Научная статья на тему 'Совершенствование методики планирования деятельности предприятий с использованием современных информационных систем'

Совершенствование методики планирования деятельности предприятий с использованием современных информационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИЯ / МАРКЕТИНГ / АКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лойко А.А.

В статье описана методика планирования деятельности предприятий, учитывающая статистические данные и проведение маркетинговых акций. Методика выступает объектом автоматизации и позволяет повысить эффективность и качество принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики планирования деятельности предприятий с использованием современных информационных систем»



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ

ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

А. А. ЛОЙКО,

аспирант кафедры экономики и управления E-mail: aaloyko@gmail. com Московская гуманитарно-техническая академия

В статье описана методика планирования деятельности предприятий, учитывающая статистические данные и проведение маркетинговых акций. Методика выступает объектом автоматизации и позволяет повысить эффективность и качество принятия управленческих решений.

Ключевые слова: планирование, информационная система, технология, маркетинг, акция.

Перед руководством страны и перед бизнесом сегодня остро встала актуальная задача повышения эффективности управления предприятиями и целыми отраслями отечественного промышленного комплекса с использованием современных информационных систем. В связи с этим особую значимость приобретает анализ проблем их применения в сфере функционирования и организации предприятий, а также оценка их влияния на эффективность управления.

Основными задачами корпоративных информационных систем сегодня становятся: решение управленческих проблем, комплексная автоматизация, предоставление оперативной информации и совершенствование различных аспектов управления. За последние два десятилетия роль информационных систем в развитии бизнеса принципиально изменилась. Из поддерживающих систем они превратились в полноценный механизм повышения качествауправления.

Качество управления является одной из фундаментальных основ эффективного функционирования предприятия. Для эффективного управления необходимо иметь достаточную информацию о положении дел на предприятии и возможность оперативного

реагирования на изменение ситуации. Под качеством управления понимаются согласованность в действиях менеджмента, оперативность отклика на изменение ситуации и обоснованность принимаемых решений. Руководитель предприятия и другие ответственные лица должны постоянно иметь свежую и достоверную информацию. Выполнение этих и многих других условий в ведении бизнеса может быть обеспечено только использованием современных технологий. Многие компании уже имеют внедренные информационные системы, но информационные технологии и масштабы бизнеса постоянно развиваются, и старые информационные системы не отвечают требованиям бизнеса и управленческой системы на предприятиях. Чтобы этого не происходило, нужно периодически оценивать и анализировать основные бизнес-процессы предприятий на предмет правильности их отражения в информационных системах. Таким образом, проблема совершенствования управления с использованием современных информационных технологий является важной как для отдельных предприятий, так и для целых отраслей, создавая серьезные конкурентные преимущества тем, кто методически правильно их использует.

Существенный вклад в исследование проблем эффективности менеджмента с использованием информационных систем и разработку практических методик в этом направлении внесли российские ученые-экономисты и практики Д. А, Гаврилов, М. В. Куликов, А. В. Селихов, В. Н. Плотников, В. Ю. Зверев, А. Р. Карапетян, Е. К. Березина, А. М. Вендров и др. [1—4, 6]. Среди зарубежных исследований необходимо выделить труды Д.А. Марка, K.M. Гоуэна, Д. О'Лири, Дж. Брауна, О. Уайтаидр. [5, 10—12].

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

55

Вместе с тем в научной литературе пока нет комплексного исследования вопросов, связанных одновременно с разработкой методик планирования и автоматизацией соответствующих бизнес-процессов планирования торгово-производственных предприятий. Практически не освещенным остается вопрос о прикладном аспекте применения информационных систем для автоматизации планирования в рамках крупных торгово-производственных компаний с целью совершенствования управления.

Так, А. Р. Карапетян анализирует основные проблемы планирования и дает некоторые рекомендации по их преодолению, но при этом не исследует, каким именно образом их можно реализовать, используя современные информационные системы [8]. Рассматривая возможность практического использования MRPII, необходимо уделять внимание, по мнению Д. Брауна, не столько широте применения программного обеспечения, реализующего методологию MRPII, сколько пониманию MRP-системы компаниями и эффективности использования ее как подхода к управлению производством. Практические результаты работы MRP-систем впервые получили наиболее полное отражение в работе [12].

Основные задачи предлагаемого исследования — проанализировать существующую теоретическую базу о возможностях совершенствования управления планированием с помощью современных информационных систем, а также разработать методику планирования и предложить ее практическую реализацию в интегрированной системе управления предприятиями, предпосылки для которой описаны в [9].

