Научная статья на тему 'Правовое регулирование механизма взыскания таможенных платежей: современное состояние'

Правовое регулирование механизма взыскания таможенных платежей: современное состояние Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
579
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные платежи / таможенная пошлина / таможенные споры / порядок и сроки уплаты таможенных платежей / взыскание таможенных платежей / customs payments / customs duty / customs disputes / procedure and terms of customs payments / collection of customs payments

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.В. Чепурная, М.Г. Холкина

Освещаются основные направления регулирования механизма взыскания таможенных платежей, проведен анализ правоприменительной практики, выявлены основные категории споров, дана общая оценка состояния правового регулирования механизма взыскания таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of the Mechanism of Collecting Customs Payments: Current State

The main directions of regulation of the mechanism of collecting customs payments are highlighted, an analysis of law enforcement practice is carried out, the main categories of disputes are identified, and a general assessment of the state of legal regulation of the mechanism of collecting customs payments is given.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование механизма взыскания таможенных платежей: современное состояние»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

УДК 342.98

БСИ 10.24412/1815-0683-2022-3-117-123 И. В. ЧЕПУРНАЯ*, М. Г. ХОЛКИНА*

Правовое регулирование механизма взыскания таможенных платежей: современное состояние

Освещаются основные направления регулирования механизма взыскания таможенных платежей, проведен анализ правоприменительной практики, выявлены основные категории споров, дана общая оценка состояния правового регулирования механизма взыскания таможенных платежей.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенная пошлина, таможенные споры, порядок и сроки уплаты таможенных платежей, взыскание таможенных платежей.

ЧЕПУРНАЯ Ирина Владимировна -кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. chepurnaja.irina@vfrta.ru.

CHEPURNAYA I. V. - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Civil Law.

ХОЛКИНА Марина Геннадьевна -кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. kholkina.marina@vfrta.ru.

KHOLKINA M. G. - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Civil Law.

I. V. CHEPURNAYA, M. G. KHOLKINA Legal Regulation of the Mechanism of Collecting Customs Payments: Current State

The main directions of regulation of the mechanism of collecting customs payments are highlighted, an analysis of law enforcement practice is carried out, the main categories of disputes are identified, and a general assessment of the state of legal regulation of the mechanism of collecting customs payments is given.

Keywords: customs payments, customs duty, customs disputes, procedure and terms of customs payments, collection of customs payments.

Таможенные платежи составляют значительную долю в формировании государственного бюджета Российской Федерации, она составляет более 40 % его доходной части [5].

На современном этапе особенности уплаты таможенных пошлин в России регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

- Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, вступившим в силу 01.01.2018;

- Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС);

- Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Закон № 311-Ф3);

- Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (Закон № 289-ФЗ), во многом дублируя нормы ранее действовавшего законодательства.

Исчерпывающий перечень видов таможенных платежей содержится в ст. 46 ТК ЕАЭС. При ввозе товаров через таможенную границу Союза уплачивается ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акциз, таможенные сборы за таможенные операции, а при вывозе товаров -вывозная таможенная пошлина. ТК ЕАЭС также отмечает, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины подлежат уплате при введении в Союзе мер защиты внутреннего рынка. Исчисление и уплата последних осуществляется в порядке, установленном ТК ЕАЭС для исчисления и уплаты ввозных пошлин (ст. 71 ТК ЕАЭС).

Плательщиками таможенных платежей согласно ст. 50 ТК ЕАЭС являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. К иным лицам относятся: таможенный перевозчик, таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор.

Действующим российским законодательством предусмотрена солидарная ответственность иных лиц с декларантом при наступлении обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать ее исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. На практике солидарная ответственность иных обязанных лиц выражается в том, что уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов и пеней таможенным органом может быть направлено как декларанту или таможенному представителю, так и обоим указанным лицам.

Таможенным законодательством установлены случаи, исключающие солидарную ответственность иных лиц с декларантом. В частности, рассматривая один из споров, связанных с обжалованием, по заявлению ООО «СИНТЕХ» (таможенного представителя) к таможенной службе о признании незаконными уведомлений таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, суды не установили предусмотренных ст. 405 ТК ЕАЭС оснований для возникновения у общества солидарной

обязанности по уплате таможенных платежей, в связи с чем удовлетворили требования заявителя. Формулируя данный вывод, суды исходили из того, что общество не могло фактически и не обязано было в силу закона контролировать использование товаров по назначению, поэтому ответственность за уплату таможенных платежей может быть возложена только на собственника товаров - декларанта1.

Обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер уплаченных денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных платежей на установленный законом момент зачисления указанных сумм (ст. 30 Закона № 289-ФЗ, ст. 117 Закона № 311-ФЗ).

