Совершенствование мер региональной социально-экономической политики в сфере жилищного строительства субъектов Южного федерального округа
Бузулуцкий Михаил Игоревич,
ассистент кафедры национальной и региональной экономики, РЭУ им. Плеханова Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, [email protected]
В данной статье автор рассматривает направления совершенствования региональной социально-экономической политики сфере жилищного строительства. Обозначает основные принципы, на которых оно строится. Главной целью работы анализ проблем и недостатков существующей политики субъектов и предложение мер по решению накопившийся проблем в данной сфере. В основе предложений находится механизм партнерства власти и бизнеса - государственно-частное партнерство, как прогрессивный инструмент доказавший на практике свою эффективность. По мнению автора, более востребованной является модель, согласно которой в результате реализации ГЧП-проекта представители властных структур получают в собственность жилье для социальных нужд и объекты коммунальной инфраструктуры, бизнес-структура получает гарантированную прибыль, а экономически самостоятельное население получает жилье по доступным ценам. Автор предлагает набор первоочередных мер по развитию социально-экономической политики в сфере жилищного строительства субъектов Южного федерального округа, которые, по его мнению, должны в значительной степени изменить сложившуюся катастрофическую ситуацию с обеспечением населения жильем.
Ключевые слова: региональная экономика, социально-экономическая политика, жилищное строительство, государственно-частное партнерство
Сфера жилищного строительства в Южного федерального округа функционирует, имея целый комплекс масштабных и нерешенных на протяжении длительного времени проблем. К наиболее острым, затрагивающим как городские, так и сельские поселения, относятся: недостаточный уровень обеспеченности населения строящимся жильем, дефицит жилья и слабые темпы восполнения жилых фондов государственной и муниципальной форм собственности при решении задач реновации, наряду с отсутствием развитых рынков коммерческой аренды и социального найма жилых площадей и т.д.
Решение накопившихся острых социальных задач в этой области возможно с опорой на положительный многолетний зарубежный опыт развитых стран, а именно - государственно-частное партнерство.
Вместе с тем анализ концептуальных документов социально-экономической региональной политики субъектов ЮФО свидетельствуют об отсутствии эффективных решений по государственному регулированию сложившейся острой ситуации в сфере жилья. Отсутствуют налаженные механизмы взаимодействия с бизнесом в субъектах округа.
Ожидается, что современная региональная социально-экономическая политика в сфере жилищного строительства по обеспечению широких слоев населения доступным и современным жильем будет основана на международном опыте, а также на отечественных эффективных решениях по взаимодействию власти и бизнеса по снижению остроты выявленных региональных проблем.
Основные подходы решения данных проблем относятся следующие меры:
Во-первых, стимулируются меры по пространственному развитию различных городских и сельских территорий ЮФО согласно утвержденным социально-экономическим планам.
Во-вторых, в условиях дефицита бюджетных средств создается механизм эффективного взаимодействия власти с бизнес-структурами, к которым можно отнести государственно-частное партнерство.
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю 8
М О
О)
о
см
00 О!
о ш т
X
3
<
т О X X
В-третьих, опираясь на механизмы ГЧП, разрабатываются и реализуются эффективные меры по стимулированию различных форм жилищного строительства, которые направлены на удовлетворение потребностей в жилье по всем категориям населения, и особенно по жилью, которое спроектировано для малообеспеченных групп.
В-четвертых, совершенствуются механизмы мониторинга и развиваются средства контроля в сфере жилищного строительства, особенно при коллективной форме финансирования.
В-пятых, развивается аппарат математического моделирования процессов ГЧП применительно к сфере жилищного строительства.
Для реализации перечисленных мер и механизмов предлагаются следующие практические мероприятия:
Формирование благоприятных условий, благодаря преимуществам градостроительной деятельности и усовершенствованному порядку землепользования.
Инструментами градостроительного планирования территорий возможно оказывать влияние на диспропорции в развитии территорий. Градостроительная социально-экономическая политика направлена на создание условий, которые стимулируют развитие новых территорий и исправление сложившихся дисбалансов на используемых старых площадях. При размещении будущих объектов строительства градостроительное планирование особым образом связано с развитием тех или иных видов жилья.
