ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА SECTORAL MARKETS AND MARKET INFRASTRUCTURE
УДК 332.82
DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-3-457-466
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
PERFORMANCE EVALUATION OF THE REGIONAL HOUSING POLICY
IMPLEMENTATION
Д.И. Королькова, О.А. Медведев D.I. Korolkova, O.A. Medvedev
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85 Pobedy St, Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
Пространственное развитие экономики регионов во многом зависит от эффективности развития рынка жилой недвижимости. В настоящее время жилищной сфере присущ ряд проблем, решение которых требует скоординированных действий всех участников жилищных отношений, реализуемых за счет проведения жилищной политики. В данной статье авторы рассмотрели цели и задачи современной жилищной политики в России, а также направления ее стратегического развития. Обоснована актуальность проведения комплексной оценки эффективности жилищной политики с точки зрения достижимости ее целевых показателей для выработки мер государственного регулирования рынка жилья. Разработан алгоритм оценки развития рынка жилья, позволяющий определить эффективность проводимой жилищной политики с учетом социальных и экономических результатов реализации. Применение предложенного алгоритма в деятельности органов государственной власти позволит повысить эффективность разработки и реализации жилищных программ строительства объектов доступной жилой недвижимости.
Abstract
The spatial development of region's economy is greatly defined by the residential real estate market efficiency. Currently, the housing sector is marked by a number of problems that require coordinated action of all participants in housing relations, implemented through housing policy. The authors studied the goals and objectives of strategic housing in Russia, as well as its strategic directions for the development. The applicability of conducting total evaluation of strategic housing efficiency from the point of view of its targeted indicators achievability for the preparation of the government regulations of the housing market is justified. The algorithm of housing market evaluation that allows defining the efficiency of the current strategic housing by taking into account social and economic outcomes of the implementation has been developed. The application of the suggested algorithm during the agency action of the public authorities will allow increasing the development and implementation efficiency of housing programs for construction project of affordable residential real estate.
Ключевые слова: региональная экономика, жилищная политика, эффективность, жилищное строительство, рынок жилья.
Keywords: regional economy, strategic housing, efficiency, evaluation, housing construction, housing market.
Введение
На современном этапе развития Российской Федерации жилищная политика занимает важное место в государственной политике, поскольку оказывает прямое влияние на устойчивое социально-экономическое развитие государства [Гузикова и др., 2017].
При этом жилье как благо одновременно выполняет две функции: экономическую -создает условия для формирования человеческого ресурса экономики региона, и социальную - является важнейшим фактором реализации повышения качества жизни населения. Все это обуславливает значимость проведения адекватной аналитики рынка для выявления проблем и составления точных прогнозов развития рынка недвижимости для целей стратегического управления.
В большинстве современных научных исследований в области жилищной политики в основном рассматривается проблема недоступности жилья для большей части населения нашей страны, проблема финансирования жилья ввиду перехода на проектное финансирование, при этом практически игнорируется деятельность государственных структур в части оценки эффективности реализуемой ими политики.
Оценка эффективности программных мероприятий позволит повысить качество процессов реализации региональных концепций и стратегий в жилищной сфере, откроет новые инструменты решения социально-экономических проблем с учетом особенностей развития конкретной территории РФ.
Основные результаты исследования
В настоящее время целью пространственного развития Российской Федерации является устойчивое и сбалансированное территориальное развитие государства.
Жилищно-строительная политика - важная подсистема региона, т. к. благодаря пространственному освоению его территории, формированию системы ресурсообеспечивания экономики происходит формирование качества жизни граждан, увеличивается мобильность трудовых ресурсов, привлекаемых в экономику региона, повышается уровень его социально-экономического развития в целом. При этом важно отметить, что пространственное развитие региона оказывает прямое влияние на жилищно-строительную политику через институционально-инфраструктурные составляющие, но и жилищно-строительная политика оказывает также обратное воздействие на развитие региона, отражающееся в росте экономики и уровне качества жизни населения [Старков, 2013].
