ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
TECHNOLOGIES AND MEANS OF CUSTOMS CONTROL
УДК 339.544
DOI 10.54048/20727240_2022_02_62
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ю. И. Сомов1, Т. Д. Михайленко1, С. В. Новиков1
1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена научно-практической проблеме взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с физических лиц при временном ввозе транспортных средств для личного пользования. На основе результатов проведенного исследования выявлена проблема недостаточной эффективности существующего механизма взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей, определены причины возникновения указанной проблемы. Предложены мероприятия по применению досудебного механизма взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с физических лиц в Российской Федерации, выполняемые до и после возникновения задолженности по уплате таможенных и иных платежей. В рамках мероприятий основное внимание уделено использованию современных электронных устройств, позволяющих определять местонахождение транспортных средств для личного пользования иностранных физических лиц в режиме реального времени.
Ключевые слова: задолженность, механизм взыскания, временный ввоз, транспортные средства для личного пользования, концептуальные положения, таможенные и иные платежи, иностранные физические лица, запрет выезда, электронные устройства контроля.
CONCEPTUAL PROVISIONS FOR IMPROVING THE MECHANISM FOR RECOVERY OF DEBT ON PAYMENT OF CUSTOMS AND OTHER PAYMENTS FROM INDIVIDUALS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Y. I. Somov1, T. D. Mikhailenko1, S. V. Novikov1
1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to an important scientific and practical problem of collecting debts on payment of customs duties from individuals in case of temporary importation of vehicles for personal use. The features of the process of collecting customs payments in the conditions of a limited number of customs authorities are analyzed. Based on the results of the analysis, the problem of the lack of effective tools and methods of debt collection
© Сомов Ю. И., Михайленко Т. Д., Новиков С. В., 2022
is identified. The main attention is paid to the need to use modern electronic devices that allow to determine the location of vehicles for personal use in real time in order to improve the efficiency of the administration of customs payments. Conceptual provisions have been developed to improve the mechanism for collecting debts for payment of customs and other payments from individuals in the Russian Federation, due to a noticeable increase in the amount of debt arising from the violation by foreign individuals of the terms of stay in the territory of the Russian Federation of their vehicles for personal use.
Keywords: debt, collection mechanism, temporary importation, vehicles for personal use, conceptual provisions, customs and other payments, foreign individuals, travel ban, electronic controls.
ВВЕДЕНИЕ
Федеральная таможенная служба (ФТС России) является органом исполнительной власти, который осуществляет взимание таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также обеспечивает формирование значительной части доходов федерального бюджета Российской Федерации (РФ). В современных условиях довольно часто обнаруживаются случаи неуплаты участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) платежей, рассчитанных и скорректированных таможенными органами, что приводит к возникновению задолженностей. В связи с этим в рамках своей деятельности таможенные органы обязаны осуществлять контроль своевременности и полноты уплаты таможенных платежей, процентов и пеней.
Наряду с юридическими лицами, плательщиками таможенных пошлин и налогов являются физические лица, перемещающие товары и транспортные средства для личного пользования через таможенную границу. При этом численность физических лиц, пересекающих таможенную границу ЕАЭС, а также объем товаров, перемещаемых ими, постоянно увеличиваются. В последнее время эта тенденция стала одной из важнейших составляющих реализации таможенного администрирования в РФ.
В 2020 г. был отмечен беспрецедентный рост сумм задолженности, погашенной компаниями в добровольном порядке. Проведенные расчеты показали, что уровень взыскания доначисленных платежей составил 78%, что на 18% выше уровня 2019 г. Увеличение данного показателя объясняется тем, что российские юридические лица - плательщики таможенных платежей более активно стали погашать задолженность в добровольном порядке. По данным ФТС России, в 2020 г. уровень взыскания задолженности российских юридических лиц составил 83%. Остальные категории должников составили физические лица, преимущественно иностранные. Уровень взыскания задолженности для данных категорий лиц оказался ниже, потому что процедура взыскания по ним достаточно сложная.
Это обусловлено тем, что в России не разработаны эффективные механизмы взыскания задолженности с иностранных физических лиц (ИФЛ), задолженность взыскивается с них в основном в судебном порядке. Применение судебного порядка взыскания осложняется необходимостью принятия таких мер, как поиск имущества должника на территории РФ, уточнение места регистрации должника.
Значительный вес в общей сумме задолженности по уплате таможенных и иных платежей занимает задолженность ИФЛ, возникающая в связи с нарушением сроков временного ввоза транспортных средств для личного пользования (ТСЛП). Так, за 2015 г. объем задолженности нерезидентов по уплате таможенных платежей и пеней, возникшей по причине нарушения сроков временного ввоза колесных транспортных средств, вырос почти на 2 млрд руб. и по состоянию на 01.06.2016 составил 5,9 млрд руб., или 23,9% от общей суммы дебиторской задолженности ФТС России по таможенным платежам и пеням в целом (24,8 млрд
руб.) [1].
