Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями / инклюзия / этика взаимодействия / социальная интеграция / инклюзивное образование / особые потребности в обучения / коррекция. / nogiron bolalar / inklyuziya / o'zaro munosabatlar axloqi / ijtimoiy integratsiya / inklyuziv ta'lim / maxsus ta'lim ehtiyojlari / tuzatish.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. Рузиева, Т. Астанов

в статье анализируется актуальность развития инклюзивного образования в Узбекистане и за рубежом. Изучены вопросы интеграция и социализация в обществе детей с ограниченными возможностями. Также проанализированы вопросы создание необходимых условий для детей с особыми потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INCLUSIVE METHODOLOGY EDUCATION IN FINE ARTS CLASSES PRIMARY CLASSES

maqolada O'zbekistonda va xorijda inklyuziv ta'limni rivojlantirishning dolzarbligi tahlil qilinadi. Nogiron bolalar jamiyatida integratsiya va sotsializatsiya masalalari o'rganildi. Shuningdek, alohida ehtiyojli bolalar uchun zarur shart-sharoitlarni yaratish masalalari tahlil qilindi.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Original paper

© М. Рузиева1^, Т. Астанов2^_

12Каршинский государственный университет, Карши, Узбекистан

Аннотация

BЕДЕНИЕ: в статье анализируется актуальность развития инклюзивного образования в Узбекистане и за рубежом. Изучены вопросы интеграция и социализация в обществе детей с ограниченными возможностями. Также проанализированы вопросы создание необходимых условий для детей с особыми потребностями.

ЦЕЛЬ: изучение инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями показывает, что это глобальная проблема ожидающие свои решение во всем мире.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в исследовании использовано изучение философской, исторической, педагогической, методической, психолого-педагогической литературы, беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, диагностика, педагогический эксперимент-тестирование.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: главным и важным аспектом инклюзивного образования является исключение всяческой дискриминации людей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями.

ВЫВОД: Необходимо, создать платформу, где будет все необходимая информация для ведения учета всех показателей детей с ограниченными возможностями и для дальнейшего распределение и направление их в образовательную учреждению, при котором должно учитываться специфические стороны ребёнка, такие как разновидность и уровень болезни.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети с ограниченными возможностями, инклюзия, этика взаимодействия, социальная интеграция, инклюзивное образование, особые потребности в обучения, коррекция.

INKLYUZIV METODOLOGIYANITAKOMILLASHTIRISH TASVIRIY SAN'AT DARSLARIDA TA'LIM BOSHLANG'ICH SINFLAR

Для цитирования: Рузиева М., Астанов Т. Совершенствование методологии инклюзивное образования на уроках изобразительного искусства в начальных классах. // Inter education & global study. 2024. №5. С. 38-45.

ISSN 2992-9024 (online) 2024, №5

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

© М. Ro'ziyevalH, Т. Astanov2H

12 Qarshi davlat universiteti, Qarshi, O'zbekiston_

Annotatsiya

KIRISH: maqolada O'zbekistonda va xorijda inklyuziv ta'limni rivojlantirishning dolzarbligi tahlil qilinadi. Nogiron bolalar jamiyatida integratsiya va sotsializatsiya masalalari o'rganildi. Shuningdek, alohida ehtiyojli bolalar uchun zarur shart-sharoitlarni yaratish masalalari tahlil qilindi.

MAQSAD: o'rganish nogiron bolalar uchun inklyuziv ta'lim bu global muammo ekanligini ko'rsatadi ularni kutmoqda yechim butun dunyo bo'ylab.

MATERIALLAR VA USULLAR: tadqiqotda falsafiy, tarixiy, pedagogik, uslubiy, psixologik va pedagogik adabiyotlarni o'rganish, suhbat, pedagogik kuzatish, so'rovnoma, diagnostika, pedagogik tajriba-sinov ishlatilgan.

MUHOKAMA VA NATIJALAR: inklyuziv ta'limning asosiy va muhim jihati nogironlarga nisbatan har qanday kamsitishni istisno qilishdir. Inklyuziv ta'lim-bu nogiron bolalar uchun ta'lim olish imkoniyatini ta'minlaydigan barcha bolalarning turli ehtiyojlariga moslashish nuqtai nazaridan hamma uchun ta'limning mavjudligini nazarda tutadigan umumiy ta'limni rivojlantirish jarayoni.