На рисунке 1 определена роль региональной жилищно-строительной политики в пространственном развитии региона.
Основные положения государственной жилищной политики сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Концепция долгосрочного... 2019], Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Указ Президента. 2018] и национальном проекте «Жилье и городская среда» [Паспорт национального проекта. 2019].
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ предусмотрен инновационный социально ориентированный тип экономического развития страны, для ее реализации в жилищной сфере подготовлен и воплощается национальный проект «Жилье и городская среда» [ Паспорт национального проекта. 2019].
Национальный проект в качестве ключевой цели предусматривает обеспечение доступным жильем семей со средним достатком (в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита) увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда [Указ Президента РФ. 2018].
Рис. 1. Взаимосвязь региональной жилищно-строительной политики и пространственного
развития региона [Черкесов, 2012] Fig. 1. The Role of regional strategic housing in the spatial development of the region
Однако национальный проект по развитию жилищного рынка - далеко не первая в российской истории программа, которую власти разрабатывают для повышения доступности жилья, и которая не была реализована. Правовые и организационные основы государственной жилищной политики были сформулированы в 2002-2005 годах в ходе реализации федеральной целевой программы «Жилище» [Указ Президента РФ... 2018]. Основной целью программы было комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Несмотря на пристальное внимание к жилищной проблеме на федеральном уровне, на наш взгляд, рынок жилой недвижимости требует усиления регионального регулирования, т. к. данный рынок зависит от окружающих его условий. В связи с этим оценка состояния в территориальном разрезе приобретает особую актуальность. Поэтому для достижения поставленной в статье цели проанализируем особенности реализации жилищной политики на уровне Белгородского региона.
Жилищная политика Белгородской области направлена на создание условий для обеспечения всех категорий населения доступным и комфортным жильем.
Государственное регулирование рынка жилья можно представить следующим образом (рис. 2).
В рамках Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года и в муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Белгорода на 2015-2020 г.» разработаны и реализуются мероприятия, направленные на развитие жилищного строительства, при этом строительство индивидуального жилья определено как приоритетное [Постановление Правительства Белгородской области.. .2013].
Строительство выступает в качестве основополагающей отрасли материального производства, оказывающей влияние на все отрасли, обеспечивающие функционирование региона. Поэтому анализ темпов строительства позволяет прогнозировать состояние экономики [Ваганова, 2017]. Благодаря последовательной экономической политике по объему введенного жилья в расчете на 1000 жителей область занимает 4 место среди регионов Центрального федерального округа и 8 - в Российской Федерации.
В 2018 году в регионе построено 1215,45 тыс. кв. м. жилья, что на 6,5 % меньше, чем в 2017 г. Обеспеченность населения жильем составляет 29,2 кв.м/чел.
Рис. 2. Государственное регулирование рынка жилой недвижимости Белгородской области Fig. 2. State regulation of the residential real estate market in the Belgorod region
В целом за период реализации программных мероприятий (с 2011 г.) объемы строительства жилья в области значительно возросли: общий ввод жилья увеличился в 1,5 раза, ввод индивидуальных жилых домов - в 2 раза.
Строительство индивидуальных жилых домов на территории Белгородской области определено как приоритетное направление жилищного строительства. Доля жилищного строительства в общем вводе в 2018 г. составила 85 %. Как видно на графике, всего за последние 11 лет введено 11,9 млн кв. м ИЖС (81 тысяча жилых домов) и 3,3 млн кв. м многоквартирного жилья, в т. ч.: крупными застройщиками - 1,5 млн кв. м (45 %); иными застройщиками - 1,8 млн кв. м (55 %).
