УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
В. Б. Александров
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ
В статье рассмотрены методологические вопросы товарного снабжения сетевых магазинов розничной торговли на основе определения потенциального объема товарооборота по отдельным товарным позициям. Расчеты потребности торговых предприятий в товарных ресурсах предполагают использование информации, отражающей платежеспособный спрос населения с учетом сезонной волны и его изменения по дням недели.
Важнейшую роль в системе товароснабжения магазинов торговых сетей играет распределительный центр. Так, сеть магазинов «Копейка» имеет в Москве 2 распределительных центра, через которые поставляется более 85% товаров, аналогичные показатели можно отметить и в других торговых сетях.
Преимущество распределительных центров для снижения издержек и поддержания стабильного ассортимента очевидно, однако оно может быть достигнуто только при рациональном планировании закупок. При этом план должен быть детализирован не только по товарным группам или подгруппам, но и по каждой товарной позиции, так как, несмотря на некоторую взаимозаменяемость товаров внутри товарной подгруппы, только в этом случае может быть достигнуто полное удовлетворение потребностей покупателей. Это в свою очередь обеспечит повышение прибыли предприятия.
Поставленная задача существенно осложняется большим количеством магазинов, которые обслуживает распределительный центр, и большим количеством товарных позиций в торговых предприятиях (табл. 1, 2).
Т а б л и ц а 1
Количество магазинов в 2005 г.*
Название сети Формат сети Количество магазинов
Магнит Дискаунтер 1500
Пятерочка Дискаунтер 751
Дикси, Мегамарт Мультиформатная 228
Эдельвейс Мультиформатная 160
ОАО «ТК Виктория» Мультиформатная 134
Перекресток Мультиформатная 120
Копейка Мультиформатная 118
Седьмой Континент Мультиформатная 111
Сберегайка Дискаунтер 95
Утконос Стол заказов 76
* Источник: [5].
Т а б л и ц а 2
Ассортиментная политика торговых сетей*
Формат Ассортимент, тыс. ед.
Дискаунтер («Копейка», «Пятерочка», «Магнит») 4,5
Супермаркет экономкласса («Перекресток», «Патэрсон») 20
Супермаркет премиумкласса («Калинка-Стокманн», «Азбука Вкуса») 20-25
Гипермаркет («Ашан», «Мосмарт», «Седьмой Континент», «Наш») 30
* Источник: [5].
В процессе разработки плана закупки товара должны быть последовательно решены следующие задачи:
— определение возможного объема товарооборота по отдельным товарным позициям по каждому торговому предприятию;
— расчет совокупного объема товарооборота по каждой товарной позиции;
— расчет потребности поступления товаров с учетом запланированного изменения товарных запасов и норм товарных потерь;
— распределение потребности в товарных ресурсах по периодам поставки.
Первая из вышеназванных задач - прогнозирование товарооборота -может быть решена различными методами, такими, как экспертные методы прогнозирования или методы математического прогнозирования (экстраполяции, спектрального, корреляционного или факторного анализа, аналогии, экономико-математического моделирования). В частности, может быть предложена следующая методика определения возможного объема товарооборота по отдельной товарной позиции, основанная на анализе информации о товарном рынке в динамике за предплановый период, данных оперативного торгового учета реализации товаров и товарных запасов и данных о спросе населения и степени его удовлетворения.
Зависимость товарооборота от времени содержит несколько составляющих:
1. Непериодическая составляющая, обусловленная изменением доходов населения и инфляционными процессами в стране. Инфляция, вызывающая рост цен, ведет к снижению спроса на товары, прежде всего на товары не первой необходимости. Зависимость спроса на конкретный товар от уровня доходов населения более сложная. Известно, что в зависимости от характера изменения спроса при изменении уровня дохода потребителя по отношению к цене товара все товары могут быть разделены на две категории: полноценные (нормальные) товары, спрос на которые растет с ростом дохода, и неполноценные, или товары низшей категории, для которых характерна обратная зависимость. С ростом уровня свободного дохода потребителя товар может перейти из категории полноценных в
категорию неполноценных. Кроме того, при низком уровне дохода спрос на некоторые товары полностью отсутствует.
