Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
(PhD), и.о. доцент Баротов Жамшид Сайфуллаевич Магистр: Файзуллаев Гайбулло Уктамович Магистр: Жураева Диёра Бахтиёр кизи
Ташкентский государственный транспортный университет
В данной статье проводится анализ транзитных грузоперевозок железнодорожным транспортом. В целях обеспечения более качественного и быстрого обслуживания клиентов разработаны меры по снижению дополнительных операций, влияющих на доставку товаров при сохранении их целостности. Анализ показал, что установленные нормы времени на дополнительные операции, влияющие на доставку, не имели практического и научного обоснования. Для этого с учетом указанных в статье факторов предлагается в дальнейшем обеспечить правильное осуществление международных грузоперевозок, организацию транспортных коридоров, что является одним из основных направлений развития транспортно-транзитного потенциала.
Ключевые слова: коридор, транзит, доставка, технологический процесс, станция, эксплуатация.
ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИДА ТРАНЗИТ ЮКЛАРНИ ТАШИШНИ
ТАДКЩ КДЛИШ
АННОТАЦИЯ
Ушбу мацолада темир йул транспортида транзит юкларни ташиш таулили келтирилган. Мижозларга янада сифатли ва тезкор хизмат курсатиш мацсадида юкларни бутлигини сацлаган уолда етказиб беришга таъсир курсатадиган цушимча операциялар таъсирини камайтириш чора тадбирлари ишлаб чицилди. Таулиллар натижасида келтирилган етказиб беришда таъсир курсатадиган цушимча операцияларга белгиланган вацт меъёрлари амалий ва илмий асосланмагани исботланган. Шунинг учун мацолада келтириб утилган омилларни инобатга олиб келгусида халцаро юкларни ташишда тугри бажарилишини таъминлашимиз зарурлиги, транспорт-транзит салоуиятини ривожлантиришнинг асосий йулларидан бири булган транспорт коридорларини
Кафедра Транспортно-грузовые системы АННОТАЦИЯ
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ташкил этишлиги таклиф этилган.
Калит сузлар: коридор, транзит, етказиб бериш, технологик жараён, станция, операция.
RESEARCH THE TRANSPORTATION OF TRANSIT CARGO BY
RAILWAY
ABSTRACT
In this article, the analysis of transit transportation by rail is presented. In order to provide better quality and fast service to customers, measures have been developed to reduce the impact of additional operations that affect delivery while maintaining the integrity of shipments. As a result of the analysis, it has been proved that the time standards set for additional operations that affect the delivery presented are practical and scientific basis. Therefore, the article proposes that we should ensure the proper implementation of international cargo transportation in the future, which will lead to the above mentioned ome, the establishment of transport corridors, which are one of the main ways to develop transport and transit potential.
Keywords: corridor, transit, delivery, technological process, station, operation.
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт является одним из основных видов транспорта в нашей стране. Железнодорожный транспорт имеет большое государственное, национальное, хозяйственное и оборонное значение. В условиях современной рыночной экономики существует потребность в более качественном обслуживании клиентов на железнодорожном транспорте. В частности, одним из главных требований клиентов сегодня является своевременная доставка товара. Это, в свою очередь, ставит перед железнодорожным транспортом такие важные задачи, как четкая и оперативная организация грузового процесса с учетом всех условий. Поэтому для повышения конкурентоспособности грузоперевозок и повышения своих позиций в мировой транспортной сети АО «УТЙ» показывает необходимость повышения эффективности своей деятельности за счет обеспечения высокого уровня транспортных услуг и более полного использования рыночных средств и механизмов.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Рис.1 Приём транзитных грузов (страны-отправители млн.тон.)
Как видно из рисунка 1, объем грузовых перевозок по железной дороге резко сократился. Одной из основных причин, может быть несвоевременная доставка товара. Для этого сегодня необходимо рассмотреть определение расчета транзитных грузов и факторов, влияющих на них [1-3].
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
С начала ХХ века Узбекистан, Россия и другие страны СНГ экспериментируют с анализом и улучшением грузопотока. Расчет грузоперевозок первоначально был изложен в Правилах бывшего Союза железных дорог 1922 г., которые предусматривали, что железнодорожный транспорт должен доставлять грузы в пункт назначения вовремя и с полной безопасностью.
В 1955 году грузы на бывших советских железных дорогах соответственно предназначались для перевозки грузов на высоких или высоких скоростях. Грузы принимались к скоростным перевозкам только по определенным маршрутам, обозначенным МПС (табл. 1).
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Таблица 1
Срок поставки указаный в 1955 году для грузовых перевозок.
Маршрутное Вагонные перевозки Небольшая доставка
Расстояние Срок Расстояние Срок Расстояние Срок
перевозки, доставки, перевозки, доставки, перевозки, доставки,
км сутки км сутки км сутки
300 гача 1 185 гача 1 180 гача 1
301-575 2 186-360 2 181-325 2
576-875 3 361-565 3 326-480 3
566-790 4 481-650 4
На расстояниях свыше 875 км рассчитывается как 1 день на каждые 325 км. 791-1030 5
На расстояниях свыше 1030 км на каждые 250 км рассчитываются 1 На расстояниях свыше 650 км рассчитывается как 1 день на каждые 170 км.
сутки.
В статье сравниваются сроки доставки товаров с начала ХХ века до наших дней. Вагонные перевозки с момента своего возникновения играют важную роль в грузовых перевозках.
Маршрутное движение впервые появилось в 1930-х годах. Приведены нормативные сроки доставки грузов со скоростью перевозки грузов по пути следования в разные периоды движения железнодорожным транспортом (рис. 2.3).
