УДК 334.7 doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-105-47-59
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АСТАНА)
БЕЛЯЕВА ОЛЬГА ИГОРЕВНА
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
МУКУШЕВ МУХАНБЕТКАЛИ МЕЙРАМГАЛИЕВИЧ
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Актуальность изучения данной темы обуславливается важностью исследования государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства, поскольку от правильности выбора модели ГЧП, от рациональности и своевременности ее реализации, от решения актуальных проблем в данной сфере, во многом зависит доступность жилого фонда для населения страны, а так же удовлетворенность граждан качеством и стоимостью строительства жилых помещений. Исследование государственно-частного партнерства, как инструмента развития сферы жилищного строительства в России и Казахстане, позволило сделать ряд важных выводов об эффективности ГЧП в жилищно-строительной сфере: результативность и эффективность долгосрочных целевых жилищных программ зависит от использования при их реализации ГЧП; целевые программы развития жилищного строительства с использованием ГЧП должны представлять собой увязанные по задачам, ресурсам и срокам социально-экономические, организационно-хозяйственные, научно-исследовательские и другие мероприятия; инициаторами разработки проектов ГЧП и целевых программ жилищного строительства должны выступать губернаторы, органы региональной и муниципальной власти; использование разных форм ГЧП является важнейшим аспектом создания благоприятных условий для развития жилищного строительства; преимуществом использования ГЧП в сфере жилищного строительства должны быть: повышение качественных характеристик жилья, максимальное использование компетенций застройщика (опыт, инновационные технологии, новые материалы), учет возможностей длительной эксплуатации инфраструктурных объектов; развитие института арендного жилья и жилья для престарелых граждан, перед запуском различных моделей ГЧП, должно учитывать: выбор источников финансирования, полный охват всех категорий населения, привлечение некоммерческого сектора к созданию и оперативному управлению социальными объектами.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, жилищное строительство, правовое регулирование, проекты ГЧП
Современный рынок жилищного строительства сталкивается с целым рядом проблем, решением которых становится тесное сотрудничество государства и бизнеса. Это касается гарантий защиты интересов строительных или инвестиционных организаций (застройщиков, долевиков), развития инфраструктуры микрорайонов экономкласса, программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда и многих других моментов. Это как раз те сферы, в которых ни государство, ни строительный бизнес в настоящее время поодиночке не справляются.
Всякий раз, когда застраиваются новые территории, это подразумевает и создание комфортной
городской среды. Поскольку стоимость квадратного метра жилья строго лимитирована, а расходы на развитие инфраструктуры не должны негативно влиять на качество строительства, остается один выход: привлечение долгосрочных инвестиций. Государственно-частное партнерство (ГЧП) как раз и позволяет привлечь такие инвестиции и обеспечить все необходимые гарантии.
Выгода для государства в данном случае заключается в привлечении частных инвестиций и снижении расходов из бюджета. Для бизнеса очевидными преимуществами являются возможность осуществлять долгосрочные проекты с государственными гарантиями рентабельности, минимум
давления со стороны государства, а также с формированием положительного имиджа строительной организации.
Строительные проекты, в которых используются ипотечные схемы, выступают еще одной сферой, в которой ГЧП играет очень важную роль. Участникам партнерства предоставляются дополнительные выгоды для того, чтобы сделать жилье более доступным для населения. Для этого, во-первых, увеличивается предложение жилья эконом-класса и социального жилья. Застройщики в порядке конкурса получают земельные участки с готовой инфраструктурой. Во-вторых, стимулируется покупательная способность среднеобеспеченного населения посредством ипотечного кредитования с доступными ставками [1].
Со своей стороны, государство не только развивает инфраструктуру, но и ускоряет строительство за счет устранения документальных препятствий, а также привлекает частный капитал. Степень вовлеченности государства и частного бизнеса зависит от выбранной модели ГЧП. Существуют следующие варианты развития событий:
- между государством и компанией заключается контракт, где прописывается каждый вид деятельности сторон;
- государственное или муниципальное имущество передается в аренду частному партнеру на некоторое время за определенную плату;
- партнеры заключают концессионное соглашение, в рамках которого государство, оставаясь собственником объекта, передает частной компании определенные полномочия для того, чтобы объект мог нормально функционировать;
- возможна разновидность концессионного соглашения, когда государство и бизнес заключают договор о разделе продукции;
- создается совместное предприятие, в работе которого партнеры постоянно принимают непосредственное участие.
Важно отметить, что в процессе выстраивания партнерских отношений между государством и бизнесом в жилищном строительстве возникает ряд определенных проблем. По оценкам экспертного сообщества, их можно свести к следующим тезисам [1]:
- при разработке законодательных норм необходимо в большей степени взаимодействовать с бизнес-сообществом. Интересы представителей бизнеса в ГЧП в данный момент защищены недостаточно;
- процедура выбора частных партнеров для проектов ГЧП не достаточно прозрачна, отсутствуют четко установленные критерии отбора участников;
- для того, чтобы интересы частных партнеров ГЧП соблюдались, необходима большая степень взаимодействия между членами бизнес-сообщества;
- отсутствует тесное общение с зарубежными партнерами, в рамках которого можно было бы более продуктивно перенимать опыт успешного взаимодействия частников с государством;
- информационная база по проектам ГЧП не достаточно развита, а также в недостаточной степени освещена в СМИ.
Актуальность изучения данной темы обуславливается важностью исследования государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства, поскольку от правильности выбора модели ГЧП, от рациональности и своевременности ее реализации, от решения актуальных проблем в данной сфере, во многом зависит доступность жилого фонда для населения страны, а так же удовлетворенность граждан качеством и стоимостью строительства жилых помещений.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды авторов в жилищной, строительной, государственной и муниципальной сфере, работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам изучения государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства. Широкое значение по проблематике изучения государственно-частного партнерства среди зарубежных авторов получили работы М. Ван, Э. Р. Йеском, Я. Сюэ, Дж. Р. Тернер, Л. Лечевр, Ф. Анвари и др. [2-3]. Исследователями из России по вопросам развития государственно-частного партнерства являются П. В. Артемова, О. А. Александрова, Т. М. Антошкиева, Г. А. Бор-щевский, К. В. Борсиев, А. В. Барков, А. В. Белиц-кая, А. А. Гатауллина, М. А. Дерябина, А. И. Дунаева, Е. С. Дербина, Н. В. Елькина, Е. Л. Крюкова, Г. А. Меньшикова, О. В. Макаренко, Т. М. Матаев, М. В. Ушаков и др. [4-19]. Из Казахстана исследованием вопросов государственно-частного партнерства занимаются такие авторы, как: Р. С. Ахкя-мов, А. И. Занько, С. В. Ковригина, К. В. Киянен-ко, З. А. Саидов, Р. Р. Харисова и др. [20-25].
Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований по вопросам изучения государственно-частного партнерства, не все аспекты этой проблемы достаточно разработаны. В данных работах недостаточно уделялось внимание тенденциям и проблемам развития государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства.
Поскольку проблема доступности жилья в России и в Казахстане в настоящее время стоит достаточно остро, а государственно-частное партнерство, является одним из способов ее решения
[26], то далее рассмотрим основные особенности государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства.
Например, в Российской Федерации комплекс мероприятий в жилищной сфере традиционно реализуется через федеральные целевые программы, которые требуют активного использования бюджетных средств. Предназначение данных мероприятий в основном сводится к созданию условий по повышению уровня доступности жилья для российских граждан через расширение возможности финансирования жилищного строительства. Помимо всего прочего, большой блок мероприятий включает в себя стимулирующие меры по предложению жилья, например, когда финансовая помощь направляется непосредственно на увеличение объемов строительства жилого фонда [27].
К основному направлению государственной политики в сфере жилья в настоящее время относится увеличение доли жилья экономкласса [27]. Важно подчеркнуть, что понятие «экономкласс» не говорит о том, что данное жилье представляет собой безликую бетонную коробку или второсортное жилье.
К жилью экономкласса относятся доступные по цене квартиры и дома, которые отвечают современным стандартам комфортности, энергоэффективности и экологичности [28].
Главной экономической проблемой, стоящей перед страной, несмотря на все приложенные усилия Правительства РФ, осталась острая нехватка платежеспособного спроса, иными словами, неспособность подавляющего большинства населения со средними и низкими доходами приобрести жилье.
Данная проблема может быть решена одним из следующих способов:
во-первых, за счет прямой поддержки населения, т. е. передачи квартир от государства, применения жилищных сертификатов и прочих подобных мер;
во-вторых, за счет масштабного развития ипотечных программ и субсидирования кредитных ставок государством;
в-третьих, с помощью увеличения уровня благосостояния всего населения с помощью развития экономики и комплексного воздействия всех государственных программ (систематическая мера).
Вероятность того, что данные меры станут решением жилищной проблемы в ближайшем будущем достаточно низкая, поскольку объемы господдержки существенно ниже потребности в ней. Помимо всего прочего, условия, которые предоставляют кредитные организации на приобретение
жилья в ипотеку, непосильны для населения даже при субсидировании ставок, а на существенный рост экономики в ближайшие годы надеяться не стоит [29]. Следовательно, Правительству РФ нужно обратить внимание на диверсифицирование мероприятий по реализации государственной жилищной политики.
Так, согласно взглядам К. В. Кияненко, жилье для граждан не может быть целиком вытеснено, согласно неолиберальным установкам, экономически доступным рыночным жилищем как более дорогим, которое не способно учитывать потребности и возможности населения низких слоев населения [23].
При дальнейшем развитии рынка жилищного строительства большинство экспертов сходится в том, что не все категории граждан нуждаются в частном жилье. Арендное жилье - этот тот сегмент, который необходим для оптимизации структуры жилой недвижимости.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости адаптации механизма ГЧП в сфере жилищного строительства и проработке вопросов вскрытия всевозможных резервов для институционального развития рынка недвижимости.
Поэтому в рамках решения жилищных проблем, свойственных для России (в основном это проблема доступности жилья) необходимо применять возможные виды, финансовые методы и инструменты ГЧП для финансирования жилищного строительства и стимулирования роста платежеспособного спроса граждан на жилье.
Практическим предложением могло бы стать создание и использование Фонда развития жилищного строительства субъекта РФ на условиях государственно-частного партнерства.
Содержание термина «государственно-частное партнерство» охватывает меры стимулирования государством участия региона (муниципалитета) и частного бизнеса в разных видах экономической деятельности. ГЧП позволяет объединить финансовые ресурсы, разделить финансовые риски, способствует формированию «здоровой» конкурентной среды в сфере жилищного строительства. Все вышеперечисленные факторы обуславливают более результативное использование бюджетных средств.
И, действительно, целесообразность применения механизма ГЧП в сфере жилищного строительства обусловлена объективными факторами, которые вытекают из наличия в составе жилищного строительства таких элементов, как:
- наличие преимущественно частно-хозяйственной формы организации строительного производства;
- наличие публичного характера услуг, которые предоставляются в процессе государственного участия в формировании жилищной инфраструктуры;
- наличие сложной структуры собственности жилищных объектов и обеспечивающей их эксплуатацию инфраструктуры, которая выступает необходимым условием качественной жизнедеятельности граждан.
Стоит так же отметить, что различные интересы участников ГЧП порождают проблему согласования их поведения в форме установления связей между разными элементами осуществляемой ими деятельности. Поэтому, эффективным инструментом решения подобных проблем в жилищном строительстве, являются долговременные целевые программы с использованием ГЧП.
Особенность программно-целевого подхода к ГЧП проявляется в способе влияния на управляемую подсистему. Так, в основе лежит не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а возможность управления элементами программы ГЧП, которыми являются программные действия.
Следовательно, преимущество использования долгосрочной целевой программы для организации вложений бюджетных средств в жилищное строительство обусловлено объективными свойствами осуществляемого в нем инвестиционного процесса. Долгосрочный характер процесса получения результата строительного цикла, как правило, выходит за границы установленного нормами финансового права периода исполнения бюджета, поэтому не согласуется с возможностями инструментов бюджетного планирования, чем снижает транспарентность бюджетных правоотношений.
Крайне интересной представляется постановка задачи использования ДЦП (долгосрочных целевых программ) в рамках ГЧП проф. К. В. Киянен-ко, согласно взглядам которого при строительстве социального жилища возникают два важнейших вопроса: «для кого?» и «сколько?» [23] По мнению автора, определение потенциальных «обитателей» социального жилья оказывает существенное влияние на проектный результат и свидетельствует о важности проведения масштабных социальных исследований и изучения опыта по реализации механизмов ГЧП в жилищной сфере.
Отечественный и зарубежный опыт говорит о том, что результативность и эффективность долгосрочных целевых жилищных программ зависит от использования при их реализации ГЧП.