Рис. 3. Ввод жилья на территории Белгородской области в 2007-2018 гг., тыс. кв. м Fig. 3. housing delivery within the city of Belgorod region in 2007-2018, thousand sq m
Стимулирование развития рынка жилой недвижимости обеспечивается за счет:
- создания условий для развития массового строительства жилья, в том числе жилья экономического класса;
- строительства арендного жилья при поддержке жилищно-накопительного кооператива «ЖБК-1»;
- создания условий для развития ИЖС путем предоставления земельных участков застройщикам; инженерного обеспечения микрорайонов массовой индивидуальной застройки и строительства подъездов к ним; предоставления финансово-кредитной поддержки индивидуальных застройщиков через ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС» и ССК «Свой дом»;
- повышения доступности жилья для молодых специалистов и молодых семей за счет участия в проекте «Новая жизнь».
Анализ состояния рынка жилья Белгородской области выявил высокие показатели развития за счет достаточно продуманной модели взаимодействия государственного регулирования и ОАО «АИЖК», ГУП «Белгородский фонд поддержки ИЖС», ОАО «Белгородская ипотечная корпорация», ССПК «Свой дом», банков региона, что способствует реализации проектов в жилищной сфере [Постановление правительства Белгородской области. 2014].
Несмотря на достигнутые результаты в жилищной сфере, региону все еще присущ ряд проблем:
- снижение инвестиционной и покупательской активности в строительстве, связанное с последствиями принятия изменений 214-ФЗ;
- низкая доступность кредитных ресурсов как для строительных организаций, так и для граждан;
- высокая рыночная стоимость жилья, что делает его приобретение малодоступным для основной доли населения области с невысокими доходами;
- низкие темпы обеспечения жильем жителей области, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также высокая потребность в предоставлении жилья отдельным категориям граждан;
- снижение в течение последних 17 лет доли муниципального и государственного жилья в общем жилом фонде области с 30 до 5,5 %;
- длительность процедуры предоставления земельных участков;
- высокая стоимость подключения к энергосетям при реализации проектов жилищного строительства.
Таким образом, анализ показал, что недостатки государственного регулирования рынка жилой недвижимости не исчерпываются только федеральным уровнем, для регионов также характерен достаточно широкий перечень проблем. После анализа основных проблем развития рынка сделан вывод, что уровень интеграции между звеньями системы в стране пока низкий, одним из катализаторов уровня интеграции является трансфер технологий и инновационный обмен [Ваганова, 2016].
Следовательно, необходимо системное осмысление опыта регулирования рынка жилой недвижимости и на федеральном, и на региональном уровне проведения жилищностроительной политики. Одним из элементов реализации жилищной стратегии в целях ее корректировки является оценка эффективности программных мероприятий, которая может быть выражена в различных социальных и экономических эффектах, которые положительно влияют на рост экономики региона в целом. Данные эффекты представим в виде системы показателей (рис. 4).
На основе представленных показателей эффективности предложен алгоритм достижения целевого состояния рынка жилой недвижимости, состоящий в улучшении жилищных условий граждан за счет обеспечения доступным, комфортным и безопасным жильем (рис. 5). В качестве индикатора состояния рынка жилья воспользуемся коэффициентом доступность жилья, т. к. данный показатель отражает динамику и успешность социально-экономических процессов в обществе.
Экономическая эффективность:
-рост экономики в целом; -развитие смежных отраслей; -активизация финансово-кредитной системы;
-увеличение регионального бюджета за счет эффективного перераспределения средств.
Социальная эффективность,
-рост качества жизни;
- демографический рост; -рост трудовой миграции;
- развитие социальной инфраструктуры.
Реализация жилищной политики
Технологическая эффективность:
-поддержка инноваторов; -внедрение инновационных идей и ешений.
ре
Институциональная эффективность:
-формирование институтов развития; -формирование эффективного механизма по привлечению инвестиций на основе ГЧП; -совершенствование договорных отношений.
Рис. 4. Показатели эффективности реализации жилищной политики Fig. 4. Performance indicators of the strategic housing implementation
Рис. 5. Алгоритм оценки достижения целевого состояния развития рынка жилой недвижимости Fig. 5. The algorithm of targeted residential real estate
Введение системы показателей в практику позволит не только количественно оценить результативность методов регионального регулирования, но и своевременно вносить корректировки, обеспечивающие развитие рынка.
