Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ БРОСКОВ С ДАЛЬНИХ ДИСТАНЦИЙ БАСКЕТБОЛИСТОК ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ БРОСКОВ С ДАЛЬНИХ ДИСТАНЦИЙ БАСКЕТБОЛИСТОК ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
199
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ТРЕХОЧКОВЫЕ БРОСКИ / МОНИТОРИНГ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ханкельдиев Ш.Х., Ким В.Г.

В современном баскетболе высокой актуальностью является проблема надежной и точной реализации броска с дальней дистанции. Регулярный мониторинг эффективности традиционного подхода при изучении и совершенствовании бросков с дальней дистанции выявил потребность в поиске индивидуальных упражнений, присущих игре баскетболисток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ БРОСКОВ С ДАЛЬНИХ ДИСТАНЦИЙ БАСКЕТБОЛИСТОК ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

5. Иштаев Ж.М. Тезкор -куч спорт турларида спорт-чиларнинг портловчи х,аракат кобилияти шаклланишининг методологик асосларини такомиллаштириш. Пед. фан. буйича фалсафа доктори (PhD) Диссертация автореферати. 13.00.04-жисмоний тарбия ва спорт маш^улотлари назария-си ва методикаси.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ПИТЕР. Санкт-Петербург Москва.Харьков.Минск. 2002,стр. 520.

7. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Изд-во «Нау-ка»,М., 1966, стр. 277,288.

УУК (УДК, UDC): 796.012.572:323.2

Доктор педагогических наук, профессор Ш.Х. ХАНКЕЛЬДИЕВ1 Кандидат педагогических наук В.Г. КИМ1

'Ферганский государственный университет, город Фергана, Узбекистан

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ БРОСКОВ С ДАЛЬНИХ ДИСТАНЦИЙ БАСКЕТБОЛИСТОК ФАКУЛЬТЕТА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Адабиётлар:

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.:Медицина,1968г.

2. Воробьёв А.Н. под общей редакции издание 3-е "Тяжёлая атлетика" учебник для институтов физической культуры Физ и спорт 1981г117-118ст.

3. Воробьёв А.Н. Тяжёло атлетический спорт . "Очерки по физиологии и спортивной тренировки .М.:физкултура и спорт 1977-225б 45 ст.

4. Гаппаров З.Г., Иштаев Ж.М. «СПОРК»-спортчининг портловчан кучини янгича улчаш ускунаси. // Фан-спортга, №4, 2011, С.37-39.

Информация для связи с автором:

sher_1557@mail.ru

Аннотация

Annotation

В современном баскетболе высокой актуальностью является проблема надежной и точной реализации броска с дальней дистанции. Регулярный мониторинг эффективности традиционного подхода при изучении и совершенствовании бросков с дальней дистанции выявил потребность в поиске индивидуальных упражнений, присущих игре баскетболисток.

Ключевые слова: баскетбол, трехочковые броски, мониторинг, результативность.

Замонавий баскетболда узок масофадан улоктиришни ишончли ва аник бажариш муаммоси жуда долзарбдир. Анъанавий ёндошувни урганиш ва узок масофадан зарбаларни такомиллаштириш самарадорлигини мунтазам равишда кузатиб бориш баскетболчилар уйинига хос булган индивидуал машкларни излаш зарурлигини аниклади.

Калит сузлар: баскетбол, уч очколик отиш, мониторинг, ишлаш.

In modern basketball, the problem of reliable and accurate implementation of a throw from a long distance is of high relevance. Regular monitoring of the effectiveness of the traditional approach in the study and improvement of throws from a long distance revealed the need to search for individual exercises inherent in the game of basketball players.

Key words: basketball, three-point throws, monitoring, performance.

Введение. В учебном процессе на факультете физического воспитания, баскетбол занимает особое место и принадлежит к числу интенсивно развивающихся и совершенствующихся видов спорта. Наряду со многими технически сложными элементами данного вида спорта, бросок с дальней дистанции значительно усиливает атакующий потенциал. Анализ игровых ситуаций в мировом баскетболе выявил, что более трети атакующих действий приходится именно на трехочковый бросок. Следовательно, актуальность вопроса о повышении результативности трехочкового броска является одним из наиболее важных направлений теории и методики баскетбола. о Причиной недостаточности роста эффективности

о бросков выполняемых с дальней дистанции является, сч

¡^ возможно, несовершенство существующих методов

2 обучения, применяемых в учебно-тренировочном процессе.

то Цель исследования. Анализ выполнения

0 трёхочковый бросков баскетболистками специали-и зирующиеся во данному виду спорта на факультете

1 физического воспитания. с

го

Задачи исследования:

Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

Выявить результативность дальних бросков у студенток факультета физического воспитания специализирующихся в баскетболе.