Именно на уровне общего управления механизмом ГЧП в сфере жилищного строительства,
можно обеспечить выбор приоритетного направления и очередность реализации долгосрочных целевых программ в жилищной сфере.
Не менее актуальным является использование методов долгосрочных целевых программ и в практике регионального и местного уровней управления, в результате чего, можно уменьшить риски потерь экономических ресурсов от принятия ошибочных управленческих решений.
Целесообразным представляется использование следующих подходов к разработке, реализации и финансированию ГЧП в сфере жилищного строительства на региональном и муниципальном уровне:
- целевые программы развития жилищного строительства с использованием механизмов ГЧП должны представлять собой увязанные по задачам, ресурсам и срокам социально-экономические, организационно-хозяйственные, научно-исследовательские и другие мероприятия, способные обеспечить эффективное решение экономических, социальных, экологических и культурных проблем регионального или муниципального развития, полностью или частично бюджетно финансируемых, разрабатываемых на срок более одного года и требующих согласованного взаимодействия органов региональной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
- инициаторами разработки проектов ГЧП и целевых программ жилищного строительства должны выступать губернаторы, органы региональной и муниципальной власти.
Процесс разработки программ жилищного строительства с использованием ГЧП должен содержать:
- обоснование соответствия цели ГЧП установленным приоритетам социально-экономического развития субъекта или муниципалитета;
- детальный анализ причин возникновения жилищных проблем и реальных возможностей их решения;
- обоснование необходимости финансовой поддержки;
- достоверную информацию о потребности в бюджетных средствах и других возможных источниках их обеспечения;
- прогнозную оценку экономической эффективности от реализации ГЧП с указанием комплекса количественных и качественных показателей, которые должны быть достигнуты.
По мнению Е. Л. Крюковой и И. В. Лемьевой, региональное законодательство о государственно-частном партнерстве в сфере жилищного строи-
тельства необходимо совершенствовать в следующих направлениях [14]:
- нужно определить потребность регионов в инфраструктурных объектах;
- важно разработать и законодательно закрепить комплекс конкретных мероприятий по применению и развитию механизмов ГЧП.
Помимо всего прочего, важнейшей причиной неразвитости рынка ГЧП в сфере жилищного строительства, является слабая законодательная проработка данного вопроса.
Практически полностью отсутствуют разнообразные формы владения, управления, заселения и оплаты арендного жилищного фонда. В мировой практике фонды арендного жилья, включают социальное и коммерческое направление, что предопределяет множество экономических отношений, организация которых закреплена на законодательном уровне.
Не менее важной проблемой для российских условий выступает организация системного подхода к решению жилищного вопроса престарелых граждан. В настоящее время в России наблюдается достаточно большое количество нереконструиро-ванных домов престарелых, построенных еще в советское время. В целом они не удовлетворяют разнообразным специфическим нуждам пожилых людей, хотя и сопровождаются важнейшим для них уходом и медицинским обслуживанием
Следовательно, разнообразные формы участия государства в регулировании рынка жилой недвижимости должны осуществляться с привлечением некоммерческих организаций.
Варианты участия различных сторон субъектов ГЧП достаточно подробно рассмотрены Т. М. Матаевым [17]. В зависимости от характера задач, которые решаются с помощью механизмов ГЧП, автор выделяет несколько типов проектов, которые свойственны рынку жилой недвижимости.
С учетом вышесказанного в рассматриваемых предметных областях (арендное жилье и жилье для престарелых граждан) Л. А. Солдатовой были сформулированы концептуальные направления развития рынка недвижимости в России [27].
Так, в рамках осуществления проектов ГЧП арендного и социального жилища для престарелых граждан нельзя увлекаться сегрегацией. Должна быть вовлеченность в разнообразную жизнь общества.
Рассматривая социально-территориальную сегрегацию, стоит отметить, что архитекторы Европы разрабатывают настолько высокие стандарты качества социального жилища, что они оказываются привлекательными и для многих клиентов сво-
бодного рынка. Создаются специальные формы жилых зданий смешанного типа, подобно категории НМ в Швейцарии, включающей и дотируемые, и рыночные ячейки [30].
Таким образом, исследование государственно-частного партнерства, как инструмента развития сферы жилищного строительства, позволило сделать ряд важных выводов об эффективности ГЧП в жилищно-строительной сфере:
- результативность и эффективность долгосрочных целевых жилищных программ зависит от использования при их реализации ГЧП;
- целевые программы развития жилищного строительства с использованием ГЧП, должны представлять собой увязанные по задачам, ресурсам и срокам социально-экономические, организационно-хозяйственные, научно-исследовательские и другие мероприятия;
- инициаторами разработки проектов ГЧП и целевых программ жилищного строительства должны быть губернаторы, органы региональной и муниципальной власти;
- использование разных форм ГЧП, является важнейшим аспектом создания благоприятных условий для развития жилищного строительства;
- преимуществом использования ГЧП в сфере жилищного строительства должны выступать: повышение качественных характеристик жилья, максимальное использование компетенций застройщика (опыт, инновационные технологии, новые материалы), учет возможностей длительной эксплуатации инфраструктурных объектов;
- развитие института арендного жилья и жилья для престарелых граждан, перед запуском различных моделей ГЧП, должно учитывать: выбор источников финансирования, полный охват всех категорий населения, привлечение некоммерческого сектора к созданию и оперативному управлению социальными объектами.
Система управления государственно-частным партнерством в сфере жилищного строительства в г. Астана представлена следующими органами управления:
1. Правительством республики Казахстан, издающим нормативно-правовые акты в области ГЧП в сфере жилищного строительства Казахстана, в том числе и г. Астаны.
2. Министерством национальной экономики Казахстана, выполняющим функциональные обязанности по согласованию бизнес-планов проектов ГЧП, технико-экономическому обоснованию проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов, конкурсной документации проектов ГЧП, проектов договоров ГЧП, в том числе договоров концессии, в том числе при внесении в них изменений и до-
полнений по части порядка формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на товары, работы и услуги.
