Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИВИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИВИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хвалебо Галина Васильевна, Сыроваткина Ирина Анатольевна, Головушкина Дарья Олеговна

В статье рассмотрены роль и место подвижных игр в процессе физического воспитания обучающейся молодежи, их влияние на повышение уровня физического развития. Проанализированы различные варианты использования подвижных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хвалебо Галина Васильевна, Сыроваткина Ирина Анатольевна, Головушкина Дарья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF OUTDOOR GAMES IN THE PROCESS OF PHYSICAL DEVELOPMENT STUDYING YOUTH

The article considers the role and place of outdoor games in the process of physical education, their impact on improving the level of physical development. Various variants of the use of outdoor games are analyzed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИВИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

3. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.

4. Конышева, А. В. Игра в обучении иностранному языку. Теория и практика; ТетраСистемс / А.В. Конышева. - М.: Альфа-М, 2015. - 288 c.

5. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юр-кина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 c.

6. Кувшинов, В. И. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку // ИЯШ. 1992- №2.- С. 41

7. Кулигина, А.С., Иохим, О.В. Французский' язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и школ с углубл. изучением французского языка: / А.С. Кулигина, О.В. Иохим. - М.: Просвещение, 2018. - 224 с.: ил. - (Французский в перспективе).

8. Кулигина, А.С., Щепилова, А.В. Французский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 /А.С. Кулигина, А.В. Щепилова. - М.: Просвещение, 2018. - 128 с.: ил. - (Твой друг французский язык).

9. Подласый, И.П. Педагогика. Книга 1./ И.П.Подлысый. - 1999. -346 с.

10. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Рогова Г.В. и др. -М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

11. Смолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А. Г. Смолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2011. - 225 с.

Г. В. Хвалебо, И.А. Сыроваткина, Д. О. Головушкина

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИВИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассмотрены роль и место подвижных игр в процессе физического воспитания обучающейся молодежи, их влияние на повышение уровня физического развития. Проанализированы различные варианты использования подвижных игр.

Ключевые слова. Физическое воспитание, физическое развитие, подвижные игры, физические качества, игровая деятельность.

G. V. Khvalebo, I.A. Syrovatkina, D. О. Golovushkina

THE ROLE OF OUTDOOR GAMES IN THE PROCESS OF PHYSICAL DEVELOPMENT STUDYING YOUTH

Abstract. The article considers the role and place of outdoor games in the process of physical education, their impact on improving the level of physical development. Various variants of the use of outdoor games are analyzed.

Keywords: Physical education, physical development, outdoor games, physical qualities, play activity.

Возрастающий объем информации, постоянное усовершенствование учебных программ, использование транспорта, других технических средств оказывают негативное влияние на двигательную деятельность школьников.

Двигательная активность является неотъемлемым фактором гармоничного физического развития и состояния здоровья детей младшего школьного возраста. Растущий организм учащихся испытывает потребность в движениях, поэтому главной задачей преподавателя физической культуры становится удовлетворение этой потребности [3].

При этом ряд авторов отмечают, что подвижные игры способствуют развитию двигательных способностей. В процессе игры каждый его участник, в той или иной степени, проявляет различного рода физические возможности. Вместе с тем, различные игровые ситуации и сопутствующие игровые

действия способны оказывать серьезное воздействие на формирование физической культуры личности школьника, его психическое и интеллектуальное развитие.

Целью данного исследования является выявление влияния подвижных игр на физическое развитие обучающейся молодежи. Для этого необходимо рассмотреть сущность подвижных игр.