XULOSA: nogiron bolalarning barcha ko'rsatkichlarini hisobga olish va ularni tarqatish va ta'lim muassasasiga yuborish uchun barcha kerakli ma'lumotlar mavjud bo'lgan platformani yaratish kerak, bunda bolaning o'ziga xos tomonlari, masalan, kasallikning turi va darajasi hisobga olinishi kerak.

Kalit so'zlar: nogiron bolalar, inklyuziya, o'zaro munosabatlar axloqi, ijtimoiy integratsiya, inklyuziv ta'lim, maxsus ta'lim ehtiyojlari, tuzatish.

Iqtibos uchun: Ro'ziyeva М., Astanov Т. Inklyuziv metodologiyani takomillashtirish tasviriy san'at darslarida ta'lim boshlang'ich sinflar. // Inter education & global study. 2024. № 5. B. 38-45.

IMPROVEMENT OF INCLUSIVE METHODOLOGY EDUCATION IN FINE ARTS CLASSES PRIMARY CLASSES_

© Mekka Ruzieva1®, Tolib Astanov2®

12 Karshi State University, Karshi, Uzbekistan_

Annotation

INTRODUCTION: the article analyzes the relevance of the development of inclusive education in Uzbekistan and abroad. The issues of integration and socialization in the society of children with disabilities have been studied. The issues of creating the necessary conditions for children with special needs are also analyzed.

© intereduglobalstudy.com

2024, ISSUE 5

cc

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

AIM: the study of inclusive education for children with disabilities shows that this is a global problem awaiting its solution worldwide.

MATERIALS AND METHODS: the study uses the study of philosophical, historical, pedagogical, methodological, psychological and pedagogical literature, conversation, pedagogical observation, questionnaires, diagnostics, pedagogical experiment-testing.

DISCUSSION AND RESULTS: the main and important aspect of inclusive education is the exclusion of all discrimination against people with disabilities. Inclusive education is the process of developing general education, which implies accessibility of education for all, in terms of adapting to the different needs of all children, which ensures access to education for children with disabilities.

CONCLUSION: it is necessary to create a platform where there will be all the necessary information to keep records of all indicators of children with disabilities and for further distribution and referral to an educational institution, which should take into account the specific aspects of the child, such as the type and level of illness.

Key words: children with disabilities, inclusion, ethics of interaction, social integration, inclusive education, special learning needs, correction.

По данным исследования Всемирного банка, 3,5 процента всего населения Узбекистана от трех лет и старше имеют ту или иную форму инвалидности. Официально в 2022 году людьми с инвалидностью были признаны 845,3 тысячи человек, или 2,3 процента от общей численности населения.

Инклюзивное, или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. «Инклюзия» в переводе с английского языка inclusive

- означает «включенность» [4].

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.

Инклюзивное обучение нацелено на предоставление качественного образования всем детям, независимо от их способностей и положения. Принцип инклюзивности также предполагает, что дети с ограниченными возможностями должны жить в семьях и учиться с ровесниками в обычной школе для того, чтобы получить положительное эмоциональное и социальное развитие. Основное правило

- доступность образования для детей с ограниченными возможностями и инвалидностью, направленная на решение их проблем и трудностей в процессе социализации.

For citation: Mekka Ruzieva, Tolib Astanov. (2024) 'Improvement of inclusive methodology education in fine arts classes primary classes', Inter education & global study, (5), pp. 38-45. (In Russ).

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении и воспитании детей. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам [6]: ценность человека зависит не только от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека. эти ценности отражались не только на том, как персонал школ относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого человека, который происходит в ходе социальной интеграции.

Интеграция - это продуктивная совместная и творческая субъект-субъектная деятельность всех участников образовательного процесса, это единое системное воздействие, выработанное совместными усилиями профессионалов разных профилей, которые научились обсуждать обучающего на одном языке детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычных условиях школы или вуза, то есть необходимо социализация их в обществе [4].

Инклюзивное обучение направлен прежде всего на социальную интеграцию детей с ограниченными возможностями, независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Отличительная черта инклюзивной формы образования - учёт индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых». При этом основным критерием эффективности включающего инклюзивного образования является максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем - профессиональная и трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, наряду с освоением им академических знаний. Учёба в инклюзивном классе полезна не только детям с инвалидностью, но и их сверстникам, одноклассникам. Ребята становятся более корректными и толерантными, учатся учитывать особенности и потребности других людей, не зависимо от их физических и умственных недостатков.

В настоящее время болонское соглашение, в части инклюзии как реформы, поддерживающей и приветствующей различия и особенности каждого ученика (пол, раса, культура, социальный класс, национальность, религии, а также

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

индивидуальные I возможности и способности. В многих странах реализуют инклюзивное образование в общеобразовательных учреждениях.