Меры социально-экономического развития сферы жилищного строительства должны учитывать разнообразие территориальной дифференциации, которая основана с учетом прогнозов социально-экономического и демографического развития регионов, городов и сельских поселений ЮФО при децентрализации, которая основана на усилении роли местного самоуправления при принятии и реализации градостроительных решений, которые направлены на создание качественной среды поселения, и для создания лучших возможностей для улучшения жилищных условий различными группами граждан [1].
Кроме того, региональное жилищное строительство должно строиться на социально-экономическом подходе, который позволяет наращивать объемы строительства жилья за счет непосредственного строительства на свободных территориях и благодаря новым проектам инфраструктурного строительства.
Благодаря учету рассмотренных аспектов, самым существенным образом будет простимулировано развитие жилищного строительства, которое компенсирует недостаток предложения как коммерческого, так и социального жилья.
Развитие институциональных основ регионального государственно-частного партнерства
Из-за недостатков отраслевой нормативно-правовой базы и низкого уровня развития механизмов государственно-частного партнерства, отсутствия доступных и прозрачных механизмов взаимодействия власти и бизнеса в сфере жилищного строительства актуализируется развитие институциональных основ регионального ГЧП в сфере регионального жилищного строительства.
В этой связи усилия органов государственной и муниципальной власти в вопросе развития институциональной среды должны быть направлены на решение следующих концептуальных задач:
- законодательное закрепление форм и механизмов ГЧП в жилищном строительстве на федеральном и региональных уровнях;
- формирование программ развития жилищного строительства на условиях ГЧП в рамках планирования развития регионов;
- принятие нормативных актов, закрепляющих механизмы ГЧП в сфере жилищного строительства на федеральном, региональном и местном уровнях;
- снятие противоречий нормативно-правового регулирования рынка жилищного строительства.
Кроме того, в настоящее время в отечественной практике государственно-частного партнерства принято считать, что инициатива по созданию будущего партнерства должна принадлежать органам государственной власти. Таким образом, текущая концепция государственно-частного партнерства подразумевает, что властные структуры должны быть в первую очередь заинтересованы в реализации ГЧП-проектов и проявлять инициативу. Это суждение в настоящее время во многом формирует институциональные основы ГЧП и определяет механизм рассмотрения, создания и запуска ГЧП-проектов, что, на наш взгляд, не совсем соответствует потребностям общества и имеет явные противоречия.
Частные структуры более мобильны и в силу своей предпринимательской природы первыми проявляют инициативу. Поиск новых возможностей извлечения прибыли побуждает бизнес-структуры первыми вовлекать органы государственной власти в партнерство. Кроме того, частные структуры быстрее органов власти реагируют на изменения среды и инновации.
Поэтому развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства должно быть направлено на устранение данных противоречий и создание эффективных механизмов партнерства, при которых инициатива сотрудничества могла бы исходить как от власти, так и от бизнеса, а принятые единожды решения могли бы тиражироваться на проекты-аналоги.
Важно подчеркнуть, что за долгое время проблемы сферы жилищного строительства приоб-
рели значительный масштаб, а в проблемных регионах носят критический характер, поэтому совершенствование механизмов ГЧП должно создавать возможности партнерства и выступать альтернативой буквально для каждого застройщика. Именно поэтому концептуально важным является:
- формирование региональных проектных ГЧП-центров в сфере регионального жилищного строительства для разработки ГЧП-проектов и регулирования программ в сфере жилищного строительства;
создание обоснованной экономико-математической системы отбора частных ГЧП-партнеров и оценки эффективности проектов;
создание приоритетов в развитии новых форм ГЧП, отвечающих наиболее острым социальным проблемам регионов;
повышение прозрачности деятельности строительных организаций за счет привлечения к процессам мониторинга и контроля за счет привлечения профессиональных экспертов;
создание регионального ресурсного центра материально-технического обеспечения реализации проектов ГЧП.
Важной задачей, связанной с существенным увеличением объемов жилищного строительства и развитием отдельных малопривлекательных видов жилья, является преодоление существующих институциональных барьеров в отрасли и создание максимально комфортных условий выхода на локальные рынки ЮФО застройщиков из других регионов. Для создания таких условий в первую очередь необходимо ликвидировать на региональном и муниципальном уровнях избыточные административные барьеры. Для чего предлагается:
создание максимально прозрачных процедур градостроительного и инфраструктурного планирования;
максимальная детализация порядка согласования градостроительных документов и документов территориального планирования;
предельная точность технических условий и сроков их исполнения инфраструктурными монополистами.
