Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СРОК ДОСТАВКИ ГРУЗОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СРОК ДОСТАВКИ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТАВКА ГРУЗОВ / ГРУЗ / МЕСТНЫЙ ВАГОН / ТЕХНИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / РАСФОРМИРОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЕЗДОВ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кобулов Жамшид, Баротов Жамшид

Сделан анализ факторов, влияющих на продолжительность времени нахождения вагона на станциях. Определены факторы, влияющие на величину времени нахождения на технических станциях местных вагонов, также вагонов с переработкой или вагонов без переработки. Разработана схема зависимости по элементам времени простоя в процессе доставки грузов. Разработана взаимосвязь и общая последовательность факторов, влияющих на время простоя вагонов на технических станциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кобулов Жамшид, Баротов Жамшид

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE METHOD FOR DETERMINING THE INFLUENCE OF TECHNOLOGICAL FACTORS ON THE TIME OF DELIVERY OF CARGOES

The analysis of the factors influencing the duration of the time spent by the car at the stations is made. The factors influencing the amount of time spent at technical stations of local cars, also cars with processing or cars without processing, have been determined. A diagram of the dependence on the elements of downtime in the process of cargo delivery has been developed. The relationship and general sequence of factors affecting the downtime of cars at technical stations has been developed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СРОК ДОСТАВКИ ГРУЗОВ»

UDC 656.225.04

IMPROVEMENT OF THE METHOD FOR DETERMINING THE INFLUENCE OF TECHNOLOGICAL FACTORS ON THE TIME OF DELIVERY OF CARGOES

Jamshid KOBULOV, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Tashkent State Transport University.

1, Temiryulchilar str., Tashkent, 100167, Uzbekistan

Tel. +998(71)2990510; +998(93)5341626

E-mail: [email protected]

Jamshid BAROTOV, Doctoral Student

Tashkent State Transport University.

1, Temiryulchilar str., Tashkent, 100167, Uzbekistan

Tel. +998(91)7781011

E-mail: [email protected]

Abstract. The analysis of the factors influencing the duration of the time spent by the car at the stations is made. The factors influencing the amount of time spent at technical stations of local cars, also cars with processing or cars without processing, have been determined. A diagram of the dependence on the elements of downtime in the process of cargo delivery has been developed. The relationship and general sequence of factors affecting the downtime of cars at technical stations has been developed.

Key words: delivery of goods, cargo, local wagon, technical station, rolling stock, disbandment and formation of trains. УУК 656.225.04

ЮКЛАРНИ ЕТКАЗИБ БЕРИШ МУДДАТИГА ТАЪСИР ЭТУВЧИ ТЕХНОЛОГИК ОМИЛЛАРНИ АНЩЛАШ УСУЛИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ

Жамшид ^ОБУЛОВ, т.ф.н., доцент

Тошкент давлат транспорт университети

100167, Узбекистон, Тошкент, Темирйулчилар куч., 1

Тел. +998(93)5341626

E-mail: [email protected]

Жамшид БАРОТОВ, докторант

Тошкент давлат транспорт университети

100167, Узбекистон, Тошкент, Темирйулчилар куч., 1

Тел. +998(91)7781011

E-mail: [email protected]

Аннотация. Вагонларнинг станцияларда туриб колиш вакт давомийлигига таъсир килувчи омилларлар тадлил килинган. Техник станцияда кайта ишланадиган транзит вагонлар, кайта ишланмайдиган транзит вагонлар дамда мадаллий вагонларни туриб колиш вакт катталигига таъсир килувчи омиллар аникланган. Юкларни етказиб беришда туриб колиш вакт элементлари буйича богликлигининг тузилмавий схемаси ишлаб чикилган. Техник станциясида вагонларининг туриб колишида вактга таъсир курсатувчи омилларнинг умумий кетма-кетлиги ва бир бирига богликлиги ишаб чикилган.

Калит сузлар: Юкларни етказиб бериш, юк, мадаллий вагон, техник станция, даракат таркиби, поездларни таркатиш ва тузиш.

