Научная статья на тему 'Совершенствование методики прогнозирования спроса на основные виды продовольствия'

Совершенствование методики прогнозирования спроса на основные виды продовольствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ЕМКОСТЬ РЫНКА / СПРОС / САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ / FOODSTUFF / MARKET CAPACITY / DEMAND / SELF-SUFFICIENCY / NORMS OF CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеева Т. В., Исаева Г. В.

Статья содержит методику прогнозирования спроса на основные виды продовольствия, дополненную корректирующими коэффициентами, учитывающими современный уровень потребления продуктов питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE TECHNIQUE FOR FORECASTING THE DEMAND FOR BASIC FOODSTUFF

The article contains the technique for forecasting the demand for basic foodstuff which is supplemented by the correcting factors considering the modern foodstuff consumption level.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики прогнозирования спроса на основные виды продовольствия»

УДК 338.439.62 Т.В. Елисеева, Г.В. Исаева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Статья содержит методику прогнозирования спроса на основные виды продовольствия, дополненную корректирующими коэффициентами, учитывающими современный уровень потребления продуктов питания.

Ключевые слова: продовольствие, емкость рынка, спрос, самообеспеченность, нормы потребления.

T.V. Yeliseeva, G.V. Isaeva PERFECTION OF THE TECHNIQUE FOR FORECASTING THE DEMAND FOR BASIC FOODSTUFF

The article contains the technique for forecasting the demand for basic foodstuff which is supplemented by the correcting factors considering the modern foodstuff consumption level.

Key words: foodstuff, market capacity, demand, self-sufficiency, norms of consumption.

Введение. Глобализация производства, экономическая экспансия со стороны многих государств, финансово-экономический кризис предопределяют дальнейшее развитие продовольственного рынка России. Кроме того, низкий уровень аграрного производства, разрушение заготовительно-распределительной системы снизили уровень предложения экономически доступного продовольствия.

Несмотря на ограниченность предложения, спрос на продукты питания в рыночных условиях дифференцируется в зависимости от уровня доходов, расходов домохозяйств, от эволюции потребностей и развития рынков инновационных продуктов.

Одним из главных условий экономического роста является наличие платежеспособного спроса населения на основные виды продовольствия.

В структуре потребительских товаров, приобретаемых населением в настоящее время, около 60 % занимают пищевые продукты, 31 % - непродовольственные товары, 9 % - винно-водочные изделия и пиво. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, около 22 % поставщиков потребительских товаров для торговых организаций города являются местными производителями [2, 4]. Отметим, что развитие потребностей населения в продуктах, готовых к потреблению, наблюдается в связи с усилением конкуренции на продовольственном рынке.

Современный уровень развития продовольственного рынка характеризуется ростом уровня потребления полуфабрикатов и увеличением автоматизации производства. Высокий уровень конкурентоспособности приводит к снижению затрат на производство единицы продукции и заставляет потребителя приобретать более низкокалорийные и ненатуральные продукты [1].

Все это предопределяет корректировку существующей методики прогнозирования спроса на продукты питания.

Объекты и методы исследований. Целью работы является корректировка существующей методики прогнозирования развития рынка продовольствия, с учетом современного уровня развития технологий и дифференциации потребностей населения. Объектом исследования являются отношения, складывающиеся на продовольственном рынке.

Предметом исследования являются основные принципы и факторы, влияющие на спрос и предложения на рынке продовольствия.

В процессе исследования авторами были использованы общенаучные методы познания: абстрактнологический, экономико-статистический и др. Информационную базу исследования составили: статистический и аналитический материал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области.

Результаты исследований. Авторами было проведено исследование основных потребностей населения в продуктах питания. Приоритетными задачами исследования явилось определение уровня потребления полуфабрикатов, функциональных продуктов питания и готовой продукции. На основании маркетингового исследования потребности в основных видах продовольствия рассмотрим применение методики прогнозирования спроса на продукты питания.

Необходимость прогнозирования обусловлена тем, что соотношение объемов производства и объемов потребления недостаточно точно отображает реальную картину спроса на основные продукты питания, как в настоящее время, так и в прогнозе на будущее.

Спрос на продукцию определяется емкостью рынка того или иного продукта, показателями выбора продовольствия и содержания сырья в основном продукте.

Основной метод прогнозирования спроса на продукты питания базируется на численности населения и нормативах потребления на продукты питания. С.В. Сафронов и И.Б. Богер выделяют также глубокие методики прогнозирования рыночного спроса: на основе структурных характеристик, дифференцированных норм потребления возрастных групп, частоты покупок и стандартных норм расходования материалов и др. Однако они не учитывают современные тенденции в развитии производства и уровень потребления продуктов питания [3].

В настоящее время каждый из рассматриваемых продуктов питания подразделяется на полуфабрикаты, готовую продукцию и неготовую продукцию.