По итогам оценки результативности могут быть приняты следующие решения, состоящие из трех видов (рис. 6):
Л
Á
продолжение реализации жилищной программы
выработка рекомендации и внесение изменений в жилищную политику
разработка новой жилищностроительной политики
Рис. 6. Виды управленческих решений, принимаемые по результатам оценки эффективности
жилищной политики региона Fig. 6. Types of management decisions made on the basis of the housing market evaluation in the region
На основе разработанной методики оценки рынка жилой недвижимости проведем анализ на примере территориально-локального рынка жилья Белгородской области [Ваганова, 2017]. В качестве коэффициента доступности жилья воспользуемся методикой ФЦП «Жилище» [Постановление Правительства РФ. 2010], [Стерник, Стерник, Апальков, 2014.].
Таблица 1 Table 1
Показатели и результаты расчёта коэффициента доступности жилья в Белгородской области в 2014-2018 гг.
Indicators and results of the housing affordability coefficient calculation in the Belgorod region in 2014-2018
Показатель годы
2014 2015 2016 2017 2018
Средняя стоимость 1 кв. м. жилья, руб. 51621 53274 51663 52807 53987
Среднедушевые доходы 25371 28331 29590 30419 31570
Величина прожиточного минимума 6842 7363 8099 8281 8480
Коэффициент доступности жилья 3,05 2,82 2,62 2,60 2,57
Коэффициент доступности жилья с учетом величины прожиточного минимума 4,18 3,81 3,61 3,58 3,51
Показатели, представленные в таблице 1, свидетельствуют о достаточно эффективной реализации жилищной политики. Однако для достижения целевого состояния, значения коэффициента доступности жилья, равного трем годам, необходимо внести корректировки в реализуемую жилищную стратегию, т. к. в настоящий момент для преобладающей части
населения России жилье является недоступным [11]. Так как основным фактором, влияющим на доступность жилья, является стоимость жилья, прежде всего необходимо сформировать комплекс мероприятий, направленных на его стимулирование. На наш взгляд, перспективными направлениями стимулирования спроса на жилье должны стать:
1. Развитие ипотеки индивидуального жилищного строительства;
2. Создание цивилизованного арендного фонда;
3. Развитие альтернативных моделей стимулирования жилищного строительства, например жилищно-строительной кооперации.
Кроме того, в последнее время изменение законодательства в области жилищного строительства (214-ФЗ), новая модель потребительского поведения (переход от количества к качеству жилья) требует от застройщиков изменения не просто схемы финансирования, но и состава и структуры проектов. Только при выстроенной координации с властями можно будет добиться запланированного в Указе Президента РФ объема ввода жилья и развития экономики региона. В настоящее время обеспечить требуемый объем ввода жилья и увеличить его доступность можно благодаря использованию программно-целевого подхода. Так, в новых жилых районах только половина объектов - это жилье, вторая половина - объекты социального обеспечения и инфраструктуры, которые могут быть отнесены к городским, муниципальным или федеральным программам. При правильной координации с властями до четверти затрат застройщика на инфраструктуру может быть компенсировано из бюджета. Основными направлениями по формированию «современной городской среды», на наш взгляд, должны стать:
1. Создание механизмов стимулирования внедрения новых технологий и поэтапный отказ от устаревших методов строительства;
2. Эффективное вовлечение земельных участков за счет полноценного использования застроенных территорий и пустующих участков внутри городских границ.
Заключение
Таким образом, под жилищной политикой следует понимать систему государственного регулирования жилищной сферы на основе инструментов и механизмов, реализуемых для решения первоочередной задачи, улучшение условий и качества жизни в частности, увеличение показателей социально-экономической эффективности региона в целом. При этом механизмы и инструменты реализации жилищной политики должны включать такие компоненты, как: систему планирования и прогнозирования, экономическую и бюджетную политику, региональные целевые программы и повышение эффективности управления по результатам оценки достижения целевого состояния.
