Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВВОЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС'

АНАЛИЗ ВВОЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРЫ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / ИМПОРТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов А. А., Сергеев А. В., Глазков М. А.

При ввозе транспортных средств физическими лицами необходимо провести определённые операции, такие как уплата таможенных платежей и таможенный контроль. В статье проводится анализ уплаты таможенных платежей в отношении легковых автомобилей для личного пользования, по результатам которого приводятся проблемы, которые связаны с ввозом автомобилей физическими лицами. В заключении приводятся дальнейшие пути развития ввоза легковых автомобилей, а также нововведения для ввоза транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов А. А., Сергеев А. В., Глазков М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF IMPORTATION OF VEHICLES FOR PERSONAL USE INTO THE EAEU CUSTOMS TERRITORY

When importing vehicles by individuals, it is necessary to carry out certain operations, such as payment of customs duties and customs control. The article analyzes the payment of customs duties in relation to cars for personal use, the results of which are the problems that are associated with the import of cars by individuals. In conclusion, further ways of developing the import of cars, as well as innovations for the import of vehicles are given.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВВОЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС»

АНАЛИЗ ВВОЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС

А.А. Иванов, студент А.В. Сергеев, студент М.А. Глазков, студент

Научный руководитель: И.В. Гомон, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-4-149-151

Аннотация. При ввозе транспортных средств физическими лицами необходимо провести определённые операции, такие как уплата таможенных платежей и таможенный контроль. В статье проводится анализ уплаты таможенных платежей в отношении легковых автомобилей для личного пользования, по результатам которого приводятся проблемы, которые связаны с ввозом автомобилей физическими лицами. В заключении приводятся дальнейшие пути развития ввоза легковых автомобилей, а также нововведения для ввоза транспортных средств.

Ключевые слова: товары для личного пользования, легковые автомобили, импорт, таможенные платежи, таможенные органы.

Физические лица все чаще ввозят иностранные автомобили на таможенную территорию Союза. Важно помнить, что при таком перемещении физическое лицо обязано декларировать транспортное средство без помещения под таможенную процедуру, так как данное перемещение входит в неторговый оборот, а также уплатить таможенные платежи [1].

К таможенным платежам в отношении транспортных средств относят:

1. Таможенные пошлины и налоги по единым ставкам;

2. Сбор за таможенные операции;

3. Утилизационный сбор.

Таможенные платежи в отношении транспортных средств физических лиц зависят от даты выпуска товаров. Таможенные платежи в отношении автомобилей до 3х лет зависят от стоимости и объема двигателя, свыше трех лет - только от объема двигателя.

За последние несколько лет существенно увеличилось количество ввезенных автомобилей физическими лицами. Динамика уплаты таможенных платежей в отношении легковых автомобилей для личного пользования представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика сумм таможенных платежей при ввозе легковых автомобилей физическими лицами в 2019-2021 гг., млрд.руб. [2]

По данным из рисунка 1 можно увидеть, что суммы таможенных платежей при ввозе легковых автомобилей физическими лицами за 3 года имеют тенденцию к росту. Так, в 2021 году сумма таможенных платежей составила 38,3 млрд. рублей, что на 12,9 млрд. больше по сравнению с 2020 годом и на 16,6 млрд. больше по сравнению с 2019 годом.

На такую динамику повлияло увеличение ввозимых автомобилей физическими лицами, а также увеличение ставок таможенных сборов за совершение таможен-

ных операций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 N 342 (ред. от 26.04.2022) «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров».

Целесообразно выделить место таможенных платежей в отношении легковых автомобилей в общей структуре таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования за 3 года. Данные приведены на рисунке 2.

Ж

100% 98% 90% 94% 92% 90% 33% 86% 84% 32% 80%

12,8

87,2

2019г. ■ легковые автомобили

12,1

87,9

2020г. 2021г.