Коэффициент выбора продовольствия получен в результате исследования потребностей людей в продуктах питания, он определяется по готовой продукции как

где КПот. г.п - коэффициент потребления готовой продукции;

ч гот проб - численность потребляющих продукцию в готовом виде, чел.; ч - общая численность респондентов, чел.

Исследования показали, что эволюция потребления продуктов питания в регионе вызывает необходимость в корректировке прогноза потребления в основных видах продовольствия, в соответствии с коэффициентом выбора по степени готовности продовольствия. Так, например, в 2010 году данный коэффициент по мясным полуфабрикатам составил 0,29, по готовым мясопродуктам - 0,22, а по неготовым - 0,49. Это позволяет более точно спрогнозировать уровень спроса на мясо и мясопродукты, что по реальному прогнозу снизит требуемый объем мяса для СФО на 8%.

Методика определения спроса на рассматриваемые продукты имеет следующий вид:

где Ерм- емкость рынка мяса;

К в прод. п/ф - коэффициент выбора продовольствия по мясным полуфабрикатам;

К в прод. г.п - коэффициент выбора продовольствия по готовым мясным продуктам; Ке. не г. п - коэффициент выбора неготовой продукции;

Кссоп- коэффициент содержания сырья в основном продукте.

При этом коэффициент неготовности продовольствия рассчитывается как

х/ч,

(1)

Ерм = Ерм * К в прод. п/ф *КССоп+ Ерм * К в прод. г.п КССоп +Ерм * К в. нег п* Кс

(2)

Кв. нее. п = 1 - К в прод. п/ф- К в прод. г.п. (3)

К неготовой продукции в данном случае относят мясо в чистом, непереработанном виде.

Аналогично можно рассчитать емкость рынка по молоку, зернопродуктам и картофелю.

Емкость рынка молока составляет

Ер мол = Ермол К в Проб. 2.П. Кссоп +Ерм К в. Негп Кссоп. (4)

В качестве готовой продукции здесь выступают кефир, ряженка, йогурт и т.д., а неготовой - молоко в непереработанном виде.

Емкость рынка зернопродуктов определяются формулой

Ерэернопрод = Ер3 К в Прод. П/ф Кссоп + Ер3 К в Прод. 2.П. Кссоп +Ер3 К в. Негп Кссоп . (5)

В качестве готовых продуктов можно рассматривать крупы, бобовые и т.д., полуфабрикатов - муку, неготовой продукции - злаки в хлебе.

Емкость рынка картофеля определяется как

Ер карт = Еркарт* К в прод. п/ф * КССоп + Еркарт * К в прод. г.п. * КССоп. (6)

Полуфабрикатами здесь можно назвать «сухое» картофельное пюре, замороженный картофель фри, готовой продукцией - чипсы, жареный картофель, картофель.

Первым шагом рассмотрения методики прогнозирования спроса на основные виды продовольствия (мясо, молоко и картофель) будет определение необходимого размера рынка полуфабрикатов и готовой продукции.

Для этого используем формулу емкости рынка, которая рассчитывается как произведение нормы потребления, численности населения, проживающего в регионе, городе, населенном пункте, и коэффициента выбора продовольствия. Данную модель применим при рассмотрении прогноза емкости рынка мясных полуфабрикатов и готовой мясной продукции до 2025 года.

В результате прогнозирования исследуемой категории продовольствия был получен прогноз спроса на рынке мясных полуфабрикатов и готовой продукции по Новосибирской области. Так, прогноз емкости рынка по мясным полуфабрикатам составил 4831 тыс. ц, а по готовым мясопродуктам - 3221 тыс. ц. Для реализации конечной цели исследования авторами определен прогноз спроса на молоко, мясо и картофель с помощью приема нормативного планирования (табл.).

Алгоритм расчетов методом нормативного планирования сводится к произведению минимального набора продуктов питания для различных регионов СФО и предположительной численности населения до 2025 года по трем вариантам рождаемости (низкий, средний, высокий), с учетом численности постоянного населения субъектов Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2008 года и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351.

Прогноз на основные виды продовольствия составляется с учетом поправочных коэффициентов (см. табл.). Исходя из расчетов видно, что реальное потребление основных продуктов питания будет гораздо ниже, чем по расчетам нормативным методом.

9

Реалистический прогноз потенциального спроса на основные продукты питания до 2025 г.