Сегодня и в Узбекистане проводится масштабная работа по эффективной организации системы инклюзивного образования, формированию физически здорового и гармонично развитого поколения, обеспечению внедрения эффективных форм и методов обучения в образовательный процесс [2].

Понятие «Инклюзивное образование» впервые указано в новой редакции Закона Республики Узбекистан «Об образовании», где разработан концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020- 2025 годах [1].

Если дети с особыми потребностями будут получать образование в обществе с детьми с нормальным психофизическим развитием, это обстоятельство станет гарантом того, что такие дети смогут интегрироваться в общество с наименьшими

П « «

препятствиями. В современном мире вопросы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями является одним из самых актуальных проблем.

В последние годы вопрос инклюзивное образования широко рассматривается, при этом наблюдается обучение детей с ограниченными возможностями в обычной школе с обычными учениками, где дети интегрируется в общество. В течение 20 лет в Финляндии развивается инклюзивное образование. Образовательные учреждения применяют следующие принципы инклюзии: несмотря на свои возможности, все дети обучаются в основной школе; в школах имеются специализированные и общие классы, в которые дети распределяются после консультации с родителями. Именно родители решают, в каком классе будет обучаться их ребенок; детям, у которых нарушен слух, предоставляет - в основном штате школы имеются ставки специального педагога, помощника учителя, социального работника, медицинской сестры.

В настоящее время в каждой финской школе имеется трехуровневая система поддержки учащихся. В их нормативной базе образования это было отражено в 2010 году. Итак, общая поддержка - это первый уровень. Его осуществляет учитель класса. Все вопросы, касающиеся учащегося, учитель решает самостоятельно и с родителями. Если этой поддержки недостаточно, учащегося переводят на второй уровень - интенсивной поддержки. На этом уровне подключается мультидисциплинарная команда, включающая соучительство, помощника учителя. Учащийся обучается по индивидуальному плану, и если за полгода он не исправляет свое положение, то наступает третий уровень поддержки, которая определяется как специальная. Это решение принимает комиссия, беря во внимание результаты медико-психологического обследования ребенка. Этот ребенок обучается в специальном классе. Эти классы немногочисленные (8 - 10 детей), обучение ведет специальный педагог. Дети в этом классе обучаются 11 лет, и за это время учащийся получает девятилетнее образование. Инклюзивная система образования также организуется и на дому, с дополнительной оплатой учителям. Ведется электронная

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

система досье ■ воспитанников в дошкольных учреждениях, что помогает администрации школы иметь информацию о детях, которые придут к ним, так как досье содержит все данные о будущих учащихся [3].

В Израиле инклюзия считается нормой. Дети с определенными образовательными потребностями уже более 30 лет обучаются в обычных школах, и только в исключительных случаях ребенок определяется в специальные коррекционные центры. В этой стране о таком ребенке заботятся все, а именно: государство, родители, друзья, одноклассники, волонтеры, сотрудники образовательных учреждений. Основными достижениями для таких учащихся считаются его собственные достижения. Большую точечную работу специалисты проводят с этими детьми, проводя раннюю диагностику. Подготовка детей с ограниченными возможностями проводится по специальной программе «From prevention to inclusion», чтобы ребенок, достигнув школьного возраста, мог обучаться. С рождения проводится скрининг состояния их здоровья. Отслеживается процесс их развития. С учетом каждого заболевания определяется индивидуальная программа подготовки этих детей к дальнейшему обучению. Все дети, независимо от заболевания, за год до школы посещают отношений между людьми. В поддержке и дружбе сверстников нуждаются все люди.

Прогресс в обучении любого человека заключается в том, что он научился делать, а не в том, чему не научился. Инклюзивное обучение является одним из основных институтов социализаций обеспечивающие гармоничное развитие личности детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование способствует не только социализации детей с особыми потребностями, формированию у них навыков самостоятельности, социальной адаптации, но и созданию толерантного и включенного общества, где каждый человек имеет право на образование и участие в общественной жизни.

