Научная статья на тему 'Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере города Новозыбкова)'

Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере города Новозыбкова) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПОДДЕРЖКА / ПРОГРЕССИВНАЯ ЭКОНОМИКА / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ENTERPRISE MUNICIPALITY / MUNICIPAL AUTHORITY TSIPALNAYA / DEVELOPMENT / SUPPORT / PROGRESSIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирьянова Н. А.

Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, является одной из приоритетных задач государства. Не смотря на это, у малого и среднего бизнеса существует ряд окончательно не решенных проблем. В статье установлено какие именно проблемы на муниципальном уровне сдерживают развитие малого и среднего бизнеса. Изучение специфики взаимодействия представителей органов местного самоуправления и представителей малого и среднего бизнеса позволило прийти к выводу, о низкой компетентности муниципальных властей в вопросах, связанных с поддержкой представителей малого и среднего предпринимательства. В связи с этим автором предложены рекомендации оптимального взаимодействия представителей муниципальной власти и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирьянова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and support of small and medium-sized businesses, is one of the priorities of the state. In spite of this, small and medium-sized businesses a number of final outstanding issues. The article established what the problem at the municipal level, hindering the development of small and medium business. The specifics of the interaction of local government representatives and representatives from carriers, small and medium businesses allowed to come to a conclusion about the low competence of municipal authorities on issues related to supporting small and medium-sized businesses. In this regard, the author offered recommendations of optimal interaction between representatives of municipal government and business.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере города Новозыбкова)»

УДК - 338 (471.333)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НОВОЗЫБКОВА).

H.A. Кирьянова

Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, является одной из приоритетных задач государства. Не смотря на это, у малого и среднего бизнеса существует ряд окончательно не решенных проблем. В статье установлено какие именно проблемы на муниципальном уровне сдерживают развитие малого и среднего бизнеса.

Изучение специфики взаимодействия представителей органов местного самоуправления и представителей малого и среднего бизнеса позволило прийти к выводу, о низкой компетентности муниципальных властей в вопросах, связанных с поддержкой представителей малого и среднего предпринимательства. В связи с этим автором предложены рекомендации оптимального взаимодействия представителей муниципальной власти и бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство муниципальное образование, муниципальная власть, развитие, поддержка, прогрессивная экономика

При переходе на рыночные отношения нарушилась общая социальная стабильность российского общества. Это выразилось в росте безработицы, снижении социального статуса и уровня жизни населения, невостребованности работников в профессиональном плане. В сложившейся ситуации обнаружился рост криминогенной деятельности и маргинализации трудоспособных слоев населения. По данным официальной статистики количество безработных составило в 2010 году в 5,6 миллиона человек и за первый месяц 2011 года увеличилось до 6 миллионов человек (%) [1, с.1]. В силу сложившихся обстоятельств людям приходится самостоятельно искать пути решения возникших проблем, чтобы приспособиться к сложным условиям стихии рынка.

Главными для государственных органов, на наш взгляд, в этот период должны стать задачи развития различных форм самозанятости, стимулирования трудовой активности. Государству, прежде всего, необходимо создать экономические, социальные и правовые условия. При этом особый акцент должен быть сделан на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса.

По мере развития малого и среднего бизнеса наблюдается создание оптимальных условий, способствующих более эффективному функционированию прогрессивной экономики. В свою очередь прогрессивная экономика создает конкурентную среду, ведет к созданию дополнительных рабочих мест, а это позволит сократить безработицу, расширить потребительский сектор, снизить социальную напряженность. Предприятия малого и среднего бизнеса проявляют живучесть, несмотря на возникающие трудности, стоящие на пути их развития [2, с.1].

Тенденции развития малого и среднего бизнеса в городе Новозыбкове аналогичны общероссийским и региональным. Несмотря на все трудности, сложность экономической ситуации, динамика показателей свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности малого предпринимательства в нашем городе.

