Научная статья на тему 'Основа экономической эффективности закупочной политики предприятия'

Основа экономической эффективности закупочной политики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ / ЛОГИСТИКА / ТОРГОВЛЯ / ПОСТАВКА ПРОДУКЦИИ / МАРКЕТИНГ / КАЧЕСТВО / ENTERPRISE ECONOMICS / LOGISTICS / TRADE / SUPPLY OF PRODUCTS / MARKETING / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсюнина Н. В.

Исследован процесс приобретения и поставки продукции. Сформулированы задачи закупочной логистики. Раскрыта задача обеспечения соответствия между количеством поставок и потребностями в них. Рассмотрен процесс создания интегрированной системы регулирования и контроля материального, денежного и информационного потоков. Раскрыты элементы закупочной политики предприятия. Дано описание методов маркетинговой политики организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIS OF ECONOMIC EFFICIENCY FOR A COMPANY'S PROCUREMENT STRATEGY

The author researches the process of purchase and supply of products, formulates the goals of procurement logistics, describes the goal of ensuring the correspondence between the volume of supplies and the demand for them. The author reviews the process of organizing an integrated system that regulates and controls the material, monetary and information flows. She also describes the elements of a company's procurement policy and describes the marketing policy's methods.

Текст научной работы на тему «Основа экономической эффективности закупочной политики предприятия»

Вопросы тестовой таблицы к разделу «Маркетинговый план»:

5.1. Какую ценовую стратегию вы выбираете: ориентированную на увеличение объема продаж, завоевание репутации и привлечение наибольшего числа покупателей или на быстрое получение наибольшей прибыли?

5.2. Каким методом при установлении цены вы пользуетесь: затратным, «следованием за конкурентом», затратно-маркетинговым?

5.3. Каковы прогнозы цен на ваш товар

(услугу)? _

5.4. Какой опыт работы вы имеете на выбранном сегменте рынка?

Применяя принципы и методы бизнес-планирования, ЗАО «Иркутскнефте-продукт» только в течение 2002 г. ввело в эксплуатацию восемь модернизиро-

ванных автозаправочных комплексов. Положительный опыт этого предприятия подтверждает эффективность системного использования инструментов бизнес-планирования в управлении развитием сложных бизнес-комплексов и, в частности, розничных сетей, структура которых включает сразу несколько центров прибыли (в данном случае автозаправочных комплексов).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Любанова Т. П., Мясоедова Л. В., Олейникова Ю. А. Стратегическое планирование на предприятии. М., 2001.

2 Project Expert: обоснование стратегических решений // Финансовая газета. 2000.№ 38.

3 Курс для экспертов по системе Project Expert. М., 2002.

Н. В. ЕВСЮНИНА

аспирант

ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Одно из важных условий повышения конкурентоспособности фирм — это нахождение наиболее приемлемых для потребителя способов приобретения и поставки продукции. Чтобы достичь таких результатов, требуется знать содержание процесса поставки и их место в осуществлении оптимальной закупки.

Задачи в этой сфере подразделяются на задачи, носящие информационный характер (определение соответствующих потребностей и исследование рынков сырья, материалов, полуфабрикатов в целях выявления наилучших источников удовлетворения потребительского спроса), и задачи, решение которых направлено на принятие действия и оценку их результативности (подготовка и заключение договоров о поставке продукции и управление процессом заготовки).

Содержание функции закупок заключается в идентификации продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне: поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продукции и услуг, приобретаемых на стороне1.

Перечислим задачи закупочной логис-тики2:

— выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, становятся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятия, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению);

— обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-

Н. В. ЕВСЮНИНА

материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции, а кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума);

— соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Главная задача логистики формируется в создании интегрированной системы регулирования и контроля материального, денежного и информационного потоков, обеспечивающих конкурентоспособное качество товара, снижение издержек производства, рост прибыли предприятия3.

Основу экономической эффективности закупочной политики предприятия составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.

В ходе планирования закупок решаются следующие задачи:

— анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;

— определение метода закупок;

— согласование условий поставки, условий оплаты, цен с поставщиком;

— заключение договора с поставщиком;

— контроль за соблюдением сроков и условий поставки;

— организация приемки и размещения товара на складе.

