Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ САНКЦИОННЫХ ТОВАРОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ САНКЦИОННЫХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / САНКЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скородумова А.А., Куроптев Н.Б.

В статье рассмотрены основные проблемные вопросы функционирования мобильных групп таможенных органов, связанные с противодействием незаконному перемещению на территорию Российской Федерации санкционной продукции. Также авторы в статье рассматривают основные направления совершенствования деятельности мобильных групп, которые должны повысить их результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скородумова А.А., Куроптев Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF STATE CONTROL MEASURES TO PREVENT THE IMPORT OF SANCTIONED GOODS INTO THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the main problematic issues of the functioning of mobile groups of customs authorities related to countering the illegal movement of sanctioned products into the territory of the Russian Federation. The authors also consider the main directions of improving the activities of mobile groups, which should increase their effectiveness.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ САНКЦИОННЫХ ТОВАРОВ»

БИТ 2022 Том 6 № 3 (23) УДК 338.242.2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ САНКЦИОННЫХ ТОВАРОВ Скородумова А.А., Куроптев Н.Б.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

IMPROVEMENT OF STATE CONTROL MEASURES TO PREVENT THE IMPORT OF SANCTIONED GOODS INTO THE RUSSIAN FEDERATION

Skorodumova A.A., Kuroptev N.B.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемные вопросы функционирования мобильных групп таможенных органов, связанные с противодействием незаконному перемещению на территорию Российской Федерации санкционной продукции. Также авторы в статье рассматривают основные направления совершенствования деятельности мобильных групп, которые должны повысить их результативность.

Ключевые слова: мобильные группы таможенных органов, санкционная продукция, государственный контроль, таможенная проверка.

Abstract

The article deals with the main problematic issues of the functioning of mobile groups of customs authorities related to countering the illegal movement of sanctioned products into the territory of the Russian Federation. The authors also consider the main directions of improving the activities of mobile groups, which should increase their effectiveness.

Keywords: mobile groups of customs authorities, sanctioned products, state control, customs inspection.

Федеральная таможенная служба обеспечивает запрет ввоза на территорию России санкционных товаров при осуществлении таможенного контроля, как на таможенной границе, так и внутри государства. Одним из главных механизмов в данном направлении выступает создание и функционирование мобильных групп таможенных органов.

Понятие мобильных групп не нашло своего официального закрепления в законодательстве. Однако смысл их функционирования состоит в том, чтобы осуществлять таможенный контроль в местах, приближенных к участкам государственной границы России с сопредельными государствами (Беларусь, Казахстан).

Рассмотрев деятельность мобильных групп таможенных органов за время своего существования можно отметить, что они продемонстрировали действительно достойные результаты работы. За семь лет должностными лицами мобильных групп было выявлено около 200 тыс. транспортных средств и 354 тыс. тонн товаров с нарушениями, 286 тыс. тонн товаров возвращено в сопредельные государства, изъято более 42 тыс. тонн товаров, уничтожено 26 тыс. тонн нелегальных и опасных для жизни и здоровья товаров, возбуждено более 5 тыс. дел об административных правонару-

шениях и более 200 уголовных дел. Отдельно необходимо отметить, что в 20202021 гг. абсолютные показатели деятельности мобильных групп несколько снизилась [2], однако это связано лишь с тем, что на протяжении большого промежутка времени были определенные ограничения при пересечении государственных границ, связанные с предотвращением распространения новой короновирусной инфекции, что повлекло снижение грузопотока как в мировом, так и локальном масштабах.

Одной из основных функций и задач таможенных органов является защита экономической безопасности Российской Федерации, как одного из основных направлений стратегии национальной безопасности, в том числе они осуществляют контроль ввозимых на территорию государства товаров и транспортных средств. В противодействии ввозу санкционной продукции особую роль играют мобильные группы таможенных органов. Несмотря на то, что эффективность функционирования мобильных групп таможенных органов никто не оспаривает, остается ряд проблемных вопросов, решение которых позволит повысить их результативность. Во многом от действий мобильных групп таможенных органов зависит то, попадут ли запрещенные товары на отечественные рынки.