В сложившихся условиях появляется необходимость модернизации механизма взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) ретроспективный анализ задолженности по уплате таможенных и иных платежей, возникающей у ИФЛ, и определение причин ее возникновения;
2) разработка предложений по применению досудебного механизма взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с ИФЛ;
3) разработка рекомендаций по использованию электронных устройств, позволяющих определять местонахождение ТСЛП в режиме реального времени.
В условиях перераспределения функций и полномочий таможенных органов в результате реформирования их структуры, развития процессов автоматизации и цифровизации всех этапов, видов и форм таможенного контроля [2] достижение поставленных задач имеет особое значение для реализации одного из основных направлений «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [3] - оптимизации процедуры уплаты и администрирования таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
РЕТРОСПЕКТИВНЫй АНАЛИЗ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ, ВОЗНИКАЮЩЕЙ У ИНОСТРАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Проведенный анализ состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2014-2020 гг. показывает снижение общей суммы задолженности участников ВЭД. В 2014 г. сумма задолженности превышала 42 млрд руб., в 2019 г. - 26 млрд руб., в 2020 г. - 27 млрд руб. (табл. 1).
Таблица 1
Показатели состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2014-2020 гг., млрд руб.
Показатель Год
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Общая сумма задолженности, в том числе: 42,9 43,4 44,2 46,1 49,2 26,8 27,4
- по таможенным платежам; 23,7 25,0 26,2 28,0 30,6 21,6 23,4
- по пеням 19,2 18,4 18,0 18,1 18,6 5,2 4,0
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что до 2018 г. общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней постоянно возрастала. Общая сумма задолженности за 2018 г. по сравнению с 2017 г. стала больше на 3,1 млрд руб., а по пеням - на 0,5 млрд руб. Однако в 2019 г. сумма задолженности резко сократилась (на 22,4 млрд руб.) вследствие эффективных мер, предпринятых таможенными органами. В целом из представленных данных видно, что показатели состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за период 20142020 гг. заметно снизились.
Необходимо отметить, что ФТС России ежегодно формируются и представляются на официальном сайте и в иных официальных информационных ресурсах данные о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней. В 2020 г. таможенными органами взыскано такой задолженности на сумму 23,9 млрд руб., что на 7,6% больше по сравнению с 2019 г. (22,2 млрд руб.).
Динамика показателей взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2016-2020 гг. представлена в табл. 2 [4-6].
Таблица 2
Показатели взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2016-2020 гг., млрд руб.
Показатель Год
2016 2017 2018 2019 2020
Общая сумма взысканной задолженности, в том числе 17 17,7 12,5 22,2 23,9
по таможенным платежам 15,6 14,3 11,4 20,7 -
Показатели, представленные в табл. 2, отражают положительную тенденцию к повышению суммы взысканной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней на фоне уменьшения общей суммы задолженности. Данная тенденция связана с повышением эффективности администрирования задолженности таможенными органами РФ. По сравнению с 2019 г. в 2020 г. сумма взысканной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней увеличилась на 1,7 млрд руб. (с 22,2 до 23,9 млрд руб.). Несмотря на наблюдаемые положительные тенденции к сокращению общей суммы задолженности и увеличению суммы взысканной задолженности, остается ряд проблемных вопросов, существенно влияющих на общую сумму задолженности и возможности ее взыскания таможенными органами РФ.
В настоящее время основной причиной образования задолженности по уплате таможенных платежей и пеней является нарушение ИФЛ сроков временного ввоза ТСЛП. По данным Счетной палаты РФ, на 01.01.2019 общая сумма задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов составляла 8,56 млрд руб. в отношении 14 951 ТСЛП [1]. Так, в 2015 г. на территорию ЕАЭС через пункты пропуска РФ ИФЛ временно ввезено 4,9 млн машин, не вывезено в установленные сроки 10,7 тыс.; в 2016 г. - 4,7 млн и 4,9 тыс. соответственно; в 2017 г. - 4,3 млн
и 3,7 тыс.; в 2018 г. - 3,9 млн и 4 тыс. Общее количество временно ввезенных ТСЛП, по которым нарушен срок временного ввоза, по состоянию на 01.01.2019 составляло 90,5 тыс. единиц [7].