3. Акиматом г. Астаны, который, согласно постановлению акимата г. Астаны от 06.03.2018 № 06-433 «Об утверждении положений исполнительных органов акимата города Астаны» [31], исполняет следующие функции и обязанности по реализации и управлению механизмом ГЧП в г. Астана:
- реализация в пределах своих полномочий государственной политики в области ГЧП;
- разработка концепции, конкурсной документации и проектов договоров ГЧП местного значения в пределах своих полномочий;
- выступление организатором конкурса либо проведение прямых переговоров в отношении местных проектов ГЧП в пределах своих полномочий;
- заключение договоров ГЧП по местным проектам ГЧП в пределах своих полномочий;
- ведение мониторинга договоров ГЧП и реализации местных проектов ГЧП в пределах своих полномочий;
- реализация в пределах своих полномочий государственной политики в области ГЧП в сфере жилищного строительства;
- заключение договоров ГЧП по местным проектам ГЧП;
- принятие созданных на основе договоров ГЧП объектов в коммунальную собственность;
- ведение реестра заключенных договоров ГЧП по местным проектам ГЧП;
- запрашивание у органов управления дополнительных сведений или документов, необходимых для ведения реестра заключенных договоров ГЧП по местным проектам ГЧП.
4. АО «НК «СПК «Astana» (акционерное общество Национальная компания Социально-предпринимательская корпорация Astana в Астане). Это предпринимательская корпорация «Astana», которая является региональным институтом развития, единственным акционером которого является Акимат г. Астаны [32].
На сегодняшний день корпорация в своей повседневной деятельности обеспечивает создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства посредством консолидации государственного и частного секторов, способствует созданию единого экономического рынка на основе кластерного подхода, формирует благоприятную экономическую среду для привлечения инвестиций и инноваций в регион, участвует в разра-
ботке и реализации программ, направленных на социальное развитие региона.
Компания осуществляет работу по реализации совместных со стратегическими партнерами социально - значимых инвестиционных проектов, проводит анализ поступающих на рассмотрение проектов, определяя, при этом, наиболее приемлемые и эффективные пути их реализации.
В начале 2018 г. АО «НК «СПК «Astana» приняло решение автоматизировать деятельность корпорации для повышения эффективности организации в целом. В первую очередь, было необходимо улучшить контроль исполнительской дисциплины и качество исполнения документов [32].
После проведения анализа рынка поставщиков, выбор был сделан в пользу отечественного продукта СЭД Documentolog, который по всем параметрам подходил под предъявляемые требования. В феврале текущего года компания Documentolog приступила к внедрению системы электронного документооборота в Корпорацию по сервисной модели - SaaS для 50 пользователей. Помимо проведения оптимизации внутреннего документооборота корпорация была подключена к сервису «Казахстанский Центр Обмена Электронными Документами Doc24» в целях организации легитимного обмена электронными документами с внешними контрагентами.
Внедрение программного решения СЭД Documentolog способствовало планомерному переходу на безбумажный документооборот, сокращению сроков от создания документов до принятия решений по ним, что в значительной степени повысило производительность компании в части реализации документационного обеспечения проектов ГЧП.
5. Городской центр развития инвестиций «Astana Invest», главной миссией которого, является содействие развитию Астаны посредством привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики, в том числе на принципах партнерства государства и бизнеса [33].
Главная задача центра состоит в осуществлении деятельности по привлечению инвестиций на территорию города Астаны по принципу «одного окна» для инвесторов в качестве регионального института развития на основе передового опыта ведущих агентств по привлечению инвестиций.
Функции «Astana Invest» заключаются в следующем [33]:
- взаимодействие с инвесторами по принципу «одного окна», в частности сопровождение инвесторов при получении государственных услуг;
- консультация инвесторов о возможностях размещения предполагаемого инвестиционного
проекта, использования инструментов государственной поддержки инвестиций (инвестиционные преференции, налоговые льготы и пр.);
- взаимодействие с государственными учреждениями, институтами развития и иными субъектами инвестиционной деятельности города Астаны по вопросам сопровождения инвестиционных проектов;
- поиск партнеров для совместной реализации проектов ГЧП;
- мониторинг действующих предприятий и содействие в решении проблемных вопросов, возникающих в ходе их инвестиционной деятельности;
- организация и проведение инвестиционных мероприятий (инвестиционные туры для инвесторов, круглые столы с участием инвесторов, деловых ассоциаций, государственных учреждений и других заинтересованных организаций города Астаны), разработка и выпуск презентационных материалов (Путеводитель для инвестора, памятка частного партнера проектов ГЧП, Карта инвестиционных проектов и др.);
- информационно-аналитическая поддержка: мониторинг и анализ мировых трендов в сфере инвестиций, деятельности зарубежных компаний -лидеров в соответствующих отраслях, динамики развития инвестиций в основной капитал и др.;
- консультативное сопровождение концессионных и ГЧП проектов.
6. Центр обслуживание инвесторов реализует следующие функции [34]:
- поиск иностранных инвесторов для проектов ГЧП;
- сервисная поддержка инвесторов;
- информационно - аналитическое обеспечение реализации проектов ГЧП;
- интеграция инструментов государственной поддержки;
- правовое обеспечение.
7. Центр ГЧП осуществляет следующие функции [34]:
- разработка необходимой документации (концепции, финансовые модели, конкурсные документации, проекты договоров ГЧП);
- поиск частных партнеров (презентация проектов ГЧП, проведение круглых столов);
- оказание консультационных услуг в переговорном процессе комиссии с участником конкурса;
- сопровождение проектов до заключения договора между акиматом и частным партнером.
Согласно закону Республики Казахстан от 31.10.2015 № 379-У ЗРК «О государственно-
частном партнерстве» [35], ГЧП в г. Астана представляет собой форму сотрудничества между государством и субъектами частного предпринимательства, направленную на финансирование, создание, реконструкцию и/или эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения.
В Казахстане и в г. Астана в частности, реализуются следующие виды контрактов ГЧ в сфере жилищного строительства [35]:
- концессия;
- доверительное управление государственным имуществом;
- аренда государственного имущества;
- лизинговый контракт;
- контракт жизненного цикла;
- сервисный контракт;
- договора, заключаемые на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство;
- иные договора, соответствующие признакам ГЧП.
Стимулирующие меры развития жилищного строительства в рамках ГЧП в г. Астана представлены следующими двумя направлениями [34]:
1. Выплаты из бюджета:
- субсидии;
- компенсация инвестиционных затрат;
- компенсация операционных затрат;
- вознаграждение за управление;
- плата за доступность.
2. Меры государственной поддержки:
- поручительства государства по инфраструктурным облигациям;
- государственные гарантии по займам;
- передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- предоставление натурных грантов;
- софинансирование проектов ГЧП;
- гарантия потребления (госзакупки).