Потенциалом для быстрого увеличения количества недорогого и комфортного жилья обладает индивидуальное жилищное строительство. Для решения проблем, освещенных в данном исследовании, и достижения концептуальных интересов населения необходимо использовать потенциал этого вида жилья на значительных территориях сельских поселений регионов Южного федерального округа.
Финансовое обеспечение региональных концепций в сфере жилищного строительства.
Наравне с решением задач по увеличению объемов строительства жилья массового спроса,
приобретаемого участниками в собственность после завершения строительства, необходимо увеличивать объекты жилищного строительства социального жилья. Наибольшую потребность в формировании таких видов жилья испытывают крупные города Южного федерального округа: г. Волгоград, г. Астрахань, г. Краснодар, г. Ростов-на-Дону, и другие.
Оказание органами государственной власти и местного самоуправления в Южном федеральном округе поддержки при реализации проектов строительстве наемных домов на базе ГЧП проектов позволит меньшими затратами бюджетных средств решить проблему обеспечения населения доступным арендным жильем и создаст основы развития рынка аренды, по сравнению с ведением жилищного строительства органами власти самостоятельно за счет бюджетных средств или приобретение жилья для предоставления жилых помещений по договорам социального найма на коммерческих условиях на открытом рынке.
Реальное развитие института социальной и некоммерческой аренды жилья требует значительных усилий как со стороны властных структур, так и частных инвесторов. Неразвитость рыночных институтов привлечения финансирования инвестиций существенно тормозит строительство этих социально востребованных видов жилья. Для реализации этого направления требуется расширение инструментов финансирования и создания источников привлечения «длинных» денег, и в первую очередь за счет резервов кредитных организаций, средств государственных и частных пенсионных фондов, различных форм коллективных инвестиций и т.д.
Кроме того, продолжающаяся приватизация жилья государственной и муниципальной форм собственности лишает смысла строительство жилья для социального найма [2].
В этой связи развитие институтов государственно-частного партнерства в целях строительства жилья долгосрочного найма требует соответствующего реформирования, а именно:
оказания финансовой поддержки на федеральном уровне для проектов государственно-частного партнерства, осуществляющих строительство наемных домов в привлечении долгосрочных кредитных ресурсов и компенсации ставок процентов по ним;
создания условий долгосрочного финансирования строительства наемного коммерческого жилья за счет оказания поддержи в формировании цивилизованного рынка аренды и прекращения бесплатной приватизации жилья, переход к программам некоммерческого выкупа;
организации контроля и введения санкций по отношению к недобросовестным нанимателям помещений в целях прекращения практики сдачи социального жилья в субаренду;
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю 8
М О
О)
о
см
00 О!
о ш т
X
3
<
т О X X
создания условий снижения стоимости строительства наемного жилья за счет возмещения муниципальной власти платы за присоединение к сетям коммунальных региональных компаний и строительства социальной инфраструктуры и дорог;
создания условий снижения финансовой нагрузки и скорейшего возврата инвестиций частного инвестора в ГЧП-проектах строительства социального жилья и объектов обслуживания населения за счет отсрочек и рассрочки по налогам и сборам;
создания благоприятных условий развития домостроительных предприятий, индустриализирующих индивидуальное домостроение;
обеспечения взаимной согласованности нормативно-правовой базы, в том числе: концепций, программ, федеральных и региональных целевых программ в целях ГЧП в сфере жилищного строительства.
Содействие в обеспечении коммунальной инфраструктуры.
По данным Союза инженеров-сметчиков, подготовка коммунальной инфраструктуры строящегося жилья увеличивает себестоимость строительства на 20%, что в итоге приводит к удорожанию жилья в новых домах в среднем на 10-15 тыс. руб. за квадратный метр.
Вопрос обеспечения головными источниками коммунальной инфраструктуры и подключения к сетям на вновь застраиваемых территориях давно является камнем преткновения между застройщиками, коммунальными компаниями и органами власти. В подавляющем числе случаев свободные от застройки территории поселений даже в самой малой степени не обладают источниками коммунальной инфраструктуры.