При этом эффективная жилищно-строительная политика должна включать разнообразные меры по удовлетворению жилищных потребностей граждан и строительство различных типов жилья с учетом перспектив социально-экономического развития регионов [ Афанасьева, 2013].
Список литературы
1. Афанасьева А.Н. 2013. Организационно-экономический механизм повышения доступности жилищного фонда для населения: автореферат дис. ... кандидата экономических наук. 2013: 24.
2. Ваганова О.В., Королькова Д.И. 2017. Методологические аспекты оценки развития территориально-локального рынка жилой недвижимости. Современная экономика: проблемы и решения. 2017. 8(92): 98-06.
3. Ваганова О.В. 2016. Методологические аспекты формирования механизмов интеграционного взаимодействия субъектов в региональных инновационных системах, автореферат дис. ... доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2016.
4. Ваганова О.В. 2017. Развитие строительной отрасли в контексте обеспечения экономической безопасности региона. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. 7. 4(25): 106-116.
5. Гузикова Л.А., Плотникова Е.В., Колесников А.М. 2017. Оценка эффективности реализации жилищной политики в регионах России. Экономика и экологический менеджмент. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-zhilischnoy-politiki-v-regionah-rossii (дата обращения: 05.07.2019).
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 07.07.2019)
7. Королькова Д.И., Герасимова Н.А., Ткаченко Г.И. 2014. Доступность жилья как индикатор уровня жизни населения в регионе. Фундаментальные исследования. 2014. 9(3): 635-638.
8. Паспорт национального проекта «Жильё и городская среда». URL: http://static.government.ru/media/files/i3AT3wjDNyEgFywnDrcrnK7Az55RyRuk.pdf (дата обращения: 07.07.2019).
9. Постановление правительства Белгородской области от 10 ноября 2014 года n 410 -пп «Об утверждении порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ belgorod/587396/ (дата обращения: 05.07.2019.)
10. Постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 441-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2014-2020 годы». URL: https://base.garant.ru/26362371/ (дата обращения: 04.07. 2019).
11. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы». URL: https://base.garant.ru/57423346/ (дата обращения: 07.07.2019).
12.Старков М.Д. 2013. Реализация жилищно-строительной политики региона: автореферат дис. ... кандидата экономических наук. Оренбург, 2013: 24.
13.Стерник Г.М., Стерник С.Г., Апальков А.А. 2014. Новая методика оценки доступности жилья для населения. Урбанистика и рынок недвижимости. 2014. 2(16): 17.
14.Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 07.07.2019).
15.Черкесов П.С. 2012. Жилищно-строительная политика в комплексном социально-экономическом развитии региона: автореферат дис. ... кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2012:24.
References
1. Afanas'eva A.N. 2013. Organizacionno-ekonomicheskij mekhanizm povysheniya dostupnosti zhilishchnogo fonda dlya naseleniya [Organizational and economic mechanism to increase the availability of housing for the population] :avtoreferatdis. ... kandidata ekonomicheskih nauk. Penza, 2013: 24.
2. Vaganova O.V., Korol'kova D.I. 2017. Metodologicheskie aspekty ocenki razvitiya territori-al'no-lokal'nogo rynka zhiloj nedvizhimosti [Methodological aspects of assessing the development of the territorial-local residential real estate market]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. 2017. 8 (92): 98-106.
3. Vaganova O.V. 2016. Methodological aspects of formation of mechanisms of integration interaction of subjects in regional innovative systems the abstract a yew.... Doctors of Economics. St. Petersburg, 2016 (in Russian).
4. Vaganova O.V. 2017. Razvitie stroitel'noj otrasli v kontekste obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti regiona [Development of the construction industry in the context of ensuring the economic security of the region]. Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2017. 7. 4(25): 106-116.