В 2017 г. отмечается рост активности в области государственно-частного партнерства г. Астаны. Так, 5 декабря 2017 г. были приняты поправки в бюджетное законодательство [36], упрощающие и тем самым ускоряющие процессы рассмотрения, утверждения и реализации проектов ГЧП. Это дает основания для дальнейшего повышения деловой активности в сфере ГЧП.
В частности, внедряется «Программное ГЧП». Это означает, что все процедуры отбора частного партнера и проектов ГЧП прописываются в государственных и правительственных программах по упрощенной форме, то есть без проведения дополнительных экспертиз. Сами процедуры планирова-
ния проектов ГЧП сокращаются почти вдвое (с 5 до 3 этапов), что ускоряет процесс подготовки проектов ГЧП с 7 до 3 месяцев.
Таким образом, особенности системы управления ГЧП в сфере жилищного строительства в городе Астана заключаются в использовании взаимодействия Акимата г. Астаны с государственными компаниями, а именно с АО «НК «СПК «Astana» и Городским центром развития инвестиций «Astana Invest» (центром обслуживания инвесторов и центром государственно-частного партнерства). Еще одной особенностью является реализация программного подхода к ГЧП в сфере строительства жилья. Так же использование разнообразных стимулирующих мер и использование различных видов контрактов ГЧП в сфере жилищного строительства во многом обуславливает положительную динамику объемом вложений в ГЧП и заключенных контрактов.
В целях приведения казахстанской практики контроллинга концессионных проектов в соответствие с международными тенденциями, предлагается внести в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы реализации концессионных проектов, поправки, предусматривающие дифференцированные порядки проведения мониторинга и оценки реализации концессионных проектов, а также предусмотреть обязательное проведение завершающей оценки и/или оценки воздействия, которая будет нацелена на определение степени достижения целей и результатов концессионных проектов.
Для регулирования порядка проведения оценки реализации иных проектов ГЧП законодателем применяется иной подход: мониторинг и оценка реализации проектов ГЧП юридически определяются как обособленные контроллинговые мероприятия. В частности, согласно п. 148 Правил оценки проектов ГЧП мониторинг характеризуется как непрерывный процесс наблюдения за ходом исполнения проекта, а оценка реализации обозначена как процесс анализа достижения запланированных показателей на основе данных мониторинга [37].
Однако, такое разделение процессов мониторинга и оценки, при котором мониторинг вообще не предполагает никакого аналитического компонента, а оценка основывается только на данных мониторинга, также имеет свои недостатки. Так, ценность собранных в ходе мониторинга данных сама по себе невелика. Только после их обработки, систематизации, выявления значимых закономерностей и причинно-следственных связей в процес-
се изучаемого явления такая информация может быть использована и быть полезной [38].
Иными словами, анализ собранной информации является необходимым элементом процесса мониторинга. В то же время оценка не может ограничиваться только данными мониторинговой отчетности и должна представлять собой более широкий и глубокий анализ, а в настоящей редакции Правил оценки проектов ГЧП прямо констатировано, что оценка реализации проектов ГЧП проводится на основе данных мониторинга по последним четырем кварталам.
Так же как и по концессионным проектам, оценка проектов ГЧП носит характер срединной/формирующей оценки. Проведение резюмирующей оценки и оценки воздействия проектов ГЧП также законодательством не предусмотрено.
Резюмируя изложенное, можно утверждать, что действующий механизм оценки проектов ГЧП предусматривает проведение оценки на этапе их инициации, планирования и реализации.
Разграничение механизмов мониторинга и оценки реализации проектов ГЧП, проводимых на этапе исполнения проектов, не в полной мере соответствует международной практике (по концессионным проектам, мониторинг и оценка имеют общее определение, одинаковую цель проведения и осуществляются на основании одних и тех же документов, а следовательно, сопоставимы по широте и глубине проводимого анализа; по иным проектам ГЧП мониторинг сводится к сбору документов о фактическом состоянии проекта без какой-либо аналитической проработки, а оценка ограничена данными предшествующих ежеквартальных мониторингов).
Имея в своей основе принципы планирования, ориентированного на результат, действующее бюджетное законодательство не предусматривает проведения завершающей оценки и/или оценки воздействия проектов ГЧП, так как последняя оценка, проводимая по проекту по глубине анализа, не отличается от оценки, проводимой на этапе реализации проекта.
Устранение описанных выше правовых разночтений, сбалансированное разграничение механизмов мониторинга и оценки реализации проектов ГЧП в соответствии с международно признанными подходами, а также внедрение практики проведения завершающей оценки и/или оценки воздействия проектов ГЧП в совокупности будут способствовать формированию института оценки проектов ГЧП, как целостного и действенного инструмента управления, а также повышения эффективности реализации данных проектов.
Помимо всего прочего, постановление Правительства Республики Казахстан от 22.06.2018 № 372 [39] необходимо дополнить следующими концептуальными основами и основополагающими принципами развития жилищного строительства в рамках ГЧП:
1. Жилье должно удовлетворять первичную потребность человека в защищенности, безопасности. Жилье - это одно из главных условий жизнедеятельности людей, без которых они не могут обеспечить свое существование, удовлетворять необходимые материальные и социальные потребности. Поэтому, удовлетворение первичной потребности человека в жилье, является одним из главных и необходимых условий реализации проектов ГЧП.
2. Жилье, прежде всего, должно отвечать минимальным функциональным требованиям по безопасности эксплуатации, соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам.
3. Решение проблемы повышения доступности жилья для населения необходимо осуществлять с учетом действия закона возвышения потребностей и закона убывающей предельной полезности. То есть при решении жилищной проблемы необходимо учитывать законы экономического развития. Так, по мере развития НТ П расширяется круг потребностей, изменяется их структура. Возникновение и развитие новых потребностей - это постоянно возобновляемый процесс, в котором развитие общественного производства идет вслед за ростом потребностей. При тенденции к снижению уровня жизни наблюдается возвышение материальных и духовных потребностей членов общества. С развитием общественного производства возникают и развиваются новые потребности более высокого качественного уровня, наблюдается значительный рост потребностей высшего порядка - в труде, в повышении уровня образования, в самосовершенствовании человека.