Современная практика строительства коммерческого жилья показывает, что строительство объектов коммунальной инфраструктуры уже давно осуществляется за счет самих застройщиков. Они финансируют не только внутриплоща-дочные сети, но и такие объекты коммунальной инфраструктуры, как очистные сооружения, котельные, подстанции, коллекторы и пр. за пределами границ своих земельных участков, а после завершения строительства на безвозмездной основе передают коммунальным компаниям органов власти. В итоге затраты на инфраструктуру ложатся на плечи застройщиков, а в конечном итоге - на потребителей.
Доступность и обеспеченность жилья для населения в существенной мере зависит от доступности и обеспеченности земельных участков, предназначенных для строительства коммунальной инфраструктуры.
Фактор коммунальной инфраструктуры играет особую роль в создании условий строительства жилья для развития таких видов коммерчески не-
привлекательного жилья, как наемное жилье. Поэтому наиболее важным направлением в этом вопросе является привлечение дешевых технических средств и долгосрочных заемных финансовых средств при создании коммунальной инфраструктуры. Это требует от частного сектора и органов государственной власти консолидированных усилий в привлечении таких ресурсов.
В этой связи органы государственной и муниципальной власти, как публичные партнеры ГЧП, должны:
гарантировать компенсацию стоимости построенных сетей и объектов коммунальной инфраструктуры частному партнеру при передаче их на баланс компаниям государственной форм собственности;
выступить гарантом частного партнера в привлечении им заемных средств в кредитных организациях на строительство объектов коммунальной инфраструктуры и сетей;
содействовать снижению затрат частного партнера при присоединении к сетям коммунальных компаний;
гарантировать стабильность тарифов на присоединение к сетям.
Результатом реализация долгосрочной жилищной концепции должно стать улучшение жилищных условий как городского, так и сельского населения, проживающего в субъектах ЮФО. При этом принимаемые меры должны обеспечивать улучшение в первую очередь группам населения с наиболее низкими доходами.
Такие подходы должны быть реализованы через целевые программы субъектов ЮФО, через которые и должна реализовываться предлагаемая нами концепция.
Даже самый общий анализ стратегических документов субъектов ЮФО показывает что властные структуры не осознали возможностей использования организационно-экономического механизма регионального ГЧП в жилищном строительстве.
При реализации предлагаемых мер необходимо учитывать следующие особенности дифференциации регионов ЮФО:
В Краснодарском крае застройки осуществляются в соответствии со схемой территориального планирования Краснодарского края. Обоснование выбранного варианта размещения строительных объектов осуществляется на основе анализа использования территорий поселения и приоритетно возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалах и результатах инже-
нерных изысканий, содержащихся в указанных информационных системах, а также в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий [10].
Вместе с тем обоснование размещения объектов строительства осуществляется без должного социально-экономического обоснования и не учитывает острую потребность субъекта в обеспечении населения значительными объемами современного жилья различных форм собственности (частного, государственного и муниципального), как в городской, так и сельской местности.
В Астраханской области значимой особенностью строительства городских поселений является стесненность застройки. Центральные районы городских поселений области в основном заняты компактно расположенной ветхой жилой застройкой. Современное жилищное строительство на застроенных территориях из-за разницы в плотности между старой и новой застройками сталкивается с отсутствием источников коммунальной инфраструктуры и объектов обслуживания населения.
Основными проблемами сферы жилищного строительства городских поселений региона являются: недостаток подготовленных земельных участков для ведения жилищного строительства, обустроенных объектами коммунальной инфраструктурой.
В соответствии с законодательством к компетенции органов местного самоуправления относится создание условий для жилищного строительства, а средства местных бюджетов направляются на обеспечение жильем малоимущих граждан [11]. Острый недостаток средств муниципальных образований для финансирования жи -лищного строительства не позволяет выполнить требуемые законом обязательства т обеспечить нуждающиеся слои населения жильем.
Особенности городского жилищного строительства Ростовской области обусловлены сокращающимся спросом со стороны населения на новое коммерческое жилье, что в значительной степени детерминировано демографической ситуацией. На протяжении последних 20 лет сложилась устойчивая тенденция сокращения населения Ростовской области, возник феномен «усы-хания» городов - интенсивное сокращение городского населения, вследствие чего происходит деградация городской среды и сопутствующей инфраструктуры. Данная тенденция побуждает крупные компании застройщиков покидать города области и переходить на более привлекательные региональные рынки.
