Разнообразные сочетания этих факторов, а тем более их изменение во времени в разнонаправленную сторону приводят к несинхронности развития локальных рынков жилья на Юге России.
В регионах с неразвитой или неконкурентоспособной экономикой, низким уровнем финансовых потоков и отсутствием инвестиций, удаленных от крупных центров, с низким уровнем доходов населения, рынок жилья долго находится в состоянии стагнации. В Южном Федеральном округе подобная ситуация наблюдается в Республиках Адыгея и Ингушетия, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках.
Напротив, в регионах с высоким уровнем финансовых потоков, эффективными инвестициями и хорошими перспективами развития, рынок жилья достаточно быстро развивается. Активная рыночная политика местных властей, высокий уровень доходов населения и формирование мощного среднего класса, высокие темпы развития бизнеса и предпринимательства и инвестиционная активность, рост темпов строительства, предложения и спроса на жилые объекты создают благоприятные условия для развития жилищного рынка.
В России, при ее федеративном устройстве и высокой степени законодательной самостоятельности субъектов федерации, важным фактором, определяющим темпы и характер развития, является, с одной стороны, политическая ориентация (рыночная, рыночно-социальная, нерыночная) и степень активности на рынке (активность, пассивность) местных властей, а с другой — конкретная социально-экономическая ситуация в регионе.
Значительная дифференциация в инвестиционном климате и уровне доходов населения, тем-^ пах строительства, масштабах предложения и спроса на жилье определяют различия в развития ¡5 рынка жилья в регионах Южного Федерального Округа. Однако общими остаются проблемы недостаточного предложения на первичном рынке и встречного платежеспособного спроса. 1 По нашему мнению в настоящее время необходимо создание рыночных институтов, которые 1активизируют поиск ресурсов развития жилищного рынка на мезоуровне как стратегического на-^ правления социально-экономического развития региона. N
□ ЛИТЕРАТУРА.
1. Овчинников В.Н. Уроки и проблемы реализации стратегии развития Юга России // Экономичес-
Ш
кий вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 1. с 2. Россия в цифрах. 2005: Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2005. ф 3. Южный Федеральный округ 2005. Социально-экономические итоги: Информ.-анал.мат. Ростов-
стат. Ростов н/Д, 2006. Яхимович В.И. Ипотечн хозяйства. 2005. № 1(37).
ф 4. Яхимович В.И. Ипотечное кредитование в системе модернизации рынка жилья // Философия
о а.
о
<
о о
МАРЮХИНА Т.А.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
СЕБЕСТОИМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КАВКАЗТРАНСГАЗ»)
о В любой организации проблемой является распределение затрат по периодам, подразделением ям, объектам калькулирования себестоимости — продукции или услугам; по центрам ответственен
^ ности или местам возникновения затрат; в комплексных производствах — между основным произ-
| водством и вспомогательным.
ф Распределение и перераспределение затрат — это трудоёмкие расчёты, часто связанные с высокой степенью условности. Многообразие точек косвенного распределения и перераспределе-
| ния затрат вызывает проблему выбора методов из альтернативных вариантов.
? При выборе методов распределения затрат нужно учитывать два главных критерия:
5 1. Причинно-следственный, т.е. должна быть ясна связь объекта с относимыми на него затра-
^ тами.
О 2. Справедливого влияния на результаты деятельности.
Выделим основные этапы распределения косвенных затрат:
- выбирается калькуляционная система, в которой будут распределяться затраты: традиционная с одноступенчатым распределением затрат или АВ-костинг с многоступенчатым распределением затрат;
- определяется группа распределяемых затрат, например, общепроизводственные расходы — в разрезе подразделений, общехозяйственные расходы, затраты вспомогательных производств — в разрезе видов продукции, работ и услуг;
- организуется учёт на счетах или внесистемный сбор затрат в разрезе выбранных групп;
- выбираются итоговые и промежуточные объекты учёта затрат. Промежуточные объекты связаны с многоэтапностью процесса перераспределения затрат. Если конечным объектом калькулирования могут быть виды продукции (работ, услуг), то промежуточными — переделы, продукция, работы, услуги вспомогательного производства;
- определяется база распределения, на основе которой можно связать группу затрат с объектом учёта затрат. Примерами баз распределения являются основная заработная плата производственных рабочих, объём продаж и др.;
- рассчитывается коэффициент (ставка) распределения;
- распределяются косвенные затраты по выбранным объектам.
Распределение себестоимости услуг вспомогательных производств осуществляется обычно на основе количества переданных услуг потребителям и фактической себестоимости услуг. Проблема распределения затрат вспомогательных производств возникает в случае оказания ими встречных услуг друг другу.
