekonomika i yurisprudenciya. 2020. № 2 (38). S. 26-28.

4. Dzodzikova F.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' - novye podhody v kontekste globalizacii. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2019. № 12 (335). S. 98-105.

5. Evseev P.V. Obespechenie nacional'noj ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v usloviyah rynochnoj ekonomiki. Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2018. № 6-2(65). S. 63-65.

6. Ivanovskij B.G. Strategiya bezopasnosti nacional'noj ekonomiki: ponyatie, kriterii, ugrozy. Ekonomicheskie i social'nye problemy Rossii. 2017. № 1. S. 10-43.

7. Korot'ko T.V., Kuzhovnik E.V., Lepetyuha I.A. Vliyanie globalizacii na ekonomiku Rossii. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 4 (117). S. 46-48.

8. Maksimcov M.M., Saradzheva O.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' v usloviyah globalizacii. Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020. № 1. S. 276-278.

9. Mahmutov A.I. Problemy ekonomicheskoj bezopasnosti. Molodoj uchenyj. 2020. № 34(324). S. 63-65.

10. CHekmarev Vl.V., CHekmarev V.V. Social'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii: k obespecheniyu ekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstva. Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik: materialy XX Nacional'noj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva, 2021. S. 239-244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.