1. Проблема остановки транспортных средств снаряженной массой менее 3,5 тонн. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 261 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» самостоятельно таможенные органы могут останавливать автомобильные транспортные средства, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы РФ, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет три с половиной тонны и более также на территориях и в местах, предусмотренных частью 2 статьи 261 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

Однако на сегодняшний день недобросовестными участниками ВЭД был разработан механизм перемещения санкционных и контрафактных товаров малыми партиями на транспортных средствах, снаряженная масса которых составляет менее 3,5 тонн (например, фургонами). Это приводит к тому, что к нарушителям должностные лица таможенных органов не вправе применить положения части 2 статьи 261 и потребовать предоставить содержимое транспортных средств для проведения контроля в ходе работы мобильных групп, поскольку проводить остановку таких транспортных средств самостоятельно, без привлечения должностных лиц органов внутренних дел, сотрудники таможенных органов не могут.

Более того, в случае присутствия в момент контроля должностных лиц органов внутренних дел и изъятии санкционных товаров для дальнейшего их уничтожения, утрата даже малой товарной партии нанесет существенный финансовый урон недобросовестным участникам ВЭД. Мониторинг осуществления данной незаконной схемы перемещения санкционных товаров показал, что за сутки одним транспортным средством, снаряженной массой менее 3,5 тонн, совершается приблизительно 2-3 рейса, поскольку транспортное средство большей вместимости, на котором аккумулируется товарная партия целиком и находящееся, например, на территории республики Казахстан, размещено на незначительном расстоянии от линии государственной границы.

2. Проблема определения предназначения товарных партий, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС. На

сегодняшний день нормами законодательства не установлены точные характеристики, которые позволяют определить, что перемещаемая товарная партия относится к товарам для личного пользования, а не для коммерческого применения. Исключение составляет карантинная продукция, ввоз которой в Российскую Федерацию без фитосанитарного сертификата ограничен в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» 5 килограммами. При этом указанный Федеральный закон также не дает определение товарной партии для личного пользования, а только ограничивает ввоз пятью килограммами.

Определение предназначения товарной партии имеет определяющее значение как для принятия решения об уничтожении товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, так и для проведения контроля в целом, т.к. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 года № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» под его действие не попадают товары, ввозимые физическими лицами для личного пользования.

3. Еще одной проблемой является то, что деятельность мобильных групп не связана с представителями государственных структур стран - участниц ЕАЭС. Несмотря на то, что ст. 373 ТК ЕАЭС предусматривает взаимную административную помощь в рамках ЕАЭС, данный механизм позволит получить информацию лишь через какое-то время (по законодательству - 2 месяца). При этом наибольшую опасность в отношении режима санкций представляют именно недобросовестные схемы, реализуемые с привлечением участников ВЭД из стран-члеенов ЕАЭС, поскольку санкционная и контрсанкционная политика затрагивает только интересы Российской Федерации и не распространяется на остальных членов ЕАЭС.

Этот способ включает такие схемы импорта запрещенных товаров, как подделка документов, «двойная сертификация» или переработка сырья и готового продукта для изменения страны происхождения товара посредством изменения четырех знаков в классификационном коде. В 2021 году в основном участники ВЭД России, которые пытались реализовать санкционные товары,

БИТ 2022 Том 6 № 3 (23)

взаимодействовали с белорусскими предприятиями, занимающимися незаконными операциями с товарами, подпадающими под санкции, для их поставки на отечественный рынок [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день остаются неурегулированными некоторые вопросы функционирования мобильных групп таможенных органах в рамках противодействия ввозу на территорию России санкционных товаров. Они связаны, в первую очередь, с недостатками нормативно-правового регулирования, поскольку мобильные группы являются еще достаточно «молодым» подразделением и единого нормативно-правового акта, который в полной мере регулировал бы их деятельность, на сегодняшний день не существует. Участники ВЭД также понимают наличие таких изъянов в правовых возможностях должностных лиц мобильных групп, поэтому разрабатывают все новые схемы перемещения санкционных товаров на отечественный рынок.