Продукты питания Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Алтайский край Забайкальский край Красноярский край Иркутская область Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область Сибирский Федеральный округ

Нормативный метод

Картофель 26138,0 104430,0 41354,0 60200,0 282838,0 118828,0 311568,0 265454,0 342205,0 311892,0 233788,0 129736,5 2228431,5

Мясопродукты, всего 7473,9 29864,1 11823,0 17767,0 72909,1 33995,5 91952,4 78348,7 88280,1 80517,7 60304,3 33503,4 606739,1

Молоко и молокопро-дукты (в пересчете на молоко), всего 43988,4 175695,9 69623,2 105964,3 436990,1 199703,0 548455,0 467161,3 529699,0 483618,9 361778,0 201325,7 3624002,8

С учетом корректирующих коэффициентов

Картофель 25981,2 103803 41106 59839 281141 118115 309699 263861 340152 310021 232385 128958 2215061

В т.ч.: полуфабрикаты 1672,83 6683,52 2646,7 3852,8 18101,63 7605 19940,4 16989,1 21901,1 19961,1 14962,4 8303,14 142619,6

готовая продукция 3659,32 14620,2 5789,6 8428 39597,32 16636 43619,5 37163,6 47908,7 43664,9 32730,3 18163,1 311980,4

непереработанная продукция 20649 82499,7 32670 47558 223442 93874 246139 209709 270342 246395 184693 102492 1760461

Мясопродукты, всего 6001,54 23980,9 9493,9 14267 58546,01 27298 73837,8 62914 70888,9 64655,7 48424,4 26903,2 487211,5

В т.ч. : полуфабрикаты 1517,2 6062,41 2400,1 3606,7 14800,55 6901,1 18666,3 15904,8 17920,9 16345,1 12241,8 6801,19 123168

готовая продукция 822,129 3285,05 1300,5 1954,4 8020,001 3739,5 10114,8 8618,36 9710,81 8856,95 6633,47 3685,37 66741,3

непереработанная продукция 3662,21 14633,4 5793,3 8705,8 35725,46 16658 45056,7 38390,9 43257,2 39453,7 29549,1 16416,7 297302,2

Молоко и молокопро-дукты (в пересчете на молоко), всего 42774,3 170847 67702 103040 424929,2 194191 533318 454268 515079 470271 351793 195769 3523980

В т.ч.: готовая продукция 19020,6 75970,9 30105 45819 188954,5 86352 237152 202001 229042 209117 156433 87053,2 1567019

непереработанная продукция 23753,7 94875,8 37597 57221 235974,7 107840 296166 252267 286037 261154 195360 108716 1956962

г}іпжоно}і£

Выводы

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Современный уровень развития технологий на основе дифференцирования потребностей населения меняет основные требования к содержанию натуральных продуктов в производимом продовольствии. Это в свою очередь предопределяет возникновение новых стандартов на продукты питания.

2. Многогранность существующих методов прогнозирования спроса на основные виды продовольствия между тем не учитывает современные тенденции развития культуры потребления. Авторами предложены корректирующие коэффициенты с учетом проведенного маркетингового исследования.

3. В результате корректировки существующей методики прогнозирования видно, что спрос на основные виды продовольствия с учетом современных тенденций развития рынка ниже (если по картофелю по СФО в целом на 1%, то по мясу на 19%). Такой прогноз позволит в дальнейшем скорректировать торговые взаимоотношения на рынке продовольствия.

Литература

1. Елисеева Т.В., Исаева Г.В. Проблемы применения различных методов прогнозирования развития АПК // Образование и аграрная наука в решении социально-экономических проблем развития сельского хозяйства: мат-лы Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 50-летию эконом. фак-та. - Новосибирск, 2010. - С. 146-151.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - С.56-996.

3. Сафронов С.В., Богер И.Б. Формирование товарного предложения на региональном продовольственном рынке. - М.: Логос, 2010. - 324 с.

4. http://strateg.novo-sibirsk.ru.

УДК 338.439.02 Е.И. Кендюх, Н.Н. Цугленок

ПОЛИТИКА В СФЕРЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Изучены основные направления, стратегия развития АПК. Рассмотрены и проанализированы аспекты аграрной политики: продовольственный, сельскохозяйственный, агропромышленный, внешнеторговый, а также показатели, характеризующие их.

Ключевые слова: агропродовольственная безопасность, стратегия развития АПК, аграрная политика.

E.I. Kendyukh, N.N. Tsuglenok POLICY IN THE AGROFOOD SAFETY SPHERE

The basic directions and the agrarian and industrial complex development strategy are studied. Such agrarian policy aspects as food, agricultural, agroindustrial, foreign trade, and also the indicators characterizing them are considered and analyzed.

Key words: agrofood safety, agrarian and industrial complex development strategy, agrarian policy.

Важнейшая цель развития АПК - повышение эффективности его функционирования, рост благосостояния его работников и на этой основе наращивание объемов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность государства и экспортную ориентацию непосредственно самой аграрной сферы. Сопряженная цель развития АПК - охрана окружающей среды от негативного воздействия вмешательства человека и восстановление территорий, загрязненных радионуклидами и химическими средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.