Среди большей части нашего общества бытует мнение, что подвижные игры предназначены для детей младшего школьного возраста, в меньшей степени для подростков и юношества. Такого рода ассоциации не удивительны, детям свойственно играть, это физиологически необходимо для растущего организма. Однако, данное мнение не верно, и чтобы это доказать, рассмотрим роль подвижных игр подробнее. Говоря о подвижных играх, важно подчеркнуть разнообразие их функций, позволяющих достигать поставленных целей:

Социализации

Коррекционная

^В Межнациональная коммуникация

Рис. 1. Функции подвижных игр

Первым и очень важным вкладом подвижных игр является повышение двигательной активности подрастающего поколения. При этом, стоит отметить, что именно двигательная активность является важным и жизненно необходимым компонентом общего физического развития растущего организма.

Возрастающий объем информации, постоянное усовершенствование учебных программ, использование транспорта, других технических средств оказывают негативное влияние на двигательную деятельность школьников.

Двигательная активность является неотъемлемым фактором гармоничного физического развития и состояния здоровья подрастающего поколения. Растущий организм учащихся испытывает потребность в движениях, поэтому главной задачей преподавателя физической культуры становится удовлетворение этой потребности.

Помимо этого, подвижные игры способствуют познанию и осмыслению ребенком окружающего его мира. В игровой ситуации развивается культура взаимоотношений ребят, их познавательные способности, творчество, воображение и, безусловно, качества, способствующие социализации личности в обществе. В игровых ситуациях, обучающиеся, решая определенные двигательные задачи, проявляют и развивают различные стороны личностных способностей. Игровая деятельность не только способствует изучению окружающего их мира, но и преображает его, в соответствие со мировоззрением играющих. Дети пытаются в игровой ситуации отобразить жизнь взрослых в повседневной жизни. Дети в игре с легкостью копируют поведение взрослых в бытовой ситуации (уборка, мытье посуды, роли мамы и папы). Такого плана игры способствуют получению первого опыта трудовой деятельности, принятия решений. Помимо этого, у ребят незаметно воспитываются различные двигательные и морально-нравственные качества.

Вторым, не менее важным вкладом подвижных игр является их использование с целью развития конкретных физических качеств и двигательных способностей, способствующих повышению уровня физической подготовленности ребенка. Такого плана подвижные игры требуют от школьника активного проявления разного рода физических возможностей. Игры, различные по своей активности, способствуют решению конкретных педагогических задач. Развитию скоростных, скоростно-силовых способностей, а также воспитанию ловкости, способствуют игры высокой интенсивности. Игры средней интенсивности используют для воспитания выносливости, силы, гибкости. Игры малой интенсивности способствуют развитию внимания, вестибулярной устойчивости и др.

Воспитанию физических качеств и развитию двигательных способностей необходимо уделять особое внимание в образовательных учреждениях в рамках здоровьесбережения. Чем более физически подготовленным будет ребенок, тем выше будет уровень его здоровья. К сожалению, на данный момент, этот фактор находится в удручающем состоянии. Поэтому перед педагогами стоит задача, через повышение уровня двигательной активности, поддержать и укреплять здоровье подрастающего поколения, и подвижные игры способствуют решению этой проблемы. Стоит отметить, что воспитанию физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) необходимо уделять внимание не только у школьников, но и у студентов. И с этой целью на занятиях физической культурой в вузах успешно используют различные подвижные игры [1; 2].

Говоря о разнообразии подвижных игр, необходимо учесть тот факт, что существует определенная классификация подвижных игр.

По возрастному цензу

По двигательному режиму

По степени сложности

Рис. 2. Классификация подвижных игр

Разнообразие подвижных игр позволяет педагогу подобрать игру различной дидактической направленности. Использование подвижных игр дидактической направленности позволяет без ограничений применять комплекса разнообразных методов, способствующих физическому развитию и формированию физической личности культуры личности [5]. Дидактические игры позволяют закреплять не только уже имеющиеся навыки, но и формировать новые качества личности. К тому же, подвижные игры являются прекрасным способом повышения и поддержания хорошего эмоционального фона на занятиях физической культурой.