Что касается сроков уплаты таможенных платежей, то все они должны быть уплачены до выпуска товара, что в целом упрощает декларанту процедуру подачи таможенной декларации на товары. Сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с ТК ЕАЭС (ст. 57), Законом № 289-ФЗ и законодательством Российской Федерации.

Применяемые в ходе выпуска товаров (завершающей стадии производства таможенного оформления), а также после выпуска формы таможенного контроля (проверка документов и сведений, таможенная проверка) служат своеобразным инструментом обеспечения исполнения базовой обязанности декларанта - уплатить таможенные платежи [3].

Общий порядок определения сроков исполнения обязанностей, в том числе по уплате таможенных платежей, подчиняется общим правилам, установленным гражданским законодательством. Так, согласно ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок также может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Стратегия развития таможенной службы до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р, в качестве одного из целевых ориентиров развития (целевой ориентир № 4) оптимизации процедуры уплаты и администрирования таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, предусматривает:

- самостоятельное управление плательщиками таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные

1 Определение Верховного суда РФ от 19.04.2021 № 305-ЭС21-3617 по делу № А40-323685/19-149-2660. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

органы, своими денежными средствами, отраженными на едином лицевом счете;

- полномасштабное электронное взаимодействие таможенных органов с плательщиками при осуществлении операций по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

- автоматизацию таможенных операций по администрированию денежных средств, поступающих на счета Федерального казначейства и предназначенных для уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и администрированию обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Например, уже в настоящее время участник внешнеэкономической деятельности может осуществить удаленную уплату таможенных платежей. Для этого, в частности, используется таможенная карта непосредственно в момент таможенного декларирования товаров на территории Российской Федерации. Кроме того, с 1 августа 2021 г. уплата таможенных и иных платежей осуществляется только путем внесения на лицевой счет плательщика авансовых платежей (по коду бюджетной классификации, установленному для авансовых платежей) и последующего распоряжения такими авансовыми платежами в счет уплаты определенных видов платежей [4].

Обращает на себя также тот факт, что согласно плану мероприятий на период 2021-2024 гг. по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. основные изменения касаются совершенствования процесса именно взыскания неуплаченных таможенных платежей. В этих целях предусмотрено проведение следующих мероприятий:

- издание правового акта Банка России, который позволит сократить время взыскания задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов и пени и обеспечить своевременность и полноту формирования доходов федерального бюджета.

- разработка ФТС России совместно с другими ведомствами (например, с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ФНС России и Рос-авиацией) технологических карт межведомственного взаимодействия или соглашения об информационном обмене в качестве алгоритмов действий, позволяющих цифровизовать процесс поиска и последующего ареста имущества должника, повысить оперативность принятия таможенными органами мер, направленных на обеспечение взыскания задолженности.

Так, в настоящее время действует общий срок исковой давности, установленный гражданским законодательством по предъявлению требований по уплате таможенных платежей, равный трем годам, по истечении которых долги по таможенным платежам не взыскиваются в судебном порядке. А в ст. 82 Закона № 289-ФЗ предусмотрены еще несколько оснований,

по которым неуплаченные таможенные платежи могут быть признаны безнадежными к взысканию. К ним, например, можно отнести:

- ликвидацию плательщика - юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, на территории которого он был зарегистрирован;

- признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, на территории которого он был зарегистрирован.

Вышеизложенные основания «освобождения» от уплаты таможенных платежей порой позволяют недобросовестным участникам уклониться от обязанности по уплате таможенных платежей.

В свою очередь, полагаем, что межведомственное взаимодействие и информационный обмен, безусловно, повысит оперативность принятия таможенными органами мер, направленных на обеспечение взыскания задолженности, и сократит количество дел по признанию неуплаченных платежей безнадежными или выходящими за рамки общего срока исковой давности.

Так, на 1 января 2021 г. из общей суммы дебиторской задолженности сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней составило 27 417 774,95 тыс. руб., в том числе по таможенным платежам - 23 426 760,21 тыс. руб., по пеням - 3 991 014,73 тыс. руб. По сравнению с 1 января 2020 г. сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней увеличилась на 2,47 % [2].

Судебные споры, связанные с взысканием таможенных платежей, как правило, возникают не только в случае взыскания по результатам таможенных проверок, но и в ходе добровольного исполнения обязанностей плательщиками, а также в случаях возврата излишне уплаченных платежей. Причинами разбирательств могут послужить действия сотрудников таможенных органов, бездействие самих плательщиков как в рамках административной системы защиты, так и судебной.