Современные предприятия, пытаясь быть конкурентоспособными, развивают различные аспекты своей хозяйственной деятельности. Одним из них является внутрикорпоративное планирование, которое непосредственно и самым тесным образом связано с бюджетированием, сбытом, маркетингом и другими функциональными сферами.

Основная цель разработки и автоматизации методики планирования заключается в повышении уровня управления деятельностью предприятий путем применения методов планирования, основанных как на классической методике MRP, так и на разработанных автором методах. Методика выделяет следующие процессы:

- общий план продаж;

- формирование прогноза продаж по исполнениям и прогноза производства;

- формирование прогноза потребности в сырье и материалах;

- оперативное управление закупками и производством.

Для расчета коэффициента по динамике продаж продукции за последний год предлагается вычислять для каждого исполнения и формировать как среднее арифметическое соотношений объемов продаж за 12 месяцев. Коэффициент рассчитывается по формуле:

K =

А2 А3 А, 2 — + — +... +

А А_

il

где А1...А12 — объемы продаж за каждый месяц.

Коэффициент соотношения планового и предпланового месяцев за предыдущие годы рассчитывается для каждого исполнения и формируется на основании данных о фактическом объеме продаж продукции в единице измерения исполнения. Коэффициент рассчитывается по формуле:

Г^ + (С

K" Ч C

jç __У / min

2 " 3

где К21 — промежуточный коэффициент, который рассчитывается для определения среднеарифметического значения отношений объема продаж планового и предпланового месяцев за предыдущие годы. Коэффициент рассчитывается по формуле:

Б, В2 Б3 Б4 В5

— + — + — + — + —

С С С С С

^4

к, —-

5

где В — объем продаж в плановом месяце (за прошлые годы),

С— объем продаж в предплановом месяце (за прошлые годы).

Объем маркетинговых акций формируется на основании текущих и планируемых маркетинговых акций(КМА).

Прогноз продаж по исполнениям формируется путем расчета по формуле:

V = V к, к 2,

где У2 — прогноз продаж по исполнениям в единицах измерения готовой продукции, без учета маркетинговых акций;

VI — объем продаж по исполнению из истории продаж за предплановый месяц в единицах измерения исполнения без учета маркетинговых акций.

Ежедневный объем продаж будет вычисляться следующим образом.

Коэффициент, показывающий отношение объемов продаж в определенный день недели,

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго-ръЯ-Ъ.'Н'Р?4?:Ж'КЪ4

например в понедельник (ЖпонМ), к ежемесячным объемам продаж без учета объема продаж по маркетинговым акциям:

У г

_ ^^ пон

V

где ^онМ — коэффициент продаж в понедельник предпланового месяца;

FnoH — объем продаж в каждый понедельник предпланового месяца без учета маркетинговых акций.

Исходя из количества понедельников в месяце, вычисляется коэффициент продаж понедельника:

K

TS _ понМ Кпон - '

n

где Хпон — коэффициент продаж в понедельник планового месяца;

п — количество понедельников в плановом месяце.

Общий объем продаж за месяц будет делиться пропорционально по дням, соответственно вычисленным ранее коэффициентам. V = K V

пон пон 2?

где FnoH — объем продаж в каждый понедельник планового месяца без учета маркетинговых акций.

Аналогичным образом будут вычисляться показатели по остальным дням недели.

Далее объем планируемых маркетинговых акций распределяется пропорционально объему прогноза продаж по дням на весь срок проведения маркетинговых акций и суммируется с объемом продаж каждого дня. Разница между общим объемом продаж и суммой объемов прогноза продаж по дням и маркетинговых акций распределяется пропорционально объему прогноза продаж по дням:

Vpa3 ~ VOB ~ (V2 + VMA X

где Fpa3 — разница общего объема продаж и сумма объемов прогноза продаж и маркетинговых акций. После формирования прогноза продаж по исполнениям по группам клиентов прогнозы продаж суммируются для определения общего прогноза продаж по исполнениям. В результате формирования прогноза продаж по исполнениям должен формироваться отчет «Прогноз продаж по исполнениям».

Заметим, что эта методика позволяет учесть проведение маркетинговых акций и статистических исследований о продажах, что позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений о количестве производимой продукции и объемах продаж [11].

Для проверки методики избрана группа компаний «ОМПК». Это централизованно управляемая группа компаний, состоящая из мясоперерабатывающих предприятий, территориально распределенной системы продаж и сложной логистической системы.

