Научная статья на тему 'Совершенствование методики обучения специалистов-охотоведов приемам обращения с оружием посредством отработки нормативов по огневой подготовке'

Совершенствование методики обучения специалистов-охотоведов приемам обращения с оружием посредством отработки нормативов по огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
специалист-охотовед / служебное оружие / нумерация нормативов / название нормативов / содержание нормативов / временные параметры нормативов / обучение выполнению нормативов. / expert hunting specialist / service weapon / standard numbering / name of standards / content of standards / time parameters of standards / training for the implementation of standards.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Александр Николаевич, Прилепских Владимир Дмитриевич

В статье описываются актуальность, цель, задачи, теоретико-методологическая основа и результаты исследования по разработке нормативов по огневой подготовке, приводится методика обучения специалистов-охотоведов обращению со служебным оружием посредством предложенных нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Александр Николаевич, Прилепских Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGY OF TEACHING SPECIALIZERS-HUNTERS TO RECEPTION OF HANDLING WITH WEAPONS BY MEANS DEVELOPMENT OF REGULATIONS FOR FIRE TRAINING

The article describes the relevance, purpose, objectives, theoretical and methodological basis and the results of a study on the development of standards for fire training, provides methods for teaching professional hunters how to handle service weapons using the proposed standards.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики обучения специалистов-охотоведов приемам обращения с оружием посредством отработки нормативов по огневой подготовке»

2. Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 1(1). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psystudy.ru

3. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. М. 2-е изд. 2012.

4. Шайгерова Л.А., Зинченко Ю.П. Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России материалы круглого стола: в 2 т.. 2016. С. 23-44.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А.Ядов. - М.: Добросвет, 2003. - 596 с.

УДК 356

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11671

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-ОХОТОВЕДОВ ПРИЕМАМ ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ОТРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Ковальчук Александр Николаевич

к.т.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск Прилепских Владимир Дмитриевич студент 3 курса института прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск

Аннотация: В статье описываются актуальность, цель, задачи, теоретико-методологическая основа и результаты исследования по разработке нормативов по огневой подготовке, приводится методика обучения специалистов-охотоведов обращению со служебным оружием посредством предложенных нормативов.

Ключевые слова: специалист-охотовед, служебное оружие, нумерация нормативов, название нормативов, содержание нормативов, временные параметры нормативов, обучение выполнению нормативов.

IMPROVING THE METHODOLOGY OF TEACHING SPECIALIZERS-HUNTERS TO RECEPTION OF HANDLING WITH WEAPONS BY MEANS DEVELOPMENT OF REGULATIONS FOR FIRE TRAINING

Alexander N. Kovalchuk

Ph.D., associate professor of the department of life safety Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk Vladimir D. Prilepskikh 3rd year student of the Institute of applied biotechnology and veterinary medicine Krasnoyarsk State Agrarian University 274

Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: The article describes the relevance, purpose, objectives, theoretical and methodological basis and the results of a study on the development of standards for fire training, provides methods for teaching professional hunters how to handle service weapons using the proposed standards.

Key words: expert hunting specialist, service weapon, standard numbering, name of standards, content of standards, time parameters of standards, training for the implementation of standards.

Умение специалистов-охотоведов обращаться со служебным оружием [1] является важным компонентом их профессиональной подготовленности, от которого порой может зависеть не только выполнение служебной задачи, но и их жизнь. К сожалению, учебными планами для данной категории специалистов не предусмотрено дисциплин, в рамках которых можно было бы формировать у них необходимые двигательные навыки по обращению со служебным оружием. В сложившейся ситуации выходом из положения, по нашему мнению, является привлечение студентов данной специальности к участию в работе военно-патриотических клубов, где культивируются военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта, в том числе, и стрелковые.

В условиях дефицита боеприпасов, предусмотренных для тренировочных стрельб (8-10 патронов) ведомственными документами [1], двигательные умения и навыки, связанные с эффективным и безопасным обращением с оружием, целесообразно формировать посредством отработки нормативов в процессе огневой подготовки.

Нормативы по огневой подготовке позволяют обучать работников: умению стрелять из различных положений и из различных видов оружия в ограниченное время; быстро разбирать, собирать и разряжать оружие; снаряжать магазин патронами, производить смену магазина и т.д.

Следует отметить, что отработка нормативов предшествует выполнению упражнений стрельб. То есть, нормативы относятся к категории так называемых подводящих, или доогневых, упражнений (рис. 1). Они предназначены для выработки умений и навыков, связанных с обслуживанием оружия, подготовкой его к стрельбе, а также необходимых для ведения самой стрельбы, обеспечения ее непрерывности и требуемой скорострельности.