01
В отечественной теории и практике получил распространение метод оценки встречных услуг ¡5
на основе плановой себестоимости. ^
На западных предприятиях популярны три метода распределения услуг вспомогательных 7
производств: Г
- прямой (direct);
- пошаговый (step down);
- метод распределения встречных услуг с помощью системы линейных уравнений (reciprocal □ allocation method or cross-allocation, matrix, double-distribution). ^
Прямой метод распределения используется наиболее широко за рубежом при этом игнорируются встречные услуги одного подразделения другому, все услуги списываются на затраты основ- D ного производства. ®
Пошаговый метод состоит в следующем. Выбирается подразделение, цех, услуги которого рас- о
пределяются первыми. Эти услуги распределяются между вспомогательными и производственными ®
(основными) подразделениями, цехами. Далее берут следующее вспомогательное подразделение или 1
цех и последовательно, шаг за шагом, продолжают распределение. Заканчивают подразделением, 0
оказавшим минимальный объём услуг. Этот метод более точен, чем прямой. °
При методе распределения с помощью системы линейных уравнений: 1) стоимость оказанных ®
СО
встречных услуг выражается через линейную зависимость, т.е. строится система линейных урав- о
нений; 2) решается система линейных уравнений; 3) затраты вспомогательных цехов, подразделе- а
ний распределяются пропорционально количеству оказанных услуг.
Проблема распределения расходов на обслуживание производства и управление имеет веко
вую историю, её актуальность возрастает. Это связано, во-первых, с расширяющимся ассортиментом 2
продукции, работ и услуг предприятий; во-вторых, с ростом фондоёмкости производств, развитием о
со
автоматизированных производств, ведущим к увеличению доли общепроизводственных и общехо- о
зяйственных затрат в себестоимости продукции; в-третьих, со снижением удельного веса заработ- о
ной платы основных производственных рабочих в совокупных затратах и с широким распрост- ~
ранением именно заработной платы производственных рабочих в качестве базы распределения ^
косвенных расходов по объектам калькулирования. ф
В настоящее время в ООО «Кавказтрансгаз» (далее Общество) отсутствует единый механизм
формирования и распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Отсутствуют ^
корпоративные нормативные акты, регулирующие порядок сбора и учёта данных расходов, в том ®
числе в разрезе статей и мест возникновения. Базой распределения управленческих расходов, ре- 2
комендуемой ОАО «Газпром» и принятой Учётной политикой предприятия является выручка от ре- §
ализации продукции, работ, услуг в разрезе осуществляемых видов деятельности. о
л
I-
□
ш
7
|\
□ □
О
(Б ^
О
.
ф
х
<3
о
о
.
о
<
>
о о
<3
<5 о
со
О
(3
О О.
О Ф
О Ф
О х
О
о
Принятая учётная политика Обществом в этой части имеет существенные недостатки, а именно:
- учётная политика требует учёта общепроизводственных расходов, не давая критериев отнесения расходов к общепроизводственным. В Обществе отсутствуют другие регламенты, устанавливающие порядок сбора, учёта, распределения общепроизводственных расходов с учётом многопрофильной структуры Общества, это приводит к тому, что структурные подразделения решают эти проблемы самостоятельно, не используя единый методологический подход;
- закреплённый в учётной политике порядок отражения общепроизводственных расходов в бухгалтерском учёте (минуя выпуск готовой продукции) и в бухгалтерской отчётности (в составе управленческих расходов) не соответствует требованиям законодательства по бухгалтерскому учёту. Поэтому, избегая данных противоречий, структурные подразделения Общества применяют порядок, противоречащий учётной политике, но соответствующий законодательству — включают общепроизводственные расходы тем или иным способом в себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
- в Обществе отсутствует регламент, устанавливающий критерии отнесения расходов к общехозяйственным расходам, что особенно актуально для структурных подразделений, а также порядок их сбора, учёта, распределения;
- некоторые структурные подразделения Общества применяют расчётный механизм определения общехозяйственных расходов, выделяя их из общей суммы общепроизводственных расходов, а не путём прямого сбора затрат общехозяйственного назначения, при этом отсутствует экономическое обоснование такого метода.
Анализ отраслевого опыта с аналогичными технологическими процессами и рынком сбыта показывает, что наиболее распространенной базой распределения управленческих расходов является производственная себестоимость продукции и услуг.
Учитывая вышеизложенное, рекомендуется в качестве базы распределения управленческих расходов применять производственную себестоимость видов деятельности, которая включает затраты общества на производство продукции, работ и услуг, складывающиеся из затрат производственных и вспомогательных подразделений без учета управленческих расходов.