Таблица 2
Срок доставки установлен в 1955 году для высокоскоростного транспорта
1 сутка относительн км пробега
На всех участках,
Описание доставки Магистральных кроме
участках малоиспользуемых участков
Маршрутные перевозки
СПГ 350 300
Животные 320 320
Вагонные перевозки
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
1 сутка относительн км пробега
На всех участках,
Описание доставки Магистральных кроме
участках малоиспользуемых участков
СПГ 250 220
Животные 250 200
Другие виды грузов 320 200
Мелкие первозки 320 200
Перевозка грузов на
ускоренных грузовых поездах 350 250
мелкими отправками
Рис. 2. Нормативное время доставки грузов при скорости перевозки по маршруту в разные периоды железнодорожного транспорта
Если более точно проанализировать время доставки на небольшие расстояния (до 4000 км), то график будет следующим [4-7]:
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Рис. 3. Нормативное время доставки грузов при скорости перевозки по маршруту в разные периоды железнодорожным транспортом до 4000 км
Рис. 4. Продолжительность дополнительных операций, влияющих на доставку грузов с разной скоростью на железнодорожном транспорте
Нормы, действовавшие в конце ХХ века, были основаны на нелинейных взглядах, тогда как нормы, использовавшиеся в начале ХХ века, основывались на линейных взглядах;
Нормы, действующие в настоящее время для перевозок на короткие расстояния, относительно изменчивы, в то время как для перевозок на дальние расстояния действуют противоположные нормы [6-10].
Также есть дополнительные операции, влияющие на время доставки, что в свою очередь оказывает прямое влияние на продолжительность отгрузки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже сегодня время доставки грузов по международным маршрутам составляет 200 км в сутки. Основная цель - принять и разработать меры по
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
снижению дополнительных операций, влияющих на доставку товаров, при сохранении целостности, чтобы обеспечить более качественное и быстрое обслуживание клиентов. Анализы показали, что установленные выше нормы времени на дополнительные операции, влияющие на роды, не имеют практического и научного обоснования. Поэтому с учетом указанных в статье факторов нам необходимо обеспечить правильное осуществление международных грузоперевозок в будущем. Очевидно, что железнодорожные коридоры необходимо развивать во всех направлениях. Помимо создания транспортных коридоров, являющихся одним из основных путей развития транспортно-транзитного потенциала железных дорог, предлагаются следующие решения: дальнейшее укрепление существующих транспортных магистралей; обеспечение международного признания узбекских маршрутов и международного сотрудничества в их деятельности; совершенствование тарифной политики, системы платежей и сборов; улучшение транспортной инфраструктуры; необходимо обеспечить инвестиции в техническое развитие транспортной инфраструктуры, входящей в состав международных транспортных коридоров.
REFERENCES
1. Кобулов Ж. Р., Баротов Ж. С. Организация движения сборных поездов между техническими станциями при доставке грузов // Известия трассиба научно-технический журнал. 2020 №4(44). - С. 104 - 111.
2. Kobulov J, Barotov J. Method of Improvement of Efficiency Transportation Technology. // International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE). Volume-8 Issue-4, November 2019. 7720-7726 рр.
3. Kobulov J., Barotov J. Improving the delivery of wagon shipments by mathematical-statistical methods // В сборнике: E3S Web of Conferences. Сер. "International Scientific Conference "Construction Mechanics, Hydraulics and Water Resources Engineering, CONMECHYDRO 2021" 2021.
4. Кобулов Ж.Р., Баротов Ж.С., Тоштемиров И.М. Проблемы и решения своевременной доставки грузов на железнодорожном транспорте // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2021. № 11. С.
5. Kobulov J.R., Barotov J.S. Justification of a rational method of using a refrigerated car. // Logistika: sovremennye tendentsii razvitiia: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (logistics: modern development
16-21.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
trends: materials of the international scientific and practical conference) Contributions to Game Theory and Management. 2018. № 1. С. 228.
6. ^булов Ж.Р., Баротов Ж.С., Ташматова М.С. K вопросу о комплексном решении задачи совершенствования срока доставки грузов на железнодорожном транспорте // Universum: технические науки. 2021. № 53 (86). С. 13-19.
7. ^булов Ж.Р., Баротов Ж.С. Нормирование времени отправления грузовых вагонов со станций и оптимизация сроков доставки // Вестник ТашИИТ. 2019. № 2. С. 92.
8. Kobulov J.R., Mukhamedova Z.G., Barotov J.S. Regulation of departure time of freight wagons from stations and optimization of delivery time of freight wagons from stations // Monografía pokonferencyjna: Science, research, development. -Barcelona, 2019. - Р. 303-307.
9. ^булов Ж.Р., Баротов Ж.С. Юк вагонларини станциялардан жунатиш вактини меъёрлаштириш ва етказиб бериш муддатини оптималлаштириш // ТТЙМИ ахборотномаси. - 2019. - №2 - 160-166 б.
10. Баротов Ж.С. Темир йул транспортида юкларни ташишни ташкил этиш // ТТЙМИ «Транспорт логистикаси ва мультимодал ташишилар» Республика микиёсидаги илмий техник анжуман. - 2019. 35-37 б.
11. Баротов Ж.С., Файзуллаев F.Y. Темир йул транспортида маршрутли ташишда унга таъсир этувчи омиллар тахлили // Ёш тадкикотчи журнали. -2022. - №1 - 225-230 б.
12. ^булов Ж. Р., Баротов Ж. С. Совершентвование математической модели срока доставки груза повагонной отправки на железнодорожном транспорте // Известия трассиба научно-технический журнал. 2021 №4(48). - С. 129 - 138.