Современное состояние взыскания таможенных пошлин и налогов можно проиллюстрировать на примере деятельности Дальневосточного таможенного управления за период с 2019 по 2022 г. (на 27.05.2022). Так, на основании статистических данных Арбитражного суда Приморского края, представленных на рисунке, в среднем в Арбитражном суде Приморского края ежегодно рассматривается порядка 140 исков о взыскании таможенных платежей.

В 2019 г. всего было рассмотрено 131 дело, на общую сумму, присужденную к взысканию, 1 896 501 руб.; в 2020 г. всего было рассмотрено 122 дела, на общую сумму, присужденную к взысканию, 4 033 682 руб.; в 2021 г. всего было рассмотрено 190 дел, на общую сумму, присужденную к взысканию, 5 682 963 руб.; по состоянию на 27.05.2022 за 2022 г. было рассмотрено 92 дела,

на общую сумму, присужденную к взысканию, 4 511 553 руб. С 01.01.2019 по 27.05.2022 всего рассмотрено дел - 532, общая сумма взысканий - 16 124 699 руб.

200 -

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Статистика рассмотренных арбитражных дел Арбитражным судом Приморского края по искам о взыскании таможенных платежей

Анализ судебных дел позволяет выделить основные категории споров:

1. Споры об обжаловании уведомлений таможенных органов о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, процентов и пени и решений таможенных органов о бесспорном взыскании таможенных платежей. Данная категория споров является достаточно распространенной. В большинстве случаев суд поддерживает позицию таможенных органов.

2. Споры о возврате излишне уплаченных и (или) взысканных сумм таможенных платежей и процентов в связи с корректировкой таможенной стоимости. Анализ судебной практики по данной категории дел показывает, что большое число таких споров касаются решения вопросов отнесения информации, на основании которой устанавливается таможенная стоимость, достоверной и документально подтвержденной.

3. Споры о возврате излишне уплаченных и (или) взысканных сумм таможенных платежей и процентов в связи классификацией товаров.

Согласно анализу судебной практики, проведенному ФТС России, основными причинами, по которым решения таможенных органов признаются неправомерными, являются:

- недостаточная обоснованность выводов таможенного эксперта;

- неполнота выводов таможенного эксперта [1].

Подводя итоги, отметим, что основным блоком совершенствования работы таможенных органов в области осуществления фискальной функции в условиях цифровизации является планомерное внедрение цифровых технологий по взысканию таможенных платежей, полная автоматизация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и возможность своевременного погашения задолженностей. Со стороны таможенных органов данная возможность обеспечивается за счет автоматической диспетчеризации и автоматического формирования всех операций по движению денежных средств, конкретнее: автозачеты, автовозвраты, автоматическое погашение задолженности [6].

Положительной тенденцией является обобщение и анализ судебной практики по наиболее распространенным категориям таможенных споров как на уровне регионов, так и на федеральном уровне, что позволяет выявлять проблемы правоприменения, пробелы в законодательстве, а также оценить качество работы таможенных органов и избежать ошибок в толковании правовых норм.

Список литературы

1. Анализ судебной практики по делам об оспаривании решений таможенных органов о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, принятых на основании заключений таможенных экспертов: информация ФТС России. URL: http://customs.ru (дата обращения: 31.07.2022).

2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 год в Федеральной таможенной службе (153) (руководитель Федеральной таможенной службы В. И. Булавин): утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 26.04.2021. URL: https://ach.gov.ru/upload/ pdf/budget/grbs-2020/Заключение%20ФТС.pdf. (дата обращения: 31.07.2022).

3. Матвиенко Г. В. Реализация правового статуса декларанта - плательщика таможенных платежей в свете судебных решений // Вопросы экономики и права. 2020. № 5. С. 36-43.

4. О порядке уплаты таможенных платежей с 1 августа 2021 г. URL: https:// www.alta.ru/news/82778/ (дата обращения: 31.07.2022).

5. Сенотрусова С., Свинухов В. Правовое регулирование порядка и сроков уплаты таможенных платежей // Право и экономика. 2015. № 11. С. 63-69.

6. ФТС России на МТФ-2019: «Понимаем, что вопрос погашения задолженности - актуальный и болезненный»: выступление заместителя руководителя ФТС России Елены Ягодкиной // Сетевое издание Customsforum. 01.11.2019. URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/213226?print=1 (дата обращения: 31.07.2022).

© Чепурная И. В., Холкина М. Г., 2022 © Chepurnaya I. V., Kholkina M. G., 2022

Для цитирования:

Чепурная И. В., Холкина М. Г. Правовое регулирование механизма взыскания таможенных платежей: современное состояние // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 3(100). С. 117-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.