Экономические науки
161
УДК 351/354
Э.Н. Вольфсон, И.Н. Раззоренова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Основной задачей государства является охрана прав и свобод человека и гражданина. Для полноценной работы государственной системы защиты прав, гарантированных Конституцией РФ, используется единая централизованная система органов исполнительной власти, в которой важная роль отведена органам внутренних дел (полиции).
Одной из основных задач органов предварительного следствия является не только расследование уголовных дел, но и обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного в результате совершения преступлений потерпевшим, а также принятие мер процессуального принуждения в целях обеспечения исполнения приговора суда и обеспечения гражданского иска.
В ст. 52 Конституции РФ государством гарантирована охрана прав потерпевших от преступлений [1]. Существуют различные формы возмещения вреда, причиненного в результате совершения преступлений. Наиболее приемлем возврат похищенного имущества, изъятого в ходе проведения следственных действий по уголовным делам (выемки, обыски, осмотры и т.д.), а также добровольно возмещенного лицами, совершившими преступления, в том числе в денежном эквиваленте.
Для достижения положительных результатов по данному направлению деятельности следователями проводится разъяснительная работа с подозреваемыми (обвиняемыми) о необходимости добровольного возмещения причиненного вреда в любой форме, обвиняемым разъясняется содержание положений пунктов «и, к» части первой ст. 61 Уголовного кодекса Российской Федерации (обстоятельства смягчающие наказание). [6]
Таким образом, важным направлением деятельности правоохранительных органов является получение полной и достоверной информации о материальном положении лиц, совершивших преступления, и, как способ получения нужного результата, своевременное применение мер процессуального принуждения, предусмотренных ст. 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ [6] наложение ареста на имущество для обеспечения приговора в части гражданского иска других имущественных изысканий или возможной конфискации имущества, указанного в части первой.
Как и в любой другой сфере для достижения оптимального результата в данном направлении деятельности необходима четкая организация процесса получения информации, оптимальное распределение функций каждого участника процесса, т. е управление данным процессом.
Несмотря на то, что существует множество
органов, контролирующих хозяйственную деятельность субъектов экономической деятельности, регистрирующих имущество, государством установлен механизм обеспечения «прозрачности» сделок, регламентированный ст. 4 Федерального закона РФ от 7 августа 2011 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». [4] Достижение положительных результатов в данном направлении остается трудоемким и сложным процессом, связанным с получением информации, ее обработкой и принятием мер, направленных на недопущение распоряжения лицами, совершившими преступления, похищенным имуществом или имуществом, на которое может быть наложен арест.
В качестве одной из основных стратегий, применяемых в управленческой деятельности МВД России разработана и внедряется в практическую деятельности Комплексная программа декриминализации территорий и крупнейших объектов экономики.
Отдельным явлением в среде преступных посягательств является экономическая преступность, в силу этого обстоятельства тем больше усилий предпринимается государством в сфере обеспечения прав и свобод субъектов хозяйственной деятельности.
«Легализация и декриминализация российского бизнеса требуют реализации программы, конечной целью которой должно стать обеспечение взаимовыгодного контракта между государством и бизнесом, в соответствии с которым стороны берут на себя и строго выполняют следующие обязательства. Бизнес разворачивает общественно полезную экономическую деятельность, не уходя от выполнения фискальных обязательств. Государство обеспечивает предпринимателям разумную «цену вхождения на рынок», защиту прав собственности и соблюдение контрактов, достойное социальное обеспечение граждан» [7].
На результативность работы каждого сотрудника влияют как внешние, так и внутренние факторы.
К внутренним факторам можно отнести образованность сотрудников, наличие опыта работы в занимаемой должности, умение организовать свое рабочее время.
К внешним факторам относятся материальная и информационная оснащенность следственных подразделений, наличие разработанных алгоритмов и методик, налаженность каналов получения информации, время получения соответствующих
162
Э.Н. Вольфсон, И.Н. Раззоренова
(судебных) разрешений на проведение процессуальных действий, направленных принятие мер процессуального принуждения, предусмотренных действующим законодательством.
Не менее важным фактором является слаженная организация работы следственных подразделений и других служб органов внутренних дел, работающих по поручению следователей, качественное и своевременное предоставление материалов исполненных поручений инициатору.
Сроки выполнения поручений и исполнения запросов установлены как частью первой ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[6], а также инструкциями по делопроизводству в органах исполнительной власти.
В ходе проведения проверки по сообщению о совершенном преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, информация может быть получена по требованию, поручению, письменному запросу прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленных в пределах их полномочий, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, которые обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами (часть четвертая ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) [6].
Таким образом, при решении вопроса о возбуждении ходатайства о наложении ареста на имущество следователь должен получить достаточные основания полагать, что данное имущество не относится к предметам первой необходимости, а объект движимого или недвижимого имущества, не обременен другими обязательствами, не является единственным жильем и учесть прочие основания, препятствующие применению обеспечительных мер в отношении имущества.
В целях достижения положительных результа-
тов Главным следственным управлением ГУ МВД России по Кемеровской области разработано методическое пособие по установления имущества подозреваемых (обвиняемых), на которое может быть наложен арест. В данном пособии собрана информация о контролирующих и регистрирующих органах, в которых могут быть получены сведения о наличии имущества, находящегося в собственности граждан и организаций, нормативно -правовая основа деятельности указанных органов, приведены различные способы получения информации на разных этапах уголовного процесса, в качестве образцов приведены варианты запросов в данные организации.
В результате наблюдения за эффективностью использования данных рекомендаций установлено, что без соответствующего контроля за выполнением необходимых мероприятий уровень возмещения ущерба за 6 месяцев 2014 г. составлял лишь немногим более 39 % от общей суммы причиненного ущерба в результате совершения преступлений, а по итогам 9 месяцев возрос до 47 %.
С целью оптимизации процесса возмещения вреда, причиненного в результате совершения преступлений в рамках управленческой деятельности разработан механизм оперативного контроля за работой как следственных подразделений, так и каждого конкретного сотрудника.
Данная методика позволяет оценить эффективность работы следователей по возмещению ущерба, оценить сроки проведения необходимых мероприятий, полноту мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного в результате совершения преступлений.
Соблюдение существующих требований позволит увеличить долю возмещения ущерба, причиненного в результате совершения преступлений, уменьшить последствия, наступившие в результате противоправных действий, повысить авторитет правоохранительных органов в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский процессуальный кодекс РФ (в редакции от 21.07.2014)/ Консультант Плюс, 1992-2014.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 5 октября 2014 г.) / Новосибирск: Норматика, 2014 — 240 с.- (Кодексы. Законы. Нормы).
3. Федеральный закон от 29.07.2007 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» / Консультант Плюс, 1992-2014.
4. Глинкина С. П. Пути декриминализации российской экономики [Электронный ресурс] / С. П. Глинкина. - URL : http://law.edu.ru/doc/documentasp?docro=1224997.
5. Федеральный закон от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»./ Консультант Плюс, 1992-2014.
6. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ от 30.12.2008 № 6— ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ./ Консультант Плюс, 19922014.
Авторы статьи: Раззоренова Инна Николаевна, магистрант каф. государственного и муниципального управления (гр. Мум-141) КузГТУ. E-mail: i. razzorenova@yandex. ru Вольфсон Эдуард .Николаевич, к.ф.н., проф. каф. государственного и муниципального управления КузГТУ. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 14.03.2015