Третьим и очень важным фактом использования подвижных игр является закрепление и совершенствование двигательных действий (технических элементов). Особенностью проведения таких игр является обязательная предварительная подготовка, как физическая, так и техническая. Так, перед проведением игры важно выполнить разминку для подготовки организма ребенка к более серьезной нагрузке, во избежание каких-либо травм. К тому же, дети должны уметь выполнять те двигательные действия (технические элементы), которые включены в игровое задание. Еще один важный момент - это подготовка необходимого спортивного инвентаря, что придает игре еще большую привлекательность.

Особую важность имеют игры с мячом, причем для всех возрастов. К примеру, по утверждению немецкого педагога Ф. Фребеля, игры с мячом способствуют разностороннему и полноценному развитию ребенка дошкольного возраста, поскольку использование мяча позволяет расширить двигательную координацию ребенка [4]. Чем старше возраст играющих, тем более сложные двигательные задачи они решают в игровой ситуации.

Использование в игре мячей разных размеров и веса позволяет развивать координацию движений, моторику кистей рук, глазомер, а также общее владение мячом (метания, ловля, передачи, отбивание, подбрасывание в сочетании с хлопками, поворотами, прыжками), что в свою очередь способствует развитию интеллектуальному.

Подвижные игры с использованием гимнастических палок, скакалок, скамеек позволяют развивать у подопечных различные координационные способности, прыгучесть, скоростно-силовые способности.

Подвижные игры используют как учителя физической культуры общеобразовательных учреждений, так и тренеры различных видов спорта для закрепления и совершенствования технических элементов по видам спорта.

Целый ряд подвижных игр используют для закрепления и совершенствования технических элементов различных спортивных игр (баскетбола, волейбола, гандбола, футбола, регби).

Как мы уже отмечали, подвижные игры оказывают всестороннее воздействие на занимающихся. При этом важно отметить, что влияние игры оказывают не только на общефизическое развитие организма занимающихся, его техническое совершенствование, но и на морально-волевые и нравственные качества, интеллектуальное развитие.

Выводы. Характерной особенностью популярности и доступности подвижных игр является использование в процессе игры естественных движений в содержании игры (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и перелазание). Что позволяет использовать подвижные игры на занятиях физической культурой и спортом с различными возрастными группами.

В подвижных играх, с их эмоциональной насыщенностью, каждый участник может в полной мере проявить свои творческие способности, активность и самостоятельность в принятии решений при взаимодействии, как с партнерами, так и с соперниками.

Для того чтобы повысить эффективность занятий с использованием подвижных игр, необходимо придерживаться определенных правил:

- игра должны четко соответствовать задачам урока (тренировки);

- необходимо учитывать возраст занимающихся и их уровень здоровья и физической подготовленности;

- очень важно учитывать уровень организованности школьников (дисциплина), их возможности самостоятельно выполнять различные игровые задачи;

- игра должна быть доступна каждому обучающемуся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебединская, И.Г. Использование подвижных игр на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2011. - № 1. - С. 176-180.

2. Лебединская, И.Г., Быков, Н.Д., Занина, Т.Н., Сыроваткина, И.А. Исследование применения подвижных игр и игровых упражнений на физическую подготовленность студентов Таганрогского государственного педагогического института // Материалы ХГУ-й МНПК «Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма». Том I. Ростов-на-Дону. - 2011. - С. 150-155.

3. Сыроваткина, И.А., Наумов, С.Б., Хвалебо, Г.В. Проблемы формирования здоровья подрастающего поколения // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017. - № 2. - С. 267-271.

4. Фребель, Ф. Педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Воспитание человека / Ф.Фребель. - М., 1913. - 167 с.

5. Хвалебо, Г.В., Белоцерковский, А.В. Подвижные игры как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // 1нновацшш технологи в системi тдвищення квалiфiкацu фах1вщв фiзичного вихо-вання i спорту / тези доповщей V м1жнародно1 науково-методично! конференций - Украша, Суми. - 2018. - С 159163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.