Согласно ст. 260 Таможенного кодекса ЕАЭС [8] ТСЛП (за исключением транспортных средств, зарегистрированных в странах ЕАЭС), перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС любым способом, для целей выпуска в свободное обращение подлежат таможенному декларированию. Таможенное декларирование ТСЛП при временном ввозе производится с использованием пассажирской таможенной декларации, форма которой утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 № 124 [9].
Следовательно, основным проблемным вопросом взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей следует считать недостаточную эффективность взыскания задолженности с ИФЛ, образуемой при временном ввозе ТСЛП. Существующий механизм взыскания применяется в судебном порядке, что существенно снижает возможность и оперативность взыскания. В составе механизма недостаточно действенных мер взыскания задолженности, в частности, в нем не предусмотрено использование принятого в ряде зарубежных стран запрета въезда в Россию должнику-ИФЛ, нарушившему правила вывоза транспортных средств.
мероприятия по применению досудебного механизма взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с иностранных физических лиц
По мнению авторов, основной причиной недостаточной эффективности существующего механизма взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с ИФЛ в случае невывоза ТСЛП является отсутствие сведений о местонахождении их имущества или последнего места жительства в РФ. Данная проблема осложняется отсутствием у таможенных органов эффективных способов нахождения временно ввезенных ТСЛП. Ситуация, связанная с применением таможенными органами низкоэффективных способов определения местонахождения ТСЛП, а также с освобождением лица, временно ввезшего ТСЛП, от обязанности по уплате таможенных платежей в результате безвозвратной утраты (хищения) транспортных средств, создает значительные потенциальные риски создания полулегальных схем ввоза транспортных средств без уплаты таможенных платежей с целью перепродажи на запасные части. При наличии коммерческих предложений на современном рынке приобретения автомобилей для разбора на запасные части недобросовестные ИФЛ используют данные полулегальные схемы для собственной выгоды.
В целях решения проблемы взыскания задолженности с ИФЛ предлагается перейти от судебного к досудебному механизму взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей. Такой переход станет возможным в результате включения в механизм двух групп последовательно выполняемых мероприятий по взысканию задолженности:
1) превентивные мероприятия, проводимые с целью устранения причин возникновения задолженности;
2) мероприятия, проводимые в случае возникновения задолженности. Состав предлагаемых мероприятий досудебного механизма взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с ИФЛ представлен на рисунке.
Рис. Предлагаемые мероприятия досудебного механизма взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с ИФЛ
Следует отметить, что предлагаемые мероприятия таможенными органами РФ в настоящее время не применяются.
Превентивные мероприятия предполагают, что ИФЛ при пересечении таможенной границы ЕАЭС на ТСЛП выбирает одно из следующих условий (если лицо планирует вывезти это транспортное средство за пределы РФ в течение одного года):
- заблаговременно внести обеспечение уплаты таможенных и иных платежей, а в случае вывоза ТСЛП в установленные сроки получить соответствующее обеспечение обратно;
- представить в таможенный орган документы, гарантирующие исполнение обязанности по уплате таможенных и иных платежей;
- предоставить таможенным органам в качестве обеспечения уплаты платежей залог своего транспортного средства, которое помещается под таможенную процедуру временного ввоза.
Если ИФЛ откажется выполнить предлагаемые условия, то ему будет отказано во временном ввозе ТСЛП. В качестве документов, гарантирующих исполнение
обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при временном ввозе ИФЛ ТСЛП, могут использоваться: страховая или банковская гарантия, поручительство, залог имущества. Гаранты, выдавшие такие документы, несут перед таможенными органами обязательства по уплате в полном объеме сумм начисленных таможенных и иных платежей. Использование данных документов возможно в течение срока временного ввоза. Предполагается, что таможенные органы фиксируют дату представления этих документов.
Если нет оснований для отказа ИФЛ во временном ввозе ТСЛП, то таможенные органы вносят в информационную систему сведения о документе, представленном в качестве обеспечения, присваивают регистрационный номер и указывают дату окончания срока временного ввоза. Действие документа, представленного в качестве обеспечения, прекращается при вывозе ИФЛ транспортного средства в установленные сроки. Возможность использования ТСЛП в качестве залога позволит таможенным органам в досудебном порядке взыскивать задолженности в случаях нарушения ИФЛ сроков вывоза ТСЛП с территории РФ.
По нашему мнению, в современных условиях значительного увеличения задолженности по уплате таможенных и иных платежей ИФЛ таможенным органам целесообразно установить запрет не только на въезд на территорию РФ ИФЛ, имеющим задолженность, но и на выезд с территории РФ в случае образования задолженности. Данная мера является достаточно эффективной и применяется в таких странах, как Республика Беларусь, Израиль, Республика Казахстан [10].