УДК 656.225.04

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СРОК ДОСТАВКИ ГРУЗОВ

Жамшид КОБУЛОВ, к.т.н., доцент

Ташкентский государственный транспортный университет 100167, Узбекистан, Ташкент, ул. Темирйулчилар, 1 Тел. +998(71)2990510; +998(93)5341626 E-mail: [email protected] Жамшид БАРОТОВ, докторант

Ташкентский государственный транспортный университет 100167, Узбекистан, Ташкент, ул. Темирйулчилар, 1

Тел. +998(91)7781011 E-mail: [email protected]

Аннотация. Сделан анализ факторов, влияющих на продолжительность времени нахождения вагона на станциях. Определены факторы, влияющие на величину времени нахождения на технических станциях местных вагонов, также вагонов с переработкой или вагонов без переработки. Разработана схема зависимости по элементам времени простоя в процессе доставки грузов. Разработана взаимосвязь и общая последовательность факторов, влияющих на время простоя вагонов на технических станциях.

Ключевые слова: доставка грузов, груз, расформирование и формирование поездов

местный вагон, техническая станция, подвижной состав,

1. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Одним из факторов, влияющих на экономику государства — это оказание транспортных услуг в срок и на высоком уровне в соответствии с договором перевозки заключённым между железнодорожным оператором и грузоотправителем.

На железнодорожном транспорте доставка грузов на место назначения осуществляется вагонами, мелкими отправками, контейнерными и маршрутными поездами.

На сегодняшний день на унитарных предприятиях железнодорожных узлов АО "УТЙ", доставка грузов по назначеному адресу стала актуальной проблемой. Из-за увеличения эксплуатационной работы наблюдаются случаи простоя вагонов на станциях.

Анализ среднего количества несвоевременной выгрузки доставленных вагонов на станциях УП РЖУ Ташкент за октябрь, ноябрь, декабрь месяцы 2019 года показали, что в среднем за сутки из груженных 1600 вагонов, 1200 вагонов остаются не выгруженными [5-7].

Итоги по виду подвижного состава: крытые вагоны - 265; полувагоны - 380; платформы - 75; цистерны - 25; цементавозы - 255; фитинговы вагоны - 15; прочие вагоны - 130.

Рис. 1. Доля не выгруженных своевременно вагонов за сутки по УП РЖУ Ташкент Также проанализированы за 1 месяц число опазданий вагонов.

W ш

3 i-

о с

4

W

с ft

о ю с

м

н >.

о

а

о

со &

К С

мЭ

pq

7 -

12 3 4 5 6 7 8 9 101112131415161718192021222324252627282930

месяцнып день

-фактическое -нормативное

Рис.2. План и выполнение доставки грузов за месяц

2. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ПРИЧИНЫ ПРОСТОЕВ ВАГОНОВ

Анализ технологического процесса доставки грузов позволил выявить следующие причины:

1. Простой вагонов до начала их переработки;

2. Ожидание накопления состава;

3. Ожидание отправления готовых поездов со станции;

4. Нехватка маневровых локомотивов для подачи вагонов на грузовой двор и подьездные пути для выгрузки грузовых вагонов;

5. Нехватка локомотивов, необходимых на станции при движении поездов.

Исходя из этих причин необходимо изучить влияние факторов, влияющих на технологический процесс и устранить нахождение вагона на станции сверх установленной нормы.

На рис. 3. Приведена общая технологическая схема доставки грузов по железной дороге.

Рис. 3. Срок доставки грузов по существующей технологической схеме

где: Ър - время затраченное на грузовые операции;

- время затраченное на движение между участками; Ъэез/пер - время затраченное для поездов без переработки на технических станциях; Ъ/пер - время затраченное для переработки поездов на технических станциях.

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОСТОИ ВАГОНОВ

Исходя из вышизложенного разработаны отдельные технологическая факторы влияющие на срок доставки грузов (рис. 4.)

Рис. 4. Определение факторов, оказывающих влияние на доставку грузов на основе схемы Исикавы

Предлагаемая схема даёт возможность изучить отдельно и устранить технологические перерывы при нахождении вагонов на технических станциях.