Сегодня малый и средний бизнес в городе представляют 93 малых предприятия, 1,3 тыс. предпринимателей и около 3-х тысяч физических лиц, работающих по договорам трудового найма. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях составляет более 1250 человек. Таким образом, в малом бизнесе занято 20% экономически активного населения города Новозыбкова. За последнее время значительно изменилась отраслевая структура малых предприятий. Торговля и общественное питание, как прежде, остаются более привлекательными отраслями для вкладывания собственного капитала и получения прибыли. При этом значительно расширился спектр производственной деятельности.

Обращают на себя внимание довольно масштабные перспективы деятельности таких предприятий, как ООО «НПП «Стандарт Э.С.Т» и ООО «Форт» (производство строительных добавок), ООО «Мясокомбинат «Славянский» и ЗАО «БИО-М» (производство мясных и колбасных изделий), ООО «Мак» (производство винного материала), ООО «Синтетические кремнеземы» (производство концентрата кремнеземных напитков), ООО «Калипсо» (производство плодовоовощных консервов), ООО «Новокомп» (производство чипсов).

Индивидуальные предприниматели успешно осваивают такие виды деятельности, как производство швейных и трикотажных изделий, продуктов питания, изделий из пластика, железобетона, полиграфические и транспортные услуги, услуги сотовой связи, общественное питание, бытовое обслуживание населения, операции с недвижимостью, видеопрокат и др.

По итогам 2010 года было проведено статистическое обследование на 91 малом предприятии с численностью работающих 1258 человек. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг на этих предприятиях составила в 2010 году 1129,3 млн. руб. с темпом роста к предыдущему году 155,8%. Наибольший удельный вес - 61,6% приходится на оптовую и розничную торговлю, 11,2% - на обрабатывающие производства, 16,6% - транспорт и связь, 8,6% - строительство. Инвестиции в основной капитал по этим предприятиям составили 2152,8 тыс. руб. с темпом роста к 2009 году 125,3%. Поступления налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в бюджет города в 2010 году составило

10496 тыс. руб., роста за год - 123,8% (+ 2016 тыс. руб.), удельный вес в собственной налоговой базе бюджета города - 15,9% [3, с.6].

Развитие малого и среднего бизнеса, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, является одним из главных условий повышения темпов экономического роста города. Однако в этом контексте не стоит забывать, что существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. По результатам проведенного анкетирования наиболее острыми являются следующие до конца нерешенные проблемы:

1. Отсутствие стартового капитала, трудности доступа к банковским кредитам. Основная часть предпринимателей, не может пользоваться банковскими ресурсами из-за сложной залоговой системы оформления займов, отсутствия возможности взятьдолгосрочный кредит, высоких процентных ставокза кредит.

2. Трудности по осуществлению деятельности в связи с избытком требований лицензирования, сертификации, процедуры выделения земельных участков, помещений для развития бизнеса, по получению согласований и разрешений.

3. Неполная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности. Сложность получения информации, необходимой для развития бизнеса, из-за отсутствия компьютерной техники, доступа к Интернету, информационным и юридическим программам.

4. Отсутствие у предпринимателей знаний менеджмента. Часто предприниматели не имеют базовых экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского дела, что становится причиной банкротства и распада предприятий.

5. Одновременно отмечается недостаточный уровень социальных гарантий для работников предприятий, а также работников осуществляющих деятельность на условиях гражданского найма.

6. Малая заинтересованность муниципальных властей в расширении сферы малого и среднего бизнеса.

Помочь разрешению выше перечисленных проблем на муниципальном уровне всеми силами

пытается общественная организация предпринимателей Юго-Западных районов во главе с председателем правления ООП A.A. Вахмяниным. Общественной организацией был разработан комплекс мероприятий направленных на поддержку малого предпринимательства:

1. Законодательное обеспечение субъектов малого предпринимательства.

2. Информационно-методическая поддержка малого предпринимательства.

3. Повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

4. Финансово-кредитная, инвестиционная и имущественная поддержка малого предпринимательства.

Реализация этих мероприятий должна поспособствовать дальнейшему эффективному развитию

малого предпринимательства в городе Новозыбкове, а также переходу предприятий из категории малых в средние путем наращивания объемов производства и оборотных средств [4, с.2].