Рис. 1. Систематизация упражнений с оружием

Прочные навыки обращения с оружием можно выработать лишь при условии систематической тренировки. В связи с этим регламентируется систематическая отработка нормативов. Тем самым нормативы выполняют еще и функции тренировочных упражнений. Регулярная отработка нормативов помогает овладеть умениями и навыками безопасного и эффективного обращения с оружием и способствует поддержанию должной профессиональной готовности каждого специалиста-охотоведа на протяжении всего периода его работы.

Нормативы по огневой подготовке - не только упражнения, требующие обязательной регулярной отработки, они также служат для оценки степени усвоения специалистами-охотоведами необходимых двигательных навыков по обращению с оружием. Таким образом, норматив - это еще и комплексный оценочный показатель выполнения отдельными работниками приемов и действий, связанных с обращением с оружием.

Во-первых, норматив - это временной показатель. В настоящее время характер задач, решаемых с помощью оружия, требует минимизации времени на выполнение всех приемов и действий с ним. В критической ситуации выигрывает, как правило, тот, кто быстро достал оружие и открыл прицельный огонь, кто смог моментально заменить израсходованный магазин или устранить возникшую во время стрельбы задержку. Запоздалые, неумелые действия с оружием в этих условиях являются высоковероятной причиной поражения.

Во-вторых, норматив - это качественный показатель, характеризующий степень владения оружием. Он позволяет не только оценить алгоритм выполнения конкретного приема или действия, но и культуру работы с оружием в целом, то есть совокупность приемов и методов максимально эффективного и безопасного его применения.

Подготовленный стрелок выполняет приемы и действия с оружием в соответствии с установленными требованиями и правилами предельно четкими, точными и

эргономичными движениями. Для неподготовленного стрелка характерны растерянность из-за незнания технологии выполнения норматива, излишняя торопливость, ненужные и ошибочные движения с большими затратами времени и энергии, что в критической ситуации также может привести к негативным последствиям. Кроме того, техника выполнения отдельных приемов и действий с оружием решающим образом влияют на результативность стрельбы. Следует отметить, что временной и качественный показатели норматива взаимосвязаны.

Таким образом, нормативы выполняют две равнозначные функции, что делает их чрезвычайно важным элементом огневой подготовки. Они систематизируют знания и навыки в единое профессиональное умение обращаться с оружием в условиях служебной деятельности.

Двигательные действия по обращению с оружием должны быть сформированы автоматизма (приобретения навыка), поскольку в ситуациях огневого контакта работник должен постоянно визуально контролировать действия правонарушителя (нападающего зверя и т.п.), анализировать складывающуюся обстановку, принимать решения о способе выполнения конкретной служебной задачи, прогнозировать возможные перспективы ее исхода, а не следить за своими действиями. Выполнение приемов обращения с оружием должно быть экономичным и надежным, так как лишние движения, увеличивают время на подготовку к производству первого выстрела, а неумелое обращение - приводит к невозможности выполнить это двигательное действие вообще.

К сожалению, до настоящего времени вопросами разработки нормативов для обучения специалистов-охотоведов никто в нашей стране не занимался, по крайней мере, в литературных источникам нами такой информации не найдено. Действующие же в силовых ведомствах нормативы для боевого оружия не в полной мере отражают требования практики обращения со служебным оружием специалистов-охотоведов. Все вышеизложенное определяет необходимость проведения исследования на эту тему в настоящее время.

Предполагается, что разработка нормативов по огневой подготовке для специалистов-охотоведов и внедрение в практику методики обучения выполнению этих нормативов позволит повысить качественный уровень обученности данной категории работников приемам обращения со служебным оружием.

Таким образом, целью нашего исследования ставится пересмотреть содержание действующих нормативов по огневой подготовке и разработать новые нормативы (перечень, наименования, условия и порядок их выполнения) в соответствии с практикой обращения со служебным оружием специалистами-охотоведами, а также методику обучения их выполнению.

Задачи исследования:

1. Сформулировать цель обучения специалистов-охотоведов выполнению нормативов по огневой подготовке для служебного оружия.

2. Учитывая последовательность действий по обращению со служебным оружием (от его получения, применения (использования)и до сдачи) определить порядковый номер нормативов.

3. Пересмотреть содержание (условия, а в отдельных случаях и порядок выполнения) действующих нормативов по огневой подготовке, а также разработать содержание новых, предлагаемых к использованию нормативов применительно к практической деятельности специалистов-охотоведов.

4. Разработать шкалы оценки выполнения нормативов по огневой подготовке для студентов образовательных учреждений с учетом специализации обучающихся, а также для специалистов-охотоведов различных должностных категорий.

5. Разработать методику обучения выполнения нормативов по огневой подготовке.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Первое положение теоретико-методологической основы исследования - условия и порядок выполнения нормативов должны быть максимально приближены к условиям несения службы специалистов-охотоведов.