Отдельно приведём затрачиваемое время нахождения местных вагонов, транзитных без переработки а также вагоны с переработкой для технических процессов на технических станциях [3, 4].

Время затрачиваемое на вагоны с переработкой . Общее время затрачиваемое на переработку вагонов

(¿с/пер), а также время бесполезного ожидания (^л^р), можно определить по следующему выражению:

" приц

где: I

под.мар

у > пп

- подготовка маршрута, мин; гпп прием поезда, мин; гзак/ог - закрепление и ограждение

> _>пп _>оп

состава в парке приема, мин; 'отцеп/при1 - отцепка и прицепка локомотива от состава, мин; 1об, 1об,

отцеп/прш

технический и коммерческий осмотр вагонов в приемо-отправочном парке , мин;

время на отцеп

нерабочих вагонов из состава, мин; ¿сор - сортировка принятого состава, мин; ¿осаж - осаживание вагонов, мин; ¿нак наколение вагонов, мин; ¿оф пер - перестановка состава в парк отправления после оканчания фармирования, мин; ¿про тор - проверка тормозных устройств, мин; ¿отп - отправлении поезда, мин.

- : ~ ~ т: _ -:: _ ; _ -::;г _ _ -: ; ПтГ _ - :: _ - ~ "" ■ (2)

где:

под.мар

- ожидание подготовки маршрута, мин; г

ож пп

ожидание поезда по прибытию, мин;

г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пп.ож >оп.ож

об

об

-I'

ожидание технического и коммерческого осмотра в приемо-отправленном парке, мин; г

ож не.в.

ожидание на отцеп нерабочих вагонов, мин; - ожидание сортировки вагонов прибывщено состава в

,ож -ож

сортировочные парке, мин; гнак ожидание накаплиния состава в парк сортировка, мин; г оф.пер - ожидание

-ож -[

перестановка состава в парк отправления, мин; г - ожидание локомотива для прицепа к составу, мин; г

^ ож * отп

ожидание отправление поезда, мин.

Приведем общее время затрачиваемое для переработки вагоны на технических станциях [9-11]:

-.=: :Г = _ Г: : = : (3)

Общее время затрачиваемое для переработки вагонов на технических станциях определяется по формолу (3). Если вагон перерабатывается на несколких технических станциях общее суммарное будет выглядеть

/V . ¿с/пер)г- .

Время затрачиваемое на вагоны без переработки. Время затрачиваемое на технические процессы для вагонов без переработки / ¿без/пер:

(4)

где: ¿подмар- подготовка маршрута в транзитный парк, мин; ¿пп - прием поезда, мин; г зак/огр- закрепление и ограждения состава в транзитном парке, мин; готцеп отцупка вагонов от локомотива, мин; г ^ - технический и коммериский осмотр вагонов в транзитние парке , мин; г - время на отцеп нерабочих вагонов из состава,

ож

мин; г лок - ожидания локомотива, мин; г

приц

прицепка состава к локомотиву, мин; г

про.тормоз

проверка

тормозных устройств состава, мин;

С

ожидание отправление поездаиз транзитного парке, мин.

Общее время затрачиваемое на технологические операции для вагонов без переработки на каждой

технологической станции выражается как // гбез/пер) .

1=1 I

Ожидание и время затрачиваемое на выполненые операций с местными вагонами. Общее время затрачиваемое на техническое операции с местными вагонами можно выразить как г :

I

не.в.

пп.ож

1

/ОЖ .

где: ?пог/выг - ожидание погруза и выгрузки грузов в вагон, мин; гпог - погруза и выгрузки грузов в вагон,

¿ож ^ Л + „ л ¿ож

мин; Гсор фр - ожидание сортировки грузовой фронта, мин; Гсор фр - сортировки грузовой фронта, мин; 'под/у6 -ожидания подача и уборка вагонов из грузовая фронта, мин; 'под/уб - подача и уборка вагонов из грузовая

фронта, мин; 'зак/огр - закрепление и ограждения вагона, мин; 'отцеп/при1 - отцепка и прицепка вагонова, мин;

ож

'телком - ожидание технических и коммерческих осмотр вагона, мин; ?те^ком- технических и коммерческих осмотр вагона, мин; 'сор - сортировка вагонов по направлению, мин; 'осаж - осаживания вагоны, мин; 'нак -накопление вагонов до наполнение состава, мин; I - перестановка вагона в станционный путь, мин; I

ож лок

ожидание составом сборный поезда локомотивом, мин; 'про тор - проверка тормозных устройств состава, мин; 'под мар - подготовка маршрута для технических операций на станции, мин; 'отп/пр - отправление и прибытие сборного поезда, мин.