механизм использования электронных устройств для определения местонахождения транспортных средств для личного пользования
В качестве превентивного мероприятия по взысканию задолженностей в случае их возникновения предлагается установка на транспортное средство ИФЛ при пересечении таможенной границы ЕАЭС электронного устройства, позволяющего определять его местоположение в режиме реального времени.
В дальнейшем с помощью установленного электронного устройства станет возможным осуществлять оперативный поиск транспортных средств, у которых превышен срок пребывания на территории РФ, и определять местонахождение ТСЛП в режиме реального времени. Предлагаемый механизм отслеживания временно ввозимых ИФЛ ТСЛП на основе использования электронных устройств планируется сделать сходным с механизмом отслеживания товаров, перевозимых автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, с использованием электронных пломб. Функциями оператора пломбирования (установления электронных устройств) планируется наделить ООО «Центр развития цифровых платформ» (Оператор), который в настоящее время осуществляет функции оператора пломбирования товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита.
Отличительными особенностями предлагаемого механизма являются:
1) использование современных электронных устройств, позволяющих отслеживать координаты ТСЛП в случае нарушения сроков временного ввоза иностранными гражданами;
2) возможность интеграции с информационными продуктами ФТС России при помещении ТСЛП иностранными гражданами под процедуру временного ввоза, такими как АПС «Пункт пропуска», АС «Авто-Транспорт».
В целях внедрения механизма отслеживания ТСЛП, временно ввозимых иностранными лицами, основанного на использовании современных электронных устройств, предполагается, что:
1) при осуществлении временного ввоза ТСЛП ИФЛ решение о применении и активации электронного устройства будет приниматься должностным лицом таможенного органа после проверки документов, подтверждающих постоянное место жительства ИФЛ, поскольку именно от этого зависит возможность временного ввоза ТСЛП без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
2) при осуществлении временного ввоза ТСЛП иностранными гражданами установка (снятие) электронного устройства будет осуществляться в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
3) установка и активация, снятие и деактивация электронного устройства будут осуществляться сотрудниками Оператора по решению должностных лиц ФТС России;
4) работоспособность и исправность электронного устройства проверяет ответственный сотрудник Оператора перед установкой на транспортное средство;
5) в случае экстренной необходимости снять и деактивировать электронное устройство могут только уполномоченные представители Оператора или должностные лица таможенных органов;
6) самостоятельное снятие электронного устройства ИФЛ будет являться нарушением правил его использования и повлечет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
7) при возникновении неисправности, повреждении или утрате электронного устройства во избежание нарушений порядка его установления, снятия и использования необходимо незамедлительно сообщить об этом Оператору и уведомить ФТС России.
Для обеспечения эффективности предлагаемого механизма целесообразно провести эксперимент и протестировать процедуры сбора, обработки и передачи информации, активации и деактивации электронных устройств, а также скорость реагирования на нарушение срока временного ввоза ТСЛП, временно ввозимых иностранными гражданами. Использование данного механизма контроля за ТСЛП позволит нивелировать случаи образования задолженности по уплате таможенных и иных платежей, поскольку после истечения сроков временного ввоза (возникновения внештатной ситуации) имеется возможность оперативного нахождения ТСЛП и реагирования таможенных органов с возможностью выезда к нарушителю и проведения необходимых мероприятий. Однако применение механизма отслеживания ТСЛП, временно ввозимых ИФЛ, потребует финансовых
затрат как со стороны таможенных органов на закупку соответствующего оборудования, так и со стороны ИФЛ на аренду этого оборудования, а также на установку и снятие с транспортного средства.
заключение
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Исследование динамики состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2014-2020 гг. продемонстрировало, что задолженность по уплате таможенных платежей за данный период снизилась в 1,5 раза, а по уплате пеней - в 4,8 раза. Заметное снижение произошло в 2019 г., когда сумма задолженности сократилась на 22,4 млрд руб. вследствие эффективных мер, принятых таможенными органами. На базе проведенного ретроспективного анализа выявлены положительные тенденции, связанные со снижением общей суммы задолженности по уплате таможенных и иных платежей и увеличением суммы взысканной задолженности. Данным тенденциям противостоит сохранение высокого уровня задолженности по уплате таможенных платежей и пеней при ввозе ТСЛП ИФЛ.