В Республике Калмыкия вся строительная сфера соотнесена с государственными программами Республики. Обоснование варианта размещения объектов жилищного строительства производится на основе анализа использования соот-
ветствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования [12].
Однако, документы территориального планирования муниципальных образований не обеспечивают показатели обеспечения требуемыми видами жилья с учетом критериев заданных документами стратегического планирования Республики Калмыкия.
Сферу жилищного строительства Республики Крым отличает целый комплекс как старых, существующих десятилетиями проблем, так и приобретенных в последние годы.
Отсутствие документов территориального планирования является основной и наиболее важной проблемой при переходе Республики в российское правовое поле. Более чем в 200 поселений полуострова все еще не имеют генеральных планов и правил землепользования и застройки, а в подавляющем большинстве населенных пунктов полуострова полностью отсутствуют проекты детальная планировка территории поселений.
Территориальное планирование в курортных городах южного берега Крыма испытывает отдельные сложности, связанные с отсутствием согласованных границ национальных парков и объектов культурного наследия.
Уникальной для Крыма представляет собой проблема правовой чистоты сделок с имуществом, прав собственности и аренды земельных участков, совершенные до 2014 года.
Также нормальной работе мешает отсутствие налаженного межведомственного взаимодействия и несогласованность действий властных структур разного уровня на полуострове.
В Республике Адыгея важной проблемой является отсутствие комплекса мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности участников рынка жилищного строительства и обеспечивающих стимулирование покупательской активности на рынке жилищного строительства.
В Адыгее на недостаточно достаточном уровне происходит развитие рынка строящегося жилья. Обеспечение граждан с низким уровнем доходов жилищными условиями за счет средств бюджетов остается на крайне низком уроне. Потребность в строящемся жилье для всех категорий граждан возрастает, а рост цен нас жилье и темпы жилищного строительства значительно отстают от реального спроса (табл. 1).
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что разработка механизмов ГЧП в сфере жилищного строительства, реализуемого в рамках региональной социально-экономической политики ЮФО, является одной из наиболее перспективных и важных задач. Во многом адаптация существующих форм и моделей ГЧП к целям развития сферы жилищного строительства на текущем
х
X
о
го А
с.
X
го т
о
ю 8
м о
этапе определяет перспективность решения накопившихся социальных проблем и эффективность практики применения государственно-частного партнерства.
Таблица 1
Первоочередные меры совершенствование социально-экономической политики субъектов ЮФО в сфере жилищного строительства_
Республика Адыгея
Астраханская область
Субъекты ЮФО
Создание центра содействия ГЧП. Формирование открытого банка проектов ГЧП в сфере жилищного строительства. Завершение разработки и утверждение документов территориального планирования во всех населенных пунктах и поселениях. Восполнение недостатка институциональной среды ГЧП в жилищном строительстве. Разработка механизмов реализации ГЧП проектов как в городской, так и сельской местности. Включение в стратегические документы субъектов мер стимулирования жилищного строительства и механизмов обеспечения малоимущего населения современным жильем. Создание инструментов для привлечения частных инвестиций в сферу жилищного строительства. Создание мер направленных на преодоление недостатков сферы кредитования в жилищном строительстве. Развитие материально технической базы, обеспечивающей жилищное строительство. Разработка комплексных организационных мер, направленных на повышение доступности государственных и социальных услуг в сфере жилищного строительства. Развитие мер поддержки индивидуально го жилищного строительства в сельской местности и создание условий значительного роста предложения нового индивидуального жилья
Волгоградская область
Республика Калмыкия
Первоочередные меры
Создание центра содействия ГЧП. Формирование открытого банка проектов ГЧП в сфере жилищного строительства. Завершение разработки и утверждение документов территориального планирования во всех населенных пунктах и поселениях. Восполнение недостатка институциональной среды ГЧП в жилищном строительстве. Разработка механизмов реализации ГЧП проектов как в городской, так и сельской местности. Включение в стратегические документы субъекта мер стимулирования жилищного строительства и механизмов обеспечения малоимущего населения современным жильем. Разработка программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Разработка комплексных организационных мер, направленных на повышение доступности государственных и социальных услуг в сфере жилищного строительства. Разработка комплексных организационных мер, направленных на повышение доступности государственных и социальных услуг в сфере жилищного строительства