На наш взгляд ведущей проблемой из всех вышеперечисленных следует на данный момент считать малую заинтересованность муниципальных властей в расширении сферы малого и среднего бизнеса. Согласно федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципалитеты были уполномочены развивать и поддерживать малое предпринимательство [5, с.3]. Поэтому мы считаем, что в первую очередь необходимо разработать модель взаимоотношения муниципальной власти и предпринимательства. На сегодняшний день у предпринимателей имеются многочисленные претензии к властям на местах, которые зачастую занимают не очень открытую и четкую позицию в вопросах малого и среднего бизнеса. Связанно это, по нашему мнению, с тем обстоятельством, что в статистике налоговых поступлений субъекты малого предпринимательства отдельно не выделены, что существенно затрудняет возможность оценить поступления налогов от малого бизнеса. В связи с этим муниципальные власти «не видят», той роли, которую играет бизнес в муниципальном образовании, не могут ее «пощупать, ощутить», что, следовательно, снижает стимулы властей на разработку комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса на своей территории.

Бюджет муниципалитета на две трети зависит от дотаций областного и федерального бюджета. Естественно, что муниципальным властям, гораздо выгоднее «выстраивать» хорошие отношения с областным центром, нежели стимулировать малый и средний бизнес, поскольку областной центр является основным источником муниципального бюджета. Мы считаем, что необходимо пересмотреть межбюджетные отношения. Если развитие малого и среднего бизнеса лежит на муниципалитетах, то необходимо заинтересовать их в этом. Предлагается пересмотреть налогообложение субъектов предпринимательства, а именно отменить уплату налогов в местный бюджет для лиц, занявшихся собственным делом, без содействия со стороны муниципальных властей.

Власти следует учитывать, что малый и средний бизнес имеет большую заинтересованность в развитии муниципального образования, чем крупный бизнес. По той причине, что если «ветер подует не туда», крупный бизнес можетзакрыть предприятие, вывести деньги из региона, атакже, чаще всего предприятиезарегистрировано

в одном месте, а производство в другом, и налоги платит, не в том месте, где работает. Для малого и среднего бизнеса понятия «малая родина» и «успешная работа» являются практически синонимами.

Диалог бизнеса и власти на наш взгляд должен быть не только выгодным, но и продуктивным. Нами предложены следующие механизмы взаимодействия бизнеса и власти:

5. Регулярное консультирование представителей малого и среднего бизнеса об инфраструктуре и формах государственной поддержки бизнесменов.

6. Проведение конкурсов на получение субсидий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.

7. Предоставление права выкупа арендуемых зданий на льготных условиях.

8. Пересмотрение бюджетных взаимоотношений и системы налогообложения для представителей малого и среднего бизнеса.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании должно стать одним из приоритетных направлений в совместной работе федеральной власти, власти субъектов РФ, муниципалитетов и бизнеса. Малый и средний бизнес - основа муниципалитетов.

Development and support of small and medium-sized businesses, is one of the priorities of the state. In spite of this, small and medium-sized businesses a number of final outstanding issues. The article established what the problem at the municipal level, hindering the development of small and medium business.

The specifics of the interaction of local government representatives and representatives from carriers, small and medium businesses allowed to come to a conclusion about the low competence of municipal authorities on issues related to supporting small and mediumsized businesses. In this regard, the author offered recommendations of optimal interaction between representatives of municipal government and business.

The key words: small and medium business, enterprise municipality, municipal authority tsipalnaya, development, support, progressive economy

Списоклитературы

1. www.rian.ru. Электронный ресурс. Безработица в России 2010-2011 статистика, мониторинг численности безработных в стране. 2011г.

2. www.kapital-rus.ru. Электронный ресурс. Аналитика. Экономика. Выживет ли малый и средний бизнесвусловиях глобального кризиса? ДокладЛ.О. Ромашовой. 2009г.

3. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Новозыбкове на 2008-2010 годы». Новозыбков 2007г.

4. Общественная организация предпринимателей Юго-Западных районов Брянской области. Доклад председателя правления ООП А.А. Вахмянина. 2010г.

5. Федеральный закон Российской федерации от 6 октября 2003г. N 131 - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»

Об авторе

Кирьянова Н.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика

И.Г. Петровского, natalya_kiryanov@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.