2. Периодическая составляющая, обусловленная сезонными колебаниями спроса.
3. Периодическая составляющая, обусловленная колебаниями спроса по дням недели.
Прогнозирование процессов, динамика которых содержит колебательные или гармонические составляющие, целесообразно осуществлять методами спектрального анализа. При описании такого процесса, как правило, выделяют четыре компонента прогнозной модели:
— вековой уровень (тренд), который описывается гладкими апериодическими функциями;
— сезонные колебания с периодом шесть или двенадцать месяцев;
— колебания с периодом, меньшим чем шесть или двенадцать месяцев;
— случайные колебания с широкими по диапазону периодами, но небольшой интенсивности.
При использовании этого подхода модель прогнозирования товарооборота по конкретной товарной позиции будет иметь вид:
TO(í) = TOi(í) + T02(í) + ТОз(0 + T04(í),
где TO(í) - ожидаемая величина товарооборота на конкретную дату;
ТО](7) - непериодическая составляющая;
ТО;(7) - сезонные колебания (для большинства продовольственных товаров период этих колебаний составляет 12 месяцев);
ТО,(7) - колебания спроса по дням недели;
Т04(7) - случайные колебания, вызванные нестабильностью поставок, маркетинговыми мероприятиями, деятельностью конкурентов, ожиданиями потребителей и т. п.
Для расчета первой компоненты модели можно использовать любой известный метод аппроксимации, остальные компоненты можно описать, используя классические приемы спектрального анализа, тригонометрическим полиномом вида
п
^ (bi ■ COSOv + С; • sinGty),
1=
где bi - амплитуда колебаний;
G5, - частота колебаний;
п - общее количество колебательных составляющих модели.
Эта модель является достаточно сложной, поэтому для практических целей удобней будет упрощенная модель:
ТО(0 = ТО ДО + G(t) • sin^ t + k1) + P(t) • sin (d2t + к2),
где G(t) — переменная амплитуда сезонных колебаний;
P(t) — переменная амплитуда колебаний по дням недели.
Вид функций ТО^О, Р(*) и 0(?), а также значения коэффициентов й и к могут быть определены на основе анализа динамики объемов реализации за предшествующий период. При этом из анализа необходимо исключить периоды скачкообразного увеличения спроса на товар при проведении мероприятий по стимулированию продаж. Если товар в торговом зале закончился раньше окончания соответствующего шага расчета, то товарооборот за этот шаг целесообразно скорректировать на величину упущенной выгоды, которую можно определить как
ТО.*. ДТО; =—^,
где ТО, - значение товарооборота для г-го шага;
- промежуток времени от момента окончания реализации товара до момента окончания текущего шага расчета;
- продолжительность шага расчета.
Таким образом, может быть выявлен общий характер зависимости ожидаемого объема товарооборота на прогнозируемый период. Такую зависимость можно взять за основу при планировании поставок, определив общий объем товарооборота по сети как сумму показателей по отдельным магазинам.
Этот вариант прогноза применяют в том случае, когда в предстоящем году не ожидаются существенные изменения численности и структуры населения, курса рубля, конъюнктуры рынка, состояния экономики, транспортной сети и, следовательно, велика вероятность сохранения сложившейся динамики товарооборота. Если такие изменения предполагаются, то на предстоящий период следует предусмотреть изменение темпов прироста возможного объема реализации по сравнению с темпами предпланового периода пропорционально ожидаемому изменению влияющих на него факторов.
В качестве модели управления запасами целесообразно выбрать модель с фиксированным интервалом времени между заказами. Эта модель, на наш взгляд, наиболее целесообразна при поставке продовольственных и особенно скоропортящихся товаров, так как позволяет упорядочить график поставки и в то же время варьировать размер заказа в зависимости от потребности в товаре.
Для расчета интервала времени между заказами можно использовать соотношение, в основу которого положена формула Уилсона:
I = В ■
V
2И 0
кС0 5
где В - количество дней планируемого периода; И0 - издержки выполнения одного заказа; к - коэффициент, учитывающий скорость выполнения заказа; С0 - затраты на хранение единицы товара; 5 - общая потребность в товаре за рассматриваемый период.