Общее время ожидания затрачиваемое на технологические операции с местными вагонами может быть выражено следующей формулой:

Приведём показатели в продолжительности времени причина факторов влияющие на срок доставки груза. А также приведём многофакторную схему показателей выполнения технических норм [2,8-11].

о х и о

ч

и

3 х х я о н

55

С

Л

а

о

н <

Ы «

Срок доставки грузов

л а

о н ы

2 £ «

3 х

>5

«

гт

^

4 и

Уг, У2> Уз>-Уп Показатели выполнения эксплуатационной работы

Рис. 5. Показатели влияющие на доставку грузов.

В общем виде показатель времени на операции на технических станциях может быть представлен выражением

у =/(х1,х2,х3, (6)

У - условно результативные показатели; х, х2, х ,...х , 2 - выполняемые условные показатели. Показатель срока доставки грузов определяется по формуле.

(7)

где: 1 - срок доставки грузов, сут. [1, 5].

I <

- суммарное время выполняемых процессов. Если к > 1, тогда срок доставки выполнятся своевременно, к < 1 свидетельствует об опоздании доставки грузов.

Состав факторов влияния приведены в таблице 1.

х

х

2

х

3

х

Таблица 1

Технологические факторы влияющие на срок доставки грузов._

№ Условно-постоянные факторы Условные показатели Случайные факторы Условные показатели

Погрузка груза в вагон ^пог Ожидание погрузки груза в вагон -ож пог

1. Подача вагонов на вытяжку ^уб Ожидание накопления груженых вагонов на вытяжку ,ож 1уб

2. Прицепка вагонов к локомотиву t отцеп Ожидание локомотива -ож 1 лок

3. Подготовка маршрута ^од.мар Ожидание подготовки маршрута >ож под.мар

4. Прием поезда на станцию tnn Ожидание приема поезда на станцию ,ож ^п

5. Выполнение технического и коммерческого осмотра tоб Ожидание технического и коммерческого осмотра -ож 'об

6. Отцеп неисправных вагонов tH.B. Ожидание отцеп неисправных вагонов -ож 'Н.В.

7. Рассформирование вагонов tpacc Ожидание рассформирование вагонов tож расс

8. Сортировке вагонов t сор Ожидание сортировке вагонов 'сор

9. Уплотнение вагонов t осаж Ожидание уплотнение вагонов .ож ^осаж

10. Перестановка вагонов в парк отправления tnep Ожидание перестановка вагонов в парк отправления ^пер

11. Прицеп локомотива к готовому составу ^риц Ожидание локомотиве готовом составом ¡ож 'лок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Проверка тормозных устройств ^ро.тормо: Ожидание проверки тормозных устройств ^ож ^про.тормо:

13. Отправление поезда t отп Ожидание отправление поезда ,ож 'отп

14. Выгрузка грузов из вагонов t выг Ожидание выгрузки грузов .ож выг

15. Прием и сдача смены поезда t смен Ожидание приемя и сдачи смены поезда ^ож смен

16. Продолжителность хода по четному и не четному направлению участка tx - -

17. Прицеп локомотива к составу лерке прибытия ty - -

18. Надвиг состава на вершину горки Ь - -

19. Роспуск состава с горки tT - -

ВЫВОДЫ

1. Разработана новая технологическая схема доставки грузовых вагонов, позволяющая выявить, оценить и устранить факторы, отрицательно влияющие на продолжительность процесса доставки.