4. Доступность всем социальным слоям населения соответствующего класса жилья. Для того, чтобы полностью удовлетворить потребность человека в жилье, необходимо: иметь самому человеку необходимый размер финансовых средств для покупки (при обретении) жилья, либо ему эту возможность должно предоставить государство определенным способом или финансовое учреждение (банк) на определенных условиях. Таким образом, необходимо создать такие условия, которые бы способствовали приобретению человеком жилья соответствующего класса (в соответствии с его потребностями), то есть сделать жилье более доступным. Жилье должно быть доступным всем слоям
населения, его стоимость должна быть соизмерима с покупательской способностью населения.
5. Возможность выбора населением способов (источников и методов финансирования) улучшения жилищных условий. Это возможно осуществить путем совершенствования функционирования рынка недвижимости, изменения правовых основ и методов регулирования. Населению также необходимо иметь возможность выбора источников финансирования (финансового института, предоставляющего ипотечные кредиты, собственные сбережения и др.) и методов финансирования приобретаемого жилья (программы ипотечного кредитования, схемы приобретения жилья на долгосрочной основе и пр.).
6. Устранение бюрократических барьеров в сфере жилищного строительства.
7. Формирование государственной политики стимулирования инвестиций предприятий и бюджета в жилищное строительство.
8. Во взаимосвязи понятий «ГЧП» и «жилищное строительство», имеет место следующий концептуальный аспект: ГЧП должно стать инструментом привлечения частного капитала в сферу жилищного строительства. В силу капиталоемкости и долгосрочности жилых проектов привлечение частных инвесторов к созданию объектов жилищного строительства позволит существенно повысить эффективность их строительства и дальнейшей эксплуатации.
Таким образом, были сформулированы следующие рекомендации по развитию ГЧП в сфере жилищного строительства в г. Астаны: предлагается внести в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы реализации концессионных проектов, поправки, предусматривающие дифференцированные порядки проведения мониторинга и оценки реализации концессионных проектов, а также предусмотреть обязательное проведение завершающей оценки и/или оценки воздействия, которая будет нацелена на определение степени достижения целей и результатов концессионных проектов; необходимо внести поправки в действующее бюджетное законодательство по части необходимости проведения завершающей оценки и/или оценки воздействия проектов ГЧП; необходимо осуществить сбалансированное разграничение механизмов мониторинга и оценки реализации проектов ГЧП в соответствии с международно признанными подходами.
Литература
1. ГЧП в жилищном строительстве: новые возможности. URL: https://asninfo.ru/blog-experts/33-gchp-v-zhilishchnom-stroitelstve-novyye-vozmozhnosti
2. Артемова П. В. Опыт зарубежных стран в осуществлении проектов государственно-частного партнерства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1.
3. Александрова О. А., Майский Р. А. Вопросы распределения рисков в проектах государственно-частного партнерства // Российская экономика: взгляд в будущее: мат-лы III Междунар. науч.-практ. конфер. (заочной): в 2 частях. Ч. 2. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017. С. 53-62.
4. Антошкиева Т. М. Зарубежный опыт применения государственно-частного партнерства // Вестник ГУУ. 2013. № 22.
5. Борщевский Г. А. Государственно-частное партнерство. М.: Юрайт, 2018.
6. Борсиев К. В. Развитие государственно-частного партнерства: проблемы формирования законодательной базы в регионах // Молодой ученый. 2016. № 23.
7. Барков А. В. Государственно-частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства: проблемы гармонизации правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 3.
8. Белицкая А. В. Государственно-частное партнерство как альтернатива контрактной системе // Юрист. 2014. № 5.
9. Гатауллина А. А. Государственно-частное партнерство: теоретические основы // Молодой ученый. 2013. № 9.
10. Дерябина М. А. Доклад на секционном ученом совете научного направления Теория экономики, Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства // Институт экономики РАН. 2015. № 12.
11. Дунаева А. И. Зарубежный опыт реализации ГЧП-проектов и возможность его применения в российской Действительности // Вестник Финансового университета при Правительстве РФ. 2017. № 3.
12. Дербина Е. С. Частно-государственное партнерство: опыт зарубежных стран и перспективы для России // Проблемы и перспективы экономики и управления. СПб.: Заневская площадь, 2014.
13. Елькина Н. В. Формирование механизма государственно-частного партнерства в отрасли жилищного строительства // Байкальский государственный университет. 2016. № 4.
14. Крюкова Е. Л., Лемьева И. В. Тенденции развития государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. 2016. № 1.
15. Меньшикова Г. А. Основы государственного и муниципального управления (public administration): учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018.
16. Макаренко О. В. Правовая природа и понятие государственно-частного партнерства. Омега Сайнс. Уфа, 2018.
17. Матаев Т. М. Формы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов // Государственно-частное партнерство. 2015. № 1.
18. Ушаков М. В. О некоторых особенностях реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства // Научные труды северозападного института управления. 2015. № 69.
19. Ахкямов Р. С. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства // Экономика и социум. 2017. № 5.
20. Занько А. И. Модель государственно-частного партнерства как средство привлечения ресурсов в жилищное строительство // Вопросы экономики и управления. 2018. № 1.
21. Занько А. И. Теоретические основы и принципы организации и функционирования государственно-частного партнерства в процессе реализации жилищной политики государства // Актуальные вопросы экономики и управления: мат-лы IV Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2016.
22. Ковригина С. В. Государственное частное партнерство: подходы и классификация // Фундаментальные исследования. 2014. № 11.
23. Кияненко К. В. Общественное жилище в Нью-Йорке эпохи модернизма: от сламизации к ревитализации // Архитектон: известия вузов. 2015. № 52.
24. Саидов З. А. Институт государственно-частного партнерства в регулировании российской экономики // Административное право и практика администрирования. 2015. № 3.
25. Харисова Р. Р. Развитие государственно-частного партнерства в сфере строительства. Аэтерна. Уфа, 2017.
26. Панферова Е. В. Развитие государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы // Концепт. 2016. № 5.
27. Солдатова Л. А., Гареев И. Ф. Частно-государственное партнерство в жилищном строительстве: модели и потенциал развития // Жилищные стратегии. 2016. № 2.
28. Симионова Ю. Ф. Экономика жилищно-коммунального хозяйства. М.: МарТ, 2015.
29. Солдатова Л. А., Чигрова Н. В. Финансовое регулирование развития жилищного строительства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 1.
30. Рогожина Н. Н. Государственно-частное партнерство в жилищной сфере. М.: Проспект, 2016.