Создание центра содействия ГЧП. Формирование открытого банка проектов ГЧП в сфере жилищного строительства. Восполнение недостатка институциональной среды ГЧП в жилищном строительстве. Разработка механизмов реализации ГЧП проектов как в городской, так и сельской местности. Включение в стратегические документы субъекта мер стимулирования жилищного строительства и механизмов обеспечения малоимущего населения современным жильем. Усиление мер контроля за деятельностью застройщиков, привлекающие денежные средства граждан на строительство жилья. Разработка комплексных организационных мер, направленных на повышение доступности государственных и социальных услуг в сфере жилищного строительства
Создание центра содействия ГЧП. Формирование открытого банка проектов ГЧП в сфере жилищного строительства. Завершение разработки и утверждение документов территориального планирования во всех населенных пунктах и поселениях. Восполнение недостатка институциональной среды ГЧП в жилищном строительстве. Разработка механизмов реализации ГЧП проектов в городской и сельской местности. Включение в стратегические документы субъекта мер стимулирования жилищного строительства и механизмов обеспечения малоимущего населения современным жильем. Разработка комплексных организационных мер, направленных на повышение доступности государственных и социальных услуг в сфере жилищного строительства. Развитие мер
Ростовская область
поддержки индивидуального жилищного строительства в сельской местности и создание условий значительного роста предложения нового индивидуального жилья. Индустриализация индивидуального жилищного строительства.
Создание центра содействия ГЧП. Формирование открытого банка проектов ГЧП в сфере жилищного строительства. Завершение разработки и утверждение документов территориального планирования во всех населенных пунктах и поселениях. Восполнение недостатка институ-Краснодарский циональной среды ГЧП в жилищном строительстве. край Разработка механизмов реализации ГЧП проектов как в
городской, так и сельской местности. Включение в стратегические документы субъекта мер стимулирования жилищного строительства и механизмов обеспечения малоимущего населения современным жильем. Усиление мер контроля за деятельностью застройщиков
Республика Крым
Создание центра содействия ГЧП. Формирование открытого банка проектов ГЧП в сфере жилищного строительства. Завершение разработки и утверждение документов территориального планирования. Восполнение недостатка институциональной среды ГЧП в жилищном строительстве. Разработка механизмов реализации ГЧП проектов как в городской, так и сельской местности. Разработка программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Разработка комплексных организационных мер, направленных на повышение доступности государственных и социальных услуг в сфере жилищного строительства.
Создание центра содействия ГЧП. Формирование открытого банка проектов ГЧП в сфере жилищного строительства. Завершение разработки и утверждение документов территориального планирования во всех населенных пунктах и поселениях. Восполнение недостатка институциональной среды ГЧП в жилищном строительстве. Разработка механизмов реализации ГЧП проектов как в городской, так и сельской местности. Включение в стратегические документы субъекта мер стимулирования жилищного строительства. Создание инструментов для привлечения частных инвестиций. Создание мер направленных на преодоление недостатков сферы кредитования в жилищном строительстве. Усиление мер контроля за деятельностью застройщиков, привлекающие денежные средства граждан на строительство жилья. Разработка программ строительства головных источников коммунальной инфраструктуры. Развитие материально технической базы, обеспечивающей жилищное строительство._
Данные предложения должны создать основу для развития сферы жилищного строительства в субъектах ЮОФ, повысить эффективность механизмов ГЧП как инструмента социально-экономической политики властных структур и механизма решения накопившихся социальных задач. Кроме того, повысить интерес частных партнеров и создать преимущество перед исключительно коммерческими проектами, а также создать возможности для десятков тысяч российских семей, не имеющих достаточной финансовой самостоятельности улучшить качество жизни.
Литература
1. Косарева Н. Б., Пузанов А. С., Полиди Т. Д., Ясин Е. Г. Новая жилищная стратегия / Н. Б. Ка-расева, А. С. Пузанов, Т. Д. Полиди и др. // Доклад на XVII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 64 с.
2. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О приватизации государственного и муниципального имущества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-21122001-п-178^-о (дата обращения: 01.12.2018).
3. Постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 6 декабря 2013 года № 290 «О государственной программе Республики Адыгея «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» на 2014-2021 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460218523 (дата обращения: 01.12.2018).