Второе положение - порядковый номер норматива целесообразно установить с учетом хронологической последовательности действий специалистов-охотоведов при обращении со служебным оружием в процессе служебной деятельности.

Результаты исследования

В соответствии с требованиями дидактики нумерация нормативов должна представлять собой некий алгоритм обучения приемам и правилам обращения с оружием и соответствовать хронологической последовательности действий специалистов-охотоведов при обращении с оружием в процессе служебной деятельности.

Для наглядности алгоритм действий специалистов-охотоведов при обращении с оружием в процессе служебной деятельности разобьем на несколько последовательно выполняемых этапов (рис. 2).

Рис. 2. Общий алгоритм действий специалистов-охотоведов по обращению с оружием в процессе служебной деятельности

На основании анализа действующих ведомственных нормативных документов, практики применения оружия специалистами-охотоведами, положений классической методики огневой подготовки, различных литературных источников по данной тематики мы вправе предложить включить в каждый из предусмотренных этапов следующие действия с оружием:

в первый этап: проверка на незаряженность, осмотр, неполная разборка оружия, сборка оружия после неполной разборки, снаряжение магазина патронами, присоединение магазина к оружию, помещение оружия и запасного магазина в кобуру (чехол);

во второй этап: действия, связанные с подготовкой оружия к стрельбе (извлечение оружия из кобуры или чехла, выключение предохранителя, досылание патрона в патронник), и в случае необходимости с производством стрельбы (принятие соответствующей изготовки для стрельбы, наведение оружия на цель, спуск курка), а так же действия по обеспечению непрерывности и необходимой скорострельности стрельбы (смену магазина, устранение задержек при стрельбе) и разряжание оружия;

в третий этап: чистка и смазка оружия с его неполной (а в случае необходимости и полной) разборкой и сборкой после неполной (полной) разборки.

Рассмотренный алгоритм определяет общий перечень операций, выполняемых специалистом-охотоведом по обращению со служебным оружием в процессе служебной деятельности. Несмотря на то, конкретное содержание и приемы выполнения указанных операций во многом зависит от характера конкретной ситуации, складывающейся в процессе огневого контакта, можно представить общую схему, определяющую последовательность их выполнения (рис. 3).

Рис. 3. Алгоритм выполнения операций по обращению с оружием в процесс е служебной деятельности

Определившись с алгоритм выполнения операций по обращению с оружием в процессе служебной деятельности, необходимо остановиться на названии нормативов. На основании проведенных исследований, результаты которых в данной статье не приводятся ввиду ограничения объема статьи, нами предлагается следующая нумерация и название нормативов по огневой подготовке специалистов-охотоведов:

норматив № 1 "Неполная разборка оружия", цель отработки норматива - обучение правильному порядку разряжания оружия и его разборке с целью чистки, смазки и осмотра;

норматив 2 "Сборка оружия после неполной разборки", цель отработки норматива - обучение правильному порядку сборки оружия для приведения его в боевую готовность после разборки;

норматив № 3 "Снаряжение магазина патронами", цель отработки норматива -обучение действиям по снаряжанию магазина патронами и присоединению его к оружию;

норматив 4 "Заряжания оружия", цель отработки норматива - обучение действиям по безопасному заряжанию оружия;

норматив № 5 "Производство первого выстрела с различных дистанций: стрельба с короткой дистанции без прицеливания "от пояса"; стрельба со средней дистанции без прицеливания "навскидку"; прицельная стрельба с длинной дистанции из различных положений: "стоя", "с колена", "лежа"; целью отработки норматива является обучение сотрудников действиям по принятию положения для стрельбы, извлечению оружия, досыланию патрона в патронник и производству прицельного или неприцельного выстрела в ограниченное время из различных положений;

норматив № 6 "Смена магазина в различных положениях для стрельбы: "стоя", "с колена", "лежа", цель отработки норматива - обучение действиям по замене пустого магазина на магазин, снаряженный патронами;

норматив № 7 «Устранение задержек при стрельбе: "Осечка", "Неподача патрона", "Прихват гильзы затвором", "Автоматическая стрельба", цель отработки норматива -обучение действиям по извлечению невыстрелившего патрона с последующим продолжением стрельбы; по помещению и фиксации магазина в основании рукоятки, замене неисправного магазина на исправный с последующим продолжением стрельбы; по правильному помещению магазина в основание рукоятки, быстрой смене неисправного

магазина на исправный, заряжанию оружия и ведению стрельбы после устранения задержки; по извлечению прихваченной затвором гильзы с последующим продолжением стрельбы;

норматив № 8 "Разряжание оружия после его применения", цель отработки норматива - приведение оружия к состоянию, которое позволяет продолжить несение службы;

норматив № 9 "Разряжание оружия на учебных стрельбах", цель отработки норматива - обучение действиям по разряжанию оружия, исключающим падение патрона, а также использование для разряжания оружия вспомогательных средств (стола и т.п.);

норматив № 10 "Комплексный норматив", цель отработки комплексного норматива - обучение сочетанию различных типовых действий по обращению с оружием.