Непрофессиональный подход к осуще-ствлениию закупок может выступать причиной сбоев работы всего торгового процесса компании. Непрофессионализм может объясняться и отсутствием опыта у лиц, решающих вопросы определения потребностей в заказах при работе с данной группой товаров. Перебои возникают не только в установлении оптимального размера запаса, в выполнении заказа, подборе ассортимента, но и в области маркетинга.

Рассмотрим несколько вопросов, правильное решение которых — это:

— залог экономической эффективности политики закупок;

— отсутствие перебоев в поставках;

— корректный график финансовых пла-

тежей, где отсутствует понятие дефицита денежных ресурсов;

— правильное определение потребностей в товаре;

— наличие ликвидных и прибыльных позиций и отсутствие неходового товара;

— удовлетворенный покупатель.

1. Замораживание оборотных средств.

Неправильный выбор товара для целей

торговли может выступать причиной замораживания оборотных средств предприятия. Величина замороженных оборотных средств может достигать 80% всего размера товарного запаса. Методами разрешения такой неблагоприятной ситуации могут выступать:

— отслеживание динамики продаж и на ее основе определение группы наиболее ходовых товаров;

— максимально быстрая распродажа неликвидного товара с минимальной наценкой и с применением элементов стимулирования покупательской активности;

— использование неликвидного товара в качестве «витрины» магазина, а не складских запасов;

— применение ликвидности товара при выкладке последнего по принципу: наименее ликвидный — на самое выигрышное место.

2. Политика ассортимента.

Отсутствие отслеживания четкой конъюнктуры каждой товарной единицы — это основной недостаток неверной работы с ассортиментом. Работая с ассортиментом, необходимо постоянно оценивать поставщиков в части товарной, ценовой и сервисной политики, смотреть динамику цен каждого из них, выбирать лидеров и сосредоточивать на них свое внимание.

Оптимизация ассортиментной политики — это резерв получения дополнительных денежных средств. Известно, что 20% ассортимента дают 80% выручки, но, кроме того, 3 — 5% ассортимента дают 20—25% прибыли. Эти 3—5% ассортимента необходимо «знать в лицо», помнить о них и тщательно работать с ними.

3. Нацеленность ассортиментного ряда на собственную целевую аудиторию.

Любая торговая фирма имеет своего сложившегося покупателя, который отдает свои предпочтения не только уровню цен данной фирмы, сервису, месторасположению, но и товару, который предлагает продавец. Нецеленаправленное изменение ассортиментной политики может повлечь смену целевой аудитории, что приведет к оттоку покупателей.

4. Эффективный заказ в условиях дефицита финансовых ресурсов.

Существует распространенное ошибочное мнение о том, что большую часть прибыли дает товар с большей наценкой. В условиях дефицита финансовых средств и необходимости их распределения на большой ассортиментный перечень следует ассортиментный ряд всего заказа распределять пропорционально ожидаемой прибыли от продажи каждой товарной единицы. При этом необходимо учитывать наличие в заказе основных продаваемых товарных позиций и ассортиментный товар. Отсутствие того или другого может привести к падению продаж и оттоку покупателей.

5. Динамика спроса.

Анализ спроса является основополагающим фактором в определении потребностей в товаре и планировании заказов. Достаточно часто возникают ошибки в анализе спроса, когда неправильно определяется лидер продаж. Анализ спроса должен строиться на основе среднестатистических периодов продаж без учета праздников, сезонных колебаний, а затем корректироваться с учетом возникновения возможных всплесков.

Кроме того, неверное определение цены, за которую может быть куплен товар в конкретный момент времени клиентом, может повлечь за собой потерю покупателя (если цена повышается раньше, чем у конкурента) или потерю денег (если цена повышается позже, чем у конкурента).

6. Маркетинговые акции.