■ иные категории товаров для личного гользования

Рис. 2. Место таможенных платежей в отношении легковых автомобилей для личного пользования в общей структуре таможенных платежей для личного пользования, в %

На протяжении трех лет удельный вес платежей в отношении личных автомобилей практически ее изменился и колебался с 87,2 до 87,9%. Таким образом, таможенные платежи в отношении легковых автомобилей для личного пользования занимают большую часть в структуре таможенных платежей для личного пользования. Это приводит к выводу, что контроль за уплатой таможенных платежей крайне важен и нуждается в модернизации и совершенствовании [3].

Эксперты выделяют следующие проблемные вопросы при ввозе транспортных средств физическими лицами:

1. Первой проблемой, которая встречается не только при ввозе автомобилей, можно назвать предоставление недостоверных данных о ввозимом автомобиле с целью снижения уплачиваемых таможенных платежей;

2. Второй проблемой эксперты выделяют долгое таможенное оформление и

дальнейшие таможенные операции, связанные с выдачей государственного номера и ПТС;

3. Третьей проблемой можно назвать существующие неудобства при помещении физическим лицом транспортного средства под таможенную процедуру таможенного транзита [4].

К нововведениям, касающимся ввоза автомобилей физическими лицами, можно назвать увеличение ставок таможенных сборов с августа 2020 года. Так, если минимальное значение таможенного сбора за таможенные операции до августа составляло 500 рублей, то Постановлением Правительства №342 минимальным значением таможенного сбора составляет 775 рублей за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. рублей включительно.

После событий весной 2022 года, некоторые иностранные компании, которые производили автомобили в России, ушли с

внутреннего рынка, большую популяр- вать без устройств вызова экстренных ность набирает параллельный импорт, ко- служб «ЭРА-ГЛОНАСС», в связи со сбоя-торый предусматривает ввоз автомобиля ми в обслуживании и проблемой с ком-или иных товаров через третью страну, а плектующими у отечественных произво-не напрямую от поставщика. дителей. Такой порядок регистрации

Также Правительство РФ изменило транспортного средства будет действовать действующий порядок регистрации им- до 1 февраля 2023 года. портных автомобилей, согласно Постанов- Таким образом, ввоз иностранных ав-

лению Правительства РФ от 15.07.2022 томобилей для личного пользования на N 1269 «О внесении изменений в Правила таможенной территории Союза является применения обязательных требований в важным инструментом для пополнения отношении отдельных колесных транс- доходной части бюджета и требует де-портных средств и проведения оценки их тального рассмотрения и соблюдения всех соответствия» [5]. Теперь ввезенные авто- необходимых мероприятий. мобили из третьих стран можно использо-

Библиографический список

1. Гомон И.В., Волкова К.А. Анализ применения таможенных платежей в отношении легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №12-1.

2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossij skoj -federaczii

3. Гомон И.В., Осипов В.И., Молотков И.И. Особенности таможенного контроля транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №12-1.

4. Гомон И.В., Мустафина К.И., Плахова А.А. Оценка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования различными видами транспортных средств // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №11-3.

5. Постановление Правительства РФ от 15.07.2022 N 1269 «О внесении изменений в Правила применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_422351/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf 4994ee5633b/?ysclid=lazqt1rhrz717622858

ANALYSIS OF IMPORTATION OF VEHICLES FOR PERSONAL USE INTO THE

EAEU CUSTOMS TERRITORY

A.A. Ivanov, Student

A.V. Sergeev, Student

M.A. Glazkov, Student

Supervisor: I.V. Gomon, Associate Professor

Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky

(Russia, Kaluga)

Abstract. When importing vehicles by individuals, it is necessary to carry out certain operations, such as payment of customs duties and customs control. The article analyzes the payment of customs duties in relation to cars for personal use, the results of which are the problems that are associated with the import of cars by individuals. In conclusion, further ways of developing the import of cars, as well as innovations for the import of vehicles are given.

Keywords: goods for personal use, cars, imports, customs payments, customs authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.