УДК 338.24:334.012.64:332.14
Анненкова А.А.,
доцент кафедры менеджмента и управления народным хозяйством Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук, доцент
совершенствование механизмов поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне
Статья посвящена актуальным вопросам. содействия развитию российского малого предпринимательства на муниципальном. уровне. Обобщены, преимущества малого предпринимательства, структурированы. элементы, системы, поддержки, субъектов малого бизнеса в РФ, обозначены. приоритетные направления поддержки, малого предпринимательства на территории. муниципальных образований.
Ключевые слова: малое предпринимательство, система поддержки, малого предпринимательства, организационно-экономические механизмы поддержки сектора малого предпринимательства на муниципальном. уровне.
Российское малое предпринимательство сталкивается в своей деятельности с серьезными проблемами, поскольку все немонополистическое предпринимательство России находится в непростых условиях по сравнению с предпринимательством развитых стран. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2010 году в рейтинге условий ведения бизнеса Россия заняла 123-е место из 183, по процедуре и уровню налогообложения — 151-е место, по защищенности инвесторов — 93-е место, по условиям старта бизнеса — 108-е место [1, с. 177]. Эта информация подтверждает, что условия развития предпринимательской среды в России не отвечают условиям развитого государства.
В последние годы малое предпринимательство получило достаточно серьезную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вместе с тем муниципальные образования значительно меньше участвуют в его развитии, тогда как по своей природе этот уровень управления наиболее близок к рассматриваемому сектору
экономики. Поэтому именно муниципальным органам власти необходимо решать конкретные задачи, связанные с развитием сектора малого предпринимательства, что позволит более результативно решать проблемы обеспечения занятости, мобилизации человеческих и организационно-технологических ресурсов, будет способствовать росту собираемости налогов и увеличению собственной доходной части бюджетов различных типов муниципальных образований.
По оценкам ученых МГУ им. Ломоносова, полученным в ходе исследования «Местное самоуправление в современной России» (март 2011 г.), особенностями взаимодействия субъектов малого бизнеса и органов местного самоуправления являются:
— скорее отрицательный, чем положительный, результат и низкая эффективность взаимодействия;
— отсутствие равенства во взаимодействии и наибольшая выгода органов местного самоуправления и отдельно взятых чиновников;
— недостаточная социальная направленность и необходимость ее усиления;
— низкий уровень социальной ответственности местной власти и предпринимательства;
— необходимость государственного регулирования отношений партнерства в вопросах финансирования и кредитования, административно-правового регулирования и налогообложения с целью создания условий для развития малого предпринимательства [5, с. 155].
Малое предпринимательство (МП) является одной из сфер хозяйственной деятельности, где наиболее эффективно реализуются инструменты политики, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на развитие социально-экономического комплекса в интересах всего населения. Это достигается за счет того, что:
— нормативно-правовая база позволяет более гибко и действенно воздействовать на МП по сравнению с крупными предприятиями именно на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования (упрощенная система нало-
гообложения, единый налог на вмененный доход и другие механизмы воздействия, регулируемые областными и местными нормативными актами);
— МП быстрее отвечает на воздействия и изменение среды функционирования;
— МП реагирует на самые незначительные рыночные изменения;
— МП обладает высокими адаптационными возможностями, что позволяет заполнять мелкие ниши рынка и проводить более узкие адресные воздействия;
— субъекты МП распределены по территориям более равномерно: крупные предприятия на небольшой территории не образуют всего отраслевого спектра, в то время как диапазон видов деятельности МП существенно шире;
— МП, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность, решает социальные вопросы. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции.
Особую актуальность вопросы поддержки развития малого и среднего предпринимательства на уровне местного самоуправления представляют в связи с тем, что данные вопросы Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения. Как упоминалось выше, в последние годы государство предприняло ряд радикальных шагов по обеспечению максимального содействия развитию малого и среднего предпринимательства. К ним следует отнести меры по льготной приватизации нежилых помещений, меры по снижению административных барьеров, а также меры по снижению налого-
вой нагрузки. Однако предпринимаемые государством меры без их эффективной реализации на местах не дадут ожидаемого результата. Это возлагает на органы местного самоуправления дополнительную ответственность за результаты реализации государственной политики, а также создает дополнительные возможности по решению комплекса задач в сфере социально-экономического развития своего муниципального образования.
В каждом субъекте Российской Федерации система поддержки малого предпринимательства представлена в виде трех основных блоков [2].
Первый — это органы развития предпринимательства как центральное звено инфраструктуры, на которое возложены задачи по формированию и осуществлению политики исполнительных органов власти в сфере поддержки и развития предпринимательского сектора экономики.
Второй блок — общественные Советы по развитию предпринимательства при высших должностных лицах субъектов РФ, включающие представителей общественных объединений предпринимателей, представителей предпринимательства территорий, а также руководителей организаций, входящих в региональную инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Первые два блока характеризуют комплексную поддержку предпринимательства.
Третий блок состоит из специализированных органов инфраструктуры, на которые возложены задачи по кредитно-финансовой поддержке, улучшению условий ведения бизнеса, расширению деловых связей, развитию инновационного предпринимательства, консалтинговому и информационному обеспечению.