В результате анализа бизнес-процессов и информационной обеспеченности группы компаний «ОМПК» выяснилось, что на предприятии нет унифицированной методики планирования, которая бы включала в себя данные сразу из всех бизнес-процессов предприятия (сбытовая и маркетинговая деятельность, логистика и производство, закупки сырья и материалов). Поэтому разработка и внедрение комплексной методики планирования для этой группы компаний будет являться важным конкурентным преимуществом. Реализовать методику предлагается с помощью информационной системы SAP R/3, так как она уже задействована в информационном обеспечении группы компаний и является основным элементом получения управленческой отчетности «Информационные системы группы «ОМПК». В то время как функции планирования возложены на специальное Excel-

Рис. 1. Информационные системы группы компаний «ОМПК»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'К'ШЪ.Ъ4

57

Рис. 2. Формирование прогноза продаж и производства

приложение, представляющее собой систему, в которой реализуется процесс планирования потребности в материалах для отдела закупок сырья. Этот процесс не является формализованным и зачастую оказывается источником управленческих

ошибок, ответственность за которые ложится на отделы закупок и производства.

Предлагается расширить функциональность системы SAP R/3, а именно отразить в ней бизнес-процесс, формализованный нарис. 2.

58

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0-ръ%ъ.'н'р?4?:ж'иъ4

Приведенная методика планирования и ее реализация для группы компаний «ОМПК» позволяет учесть заявленные требования к информационным системам и отчетности со стороны бизнес-процессов планирования, описанных в [7]. Также описанные бизнес-процессы и формулы прогнозирования позволяют значительно повысить прозрачность деятельности и управляемость группой компаний. Более того, аналогичные формулы можно брать за основу для совершенствования бизнес-процессов в других предприятиях пищевой промышленности, т. к. они учитывают специфику отрасли, хотя и являются специфичными для каждого отдельного предприятия.

Таким образом, анализ современных информационных систем и возможностей их использования показывает, что без применения прогрессивных технологий и решений невозможно эффективно управлять крупными торгово-производственными предприятиями. Для крупных жизненно необходимыми являются оперативность и прозрачность управления, возможности постоянного контроля, планирования и бюджетирования. Поэтому руководителям и собственникам предлагается:

- произвести комплексную реорганизацию бизнес-процессов предприятия с последующей их автоматизацией;

- усилить управленческие связи в компании путем совершенствования управления с помощью современных информационных технологий

Список литературы

- разработать и автоматизировать методику планирования для всей деятельности предприятия в целом;

- структурировать систему управленческой отчетности, повысить ее аналитичность, разработать формы отчетности, удовлетворяющие требованиям внутренних принципов организации;

- своевременно выявлять диспропорции в развитии информационных систем в компании, причины их появления и принимать меры по их устранению и предотвращению;

- повысить качество анализа и прогноза бизнес-процессов предприятий с помощью использования современных информационных технологий, углубить этот анализ за счет определения фактического и ожидаемого результата.

Информатизация и проводимая на ее основе интеллектуализация промышленных технологий, методов управления экономикой становятся основным условием прогрессивного развития экономики. Разработанные в ходе исследования методические рекомендации и положения могут быть развиты, подвергнуты более глубокому анализу и применены для других сфер экономики. Показатели и выводы, приведенные в исследовании, должны подвергаться регулярной корректировке по мере изменения социально-экономической и политической ситуации в стране. Информатизация и проводимая на ее основе интеллектуализация промышленных технологий, методов управления экономикой становятся основным условием прогрессивного развития экономики.

1. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Мир, 1992.

2. ВендровА. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.

3. ГавриловД.А. Управление производством на базе стандарта MRP 2. СПб: Питер, 2002.

4. ГревцовД. Е. Информационные технологии — новый уровень корпоративного управления // Новые информационныетехнологии. М.: МГАПИ, 2001.

5. Дэниел О'Лири. ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. М.: Вершина, 2004.

6. Ермолович Л. Л. Анализ эффективности промышленного производства. М.: Финансы, 1976.

7. Кабанов В. О. Особенности внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях. М.: Стандартинформ, 2005.

8. Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.

9. Ребшток М., Хилъдебранд К., SAP R/3 Менеджмент. Минск: Новое знание, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Jimmie Browne. Production management systems: an integrated perspective, 2 ed., Addison-Wesley Publishing Company, 1996.

11. Robin Goodfellow. Manufacturing Resource Planning. A Pocket Guide, 1993.

12. Wight O. W. MRP II: Unlocking America's Productivity Potential, CBI Publishing Co. , Boston, MA, 1981.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'КЖЪ.Ъ4

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.