Вместе с тем полученный интервал времени не должен рассматриваться как обязательный к применению. Он может быть скорректирован на основе экспертных оценок с учетом сроков хранения конкретных товаров, амплитуды колебаний спроса, наличия складских площадей, принятой на предприятии системы взаимоотношений с поставщиками и т. п. Очевидно, что для различных товаров интервал времени между заказами может быть различным.
Выбранный интервал времени между заказами позволяет составить предварительный график поставок на основе прогноза товарооборота. Планируемый объем поставки для каждого интервала определяется из соотношения
к= ¿то; + гзп,
i=(n-l)I+í
где У„- объем поставки для я-го интервала;
I - номер минимального шага в модели прогноза товарооборота (например, номер дня);
ТО, - прогнозное значение товарооборота для г-го шага;
Г3„ - величина, на которую необходимо пополнить (или уменьшить) гарантийный запас.
Для //-го интервала поставки эту величину можно рассчитать следующим образом:
ГЗ =(ТО -ТО , )(? +1 ),
п ^ п,ср пост З.П ' '
где ТО,, ср - среднедневной товарооборот для я-го интервала;
ТО„_1ср - среднедневной товарооборот для предыдущего интервала;
¿пост - время поставки;
г3.п - возможное время задержки поставки.
Изменение вкусов и предпочтений покупателей, маркетинговые мероприятия, направленные на стимулирование продажи в целом по сети, по отдельному магазину или по отдельному товару, возможные сбои поставки и другие причины приводят к необходимости постоянной корректировки плана поставки. Отсутствие такой корректировки может привести, с одной стороны, к излишкам товарных запасов и увеличению затрат на хранение, к потерям от списания товаров с истекшим сроком реализации, а с другой - к нехватке товара и, следовательно, к упущенной выгоде. Кроме того, регулярное отсутствие отдельных видов товара в конце интервала поставки приведет к ухудшению имиджа предприятия.
Для корректировки плана поставки можно предложить использовать данные о фактическом товарообороте предшествующих периодов. Поправочный коэффициент, на который необходимо скорректировать план товарооборота, можно определить из соотношения
X а • ТОфакт,г
КК = ^-,
X а • ТОплан,г г
где ТОфакт, г и ТОплан, г - соответственно фактическое и плановое значение товарооборота для г-го интервала;
аг - весовой коэффициент, учитывающий степень влияния конкретного предшествующего интервала.
Величина весового коэффициента рассчитывается на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений за предшествующий период. Она будет тем меньше, чем более отдаленный интервал используется в расчетах.
Кроме того, план поставки товара необходимо скорректировать на величину ожидаемого увеличения спроса при проведении маркетинговых мероприятий по стимулированию продаж. При этом необходимо предусмотреть возможное увеличение спроса не только на товар, в отношении которого проводятся указанные мероприятия, но и на другие товары, спрос на которые может возрасти в связи с увеличением потока покупателей. Это можно сделать на основе анализа степени влияния аналогичных мероприятий, проводимых в предшествовавшие периоды.
Предлагаемая методика позволяет повысить эффективность планирования поставки товара. Это в свою очередь позволит оптимизировать величину товарных запасов, что приведет к снижению затрат на поставку и хранение товаров, величины товарных потерь и потерь доходов предприятия, возникающих в результате временного отсутствия товара в продаже.
Список литературы
1. Бережная Е. В., Бережной В. И. Экономико-математические методы и модели. Севастополь: Интеллект-сервис, 2003.
2. Глущенко В. В. Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования эксперимента. Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 2002.
3. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. Л. А. Брагина, Т. П. Данько. М.: Инфра-М, 2005.
4. Степанов В. И. Логистика: Учебник. М.: ТК ВЕЛБИ; Проспект, 2006.
5. Торговля - товары - потребление: правовое и экономическое регулирование / Под общ. ред. А. В. Орлова. М.: Палеотип, 2007.
6. www.informarket.ru