Вместе с тем поддержка малого бизнеса должна развиваться более быстрыми темпами по следующим направлениям.
Во-первых, по формированию благоприятных условий для создания на территории каждого муниципального образования системы саморегулирования субъектов малого предпринимательства. Для этого необходимо создать в муниципальных образованиях городских
округов и муниципальных районов саморегулируемые организации предпринимателей по территориальному и отраслевому признакам. При этом следует выработать механизмы по наделению саморегулируемых организаций малого предпринимательства отдельными государственными полномочиями, находящимися в ведении госорганов субъекта и органов местного самоуправления. Консультационное и методическое сопровождение по созданию общественных организаций и структур должны взять на себя структуры по вопросам развития малого бизнеса органов местного самоуправления.
Во-вторых, по развитию системы подготовки кадров для малого бизнеса, которая предусматривала бы разработку совместно с заинтересованными органами и структурами программ непрерывного обучения кадров для сферы малого предпринимательства.
В-третьих, по совершенствованию собственно инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства. Это направление требует развития системы предоставления субъектам малого предпринимательства консалтинговых услуг, услуг в области аудита, организации работы консалтинговых групп, оформления для субъектов малого бизнеса земельных отношений, имущественных комплексов по принципу «одного окна», развития для субъектов малого бизнеса механизмов подготовки инвестиционных предложений и инвестиционных площадок [3].
Необходима также организация работы и развитие муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. Большинство из них бездействуют, так как не получают ни финансовой, ни другой поддержки со стороны муниципалитетов. При этом крайне важно и обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственной и муниципальной поддержке.
Реализация стратегии развития предпринимательства должна быть направлена на создание инновационных быстро оку-
паемых субъектов малого бизнеса, способствующих росту собираемости налогов и увеличению доходов местных бюджетов. Поэтому необходимо расширить полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения малого предпринимательства. Необходима разработка механизма, направленного на совершенствование формирования доходной части бюджета муниципального
образования на основе развития сектора малого бизнеса. Он включает в себя этапы по совершенствованию нормативной базы в области налогообложения предпринимательских структур, созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса, увеличению числа малых предприятий в приоритетных сферах, развитию инкорпоративной собственности (рисунок).
Совершенствование нормативно-правовой базы
Закрепление норматива отчислений в местный бюджет единого налога, применяемого при УСН Отмена коэффициента, корректирующего базовую доходность ЕНВД Установление норматива отчислений налогов от малого предпринимательства в бюджеты муниципальных районов в зависимости от уровня поддержки Установление норматива отчислений от налогов, уплачиваемых малыми предпринимателями, в бюджеты поселений
Создание благоприятных условий налогообложения и поддержки субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях
Разработка стратегических направлений развития малого предпринимательства Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Реализация приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства
Обеспечивающая подсистема
Мониторинг состояния поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании
Определение «точек роста» малого предпринимательства территории
Результирующая подсистема
Рост числа субъектов малого предпринимательства
Рост отчислений от малого предпринимательства в местный бюджет
Рост числа занятых в секторе малого предпринимательства
Рисунок. Алгоритм формирования доходной части бюджета муниципалитета на основе стимулирования развития малого предпринимательства
Назрела необходимость и четкого реального разграничения полномочий федеральной, региональной и местной власти по развитию малого и среднего бизнеса [4].
Таким образом, рыночная позиция власти муниципального образования в управлении малым предпринимательством должна проявляться в следующем:
— власть выступает как субъект рынка (в вопросах использования муниципальной собственности, в том числе малым предпринимательством, формирования и исполнения бюджета и т.д.);
— власть является регулятором рынка (формирование нормативно-правовой базы для малого предпринимательства);
— власть выступает как имиджмейкер муниципального образования (по продвижению муниципального образования и его малых и средних предприятий, по привлечению инвестиций для развития сектора малого бизнеса).
Литература
1. Виленский А.В. Малый и средний бизнес в крупном мегаполисе. — М.: Изд-во Международного университета в Москве, 2012. - 448 с.
2. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Государственные регуляторы в региональной системе предпринимательства в условиях финансового кризиса) // Региональ-
ная экономика: теория и практика. - 2010. - № 5. - С. 67-69.
3. Климова Н.В. Модели сочетания интересов власти и малого бизнеса (региональный аспект) // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 34.
4. Содействие предпринимательству и создание условий для развития бизнеса на территории муниципального образования / Под общей ред. И.А. Кокина. - М.: Изд-во АНХ, 2009. - 624 с.
5. Осипов Е.М. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. - М.: Изд-во Московского университета. - 2012. - 208 с.
Annenkova A.A., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru
Associate professor of the department of management and national economy administration of the Orel branch of RANE and CS under the President of the RF, Candidate of Economic Sciences, associate professor.
IMPROVING THE MEcHANISMS OF SMALL BUSINESS SUPPORT AT MUNIcIPAL LEVEL
The article is devoted to the urgent issues of providing support for the development of Russian small business at the municipal level. The advantages of small business are summarized, the elements of the support of small businesses in Russia are structured, priority areas to support small business in the municipalities are identified.
Key words: small business, small business support system, organizational and economic mechanisms to support small business sector at the municipal level.