Разработать рекомендации для повышения результативности трёхочковых бросков.

Результаты исследования. С целью определения динамики показателей трёхочковых бросков, были изучены статистические характеристики девушек обучающихся на специализированном факультете за весь период обучения. В ходе мониторинговых наблюдений был установлен планируемый уровень реализации дальних бросков в женской студенческой баскетбольной команде, который фиксировался группой студентов практикантов проводивших хронометрированные соревновательной деятельности на уровне первенства университета. Весь цикл учебно-тренировочной работы был разделен на два макроцикла , в ходе которого осуществлялась апробация разработанной методики совершенствования трех очковых бросков на контингенте девушек сту-

20

e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz №5-2020

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

денток факультета физического воспитания.

По окончании каждого университетского первенства, проводимого между факультетами по игровым видам спорта, осуществлялся подробный анализ игровых ситуаций, подводились итоги и выявлялись реальные их показатели.

В результате анализа, полученных в ходе проведенных исследований показателей количества бросков с дальней дистанции баскетболистками, входящих в сборную команду факультета физического воспитания, за весь период проведения учебно-тренировочных сборов перед Республиканской студенческой универсиадой было выявлено, что процент попадания трёхочковый бросков фиксируемых за весь полугодичный макроцикл обучения носит недостоверную динамику прогрессивных изменений результативности. Выявленная динамика экспериментальных данных, фиксируемая после проведения каждого мезоцикла, полученных в ходе регулярных мониторинговых исследований, представлена на диаграмма 1.

Диаграмма.1- Процентное соотношения дальних бросков в полугодичном макроцикле студенток факультета физического воспитания.

Анализ данных гистограммы представленной на диагр. 1, полученных в ходе педагогического тестирования исходных данных выявил, что в начале проведения учебно-тренировочных занятий в подготовительном мезоцикле результативность попаданий трёхочковый бросков у девушек составило 12%. В процессе базового мезоцикла, где с девушками проводились специально разработанные занятия с внедрением в учебно-тренировочный процесс комплексов физических упражнений акцентированного характера на повышение точности бросков, было выявлено улучшение показателей до 16% [ 1,2].

Контрольное тестирование технических характеристик, направленных на повышение результативности трёхочковый бросков в предсоревновательном мезоцикле, у девушек сборной команды факультета физического воспитания было выявлено достоверное повышение результативности изучаемых параметров, что превышало базовые показатели на 5% и в среднем составило 21%.

Проведенный хронометраж трёхочковый бросков за весь соревновательный мезоцикл, включая и участие в Республиканской студенческой универсиады наблюдалось постепенное снижение результативности бросков, что наглядно представлено на рисунке, где результативность в среднем составило 22%, а иногда,

на отдельных отрезках данного соревновательного периода отмечалась стагнация результативности, что на наш взгляд было связано с фактом снижения в тренировочном процессе внимания к броскам с дальней дистанции, выполняемых в условиях, приближенных к соревновательным и наступившей фазой утомления. После окончания соревнований в период проведения традиционной системы тренировочного процесса в восстановительном мезоцикле, в результате снижения нервно-психологического напряжения при повторном педагогическом тестировании было выявлено снижение результативности показателей до 14%.

Анализ статистических показателей за весь исследуемый макроцил реализация трёхочковый бросков по данным многократного хронометрирования на всех этапах тренировочного процесса можно констатировать, что прогнозируемые показатели не соответствовали данным планируемого уровня и в среднем достигла уровня прогрессивных показателей в 9%. , что дало повод для разработки комплекса специальных упражнений, основанных на опыте проведенных исследований, консультативно-поисковой работы с ведущими тренерами по данному виду спорта, использованием педагогических технологий инновационной направленности на совершенствование результативности трёхочковый бросков:

Внедрялись броски с сопротивлением. Упражнения выполняются в парах. Выполнить на пару 20 результативных бросков. После каждого броска игроки меняются ролями. Интенсивность нагрузки большая, ЧСС 150-180 уд/мин. Броски с трёхочковой дистанции после обыгрыша защитника с коротким уходом. Пассивное сопротивление защитника. Выполнить на пару 20 результативных бросков. Интенсивность нагрузки большая, ЧСС 150-180 уд/мин.

Направленность на концентрацию броска. Броски в парах. По 10 результативных бросков с дальней дистанции. После каждого броска игрок делает ускорение до центральной линии и обратно. Интенсивность нагрузки большая, ЧСС 150-180 уд/ мин. Броски с трёхочковой линии с пяти условных точек. На каждой точке забить три подряд мяча. Интенсивность нагрузки средняя, ЧСС 130-150 уд/мин.