2. Проблемы взыскания задолженности возникают вследствие того, что у таможенных органов нет эффективных механизмов воздействия на ИФЛ. Отличительной особенностью процесса взыскания задолженности с ИФЛ является судебный порядок, который предполагает разбирательство, а также осуществление определенных процессуальных действий. В целях взыскания задолженности по таможенным и иным платежам, связанной с нарушением срока временного ввоза ТСЛП, в адрес должников направляются требования об уплате таможенных платежей. Проведенный анализ показал, что в подавляющем большинстве случаев данные требования об уплате ИФЛ игнорируются. При этом в случае неисполнения таких требований в добровольном порядке работа судебных приставов по принудительному взысканию неуплаченных административных штрафов не представляется возможной, поскольку у должника отсутствуют денежные средства и иное имущество на территории РФ.
3. Мероприятия по применению досудебного механизма взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с физических лиц в РФ, проводимые до и после возникновения задолженности, должны включать:
- установление запрета на выезд с территории РФ ИФЛ, которые имеют задолженность по уплате таможенных и иных платежей;
- выбор ИФЛ одного из следующих способов обеспечения уплаты таможенных и иных платежей при въезде на территорию РФ:
заблаговременное внесение обеспечения уплаты таможенных и иных платежей, а в случае вывоза ТСЛП в установленные сроки - обратное получение соответствующего обеспечения;
представление в таможенный орган документов, гарантирующих исполнение обязанности по уплате таможенных и иных платежей;
предоставление таможенным органам в качестве обеспечения уплаты платежей залога своего транспортного средства, которое помещается под таможенную процедуру временного ввоза;
- установление на ТСЛП ИФЛ электронного устройства, позволяющего определять местонахождение этого транспортного средства в режиме реального времени и осуществлять оперативный поиск ТСЛП ИФЛ, у которых превышен срок пребывания на территории РФ.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Решение коллегии Счетной палаты РФ от 21.07.2016 № 38K «О результатах контрольного мероприятия „Проверка деятельности таможенных органов по учету, взысканию и списанию задолженности по таможенным платежам при ввозе колесных транспортных средств в 2015 году и истекшем периоде 2016 года (при необходимости в более ранний период)"».
2. Давыдов Р. В. Реформирование системы таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 9-19.
3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
4. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России «Таможенная служба Российской Федерации в 2020 году» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru.
5. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России «Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru.
6. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России «Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru.
7. Отчет коллегии Счетной палаты РФ о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности таможенных органов по соблюдению порядка и условий при помещении декларантами товаров под отдельные таможенные процедуры в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года».
8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).
9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 № 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования» (вместе с «Порядком заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации»).
10. Механизм взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с физических лиц: отчет о НИР / Российская таможенная академия; науч. рук. Ю. И. Сомов. Люберцы, 2021. 183 с.
Информация об авторах
Сомов Юрий Иванович - кандидат военных наук, заместитель директора научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: y.somov@cus-toms-academy.ru, тел.: 8 (916) 230-38-06;
Михайленко Тамара Дмитриевна - доктор филологических наук, профессор, начальник отдела научно-информационных исследований в таможенном деле научно-
исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: t.mihajlenko@customs-academy.ru, тел.: 8 (495) 500-13-01;
Новиков Сергей Владимирович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела исследования проблем в теории и практике таможенного контроля, товарной номенклатуры, экспертизы и торговых ограничений научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: s.novikov@customs-academy.ru, тел.: 8 (915) 284-75-88.
конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования
Сомов Ю. И., Михайленко Т. Д., Новиков С. В. Совершенствование механизма взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с физических лиц в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 62-72.
УДК 339.5
DOI 10.54048/20727240_2022_02_72
актуальные вопросы идентификации и экспертизы табака жевательного в таможенных целях
А. р. Алискеров1, о. в. павленко2, в. г. пшеничникова3
1 Экспертно-криминалистическая служба - региональный филиал Центрального экспертно-криминали-стического таможенного управления г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
2 Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
3 Экспертно-криминалистическая служба - филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Брянск, Российская Федерация
Аннотация. В статье затрагиваются вопросы идентификации некурительных табачных изделий: сосательного табака - снюса и жевательного табака; приводятся определения этих терминов согласно действующим нормативным правовым документам. Под видом жевательного табака на территорию Российской Федерации ввозится снюс, ввоз которого запрещен. В статье выявляется проблема идентификации жевательного табака при производстве таможенной экспертизы. На примере экспериментальных образцов рассматриваются особенности ручного и машинного рассева и влияние состава фракций табачного сырья и влажности некурительного табачного изделия на фракционный состав изделия; доказывается наличие недостатков в методе определения фракционного состава по ГОСТ Р 58553-2019.
Ключевые слова: табачная продукция, табак жевательный, табак сосательный (снюс), некурительные табачные изделия, фракционный состав, идентификация, таможенная экспертиза.
© Алискеров А. Р., Павленко О. В., Пшеничникова В. Г., 2022