Для того, чтобы повысить эффективность противодействия ввозу санкционной продукции, осуществляемого мобильными группами таможенных органов, считаем целесообразным внедрение следующих предложений по повышению эффективности противодействия ввозу санкционной продукции:

1. Необходимо внести в ст. 261 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ дополнение о том, что таможенные органы имеют право останавливать и транспортные средства, масса которого составляет менее трех с половиной тонн. Эта мера направлена на недопущение провоза «санкционной» продукции на легковых машинах. Для лиц, которые игнорируют требование таможенных органов, необходимо предусмотреть санкции в виде административной ответственности. В настоящий момент идут публичные обсуждения данного вопроса в контексте законопроекта, подготовленного Минфином, который предлагает закрепить право мобильных групп таможенных органов останавливать для проведения контроля все транспортных средств на территории государства.

2. Для решения проблемы невозможности отнесения товарной партии к категории «для личного пользования» необходимо разработать на уровне методических рекомендаций ФТС стоимостные, количественные характеристики, а также частоту пере-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

мещения товаров, которые будут относиться к категории коммерческих партий. Это создаст нормативно-правовую основу для регулирования случаев, когда коммерческие партии санкционных товаров недобросовестные участники ВЭД провозят под видом товаров, предназначенных для личного пользования. Современное развитие информационных таможенных технологи, с нашей точки зрения, позволяет формировать базу данных о товарах, перемещаемых физическими лицами, заявляемыми ими как товары для личного пользования.

3. Необходимо предусмотреть возможность участия в деятельности мобильных групп представителей государственных органов стран-участниц ЕАЭС, в особенности, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Например, мобильная группа такого рода могла бы осуществлять камеральные проверки с привлечением сведений из баз данных таможенных или налоговых органов своих стран с использованием технологии удаленного доступа в местах функционирования мобильных групп. Полученные результаты могли бы стать основанием для проведения встречных выездных таможенных проверок, в ходе которых могла бы быть осуществлена проверка деятельности контрагентов проверяемых лиц, находящихся в разных странах-участницах ЕАЭС. Создание такого рода мобильных групп на уровне ЕАЭС необходимо в целях раскрытия деятельности трансграничных преступных группировок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемы, возникающие в процессе деятельности мобильных групп, могут быть решены, в первую очередь, с помощью устранения пробелов в законодательстве, регулирующим данную область таможенных правоотношений. Первым шагом должно стать создание целостного нормативно-правового акта, который бы регламентировал деятельность мобильных групп, закреплял их права, обязанности, функции и полномочия, вопросы взаимодействия с иными органами государственной власти, а также с контролирующими органами государств - членов ЕАЭС. Все эти шаги впоследствии могут привести к возможности обособления мобильных групп таможенных органов в отдельное структурное подразделение, которое будет сосредоточено на противодействии ввозу санкцион-ной, контрафактной и иной запрещенной продукции на территорию государства.

Таким образом, основными направлениями совершенствования организации и проведения государственного контроля в морских портах являются: внесение изменений в наднациональные законодательные акты в части обязательного представления ПИ в расширенном составе; развитие электронного межведомственного взаимодействия, которое будет подразумевать под собой создание единой электронной базы докумен-

Список литературы

1. Берлова Н.В. Совершенствование защиты отечественного рынка от ввоза санкционных товаров // Таможенная политика России на Дальнем Востоке - 2020. - № 2 (91) - С. 79-89.

2. 2. Зиманова М.А., Пасат В.А. Анализ деятельности мобильных групп в рамках таможенного контроля после выпуска товаров // Ученые записки

тов, доступом к которой будут обладать экспортеры, таможенные и налоговые органы. Данное совершенствование будет способствовать увеличению конкурентоспособности отечественных портов РФ, по причине того, что оно направлено на сокращение сроков государственного контроля, минимизацию материальных и временных затрат заинтересованных лиц при осуществлении экспортно-импортных операций.

Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии - 2021. - № 2(78) - С. 20-24.

Поступила в редакцию 30.07.2022

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Сведения об авторе:

Куроптев Никита Борисович - декан факультета таможенного дела, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e-mail: nkuroptev@yandex.ru.

Скородумова Анастасия Андреевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: stasyasko@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.