Инклюзивное обучение даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт для людей с особыми образовательными потребностями должны учитываться определенные условия, без которых обучение будет весьма затруднительным [6]: обеспечение соблюдения прав учащихся на осуществление полноценного образования; эргономически доступная среда (пандусы, лифты, специально оборудованные туалеты, профилакторий, медицинский кабинет, специально оборудованный спортивный зал и др.); организационно-методическая поддержка учебного процесса (индивидуальные учебные программы; инновационные информационные технологии в учебном процессе; воспитательная работа, используемая в учебном процессе; текущий и итоговый контроль знаний учащихся); мониторинг инклюзивного образования (отслеживание индивидуальных образовательных достижений учащихся и др. При правильной организации инклюзивного образования необходимо учитывать, что: во-первых, инклюзивное образование наиболее приемлемо для детей с ограниченными возможностями, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

(с момента выявления нарушения в развитии); во-вторых, ребёнок с нарушениями в развитии, обучаясь совместно с нормально развивающимися сверстниками, не перестаёт нуждаться в удовлетворении его особых образовательных потребностей со стороны дефектологов и должен оставаться под наблюдением системы специального образования; в-третьих, инклюзия не может носить массовый характер, поскольку в условиях «включённого образования» ребёнок с ограниченными возможностями поставлен перед необходимостью овладеть государственным образовательным стандартом, наравне с нормально развивающимися сверстниками. Как правило, это оказывается посильным для детей с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме [9].

Инклюзивное образование позволяет разрушить границы неравенства между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями образуя такое общество, в котором у всех детей равные возможности и права.

Инклюзивный подход направлен на более полное взаимодействие всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов и персонала). Совместное сотрудничество создает особую среду и культуру, в которой абсолютно все будут равноценны и причастны. В израильских школах для детей с ограниченными возможностями существуют так называемые «транзитные первые классы», «классы интенсивной коррекции». В этом классе учатся не более 12 детей, и каждый ребенок обучается в своем темпе при сопровождении психолога, дефектолога и специалиста по развитию речи. В израильских школах используется индивидуальный вид инклюзии с учетом состояние ребенка. Несомненно, вызывает интерес наличие «обратной инклюзии», феномен которой заключается в том, что обычные дети приходят на определенные уроки в коррекционные классы и занимаются совместно с детьми с ограниченными возможностями [3].

В США педагоги работают с детьми-инвалидами по программе «Инклюжен». В законе, принятом в 1973 году, были заложены основы обучения таких детей. В нем рассмотрены вопросы финансирование образовательных учреждений, создание специальных программ обучения с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку и их реализацию. Инклюзия рассматривается зачастую исключительно как обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их сверстниками. Исходя из проделанный работы можно сделать следующие выводы: изучение вопроса обучение детей с ограниченными возможностями в мире показывает, что такие дети во многих странах обучается в обычных школах, где и происходят их интеграция в общество, разрушение границы неравенства между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностямиж; необходимо, в Узбекистане создать все необходимое условия в образовательных учреждениях для детей с особыми потребностями в силу обучения их с обычными школьниками, где происходят их интеграция и социализация в обществе.

ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

1. Постановления Президента Республики Узбекистан от 13.10.2020 года № ПП -4860 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» закон республики Узбекистан от 23 сентября 2020 года №ЗРУ-637

2. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. -М.:МГППУ, 2011 - 244 с.

3. Интегрированное и инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Сегедова. -Волгоград: Учитель, 2012. - 147с.

4. Екжанова Е.А. Отечественная концепция интегрированного обучения // www.psyedu.ru

5. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2013. - 320 с.

6. Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. - Томск, 2012. - 24 с.

7. Эгамбердиев Мурод Фарход угли, Юсупова Сафаргул. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. // PEDAGOGS jurnali. 4, 1 (Feb. 2022), 227-232.

8. Egamberdiyev, M., Ro'ziyeva, M., Ro'ziyeva, F. (2023). BOSHLANG'ICH SINF TASVIRIY SAN'AT DARSLARIDA INKLYUZIV TA'LIM METODIKASINI TAKOMILLASHTIRISH. Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования, 2(9), 21-23.

9. Egamberdiyev Murod Farhod ogli. INCLUSIVE ART EDUCATION OF UZBEKISTAN IN THE PERIOD OF INDEPENDENCEE // Berlin Studies Transnational Journal of Science and Humanities ISSN 2749-0866Vol.2 Issue 1.5 pp. 349-355. Pedagogical sciences http://berlinstudies.de/10.5281 /zenodo.6481768

MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]

^Mekka Ruzieva, Tolib Astanov, o'qituvchi [Мекка Рузиева, Толиб Астанов

преподаватель], [Mekka Ruzieva, Tolib Astanov, teacher]; manzil: O'zbekiston, 180119,

Qarshi shahri, Ko'chabog' ko'chasi, 17-иу[адрес: Узбекистан, 180119, г. Карши, ул.

Кучабаг, дом 17], [address: Uzbekistan, 180119, Kochabog, 17 house

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.