31. Об утверждении положений исполнительных органов акимата г. Астаны: постановление акимата г. Астаны от 06.03.2018 № 06-433: в ред. от 06.03.2018 // Информационно-правовая система норма-тивных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz
32. Официальный сайт АО «НК «СПК «Astana». URL: https://documentolog.kz/clients/show/165
33. Официальный сайт Городской центр развития инвестиций «Astana Invest». URL: https://investin-astana.kz/ru/about
34. Проекты государственно-частного партнерства акимата г. Астаны на 2017 год // Официальный сайт Акимата Астаны. URL: http://astana.ir.kz/ru/news-/gos_chastnoe_partnerstvo/23
35. О государственно-частном партнерстве: закон Республики Казахстан от 31.10.2015 № 379-V ЗРК: в ред. от 31.10.2015 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан: сайт. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000379
36. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 04.12.2008 № 95-IV: в ред. от 05.12.2017 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/
37. О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства: приказ и. о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25.11.2015 № 725: в ред. от 25.11.2015 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/
38. A step by step guide to Monitoring and Evaluation, Version 1.0. - 2014 // Официальный сайт oecd. URL: http://www.geog.ox.ac.uk/research/technologies/projects/mes c/guide-to-monitoring-and-evaluation-v1-march2014.pdf
39. Об утверждении Государственной программы жилищного строительства «Нфлы жер»: постановление Правительства Республики Казахстан от 22.06.2018 № 372: в ред. от 22.06.2018 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/
References
1. GChP v zhilishchnom stroitel'stve: novye vozmozhnosti [PPP in housing construction: new opportunities]. URL: https://asninfo.ru/blog-experts/33-gchp-v-zhilishchnom-stroitelstve-novyye-vozmozhnosti
2. Аrtemova P. V. Opyt zarubezhnykh stran v osushchestvlenii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Experience of foreign countries in implementation of projects of public-private partnership] // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2018. № 1.
3. Аleksandrova O. А., Majskij R. А. Voprosy raspredeleniya riskov v proektakh gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Questions of distribution of risks in projects of public-private partnership] // Rossijskaya ekonomika: vzglyad v budushcheye: mat-ly III Mezhdunar. Nauch.-prakt. кonfer. (zaochnoj): v 2 chastyakh. Ch. 2. Tambov: Izdatel'skij dom TGU im. G. R. Derzhavina, 2017. S. 53-62.
4. Аntoshkieva T. M. Zarubezhnyj opyt primeneniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Foreign experience of application of public-private partnership] // Vestnik GUU. 2013. № 22.
5. Borshchevskij G. А. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo [Public-private partnership]. M.: Yurajt, 2018.
6. Borsiev K. V. Razvitiye gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: problemy formirovaniya zakonodatel'noj bazy v regionakh [Development of public-private partnership: prob-
lems of formation of the legislative base in regions] // Molodoj uchenyj. 2016. № 23.
7. Barkov A. V. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo na rynke sotsial'nykh uslug v svete razvitiya sotsial'nogo predprinimatel'stva: problemy garmonizatsii pravovogo regulirovaniya [Public-private partnership at the market of social services in the light of development of social business: problems of harmonization of legal regulation] // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskiye nauki. 2016. № 3.
8. Belitskaya A. V. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo kak al'ternativa kontraktnoj sisteme [Public-private partnership as alternative to a contract system] // Yurist. 2014. № 5.
9. Gataullina A. A. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo: teoreticheskiye osnovy [Public-private partnership: theoretical bases] // Molodoj uchenyj. 2013. № 9.
10. Deryabina M. A. Doklad na sektsionnom uchenom sovete nauchnogo napravleniya Teoriya ekonomiki, Teoreticheskiye i prakticheskiye problemy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [The report on the section academic council of the scientific direction Theory of Economy, Theoretical and practical problems of public-private partnership] // Institut ekonomiki RAN. 2015. № 12.
11. Dunaeva A. I. Zarubezhnyj opyt realizatsii GChP-proektov i vozmozhnost' ego primeneniya v rossijskoj Dejstvitel'nosti [Foreign experience of realization of PPP projects and possibility of its application in the Russian Reality] // Vestnik Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve RF. 2017. № 3.
12. Derbina E. S. Chastno-gosudarstvennoye partnerstvo: opyt zarubezhnykh stran i perspektivy dlya Rossii [Public and private partnership: experience of foreign countries and prospect for Russia] // Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniya. SPb.: Zanevskaya ploshchad', 2014.
13. El'kina N. V. Formirovaniye mekhanizma gosu-darstvenno-chastnogo partnerstva v otrasli zhilishchnogo stroitel'stva [Formation of the mechanism of public-private partnership in branch of housing construction] // Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet. 2016. № 4.
14. Kryukova E. L., Lem'eva I. V. Tendentsii razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Trends of development of public-private partnership] // Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo. 2016. № 1.
15. Men'shikova G. A. Osnovy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya (public administration): uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Bases of the public and municipal administration (public administration): the textbook and case study for the academic bachelor degree]. M.: Yurajt, 2018.
16. Makarenko O. V. Pravovaya priroda i ponyatiye gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Legal nature and concept of public-private partnership]. Omega Sajns. Ufa, 2018.
17. Mataev T. M. Formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri realizatsii infrastrukturnykh proektov [Forms of public-private partnership at implementation of infrastructure projects] // Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo. 2015. № 1.
18. Ushakov M. V. O nekotorykh osobennostyakh realizatsii investitsionnykh proektov na osnove
gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [About some features of implementation of investment projects on the basis of public-private partnership] // Nauchnye trudy severo-zapadnogo instituta upravleniya. 2015. № 69.
19. Akhkyamov R. S. Zarubezhnyj opyt gosu-darstvenno-chastnogo partnerstva [Foreign experience of public-private partnership] // Ekonomika i sotsium. 2017. № 5.
20. Zan'ko A. I. Model' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva kak sredstvo privlecheniya resursov v zhilishchnoye stroitel'stvo [Model of public-private partnership as means of attraction of resources in housing construction] // Voprosy ekonomiki i upravleniya. 2018. № 1.
21. Zan'ko A. I. Teoreticheskiye osnovy i printsipy organizatsii i funktsionirovaniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v protsesse realizatsii zhilishchnoj politiki gosudarstva [Theoretical bases and the principles of the organization and functioning of public-private partnership during implementation of housing policy of the state] // Aktual'nye voprosy ekonomiki i upravleniya: mat-ly IV Mezhdunar. nauch. konf. M.: Buki-Vedi, 2016.
