Научная статья на тему 'Совершенствование методики планирования средств на оплату труда в контексте реформирования деятельности железнодорожного транспорта'

Совершенствование методики планирования средств на оплату труда в контексте реформирования деятельности железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОПЛАТА ТРУДА / ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕФОРМА / ENTERPRISE ECONOMICS / RAILROAD TRANSPORT / WAGE AND SALARY PAYMENT / PLANNING / REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селин В. А.

Исследованы особенности планирования средств на оплату труда на железнодорожном транспорте. Рассмотрено содержание реформы железнодорожного транспорта. Раскрыты пути совершенствования финансово-экономического механизма на железнодорожном транспорте. Выявлены основные недостатки в планировании средств на оплату труда на железнодорожном транспорте. Сформулированы предложения по совершенствованию планирования средств на оплату труда на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGY OF PLANNING WAGE AND SALARY PAYMENT FUNDS WITHIN THE FRAMEWORK OF REFORMING RAILROAD TRANSPORT'S WORK

The author researches the specifics of planning wage and salary payment funds at railroad transport, describes the essence of railroad transport reform, shows the ways for improving the finance and economics mechanism of railroad transport. The author also identifies main drawbacks in planning wage and salary payment funds at railroad transport and presents his ideas on improving the planning of such payments.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики планирования средств на оплату труда в контексте реформирования деятельности железнодорожного транспорта»

задолго до поступления товара. В такой ситуации размер ошибки в прогнозе слишком велик и может повлечь за собой серьезные нарушения торгового процесса.

9. Закупочная цена и срок поставки товара.

Поставка товара по более низким ценам, но от поставщика, достаточно удаленного от покупателя, не всегда является достаточным условием эффективности данной закупки. Расчет нормы прибыли поставщика включает в себя и транспортные расходы на поставку продукции. Определение, где закупать: у поставщика, приближенного к складу покупателя, но с более высокими ценами на свою продукцию, или у достаточно удаленного поставщика, но с невысокими ценами, должно определяться:

— количеством заказываемого товара;

— сроками движения товара от поставщика до покупателя;

— «силой» потребности в данном товаре;

— разницей цен данных поставщиков с учетом транспортных расходов, которые понесет фирма-покупатель.

10. Финансы.

При возникновении нескольких направлений вложения денег контроль над потоком наличности ослабевает. Мы говорим, прежде всего, о контроле соответствия этого среднего срока реализации потоку финансовых средств, отправляемых партнерам-поставщикам и получаемых от клиентов. В результате несоответствия последних дефицит финансовых ресурсов налицо.

Логистическое управление запасами позволяет эффективно использовать системы организации поставок, «сопрягая» их с интегрированной информационной системой и «встраивая» их в общую систему управления материальными потоками как единым целым4.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Альбеков А. У., Федько В. П., Мить-ко О. А. Логистика коммерции. Ростов н/Д, 2001.

2 Логистика/Под ред. Б. А. Аникина. М., 2001.

3 Альбеков А. У., Федько В. П., Мить-ко О. А. Указ. соч.

4 Чуданов А. Д. Логистика. М., 2001.

В. А. СЕЛИН

аспирант

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

После начала экономических преобразований в России прошло уже более десяти лет, однако процессы реформирования и адаптации предприятий и отраслей народного хозяйства к рыночным условиям продолжаются. На железнодорожном транспорте осуществляется реформа структуры и деятельности отрасли. Эти преобразования реализуются в соответствии с Концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта (принята

постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 448) и Программой развития структурной реформы на железнодорожном транспорте (решение Правительства РФ от 9 ноября 2000 г.).

Основными целями реформирования структуры и деятельности железных дорог являются «снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки»1, обеспечение возрастающих объемов перевозок и повышение эффективности работы отрасли.

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Общие цели реформирования предполагают реализацию целого комплекса мероприятий, направленных на создание эффективной структуры управления, улучшение технологии перевозок и модернизацию технических средств, повышение уровня жизни железнодорожников. Для воплощения в жизнь всех перечисленных направлений реформы необходимо усовершенствовать финансово-экономический механизм деятельности отрасли на всех уровнях структуры управления — от линейного предприятия до Министерства путей сообщения.

Под совершенствованием финансово-экономического механизма подразумевается оптимизация финансовых потоков, внедрение современных технологий обработки и передачи технико-экономической информации, совершенствование методов планирования финансово-экономических показателей, нормирования расхода и распределения ресурсов, а также улучшение системы учета и анализа данных. При этом одной из важнейших задач является совершенствование системы планирования текущих издержек на всех стадиях производственного процесса.