Проведение специальных акций, распродаж должно быть спланировано как по временному признаку, так и по товарному перечню и иметь под собой обоснованные цели. Распродажи в предпраздничные

дни уменьшают прибыль в части ее недополучения от каждой товарной единицы, а проводимые в периоды сезонных спадов — за счет отвлечения финансовых средств на процедуры стимулирования сбыта. Поэтому проведение подобных мероприятий во времени определяется целями подобных акций: имиджевые ли это акции или мероприятия, нацеленные на увеличение притока покупателя, которые покроют уменьшение цены на товар и позволят «слить» неликвиды.

7. Закупки по минимальным ценам.

Как было сказано ранее, основу экономической эффективности закупочной политики составляют поиск и закупка необходимого товара по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен главный, но не всегда заявленные минимальные цены определяют целесообразность заключения сделки. Здесь уместно говорить об оптимальном соотношении цены и размера заказа, вернее, сроков реализации последнего. Если поставщик обещает низкую цену за товар в обмен на начало сроков поставки товара задолго до сезонного всплеска, то не всегда стоит говорить «да» на такое предложение, поскольку это приведет к замораживанию денежных ресурсов в виде затоваривания склада. Исключение из данного правила могут составлять крупные корпорации, прибыль которых в период сезонного всплеска покроет этап «омертвления» финансовых средств в виде складских запасов.

8. Неритмичность закупок.

Идеальное положение — это когда

крупные закупки планируются с расчетом на две недели торгового процесса. Планирование на более продолжительный срок увеличивает вероятность ошибок в прогнозах. Здесь речь идет о спросе на товар с неярко выраженными сезонными колебаниями, оборот которого достаточно высок. Данное положение

о планировании закупок из расчета двухнедельной потребности невыполнимо для предприятий, реализующих товар с ярко выраженной сезонностью или товар, закупки которого тщательно планируются и размещаются на заводы-изготовители

В. А. СЕЛИН

задолго до поступления товара. В такой ситуации размер ошибки в прогнозе слишком велик и может повлечь за собой серьезные нарушения торгового процесса.

9. Закупочная цена и срок поставки товара.

Поставка товара по более низким ценам, но от поставщика, достаточно удаленного от покупателя, не всегда является достаточным условием эффективности данной закупки. Расчет нормы прибыли поставщика включает в себя и транспортные расходы на поставку продукции. Определение, где закупать: у поставщика, приближенного к складу покупателя, но с более высокими ценами на свою продукцию, или у достаточно удаленного поставщика, но с невысокими ценами, должно определяться:

— количеством заказываемого товара;

— сроками движения товара от поставщика до покупателя;

— «силой» потребности в данном товаре;

— разницей цен данных поставщиков с учетом транспортных расходов, которые понесет фирма-покупатель.

10. Финансы.

При возникновении нескольких направлений вложения денег контроль над потоком наличности ослабевает. Мы говорим, прежде всего, о контроле соответствия этого среднего срока реализации потоку финансовых средств, отправляемых партнерам-поставщикам и получаемых от клиентов. В результате несоответствия последних дефицит финансовых ресурсов налицо.

Логистическое управление запасами позволяет эффективно использовать системы организации поставок, «сопрягая» их с интегрированной информационной системой и «встраивая» их в общую систему управления материальными потоками как единым целым4.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Альбеков А. У., Федько В. П., Мить-ко О. А. Логистика коммерции. Ростов н/Д, 2001.

2 Логистика/Под ред. Б. А. Аникина. М., 2001.

3 Альбеков А. У., Федько В. П., Мить-ко О. А. Указ. соч.

4 Чуданов А. Д. Логистика. М., 2001.

В. А. СЕЛИН

аспирант

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

После начала экономических преобразований в России прошло уже более десяти лет, однако процессы реформирования и адаптации предприятий и отраслей народного хозяйства к рыночным условиям продолжаются. На железнодорожном транспорте осуществляется реформа структуры и деятельности отрасли. Эти преобразования реализуются в соответствии с Концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта (принята

постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 448) и Программой развития структурной реформы на железнодорожном транспорте (решение Правительства РФ от 9 ноября 2000 г.).

Основными целями реформирования структуры и деятельности железных дорог являются «снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки»1, обеспечение возрастающих объемов перевозок и повышение эффективности работы отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.