Для формирования полной производственной себестоимости рассмотрим схему учёта затрат вспомогательных структурных подразделений (далее ОСП) в себестоимости основных видов деятельности Общества, представленную на рис.1.
Вспомогательные ОСП
СМР Прочие аиды пезт.
Основные ОСП
Трднппорт газа лрынынив газа
Ря^пррдкгени« пп виддм ДЕ?ягепьногги
и
ТГ
ы ида м дСн I 01 НОС I и
За г|1ьы 1 ы ирямипп учО 1-а
За Iрат ы прнмСм О- унСта
Расг I р^д«] Эй граIы
ЕЗспамиРле.ньныа ОСП хозрасчет мыс аиды деятельности
X
/1_
Рлспрепепгнемые 1,1
ДЯТрйТЫ
Вспомогательные ОСП рдпчеты с. внешними ппкупатклнми
Рисунок 1. Схема учета затрат вспомогательных ОСП в себестоимости основных видов
деятельности ООО «Кавказтрансгаз».
Сложность в распределении затрат вспомогательных ОСП заключается в том, что вспомогательные ОСП осуществляют еще и принципиально различные виды деятельности — обслуживают основные ОСП и предоставляют различные услуги внешним покупателям.
Поэтому предлагается порядок формирования полной производственной себестоимости Общества осуществлять в следующей последовательности распределения групп затрат:
- собственных общепроизводственных и общехозяйственных затрат ОСП;
- затрат администрации;
- затрат вспомогательных ОСП по группе видов деятельности «Расчеты с внешними покупателями»;
- затрат вспомогательных ОСП по группе видов деятельности «Внутрихозяйственные расчеты»;
- затрат вспомогательных ОСП, передаваемых основным ОСП из группы «Внутрихозяйственные расчеты»;
- затрат вспомогательных ОСП, распределяемых на основные ОСП из группы «Внутрихозяйственные расчеты»;
- трансфертных затрат Администрации по видам деятельности основных и вспомогательных ОСП.
Распределение затрат осуществляется на двух уровнях (ОСП — Администрация) в три этапа. Первый уровень — распределение собственных общепроизводственных и общехозяйственных затрат на уровне групп ОСП.
Первый этап. Распределение собственных общепроизводственных и общехозяйственных затрат на уровне основных и вспомогательных ОСП по видом деятельности.
Второй уровень — распределение затрат Администрации по группам ОСП.
Второй этап. Распределение затрат Администрации по основным ОСП и вспомогательных ОСП. Отнесение трансфертных затрат Администрации на виды деятельности вспомогательных ОСП. Оп- 1 ределение полной себестоимости видов деятельности по группе видов деятельности «Расчеты с вне- ^ шними покупателями» вспомогательных ОСП. д
Третий этап. Распределение затрат прямого учёта вспомогательных ОСП по основным ОСП. □ Распределение распределяемых затрат вспомогательных ОСП по основным ОСП. Разнесение транс- 2 фертных затрат Администрации по видам деятельности основных ОСП. Определение полной себестоимости видов деятельности основных ОСП. с
В рамках каждого этапа распределение затрат осуществляется последовательными шагами: ®
1. Первый уровень — Первый этап. о
Шаг 1. Определение затрат по группам и видам деятельности: ®
- определение затрат прямого учета по видам деятельности основных ОСП и вспомогательных ОСП;
- определение собственных затрат Администрации, определение структуры трансфертных затрат Администрации.
Шаг 2. Распределение собственных общепроизводственных и общехозяйственных затрат вспомогательных ОСП по видам деятельности.
Шаг 1. Распределение затрат Администрации:
- распределение собственных затрат Администрации по трем группам ОСП: основные, вспомогательные, обслуживающие;
- распределение части затрат Администрации, приходящейся на вспомогательные ОСП по группам видов деятельности данных ОСП «Расчеты с внешними покупателями», «Внутрихозяй-
X
>
2. Второй уровень — Второй этап. а
ственный расчет»; о
- распределение части затрат Администрации, приходящейся на группу основных ОСП. ~ 3. Второй уровень — Третий этап. ^ Шаг 1. Распределение затрат вспомогательных ОСП: ф
- распределение распределяемой части затрат вспомогательных ОСП в составе группы видов деятельности «Внутрихозяйственные расчеты» по основным ОСП; ^
- распределение части затрат вспомогательных ОСП, передаваемых основным ОСП по актам ® сверки внутрихозяйственных расчетов по группам видов и видам деятельности основных ОСП. 5
Шаг 2. Формирование полной себестоимости по видам деятельности: д
- разнесение трансфертных затрат Администрации по видам деятельности основных ОСП; о