Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ВВОЗИМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС'

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ВВОЗИМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ИМПОРТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ / СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР / АКЦИЗ / НДС / ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомон И.В., Волкова К.А.

При ввозе на таможенную территорию Союза легковых автомобилей применяется перечень нормативных актов, инструкций, федеральных законов, регулирующих данный порядок. В статье рассмотрены динамика импорта легковых автомобилей за 2018-2020 гг., таможенные платежи и налоги в отношении легковых автомобилей, ввозимых на территорию Союза. Намечены основные причины сокращения ввоза легковых автомобилей физическими лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гомон И.В., Волкова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF CUSTOMS DUTIES IN RELATION TO PASSENGER CARS IMPORTED BY INDIVIDUALS INTO THE CUSTOMS TERRITORY OF THE EAEU

When importing passenger cars into the customs territory of the Union, a list of regulations, instructions, and federal laws regulating this procedure is applied. The article examines the dynamics of passenger car imports for 2018-2020, customs payments and taxes in respect of passenger cars imported into the territory of the Union. The main reasons for the reduction in the import of passenger cars by individuals are outlined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ВВОЗИМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС»

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ВВОЗИМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС

И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент К.А. Волкова, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-1-156-160

Аннотация. При ввозе на таможенную территорию Союза легковых автомобилей применяется перечень нормативных актов, инструкций, федеральных законов, регулирующих данный порядок. В статье рассмотрены динамика импорта легковых автомобилей за 2018-2020 гг., таможенные платежи и налоги в отношении легковых автомобилей, ввозимых на территорию Союза. Намечены основные причины сокращения ввоза легковых автомобилей физическими лицами.

Ключевые слова: таможенные платежи, импорт легковых автомобилей, ставки таможенных пошлин, утилизационный сбор, акциз, НДС, таможенные сборы за таможенные операции.

На территорию Евразийского экономического союза ежегодно ввозится огромное количество легковых автомобилей. Стоит отметить, что именно ввоз легковых автомобилей на территорию ЕАЭС вызывает наибольший интерес. Поэтому можно определить по каким причинам происходит увеличение количества ввозимых легковых автомобилей. Причины могут быть

разными, например: некоторые лица убеждены, что импортные автомобили более качественные, кто-то покупает во время путешествий [8]. Для того, чтобы понять изменения при импорте автомобилей, необходимо рассмотреть динамику ввоза легковых автомобилей на территорию ЕАЭС в период 2018-2020 гг. [1; 2; 3].

Таблица 1. Динамика импорта легковых автомобилей ^ за 2018-2020 гг.

Наименование 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменения (+/-) по сравнению с

2018 г. 2019 г.

Импорт легковых автомобилей (ед.) 293 100 302 500 243 200 - 49 900 - 59 300

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что импорт легковых автомобилей на территорию ЕАЭС в 2020 году сократился на 49,9 тыс. машин, по сравнению с 2018 годом, и на 59,3 тыс. машин по сравнению с 2019 годом соответственно. В 2020 году началась пандемия СОУГО-19 из-за которой границы фактически были закрыты для импорта и экспорта в том числе, поэтому снижение данного показателя можно объяснить именно этим явлением.

Любой импортируемый легковой автомобиль, в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, подлежит декларированию и непо-

средственной уплате соответствующих налогов и пошлин, за исключением помещаемых под таможенную процедуру транзита. При таможенном декларировании, лицо, декларирующее легковой автомобиль, помещает данный транспорт под одну из нескольких процедур: свободное обращение, временный ввоз.

Также за нарушение порядка ввоза на территорию ЕАЭС легковых автомобилей, физические лица будут нести административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Таможенные платежи уплачиваются при таможенном декларировании товаров при перемещении товаров, (авто) - мото-

транстпортных средств и денежных инструментов, по единым ставкам.

Стоимостью автомобиля является рыночная цена продажи автомобиля. Цена может быть определена на основании полученных результатов от производителя или указанных в специальных каталогах.