22. Kovrigina S. V. Gosudarstvennoye chastnoye partnerstvo: podkhody i klassifikatsiya [Public private partnership: approaches and classification] // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 11.
23. Kiyanenko K. V. Obshchestvennoye zhilishche v N'yu-Jorke epokhi modernizma: ot slamizatsii k revitalizatsii [The public dwelling in New York modernism eras: from a slamization to revitalization] // Arkhitekton: izvestiya vuzov. 2015. № 52.
24. Saidov Z. A. Institut gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regulirovanii rossijskoj ekonomiki [Institute of public-private partnership in regulation of the Russian economy] // Administrativnoye pravo i praktika administ-rirovaniya. 2015. № 3.
25. Kharisova R. R. Razvitiye gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere stroitel'stva [Development of public-private partnership in the sphere of construction]. Aeterna. Ufa, 2017.
26. Panferova E. V. Razvitiye gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: problemy i perspektivy [Development of public-private partnership: problems and prospects] // Kontsept. 2016. № 5.
27. Soldatova L. A., Gareev I. F. Chastno-gosudarstvennoye partnerstvo v zhilishchnom stroitel'stve: modeli i potentsial razvitiya [Public and private partnership in housing construction: models and potential of development] // Zhilishchnye strategii. 2016. № 2.
28. Simionova Yu. F. Ekonomika zhilishchno-kommunal'nogo khozyajstva [Housing and communal services economy]. M.: MarT, 2015.
29. Soldatova L. A., Chigrova N. V. Finansovoye regulirovaniye razvitiya zhilishchnogo stroitel'stva [Financial regulation of development of housing construction] // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 1.
30. Rogozhina N. N. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo v zhilishchnoj sfere [Public-private partnership in the housing sphere]. M.: Prospekt, 2016.
31. Ob utverzhdenii polozhenij ispolnitel'nykh organov akimata goroda Astany: postanovleniye akimata goroda Astany ot 06.03.2018 № 06-433: v red. ot 06.03.2018 [About the adoption of provisions of executive bodies of akimat of Astana: resolution of akimat of Astana of 06.03.2018 № 06433: in an edition of 06.03.2018] // Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. URL: http://adilet.zan.kz/
32. Oftsial'nyj sajt AO «NK «SPK «Astana» [Official website of JSC «NK «APO «Astana»]. URL: https://documentolog.kz/clients/show/165
33. Ofitsial'nyj sajt Gorodskoj tsentr razvitiya investitsij «Astana Invest» [Official website City center of development of investments «Astana Invest»]. URL: https://investin-astana.kz/ru/about
34. Proekty gosudarstvenno-chastnogo partnerstva akimata g. Astany na 2017 god [Projects of public-private partnership of akimat of Astana for 2017] // Ofitsial'nyj sajt Akimata Astany. URL: http://astana.ir.kz/ru/news-/gos_chas-tnoe_partnerstvo/23
35. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve: zakon Respubliki Kazakhstan ot 31.10.2015 № 379-V ZRK: v red. ot 31.10.2015 [About public-private partnership: law of the Republic of Kazakhstan of 31.10.2015 № 379-V SAM system: in an edition of 31.10.2015] // Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan: sajt. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000379
36. Byudzhetnyj kodeks Respubliki Kazakhstan ot 04.12.2008 № 95-IV: v red. ot 05.12.2017 [Budgetary code of the Republic of Kazakhstan of 04.12.2008 № 95-IV: in an edition of 05.12.2017] // Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/
37. O nekotorykh voprosakh planirovaniya i realizatsii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: prikaz i. o. Ministra natsional'noj ekonomiki Respubliki Kazakhstan ot 25.11.2015 № 725: v red. ot 25.11.2015 [About some questions of planning and implementation of projects of public-private partnership: order of the Acting Minister of national economy of the Republic of Kazakhstan of 25.11.2015 № 725: in an edition of 25.11.2015] // Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. URL: http://adilet.zan.kz/
38. A step by step guide to Monitoring and Evaluation, Version 1.0. - 2014 // Ofitsial'nyj sajt oecd. URL: http://www.geog.ox.ac.uk/research/technologies/projects/mes c/guide-to-monitoring-and-evaluation-v1-march2014.pdf
39. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy zhilishchnogo stroitel'stva «N^rly zher»: postanovleniye Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan ot 22.06.2018 № 372: v red. ot 22.06.2018 [About the approval of the State program of housing construction of «N^rly zher»: resolution of the government of the Republic of Kazakhstan of 22.06.2018 № 372: in an edition of 22.06.2018] // Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. URL: http://adilet.zan.kz/
* * *
DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF HOUSING CONSTRUCTION (ON THE EXAMPLE OF ASTANA)
BELYAYEVA OLGA IGOREVNA
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
MUKUSHEV MUKHANBETKALI MEYRAMGALIEVICH
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The importance of a research of public-private partnership in the sphere of housing construction causes the relevance of studying of this subject as from correctness of the choice of model of PPP, availability of housing stock to the population of the country, and also satisfaction of citizens with quality and cost of construction of premises in many respects depends on rationality and timeliness of its realization, on the solution of current problems in this sphere. A research of public-private partnership as instrument of development of the sphere of housing construction in Russia and Kazakhstan, allowed to draw a number of important conclusions on efficiency of PPP in the building sphere: the effectiveness and efficiency of long-term target housing programs depends on use at their realization of PPP; target programs of development of housing construction with use of PPP have to represent the social and economic, organizational and economic, research and other actions coordinated on tasks, resources and terms; governors, bodies of regional and municipal authority have to be initiators of development of projects of PPP and target housing development programs; use of different forms of PPP is the most important aspect of creating favorable conditions for development of housing construction; in the sphere of housing construction have to act as advantage of use of PPP: increase in qualitative characteristics of housing, maximum use of competences of the builder (experience, innovative technologies, new materials), accounting of opportunities of long operation of infrastructure facilities; development of institute of rent housing and housing for aged citizens, before start of various models of PPP, has to consider: choice of sources of financing, full coverage of all categories of the population, attraction of the noncommercial sector to creation and operational management of social objects.
Key words: public-private partnership, housing construction, legal regulation, projects of PPP Об авторах:
Беляева Ольга Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры регионального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Мукушев Муханбеткали Мейрамгалиевич, магистрант регионального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
About the authors:
Belyaeva Olga Igorevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Regional Government, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
Mukushev Mukhanbetkali Meyramgalievich, Applicant for Master's Degree of the Regional Government, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow