Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
756
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / БЫСТРОТА / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Савченко Маргарита Борисовна

Современный учебный процесс по физическому воспитанию не обеспечивает в достаточной мере уровень проявления основных физических качеств у школьников. Существующая традиционная система физического воспитания в школе не удовлетворяет в достаточной мере потребности растущего организма в двигательной активности. Имеется необходимость в разработке методов, направленных на развитие и совершенствование быстроты в младшем школьном возрасте для успешного освоения учебной программы по физическому воспитанию. Использование современных методов развития быстроты в образовательном процессе по физической культуре позволит повысить его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Савченко Маргарита Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF SPEED IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

The modern educational process of physical education does not sufficiently ensure the level of manifestation of the basic physical qualities of schoolchildren. The existing traditional system of physical education at school does not sufficiently satisfy the needs of a growing organism in motor activity. There is a need to develop methods aimed at developing and improving speed in primary school age for the successful development of the physical education curriculum. The use of modern methods of speed development in the educational process of physical culture will increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

- необходимо осуществлять сопоставительный анализ грамматических явлений родного и иностранного языков для положительного переноса с одной стороны и предотвращения интерференции с другой;

- речевые упражнения должны значительно преобладать над языковыми, при этом студенты должны понимать и порождать грамматически правильные и точные с точки зрения смысла тексты как результат речевой деятельности.

Таким образом, коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике иностранного языка обеспечивает единство сознательной деятельности студентов, знаковой системы языка, правил и закономерностей функционирования грамматических явлений в языке и речи, а также когнитивной и коммуникативной функций языка. Данный подход позволяет овладевать грамматическим строем иностранного языка путем осознания его структуры и через общение. Коммуникативно-когнитивный подход предоставляет студентам возможность самим осознавать и учитывать не только структурно-системную, но и коммуникативно-когнитивную значимость изучаемых языковых единиц за счет того, что данный метод демонстрирует непрерывную связь языка и мышления, а также дает возможность постоянно сравнивать способы выражения мысли в родном и иностранном языке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григоренко, С.Е., Сагалаева, И.В. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России. - 2014. - №8. - С. 261-265.

2. Обдалова, О.А., Минакова Л.Ю. Взаимосвязь коммуникативных и когнитивных аспектов при обучении иноязычному дискурсу // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 7 (25): в 2-х ч. Ч. I. -C. 148-153.

3. Сенюкова, О.В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении грамматике иностранных студентов в процессе иноязычной речевой деятельности // Язык профессионального общения и лингвистические исследования: сб. ст. меж-дунар. науч.-практ. семинара / НИУ БелГУ; отв. ред.: Т.В. Самосенкова, Л.Г. Петрова. - Белгород: 2012. - С. 270276.

4. Щепилова, А.В. Коммуникативно -когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. Теоретические основы: автореф. дисс. ... доктора пед. наук в виде монографии: 13.00.02 / А.В. Щепилова. -М.: 2003. - 56 с.

5. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.

М.Б. Савченко

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Аннотация. Современный учебный процесс по физическому воспитанию не обеспечивает в достаточной мере уровень проявления основных физических качеств у школьников. Существующая традиционная система физического воспитания в школе не удовлетворяет в достаточной мере потребности растущего организма в двигательной активности. Имеется необходимость в разработке методов, направленных на развитие и совершенствование быстроты в младшем школьном возрасте для успешного освоения учебной программы по физическому воспитанию. Использование современных методов развития быстроты в образовательном процессе по физической культуре позволит повысить его эффективность.

Ключевые слова: Физическая культура, физическое воспитание, физические упражнения, учебный процесс, двигательные способности, быстрота, методы и средства физического воспитания.

M. B. Savchenko

IMPROVEMENT OF THE METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF SPEED

IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

Abstract. The modern educational process of physical education does not sufficiently ensure the level of manifestation of the basic physical qualities of schoolchildren. The existing traditional system of physical education at school does not sufficiently satisfy the needs of a growing organism in motor activity. There is a need to develop methods aimed at developing and improving speed in primary school age for the successful development of the physical education curriculum. The use of modern methods of speed development in the educational process of physical culture will increase its effectiveness.

Keywords: Physical culture, physical education, physical exercises, educational process, motor abilities, speed, methods and means of physical education.

Государственная политика России в сфере образования в качестве приоритетных задач рассматривает сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья физическая культура занимает одно из первых мест. Повседневная двигательная активность современных детей явно недостаточна, поэтому необходимо качественное обновление содержания образовательного процесса по физическому воспитанию, что предусматривает постоянное совершенствование дидактических, методических, мотивационных, эстетических основ преподавания для формирования личных качеств и достижения физического совершенства обучающихся.

В теории и методике физического воспитания физическое развитие определяется функциональными, морфологическими показателями и уровнем развития физических качеств. Оптимальное их развитие способствует эффективному решению образовательных задач физического воспитания и повышению уровня физической подготовленности обучающихся. Уровень физической подготовленности определяется степенью развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Однако современный учебный процесс по физическому воспитанию не обеспечивает в достаточной мере уровень проявления основных физических качеств школьников.

Существующая традиционная система физического воспитания в школе не удовлетворяет в достаточной мере потребности растущего организма в двигательной активности. Для повышения эффективности процесса физического воспитания необходимо использовать направленные нагрузки в сенситивные периоды развития двигательных способностей.

Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом, когда направленное воздействие позволяет достичь заметных положительных результатов в развитии двигательных способностей, так как в этом возрасте функциональные системы организма пластичны и обладают большими резервными возможностями.

Среди разнообразных проблем школьного физического воспитания проблема развития быстроты у детей младшего школьного возраста является весьма актуальной. Это обусловлено тем, что возраст от 7 до 11 лет как у мальчиков, так и у девочек является благоприятным (сенситивным) для ее развития. Научными исследованиями доказано, что развитие быстроты в других возрастных периодах не эффективно и не приносит положительного результата, в отличие от младшего школьного возраста. Для успешного выполнения образовательных программ по физической культуре необходим дифференцированный подбор средств и методов для развития двигательных способностей. Многие школьники не могут добиться хорошего результата в беге, прыжках, других видах физических упражнений, потому что не обладают хорошо развитыми двигательными качествами. Быстрота среди всех двигательных качеств занимает важное место в физическом воспитании младших школьников.

Согласно исследованиям, около 35-50% учащихся младших классов имеют ниже среднего и низкий уровень физического развития. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития физических способностей у детей младшего школьного возраста. Для исправления этой ситуации необходимо осуществлять целенаправленную работу по развитию двигательных навыков.

Для детей младшего школьного возраста высокий уровень двигательной активности является естественным, без него невозможно полноценное развитие, а нехватка двигательной активности приводит к ухудшению здоровья, снижению физических показателей.

Основной задачей физического воспитания в этом возрасте должно стать целенаправленное воспитание двигательных способностей, а также увеличение двигательной активности за счет использования эффективных педагогических технологий образовательного процесса [5].

Анализ научно-методических источников по вопросам качества физической подготовки школьников младших классов свидетельствует о том, что в настоящее время проводятся исследования, направленные на разработку современных педагогических технологий, направленных на совершенствование образовательного процесса по физической культуре. Поэтому поиск инноваций и разработка методов усовершенствования физического воспитания школьников младших классов позволят обеспечить более качественную физическую подготовленность, расширить двигательные возможности.

Для детей младшего школьного возраста высокий уровень двигательной активности является естественным и необходимым. Двигательная активность определяется суммарным количеством двигательных действий, выполняемых человеком в повседневной жизни. Для младших школьников в свободное время она составляет 12-16 тысяч движений, у девочек она несколько ниже, чем у мальчиков. Это необходимо учитывать при выборе физической нагрузки, физических упражнений, методов воздействия на организм и функциональной подготовленности детей. Во время обучения в школе от года к году двигательная активность школьников снижается. Поэтому методика учебных занятий по физической культуре должна обеспечивать необходимый объем двигательной активности с учетом состояния здоровья и в соответствии с возрастом учащихся [6].