В отношении легковых автомобилей, ввозимых на территорию Союза, применяются таможенные платежи. Основой для их исчисления являются следующие критерии [9]:

1. Календарная дата выпуска автомобиля;

2. Полная таможенная стоимость;

3. Рабочий объем двигателя.

К уплачиваемым таможенным платежам относят:

1. Таможенную пошлину, рассчитываемую исходя из ставок, в зависимости от возраста автомобиля;

2. Сбор за таможенные операции;

3. Утилизационный сбор.

Для исчисления таможенной пошлины применяются следующие процентные ставки в зависимости от таможенной стоимости транспортного средства, которые установлены Приложением №2 к Решению совета ЕЭК от 20.12.17 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» [6].

Таблица 2. Ставки таможенной пошлины на автомобили младше 3-х лет в евро за 20182020 гг.

Таможенная стоимость, руб. Ставка таможенной пошлины (% от таможенной стоимости или Евро/1 куб.см рабочего объема двигателя )

2018 - 2020 г.

До 325 000 54% но не менее 2,5 евро /1 куб.см.

325 000 - 650 000 48%, но не менее 3,5 Евро/1 куб.см.

650 000 - 1 625 000 48%, но не менее 5,5 Евро/1 куб.см.

1 625 000 - 3 250 000 48%, но не менее 7,5 Евро/1 куб.см.

3 250 000 - 6 500 000 48%, но не менее 15 Евро/1 куб.см.

Более 6 500 000 48%, но не менее 20 Евро/1 куб.см.

Ставка таможенной пошлины на автомобили старше 3-х лет устанавливается в евро исходя из объема двигателя (1,0 л = 1 000 см.куб) [6]. Следует отметить, что ставки таможенной пошлины могут исчисляться, как адвалорной таможенной пошлиной, так и специфической. Таможенный орган, при исчислении пошлины

обязан выбрать наибольшее получившиеся число. Ставки таможенной пошлины на автомобили старше 3-х лет также установлены Приложением №2 к Решению совета ЕЭК от 20.12.17 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Таблица 3. Ставки таможенной пошлины на автомобили от 3-х лет в евро за 20182020 гг.

Объем двигателя куб.см. Ставка таможенной пошлины в евро/1 куб.см

2018-2020 г.

3-5 лет Старше 5-ти лет

не превышает 1000 куб.см 1,5 Евро/1 куб.см 3 Евро/1 куб.см

более 1000 куб.см, но не превышает 1500 куб.см 1,7 Евро/1 куб.см 3,2 Евро/1 куб.см

более 1500 куб.см, но не превышает 1800 куб.см 2,5 Евро/1 куб.см 3,5 Евро/1 куб.см

более 1800 куб.см, но не превышает 2300 куб.см 2,7 Евро/1 куб.см 4,8 Евро/1 куб.см

более 2300 куб.см, но не превышает 3000 куб.см 3 Евро/1 куб.см 5 Евро/1 куб.см

более 3000 куб.см 3,6 Евро/1 куб.см 5,7 Евро/1 куб.см

Также пи ввозе на территорию ЕАЭС легкового автомобиля необходимо уплатить утилизационный сбор, ставки которого зависят от возраста автомобиля. Данный таможенный платеж установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном

сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" [7]. Рассмотрим данный платеж в следующей таблице.

Таблица 4. Ставки утилизационного сбора при ввозе легкового автомобиля на террито-

рию ЕАЭС в 2018-2020 гг.

Возраст автомобиля Утилизационный сбор, руб.

До 3-х лет 2 000

Старше 3-х лет 3 000

Также еще одним обязательным платежом при перемещении легковых автомобилей является акциз, ставки которого изменяются, что нельзя сказать о других таможенных платежах, в таблице 5 пред-

ставлены ставки по акцизам за период 2018-2020 годы, которые прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации [4].

Таблица 5. Налоговые ставки по акцизам на легковые автомобили в 2018-2020 гг.

Легковые автомобили с мощностью двигателя Налоговая ставка (в % или рублях за единицу измерения)

2018 г. 2019 г. 2020 г.

до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно; 0 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно; 45 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 47 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 49 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.);

свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 150 кВт (200 л. с.) включительно; 437 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 454 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 472 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)

150 кВт (200 л. с.) и до 225 кВт (300 л. с.) включительно; 714 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 743 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 773 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)

свыше 225 кВт (300 л. с.) и до 300 кВт (400 л. с.) включительно; 1 218 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 267 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 317 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

свыше 300 кВт (400 л. с.) и до 375 кВт (500 л. с.) включительно; 1 260 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 310 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 363 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)

свыше 375 кВт (500 л. с.) 1 302 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 354 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.) 1 408 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)

Налог на добавленную стоимость уплачивается по ставке 20% от таможенной стоимости товаров. Немаловажным также является сбор за таможенные операции, который также входит в обязательный таможенный платеж, который указывается в Постановлении Правительства Российской

Федерации от 26 марта 2020 г. N 342"О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров". Характеристика данного таможенного платежа представлена в таблице 6 [5].

Таблица 6. Ставки сбора за таможенное оформление в отношении легкового автомобиля в 2018-2020 гг.

Таможенная стоимость, руб. Размер ставок сборов за таможенное оформление в руб.

2018 г. 2019 г. 2020 г.

До 200 000 500 500 775

200 000 - 450 000 1 000 1 000 1 550

450 000 - 1 200 000 2 000 2 000 3 100

1 200 000 - 2 700 000 5 500 5 500 8 530

2 700 000 - 4 200 000 7 500 7 500 12 000

4 200 000 - 5 500 000 7500 7 500 15 500

5 500 000 - 7 000 000 20 000 20 000 20 000

7 000 000 - 8 000 000 20 000 20 000 23 000

8 000 000 - 9 000 000 20 000 20 000 25 000

9 000 000 - 10 000 000 20 000 20 000 27 000

Более 10 000 000 30 000 30 000 30 000

Подводя итог, стоит отметить, что в закрыты месяцами из-за чего ввоз легково-2020 году ввоз легковых автомобилей, по го автомобиля был просто невозможен по сравнению с 2018 и 2019 годом, сократил- понятным причинам. Также отмечается ся, на что могли повлиять сразу несколько значительный рост ставок по таможенным факторов. Без всякого сомнения, 2020 год платежам в 2020 году, что также может известен в первую очередь пандемией затруднить ввоз легкового автомобиля на СОУГО-19, на фоне которой границы были территорию ЕАЭС навсегда.

Библиографический список

1. Импорт России важнейших товаров за январь-декабрь 2018 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/1049049381/ (дата обращения 10.10.2021).

2. Импорт России важнейших товаров за январь-декабрь 2019 год - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/1049049381/ (дата обращения 10.10.2021).

3. Импорт России важнейших товаров за январь-декабрь 2019 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/federal/document/267169 (дата обращения 10.10.2021).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. 02.07.2021).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 г. N 342"О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров".

6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 (ред. от 28.05.2019, с изм. от 29.04.2020) "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".

7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 (ред. от 24.06.2021) "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора");

8. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

9. Тимофеева Е.Ю. Таможенные платежи: учебное пособие для вузов / Е.Ю. Тимофеева; под редакцией Т.С. Кулаковой. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Интермедия, 2019. - 432 с.

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF CUSTOMS DUTIES IN RELATION TO PASSENGER CARS IMPORTED BY INDIVIDUALS INTO THE CUSTOMS

TERRITORY OF THE EAEU

I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor K.A. Volkova, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. When importing passenger cars into the customs territory of the Union, a list of regulations, instructions, and federal laws regulating this procedure is applied. The article examines the dynamics of passenger car imports for 2018-2020, customs payments and taxes in respect of passenger cars imported into the territory of the Union. The main reasons for the reduction in the import of passenger cars by individuals are outlined.

Keywords: customs payments, import of passenger cars, rates of customs duties, recycling fee, excise duty, VAT, customs fees for customs operations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.