5. Guzikova L.A., Plotnikova E.V., Kolesnikov A.M. 2017. Ocenka effektivnosti realizacii zhilishchnoj politiki v regionah Rossii [Assessment of the effectiveness of the implementation of housing policy in the regions of Russia]. Ekonomika i ekologicheskij menedzhment. 2017. № 4. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-zhilischnoy-politiki-v-regionah-rossii (accessed: 05.07.2019).
6. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federaciina period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020]. Available at: http://government.ru/info/6217/ (accessed: 07.07.2019).
7. Korol'kova D.I. Gerasimova N.A., Tkachenko G.I. 2014. Dostupnost' zhil'ya kak indikator urov-nya zhizni naseleniya v regione [Housing affordability as an indicator of living standards in the region]. Fundamental'nyeissledovaniya. 2014. 9(3): 635-638.
8. Pasport nacional'nogo proekta «ZHil'yo i gorodskaya sreda» [Passport of the national project 'Housing and urban environment']. Available at: http://static.government.ru/media/files/ i3AT3wjDNyEgFywnDrcrnK7Az55RyRuk.pdf (accessed: 07.07. 2019).
9. Postanovlenie pravitel'stva Belgorodskoj oblasti ot 10 noyabrya 2014 godan 410-pp «Ob utver-zhdenii poryadka predostavleniya molodym sem'yam social'nyh vyplat na priobretenie (stroitel'stvo) zhil'ya i ih ispol'zovaniya» [Decree of the Government of the Belgorod Region of November 10, 2014 n 410-pp 'On approval of the procedure for providing young families with social benefits for the purchase (construction) of housing and their use']. Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/belgorod/587396/ (accessed: 05.07. 2019).
10. Postanovlenie Pravitel'stva Belgorodskoj oblasti ot 28 oktyabrya 2013 g. № 441-pp "Ob utver-zhdenii gosudarstvennoj programmy Belgorodskoj oblasti "Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil'em i kommunal'nymi uslugami zhitelej Belgorodsko joblastina 2014-2020 gody» [Decree of the Government of the Belgorod Region dated October 28, 2013 No. 441-pp 'On approval of the state program of the Belgorod region' Providing affordable and comfortable housing and utilities to residents of the Belgorod region for 2014-2020 "]. URL: https://base.garant.ru/26362371/ (accessed: 07.07.2019).
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1050 «O federal'noj celevoj programme "ZHilishche" na 2015-2020 gody» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 17, 2010 No. 1050 "On the federal target program" Housing "for 2015-2020"]. Available at: https://base.garant.ru/57423346/ (accessed: 07.07. 2019).
12. Starkov M.D. Realizaciya zhilishchno-stroitel'noj politiki regiona [Realization of housing and construction policy of the region]: avtoreferatdis. ... kandidata ekonomicheskih nauk. Orenburg, 2013: 24.
13. Sternik G.M., Sternik S.G., Apal'kov A.A. 2014. Novaya metodika otsenki dostupnosti zhil'ya dlya naseleniya [New methodology for assessing housing affordability for the population]. Urbanistika i rynok nedvizhimosti. 2014. 2(16): 17.
14. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na perioddo 2024 goda» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On National Goals and Strategic Tasks of the Development of the Russian Federation for the Period Until 2024" (with amendments and additions)]. Available at: https://base.garant.ru/71937200/ (accessed: 07.07. 2019).
15. CHerkesov P.S. ZHilishchno-stroitel'naya politika v kompleksnom social'no-ekonomicheskom razvitii regiona [Housing policy in the integrated socio-economic development of the region]: avtoref-eratdis. ... kandidata ekonomicheskih nauk Sankt-Peterburg, 2012: 24.
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Королькова Д.И., Медведев О.А. 2019. Оценка эффективности реализации жилищно-строительной политики региона. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 46 (3): 457-466. DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-3-457-466.
Korolkova D.I., Medvedev O.A. 2019. Performance evaluation of the regional housing policy implementation. Belgorod State University Scientific Bulletin. Economics. Information technologies. 46 (3): 457-466 (in Russian). DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-3-457-466.