Для младших школьников характерно интенсивное развитие двигательного анализатора и координационных способностей, поэтому они хорошо овладевают различными видами двигательных действий и с удовольствием их выполняют. При выборе методов обучения физическим упражнениям преподавателю необходимо учитывать, что в младшем школьном возрасте у детей быстрыми темпами развиваются способности к запоминанию, поэтому следует отдавать предпочтение целостному методу. В этом возрасте, благодаря возникающим при выполнении упражнения ощущениям, у ребенка формируется ритмический и силовой образ движения. Поэтому целостное разучивание в этом возрасте является более эффективным, чем разучивание по отдельным частям и элементам. Исследования некоторых авторов, изучавших особенности обучения детей младшего школьного возраста, показали, что дети в этом возрасте намного быстрее осваивают технику выполнения физических упражнений, чем юноши и подростки [4; 6].

В процессе урока необходимо широко использовать метод обеспечения наглядности, так как это способствует формированию у детей зрительного образа двигательного действия и облегчает процесс его запоминания. Использование игровых форм в уроке позволяет без утраты интереса многократно повторять одно и то же физическое упражнение и тем самым совершенствовать качество его выполнения и развивать двигательные способности [6].

Применительно к целям и задачам физического воспитания в школьном возрасте развитие двигательных способностей является основой полноценного физического воспитания, укрепления здоровья и способствует формированию физической подготовленности детей. Применительно к младшему школьному возрасту значительное внимание в этот период следует уделять именно развитию и воспитанию быстроты.

В младшем школьном возрасте наиболее успешно формируется прежде всего быстрота и координация движений. В этом возрасте функциональные системы организма активно развиваются и обладают большими резервными возможностями, что позволяет достигать максимального прироста результатов в развитии этого качества [2; 4].

Быстрота относится к тем физическим способностям, которые значительно труднее поддаются тренировке, чем другие. Прирост показателей быстроты не превышает 15-16% даже в результате многолетних спортивных тренировок. Это связано с особенностями центральной нервной системы и зависит от подвижности нервных процессов, проявляющимися сменой возбуждения и торможения.

У дошкольников и младших школьников происходит рост физической лабильности нервных центров и подвижности нервных процессов. Поэтому развиваются такие показатели быстроты, как время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений. В подростковом и старшем школьном возрасте происходит постепенное снижение темпов прироста быстроты.

Наиболее интенсивно быстрота начинает развиваться в 10-летнем возрасте и в своем развитии имеет определенные особенности. В этот период активно прибавляется скорость движений. Это вызывает увеличение скоростных нагрузок. Однако организм младших школьников уже хорошо реагирует на нагрузки и успешно приспосабливается к ним [1; 2].

В связи с этим рекомендуется в уроках с младшими школьниками при воспитании быстроты использовать средства и методы, стимулирующие повышение частоты и скорости выполнения движений. Для этого лучше всего подходят традиционные средства, такие, как беговые упражнения, стартовые ускорения, пробегания коротких отрезков с максимальной скоростью, прыжки и т.д. Также эффективными средствами при воспитании быстроты у детей младшего школьного возраста являются подвижные и упрощенные варианты спортивных игр, упражнения, развивающие скорость двигательных действий, гимнастические и акробатические упражнения [3; 4].

В настоящее время в физическом воспитании школьников существует несколько подходов к воспитанию быстроты. Основным средством развития быстроты являются специальные физические упражнения, выполняемые со скоростью выше средней, большой или около предельной скоростью. Подбираются эти упражнения в соответствии с тем, какое проявление быстроты необходимо развивать: быстроту простой двигательной реакции, сложной двигательной реакции, быстроту движений

[1; 3].

В физическом воспитании младших школьников, основным методом развития быстроты двигательной реакции является метод повторного упражнения, предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно возникающий сигнал с установкой на сокращение времени реагирования. Физические упражнения на быстроту двигательной реакции вначале выполняются в упрощенном варианте (например, облегченные исходные положения, реакция на стартовый сигнал, выполнение первых беговых шагов и т.д.). Простая реакция обычно проявляется как часть какого-либо направленного действия, поэтому необходимо отрабатывать упражнения на быстроту реакции в условиях максимально приближенных к соревновательным. Этот метод в работе со школьниками, как правило, быстро дает положительные результаты [2; 3].

Сложные двигательные реакции встречаются в спортивных и подвижных играх, единоборствах, различных видах гимнастики и т.д. и представляют собой постоянную и внезапную смену ситуации действий. В физическом воспитании для воспитания сложной двигательной реакции следует использовать специально-подготовительные упражнения, которые требуют проявления быстроты сложной двигательной реакции, когда воспроизводится модель целостной двигательной ситуации.