4. Постановление Правительства Астраханской области от 8 октября 2014 года № 429-П О государственной программе «Развитие жилищного строительства в Астраханской области» (в редакции Постановлений Правительства Астраханской области от 10.04.2015 № 126-П, от
01.09.2015 № 452-П, от 20.11.2015 № 580-П, от
26.05.2016 № 154-П, от 29.12.2016 № 484-П, от
02.06.2017 № 204-П, от 26.06.2017 № 214-П, от 13.07.2017 № 244-П, с изм., внесенными Постановлением Правительства Астраханской области от 30.12.2016 № 502-П) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446201688 (дата обращения: 01.12.2018).
5. Постановление Администрации Волгоградской области от 8 февраля 2016 года № 46-п Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области» на 2016-2020 годы (в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 11.07.2016 № 360-п, от
29.12.2016 № 761-п, от 31.05.2017 № 275-п, от
24.10.2017 № 552-п, от 31.10.2017 № 575-п) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432881743 (дата обращения: 01.12.2018).
6. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 11 июня 2013 года № 293 О Государственной программе Республики Калмыкия «Развитие жилищного строительства в Республике Калмыкия» на 2013-2020 год» (в редакции Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 11.01.2016 № 4, от 30.06.2016 № 210, от 08.02.2017 № 54) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460132489 (дата обращения: 01.12.2018).
7. Постановление Главы Администрации Краснодарского края от 16 ноября 2015 года № 1038 Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры» (в редакции Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.12.2015 № 1209, от 31.03.2016 № 163, от 22.06.2016 № 414, от
19.12.2016 № 1048, от 03.04.2017 № 234, от
18.09.2017 № 713, от 27.10.2017 № 810, от
08.12.2017 № 955, от 28.12.2017 № 1052) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430678790 (дата обращения: 01.12.2018)
8. Постановление Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 года № 604 Об утверждении государственной программы Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» (в редакции постановлений Правительства Ростовской области от 25.12.2015 № 193, от 03.03.2016 № 147, от 30.03.2016 № 230) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460191533 (дата обращения: 01.03.2018).
9. Постановление Совета Министров Республики Крым от 22 ноября 2016 года № 571 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Развитие жилищного строительства в Республике Крым» на 2017 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/23716422/53f89421bbdaf741eb 2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 01.12.2018).
10.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 51040/ (дата обращения: 01.12.2018).
11.Постановление Правительства Астраханской области от 11.08.2006 N 285-П (ред. от 23.04.2010) «Об отраслевой целевой Программе "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006 - 2010 годы» [Электронный ресурс]. https://zakon-region.ru/astrahanskaya-oblast/9367/ (дата обращения: 01.03.2018).
12.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 51040/ (дата обращения: 01.12.2018).
Improvement of measures of regional social and economic policy in the sphere of housing construction of subjects of the Southern federal district Buzuluckij M.I.
Plekhanov Russian University of Economics In this article, the author considers the direction of improving the regional socio-economic policy in the field of housing. The main goal of the work is to analyze the problems and shortcomings of the existing policies of the subjects and propose measures to solve the accumulated problems in this area. The proposals are based on a partnership between government and business - public-private partnerships, as a progressive tool that has proven its effectiveness in practice. According to the author, the model is more in demand, according to which, as a result of the implementation of the PPP project, government officials get housing for social needs and utilities infrastructure, the business structure receives guaranteed profit, and an economically independent population receives housing at affordable prices. The author offers a set of priority measures for the development of socio-
X X О го А С.
X
го m
о
ю 8
М О
to
0>
o
CS
00 Ol
economic policy in the field of housing construction of the subjects of the Southern Federal District, which, in his opinion, should significantly change the current catastrophic situation with the provision of housing for the population. Keywords: regional economy, socio-economic policy, housing,
public-private partnership Referemces
1. Kosareva N. B., Puzanov A. S., Polidi D. D., Yasin E. G. New
housing strategy / N. B. Karaseva, A. S. Puzanov, T. D. Polidi, etc. / / Report at the XVII International Scientific Conference on the Development of Economics and Society. - M.: HSE,
2016 .-- 64 p.
2. Federal Law of December 21, 2001 No. 178-FZ (as amended
on July 1, 2017) "On the Privatization of State and Municipal Property" [Electronic resource]. - Access mode: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-21122001-n-178-fz-o (accessed: 12/01/2018).
3. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea
dated December 6, 2013 No. 290 "On the state program of the Republic of Adygea" Providing affordable and comfortable housing and utilities "for 2014-2021" [Electronic resource]. -Access mode: http://docs.cntd.ru/document/460218523 (accessed date: 12/01/2018).
4. Decree of the Government of the Astrakhan region dated October 8, 2014 No. 429-P On the state program "Development of housing construction in the Astrakhan region" (as amended by the Decisions of the Government of the Astrakhan region dated 10.04.2015 No. 126-P, dated 01.09.2015 No. 452-P , dated November 20, 2015 No. 580-P, dated May 26, 2016 No. 154-P, dated December 29, 2016 No. 484-P, dated June 2, 2017 No. 204-P, dated June 26, 2017 No. 214-P, dated July 13, 2017 No. 244-P, as amended by the Decree of the Government of the Astrakhan Region dated December 30, 2016 No. 502-P) [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/446201688 (accessed: 12/01/2018).
5. Resolution of the Administration of Volgograd Region dated
February 8, 2016 No. 46-p On approval of the state program of the Volgograd Region "Providing affordable and comfortable housing and utilities to residents of the Volgograd Region" for 2016-2020 (as amended by the resolutions of the Administration of the Volgograd Region of 11.07. 2016 No. 360-p, dated December 29, 2016 No. 761-p, dated May 31,
2017 No. 275-p, dated October 24, 2017 No. 552-p, dated October 31, 2017 No. 575-p) [Electronic resource] - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/432881743 (accessed: 12/01/2018).
6. Decree of the Government of the Republic of Kalmykia dated
June 11, 2013 No. 293 On the State Program of the Republic of Kalmykia "Development of Housing Construction in the Republic of Kalmykia" for 2013-2020 "(as amended by Decisions of the Government of the Republic of Kalmykia dated 11.01.2016 No. 4, dated 30.06.2016 No. 210, dated
February 8, 2017 No. 54) [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/460132489 (accessed: 12/01/2018).
7. Decree of the Head of the Administration of the Krasnodar Territory dated November 16, 2015 No. 1038 On approval of the state program of the Krasnodar Territory "Integrated and Sustainable Development of the Krasnodar Territory in the Field of Construction and Architecture" (as amended by the Decree of the Head of Administration (Governor) of the Krasnodar Territory dated 14.12.2015 No. 1209 , dated March 31, 2016 No. 163, dated June 22, 2016 No. 414, dated December 19, 2016 No. 1048, dated April 3, 2017 No. 234, dated September 18, 2017 No. 713, dated October 27, 2017 No. 810, dated December 8, 2017 No. 955, dated 12.28.2017 No. 1052) [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/430678790 (accessed date: 12/01/2018)
8. Decree of the Government of the Rostov Region dated September 25, 2013 No. 604 On approval of the state program of the Rostov Region "Providing affordable and comfortable housing to the population of the Rostov Region" (as amended by the Decisions of the Government of the Rostov Region dated 25.12.2015 No. 193, dated 03.03.2016 No. 147, dated March 30, 2016 No. 230) [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/460191533 (accessed: 01.03.2018).
9. Decree of the Council of Ministers of the Republic of Crimea
dated November 22, 2016 No. 571 "On approval of the State program of the Republic of Crimea" Development of housing construction in the Republic of Crimea "for 2017 - 2020" [Electronic resource]. - Access mode: http://base.garant.ru/23716422/53f89421bbdaf741 eb2d1ecc4d db4c33/ (accessed: 12/01/2018).
10. The Town Planning Code of the Russian Federation dated December 29, 2004 N 190-03 (as amended on June 27, 2019) (as amended and supplemented, entered into force on July 1, 2019) [Electronic resource]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (accessed: 12/01/2018).
11. Decree of the Government of the Astrakhan region dated 11.08.2006 N 285-P (as amended on 04/23/2010) "On the sectoral target Program" Development of housing construction in the Astrakhan region for 2006-2010 "[Electronic resource]. https://zakon-region.ru/astrahanskaya-oblast/9367/ (accessed: 01.03.2018).
12. The Town Planning Code of the Russian Federation dated December 29, 2004 N 190-03 (as amended on June 27, 2019) (as amended and supplemented, entered into force on July 1, 2019) [Electronic resource]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (accessed: 12/01/2018).
O HI
m x
3
<
m o x
X