Заработная плата, являясь неотъемлемой частью расходов любого предприятия, играет особую роль в системе финансовоэкономических показателей. Именно заработная плата является ценой важнейшего фактора производства — рабочей силы. Фонд заработной платы включает фонд оплаты труда (который относится на себестоимость продукции) и выплаты за счет собственной прибыли (единовременные поощрения, материальная помощь и др.). На предприятиях железнодорожного транспорта доля фонда оплаты труда в общей структуре расходов составляет 26—27%, а с учетом отчислений на социальное страхование — 37%2. Таким образом, стоимость рабочей силы составляет более трети совокупных затрат железнодорожных предприятий, и в контексте проблемы снижения общих расходов железных дорог крайне важно оптимизировать процесс расходования средств на оплату труда.

Основными недостатками в планировании средств на оплату труда на железнодорожном транспорте являются:

— недостаточный уровень заработной платы на железнодорожном транспорте по сравнению с некоторыми отраслями народного хозяйства. Это занижает стоимость труда по сравнению с рыночной и способствует оттоку квалифицированных работников в другие отрасли;

— несовершенство методики планирования фонда оплаты труда. На железнодорожном транспорте отсутствует интегрированная многоуровневая система, объединяющая все методы планирования заработной платы и классифицирующая их в зависимости от рекомендуемой сферы применения. В условиях продолжающегося реформирования заработной платы и повышения роли премирования применение действовавших ранее методов планирования средств на оплату труда не всегда оправданно, особенно на уровне линейных предприятий;

— несовершенство практики планирования средств на оплату труда, которое проявляется в некорректности использования принципов и методов планирования заработной платы. Отсутствие методических рекомендаций по применению различных методов планирования заработной платы в конкретной ситуации приводит к тому, что средства на оплату труда зачастую планируются без увязки с результатами труда и необходимыми трудозатратами, а распределение планового фонда заработной платы между подразделениями предприятий осуществляется неравномерно и приводит к ее необоснованной экономии или перерасходу;

— слабая увязка планирования фонда оплаты труда с процессом мотивации трудового поведения работников. В процессе планирования заработной платы не всегда адекватно учитывается необходимый фонд премирования работников за достижение высоких трудовых результатов, особенно на уровне структурных подразделений предприятий (цехов, участков, бригад), где наиболее важно усиливать мотивацию к труду. Это

занижает уровень стимулов к труду и снижает производительность труда;

— неоправданное или некорректное применение методов планирования средств на оплату труда приводит к искажению процесса калькуляции затрат и в результате — к завышению или занижению плановой себестоимости продукции, на основании которой рассчитываются тарифы на перевозки и цена продукции подсобно-вспомогательных производств.

Перечисленные недостатки в планировании заработной платы необходимо решать в комплексе с другими проблемами по совершенствованию финансовоэкономического механизма работы отрасли. Все технико-экономические, финансовые и социальные показатели должны быть жестко увязаны и своевременно учитывать влияние рыночных факторов.

В сфере планирования средств на оплату труда предлагаются следующие направления совершенствования:

— достижение при организации системы планирования увязки уровня оплаты труда работников железных дорог «с рыночным уровнем заработной платы в каждом регионе»3;

— рост реальной заработной платы через совершенствование систем премирования труда и усиление мотивации к эффективному труду;

— анализ существующих методов планирования средств на оплату труда с точки зрения сложившейся рыночной ситуации и продолжающегося реформирования отрасли;

— определение сфер использования конкретных методов планирования для всех уровней структуры управления железнодорожным транспортом, для различных целей и периодов планирования;

— перестройка системы «внутрипроизводственного распределения средств на оплату труда работников. Как правило,

они должны быть лимитированы рамками фондов оплаты труда предприятий»4. Совершенствование распределительной системы должно осуществляться через доработку существующих методов распределения средств на оплату труда;

— оптимизация расходования средств на оплату труда. Предполагается повысить взаимосвязь фонда оплаты труда (или фонда премирования) с производительностью труда и финансовыми результатами, усовершенствовать систему нормирования труда, разработать систему выявления и устранения нерациональных затрат на оплату труда.

Успешное решение поставленных проблем позволит повысить эффективность расходования средств на оплату труда, оптимизировать процесс их формирования и распределения, повысить уровень благосостояния железнодорожников. В рамках реформ, проводимых на железнодорожном транспорте, совершенствование процесса планирования заработной платы является одним из самых приоритетных направлений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Чичагов П. К. Реформирование железнодорожного транспорта: концептуальный подход // Экономика железных дорог. 1999. № 2. С. 7.

2 Панков Ю. Н., Трикунов В. М. Проблемы технического обеспечения возрастающих объемов перевозок // Экономика железных дорог. 2001. № 2.

С. 42.

3 Лапидус Б. М. Экономические проблемы железнодорожного транспорта // Экономика железных дорог. 1999. № 1. С. 15.

4 Романов Г. М. Основные направления организации заработной платы на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. 1999. № 2. С. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.