Основными средствами воспитания быстроты движений являются физические упражнения, выполняемые с предельной и около предельной скоростью. К ним относятся скоростные упражнения; общеподготовительные упражнения; специально-подготовительные упражнения.

Скоростные упражнения небольшие по продолжительности до 15-20 с., анаэробного характера. В качестве общеподготовительных упражнений в физическом воспитании используют спринтерские, прыжковые упражнения, подвижные игры, в которых используются ускорения. Специально-подготовительные упражнения - это частично или полностью повторяющиеся соревновательные действия, в которых добиваются максимального превышения скорости.

При выборе методов развития и воспитания быстроты педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и физическую подготовленность занимающихся. Физические упражнения, используемые для воспитания быстроты должны быть несложными по технике выполнения; быть хорошо известными, чтобы выполнять их с максимальной скоростью в течение 5-7 секунд. Также необходимо помнить, что каждое следующее упражнение выполняется после полного восстановления, а в качестве перерывов между подходами используется активный отдых [1; 4].

В уроке физической культуры упражнения для развития быстроты выполняются одними из первых. В начале урока проходит разминка, на которой выполняется комплекс общеразвивающих

107

упражнений в течение 15-18 минут, а затем выполняются упражнения, направленные на развитие быстроты. Таковыми являются упражнения со сменой темпа, ритма, длины шага, направления движения; скоростно-силовые упражнения; упражнения с использованием различных предметов; подвижные игры, эстафеты; упражнения на растягивание.

При подборе упражнений акцент должен делаться на совершенствование таких естественных двигательных действий, как бег, прыжки, метания. Выполнять эти действия следует кратковременно по 6-8 секунд. В работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровой материал, доводя его объем до половины от общего времени урока [3; 4].

В младшем школьном возрасте рекомендуется использование эстафет, подвижных игр, так как они играют важную роль в развитии быстроты. Кроме этого следует включать в урок пробегание отрезков по 10-15 метров, упражнения с изменением направления бега, упражнения по звуковому и зрительному сигналам. Для младших школьников интересны разнообразные упражнения с быстрыми кратковременными перемещениями и локальными двигательными действиями, с бросками и ловлей мяча, со скакалками.

Выполнение детьми упражнений на быстроту необходимо сочетать с упражнениями на расслабление. Умению расслаблять мышцы в нужный момент по ходу выполнения упражнения детей следует специально обучать [2].

Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что имеется достаточное количество научных источников, которые освещают проблему воспитания быстроты у детей младшего школьного возраста. Данные литературы по вопросу развития быстроты свидетельствуют, что наиболее благоприятным периодом для воспитания быстроты как у девочек, так и у мальчиков является младший школьный возраст. В этом возрасте половые различия в уровне развития быстроты незначительны. Постепенная стабилизация и снижение темпов прироста начинает наблюдаться с десяти до четырнадцати лет.

Таким образом, в уроках физической культуры, направленных на развитие быстроты у младших школьников, должна быть отражена специфика целей, задач и содержания, а также учитываться уровень физической подготовленности и возрастные особенности занимающихся.

Для детей младшего школьного возраста основными методами проведения уроков физической культуры, направленными на воспитание быстроты, является метод строго регламентированного упражнения, игровой метод и соревновательный метод, в своей основе использующие легкоатлетические упражнения [5; 6]. Все перечисленные методы и средства воспитания быстроты у младших школьников не только способствуют развитию этой способности, но и носят оздоровительный характер, тем самым решая задачи разностороннего физического развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьев, В.П., Шутов. В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учеб. пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.

2. Гандельсман, А.Б., Смирнов, Д.М. Физическое воспитание детей школьного возраста / А.Б. Гандельсман, Д.М. Смирнов. - М.: Просвещение, 1986.

3. Горшков, М.И. О развитии физических качеств // Физкультура в школе. - 2002. - № 1. - С. 19.

4. Кузнецова, З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975. - № 1. - С. 7 - 9.

5. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

6. Половников, П.В. Организация занятий школьников по дисциплине «Физическая культура» / П.В. Половников. -М., 1996. - 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.