При разработке содержания предложенных нормативов мы опирались на анализ нормативных документов, имеющихся литературных источников, практику применения оружия специалистами-охотоведами, а также учитывали требования, которым должны соответствовать сотрудники в современных условиях профессиональной деятельности.

Обобщая результаты проведенных исследований, мы предлагаем включить в содержательную часть предложенных нормативов следующие сведения: наименование, условия и порядок выполнения.

В условиях выполнения нормативов должны отражаться: исходное положение, порядок окончания норматива и ограничения, связанные с его выполнением, при несоблюдении которых норматив не засчитывается. В нормативах, связанных с производством выстрела должны указываться физические условия применения оружия: расстояние до цели; освещенность (день, ночь); вид цели и ее геометрическая характеристика; количество патронов.

Порядок регламентирует последовательность действий обучаемого при выполнении норматива.

Время выполнения норматива является одним из наиболее важных его параметров, который наряду с условиями и порядком выполнения, учитывается при выставлении оценки. По времени выполнения норматива, кроме того, можно судить об уровне подготовленности сотрудников к выполнению служебных задач, связанных с применением оружия.

Вполне понятно, что заложенные в нормативах временные параметры должны соответствовать характеру современной профессиональной деятельности специалистов-охотоведов. В связи с этим требуется определить временные параметры предложенных нормативов, что является специальной задачей исследований и поэтому в этой статье не рассматривается.

Основной формой обучения нормативам является тренировка, то есть многократное повторение действий для четкого запоминания правильности их выполнения и получения твердых навыков по обращению с оружием. В ходе тренировки необходимо создать условия, приближенные к реальным, и демонстрировать опыт лучших работников.

Специалисты-охотоведы при освоении норматива вначале должны научиться правильно выполнять их по элементам в медленном темпе, затем переходить к его отработке в целом, после этого приступить к интенсивным тренировкам до достижения установленных для данного норматива временных показателей.

В процессе обучения при отработке нормативов преподаватели могут устанавливать промежуточные по времени показатели в соответствии с уровнем подготовки сотрудников с таким расчетом, чтобы к намеченному программой обучения сроку обеспечить выполнение нормативов на оценку не ниже «отлично».

При отработке (проверке выполнения) нормативов необходимо руководствоваться следующими указаниями:

- нормативы в ходе занятий и тренировок отрабатываются на исправном учебном оружии;

- оружие должно быть полностью укомплектовано инструментом, принадлежностями и приспособлениями, уложенными и закрепленными на своих местах;

- тренировка по выполнению нормативов, связанных с разборкой, сборкой оружия, снаряжением магазинов, производится только на учебном оружии и с учебными боеприпасами на отдельном рабочем месте;

- при проведении контрольно-проверочных занятий нормативы выполняются как контрольные.

Нормативы считаются выполненными, если соблюдены условия и порядок их выполнения и не допущены нарушения требований наставлений, инструкций, руководств и мер безопасности.

Если при отработке норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме сотрудника или поломке оружия, выполнение норматива прекращается, и сотруднику выставляется оценка «неудовлетворительно».

В случае допущения нарушения сотрудником требований мер безопасности выполнение норматива прекращается и сотруднику выставляется оценка «неудовлетворительно».

За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не приводит к поломке (порче) оружия, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, оценка снижается на один балл.

Технические неисправности, обнаруженные в ходе выполнения норматива, не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива). Обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выявленных неисправностях.

Время выполнения норматива отсчитывается по секундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива, а там, где он не определен, с момента подачи команды «Вперед» или другой установленной команды (сигнала) до полного выполнения норматива и доклада о его выполнении «Готово» или в момент нанесения удара курка по ударнику.

Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольного занятия.

Оценка за выполнение норматива определяется:

«отлично» - если сотрудник уложился по времени на оценку «отлично» и при этом не допустил ни одной ошибки;

«хорошо» - если сотрудник уложился по времени на оценку «хорошо» и при этом не допустил ни одной ошибки или на оценку «отлично», но при этом допустил одну ошибку;

«удовлетворительно» - если сотрудник уложился по времени на оценку «удовлетворительно» и при этом не допустил ни одной ошибки или на оценку «хорошо», но при этом допустил одну ошибку, или на оценку «отлично», но при этом допустил две ошибки;

«неудовлетворительно» - если сотрудник не выполнил требований на оценку «удовлетворительно».

Список литературы:

1. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства России от 15.07.94 г. № 152 "Об обеспечении служебным оружием работников системы Рослесхоза". URL:http://www. docs.cntd.ru (дата обращения: 11.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.