Броски направленные на скорострельность. Дальние броски в тройках. На тройку два мяча. Один бросающий выполняет 15 бросков подряд, двое партнеров «кормят» его мячами, не позволяя делать паузы. Затем происходит смена. Интенсивность нагрузки низкая, ЧСС до 135 уд/мин. Дальние броски в парах. Соревнования между парами: кто быстрее наберёт 21 попадание. Интенсивность нагрузки средняя, ЧСС 130-150 уд/мин.

Выводы.

На основе анализа доступной научно-методической литературы выявлено, что важнейшим техническим приемом в современном баскетболе являются броски с различных дистанций.

Анализ динамики показателей трёхочковый бросков баскетболистками обучающихся на факультетах физического воспитания и специализирующихся

№5-2020 е-шаИ: fan_sportga@uzdjtsu.uz

21

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

по направлению баскетбол было выявлен фактор, о необходимости в дальнейшем разработать комплекс упражнений, направленных на совершенствование результативности трёхочковый бросков с применением сопротивления защитников.

В результате проведенного годичного педагогического эксперимента длительностью в один макроцикл и разделенный на два полугодовых макроцикла, на девушках спортсменках второго разряда и специализирующихся в баскетболе с акцентирующейся направлен-

УУК (УДК, UDC): 796.058:015.68:8

Кандидат педагогических наук, доцент, Судья Международной категории, Мастер спорта по тяжелой атлетике К.Ф. БАЯЗИТОВ

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

bayazitov79@mail.ru

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

ностью на совершенствование трёхочковый бросков , была выявлена высокая эффективность разработанной методики обучения, что способствовало реализации точности трёхочковый бросков с 14% до 26%.

Список литературы

1. Андрющенко О.Н. Организация учебно-тренировочного процесса по баскетболу на основе интерактивных технологий обучения// Инновационные технологии в науке образовании. 2016. № 1 (5). С. 101-104.

2. Гомельский В.А. Как играть в баскетбол. М.: Эксмо, 2015.256 с.

УДК 796.01:159.9796.01:159.9

Аннотация

Annotation

В статье раскрываются содержание и структура основных показателей подготовленности тяжелоатлетов на этапах многолетней спортивной подготовки. Выявлены постоянные изменения соотношений физических качеств и двигательных навыков в процессе подготовки тяжелоатлетов.

Ключевые слова: подготовленность тяжелоатлетов, многолетняя спортивная подготовка, показатели спортивной подготовки, физические качества.

Маколада отир атлетикачиларнинг узок муддатли спорт маштулотлари боскичларидаги асосий курсаткичлари мазмуни ва тузилиши очиб берилган. Отир атлетикачиларни тайёрлашда жисмоний сифатлар ва ^аракат куникмалари нисбатининг доимий узгаришлари курсатиб берилган.

Калит сузлар: огир атлетикачиларнинг тайёргарлиги, узоц муддатли спорт тайёргарлиги, спорт тайёргарлиги курсаткичлари, жисмоний сифатлар.

The article reveals the content and structure of the main indicators of fitness of weight-lifters at the stages of long-term sports training. Constant changes in the ratio of physical qualities and motor skills in the training of weightlifters are revealed.

Keyword: preparation of weightlifters, long-term sports training, indicators of sports training, physical qualities.

О <N

0 СЧ LO

01

ГО

F

о

Q.

СО

Продолжительность и структура многолетнего процесса спортивной подготовки зависят от многих факторов, среди которых ведущее место занимают закономерности становления различных аспектов мастерства, формирование адаптационных механизмов в главных функциональных системах, индивидуальные особенности спортсменов, а также содержание самой тренировки с учетом состава средств и методов, динамики нагрузки, построения тренировочных циклов различной продолжительности, направленности и характера [7].

Одной из основных задач теории и методики спортивной тренировки является выявление ведущих, доминантных факторов, в наибольшей степени определяющих достижение высоких результатов в

избранном виде спортивной деятельности [2, 4]. Установление таких факторов создает необходимые предпосылки для управления тренировочным процессом, указывая на совершенствование каких компонентов подготовленности должен быть преимущественно направлен процесс многолетней спортивной тренировки в целом, и на том или ином этапе [3, 5].

Характер физического развития, уровень проявления двигательных качеств в большей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и развития. Поэтому в процессе спортивной подготовки одним из основных теоретико-методических положений системы подготовки тяжелоатлетов является необходимость выявления и учета ведущих факторов, определяющих уровень общей и

22

e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz

№5-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.