2. Получена формула для определения времени простоя вагонов с переработкой ^ ¿с/пер) и простоя

1=1 I

вагонов без переработки на технических станциях, использованием которой разработан новый метод определения срока доставки грузов.

3. Метод позволяет выявить технологические факторы влияющие на срок доставки грузов, оценить и устранить причины простоев, обеспечить своевременное выполнение технологических процессов

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Kobulov J, Barotov J. Method of Improvement of Efficiency Transportation Technology. // International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE). Volume-8 Issue-4, November 2019. 7720-7726 pp.

2. Kp6y^OB ®.P., EapoTOB ®.C. TeMHp nyn TpaHcnopraga MKrapHH eTKa3H6 6epum TexffiMoraHCHHH TaKOMHOTamrapHm // TamHHT ax60p0TH0Macn. 2019. -№1. 92-97. [In Uzbek: Kobulov J.R., Barotov J.S. Improving the technology of cargo delivery by rail // TashIITBulletin. 2019. No1].

3. Кобулов Ж.Р., Баротов Ж.С. Темир йул транспортида вагонлардан самарали фойдаланиш усуллари // Кобулов Ж.Р., Баротов Ж.С. // ТАЙИ ахборотномаси. 2019.-№1. бб. 92-97. [In Uzbek: Kobulov J, Barotov J. Methods of efficient use of wagons in railway transport // Кобулов Ж.Р., Баротов Ж.С. / TAYIBulletin. 2019.-№1].

4. J.R. Kobulov, J.S. Barotov. The Development Model of Dispatching Wagons from Stations // International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology Vol. 6, Issue 5, May 2019. 9460-9466 рр.

5. J.R. Kobulov Z.G. Mukhamedova, J.S. Barotov. Regulation of departure time of freight wagons from stations and optimization of delivery time of freight wagons from stations // Monografia pokonferencyjna // Science, research, development #16 / Barcelona 29.04.2019- 30.04.2019. 303-307 pр.

6. Бутунов Д.Б., Баротов Ж.С., Анализ времени нахождения транзитных вагонов с переработкой в парке приема и горки станции // Toshkent shahridagi turin politexnika universiteti axborotnomasi 2019. - №1 - 115-119 ст. [In Russian: D.B. Butunov, J.S. Barotov., Analysis of the time spent by transit wagons with processing in the receiving park and the station hill //Bulletin Turin Polytechnic University in Tashkent. 2019. №1].

7. Сметатнин А.И. Техническое нормирование эксплуатационной работы железных дорог. / Москва. «Транспорт» 1984 г. - 292 c. [In Russian: A. Smetanin. Technical regulation of the operational work of railways. Moscow: Tranport, 1984].

8. Бутунов Д.Б., Баротов Ж.С., Кобулов Ж.Р., Журабоев К.А. Определение причины потерь, влияющие на величину времени нахождения вагонов на станции // ТАЙИ ахборотномаси. 2019. -№2 [In Russian: D.B. Butunov, Баротов Ж.С., J.R. Kobulov, K.A.Juraboyev. Determination of the causes of losses affecting the amount of time spent by cars at the station // TAYI Bulletin. 2019. №2].

9. J.R. Kobulov, J.S. Barotov. The Method to Measure Time Spent on Wagons' Technological Operations at Stations // International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology, Vol. 6, Issue 11, November 2019. - P. 11587-11594.

10. Kobulov J, Barotov J. Improvement of customer service technology in reilway transport // Railway transport: topical issues and innovations. - 2019. - №1. - Р. 41-46 [In Russian: Kobulov J, Barotov J. Improvement of customer service technology in reilway transport // Railway transport: topical issues and innovations. 2019. №1].

11. Кобулов Ж.Р., Баротов Ж.С. Организация движения сборных поездов для ускорения доставки грузов // Сборник материалов международной научно-практической конференции "Дистанционные возможности и достижения науки". Часть 2. - Киев, 2020.- С. 96-100 [In Russian: J.R. Kobulov, J.S. Barotov. Organization of group trains to speed up the delivery of goods // Collection of materials of the international scientific-practical conference "Remote capabilities and achievements of science". Publ 2. - Kiev, 2020].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.